ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука «С»

1. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК С:

Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы рас­тянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя. Звук С глухой, согласный.

Упражнение «Насос», бежит вода из крана: С, С, С    

 

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):

СА – СО — СУ — СУ              

СО — СУ — СА — СЫ                  

СУ — СА — СЫ — СО

СЫ — СУ — СО — СА              

СО — СУ — СА — СЫ                  

СА — СЫ — СО — СУ

(Четко выделяем артикуляцию гласного звука после произ­несения звука С: А — рот широко открыт, О — губы овалом, У — губы вытянуты вперед трубочкой, Ы — рот полуоткрыт, мышцы нижней челюсти испытывают напряжение).

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ОБРАТНЫЕ):

АС — ОС — УС — ЫС

ОС — А С- ЫС — АС

ЫС — УС — АС — ОС

УС — ОС — ЫС — АС

 

ЯС — ЕС — ЮС — ИС

ЕС — ЯС — ИС — ЯС

ЕС — ЮС — ИС — ЯС

ИС — ЮС — ЕС — ЯС

 

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

САНЯ, САНИ, САДЫ, САД., САМ, САЙКА, САПОГ, САТИН, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОЛЕТЫ, САМОКАТЫ, СОВЫ, СОТЫ, СОНЯ, СОДА, СОФА, СОИ, СОК, СОМ, СОЛЬ, СУП, СЫН, САНКИ, САЙКА, САБЛЯ, СОЙКА, СОПКА, СОБАКА, САПОГИ, СОТНЯ, СОЙКА, СУХО, СУДНО, СУМКА, СУМЕТЬ, СУНДУК, СЫПАТЬ, СЫНОК, СВАЯ, СКАКАТЬ, СВОЙ, СВОДКА, СКАМЕЙКА, СМЫТЬ, СНОВА, СНЫ, СПАТЬ, СПОКОЙНО, СПУТНИК, СПУТАТЬ, СПУТНИКИ, СТАЯ, СТАВИТЬ, СТАВНИ, СТАКАН, СТО, СТОЙКА, СТОЛБИКИ, СТУК, СТУПКА, СТУПЕНЬКИ,

ОСА, КОСА, КОСЫ, БУСЫ, НЕСУ, ПАСУ, НЕСУТ, ПАСУТ, КУСАТЬ, ГУСАК, ВИСОК, МЯСО, БОСОЙ, КУСОК, НОСОК, ПЕСОК, ПОЯСОК ДОСАДА,

ОСОКА, УСАТЫЙ, ПОСАДКА, ВЫСОКИЙ, ПОСУДА, УСЫ, ОСЫ, ВЕСЫ, НОСЫ, БОСЫЕ, КОСЫНКА, АНАНАСЫ,

БАСНЯ, КАСКА, МАСКА, ПАСТА, ОПАСНО, НОС, ВОСК, МОСТ, ПОСТ, ПУСК, ХВОСТ, ОСПА, КИОСК, КОСМОС, КУСТ, ГУСТО, ПУСТО, ВКУС­НО, КАПУСТА, ПОСАДКА, ОПАСНО, КОСЫНКА, КОЛЯСКА, КАКТУСЫ,

ВКУСНЫЙ, ВЫСТАВКА, ДОСТАВКА, НАСТОЙКА, ТАНКИСТЫ, ЯСНЫЙ, ПЛЯСКА, ХЛЯСТИК, МЕСТО, ТЕСТО, ДИСК, ПИСК, КИСКА, ДОСКА, МИ­СКА, ПОВИС, ТАНКИСТ, КУСКИ, КУСТЫ, ГУСТОЙ, ПУСТОЙ, ПУСТЯК,

ПУСКАТЬ, ТИСКИ, ИСКАТЬ, ПЕНИСТЫЙ, НЕБОСВОД, ИСПУГАТЬ, ПО­КОС, УС, НЕС, ПЕС, ОВЕС, УНЕС, БАС, ВАС, ВЕС, НАС, КВАС, ВКУС, ФО­КУС, УКУС, КОКОС, НАВЕС, МИНУС, АВТОБУС, ПЛЮС, КЕКС, ПЛИН­ТУС.

 

5. ПРОГОВАРИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК.

СА-СА-СА, СА-СА-СА

У СОНИ ДЛИННАЯ КОСА.

СО — СО — СО, СО — СО — СО

ПЕТЯ КАТИТ КОЛЕСО

СУ — СУ-СУ, СУ-СУ-СУ

Я БЕГУ К АВТОБУСУ.

СЫ — СЫ — СЫ, СЫ — СЫ — СЫ

ДВА ЛИСЕНКА У ЛИСЫ.

УСТА-УСТА-УСТА

ВКУСНАЯ КАПУСТА

СТОК — СТОК — СТОК

У СИМЫ СИНИЙ ЛЕПЕСТОК.

АС — АС — АС, АС — АС — АС

ДЕТИ ПИЛИ КВАС.

СОК — СОК — СОК, СОК — СОК — СОК

В ДЕТСКИЙ САД ВЕЗУТ ПЕСОК.

СНЫ — СНЫ — СНЫ, СНЫ — СНЫ — СНЫ

В САДУ СТОЯТ ДВЕ СОСНЫ.

АСКА — АСКА — АСКА

У ЕЛЕНЫ МАСКА

 

6. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

САНЯ ИДЕТ ПО МОСТУ.

АЛИСА ГУЛЯЕТ ПО ЛЕСУ.

НА СУКУ СИДИТ СОВА .

В ЛЕСУ ЛИСА.

У ОСЫ УСЫ.

У ПАПЫ УСЫ.

СОБАКА СВОИХ НЕ КУСАЕТ.

СОБАКА ВИДИТ НА СУКУ СОЙКУ.

САМОЛЕТ ЛЕТИТ ВЫСОКО.

НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН.

ПОД КУСТОМ СТОИТ СКАМЕЙКА.

СОБАКА СПИТ ПОД СКАМЕЙКОЙ.

 

У СОМА УСЫ.

В СУМКЕ МЯСО, ФАСОЛЬ, САЙКА.

У СОНИ САНКИ.

СОНЯ У СОСНЫ.

СОСНА ВЫСОКАЯ.

У НАС ПЕС.

В МИСКЕ КАПУСТА.

У ВАС ВКУСНЫЙ КВАС.

АВТОБУС СТОИТ У МОСТА.

У МОСТА ВЫСОКИЕ СОСНЫ.

 

В САДУ ПОД СОСНОЙ СКАМЕЙКА.

СОНЯ ПОЕТ ПЕСНЮ.

ПАСТУХ ПАС ТЕЛЯТ.

 

С ПОЛЯ ГОНЯТ СКОТ.

ДАЙ КОСТЬ СОБАКЕ.

СЫПЬ ПЕСОК, НАСТЯ.

НА СТОЛЕ СТОИТ МИСКА С МЯСОМ.

СОНЯ ЕСТ ВКУСНЫЙ СУП.

СУП СОЛИЛИ ПО ВКУСУ.

СОНЯ И НАСТЯ ЕЛИ АНАНАС.

logopeddoma.ru

Автоматизация звука С — Сайт logo676!

[С]

1.    Повтори слоги и цепочки слогов.                         1

 

са             са-со             са-су-сы

со             су-сы            со-сы-са

су             со-сы            су-са-со

сы            сы-су            сы-со-су

 

2.    Повтори слова.

 

Сад, санки, сало, сабля, салки, сок, сом, соль, сода, сокол, соболь, суп, сук, суд, сумка, сумма, сутки, сын, сыпь, сытый, сыпать.

Сапог, салют, самолёт, салфетка, сандалии, самокат, совет, собака, совок, солома, соловей, солдат, судак, суббота, сундук, суматоха, сынок, суметь, сопеть, соединить, соблюдать.

 

3.    Поиграй в игру «Один – много».

 

Судья – судьи         сапог — …              

Сабля — …               самолёт — …

Сокол — …               собака — …

Сок — …                   сова — …

Сумка — …               сундук — …

 

 

 

 

 

[С]

1.    «Назови ласково».                                                2

 

Сом – сомик

Салат — …

Солдат — …

Самокат — …

 

2.    Посчитай слова от 1 до 5

.

 

Сабля, сумка, соболь, самолёт, сова, сундук.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Соня пьёт сок.

Соня видела сокола.

Соня сыпет соль.

Соня сытая.

У Сони маленькая сумка.

У тёти Сони сын Саня.

Саня поймал сома.

У сына новые сандалии.

Мама советует купить санки.

Сане надо соединить линии.

У Сони новый самокат.

Собака лает на соловья.

 

 

 

[С]

1.    Измени предложения по образцу.                      3

Образец: я пью сок. Ты пьёшь сок. Он пьёт сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.

 

Я еду на санках. Ты …  Он …  Она …  Мы …  Вы …  Они …

Я сам надену сапоги.

Я сыплю соль.

Я кладу салфетку на сундук.

 

2.    Выучи стихотворение.

 

Сам.

Варит сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги и цепочки слогов.                            4

 

Аса                         са-аса

Осо                         со-осо

Усу                         су-усу

Исы                        сы-исы

 

2.    Повтори слова.

 

Оса, коса, лиса, гусак, досада, колбаса, полоса, посадка, касатка, кусок, висок, песок, носок, колесо, фасоль, подсолнух, плясун, посуда, весы, косынка, посылка.

Касса, пьеса, мясо, особняк, косолапый, бусы, посылать, выписывать.

 

3.    «Один – много».

 

Оса – осы                        кокос — …

Коса — …                          ананас — …

Лиса — …                          фокус — …

Полоса — …                      лес — …

Касса — …                         колесо — …

Пьеса — …                         голос — …

Ус — …                              пояс — …

Нос  — …

Волос — …

 

 

[С]

1.    Назови ласково.                                                       5

 

Лес – лесок

Пояс — …

Колос — …

Голос — …

Мыс — …

Квас — …

Волос — …

 

2.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

По лесу бегает лиса.

На полке сухая посуда.

У сома длинные усы.

Дети несут песок.

У самоката два колеса.

Софья и Саня умеют писать.

У Сони косынка на волосах.

Для супа надо фасоль и мясо.

Алиса посылает посылку.

У Анфисы длинные волосы.

Инесса выписывает буквы.

Самолёт летит высоко над лесом.

Собака любит мясо и колбасу.

 

 

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                        6

 

Я куплю колбасу. Ты … он … она … мы … вы … они …

Я буду высоким.

Я высыпаю песок.

Я посылаю посылку.

 

2.    Повтори чистоговорки.

 

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – я поймал осу.

Са-са-са – в банке у меня оса.

Сы-сы-сы – а у Сани нет осы.

Са-са-са – ходит хитрая лиса.

Сы-сы-сы – будут детки у лисы.

Са-са-са – норку будет рыть лиса.

Су-су-су – нарисую я лису.

 

3.    Доскажи слово в рифму.

 

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в…

 

Пришли барсук и бурундук,

Но не смогли открыть …

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги, цепочки слогов.                           7

 

Ас                        ас-ос-ус

Ос                        ис-ус-ос

Ус                        ус-ас-ис

Ис                        ос-ис-ас

 

2.    Повтори слова.

 

Квас, палас, класс, ананас, пояс, компас, нос, кокос, овёс, колос, волос, лотос, вкус, кактус, минус, фокус, глобус, автобус, полюс, мыс, дефис, лес, навес, деликатес, теннис.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

У нас будет палас.

У вас будет ананас.

Денис пьёт квас.

Влас поливает кактус.

Минус и дефис одинаковые.

 

4.    Изменяй предложения.

 

Я надену пояс. Ты … он … она … мы … вы … они …

Я поливаю кактус и фикус.

 

[С]

1.    Повтори чистоговорки.                                        8

 

Ас-ас-ас – на полу лежит палас.

Ёс-ёс-ёс – квас я в комнату понёс.

Ос-ос-ос – под ноги упал кокос.

Ас-ас-ас – вылил квас я на палас.

 

2.    Повтори слоги, цепочки слогов.

 

Са-сы-су                 ас-ус-ис

Со-су-са                  ус-ос-ас

Сы-са-со                 ос-ис-ус

Су-со-сы                 ис-ас-ос

 

3.    Посчитай предметы от 1 до 5.

 

Кокос, компас, колесо, фокус с ананасом, полосатый палас, поднос с посудой.

 

4.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Алиса входит в класс.

Соня посадит кактус.

Денис кусает кокос.

Деликатес солёный на вкус.

Дети несут поднос в класс.

Надо писать плюс и минус.

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                         9

 

Я посолю суп и салат. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я откусываю кусок деликатеса.

Я сумею сам сойти вниз.

 

2.    Продолжи предложение по образцу.

Образец: мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

 

Соня выжимает сок из ананаса, будет…

Анфиса варит суп с фасолью, будет…

Тарас делает полку для посуды, будет…

Денис покупает платок для носа, будет…

 

3.    Выучи скороговорки.

 

У Саньки новенькие санки.

Мы гуляли в лесу и увидели лису.

Оса боса и без пояса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слоги.                                                 10

 

Ска, ско, ску, ски, ста, сто, сту, сты, сма, смо, сму, смы, сва, сво, сву, свы, спа, спо, спу, спы, сна, сно, сну, сны.

 

2.    Повтори слова.

 

Скалка, скандал, скамейка, статуя, стук, стакан, студент, свадьба, свалка, сводка, свобода, снова, спутник, спальня.

Слово, слойка, съёмка.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Слава спит спокойно.

Вот стоит высокая статуя.

У Алисы и Дениса будет свадьба.

Студенты съели по две слойки.

Снова написали сводки погоды.

 

4.    «Один – много».

 

Высокая скала – высокие скалы.

Сухой стакан — …

Светлая спальня — …

Сладкая слойка — …

Сломанная скамейка — …

[С]

1.    Изменяй предложения.                                           11

 

Я ставлю стакан на стол. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я стою слева от Светы.

Я стану самым смелым.

 

2.    «Скажи наоборот».

 

Лук горький, а сахар…

Лев сильный, а котёнок…

Куст низкий, а дерево…

У Кати волосы тёмные, а у Вали…

У Вити сумка новая, а у Тараса…

Слава до обеда голодный, а после обеда…

Бельё после стирки мокрое, а потом…

 

3.    Закончи предложение.

 

У Сони волосы светлые, а у Нади ещё…

Анфиса говорит спокойно, а Слава ещё…

У Бориса свитер старый, а у Стёпы ещё…

В ведре песок сырой, а в яме ещё…

У Коли папа суровый, а у Тараса ещё…

У Димы собака смелая, а у Вани ещё…

У Тани сарафан свободный, а у Светы ещё…

У Любы яблоко спелое, а у Алисы ещё…

 

 

[С]

1.    Повтори слова.                                                    12

 

Паста, ласка, масло, пастух, асфальт, баскетбол, восток, восход, Москва, остановка, остаток, воспитание, капуста, мускул, пустыня, испуг, пистолет, выступ, пляска, коляска, весна, тесто, невеста, лепесток.

 

2.    «Один – много».

 

Кусок – куски

Маска — …

Леска — …

Аист — …

Куст — …

Пустая миска — …

Плоская каска — …

Вкусная паста — …

Спелый колосок — …

 

3.    «Назови ласково».

 

Колбаса – колбаска

Полоса, искра, капуста, кастрюля, остров, пистолет, бисквит, кроссворд, пескарь.

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.                                           13

 

Пастух гонит стадо.

В миске кислая капуста.

У моста автобусная остановка.

Анфиса достала остатки колбасы.

Денис хвастает своей маской.

Алиса искала место для выступления.

 

2.    Изменяй предложения.

 

Я успел на автобус. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я выступаю с Алисой.

Я таскаю с собой маску.

Я искал в песке леску.

 

3.    «Скажи наоборот».

 

Полная миска – пустая миска

Сладкий квас, высокое место, широкий асфальт,

далёкая остановка, жидкий суп, медленный автобус, тупая сабля, весёлая маска, сложный вопрос, храбрый поступок, ясная погода.

 

4.    Выучи скороговорку.

Сало с рисом в красной миске

Принесли усатой киске.

[С]

1.    Повтори слова.                                                     14

 

Куст, мост, лист, аист, хвост, август, пуск, писк, поиск, блеск, киоск, отпуск, кекс, аванс, импульс, комплекс.

 

2.    Посчитай слова от 1 до 5.

 

Аист, мост, отпуск, вкусный квас, киоск у остановки, лист капусты.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

У папы отпуск весной.

Вот стоит высокий мост.

Солдат не оставит пост.

В субботу выдали аванс.

Спутник посылает импульс.

Собака ведёт поиск следов.

Скоро наступит август.

У скорпиона опасный хвост.

Аист весной прилетает с юга.

С клёна слетел красный лист.

Макс идёт в киоск купить словарь.

В саду установили спортивный комплекс.

 

 

 

[С]

1.    Изменяй предложения.                                          15

 

Я командую пуск самолёту. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я тяну сома за хвост.

 

2.    Выучи скороговорки.

 

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

 

Испугал собаку слон –

Наступил на хвост её он.

 

3.    Дай полный ответ на вопрос.

Например: Когда растает снег? – Снег тает весной.

 

Какой лимон на вкус?

Что видит Макс, когда спит?

Из чего испекли кекс?

Кто мама и папа у слонёнка?

Что умеет делать фокусник?

Кто воспитывает детей в садике?

Какой последний звук в слове «лес»?

 

 

 

 

 

[С]

1.    Повтори слова.                                                       16

 

Соус, состав, сосуд, соска, сосна, уксус, насос, пылесос, сосулька, состояние, скос, спуск, свист, список, смысл, способ, космос, самосвал, саксофон, спасатель, свойство, солист, оснастка, пластмасса, искусство, согласование.

 

2.    Изменяй предложения.

 

Я спас Свету от собаки. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я составлю слово из слогов.

Я оставлю сосульку, не столкну её.

Я могу сплести стакан из соломы.

 

3.    Повтори предложения, ответь на вопросы к подчёркнутым словам.

 

Весной много сосулек.

Спутник летит в космос.

Самосвал высыпает песок.

У нас сломан пылесос.

Спасатель спасает людей.

В лесу стоят высокие сосны.

Стас сломал пластмассовый стакан.

 

 

 

logo676.jimdo.com

ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука «З»

ЗВУК 3 (ТВЕРДЫЙ):

1. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК 3:

Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы рас­тянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя. Звук твердый, согласный, звонкий.

Упражнение «КОМАРИК», «МУХА ЗВЕНИТ»: 3, 3, 3, 3….

 

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ: (ПРЯМЫЕ):

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

ЗО-ЗУ-ЗА-ЗЫ

ЗУ-ЗА-ЗЫ-ЗО

ЗЫ — ЗУ — ЗО — ЗА

ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ

ЗО-ЗА-ЗЫ-ЗУ

ЗУ-ЗЫ-ЗА-ЗО

ЗО-ЗЫ-ЗУ-ЗА

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ЗОЯ, ЗАПАХ, ЗАПАД, ЗАВОД, ЗАКАТ, ЗАМОК, ЗАЙКА, ЗОНТЫ, ЗУБНОЙ, ЗОВ, ЗОБ, ЗОНТИК, ЗУБЫ, ЗАКАТЫ, ЗАБАВА, ЗАПАХИ, ЗАВОДЫ, ЗАКИ­ДАТЬ, ЗАГАДАТЬ, ЗАБОДАТЬ,

 

ЗАВОДИТЬ, ЗАПУГАТЬ, ЗАВИВАТЬ, ЗАВИТОК, ЗАНЯТНЫЙ, ЗАВЕТНЫЙ, ЗАБАВНЫЙ, ЗАДАНИЕ, ЗАНЯТИЕ, ЗАБИЯКА, ЗАПЯТАЯ, ЗАГАДКА, ЗАНОЗА, ЗОНТ, ЗНАК,

 

ЗВАТЬ, ЗВУК, ЗВОН, ЗНОЙ, ЗМЕЙ, ЗВОНКО, ЗВОНКИЙ, ЗВЕЗДА, ЗАБЫТЬ, ЗВАТЬ. ЗНАТЬ, ЗВОНОК, ЗОНТЫ.

 

КОЗА БАЗА, ВАЗА, ВОЗЫ, ТАЗЫ, ЛИЗА, ФАЗАН, ФАЗАНЫ, ГАЗОНЫ, МУЗЫКА, МЕДУЗА, ВЯЗАТЬ, ИЗБА, УЗНАТЬ, НАЗВАТЬ,

 

НАКАЗАТЬ, ПОКАЗАТЬ, НАЗЫВАТЬ, ЛИЗАТЬ, АЗБУКА, ИЗДАЛИ, ПОЕЗДА, ВЛЕЗАТЬ, ГАЗОН, ВОЗОК, МАЗУТ, ЯЗЫК, МАЗАТЬ, НАЗЫВАТЬ.

 

4. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

У ЗОИ ЗАМОК.

У ЛИЗЫ ВАЗА.

ЛИЗА МОЕТ ВАЗУ В ТАЗУ.

НА ЗАВОДЕ ГУДИТ ГУДОК.

ЛИЗА, НАЛЕЙ В ВАЗУ ВОДЫ.

У ГАЗОНА СТОИТ КОЗА.

ЗВОНИТ ЗВОНОК.

У ЗОИ ЗОНТИК.

У ЛИЗЫ ЗАНОЗА.

У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ.

 

ЗВУК 3 (ТВЕРДЫЙ) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:

1. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА 3 В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:

 

УЗМА — АЗМА

ОЗМА — ЕЗМА

ЮЗМА — ИЗМА

ЯЗМА — АЗМА

УЗМА — ЮЗМА

АЗМА — ЯЗМА

ОЗМА — ЕЗМА

ИЗМА — ЫЗМА

 

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

АЗБУКА, ПОЗДНО, ВОЗДУХ, ГНЕЗДА, ИЗДАЛИ, ИЗДАВНА, БЕЗДНА, НА­ЗВАТЬ, ОПОЗДАТЬ, БЕЛИЗНА, ЕЗДА, ПОЕЗДА, ГНЕЗДО.

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МАМА КУПИТ ЗОЕ АЗБУКУ.

ЗОЯ МОЕТ ПОСУДУ.

В ПОЕЗДЕ ВЕЗУТ ПИСЬМА.
ЗОЯ ЗНАЕТ АЗБУКУ.

Логопедические пособия на заказ

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

logopeddoma.ru

Автоматизация звука [С] на материале чистоговорок, двустиший, фраз, стихотворений — Автоматизация звуков — Каталог статей

Подготовила: учитель — логопед Черенкова Мария Анатольевна
МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Лучик»

Известно, что картинный материал способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. При соотнесении слова с картинкой, у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.      

Роль картинного материала достаточно велика, как в интеллектуальном, так и в речевом развитии детей. В.П. Глухов отмечал: «Чтобы ребенок заговорил — лучшее средство показать ему красивую и яркую картинку». Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости подобрать речевой материал на автоматизацию звука [С] в чистоговорках, двустишиях, фразах, стихах, сопровождая его картинками.

Представленный материал, на автоматизацию свистящих звуков, исключает в своем содержании шипящие и сонорные звуки (р, рь), это дает возможность использовать его в полном объеме для детей, у которых еще не поставлены или не автоматизированы в речи сонорные и шипящие звуки. Красочные картинки подобраны в соответствии с содержанием речевого материала.

Рекомендуется использовать данный материал логопедам, родителям, педагогам.

Желаю Вам успеха!

 

logopeddoma.ru

ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука С’

1.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

СЯ — СЕ — СЮ

СЮ — СЯ — СЕ

СЯ — СИ — СЕ

СИ — С Е- СЮ

СЕ — СИ — СЮ

СИ — СЕ — СИ.

 

2.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

СИМА, СИТО, СИНИЙ, СИНЬКА, СИЛЬНЫЙ, СИЯНИЕ, СОСЕНКА, СО­СИСКИ, СЮДА, СИДИ, СИДЕТЬ, СЯДЬ, СЕВ, СЕМЬ, СЕНО, СЕНЯ, СЕТКА, СЕДОЙ, СЕДОК, СЕСТЬ, СЕМЬЯ, СЕМЕНА, СИНЯЯ, СИНЕВА, СЮИТА, СЕКУНДА, СВИНКА, СЛЕТ, СЛИВА, СМЕХ, СВЕТ, СНЕГ, СМЯТЬ, СЕЯТЬ, СЕЛЬДЬ, СТЕПЬ, СТЕНЫ, СМЕТАНА, СТИХ, СТЕПА, СВИСТ, СПИНКА, СМЕТАНА.

АСЯ, ВАСЯ, МУСЯ, ЛЮСЯ, ДУСЯ, НОСИ, КОСИ, ПАСИ, ДЕСЯТЬ, КО­СЯТ, НОСЯТ, КОСЯК, ГУСЕНОК, ГУСЯТА, ЛИСЕНОК, ЛИСЯТА, ДЕСЯ­ТОК, ОСИНА, ВИСИТ, ГУСИ, КОСИТ, ПОСЕВ, КИСЕЛЬ, БОСИКОМ, ПО­СЕВ, ОСЕНЬ, ВОСЕМЬ, ДЕСЯТЬ, ОСЕННИЙ, ВЕСЕННИЙ, БЕСЕДА, НЕ­ПОСЕДА, ПАСЕКА, ПИСЬМО, ВАСЬКА, МУСЬКА, МОСЬКА, КОСТЮМ, ПУСТЯК, УСПЕТЬ, СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ, ТЕСЬМА, ОСЬ, ВЕСЬ, ВЫСЬ, ГУСЬ, МОЮСЬ, ПОВЕСЬ.

 

З.ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ВАСЯ КОСИТ.

У СИМЫ ДЕСЯТЬ СЛИВ.

ЛЮСЯ СИДИТ НА СЕНЕ.

СЁMA БЕГАЕТ БОСИКОМ.

АСЕ СЕМЬ ЛЕТ.

СИМЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ.

 

СЕНЯ СПИТ НА СЕНЕ.

КОТ ВАСЬКА СИДИТ НА ОКНЕ.

ЛЮСЯ ГОНИТ ГУСЕЙ.

ЛИСА С ЛИСЯТАМИ  У ЛЕСА.

ТЫ НЕ БОЙСЯ — ЭТО ГУСЬ, Я САМА ЕГО БОЮСЬ.

У ЛЮСИ ПИСЬМО.

ДЕТИ СИДЯТ НА ПЕСКЕ.

Логопедические пособия на заказ

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

logopeddoma.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]. КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

Автоматизация звука  [с] в изолированном звучании

«Песенка насоса»                                                                 

Насос накачивает шины и поёт: «С — С — С …»

Автоматизация звука  [с] в прямых слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА – СА – СА – СА – СА                   

СО – СО – СО – СО – СО                  

СУ – СУ – СУ – СУ – СУ                   

СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ                  

                                                                                                                          

Автоматизация звука  [с] в обратных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АС – АС – АС – АС – АС

ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

УС – УС – УС – УС – УС

ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС

ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС

ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС

Автоматизация звука  [с] в интервокальных  слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

АСА – АСА           УСА – УСА        ОСА – ОСА        ИСА – ИСА

АСО – АСО           УСО – УСО        ОСО – ОСО        ИСО – ИСО

АСУ – АСУ           УСУ – УСУ        ОСУ – ОСУ        ИСУ – ИСУ

АСЫ – АСЫ          УСЫ – УСЫ       ОСЫ – ОСЫ      ИСЫ – ИСЫ

АСА – УСА – ОСА – ИСА

АСО – УСО – ОСО – ИСО

АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

 Автоматизация звука  [с] в   слогах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СТА – СТА – СТА – СТА – СТА            

СТО – СТО – СТО – СТО – СТО

СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ

СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ

СПА – СПА – СПА – СПА – СПА

СПО – СПО – СПО – СПО – СПО

СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ

СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

СКА – СКО – СКУ – СКЫ     

     СВА – СВО – СВУ– СВЫ

     СФА – СФО – СФУ – СФЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

СМА – СМО – СМУ – СМЫ

СНА – СНО – СНУ – СНЫ

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

      СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо,  са-у-на,

     са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва,  со-фа;

СО:  сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка,   сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;

СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;

СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Автоматизация звука  [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

      Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;

АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;

СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;

ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;

СУ: не-су, па-су, по-су-да;

УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;

ЫС: выс-туп, вы-став-ка;

ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;

ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;

ЮС: бюст;

ЯС: яс-ный.

Автоматизация звука  [с] в словах, звук в конце слова

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС:
нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС:
вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС:
мыс, ку-мыс.
ИС:
Де-нис.
ЁС:
пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС:
на-вес.
ЯС:
по-яс.

Автоматизация звука  [с] в словах с двумя этими звуками

Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска,                 медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.          

Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень,         мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.


      Автоматизация звука  [с] в предложениях из 3 слов

В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 4 слов

В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В  саду посадили  кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял  сапоги.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 5 слов

В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса  до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной  мост.  По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 6 слов

В субботу Стас идёт в сад. Соня готовит вкусный суп с капустой.

Денис ставит свой самокат у скамейки.

Автоматизация звука  [с] в предложениях из 7 — 8 слов

     У Сани в сумке – ананас  и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом  с усами. У нас в саду – кусты  и высокие сосны.

Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

СА – СА – СА   длинная коса

СА – СА – СА  хитрая лиса

СА – СА – СА   вот летит оса

СА – СА – СА   укусила в нос оса

СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы

СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы

СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы

СЫ – СЫ – СЫ  новые весы

СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы

СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы

СУ – СУ – СУ   воду я несу

СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу

СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу

СО – СО – СО   у Сони колесо

СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо

АС – АС – АС  дети  входят в класс

АС – АС – АС  дети пили квас

АС – АС – АС  свет у нас погас

АС – АС – АС  я корову пас

АС – АС – АС  вкусный ананас

ОС – ОС – ОС  на поляне много коз

ОС – ОС – ОС  я несу поднос

УС – УС – УС  я несу арбуз

УС – УС – УС  у Сони много бус

ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес

ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис

АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы

УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы

ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист

ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист

ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост

АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста

АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска

АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска

АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка

ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска

ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска

ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски

ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто

УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста

УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто

ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто

ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны

СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты

СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы

СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты

СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты

СТА – СТА – СТА  У Сони два листа

СТА – СТА – СТА стояли у моста

СТА – СТА – СТА мы видели аиста

     СТА – СТА – СТА сели на места

СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту

СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту

СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту

СКИ – СКИ – СКИ новые носки

СКА – СКА – СКА длинная доска

СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску

СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны

СНА – СНА – СНА  на улице весна

Автоматизация звука [с] в стихах

***

Есть у дождика сестричка: «С – с – с».

Это быстрая водичка: «С – с – с».

«С – с – с», — она свистит.

«С – с – с», — она поёт

И струёй из крана льёт: «С – с – с».

Эту песенку послушай: «С – с – с».

Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».

***

Стынет суп у Сони, Светы,

А они сосут конфеты.

***

Санин папа купит сыну снегокат,

А когда весна настанет – самокат.

***

Сом беседует с сомом:

Где сому поставить дом?

— На песке, само собой!

Есть и свет там, и покой.

***

Днём сонные совы

На соснах сидят,

Когда все уснут —

На охоту летят.

***

Тихо-тихо сон идёт.

Сказки новые несёт.

Сказки обо всём на свете…

Так бегом в постели, дети!

***

Из кискиной миски пёс

Сегодня «Вискас» унёс,

А киска у пса из миски

Ест с аппетитом сосиски.

***

    Сам сказать сумей-ка:

                      В саду стоит скамейка,                       

                                     На скамейке сидит кот,                         

                                                 Он нам песенки поёт.         

***

Сколько всего у Сони котят,

Если два — под скамейкой сидят,

А пять на софе спокойно спят?

***

Соня спит и видит сон –

Снова снегом занесён

Дом и сад,  и всюду иней –

Синий, синий, синий.

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад —

Он катать всех станет.

***

У Светы о сове есть сказка.

Сова в ней надевает маску

И, сев в кусты, свистит, сопит.

Не спит сама, и лес не спит.

***

Сойка, сидя на сосне,

Поёт песню о весне,

О том, как солнце светит

Всем на свете детям.

Автоматизация звука  [с] в текстах

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бе­гает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под со­сной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не уме­ют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти до­мой. До свиданья, сова!

САМОКАТ

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!»  Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

Атоматизация звука  [с] в скороговорках

Без пастуха – не  стадо.

У Сысоя – усы  до пояса.

Сани у Сани едут сами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.                 Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –

32 с. (Конфетка)

3.                 Спивак Е.Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 40 с.

tatyana1972.blogspot.com

Речевой материал для автоматизации звуков «С»- «З»

 

 

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова со звуком С (с ударением на слоге).

Сабля, Савва, сад, садик, сайка, сайра, сакля, сальто, сало, сам, сами, самбо, сани, санки, соболь, совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, соло, соль, Соня, сом, сон, сопка, сор, сотня суд, суп, сук, сумка, судно, сумма, сумерки, сутки, сухо, барсук, досуг, косуля, несу, пасу.

 

Задание 2. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Саня, сахар, гусак, досада, касатка, коса, колбаса, краса, кусать, леса, лиса, насадка, небеса, оса, соты, соя, босой, брусок, висок, волосок, высокий, голосок, колосок, колесо, кусок, лесок, сын, весы, сыр, сыт, сыпать, усы, носы.

 

Задание 3. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Осада, писатель, писать, полоса, полосатый, посадка, роса, усатый, фасад, носок, осока, песок, поясок, фасоль, фасон, посуда, плясун, рисунок, рисую, путассу, косынка, посылка, сыпь, басы, босые, сыро, сырники, сытый, сыворотка. 

 

Задание 4. Чётко произносить слова (без  ударением на слоге).

Сады, садовник, садовод, санаторий, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самоходка, собака, сова, совет, солонка, соленый, соловей, солома, мясо, сынок, сырой, сырок, сыта, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, матросы, рельсы.

 

Задание 5. Чётко произносить слова (без  ударения на слоге).

Самовар, самолёт, сандалии, санитар, сапёр, сапог, сарай, сарафан, сатин, касса, масса, колёса, кулиса, клякса, плакса, суббота, сувенир, сугроб, судак, судьба, сукно, сундук, сурок, сухой, суфле, вынесу, насыпь, насыпать, выписывать.

 

Задание 6. Чётко произносить слова со стечением согласных.

Сват, свая, свалка, свалить, сварка, сварить, свобода, свод, сводка, свой, присвоить, небосвод.

Скала, скалка, скакалка, скакать, скат, скатать, скакун, скатерть, скамья, скамейка, скок, скот, скобка, сколько, скоро, сковородка, скороварка, скорлупа, скука, скула.

Слава, славно, слабый, сладкий, слово, слог, слой, слон, словно, слух, случай.

 

Задание 7. Четко произносить слова с двумя звуками [с].

Космос, мастерская, насос, несносный, пылесос, саксаул, саксофон, самосвал, смолистый, соска, сосны, солист, состав, сосуд, сосулька, составить, состояние, соус, соусник, спасатель, способ, спросонок, спуск, стамеска, страус, строительство, супостат, суслик, суффикс, сфинкс, уксус, «Вискас», Стас, скунс, статус, аспарагус, государство, лесосплав, Станислав.

 

Задание 8. Чётко произносить слова со звуком З (с ударением на слоге)

Зал, залп, зайка, запад, запах, завтра, казак, коза, глаза, гроза,  фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, мозаика, язык, возы, тазы, пузырь, зыбь, зонтик, горизонт, глазок, озон, позор, разок, разор, мозоль, комбинезон.

 

Задание 9. Чётко произносить слова (с ударением на слоге)

Замок, стрекоза, егоза, азарт, базар, зоб, зов, Зоя, зона, узор, возок, бизон, газон, дозор, Трезор, зоркий, зори, зорька, золото, зубы, зуд, везу, козу, внизу, ползу, грызу, мазут, разутый, разумный, зубр, грызун, мазурка.

 

Задание 10. Чётко произносить слова (без ударения на слоге)

База, ваза, роза, Лиза, блуза, поза, польза, берёза, заря, завод, закон, забор, загар, закат, замок, забава, забота, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, незабудки, мимоза, линза, кукуруза, вазу, розу, книзу, разум, базы, вазы, вязы, газы, козы, грозы, грузы, берёзы, арбузы, мимозы.

Задание 11. Чётко произносить слова (без ударения на слоге)

Фраза, бронза, проза, гильза, виза, алмазы, карнизы, заряд, зарядка, загон, задание, заколка, залив, занятие, запятая, медуза, лозунг, зубок, зубной, зубило, морозы, водолазы, музыка, козырёк, позы, пузырёк, называть, показывать, обозы.

 

Задание 12. Чётко произносить слова со звуком Ц.

Бац, клёцки, блиц, боец, борец, варенец, венец, гонец, конец, певец, отец, рубец, глупец, дворец, удалец, хитрец, холодец, боцман, лоцман, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, мудрец, наконец, продавец, заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, тунец, тунеядец, братец, колодец, мизинец, индеец, китаец, птенец, зверинец, купец, храбрец, пехотинец.

 

Задание 13. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Овца, цапля, пыльца, царь, мерцать, цып-цып, цыган, отцы, бойцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, цех, цель, цепь, цедра, центр, цепкий, оценка, целый, акцент, офицер, концерт, доцент.

 

Задание 14. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Лицо, яйцо, кольцо, цокать, цоколь, деревцо, танцор, крыльцо, молодцы, кузнецы, продавцы, птенцы, цирк, цифра, медицина, вакцина, гиацинт, цыпки, пинцет, рецепт, цены.

 

Задание 15. Чётко произносить слова (без ударения  на слоге).

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, рукавица, курица, кольца, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина, околица, птица, цемент, цена, цепной, полотенце, оконце, мыльце, донце, пяльцы, блюдце, платьице.

 

Словосочетания

 

Задание 16. Чётко произносить словосочетания со звуком С.

 

сани у Сани
усатый сом
лесная сова
быстрые самолеты
суп с салом
сытный суп
высокий мост
сосновая смола
ствол сосны

соленая треска
густой лес
постная колбаса
ананасное суфле
высокая сосна
сытая собака
сломанный сук

наваристый суп

пустой стакан

 


Задание 17. Чётко произносить словосочетания.

 

красная редиска
пустой автобус
густой кустарник
солист ансамбля
сырой песок
парусный спорт
солёная капуста
спелый абрикос
миска с рисом
пёстрая собака

вкусный салат
сухая солома
красные сандалии
старый судья
соленое сало
масса советов
соленое масло
смолистая сосна

 

Задание 18. Чётко произносить словосочетания со звуком З.

 

полезная кукуруза
загадочный замок

звуки мазурки
безумная затея
знакомая ваза
забавный зайка
розовые розы
забытая забава
золотые зубы
бронзовый загар

 

Задание 19. Чётко произносить словосочетания со звуком Ц.

 

целое яйцо
птенцы птицы
цветная циновка
целый огурец
цветная пыльца
ценная вакцина

ценное кольцо
цементный цоколь
цветное полотенце
цветные кольца
цветной ситец
цепная реакция

 

 

Предложения

 

Задание 20. Четко произносить предложения со звуком С.

 

Саня идет в сад.

В саду оса.

У самого носа оса.

Оса полосатая.

Высоко в небе самолет.

Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку.

Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат.

У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки.

Саня едет на санях.

Саня видел салют.

Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад.

Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса.

Собака своих не кусает.

На соломе спит собака.

У Сони коса до самого пояса.

 

 

Задание 21. Четко произносить предложения.

 

Дайте Сане сок и ананаса кусок.

Соня кусает сахар.

В сотах мёд.

Песок в совке.

Соль в солонке.

Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды.

Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе.

Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку.

В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу.

Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу.

На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.

Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег.

Высоко на суку сова.

 

 

Задание 22. Четко произносить предложения.

 

В субботу Соне купят посуду.

Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет.

На ёлке сухой сук.

В сумке судак.

В лесу лиса.

В лесу высокие сосны.

У сома усы.

У осы усы.

В саду осы.

Сане купили весы.

У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка.

У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар.

Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы.

У Сони русые косы.

У Сони густые волосы.

У Сани полосатые носки.

 

 

Задание 23. Чётко произносить предложения со звуком З.

 

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

Налей в вазу воды, а то розы завянут.

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

На возах везут арбузы.

Лиза залезла на забор.

Зоя разбила вазу.

У Зои болят зубы.

Зоя знает азбуку.

Зоя работает на воздухе.

Воздух полезен для здоровья.

В здоровом теле здоровый дух.

Коза привязана к забору.

Зоя забыла зонт у Лизы.

На небе заалела заря.

Зоя и Лиза знают много загадок.

 

 

Задание 24. Чётко произносить предложения.

 

Лиза загадывает загадки Зое.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Лиза умеет вязать.

Детям загадывают загадки.

Захар идёт на завод.

Зое купят зайку и мозаику.

На окне ваза с незабудками.

Дом закрыт на замок.

Роза завяла.

Зою зовут домой.

У Лизы в ноге две занозы.

В зоопарке Назар видел зубра.

Зою никогда не наказывают.

Зоя любит музыку.

На здании знамя.

Дрозды вьют гнёзда.

Звонко звонит звонок.

Никогда не опаздывай на занятия.

У Зои много знакомых детей.

У Лизы заболели глаза.

 

Задание 25. Чётко произносить предложения со звуком Ц.

 

Ваня поит овец.

У Кати леденец.

В кустах заяц.

Вова — хороший пловец.

Колодец глубокий.

Мой дядя — кузнец.

Продавец подал перец.

Я порезал мизинец.

Зиме конец, летит скворец.

У Нины огурец.

У Тани отец — пехотинец.

На цепи Цибик.

В конце деревни кузница.

Бойцы охраняют границы.

У Вовы на пальце царапина.

В колодце холодная водица.

В мешке огурцы и луковицы.

Ходят по улице мокрые курицы.

К колодцу пришли овцы.

 

 

Задание 26. Чётко произносить предложения.

 

По улице едет конница.

В цирке мы видели медведицу.

Курица снесла яйцо.

Цепь ковал кузнец.

Я потерял пуговицу.

Продавец принёс огурцы.

Утёнок не боится окунуться в водицу.

Не поётся птице, когда она в темнице.

Цветёт акация.

В цветнике цветут цветы.

На улице больница.

Цыплята клюют яйцо.

На блюдце леденцы.

У мамы на пальце кольцо.

Певец поёт на концерте.

В пятницу в детском саду будут танцы.

 

 

Задание 27. Чётко произносить чистоговорки со звуком С.

 

Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Сони колесо.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Су-су-су — обед на стол несу.
Су-су-су — в лесу видели лису.
Су-су-су — мы видели осу.
Су-су-су — заплети косу.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Сы-сы-сы — не боимся мы осы.
Сы-сы-сы — у Сани бусы.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сы-сы-сы — тикают часы.
Сы-сы-сы — подарили мне весы.

 

Задание 28. Чётко произносить чистоговорки.

 

Ас-ас-ас — масло, паста, ананас.
Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.
Ас-ас-ас — у нас дома квас
Ас-ас-ас — Соня пьёт квас
Ас-ас-ас — у нас дома ананас
Ас-ас-ас — свет в окне погас
Ас-ас-ас — продаётся квас
Ас-ас-ас — идём мы в первый класс
Ос-ос-ос — в саду много ос

Ос-ос-ос — на палубе матрос.

 

Задание 29. Чётко произносить чистоговорки со звуком З.

 

За-за-за — у Зои коза.
За-за-за — зал, завод, забор, глаза.
Зы-зы-зы — розы, вазы и тазы.
За-за-за — здесь привязана коза.
За-за-за — залезает в сад коза.
За-за-за — надвигается гроза.
За-за-за — у Кати карие глаза.
За-за-за — отказали тормоза.

За-за-за — улетела стрекоза.
За-за-за — уходи домой, коза.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.
Зу-зу-зу — Вова на возу.
Зу-зу-зу — ручеёк течёт внизу.

 

 

Задание 30. Чётко произносить чистоговорки со звуком Ц.

 

Ец-ец-ец — Вова — молодец.
Иц-иц-иц — для уколов нужен шприц.

Ца-ца-ца — цапля, улица, пыльца.
Ца-ца-ца — магазин без продавца.
Цо-цо-цо — мы выходим на крыльцо.
Цо-цо-цо — знакомое лицо.
Цу-цу-цу — мы едем по кольцу.
Цу-цу-цу — дали комнату певцу.
Цу-цу-цу — напиши письмо отцу.

Цы-цы-цы — зайцы, мельницы, птенцы.
Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

 

 

Задание 31. Чётко произносить чистоговорки.

 

Ец-ец-ец — сидит в гнезде птенец.
Иц-иц-иц — много в городе больниц.
Ца-ца-ца — это комната отца.
Ца-ца-ца — мы встретили бойца.
Цо-цо-цо — снесла курица яйцо.
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цу-цу-цу — киска тянется к яйцу.
Цы-цы-цы — мы хорошие певцы.
Цы-цы-цы — помойте огурцы.
Цы-цы-цы — летят на юг скворцы.

Це-це-це — отдыхаем на крыльце.
Це-це-це — много зёрен в огурце.

 

 Стихи для заучивания

Звук С

Гусаки

Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщеплет бока
Гусак у гусака.

***

Сани, сани,
Едут сами!
Через горы и леса
Едут сани-чудеса!

 

Сова

В лесу темно-темно.
Совята спят давно.
Сова, сова! Не спит сова.
Летит, летит сова!

Саня и сани

Слониха

Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.

Соня-соня

Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка,
На дворе-то солнышко.

Пёс

Молодого злого пса
В нос ужалила оса.

— Не скули, — сказал я псу, —
прогони скорей осу.

Ласточка

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.

Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой.
Что из стран далёких
Принесла с собой.

Алиса в саду

Вот идёт Алиса в сад,
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке — сонный пёс
Там краса и чудеса.
Солнце, киска и роса,
У скамейки стол стоит.
Самовар на нём свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!

***

Велосипед меня понёс.
Понёс куда-то под откос
Он там остался без колёс,
И дальше я его понёс

Звук З

***

Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Вам название напомнит,
Что её забыть нельзя.

***

Мы заходим на вокзал,
Входим мы в огромный зал.
Быть в таком огромном зале
Можно только на вокзале.

***

У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Звук Ц

Заяц

Этот заяц барабанит,
Этот заяц траву косит,
Этот заяц воду носит,
Этот заяц петь умеет.
Серый заяц — такой умелец!

 

***

Много песен у певицы.
Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.

***

У цапли птенцы
Такие удальцы!

На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей целый день.

***

В яйце цыплёнку не сидится.
Как ему освободиться
От оков своей темницы?
Он пытается нагнуться,
Потянуться, оглянуться.
Клювом делает оконце.
Нет темницы! Вот и солнце!

Снежинка

Вьётся, метелится,

Падает, стелется,

Ветром развеется,

Закаруселится.

Солнцем растопится —

Капелькой скопится,

Паром поднимется,

Тучкой прикинется.

И опять летит к земле пушинка —

Белая и чистая снежинка.

Тексты для пересказа

 

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла неда­леко от остановки и внимательно глядела на Соню и Сла­ву. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок свое­го биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

 

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гу­сята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису сво­ими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

 

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, ку­кольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного весе­лее!

 

СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со­баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

 

СУХАЯ СОСНА

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем су­хая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из до­сок выйдет новая скамейка.

 

СОНЯ И СУЛТАН

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без** сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и за­смеялась.

 

СМЕЛАЯ ЛЮСЯ

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замах­нулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

 

КУКЛА СИНДИ

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно на­блюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди оста­лась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под* дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

 

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опазды­вает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой авто­бус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

 

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка сту­ла треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на мес­те. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот по­теха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот по­веселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало…

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюх­нулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

 

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и ябло­ни, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

 

КОЗА И АЗБУКА

У Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на трав­ке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

 

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска­зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить­ся* с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.

Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами… С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

 

ГРОЗА В ЛЕСУ

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они на­брали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! — сказал он. — Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали*. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ

Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама и Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.

 

МОРСКАЯ ЗМЕЯ

На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они пи­таются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи — лов­кие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти малень­ких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

 

 

 

В ЗООПАРКЕ

Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыба­ми. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообра­зие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезь­ян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

 

ЗОЯ И ЗМЕЯ

Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

 

ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусе­ница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться*, стали оглядываться* по сторонам… Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутёк, бегом к сво­ей маме-курице.

 

ОВЦА И ЦВЕТЫ

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, ро­зовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бес­ценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удив­ляться*, веселиться*, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть… все подряд: и красные, и белые, и голубые…

 

ЦЫБИК И ЦАРАПКА

Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цы­бик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся* тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям ла­зать!».

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

 

УТЯТА И ЦЫПЛЯТА

Повела утка своих утят на озеро купаться*. Идут утята, гор­дятся* собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются*. Напиться-то* они могут, а купаться* не умеют! Ска­зала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся*, пусть садятся* на моих малюток да по озеру покатаются*!» Об­радовались цыплята. Один цыплёнок встал на спину одного утёнка. За ними остальные пять цыплят залезли на спины пяти утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

 

В ЦИРКЕ

В цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На коль­цах кувыркаются* акробаты. На трапеции катаются* гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется* и ра­дуется*.

В пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового пред­ставления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится* ходить в цирк!

dou39ustkut.ru

Советы рукодельницам