Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников

Содержание

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала. Поэтому уже «с пеленок» необходимо развивать речь ребенка, тем самым малыш развивается в целом.

Роль родителей в развитии речи детей

Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как ребенок проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему сказки родителей. Детям не хватает простого человеческого общения. Некоторые родители перекладывают решение этого вопроса на детский сад. Но, к сожалению, не всегда в штате детского учреждения имеется специалист, ведущий с детьми необходимые занятия по развитию речи. Поэтому, родителям необходимо дома самим заниматься с детьми. Необязательно обучение превращать в строгие школьные занятия, игры для детей легко использовать по дороге в магазин или детский сад, гуляя или укладывая малыша спать. Более тесное общение пойдет на пользу, отношения станут ближе и доверительнее.

Речевые проблемы дошкольников

Следствием недостаточного живого общения детей с окружающими являются проблемы перед поступлением в школу:

— речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;

— словарный запас очень скуден;

— употребление нелитературных выражений, использование сленга;

— неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;

— плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.

Ниже представлены упражнения и игры для детей,которые помогут сформировать выразительность речи, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность.

Игры и упражнения для детей 6-7 лет.

В процессе занятий по развитию речи у детей предшкольного возраста совершенствуется речевой слух, закрепляются навыки правильной и четкой речи. Используются на занятиях скороговорки, стихи, это поможет выработать дикцию, регулировать силой голоса, его темпом.

Игра «Слоги и звуки»

Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов. Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» — шапка, шахматы, «ж» — жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л»: твердый «р» — морковь, груша, мягкий «рь» — редька, абрикос.

Игра «Кто заблудился?»

Учите ребенка образовывать однокоренные слова, находить синонимы к словам. Предложите малышу думать и рассуждать. Предположите такую сюжетную ситуацию: в лесу потерялся заяц. Назовите ласково: зайчик, зайчонок. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный. Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить. Ребенок подсказывает возможное описание зайца.

Игра «первый звук»

Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун. При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Объясните, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Занятие «Зарисовка наблюдений прогулки»

Приготовьте бумагу и цветные карандаши. После прогулки ребенок рисует увиденное на прогулке, комментируя и рассуждая, взяв первый лист: «На улице небо голубое (окрашивает верх в голубой цвет), «светило солнце (рисует солнце)». На втором листе он продолжает рисовать изменившуюся картинку: «Пришла тучка и закрыла солнце (рисует тучку)», «пошел дождь (рисует капли в виде линий сверху вниз)». Потом на третье листе: «Дождь перестал, солнце выглянуло (рисует тучку, а из-под нее солнце)», «На земле появились лужи (рисует голубые овальные островки на коричневой земле)». Потом разложите перед ребенком все три рисунка, получилось как три кадра из фильма. Эмоциональный отклик ребенка закрепится в форме зрительной памяти, что поможет расширить словарный запас.

Упражнение «Снежинки»

Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот побольше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.

Упражнение «Бабочки».

Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь малыш тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.

В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче, и он придет в школу вполне подготовленным.

doc4web.ru

«Игровые упражнения, развивающие речь, направленные на слуховую деятельность детей «

Игровые упражнения, развивающие речь,

направленные на слуховую деятельность детей

         Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

         Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

          Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Игры для развития речевого дыхания

Для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки, чтобы речь была плавной, ребенок должен уметь делать сильный выдох через рот. Развить этот навык помогают специальные упражнения, направленные на выработку сильной и длительной воздушной струи.

При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • Воздух набрать через нос, плечи не поднимать.

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

  • Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений поможет ребенку развить речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

«Снежинки»

Цель игры: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Инструкция и ход игры: возьмите несколько бумажных снежинок и покажите их ребенку. При этом скажите: «На улице падает снежок. Там снегопад. Давай устроим снегопад дома». Затем кладет на ладошку ребенку снежинку и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Действия малыша можно сопровождать стихами. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

«Бабочка, лети»

Цель игры: выработать длительный непрерывный ротовой выдох.

Инструкция и ход игры: приготовьте 2-3 бумажные ярко окрашенные бабочки. К каждой бабочке привяжите нитку длиной 50 см и прикрепите их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натяните между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Действия ребенка можно сопровождать стихами.

Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки 

На березовой ветке!

«Ветряная мельница»

Для этой игры необходима игрушка – мельница или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Игры и упражнения для развития речевого слуха.

Предложенные ниже игры используются для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

«Что звучало?»

Взрослый демонстрирует ребенку звучание бубна, дудки, погремушки и др. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять небольшие коробочки (можно контейнеры от киндер-сюрприза) и наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать, песок, крупу, горох и.т.д. Вы берете коробочку, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

«Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

«Слушай и делай»

Взрослый дает ребенку следующие команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку мячик, а в левую кубик» и.т.д.

«Послушай и повтори»

Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки, коза-коса, а ребенок вслух повторяет их.

«Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

         

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

         

Игра «Громко – шепотом», «Быстро – медленно»

         Взрослый говорит фразу: «Са-са-са – прилетела к нам оса». Дети проговаривают с разной силой звука: громко – тихо – шепотом.

— Су-су-су – кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Игра «Строим дорожку»

Цель : развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока

 Игра «Поймай слог»

Цель : развитие слухового внимания и его быстроты.

Воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и т.д.

Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и реакцию.

Игры и упражнения для формирования грамматического строя речи

Игра «Кто у кого»

         Ребенок рассматривает рисунки, на которых изображены животные с детенышами. (Ребенок называет животных и детенышей – усложнение: подбираем определение к названным животным – какая? Какой?

Упражнение «Лесник»

         Проводим для обучения образования однокоренных слов. В ситуации рассматривания картинок учим подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже. ( Что на картинке вы видите? (лес). Кто следит за порядком в лесу? (лесник). Дом стоит в лесу значит он какой? (лесной). К домику ведет тропинка, это какая? (лесная) А еще какая? (узкая или широкая). А деревья в лесу какие? (высокие, низкие, широкие, узкие) А вот речка, она какая?….)

Игра «Загадки»

         Дети отгадывают загадку с последующим объяснением как они догадались.

Игра «Какие бывают иголки»

         Эта игра дает детям представление о многозначном слове «игла», упражняются в подборе однокоренных слов, учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

         Какие бывают иглы? (швейные, сосновые, еловые и медицинские). Чем похожи все иглы? (тонкие, колючие, острые). Какой иглой мы шьем? (швейной). Что делают швейной иглой? Закончи предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он….» Лиса потрогала ежа и ….» «Иглы на елке еловые, а на сосне …».  « Отвечай поскорей какие из них длинней…».

Упражнение «Что имеется в виду?» (тренировка на понимание переносного смысла).

«Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор — железный человек
золотая стрела — золотые руки
ядовитый укус — ядовитый взгляд
острый нож — острое слово
низкий стол — низкий поступок
черствый хлеб — черствый человек».

Упражнение «Подбери рифму».

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково,

например, вол — гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Игры и упражнения для расширения словарного запаса

Упражнение «Кто больше слов скажет»

         Цель: назвать качество, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Упражнение «Кто заблудился»

         Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. (Картинка – зайчик. Как его можно назвать ласково? Заяц плачет почему? Скажи какой сейчас зайчик? Закончи предложение: Если зайчик потерялся мы…. Если зайчик уколол лапку мы…. )

Упражнение «Как сказать по-другому»

         Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. (Скажи по-другому «часы идут». «Мальчик идет». «Снег идет». «Поезд идет». «Весна идет». «Пароход идет»).

Упражнение. «Игра в слова».

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель — метет, а гром — …, ветер — …, а снег — …, дождь — …, а солнце — …».

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

«Один и много» (изменение слов по числам).

«Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

Упражнение «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — …».

Упражнение «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…» (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?» (нож, шляпа, мяч, письмо, зонтик, подушка, гвоздь, осел, и т.д.)

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Игры и упражнения для развития связной речи

     У детей развитие связной речи продолжается во взаимосвязи с другими речевыми задачами: воспитание звуковой культуры речи, словарной работы, формированием грамматического строя речи.

         Для этого мы используем :

— пересказ небольших сказок и рассказов, как знакомых, так и впервые прочитанные.

 — учим составлять небольшие рассказы по картинке, и подводим к составлению рассказов из личного опыта.  

— пересказ группой (один ребенок рассказывает начало истории, другой – продолжает развивать сюжет, а третий – заканчивает изложение.)

 — рассказывание об игрушке

— разные типы высказывания – описание и повествование и некоторые компоненты рассуждения (например, мне нравится зима, потому что…).

         Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается ребенку в естественно-разговорной форме.

infourok.ru

Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по­знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно­шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред­ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостат­ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи­выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испыты­вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте­пенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре­тает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку прихо­дится широко пользоваться речью: отвечать в присут­ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про­изношение звуков и слов в период обучения ребенка грамо­те, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографи­ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово­рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организа­ции домашних занятий? Как правильно помочь ребен­ку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от­клонения в развитии зубов, неправильное расположе­ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что­бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов­ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы­ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже­нии слуха он лишается возможности нормально воспри­нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе­регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен­ные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы —  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем до­школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс­кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво­евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьши­тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправиль­но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле­дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва­лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра­нить только при помощи специалистов, учителей-лого­педов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно про­износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под­ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за­мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра­вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об­разец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рас­сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере­сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу­чае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем ука­зать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног­да на них трудно найти правильный ответ. Но укло­няться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае мож­но пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуля­ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по­лучит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус­ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу­чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес­но рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

 

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.       

 

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

 

Динамические упражнения для языка

 

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

 

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

 

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

 

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

 

Упражнения для губ

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

 

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

 

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите,  это кто? Это слоник с хоботком.

 

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу паль­цы опираются на стол.

 

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымян­ный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся паль­цы собраны в кулак — ту­ловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

 

Чукомина Н.В.

Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка 

Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

 

Игры на развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся. 

«Умелые рифмоплёты». Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

* Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня!

 

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

«Запоминаем буквы». Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

«Прятки с буквами». Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи. 

«Отгадай название сказки». Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

«Что лишнее?»

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

«Сказочная чепуха». Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка «Репка».

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – «Вау!»

Дед – «Я вам покажу!»

Бабка – «Чтоб тебя…»

Внучка – «Прикольно».

Жучка – «Сейчас спою».

Кошка – «Бубль гум».

Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

Веселое азбуковедение

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

«Волшебная палочка феи Словарины»

Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…

Автор: Круговых Маргарита Александровна 

Старший воспитатель МАДОУ д/с №7 г.Ишима

 

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности че­ловеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основ­ной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыха­ние. Речевое дыхание  (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник обра­зования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

 При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока. 

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребен­ка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлече­ния внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изоб­ражая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клет­ка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное поло­жение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопну­ла шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немно­го отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяж­но «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Пилка дров

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Дровосек

Исходное положение:  встать пря­мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топори­ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус накло­нить, позволяя рукам «прору­бить» пространство между но­гами. Произнести «ух». По­вторить 6—8 раз.

Комарик

Исходное положение:  сесть, нога­ми обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдох­нуть, медленно повернуть ту­ловище в сторону; на выдохе показать, как звенит кома­рик — «з-з-з»; быстро вер­нуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Автор: учитель-логопед Беляева Н.И.

МАДОУ Сладковский детский сад «Сказка»

Источник: «Детские сады Тюменской области»

www.u-mama.ru

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УШАКОВА Оксана Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. Здесь представлены игры, упражнения, занятия по развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи и развитием детского словесного творчества. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова). Материал посвящен проблемам, исследуемым в Лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, он соответствует «Программе развития речи», созданной в 1994 г. и дополненной в 2000 г. Отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: «Придумай слово» (М.: Просвещение, 1996), «Занятия по развитию речи в детском саду» (М.: Совершенство, 1998), «Знакомим дошкольников с литературой» (М.: Сфера, 1998). Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, проводится в соответствии с вышеназванной программой по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Особое внимание уделено решению приоритетных направлений каждой речевой задачи.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению. По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их. Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.). Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее. Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка). Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово». Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра. Рисунки к тексту находятся в конце Приложения.

«Чей это голос?»

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки:мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. — Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) — Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок. — Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько). Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка. — Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку… — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.) — А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок). Петя-Петушок кричит… (ку-ка-ре-ку). — Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у». От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы: — Курочка-рябушечка, куда идешь? — На речку. — Курочка-рябушечка, зачем идешь? — За водой. — Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? — Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — пи-пи-пи! Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

studfiles.net

Упражнения для развития речи дошкольников, школьников и взрослых

Активное нервно-психическое развитие у ребенка происходит на третий год жизни. Очень заметно развивается формирование речи. Используются практически все части речи, ребенок перестает пользоваться облегченными формами слов, которыми он пользовался ранее («бо-бо», «гав-гав», «куп-куп»). Он уже задумывается над правильным произношением слов.

Развитие с помощью игры

Все упражнения для развития речи с детьми проводятся в игровой форме. Только при таком занятии запоминается основная часть информации. Упражнения также будут полезны для человека любой возрастной категории, желающего улучшить речь.

Уровень мышления отражает речь ребенка. Именно то, как дети представляют назначение предметов, окружающих их дома, и есть показатель уровня мышления по речи.

Новые предметы должны вызывать у малыша интерес. Любопытство подталкивает малыша определить функциональность вещи. В связи с этим родители должны удовлетворять его вопросы: «Для чего это?», «Зачем?», «Как?», «Почему?».

Познавательное развитие очень нужно для ребенка трехлетнего возраста. Появление сложных предложений с использованием различных частей речи свидетельствует об активности в мыслительной деятельности. Все упражнения для развития речи ребенка проводятся в виде игр.

Пассивный словарь как основа

Словесные указания поиска предмета по определенному признаку учат ребенка распознавать и запоминать объекты. Например: «Где синий кубик? Принеси его».

Ребенок приучается определять нахождение предметов в пространстве. Для этого ставятся точные просьбы: «Возьми мяч из коробки». Постепенно задачи усложняются. В повседневной жизни это может быть одна просьба из трех пунктов: «Возьми мяч, найди папу. Отдай его папе».

Такие сложные упражнения для развития речи ребенка должны быть понятны малышу. Разнообразные игры, изображения животных, картинки помогут расширить запас слов у ребенка.

От игры к реальности

Развивающие таблички.

Меняя темы, учите ребенка привыкать к реальным предметам в процессе игры.

В подготовленных коробках, домиках «живут» разные животные – домашние и дикие. Задача ребенка – подобрать картинку с указанным животным.

Помоги найти домик. Немного противоположная задача предыдущей игре. Теперь, наоборот, взяв игрушку в руки, ребенок должен подобрать домик по картинкам, которые расставлены возле коробочек.

Что мы видим?

Перед ребенком разложены картинки. Взяв одну, ребенок должен рассказать о том, что он видит. Если малыш затрудняется, то взрослый помогает ему, побуждая договаривать сказанную фразу до конца.

Найди пару

Отличные развивающие упражнения на развитие речи дошкольников заложены в игре с парными картинками. На столе раскладываются изображения в несколько рядов. Для начала это три-четыре ряда по 4-5 картинок.

Все изображенные предметы должны быть хорошо ему знакомы. Простым вопросом ставим задачу: «Где еще такая картинка?» или «Я нашла мячик, а еще есть мячик?»

Развитие активной речи

На раннем этапе речевого развития важно уделить внимание расширению активного словаря, а также сформировать грамматическое построение речи.

Элементарные навыки – распознавание предметов, явлений, действий — будут развиваться у ребенка более активно во время регулярных занятий. Постоянные тренировки, дидактические упражнения по развитию речи насыщают словарный запас ребенка. Он старается строить фразы, давать развернутые ответы.

Пассивность взрослых тоже дает свои результаты – скудный словарный запас у малыша.

Для закрепления новых фраз, отдельных слов детям важно «встретить» их в паре со знакомыми определениями. Например, «мишка в зеленой шапке, сидит на полке, за книгой», «зайка серый, живет в лесу, ест морковку».

Описывая новую игрушку, уделите внимание ярким деталям, проговорите их: «петушок – красный гребешок, золотые перышки, острый клюв, зоркие глазки». Покажите, как кричит петушок — «ку-ка-ре-ку». Задействуйте все части организма по восприятию предмета. Можно добавить сюжеты из сказок, а также перечитать еще раз любимые книжки («Петушок – золотой гребешок»).

Попросите ребенка рассказать, что он видит, где еще встречался этот персонаж, с кем он там был. Важно задавать конкретные вопросы, поначалу односложные.

Дать волю эмоциям

Некоторые основные условия просто необходимы, чтобы речевая деятельность продвигалась в развитии. Потребность высказаться – одно из главных правил укрепления и возникновения речи. Это касается даже самых маленьких детей. Для них это возможность показать чувства и эмоции, которые они испытывают.

Некоторые ситуации создаются искусственно для того, чтобы ребенок проявил себя. Речевое высказывание должно быть содержательным. Школьник должен подробно описать свое восприятие. Логичное изложение фраз зависит от грамотности ребенка.

Развитие речи дошколят

Индивидуальное развитие речи у всех детей протекает по-своему. Всё зависит от особенностей речи.

Проблемное произношение одновременно нескольких звуков — довольно частое явление. Труднее всего справляться со звуками «з», «с» «ж», «ш». К логопеду следует обратиться, когда проблема не разрешилась на пятый год жизни. До 4 лет частичная «хромота» звуков считается нормой.

Овладеть речью ребенок должен еще в дошкольном возрасте. Это самый длительный и сложный процесс в освоении речи. К школьному возрасту (около 7-го года жизни) язык является инструментом общения. Специалист подбирает комплексные упражнения на развитие речи дошкольников. Ребенок должен воспринимать их в качестве осознанных уроков. Подготовка к школе подразумевает обучение письму и чтению.

После подготовительного периода программа для детей старшего возраста включает упражнения на развитие речи школьников. Звуковая речь ставится, когда дошкольники осознают отличительные особенности в произношении.

Проверенный метод – скороговорки

Простые скороговорки помогут справиться с проблемой за несколько упражнений.

Положение тела должно располагать к восприятию информации и программированию произношения. В положении сидя держите спину прямо, руки — на коленях. Дыхание спокойное, произвольное.

Устранить барьер в произношении звуков «б», «р», помогут словосочетания: «белорылый баран всех перебодал», «барабанщика брыкнул баран», «во боры бегут бобры, они добры», «бобрята у бобра добры».

Довести до совершенства звуки «в», «р» помогут тренировки с текстом: «ворона довела вороненка до ворот», «Варя верит в доброту», «вратарь Вова, как ворона».

На звуки «г», «р» работают фразы — «по дороге ходят ноги», «все грибы изгрызены грызунами», «у Горыныча вырос горб, он с горы на голову грохнулся». Со звуком «ж» проговариваются — «у джигита два визита», «жаба жадными глазами провожала дирижабль», «жираф на шарф смотрел жалостливо».

Над проблемными «ж» и «ш» проговаривайте — «по кривой дорожке побежали ножки».

Звуки «з», «р», исправляются с произношением — «зайка, зайка острозубый, здесь везде твои следы», «где гроза грозилась быть, там воды нам не возить».

Фразы, отрабатывающие звуки «з», «с» — «шел косой козел с седой козой», «казус вышел из указа».

Детская интуиция

Дети легко распознают закономерность строения слов и построений фраз. В возрасте 3-5 лет речь воспринимается как «ощущаемая» действительность. Значение слов, произнесенных взрослыми, иногда применяется детьми по-своему, но они всегда чувствуют связь между предметом и смыслом сказанных фраз.

Каждый может вспомнить детскую непосредственность — слегка искаженные определения, адресованные к предмету или вещи. Но эта способность у специалистов называется вполне серьезным навыком – словотворчеством.

Небольшая коллекция чудесных детских мыслей собрана у К. И. Чуковского в его книге. Детское словотворчество собрано из разных примеров, например: «У лысого голова босиком», «От мятных лепешек во рту сквознячок».

Школьные сочинения – урок на развитие фантазии

Упражнения на развитие связной речи – главная часть в образовании школьников младших классов.

Работы, которые включаются в методику обучения – дидактические упражнения по развитию речи, рассказы, школьные сочинения. Общение со сверстниками тоже способствует формированию у ребенка правильной речи.

Грамотные упражнения помогут школьнику развить понятие о правильном выражении мыслей. Младший школьный возраст – тот самый период, когда прочно накапливается преподнесенная информация.

До детей доводится понятие, что средств общения может быть несколько – жесты, мимика, язык. Упражнения на развитие связной речи включают практические занятия с предметами, чтение, самостоятельные рассказы о прочитанном материале.

«Детское» произношение у взрослых. Работа специалистов

Если у ребенка неправильное произношение списывается на возраст, то у взрослого человека это перерастает в психологический комплекс. Поэтому выговаривать звук правильно, без картавости, шепелявости – правило хорошего тона и работы над собой.

Очень часто серьезные проблемы мучают людей взрослых. Образовательные учреждения давно позади, детские игры уже не помогут. За дело берутся специалисты в этой области – логопеды.

Задача — развитие речи у взрослых. Упражнения направлены на устранение не только неправильного произношения звуков, но и чрезмерно быстрого темпа речи, задержки произношения.

Врачи-логопеды подберут упражнения для развития речи, исправят шепелявость, картавость, гнусавость, заикание. А некоторым требуется исправить неспособность произношения слов в точном порядке.

Волнение под контролем

Некоторые люди ощущают свою проблему, когда вступают в общение с незнакомым собеседником. Речь меняется до неузнаваемости, окружающие её не понимают.

Восстановление дыхания поможет исправить ситуацию. Поэтому всегда для такого типа пациентов главное правило – успокоиться. Опытные специалисты помогут найти мотивацию, чтобы сделать всё правильно.

Диафрагменные упражнения для развития речи и ежедневные тренировки действуют очень позитивно:

— Глубоко вздохнуть, надув живот. Выдыхая, втягивайте живот. Перед встречей обязательно прочитывается весь текст. Во время беседы надо контролировать свою речь, соблюдать спокойствие и постараться держать темп.

Если чувствуете, что начинаете ускоряться – делайте глубокий вдох.

— Формированию артикуляции поможет специальная миогимнастика по три раза в день.

В рот набирается вода, которую нужно удержать не менее 15 секунд.

Гнусавость в голосе может проявляться, когда носовая часть не участвует в голосообразовании. Кроме некрасивого дефекта, решается вопрос с лечением заболевания, при котором устраняется затрудненное носовое дыхание.

Вызывать недуг могут полипы, искривления в носовых перегородках. Последствия выражаются в искажении голоса, неправильном произношении звуков «м» «н». Практические занятия со специалистом избавляют пациентов от гнусавости.

Подтянуть имидж

Общее впечатление о человеке создает мимика во время разговора. Правильное управление своими эмоциями поможет держать манеру разговора. Особенно это важно при публичном выступлении. Логопедические центры практикуют групповые занятия, которые способствуют лучшему усвоению материала.

Врачи рекомендуют использовать упражнения для развития речи для правильного речевого дыхания. Через нос делается вдох. Выдох производится через рот.

Правильное речевое дыхание – это еще дополнительная профилактика простудных заболеваний. Артикуляцию звуков обеспечивает правильная дикция.

Нечеткие звуки получаются, когда рот «работает не в полную силу». А именно – плохо открывается. В этом случае логопедические упражнения на развитие речи — это работа с подвижностью нижней мышцы на челюсти.

Неподвижность губ сказывается на гласных и согласных звуках. На правильное развитие речи влияет работа языком.

Особенно трудно произносить слова, где много согласных. Регулярные тренировки, включая упражнения языка для развития речи, обеспечат хорошее произношение. Главное правило — все слова проговариваются на одном выдохе.

fb.ru

Развитие речи дошкольников — гимнастика, средства и методы

Человек, говорящий чисто и правильно, уверен в себе, не боится новых знакомств, открыт для окружающих. Нечеткая речь становится причиной комплексов, затрудняет процесс общения. В дошкольном возрасте правильная речь – показатель готовности ребенка к школе. Родителей этот вопрос должен волновать с рождения малыша.

Этапы развития речи

Специалисты выделили стадии развития речи дошкольников:

  • 3-4 года. Малыш называет форму, цвет предмета, величину, дает качественные характеристики. Используются обобщающие слова: овощи, одежда, мебель. Ребенок дает односложные ответы на вопросы взрослых, составляет по картинкам короткие предложения, пересказывает любимые сказки.
  • 4-5 лет. Дети употребляют в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов, для характеристики действий применяются глаголы и существительные. Малыш ориентируется во времени суток, местоположении предметов, описывает настроение людей. Совершенствуются навыки общения через диалог. Ребенок отвечает на вопросы и задает их, пересказывает небольшие рассказы и составляет короткие истории по картинкам.
  • 5-6 лет. В правильной форме употребляются все части речи. Ребенок в верной последовательности пересказывает небольшие литературные произведения, составляет рассказы. Происходит непринужденное общение с взрослыми.
  • 6-7 лет. У детей богатый словарный запас, в речи используются синонимы и антонимы. Вырабатывается культура общения. Ребенок легко составляет рассказы, самостоятельно передает содержание услышанного произведения.

Описанные этапы усреднены. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. И если у малыша есть проблемы с формированием речи, то понадобятся специальные средства развития речи дошкольников.

Игры для развития речи

Для ребенка лучший вариант – развитие речи через игру. И у любящего родителя найдется хотя бы 15 минут в день для коротких занятий с чадом. Специалисты рекомендуют использовать игры, которые формируют словарный запас, развивают логику, помогают овладевать навыками связной речи. Ознакомьтесь с некоторыми из таких игр и включайте их в свою развивающую копилку.

 «Угадай, что звучит»

Игра подходит для детей 2-3 летнего возраста. Понадобится ширма, барабан, молоточек и колокольчик. Покажите ребенку музыкальные инструменты, назовите и попросите повторить. Когда малыш запомнит все названия, дайте послушать, как они звучат. Лучше, чтобы ребенок сам постучал молотком, побил по барабану и позвенел колокольчиком. Затем поставьте ширму и за ней поочередно используйте каждый инструмент. Ребенок при этом отгадывает, что именно звучит. Следите, чтобы малыш четко произносил названия.

«Волшебный мешочек»

Игра подойдет для самых маленьких, но будет интересна и детям до 4 лет.

Необходимый материал: любой мешочек, игрушечные звери-детеныши, например, утенок, лягушонок, гусенок, поросенок, тигренок.

Игрушки сложите в мешочек и предложите ребенку вынуть одну и назвать ее громко. Задача  — добиться, чтобы ребенок четко и ясно называл всех животных.

«Кто что делает»

Игра для детей с 4 до 6 лет. Она поможет пополнить словарный запас глаголами. Для игры нужны тематические карточки с изображением предметов. Здесь настоящий простор для фантазии. Показывать ребенку можно все, что угодно – вещи и предметы, которые используются в обычной жизни.

Демонстрируя карточку, задавайте вопросы: «Что это?», «Что с этим делают?» или «Для чего это нужно?». Потом усложните игру, добавив мимику и жесты. К примеру, взрослый изображает руками полет и спрашивает: «Кто и что летает?»

«Магазин»

Игра подойдет детям с 3 до 7 лет. Она нацелена на проработку звуков м, п, б и мь, пь, бь. Понадобятся матрешки, машинки, поезда, пушки, барабаны, балалайки, куклы, не лишними будут Буратино с Петрушкой или другие игрушки в названиях или именах которых есть звуки, над которыми будете работать.

Расставьте на столе игрушки и предложите ребенку поиграть. Скажите: «Я буду продавцом». Затем переспросите: «Кем я буду?» Ребенок или дети отвечают. Дополните: «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — должен ответить ребенок. Далее задаются вопросы о том, что делает продавец и покупатель. Потом покажите игрушки, которые собираетесь продавать, дети должны их назвать.

Дальше начинается игра в магазин – дети подходят к столу и говорят, какую бы игрушку они хотели купить. Взрослый соглашается, но предлагает попросить о покупке вежливо, выделив голосом слово «пожалуйста». Отдает ребенку игрушку и спрашивает, для чего она нужна. Важно, чтобы дети правильно произносили прорабатываемые звуки и выговаривали слова.

«Аргументируй»

Игра – отличный вариант для развития речи ребенка дошкольного возраста 5-7 лет. Понадобятся предметные карточки. Оптимально эту игру проводить с небольшой группой детей. Выбранный ведущим ребенок берет карточку, рассматривает ее, никому не показывая. Затем задает остальным участникам вопросы: «На что это похоже?», «Какой цвет у этого предмета», «Что можно делать с его помощью?». Каждый из детей предлагает вариант ответа, после чего ведущий показывает всем изображение. Дети должны «защитить» свои версии, аргументировать их. Несоответствия и делают игру увлекательной, и стимулируют активную речевую деятельность детей, учат отстаивать точку зрения.

Когда ребенок переходит в старшую группу, он должен произносить все звуки. Но родителям и педагогам следует развивать фонематический слух и артикуляцию.

Упражнения на развитие речи

Используйте разнообразные методы развития речи дошкольника. Зарекомендовали себя упражнения, которые можно проводить и дома, и на занятиях.

«Беседа по картинке»

Упражнение подойдет для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Пригодится любая сюжетная картинка. Заниматься можно во время чтения книги или собирания пазла. Главное, чтобы у малыша не было ощущения, что идет урок.

Задавайте ребенку разные вопросы, чтобы разговорить его. Используйте фразы: «Как ты думаешь?», «Встречал ли ты что-то подобное?». При затруднениях помогите ребенку составить предложение, покажите наглядно, какой рассказ может получиться по картинке.

«Большой-маленький»

Упражнение для малышей 2,5-5 лет. Используйте книжки с картинками или игрушки. Вместе с ребенком рассмотрите иллюстрации и спросите, что он видит:

— Посмотри, кто это?

— Мальчик и девочка.

— Какой мальчик?

— Маленький.

— Да, мальчик младше девочки, а она его старшая сестра. Девочка высокая, а мальчик ниже ее ростом. Какая у девочки косичка?

— Большая.

— Да, коса длинная. Как ты думаешь, почему длинна коса считается красивой?

И так задавайте любые вопросы по картинкам. Ребенок должен обогащать лексикон синонимами.

«Что бы это значило?»

Упражнение на развитие речи дошкольников 6 -7 лет, то есть в период подготовки к школе.

Детям такого возраста можно работать над интонацией, эмоциональной окраской речи. Используйте фразеологизмы. Рассуждайте с ребенком о том, что значит «бить баклуши», «задать головомойку», «повесить нос». Знакомство с оборотами развивает фантазию и мышление, совершенствует речь.

Рекомендации

Избавить ребенка от «каши во рту» помогут скороговорки на развитие речи. Родители сначала должны читать скороговорку медленно, проговаривая каждый слог. Затем ребенку предлагается проговорить ее с взрослым и уже после – самостоятельно.

Примеры эффективных скороговорок:

  • «У бурого мишки в мешке большие шишки».
  • «Сидит на окошке серая кошка».

Не ругайте ребенка, если у него не получается. Для него это игра, а не серьезный процесс. Не учите сложные скороговорки, выбирайте короткие, звучные и простые. Для развития речи читайте стихи, загадывайте загадки, пойте колыбельные, разучивайте потешки. Это развивает кругозор, мышление, внимание и память. Полезны разные виды гимнастики.

Гимнастика для развития речи

Речь красива и правильна при условии, что у человека ненапряженная артикуляция, выдох – длительный и плавный. А у детей с речевыми дефектами дыхание сбивчивое и поверхностное. Выполняйте с ребенком дыхательную гимнастику, способствующую формированию длительного выдоха, а значит, и развитию речи.

Упражнения для развития правильного дыхания

  • «Снегопад». Из ваты скатайте комочки небольшого размера, положите на ладошку малышу. Предложите сдуть их как снежинки. Затем поместите ватный комок ребенку под нос и попросите подуть вверх.
  • «Буря в стакане». Наберите в стакан воду, опустите туда коктейльную трубочку, и пусть ребенок дует в нее. Следите, чтобы губы малыша были неподвижны, а щеки не надувались.

Артикуляционная гимнастика

Направлена на развитие мышц языка, что важно для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика для развития речи выполняется перед зеркалом – ребенок должен видеть язык. Длительность не должна превышать более 10 минут в день. Популярные упражнения:

  • Язык вверх и вниз – к верхней и нижней губе, а также влево и вправо – к уголкам рта.
  • «Маляр». Язык «красит» заборчик из зубов с внешней и внутренней стороны.
  • «Лошадка». Язык цокает по небу.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики стимулирует речь. Суть гимнастики для развития речи в том, что ребенок проговаривает небольшие стишки с родителями и сопровождает их движениями пальчиков.

Есть хорошее упражнение «Сутки». Малыш с взрослым рассказывает стишок: «Утро, день, вечер, ночь, убежали сутки прочь. Чтобы о сутках не жалеть, надо время нам стеречь». При этом на каждом слове нужно загибать по одному пальчику, дойдя до конца – разгибать по одному.

Итак, если вы хотите развивать речь малыша, то воспользуйтесь полезными советами, методами логопедов и дефектологов. Играйте с ребенком, перестаньте его критиковать за неверные ответы и поддерживайте.

polzavred.ru

Упражнения для развития речи дошкольников – Развитие ребенка

Советы рукодельницам