РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС — КиберПедия

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:

— психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),

— интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),

— формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),

— о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),

— о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),

Цель —формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.



Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала

.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:



— коммуникация,

— развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

— чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе «Коммуникация»:

— формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

— активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

— формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»:

— развитие ручной и мелкой моторики,

обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

формирование элементарных графо моторных умений.

развитие слухового внимания и слухового восприятия,

— формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

Предметные:

— выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

— использование пишущего предмета по назначению,

— проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

— рассматривание иллюстраций.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии(2 группа):

эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.

Предметные:

использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предметаобучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа):

— эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия

двигательные и мимические проявления,

выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым

зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

Предметные:

проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.

Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтерантивная коммуникация» представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

Обучение может проходить в разных формах: индивидуальных, в малой группе, на групповых занятиях. Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе «чтение и письмо» формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

cyberpedia.su

Урок по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Орг. момент.

     

    Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Садитесь.

    Повторение прошлого урока: соотнесение себя с собственной фотографией, с пиктограммами «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)».

      Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».

      Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 6).

      Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

      Покажи, где пиктограмма ребенок, где человечек на синем фоне?

      Если ребенок сам не показывает пиктограмму, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

      А где нарисован ребенок?

      Что у ребенка в руках?

      Если ребенок не говорит, учитель озвучивает, то, что показал ребенок.

      Посмотри на прошлом уроке мы к этому изображению провели стрелку от пиктограммы.

      Это ребенок (учитель показывает на пиктограмму).

      Скажи: «Я ребенок». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) ребенок (показывает на пиктограмму). Повтори. Скажи теперь сам.

      Как тебя зовут? (показывает на надпись около изображения ребенка)

      Работа в тетради «Все обо мне»

      Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 3).

      Скажи еще раз как тебя зовут?

      А ты кто: девочка или мальчик?

      Скажи: «Я мальчик (девочка)».

      Покажи где, на рисунке мальчик (девочка)?

      Если ребенок сам не показывает нужный рисунок, учитель его рукой показывает и повторяет инструкцию снова.

      Скажи: «Я мальчик (девочка)». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) мальчик (девочка) (показывает рисунок). Повтори. Скажи теперь сам.

      Скажи еще раз: «Я мальчик (девочка)».

      Молодец!

      Пальчиковая гимнастика.

        «Моя семья»

        Этот пальчик – дедушка,

        Этот пальчик – бабушка,

        Этот пальчик – папочка,

        Этот пальчик – мамочка,

        Этот пальчик – я.

        Вот и вся моя семья!

        Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого; на последней строчке сгибаются все пальчики одновременно. Повторяется 2 раза: для правой и левой руки.

        Учитель показывает. Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

        Знакомство с пиктограммой «Семья».

          Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».

          Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 8, 6, 7).

          Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

          Посмотри, это пиктограмма «Мама». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением мамы).

          Найди здесь картинку, где нарисована мама.

          Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

          Проведем к ней стрелку.

          Если ребенок не может сам провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

          Скажи: «Мама».

          Посмотри, это пиктограмма «Папа». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением папы).

          Найди здесь картинку, где нарисован папа.

          Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

          Проведем к нему стрелку.

          Скажи: «Папа».

          Посмотри, это пиктограмма «Бабушка (баба)». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением бабушки).

          Найди здесь картинку, где нарисована бабушка.

          Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

          Проведем к ней стрелку.

          Если ребенок не может провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

          Скажи: «Баба (бабушка)».

          Посмотри, это пиктограмма «Дедушка (деда)». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением дедушки).

          Найди здесь картинку, где нарисован дедушка.

          Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

          Проведем к нему стрелку.

          Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

          Скажи: «Деда (дедушка)».

          Посмотри, это пиктограмма «Семья». Здесь схематично изображены все члены семьи. А вот так семья выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением всей семьи).

          Найди здесь картинку, где нарисована вся семья: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка.

          Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

          Проведем к ней стрелку.

          Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

          Скажи: «Семья».

          Молодец!

          Зрительная гимнастика.

            Зажмурили сильно глазки, открыли глазки, зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Закрыли глазки, легли на парту на ручки, отдохнули (20-30 сек.). Зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Отдохнули и продолжаем работать.

            Продолжение работы.

              Работа в тетради «Все обо мне»

              Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 1).

              Покажи, где здесь …… (имя ребенка).

              …… (имя ребенка) еще маленький, ребенок. Покажи, где пиктограмма «Ребенок».

              …… (имя ребенка) кто: мальчик или девочка?

              Скажи: «Я мальчик (девочка)». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) мальчик (девочка) (показывает рисунок). Повтори. Скажи теперь сам.

              Скажи еще раз: «Я мальчик (девочка)».

              Покажи, где на фотографии мама.

              Покажи, а где пиктограмма мама.

              Покажи, где на фотографии папа.

              Покажи, а где пиктограмма папа.

              Покажи, где пиктограмма бабушка (баба).

              Покажи, а где пиктограмма бабушка (баба).

              Покажи, где пиктограмма дедушка (деда).

              Покажи, а где пиктограмма дедушка (деда).

              Молодец!

              Физминутка.

               

               

              Повторение.

                Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

                Учитель показывает сюжетные картинки с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.

                Итог урока.

                  Ребята, наш урок заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с пиктограммами, которые обозначают членов ваших семей. Узнали как обозначаются мама, папа, бабушка и дедушка.

                  Оценка учащихся.

                  На столе у учеников: «Я – говорю! Ребенок в семье», тетрадь «Все обо мне», пиктограммы (семья, мама, папа, бабушка и дедушка, ребенок) карандаши.

                  Ученики стоят возле парт и садятся по команде учителя.

                  Ученики открывают тетради, если умеют работать по образцу (стр. 6).

                  Ученик показывает пиктограмму (если может).

                  Ученик показывает на изображение ребенка.

                  Ученик показывает на игрушку (медведь) или произносит (издает любые звуки) слово «игрушка (медведь)», если может.

                  Ученик повторяет за учителем действия.

                  Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

                  Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

                  Ученик повторяет за учителем действия.

                  Ученик показывает, где написано «мальчик (девочка)» или старается произнести.

                  Ученик показывает.

                  Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

                  Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

                  Ученик повторяет за учителем действия и одновременно старается копировать речь учителя (произносить отдельные звуки, слоги, слова).

                  Ученик показывает картинку мамы.

                  Ученик карандашом проводит стрелку.

                  Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

                  Ученик показывает картинку папы.

                  Ученик карандашом проводит стрелку.

                  Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

                  Ученик показывает картинку бабушки (бабы).

                  Ученик карандашом проводит стрелку.

                  Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

                  Ученик показывает картинку дедушки.

                  Ученик карандашом проводит стрелку.

                  Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

                  Ученик показывает картинку всей семьи.

                  Ученик карандашом проводит стрелку.

                  Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

                  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коммуникация и общение неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение

                  Подробнее

                  Пояснительная записка

                  Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа — интернат 11» «Диагностика сформированности базовых учебных действий

                  Подробнее

                  «ОБУЧЕНИЕ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ»

                  Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»

                  Подробнее

                  1. Пояснительная записка.

                  1. Пояснительная записка. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха в освоении основной образовательной программы начального общего образования

                  Подробнее

                  Пояснительная записка.

                  Пояснительная записка. Рабочая программа по письму и развитию речи для 7-8 класса детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых

                  Подробнее

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план индивидуального обучения на дому для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Далее учебный план), разработан на основе федеральных нормативных

                  Подробнее

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ И ЭКСКУРСИИ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана

                  Подробнее

                  1. Пояснительная записка

                  1. Пояснительная записка Рабочая программа по логопедии для детей с глубокой умственной отсталостью ( ГУО) составлена на основе следующих нормативно правовых документов: 1. Приказа Министерства образования

                  Подробнее

                  II Международный Форум. Москва октября

                  II Международный Форум Москва 14-17 октября Об этом материале Материал выступления на II Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Тема

                  Подробнее

                  ПИСЬМО 7 «у» класс Пояснительная записка

                  ПИСЬМО 7 «у» класс Пояснительная записка Данная программа по письму предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Курс рассчитан на 36 часов (4 часа в неделю). Учебники по обучению русскому

                  Подробнее

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СЧЕТУ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана на 1 год (срок реализации программы)

                  Подробнее

                  Пояснительная записка

                  Пояснительная записка Учебный план КОУ ВО «ЦППРК», реализующего федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, государственные образовательные стандарты основного

                  Подробнее

                  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                  Краевое государственное казенное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная 9коррекционная) общеобразовательная

                  Подробнее

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫЙ ГОД

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО _АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ_ К УМК И.Н. ВЕРЕЩАГИНОЙ, Т.А. ПРИТЫКИНОЙ Учебник для 3 класса школ с угл. из. яз. Изд. «Просвещение» Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа

                  Подробнее

                  Паспорт логопедического кабинета

                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 1 «Теремок» компенсирующего вида г. Олекминска муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) 678100 г.олекминск, ул.

                  Подробнее

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                  РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РИСОВАНИЮ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень образования) Рассчитана на 1 год (срок реализации программы)

                  Подробнее

                  Рабочая программа. Человек

                  Рабочая программа Человек ГБОУ школа-интернат 3 г.о.тольятти учебный год: 2017-2018 Класс: 1 «В» Количество часов в неделю: 3; в год: 102 Программа составлена на основе: «Программа обучения детей с глубоким

                  Подробнее

                  «РУССКИЙ ЯЗЫК» (обучение устной речи)

                  Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»

                  Подробнее

                  Пояснительная записка

                  Пояснительная записка Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. С учетом

                  Подробнее

                  Проект. Общие положения

                  Проект Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся

                  Подробнее

                  Пояснительная записка

                  Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Риторика» (духовнонравственное направление) разработана на основе авторской программы «Риторика» Т.А. Ладыженская,; (М.: Просвещение,

                  Подробнее

                  Пояснительная записка

                  Пояснительная записка Перед каждым ребенком, приходящим в школу неизбежно встает самая главная задача — это овладение грамотой. Овладев грамотой, ребенок сможет овладеть всеми изучаемыми предметами. Следовательно,

                  Подробнее

                  Учебный план «Особый ребенок»

                  УТВЕРЖДАЮ. Директор МАОУ «Юговская средняя школа» О.В. Федосеева Приказ 01-09/317/1 от «30» августа 2016 г. Учебный план «Особый ребенок» на 2016 2017 учебный год МАОУ «Юговская средняя школа» п. Юг 2016

                  Подробнее

                  2.6. Программа внеурочной деятельности

                  2.6. Программа внеурочной деятельности Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (далее ТНР) составлена на основе Федерального закона от 29 декабря

                  Подробнее

                  ПОЛОЖЕНИЕ г. Пятигорск года 38

                  ПОЛОЖЕНИЕ г. Пятигорск 01.01.2016 года 38 (Рассмотрено на заседании педагогического совета 26.12.2015 года, протокол 6 «О переутверждении локальных актов школы в связи с изменением типа учреждения) о системе

                  Подробнее

                  docplayer.ru

                  Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 класс (вариант 2 АООП)

                  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевская школа-интернат, реализующая адаптированные

                  образовательные программы»

                  Приложение

                  к приказу директора школы

                  от 01.09.2016 г. № 92

                  Рабочая программа

                  по предмету

                  «Речь и альтернативная коммуникация»

                  2 класс

                  Разработана: Бабиновой Л.Г.,

                  учителем начальных классов

                  г.Сланцы

                  2016 г

                  Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

                  (вариант 2 АООП)

                  Планируемые результаты:

                  Минимальный уровень:

                  Личностные результаты:

                  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

                  • Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

                  • Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.

                  • Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)

                  Предметные результаты:

                  • Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).

                  • Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.

                  • Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

                  • . Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

                  Достаточный уровень:

                  Личностные результаты:

                  • Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

                  • Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

                  Предметные результаты:

                  • Понимание простых предложений.

                  • Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

                  • Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

                  • Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

                  • Понимание существительных: объекты, явления .

                  • Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).

                  • Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

                  • Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.

                  • Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.

                  Содержание рабочей программы:

                  В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

                  Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учеников. Особенностью данной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.

                  Содержание предмета.

                  Коммуникация

                  Реагирование

                  1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.

                  2. реагирование на контакт со взрослым.

                  Установление контакта

                  1. установление зрительного контакта

                  2. реагирование на собственное имя

                  3. использование мимики адекватной ситуации

                  4. привлечение к себе внимания различными средствами • мимика и жесты • пиктограмма • слово

                  5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи • мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.)

                  • пиктограмм • слов (привет, здравствуй, доброе утро и т.п.)

                  6. использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы)

                  Поддержание контакта

                  1. поддержание зрительного контакта

                  2. выражение своих желаний при помощи • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

                  3. выражение просьбы о помощи с использованием • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

                  4. выражение согласия или несогласия, используя : жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет) • пиктограммы ( слова, да, нет)

                  5. выражение благодарности • жест (кивок головой) • пиктограмма • слово «спасибо» • короткое предложение

                  Завершение контакта

                  1. поддержание зрительного контакта

                  2. прощание с собеседником, используя • мимику и жесты ( пока, до свидания)

                  • соответствующую пиктограмму • слова (пока, до свидания)

                  Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

                  Импрессивная речь

                  1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

                  2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

                  3. Понимание существительных: объекты, явления

                  4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)

                  Экспрессивная речь.

                  1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

                  2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)

                  3. Употребление своего имени

                  4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса

                  5.Употребление в речи существительных

                  6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

                  Графомоторные навыки.

                  1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

                  2. Рисование вертикальных линий разной длины.

                  3. Рисование горизонтальных линий.

                  4. Закрашивание контурных изображений предметов

                  5. Обведение по трафарету простых предметов

                  Тематическое планирование по предмету

                  «Речь и альтернативная коммуникация»

                  3 часа в неделю

                  Тема урока

                  Тип урока

                  Кол-во часов

                  I четверть(8 недель) 25 часов

                  1

                  Знакомство

                  Комбинир.

                  1

                  2

                  Моё имя. Введение пиктограмм.

                  Комбинир.

                  1

                  3

                  Понимание речевых сигналов.

                  Комбинир.

                  1

                  4

                  Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Введение пиктограмм.

                  Комбинир.

                  2

                  5

                  Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.

                  Комбинир.

                  2

                  6

                  Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра

                  Комбинир.

                  2

                  7

                  Пиктограммы.

                  Комбинир.

                  3

                  8

                  Подготовка руки к письму.

                  Комбинир.

                  2

                  9

                  Развитие слухового внимания.

                  Комбинир.

                  2

                  10

                  Школьные принадлежности.

                  Комбинир.

                  2

                  11

                  Слушание сказок.

                  Комбинир.

                  3

                  12

                  Развитие зрительного восприятия (конструирование)

                  Комбинир.

                  2

                  13

                  Повторение и закрепление изученного

                  Комбинир.

                  2

                  Итого 1 четверть

                  25 часов

                  Тема урока

                  Тип урока

                  Кол-во часов

                  2 четверть(8 недель) 23 часа

                  1

                  Повторение пройденного в 1 четверти

                  Комбинир.

                  1

                  2

                  Использование мимики

                  Комбинир.

                  4

                  3

                  Мимика плюс жесты

                  Комбинир.

                  3

                  4

                  Пиктограммы-фотографии

                  Комбинир.

                  4

                  5

                  Ответ на приветствие

                  Комбинир.

                  2

                  6

                  Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении

                  Комбинир.

                  3

                  7

                  Поддержание контакта

                  Комбинир.

                  3

                  8

                  Просьба о помощи

                  Комбинир.

                  2

                  9

                  Графомоторные навыки

                  Комбинир.

                  1

                  Итого 2 четверть

                  23 часа

                  Тема урока

                  Тип урока

                  Кол-во часов

                  3 четверть (9 недель) 29 часов

                  1

                  Повторение пройденного за 1 полугодие

                  Комбинир.

                  2

                  2

                  Выражение согласия или несогласия

                  Комбинир.

                  1

                  3

                  Графо моторные навыки

                  Комбинир.

                  2

                  4

                  Выражение благодарности

                  Комбинир.

                  3

                  5

                  Завершение контакта

                  Комбинир.

                  2

                  6

                  Прощание с собеседником

                  Комбинир.

                  3

                  7

                  Импрессивная речь. Понимание простых слов.

                  Комбинир.

                  4

                  8

                  Понимание существительных-имена членов семьи

                  Комбинир.

                  3

                  9

                  Понимание существительных -имена педагогов

                  Комбинир.

                  3

                  10

                  Понимание существительных – имена учащихся класса

                  Комбинир.

                  3

                  11

                  Повторение пройденного за 3 четверть

                  Комбинир.

                  3

                  Итого 3 четверть

                  29 часов

                  Тема урока

                  Тип урока

                  Кол-во часов

                  4 четверть (8 недель) 24 часа

                  1

                  Повторение и закрепление ранее изученного

                  Комбинир.

                  1

                  2

                  Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления)

                  Комбинир.

                  4

                  3

                  multiurok.ru

                  Специальная индивидуальная программа развития Речь и альтернативная коммуникация

                  Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                  средняя общеобразовательная школа № 2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район

                  Республики Башкортостан

                  «Рассмотрена и принята» «Согласована» «Утверждаю»

                  Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор

                  ________ / О. А. Ханина./ __________/_____________/ ______________ /Е.Н. Алопина

                  Протокол №__ от «___» _____ 2016 г. Приказ № ___ от «___» _____ 2016г.

                  Специальная индивидуальная программа развития

                  Речь и альтернативная коммуникация

                  учителя первой квалификационной категории

                  Шестаковой Татьяны Сергеевны

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                  Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

                  — Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

                  — Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

                  — Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»».

                  — Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

                  — Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

                  — Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МОУ СОШ № 2.

                  — Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).

                  Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

                  Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

                  Задачи:

                  1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

                  2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

                  3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

                  4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

                  5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;

                  6. Обучать навыкам чтения и письма.

                  Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

                  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

                  • развитие зрительного восприятия;

                  • развитие зрительного и слухового внимания;

                  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

                  • формирование и развитие реципрокной координации;

                  • развитие пространственных представлений;

                  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

                  Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

                  С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

                  При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

                  Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

                  Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач — все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

                  При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

                  В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования — развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

                  Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

                  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

                  Процесс обучения грамоте неразрывно связан с ре­шением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных ка­честв ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательнос­ти, формированием умений планировать свою деятельность.

                  При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

                  Учебный предмет «Речь и альтернативна коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

                  Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.

                  Оценка результативности учебной деятельности.

                  Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

                  Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
                  обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В 1 классе работа учеников поощряется качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.

                  Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

                  Усвоил

                  11-8

                  Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.

                  7-5

                  Знает, усваивает и применяет с помощью.

                  4-2

                  Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.

                  Не усвоил

                  1

                  Не знает, не усваивает, помощь не принимает.

                  Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

                  Планируемые результаты освоения обучающимися АООП (СИПР):

                  личностные

                  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

                  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

                  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

                  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

                  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

                  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

                  предметные

                  понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

                  умение самостоятельного использования, усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;

                  качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

                  понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

                  умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, мимикой;

                  мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

                  умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

                  умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

                  сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

                  Требования к уровню подготовки учащихся

                  В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

                  Предполагаемые знания и умения учащихся:

                  Учащиеся должны уметь:

                  • Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

                  • Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

                  • Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

                  • Пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

                  • Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

                  • Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

                  • Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

                  • Узнавать и различать напечатанные буквы.

                  • Писать/ печатать изученные буквы, слова.
                          Учащиеся должны знать:

                  • Усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

                  • Значение слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

                  При глобальном чтении – смысл узнаваемого слова.

                  Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

                  Методическая литература для учителя:

                  1. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

                  Дополнительная литература для учителя:

                  1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. М.:Просвещение,1990.— 191 с: ил.— ISBN 5-09-002912-1.

                  Литература для учащихся:

                  1. Н. С. Жукова. Букварь.

                  2. Разрезная азбука.

                  MULTIMEDIA – поддержка предмета:

                  1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324

                  2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./

                  3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/

                  4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439

                  5. Сайт «Учительский портал» — Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load

                  6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html

                  Оборудование:

                  — Магнитная доска, набор букв на магнитах.

                  — Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

                  — Касса букв и слогов.

                  — Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

                  — Таблицы к основным разделам грамматического материала.

                  — Компьютер.

                  -Технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства.

                  infourok.ru

                  Рабочая программа по логопедии «Речь и альтернативная коммуникация»

                  ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

                  «Рассмотрена на заседании ШМО»

                  Протокол № ____________

                  От « »__________2016 г.

                  Руководитель ШМО

                  __________/Шпис Е.В. /

                  «Согласована»

                  « » ____________ 2016 г.

                  Зам.директора по УВР

                  __________/Королева О.В. /

                  «Введена в действие»

                  Приказ № ____________

                  От_____________ 2016 г.

                  Директор ОКОУ

                  ___________ Л.Г. Марченко

                  Рабочая программа

                  учебного предмета

                  «Речь и альтернативная коммуникация»

                  для ученика, обучающегося на дому,

                  Жданова Кирилла

                  (СИОП)

                  на 2016-2017 учебный год

                  Составитель:

                  Шпис Елена Владимировна,

                  учитель-дефектолог

                  г. Железногорск

                  2016 г.

                  Пояснительная записка

                  Нормативно-правовая основа рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

                  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

                  • Учебный план ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 учебный год для 11-4 классов (II вариант)

                  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

                  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

                  • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

                  • СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования и науки № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.)

                  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 2-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)

                  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.

                  • Учебный план классов для детей с глубокой умственной отсталостью ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 г.

                  • Годовой календарный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2016-2017 уч.год, приказ ОУ № 1-231 от 25.05.2016 г.

                  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 26.03.2012 г. № 1-141

                  • Положение о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся, утвержденное приказом ОУ31.12.2015 г. № 1-551

                  • Положение о текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ 26.03. 2012 г. № 1-140

                  Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

                  В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

                   Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

                  Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.  

                   Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

                   Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

                  Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

                  Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

                         Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

                      Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

                      Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

                     В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

                       Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и АК»:

                  Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

                  Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

                  Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

                  Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

                  Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

                  Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

                  Календарный план учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (65 ч)

                  Приме

                  чания

                  1 четверть (16 ч)

                  1

                  Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

                  2

                  комбинир

                  06.09

                  08.09

                  2

                  Реагирование на собственное имя. 

                  2

                  комбинир

                  13.09

                  16.09

                  3

                  Узнавание (различение) имён членов семьи

                  2

                  комбинир

                  20.09

                  23.09

                  4

                  Реагирование на имя учащихся класса, педагогов.

                  2

                  комбинир

                  27.09

                  30.09

                  5

                  Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки)

                  2

                  комбинир

                  04.09

                  07.09

                  6

                  Понимание слов, обозначающих предмет(мебель)

                  2

                  комбинир

                  11.10

                  14.10

                  7

                  Понимание слов, обозначающих предмет (посуда)

                  2

                  комбинир

                  18.10

                  21.10

                  8

                  Понимание слов, обозначающих предмет (одежда)

                  2

                  комбинир

                  25.10

                  28.10

                  2 четверть (16 ч)

                  10

                  Понимание слов, обозначающих предмет (обувь)

                  2

                  комбинир

                  08.11

                  11.11

                  11

                  Понимание слов, обозначающих предмет (овощи)

                  2

                  комбинир

                  15.11

                  18.11

                  12

                  Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты)

                  2

                  комбинир

                  22.11

                  25.11

                  13

                  Понимание слов, обозначающих предмет (животные)

                  2

                  комбинир

                  29.11

                  02.12

                  14

                  Понимание слов, обозначающих предмет (растения)

                  2

                  комбинир

                  06.12

                  09.12

                  15

                  Понимание слов, обозначающих предмет (продукты)

                  2

                  комбинир

                  13.12

                  16.12

                  16

                  Понимание слов, обозначающих предмет (транспорт)

                  2

                  комбинир

                  20.12

                  23.12

                  17

                  Понимание слов, обозначающих предмет (птицы)

                  2

                  комбинир

                  27.12

                  30.12

                  3 четверть (20 ч)

                  18

                   Понимание слов, обозначающих действия предмета (на, дай)

                  3

                  комбинир

                  13.01

                  17.01

                  20.01

                  19

                   Понимание слов, обозначающих действия предмета (есть, пить)

                  2

                  комбинир

                  24.01

                  27.01

                  20

                   Понимание слов, обозначающих действия предмета (сидеть, стоять, бегать)

                  2

                  комбинир

                  31.01

                  03.02

                  21

                   Понимание слов, обозначающих действия предмета (рисовать, играть, гулять).

                  2

                  комбинир

                  07.02

                  10.02

                  22

                  Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

                  2

                  комбинир

                  14.02

                  17.02

                  23

                  Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

                  3

                  комбинир

                  21.02

                  28.02

                  03.03

                  24

                  Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

                  2

                  комбинир

                  07.03

                  09.03

                  25

                  Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

                  2

                  комбинир

                  14.03

                  17.03

                  26

                  Называние (употребление) простых предложений.

                  2

                  комбинир

                  21.03

                  24.03

                  4 четверть (13 ч)

                  27

                  Ответы на вопросы по содержанию текста

                  2

                  комбинир

                  04.04

                  07.04

                  28

                  Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

                  2

                  комбинир

                  11.04

                  14.04

                  29

                  Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

                  2

                  комбинир

                  18.04

                  21.04

                  30

                  Составление рассказа по серии сюжетных картинок

                  2

                  комбинир

                  25.04

                  28.04

                  31

                  Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

                  2

                  комбинир

                  05.05

                  12.05

                  32

                  Составление рассказа о себе.

                  2

                  комбинир

                  16.05

                  19.05

                  33

                  Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

                  1

                  комбинир

                  23.05

                  Литература

                  1. Д.И. Бойков, С.В. Бойкова   СПб: НОУ «СОЮЗ»,2004    «КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ»

                  2. Фрост Л., Бонди Э. СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)» Перевод с английского. Издательство: Теревинф: 2011

                  3.  Нуриева Л.Г.Серия: Особый ребенок. 2009. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ»

                  4. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатьина. М.:»ДРОФА», 2007. «Я ГОВОРЮ! УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ»

                  5.  Т.Н. Тищенко. М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.»Учим говорить особенного ребенка»

                  infourok.ru

                  Речь и альтернативная коммуникация. Рабочая программа адаптированная для подготовительного класса школы VIII вида

                  Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 1 »

                  Рассмотрено

                  на заседании научно-методического совета школы-интерната

                  Протокол №____

                  от «____»_________20__г.

                  Согласовано

                  Зам. директора по учебной работе

                  ______________________

                  «_____»____________20___г.

                  Утверждаю

                  Директор школы-интерната № 1

                  ______________________

                  «_____»____________20___г.

                  Рабочая программа

                  по курсу Речь и альтернативная коммуникация4

                  Подготовительный класс (VIII вид)

                  учитель

                  Герасимова Татьяна Сергеевна

                  2015-2016 учебный год

                  Тверь

                  Пояснительная записка

                  Рабочая программа по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» для подготовительного класса соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) и составлена на основе Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

                  Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

                  В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

                  Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

                  Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

                  Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

                  У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

                  Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:

                  -графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

                  -аудио и видеоматериалы.

                  Место курса в базисном учебном плане: Количество часов в неделю по учебному плану — 3 часа. Общее количество часов в год – 99 часов.

                  Программа включает следующие разделы: Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

                  Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

                  Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и

                  infourok.ru

                  Советы рукодельницам