Kuban картинки, Фотографии и изображения

#81513800 — July morning on a hill slope, bright beams of the sun have lit..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#80251317 — Closeup of fresh, red poppy flowers on a green field, in the..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#96949388 — Krasnodar, RUSSIA — AUGUST 18, 2015: the Monument to Empress..

Редакционное

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#39337460 — The river Kuban in Krasnodar region, Russia

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#86250837 — sunflower, tends, earth, full, seeds, mature, seed, blue, sky,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#92084853 — Field of rice in the rice paddies. Rice cultivation in temperate..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#82805866 — branch with ripering apples in garden

ru.123rf.com

Персональный сайт — КУБАНОВЕДЕНИЕ

 

История

 

www.cossackdom.com — история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр. www.arcaucasica.ru/treasure/treasure — археология и древнее искусство Северного Кавказа, фото археологических находок (ювелирных изделий, украшений, предметов быта, монет). http://school40.kubannet.ru/ — история Кубани: древняя Кубань, культура Кубани, запорожские казаки на Кубани, архитектура Краснодара, музеи Краснодара. http://krasnodar.bip.ru — Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани. http://kuban.retroportal.ru/index.html — хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII- XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевыхгосударственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев. http://kubankazak.narod.ru/index.htm — «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев(1708 г. — конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов — историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия «некрасовцы», периодизация некрасовской истории и т.д.

 

Наука

 

http://kalinki.ru/index.php — последние новости кубанской науки: семинары, конференции, статьи. http://www.kubagro.ru/s/ — наука в Кубанском Государственном Аграрном Университете. http://krasnodar.online.ru/obrazov.htm — образовательные учреждения Краснодарского края: университеты, академии, институты, колледжи и техникумы, профессиональные училища, специализированные школы.

 

Литература

 

http://pushkin.kubannet.ru/kraeved — сайт Краснодарской краевой научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Литература о Кубани, краснодарский край в произведениях художественной литературы. Книжные памятники Кубани. http://franzisk.narod.ru — информационный портал «Кубанская фантастика и фэнтези»; информация об авторах-фантастах и их произведения. http://mustamli.narod.ru — Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани. http://na-iwenshew.narod.ru/ — персональная страничка кубанского писателя Ивеншева Н.А., электронная версия некоторых его произведений. http://pushkinka.narod.ru/index.html — сайт центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, г. Туапсе. В числе прочих изданий представлены поэты и прозаики г. Туапсе, их творчество. http://www.getman.ru/kazaki/bibl/ — публицистика, исследования, поэзия и проза, проблемные статьи на сайте социального феномена казачества.

В частности:

http://www.getman.ru/kazaki/bibl/book/literanura.htm — образ казачества в литературе и искусстве. Биология www.oopt.priroda.ru — российский портал «Особо охраняемые природные территории». Здесь можно получить информацию о Сочинском национальном парке и Кавказском биосферном заповеднике, подробное описание их животного и растительного мира. http://wetlands.biodiversity.ru/kubandelta/index.html — водно-болотные угодья России, дельта р. Кубани: физико-географическая характеристика, ценная флора и фауна, угрожающие факторы и охрана, научные исследования.

 

Музыка

 

www.vgarchine.narod.ru — летопись музыкальной жизни. Хронология музыкальной жизни Кубани с XVIII века по 2002 г. http://www.krinitza.ru — ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии.

 

Культура, искусство, религия

 

http://darkaterina.narod.ru/ — Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию. http://kultura.kubangov.ru- департамент культуры Краснодарского края: народное творчество Кубани; культура, искусство и кинематография; памятники Кубани; деятели культуры и искусства; виртуальные экскурсии. http://artkavkaz1.narod.ru — сайт художников Кубани и Северного Кавказа Максима и Галины Яблуновских, галереи их работ.

 

Адреса сайтов библиотек Краснодарского края


г. Геленджик — Центральная городская библиотека им. В.Г. Короленко www.cbsinfo.narod.ru

 

г. Краснодар — Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова www.neklib.kubannet.ru
г. Новороссийск — Центральная городская библиотека им. М. Горького www.ballion.ru
г. Сочи — Центральная городская библиотека www.cbs-sochi.ru
Абинский район — Центральная библиотека городского поселения www.abinlib.narod.ru
Белоглинский район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.bgbiblio.narod.ru
Выселковский район — Центральная библиотека сельского поселения www.vsl-library.narod.ru
Динской район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.dinskbib.ucoz.ru
Кореновский район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.muk-korlibrary.narod.ru
Кущевский район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.kushbiblio.ucoz.ru
Ленинградский район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.lenlib.ru
Мостовской район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.mostib.narod.ru
Новопокровский район — Межпоселенческая центральная библиотека www.ccentrallibrarib.narod.ru
Отрадненский район — Межпоселенческая центральная библиотека www.otrbiblio.ru
Павловский район — Центр по библиотечной работе администрации МО Павловский район www.centerbib.3dn.ru
Тбилисский район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.tbilisskayacbs.narod.ru
Тихорецкий район — Межпоселенческая центральная районная библиотека www.tcmb.ru, Централизованная библиотечная система Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района www.bibliotih.ru
Туапсинский район — Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина www.pushkinka.narod.ru, городская детская библиотека им. А.П. Гайдара филиал №5 ЦБС г. Туапсе www.lib-gajdar.by.ru

school-6.clan.su

Проект «Кубань – моя родина», 4 класс


Я живу в Краснодарском крае. Часто его называют Кубанью по названию главной реки. Краснодарский край расположен на юге Восточно-Европейской равнины. Он омывается двумя морями: Черным и Азовским. Краевой центр – город Краснодар.


Природа нашего края уникальна, ведь здесь есть сразу несколько климатических зон. Это степь, лесостепь, широколиственные и хвойные леса, альпийские луга,  Черноморское побережье Кавказа.


Краснодарский край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, песок, мрамор, известняк, глину, мергель.  Первая в России нефтяная скважина была пробурена именно на Кубани, еще в 1864 году в районе реки Кудако.


В нашем крае есть города-курорты. Это Анапа, Туапсе, Сочи, Адлер и небольшие поселки. Люди со всей страны приезжают к нам летом, чтобы отдохнуть и покупаться в теплом море.


В Краснодарском крае очень развито сельское хозяйство. Здесь выращивают пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры. В садах выращивают яблоки, груши, сливы, персики, ягоды, виноград. Есть много молочных ферм и животноводческих хозяйств в нашем крае.


В древности на территории нашего края  жили меоты, в  1068 году князь Глеб мерил море от Тмутараканя до Корчева, а в XVIII веке казаки-переселенцы построили на Кубани первые станицы.


Сохранилось много исторических источников, которые можно разделить на группы:  вещественные, письменные, устные. К вещественным источникам можно отнести орудия труда, одежду, посуду, украшения.  Письменные исторические источники – это грамоты, газеты, письма, летописи. Устные источники: сказки, легенды, песни, частушки, пословицы и поговорки.


Столица нашего края, город Краснодар был основан в 1793 году. Раньше город назывался Екатеринодар, ведь он был заложен по приказу императрицы Екатерины II.  На гербе Краснодара изображена крепостная стена – символ защиты. Казаки, заселившие Кубань,  охраняли южную границу России.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

domivse.ru

Буквоежка: Древние города на Кубани

Далеко за пределами Краснодарского края известны город-курорт Анапа и станица Тамань (найди их на карте)

Прогуливаясь по их набережной, наши современники, сами того не ведая, ступают по земле, история которой уходит в далекое прошлое.

В VI в. до н. э. на берегах Черного (греки называли его Понт Эвксинский) и Азовского (Метотиды) морей стали появляться греки, создавая большие поселения (или колонии).
 Они были искусными мореплавателями и занимались торговлей, поэтому часто совершали дальние путешествия на своих кораблях. Селиться они предпочитали рядом с местным населением, чтобы можно было с ними торговать.

В IV в. до н. э. из этих колоний было образовано Боспорское царство (смотрим ленту времени в тетради) со столицей Пантикопеей (современный город Керчь).

Фанагория (поселок Сенной) была основана примерно в 542 г. до н. э.

 В IV в. до н. э. Фанагория была включена в состав Боспорского царства и служила второй (после Пантикапея) столицей  Боспорского царства и процветающих торговым центром.
В античное время Фанагория выглядела как типичный древнегреческий город.
Он был окружен мощными крепостными стенами, на вымощенных улицах и площадях располагались бронзовые и мраморные статуи, имелось множество колодцев, выложенных камнем. В центральной части города находились храмы, театр, различные общественные здания, а также богатые частные дома. На окраине Фанагории имелся даже квартал гончаров, который назывался Керамик.
Основу экономики Фанагории составляли земледелие, виноградарство и виноделие, а также большую роль играла торговля с населением Прикубанья, с городами Причерноморья и Среднеземноморья. Через город переправлялись различные товары: одежда, ювелирные изделия, вино. У торговцев из Греции особым спросом пользовались рыба, хлеб, мясо, меха и множество других товаров, которые привозились в Фанагорию из близлежащих поселений.

Второй город, о котором мы поговорим — это Гермонасса.

Находился он там, где сейчас находится станица Тамань на Таманском полуострове.
История Тамани началась с того времени, когда на этом месте была основана древнегреческая колония Гермонасса. Произошло это в VI веке до н. э. Гермонасса была вторым (после Фанагории)по значению городом Азиатского Боспора, охватывавшего Таманский полуостров и Прикубанье.  В целом же в VI веке до н.э. Таманский полуостров активно осваивался и заселялся греками.
Судя по находкам археологов, основными видами деятельности поселенцев были торговля, земледелие, скотоводство. Культурный слой поселения насыщен фрагментами античных амфор и столовой керамики, костями домашних животных. Часто встречаются медные монеты, которые с IV века до н.э. чеканились в Пантикапее и Фанагории.

Те из вас, ребята, кто был в этнографичесом музее Атамань, мог видеть своими глазами крошечную часть Гермонассы

 Это моя фотография сделана мной в Атамани:)


Древний богатый город Горгиппия (Анапа).
Поначалу на территории современной Анапы проживали представители племени синдов, их городище называлось Синдская гавань и имело  хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями – Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией. Потом, в IV столетии до нашей эры греческие колонии объединились и стали называться Боспорским царством, а Синдская гавань была переименована в Горгиппию.
Горгиппия оказалась не просто торговым и ремесленным центром, которым являлась до сих пор, но и пограничной крепостью, а в скором времени стала одним из самых важных и богатых городов региона (город был до того успешен, что даже имел право чеканить собственные монеты – серебряные драхмы).
Чем занималось население Горгиппии? Археологами были раскопаны производственные комплексы — рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, где сок переливали для брожения в пифосы, гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства.
Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время — кирпичом.

Приглашаю вас, ребята, на виртуальную экскурсию в Анапский археологический музей, где вы можете познакомиться с предметами быта древней Горгиппии-Анапы.

Домашнее задание:
1. Внимательно прочитать текст, отмечайте незнакомые слова. Постарайтесь найти их значение.
2. Запишите в тетрадь три вопроса, которые у вас возникли, когда вы читали текст.
3. Найти на карте-заставке города Анапу, поселок Сенной, Тамань, Таманский полуостров, Черное и Азовское море (их древние названия)

Желаю удачи!

Источники:

картинки

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/Bosporan_Kingdom_growth_map-ru.svg/675px-Bosporan_Kingdom_growth_map-ru.svg.png

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/0/02/Phanagoria_sphinx.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Atuell_en_forma_d%27Afrodita_en_una_petxina%2C_%C3%80tica%2C_necr%C3%B2polis_de_Fanagoria%2C_pin%C3%ADnsula_de_Taman._Primer_quart_del_segle_IV_aC%2C_cer%C3%A0mica.JPG/800px-Atuell_en_forma_d%27Afrodita_en_una_petxina%2C_%C3%80tica%2C_necr%C3%B2polis_de_Fanagoria%2C_pin%C3%ADnsula_de_Taman._Primer_quart_del_segle_IV_aC%2C_cer%C3%A0mica.JPG

http://awesomeworld.ru/wp-content/uploads/2015/03/drevnegrecheskiy_gorod_Gorgippiya_2-650×488.jpg

 http://www.azovskoe.com/image/fan/fan5.jpg

http://www.atamani.ru/sites/default/files/images/0_1a96d_48d5ce85_L.jpg 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C#/media/File:Hermonassa_2.JPG

http://900igr.net/datai/geografija/Gorod-bogini-Afiny/0014-016-Agora.jpg

текст:

http://www.azovskoe.com/fan.php

http://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/antichnyiy-gorod-gorgippiya.html

http://gorgippia.info/virtualnaya-ekskursiya

http://www.atamani.ru/a/3771

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F


bukvo4egka.blogspot.com

2 класс

 

 Кудрявцева Ирина Николаевна

Приложение №1 Тестовый контроль по кубановедению в начальной школе.

I I  класс

 

Тема.  Человек и природа.

 

Природа Краснодарского края.

 

  1. Укажи формы поверхности Краснодарского края

 

                                 

 

                                                          горы             равнина

 

2. Каким цветом на карте изображены горы?

 

    а) зелёным

    б) коричневым

    в) синим

 

3. Самое холодное время года на Кубани – это

 

      а)  лето                                  в) весна

      б) зима                                  г) осень

 

4. Выбери и подчеркни правильные ответы:

 

    Климат зависит от: травы, солнечного тепла, деревьев, ветра, влажности.

 

5. Укажи моря Краснодарского края

 

    а) Азовское                             в) Японское

    б) Северное                            г) Чёрное

                              

6.Выбери и подчеркни реки Кубани

 

    Кубань, Сосыка, Волга, Ея, Кочеты, Лена.

 

 

Животный и растительный мир Кубани

 

 

1.     Подпиши названия указанных растений.

                                                                                                                    

                                

                         

 

                                

 

                     

2.     Какие из перечисленных растений являются овощами, подчеркни

 

Капуста, морковь, рис, свёкла, картофель, виноград, огурец.

 

3.     Подпиши названия указанных животных

                                                                                                                                             

                              

 

 

 

4.     Соотнеси  перечисленных животных: 

 

                                                         Ёж

                                                         Зубр

   ДОМАШНИЕ                      Корова                         ДИКИЕ

                                                 Коза

                                                Собака

  

5.     Какая птица самая распространённая на Кубани?

 

      а) дятел                             

      б) воробей

      в) соловей   

 

6.     В какой книге есть сведения о редких животных и растениях Кубани?

 

    а) Красная книга Кубани

    б) Энциклопедия                  

 

 

Человек и общество

 

1. Какие цвета составляют флаг Краснодарского края?

 

 

 

 

 

2. . Рассмотри гербы. Определи, какой из них является гербом города Краснодара, а какой гербом Краснодарского края.

 Краснодарский край     Краснодар 

 

 

 

         

                    

3. В гимне Краснодарского края есть слова «Вековой наш богатырь». О чем идет речь?

а) о Кубани

б) о Екатеринодаре

в) о Краснодаре

 

4. Назови город — герой, находящийся на территории Краснодарского края

а) Новороссийск               в) Тихорецк              д) Краснодар                         

б) Геленджик                    г) Армавир               е)  Ейск                                                     

 

5Кубанские земли казакам даровала

 

а)  Екатерина   I                   

б)   Екатерина  II

 в)  Елизавета   

                      

6. Как называется столица Кубани

а) Новороссийск               в) Тихорецк             

б)  Ейск                                г) Краснодар                                              

7. Какие сельскохозяйственные культуры убирают с полей Кубани осенью?

а) свёкла               в) тыква         д) кукуруза                    ж) ячмень

б) пшеница            г) овёс          е) подсолнечник           з) морковь

8. В каком году открылась твоя школа?

а)  2000

б)   1905

 в)  1990

                            Тема. Литературное чтение. Искусство родного края.

   

 1. Продолжи пословицу:

            а)    Не красна хата углами, а красна ____________

            б) Не вырастишь овоща, не сваришь и   ________

2. Соотнеси картинки и  слова:

 

    

 

 

                                                                                                                                  

 

глэчик                   заступ                         кочет

3. Кто из кубанских поэтов является автором стихотворения «Зайка — пешеход»?

а)  И.Ф.Варавва                                   в) Т. Голуб

б) В. Нестеренко                                 г) К. Обойщиков

4. Какие народные обычаи  Кубани соответствуют этим праздникам?

а)  Пасха                                Сжигают на костре соломенную куклу, пекут блины.                                                  

б) Рождество                          Красят яйца, пекут куличи, водят хороводы, игры с крашенками.

 в) Масленица                        Ходят от хаты к хате с щедровками и колядками.

 

 5. Раздели на  две группы фамилии этих людей:


                                                                              П. П. Охрименко

         КОМПОЗИТОРЫ                                      Г. Ф. Пономаренко                ХУДОЖНИКИ

                                                                              Г. М. Плотниченко

                                                                             

 

6.Соотнеси образцы народных промыслов и слова

 

 

                                                                                        

 вышивка              лозоплетение                   резьба по дереву 

plast-sosh5.narod.ru

Разработки уроков по кубановедению

Цели : — Дать знания о морях , омывающих наш край , об их оби-

тателях;

— Развивать интерес к изучению предмета ;

— Воспитать любовь к родине , к своему краю , гордость за

свой край .

Ход урока :

I . Введение тему .

— Ребята , сегодня у нас необычный урок . Мы с вами отправимся в путе-

шествие по родному краю . Совершим мы его на воздушном шаре .

Цель нашего путешествия — изучить водоёмы нашего края . Мы с вами

совершим полёт над нашей Кубанью, посмотрим какие моря и реки есть

в Краснодарском крае . Поможет нам в путешествии карта.

  1. Рассказ учителя о роли воды в жизни человека .

Вы слыхали о воде ?

Говорят она везде !

В луже , в море , в океане

И в водопроводном кране .

Как сосулька, замерзает ,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся ,

Лентой серебристой вьётся .

Мы привыкли , что вода –

Наша спутница всегда !

Без неё нам не умыться ,

Не наесться , не напиться .

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить ! ( Стихотворение читают

наизусть заранее подготовленные дети )

Вода – это одна из самых необыкновенных вещей в жизни человека.

Вода находится повсюду — в растениях , в земле , в воздухе и даже в нас

самих .Человек больше чем на половину состоит из воды . Мы встреча-

емся с водой каждый день .

— Ребята , а для чего нам нужна вода ? ( Мы пьём воду, готовим

пищу , моемся .)

— Кто ещё нуждается в воде ?( Без воды не будет ничего : ни травы ,

ни деревьев , ни птиц , ни животных .)

Работа с картой .

— Ребята , прежде чем отправиться в путешествие , нам необходимо посмотреть карту. Скажите , что изображают на карте обычно

синим и голубым цветом ? (Моря , реки , озёра)

— Посмотрите на карту. Много ли голубого цвета на карте нашего

края ? (Очень много)

IV. Путешествие к Чёрному морю .

Ребята наш край необыкновенный . Где ещё найдёшь такой край ,

который бы омывали воды сразу двух морей (показать на карте ).

— Ребята , кто знает как они называются? (Чёрное и Азовское моря).

А сейчас , ребята , садимся в корзину нашего шара . Отправляемся в путь

к Чёрному морю .

Посмотри до горизонта

Всё вода , вода , вода.

Здесь гуляют на просторе

Корабли и катера.

Разгулялся ветер

На его просторе,

И поднялись волны ,

И проснулось ……… море .

Площадь моря – 422 000 кв.км . Самая большая глубина – 2 245 м .

— Ребята , мы пролетаем над Черноморским побережьем. Здесь очень красиво. Чёрное море очень тёплое , не замерзает даже зимой . На берегу

много красивых многоэтажных домов – это санатории . Сюда приезжают

отдохнуть и поправить своё здоровье много людей из разных уголков

нашей страны . Города курорты – Сочи , Анапа , Новороссийск , Туапсе .

(Дети рассказывают о своих летних впечатлениях, о поездках к морю)

— Ребята , что-то ветер разыгрался на море . Начинается шторм .

Опасно летать в такую погоду . Давайте спускаться на землю .

Вода на море потемнела . Наверное поэтому оно называется Чёрным .

— Ребята , а почему о море говорят :

Кругом вода ,

А с питьём беда ? (Вода солёная , пить нельзя )

В Чёрном море много рыбы разных видов и морских животных .

Здесь насчитывается около 170 видов рыб. 40 видов промысловых рыб .

— Ребята , вы любите консервы из рыбы ? Промысловая рыба – это рыба,

из которой изготавливают консервы .(Дети называют консервы из

тюльки , толстолобика , скумбрии , сельди )

Но на глубине 200 метров Чёрное море заражено сероводородом , и

глубоководных рыб там нет .

В Чёрном море живут дельфины – самые дружелюбные существа.

В Анапе для них построен дельфинарий . В морской воде зрителям дельфины

показывают своё цирковое мастерство.

— Ребята , ветер стих и нам можно отправляться в путешествие к дру-

гому морю — Азовскому .

V. Физминутка . «Вода – не вода»

(Игра на внимательность . Если названное слово обозначает то , что обозначает воду – облако , сосулька , лужа – то они встают .Если предмет

или явление имеет косвенное отношение к воде- дети машут руками

(например кораблик ,рыба ), а если названный предмет вообще не имеет никакого отношения к воде – дети подпрыгивают (например ветер, кА-

мень)

VI.Путешествие к Азовскому морю .

И так продолжим наше путешествие. Мы летим над Азовским морем.

Азовское море меньше Чёрного в 11 раз . Оно очень мелкое . В самых глубоких местах глубина не больше 14 метров .Это самое маленькое и мелкое море . В прогретой солнцем воде быстро растут водоросли и

мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб . Поэтому

рыбы в Азовском море всегда было много .

Чёрное и Азовское моря тесно связаны между собой Керченским проливом , поэтому многие виды рыб кочуют из Азовского моря в

Чёрное и обратно .

Что это ? Стая чаек кружит над морем в одном месте . Некоторые из них камнем бросаются в воду и быстро выныривают на поверхность

воды уже с рыбёшкой в клюве . Это чайки преследуют стаю тюльки.

Тюлька и хамса – это маленькая рыбка (10-15 см) живёт в верхнем слое воды , собирается в большие стаи .Эта рыба хоть и не большая , но

очень вкусная и жирная .

Так же в море можно встретить и другие виды рыб: карп , тарань ,

судак , форель , рыбец , шамайя . (показать фотографии рыб)

Особо ценной рыбой гордятся наши моря –это белуга и севрюга .

С каждым годом численность этой рыбы уменьшается .(Объяснить

почему ).

VII .Путешествие к Краснодарскому водохранилищу .

— Ребята , у нас в крае есть море , которое создано руками человека.

Да , да не удивляйтесь . Это краснодарское водохранилище . Оно было

построено на реке Кубань .

(Рассказ учителя о Краснодарском водохранилище . С какой целью оно

было построено )

На этом наше путешествие заканчивается . Мы возвращаемся на урок .

Придёт лето , наступят каникулы и вы вместе с родителями поедете

к морю отдыхать . А сейчас вам задание :

Нарисовать , каким вы представляете свой отдых на море ?

Что вы там увидите ?

VIII. Работа с карандашами и красками «Я рисую море».

IX .Выставка работ .

X. Итог .

— Что нового и интересного вы узнали на уроке ?

XI. Дом. задание .

Найти загадки о море , о рыбах .

Урок – путешествие

Кубановедение

Тема :

(урок 1-й)

2 – й класс

Учитель начальных классов

Н.Ф.Зачиняева

infourok.ru

презентация по кубановедению на тему «Формы поверхности»

Пояснительная записка

к уроку кубановедения

«Формы поверхности земли».

1. Информация об авторе.

Коптева Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№2

Староминского района Краснодарского края

2. Информация об уроке:

предмет: Кубановедение

класс: 2 класс

Учебник – тетрадь по кубановедению:учебное пособие для 2 класса автор Е.Н.Еременко

1 час в неделю

Тема: «Формы поверхности земли ».

5-ой урок по программе.

Тема: Формы поверхности земли

Цели:

  1. Познакомить учащихся с формами поверхности Краснодарского края.

  2. Формировать умение анализировать, обобщать, доказывать своё мнение, умение ориентироваться по карте.

  3. Прививать любовь к малой родине, необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование: физическая карта края, Рабочая тетрадь, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, презентация, фотоматериалы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

  1. Актуализация знаний учащихся

Посмотрите на физическую карту Краснодарского края. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

III. Работа по теме урока

— Сегодня мы продолжим наше путешествие по родному краю и будем говорить о формах поверхности нашего края, научимся находить и различать их на карте.

Слайд 2.

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности — равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

Слайд 3.

— Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) . (Изображение равнины и определение.)

Равнина — это ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Само слово «равнина» происходит от слова «ровный», «гладкий». С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать землю. На карте они обозначены зелёным цветом.

Слайд 4.

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит,

В камышах вздыхая.

Ширь полей, размах степей –

Знакомая картина.

Только нет тебя милей,

Кубанская …(равнина)

Слайд 5.

Говоря и думая о Кубани, мы вспоминаем, прежде всего, степи – хлебные поля, залитые ярким солнечным светом, яблоневые и вишнёвые сады со стройными рядами цветущих деревьев. Да, равнины занимают более двух третей поверхности края.

Слайд 6.

Самая большая из них, Азово-Кубанская равнина, расположена к северу от реки Кубань и к востоку от Азовского моря. Найдите её на карте. Удивительно ровная, в зависимости от времени года она меняет свою окраску, покрываясь то белым цветом снежной пелены, то чёрным – свежевспаханной земли, то необычным для глубокой осени и зимы пронзительно-зелёным ковром озимых всходов. И нигде не заметно уклона на этой земле, ибо нельзя увидеть глазом плавное повышение Азово-Кубанской равнины от уровня Азовского моря до подножия Ставропольской возвышенности.

Слайд 7.

Азово-Кубанская равнина включает в себя Прикубанскую низменность, Приазовскую низменность и Закубанскую низменность.

Слайд 8.

5-6 сотен лет назад всё это пространство было необъятным морем трав. Азово-Кубанская низменность представляла собой целинную разнотравно-ковыльную степь. Пушистый, как пена, ковыль покрывал необозримые пространства по берегам Кубани и речек.

Ныне степи полностью освоены. И только сохранившаяся по обочинам полей, в балках коренная, дикая растительность позволяет сделать выводы о том, какие растения произрастали здесь раньше.

Слайд 9.

Поверхность равнины пересечена долинами рек. Каких? Покажите их на карте.

Слайд 10.

На равнине встречаются возвышения в 10- 12м, а иногда и до 200м высотой — это холмы.

Слайд 11.

Кое-где встречаются курганы – древние надмогильные насыпи….

Слайд 12.

Да овраги – глубокие крутосклонные углубления, образованные дождевыми потоками. Во время таяния снега или сильных дождей ручейки сливаются вместе и образуются бурные потоки. Вода устремляется по склонам в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не сплетенная корнями растений, рытвина легко размывается, расширяется, превращается в овраг.

Каким образом овраги проносят большой вред народному хозяйству? Люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов сажают деревья и кустарники, корни которых препятствуют разрушению верхнего слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Бывает, что по истечении многих лет склоны оврагов становятся пологими, заросшими травой, кустарниками, превращаясь в балки.

Слайд 13.

На западе к Приазовской низменности примыкает Таманский полуостров. Площадь его – около двух тысяч квадратных километров.

— Покажите, ребята, его на карте.

Поверхность полуострова холмистая.

Слайд 14, 15

Достопримечательностью Таманского полуострова являются грязевые вулканы. Полагают, что их здесь около трёх десятков – больших и маленьких.

Слайд 16.

Продукт извержения таких вулканов – грязь, обычно светло-серового цвета с температурой +12+200. она обладает необыкновенными лечебными свойствами.

Слайд 17.

Равнинно-холмистый рельеф, обилие тепла и света, позволяют выращивать высококачественные сорта винограда. Тамань славится своими виноградниками, площадь которых превышает 24 тыс. га.

Слайд 18.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры —

Знаешь ты, что это … (горы)

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы — очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Слайд 19.

«Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал» — знаменитые строки из песни принадлежат В.Высоцкому. Сколько стихов и песен посвящено им.

Горы возникли миллионы лет назад. И сейчас еще идут горообразовательные процессы. А теперь давайте направимся в удивительную горную страну – Большой Кавказ, который занимает южную треть территории края.

Работа картой:

Посмотрите на карту. Каким цветом на карте обозначены горы? Чем выше горы, тем более темный цвет. Найдите на карте Кавказские горы .

Слайд 20, 21

Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды. К югу от реки Кубань Закавказская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает 1/3 площади края. Многие вершины Кавказских гор покрыты снегами и ледниками.

Слайд 22.

О, горы Кавказа! Величие, мощь!
Мне с вами навек породниться пришлось.
Отроги Кавказа всем силы дают,
А путник найдет там хлеб и приют.

Зарема Макиева

Слайд 23.

Самая высокая из них — Цахвоа. Её высота — 3345 метров. Снеговые вершины холодные и величавые, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Слайд 24.

Только альпинисты могут покорить вершины. Но для этого нужно быть сильным, выносливым.

Слайд 25.

Высокими считаются Фишт, который возвышается над уровнем моря на 2852 метра.

Слайд 26.

Чугуш – 2240 метров.

Слайд 27.

Горы намного живописнее, красочнее равнин. У них третье измерение – глубина и высота. А горные озёра! Они словно изнутри светятся голубизной, в зеркальную гладь их смотрятся заснеженные шапки вершин. Воздух здесь чист и свеж, умиротворённо журчат ручьи, и ничто другое не нарушает девственной тишины… Пожалуй, нигде в другом месте не дышится так легко и свободно, как на берегах горных озёр. И нигде больше не встретишь такого дивного согласия между водой и небом, горами и землёй. Всё это исконное богатство кубанской земли, всё это достойно внимания человека и не должно исчезнуть из памяти. Это наш родной дом, который мы должны сохранить и передать по наследству будущему поколению.

Слайд 28.

Посмотрите на карту. Через всю территорию протянулись Кавказские горы.

Ниже начинаются субальпийские луга, которые покрыты высокими травами.

Слайд 29.

Еще ниже — леса. Сначала хвойные, которые потом переходят в смешанные и лиственные.

Кавказские горы ученые считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. Раньше люди считали , что горы вечны и неизменны. Так ли это? Дожди и ветры помогают разрушать горы.

Слайд 30.

А сейчас мы отправимся вдоль берега Чёрного моря, от основания Таманского полуострова до реки Псоу, пограничной с Грузией. Здесь тянется Причерноморье. Найдите на карте. Это узкая полоса земли между горами, заросшими густым лесом.

Слайд 31.

Тёплое Чёрное море согревает и увлажняет его территорию, а горы защищают от холодных ветров зимой и от знойных суховеев летом. Вся эта полоса отличается от других районов края особенной красотой и роскошью природы и является курортной зоной всей страны.

Слайд 32.

Побережье пересекается то отрогами хребтов, то узкими ущельями и долинами горных рек, стремительно несущих свои воды в Чёрное море. Побережье и горная часть богаты красивыми пейзажами.

IV.Закрепление изученного материала

  1. Раскрась картинку, на которой изображена форма поверхности местности, в которой мы живем. работа в Рабочей тетради (стр. 11)

  2. Какая часть Краснодарского края (горная или равнинная) изображена на картине художника Анатолия Серенко «Кубанский пейзаж»?

  3. Рассмотри картины на стр. 11и 12. Какой пейзаж тебя больше привлекает? Почему?

Слайд 33.

V. Итог урока

— Какие формы поверхности в нашем крае?

— Какая поверхность в северной части края?

— Что образует равнину Краснодарского края ?

— Что включает в себя Азово-Кубанская равнина?

— Дайте характеристику поверхности Таманского полуострова.

— Какая поверхность преобладает в южной части края? Покажите.

— Покажите зону Причерноморья

— Чем можно объяснить особенный климат побережья?

VI. Домашнее задание: к какому виду относится поверхность твоей местности, понаблюдай и докажи.

Подберите фотографии либо картины кубанских художников с изображением различных форм поверхности, подготовьте рассказ об одной из форм поверхности.

infourok.ru

Советы рукодельницам