Отзыв-рецензия на открытый урок в хоровом классе (из опыта работы)

Отзыв-рецензия на открытый урок преподавателя МБУ ДО «Детской школы искусств г.Зеи»

Шнейдер Тамары Моисеевны.

Тема урока: « Развитие слуха на уроке хора»

Урок проводился 14 апреля 2018 в рамках заседания теоретического отдела преподавателей «Детской школы искусств г. Зеи» с учащимися младших классов, согласно, реализуемой программы «Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства» специальность «Хоровое пение». 2013г. (составитель Шнейдер Т.М.)

Цель урока: Показать методы и приёмы, используемые на уроке, для развития голоса и слуха. Выработка навыка пения на дыхание с правильным формированием гласных, от этого зависит интонация в пении, а значит и слух. Задачи урока: 1. Научить детей слушать и слышать себя. 2. Умение сконцентрировать внимание учеников. 3. Формировать, направлять творческую активность учащихся. 4. Научить самоконтролю учащихся. 5. Использовать на уроке межпредметные связи.

Форма организации работы на уроке: групповая. Характеристика обучающихся: младший хор, возраст 7-9 лет (I класс) Методы обучения: вокально — иллюстративный метод,
метод сравнения, метод контроля и самоконтроля, практический. Оборудование: музыкальный инструмент, доска, стулья, нотный материал. Дидактические средства для учителя: изобразительный ряд: плакат алгоритма В. Огородного. литературный ряд: стихи Р. Алешина «Волки», «Бревно» Цель посещения урока: знакомство с опытом работы преподавателя.

Развитие слуха происходит на всех уроках получаемых учащимся в музыкальной школе. Но особенно большое развитие происходит на уроке хора. Коллективное музицирование помогает почувствовать уверенность в правильности интонирования. Попав в коллектив, дети гораздо быстрее начинают правильно интонировать. Трудно переоценить значение хорового пения для развития голоса и слуха. Это происходит вследствие благоприятного физиологического воздействия окружающего звучания на голосовой аппарат ребенка. Урок — это «клеточка» педагогического процесса и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, концентрируется если не вся, то значительная часть методики работы педагога, применяемых педагогических технологий, методов обучения и многое другое, что можно назвать педагогическим мастерством. Я присутствую на уроке педагога-мастера и стараюсь не упустить малейшего нюанса в уроке. С первой минуты приветствия преподавателя возникло ощущение сопричастности в происходящем. В некоторые моменты урока я чувствовала себя учащейся, вместе с детьми и педагогом мысленно отвечала на поставленные вопросы, пыталась повторить предложенные упражнения и приемы формирования звука, дыхания.

Шнейдер Тамара Моисеевна — педагог с большим практическим опытом работы с хоровыми коллективами, творческий преподаватель. В проведении данного урока педагог опирается на новые технологии работы таких авторов как, Д. Огороднов, В.В Емельянов, А.Н Стрельникова, что и вызывает интерес коллег к актуальной теме урока и процессу его реализации. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему.

Формы обучения на уроке: 1.Практические упражнения. 2.Анализ исполнения этих упражнений. План ведения урока: 1.Артикуляционная гимнастика. В.В. Емельянова 2.Музыкально-ладовые упражнения преп. Д. Огородного его «алгоритм» где используется наглядность – плакат. 3.Упражнение для разогрева голосового аппарата и подготовка к технической работе (комплекс упражнений). В.И. Буланова. 4. Работа над упражнениями по развитию диапазона стихи Р. Алёшина « Волки» (высоко- низко). 5. Использование на уроке «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова (1 комплекс упражнений). 6. Пение больших и малых секунд (вверх- вниз). 7. Игра «живое пианино» (пение всех про себя, вслух одного ученика). 8.Пение звукоряда тетрахордами (поддержка фортепиано). 9. Пение гаммы (вверх-вниз) помощь инструмента и без инструмента, пение вслух и про себя. 10. Пение по нотам (сольфеджирование) С. Юдахина «Дождик». 11.Пение с движениями Л. Матвеева «Дятел — барабанщик».
Задачи для учащихся:
1.При пении петь всегда про себя (развитие внутреннего слуха), по просьбе вслух. 2. Самоконтроль, концентрация внимания. 3. Контроль дыхания (опёртый звук). 4. Правильное формирование гласных, артикуляция. 5. Следить за звуком «красив ли он» (широкий, льющийся, зажатый). 6. Пение звуков, правильное формирование гласных, единообразие в позиции рта у- светло, о-достоинство а- радостно). 7.Пение по руке (следить за одновременным началом и окончанием пения). 8.Пение различных длительностей с верной интонацией. Задачи для учителя: 1.Сделать упражнения интересными, познавательными. 2. Научить анализировать, исправлять ошибки (самоконтроль учеников). 3. Использовать мышечное чувство, способствующее правильному формированию дыхания, верной артикуляции. 4. Использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. 5. Работа над ладовым чувством. 6. Использовать сольфеджирование после проведения подготовительной работы.

Реальные результаты – на уроке преподаватель поэтапно показала работу над темой «« Развитие слуха на уроке хора». Рефлексия показала, что своим продвижением в освоении материала и навыков пения в хоре довольны все учащиеся. Урок прошёл в творческой атмосфере. Все отметили сотрудничество, что очень важно в обучении в хоровом классе. Цель урока достигнута и представляет собой целостную систему связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения, что обеспечило оптимальное функционирование всей системы урока. Выводы:

1.План урока был выполнен, цель урока достигнута.

2.Поставленные педагогом задачи, успешно притворены в жизнь на уроке хора в первом классе с помощью следующих дидактических принципов:

  • Система упражнений от простых к сложным.

  • Сознательное отношение учеников к упражнениям.

  • Упражнения должны строиться в определённой последовательности.

  • Пока навык не усвоен, нельзя переходить к следующему.

  • Собрать волю учащихся и направить на освоение навыка.

  • Воспитывать трудолюбие, соединить отдельные навыки в более сложные комплексные навыки.

3. На уроке присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны учащихся. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности.

преподаватель первой квалификационной категории МБУ ДО ДШИ г.Зеи — Ткачёва Алла Валерьевна —

г.Зея. 2019 год.

infourok.ru

Открытый урок по вокалу «Вокальное слово. Работа над дикцией»

Открытый урок по программе «Вокал» на тему:

«Вокальное слово и дикция«

педагога дополнительного образования Ширяевой Ольги Павловны

Дата проведения: 13.01.2015

Возраст учащихся: 10-12 лет

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма проведения: индивидуальная.


Цель:

Задачи: 
Образовательные: 

  • обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных;

  • учить передавать мелодию, чисто интонировать. 

Развивающие:

  • развивать дикционные способности и навыки;

  • развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности, логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокого понимания в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения, видеть в музыкальном образе смысловые доминанты и воплощать их в повседневной жизни; 

  • развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя. 

Воспитательные: 

  • способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры. 

  • способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения. 


Оборудование и материалы: 


Метод обучения:

  • Беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни. 

Психологические условия на уроке:

  • Утверждение радости на уроке. 

  • Личностно-ориентированные общение — учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход. 

  • Психологически-комфортная атмосфера — эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех. 

Проектируемый результат:

  • Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её. 

Организационный момент. 
Педагог: Здравствуй, Гузель! 

(Краткая беседа с учащимся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, педагога, ободряющей голосовой интонацией (2 слайд). 

Педагог: На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом. Гузель, можешь сказать, что является самым важным в пении? (Предполагаемый ответ учащегося: Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.) 
Педагог: Верно. Это все является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей? (Предполагаемый ответ учащегося: Без дикции и слов).

Объяснение темы. 

Педагог: Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Вокальное слово и дикция». Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.). 

(Демонстрация плаката «Артикуляционный аппарат»). (3 слайд) 
— Все эти органы участвуют в формировании звука? 
(Предполагаемый ответ учащегося: Да). 

Педагог: Попробуй без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» (ученица пробует). Видишь, что получилось? Ничего не понятно. А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ (ученица выполняет задание). 
Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. (4 слайд). (Педагог обращает внимание ученика на плакат «Таблица деления согласных». Таблица деления согласных (6 слайд). Вокальные согласные (7 слайд). Не вокальные согласные (8 слайд). 
Педагог: Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. «Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно». В этом кроется один из секретов кантилены. «Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса». (С. Юдин) (9-10 слайды). Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Итак, дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он — главный артикулятор гласных. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.  Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. «Губы должны лежать на зубах», — так говорил М. Гарсиа.  Гузель, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать — настроить его. Что же для этого нужно? (Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться).

Педагог: Молодец, Гузель! Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно? 
(Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки). 

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. 

Практическая часть. 

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия (11 слайд). А теперь, Гузель, я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на предыдущих занятиях. (Предполагаемый ответ учащегося: 

«Ехал Грека через реку, 
Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку 
Рак за руку Грека цап»). 

Рекомендации: 
в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. 
Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения. 

Педагог: «Кукушка кукушонку 
Купила капюшон. 
Как в капюшоне 
Он смешон». 

Рекомендации: 
Повторим скороговорку в различных образах и с эмоциями, присущими персонажу, изображенному на картинке, в образе веселого зайца, грустного щенка и довольного кота. (12 слайд) 

Педагог: Спасибо, Гузель! 

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются. 

Рекомендации: 
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнять упражнение, пение закрытым ртом звука «м». зубы при этом должны быть разжатым, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылать в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посылание звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. 
После пения закрытым ртом поем на слоги «зо зи зо». Всего 5-6 упражнений. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой.  Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.  Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения.

Педагог: Молодец Гузель, на прошлом занятии мы начали разучивать песню «Настоящий друг», сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева. Домашнее задание было выучить слова песни наизусть. 
Педагог: Гузель, понравилась тебе песня? О чем она? (Предполагаемый ответ учащегося: Да! Очень красивая песня, про дружбу). 
Педагог: Песня написана в куплетной форме (3 куплета и припев). Размер – 2/4. 

Рекомендации:

Песня веселая, в характере польки. Исходя из этого, ребенок не может петь вяло. Но слишком увлекаться с жесткой атакой звука нельзя. Иначе пойдет разговор в тональности. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединить слог за слогом, звук за звуком. 
Поём песню (1 куплет, потом припев) по фразам с закрытым ртом на звук «м». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен». 
Особо стоит отметить, что внимание ученика должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, «спрессовать» их, но не «выстреливать», чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. «Рваная» дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: «У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая» (14 слайд) 
После такой работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, нужно поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить её полностью (1 куплет и припев) под аккомпанемент фортепиано, которое должно быть тихим, легким, ни в коем случае не заглушающим голоса ребёнка. 

Подведение итогов. 

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. 
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Познакомились с новыми понятиями. 
Итак, навык артикуляции включает: 

  • отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение; 

  • умеренное округление гласных за счет пения на скрытом зевке; 

  • нахождение высокой вокальной позиции; 

  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. (13 слайд) 

А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песни, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. Это будет твоим домашним заданием. 

Заключительная часть. 
Молодец, Гузель! Спасибо! До свидания. До новой встречи. 

infourok.ru

Отзыв на открытое занятие интонирование в вокале


Отзыв
о проведенном открытом занятии по вокалу по теме:
«Интонирование в вокале»
Дата проведения занятия 11 ноября 2013 г
Цель: Развить чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память и правильное звукообразование. Дать практические советы для решения проблемы чистого интонирования в пении.
В начале педагогом были поставлены и озвучены задачи, которые с успехом были выполнены им и воспитанниками к концу занятия. На протяжении всего времени применялись информационно-коммуникационные, а так же зоровьесберегающие технологии, использовались иллюстрации, которые в свою очередь сильно повлияли на доступность и восприятие материала. На протяжении всего занятия, педагог смог создать нужные, благоприятные условия, чтобы дать возможность проявления индивидуальных способностей каждого из воспитанников.
Были разобраны такие вопросы, как интонирование, разновидности музыкального слуха, рассмотрены причины «детонации» и «дистонации», а так же разучены упражнения для постановки правильного интонирования.
Хотелось бы обратить внимание, на специально отведенное время для активного и здорового отдыха воспитанников, о чем свидетельствует красочная и грамотно проведенная физкультминутка.
По окончанию занятия был проведен видео просмотр для закрепления пройденного материала по данной теме.
На протяжении всего времени царила доброжелательность, прекрасное взаимоотношение между педагогом и воспитанниками, гармония и порядок. Был проявлен индивидуальный подход к каждому из воспитанников.
Общую оценку, данному занятию, можно считать положительной — цели и задачи, поставленные педагогом, были достигнуты в полной мере.
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Рецензия на открытый урок

Урок, представленный учителем первой категории Дмитрием Викторовичем Записным, входит составной частью в тему 2.4 Досуг (рабочая программа для специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов). Урок был проведен 29 апреля 2013г. по теме «Travelling». Форма урока – практическое занятие.


Учитель определил следующие цели и задачи урока:

Обучающая: обобщить знания учащихся и активизировать употребление лексики по теме, продолжить формирование навыков говорения, письма и аудирования.

Развивающая: развивать речевые умения учащихся, внимание, память, познавательную активность, умение работать самостоятельно и в парах.

Использовались наглядные средства обучения (иллюстрации по теме), печатный раздаточный материал, ТСО.

Дидактически урок был построен на базе нескольких форм деятельности репродуктивного характера. Группа учащихся 12ЭК3ОС1 большей частью состоит из слабоуспевающих учащихся, которым необходима постоянная поддержка и поощрение, задания на развитие внимания, воли, расширение кругозора.

Анализ урока

Положительными элементами урока можно назвать активное общение учителя с ребятами с максимально полным использованием их словарного запаса, уважительные отношения межу преподавателем и учащимися, спокойная деловая обстановка. Была задействована доска (записана тема занятия, задания), использованы наглядные материалы, шло переключение внимания учащихся через различные формы деятельности на уроке. Ребята соблюдали учебную дисциплину, хотя периодически меняется состав учеников за партами (кто-то выходит и не возвращается, кто-то пропустил пол-урока, затем решил в нем поучаствовать).

Аудирование и говорение было минимально напряженным с точки зрения новых слов и оборотов речи, что свидетельствует о потенциальных возможностях учащихся, они могут больше, но организовать интересную (для них) деятельность на уроке – задача учителя.

Негативных моментов для критики – больше.

Не все этапы урока были четко отслежены и реализованы учителем. Оргмомент – в полном смысле и значении этого этапа занятия — отсутствовал. Проверка готовности к уроку, переключение внимания учащихся с перемены на учителя и тему урока (в данном случае это произошло из-за необычной формы – запись урока на видео, ребята были собраны и осознавали себя).

Постановка целей, задач урока – не состоялась, с точки зрения ребят – они пришли посидеть в классе (потому что в расписании так написано). Или, как в данном случае, быть запечатленными на видеоролике… Приемы включенного внимания, непроизвольного внимания – задать простые вопросы (на английском языке, если не понимают – попросить перевести на русский кого-то из сильных учащихся): например, летали вы на самолете? Кто был на аэродроме? Хотелось полетать? Путешествовали на корабле по реке, по морю? Куда вы ездили отдыхать прошлым летом? На чем? Почему люди путешествуют? Кто больше путешествует: молодежь или пожилые – почему? Или краткий рассказ о собственном путешествии (эмоционально), затем просьба перевести на русский.

Такая форма начала занятия позволит включить непроизвольное внимание учеников, опереться на их жизненный опыт и дать практическое направление знаниям и умениям, полученным на уроке. Развитие учащихся всегда должно присутствовать в целях деятельности педагога на уроке, но Дмитрий Викторович такой цели не поставил.

Зона ближайшего развития у слабого ученика, а таковых в группе 12ЭК3ОС1, участвовавшей в открытом уроке, большинство, — это бытовые вопросы, собственная повседневная жизнь. Отталкиваясь от нее, можно по крупицам вводить новый опыт, который не будет отторгаться с ухмылкой. Такой негативизм ощущала пара ребят, когда читала и переводила диалог покупателя и кассира при покупке билета на самолет. Они «работали» на видеокамеру… Можно было поставить проблемный вопрос: когда им в профессиональной деятельности может пригодиться эта лексика? Ответы: завод/фирма/учреждение, где они работают, закупает экологическое оборудование в Швейцарии/Дании, встретить в аэропорту представителя партнерской фирмы посылают специалиста-эколога; иной вариант, в рамках партнерских отношений специалист-эколог летит в Данию с целью отбора или тестирования нового оборудования. Связь с профессиональной деятельностью, идеи развития, карьеры уже заложены в этих ситуациях. 
Фронтальный опрос по словам из домашнего задания можно было бы связать с задачей урока: какие слова нам понадобятся, чтобы понимать о чем говорят путешествующие?

Второй упущенный элемент урока – отсутствие подведения итогов занятия вместе со студентами: что удалось, что нет, почему? Достигнуты ли поставленные цели? Что нового узнали, чему научились? Это называется рефлексией и дает большую пищу для самоанализа урока учителю. (Поскольку целей и задач в начале урока не прозвучало, то и рефлексия не состоялась)

Оценки деятельности учащихся на уроке не прозвучало, отметки за урок были выставлены после его окончания (не под запись), на перемене. Тем самым упущена важная психологическая составляющая педагогической деятельности на уроке: публичное одобрение ученика. Учитель пока смотрит на ситуацию конца занятия моноцентрично, исходя из удобства собственной деятельности. Полицентричная позиция учителя – понимание значимости каждого этапа урока с точки зрения развития учащегося (его личностного роста, формирования интереса к предмету, к своей деятельности на уроке) — более эффективна в системе преподавания. Тем не менее, похвала, одобрение прослеживались в некоторых жестах Дмитрия Викторовича во время урока, но не обрели словесную форму. А ведь ребята старались – для видеокамеры.

Регулярное использование различных форм деятельности на уроке, активная позиция учителя приведет к повышению дисциплины в учебной группе, большей настроенности ребят на получение знаний и умений. Можно порекомендовать регулярное использование видеосъемки урока как приема активизации учебной деятельности педагога и обучающихся.

Скачать конспект открытого урока можно здесь: 

profmetodist.ru

Елизавета Бокова. Открытый урок по вокалу

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Санкт-Петербургская детская школа искусств №19»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ

« РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ВОКАЛЬНО- ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ,КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ»

Преподаватель — Елизавета Борисовна Бокова

Концертмейстер- Анастасия Александровна Климанова

Санкт-Петербург

26 ноября 2012г

Введение

Данный открытый урок посвящён работе над правильным дыханием во время пения, а также тому, как правильно объяснить и показать ребёнку верный путь в пении , чтобы голос всегда звучал звонко и не натужно, независимо от регистров и нюансов в вокальном произведении.

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно- основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата.

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» — это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети — не грудное ,а производится с движением живота (диафрагмой) , а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку ,что дыхание- это прежде всего расслабление ,чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение ,будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Очень важно объяснить ребёнку, почему такое дыхание так важно. Нужно ему сказать, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании ,мы берём воздух той частью лёгких(верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц ,и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу- мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов) . Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл»,и он сразу идёт в резонаторы- грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Бывали случаи , что во время того, как человек пел, при этом неправильно набирая воздух , резко поворачивал голову – и у него рвались связки от напряжения. Из этого примера мы видим, как важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь , сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем , как правильно направлять звук в наши резонаторы- грудные и головные, и чтобы при этом звук везде звучал ровно, звонко и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук у него может заглубиться и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти свои ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый , даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил . Здесь уже вступает в действие игра, интересные образы, а также – произведения, которые учитель даст ученику ,чтобы заинтересоватьи не потерять внимание ,затронуть участие чувств и сознания ребёнка ,которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Цель урока добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм, а также чтобы ребёнок понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.

Задачи урока:

— работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения

— работа над звонким и чистым пением во всех регистрах,на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях

— правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения ,в характере, с осмыслением художественного текста и образа

— Продолжение работы над новым произведением

Форма урока :

— индивидуальная работа с учеником ,распевки, упражнения

— работа с учеником и концертмейстером над разбором и исполнением выбранного произведения

Формы и методы работы:

— показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями

— правильное и подходящее ученику по голосу распевание , специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные упражнения (2-3 распевки)

-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику

— правильный разбор произведения , точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов, после- соединение с партией концертмейстера

— Работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фразе

Ход урока

Дыхательные упражнения для диафрагмы. Распевки

1. Подышать вместе с учеником правильно, чтобы у него вошло в привычку дыхание «животом». Можно поделать специальные дыхательные упражнения из гимнастики Стрельниковой на накачивание диафрагмы и лучшего её ощущения в теле.

2. Пение с закрытым ртом , постепенное открытие рта сначала на слогах «ми» и «мэ» ,потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му» .При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.

3. Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.

Очень полезно для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.

4. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошего открыванию рта ,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.

На этой распевке уже нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка, объясняя ему , как лучше и удобнее их взять : брать их, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть , немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом как бы «кусая» верхними зубами высокие нотки ( начиная примерно с фа-соль 2 октавы для высоких голосов ). Можно предложить ребёнку самому себе помочь при этом пальчиками, вставив их по бокам щёк между челюстями, чтобы ротик у ребёнка хорошо открывался.

5. Распевка на активном ,но мягком стаккато . Слоги « ми» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию .

Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется ), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался ,выталкивая звук, только животик.

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

1. Русская народная песня в обработке Н.А.Римского- Корсакова «У меня ль во садочке» .

Цель : овладение новым материалом,; добиться ровного и звонкого звучания как наверху, так и в центре голоса, благодаря тому, что мелодия подходит к средним звукам диапазона голоса как сверху, так и снизу и в целом характер песни радостный, светлый и танцевальный, что помогает звуку быть светлее и ярче в голосе ребёнка. Также важна артистичность исполнения- каждый куплет должен быть «раскрашен» по -разному, как нюансами, так и интонациями и выделениями важным слов в исполнении маленького певца. Приветствуется добавление небольших танцевальных движений во время припева (на слова «люшеньки-люли»), что будет способствовать раскрепощению ребёнка как и в физическом плане, так и в голосовом.

При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно , а практически незаметно и без шума.

Спеть ученику произведение с аккомпанементом , чтобы он понял, как приблизительно должна звучать песня в конце работы над ней.

Сначала- разбор сольфеджио, а лучше на каком-то одном слоге (в зависимости от того, какие вокальные недочёты есть у ребёнка ) – на «ми-ми»,«ди-ли-ди-ли», если не хватает естественной звонкости и близости, высветления вокальной позиции, или «лё-лё» , если звук слишком прижат и звучит противно и визгливо.

Следим за точным пропеванием всех шестнадцатых в припеве и началах фраз куплетов . Если ученик их «смазывает» ,то нужно будет их пропеть с ним на «та-та-та»,качественно пропевая и выделяя согласной «т» начало каждой короткой длительности.

Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова куплетов и партию концертмейстера . Желательно быстрое выучивание стихотворного текста. Следить за чётким пропеванием текста произведения,чтобы ученик не прожёвывал слова и правильно пел распевы слогов.

Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении ,акценты,штрихи и т.д.,следим за тем,чтобы ученик старался это выполнять и чтобы это было органично и в характере произведения.

Подключаем артистические моменты – жесты, минимальные танцевальные движения, которые будут не мешать при пении ученику и будут вписываться в общее настроение произведения.

В заключении- пропеть песню целиком.

2. Геннадий Гладков « Не бойся быть отважным» ,сл. Григория Остера.

Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции проинтонировать скачки на октавы, хроматизмы и модуляционные ходы мелодии в припеве, оформить хорошее легато в начале куплетов и передать нюансы в начале куплетов и при повторе мелодии припева после 2 куплета.

Сыграть и спеть целиком песню ученику.

В данном произведении логичнее начать выучивание мелодии с припева, так как там встречается больше интонационных трудностей. Постараться разобрать с ребёнком и попробовать ему объяснить в лёгкой форме, в какие тональности идёт каждый раз мелодия и куда она в конце концов приходит, чтобы он почувствовал общее гармоническое заполнение, также тут можно ученику применить ручное показывание (перед собой ведущей рукой — вверх-вниз, в зависимости от того, куда идёт мелодия ) направления хода мелодии, чтобы он быстрее выучил все сложные для интонирования переходы и скачки.

Пропеть песню на удобном для него слоге(«ми», «лё» или др.) целиком ,сначала в спокойном темпе, потом постепенно увеличивая его до настоящего . Прочесть стихотворный текст и спеть с ним, подключив партию концертмейстера, который в трудных для интонирования местах будет подыгрывать тихо вокальную мелодию. Следить за правильностью взятия дыхания.

После выучивания первого куплета можно попробовать спеть произведение без подыгрывания мелодии концертмейстером и следить при этом , чтобы ученик точно выпевал все хроматизмы и скачки на октавы в припеве.

Если всё получилось, разбираем второй куплет, делаем его немного отличным от первого, не забывая о выразительности исполнения , с помощью применения других нюансов и полу-декламации важных по смыслу слов, вытекающего из этого лёгкого изменения основного ритма ,что допускает стилистика данного произведения.

В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА

Подведение итогов. Анализ урока, домашнее задание.

studfiles.net

Отзыв на открытый урок

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Ф. Пономаренко»

пгт. Новомихайловский

муниципального образования Туапсинский район.

Отзыв

На открытый урок преподавателя по классу фортепиано Колесниченко А. Е. с учащимся 1 класса ФГТ Холминским Русланом.

Дата проведения: 26.12. 2016г.

Тема урока: «Песня, марш, танец – как основа жанрового воспитания учащихся на начальном этапе обучения в классах ФГТ».

Цель урока: формирование пианистических приемов и навыков на примере жанров песни, марша и танца.

Задачи урока: осознание жанровых особенностей исполнения произведений и в связи с этим различия в организации действий аппарата.

Урок проведен на хорошем профессиональном уровне.

Урок начался с методического вступления с обоснованием выбранной темы, а также её значения в жанровом воспитании учащихся на начальном этапе обучения.

В ходе урока работа велась над жанровыми особенностями исполнения песни: Г. Сараджяна «Грустная песенка»,

марша: И. Корольковой «Мы идем в поход»,

танца: Французской народной песней «Олень».

Для приобретения навыка кантилены в песне использовались упражнения для выработки ощущения правильного положения пальцев и запястного сустава на клавиатуре, упражнения для развития самостоятельности пальцев в глубоком легато, подтекстовка мелодии для выразительного интонирования фразировки.

В марше работали над навыком решительного погружения пальцев и руки в клавиатуру (совмещение момента опоры с моментом звукоизвлечения), над акцентированием сильной доли, над координацией в исполнении несовпадающих штрихов в партиях левой и правой руки.

Урок прошел в спокойной доброжелательной атмосфере.

Организация и структура урока хорошо выстроены и последовательно продемонстрирован при решении звуковых, двигательно-моторных и метро-ритмических задач.

Преподаватель владеет методикой преподавания игры на фортепиано, изъясняется грамотно и доходчиво, имеет прекрасный контакт с учеником.

Во время урока ею использовался показ за инструментом, объяснения, образные сравнения, подтекстовка мелодий словами, образные сравнения.

Руслан – учащийся с хорошими музыкальным способностями. Старателен, быстро реагирует на замечания. Игровой аппарат зажат, что сказывается на качестве звукоизвлечения.

Урок в целом понравился.

Тема раскрыта. Задачи, в рамках темы, поставленные перед учеником, решены. Несмотря на небольшой педагогический опыт, Анна Евгеньевна достаточно уверенно справилась с проведением открытого урока.

По организации игрового аппарата и развитию координации ей были даны некоторые рекомендации.

Заведующая фортепианным отделением: Криворотова С. А.

infourok.ru

Рецензия на методическую разработку занятия вокально-хоровой студии «Строение голосового аппарата человека»,

Рецензия

на методическую разработку занятия

вокально-хоровой студии

«Строение голосового аппарата человека»,

составленную педагогом дополнительного образования

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»,

Нестеренко Сергеем Николаевичем

Данная методическая разработка занятия «Строение голосового аппарата человека» написана в соответствии с методическими требованиями, предъявляемыми к данному виду методических материалов. Она включает в себя введение, в котором преподаватель указывает цель написания методической разработки, обосновывает выбор темы и форму проведения занятия, основную часть, состоящую из учебно-методической карты занятия и методики его проведения, заключение, где обосновывается результативность занятия, приложения к занятию и списка литературы. Содержание методической разработки направлено на внедрение в учебный процесс инновационных эффективных приемов и методов обучения.

Название темы методической разработки соответствует ее содержанию, отвечает требованиям рабочей программы. Применяемые на занятиях методы обучения соответствуют целям и содержанию изучаемой темы, способствуют развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы, дают возможность активизировать их творческие способности. Выбранная тема актуальна и полностью раскрыта.

При изучении голосового аппарата автором уделено внимание схематичным изображениям строения человеческих органов, отвечающих за извлечение звука. Для улучшения качества обучения использованы Интернет- ресурсы.

Данная методическая разработка направлена на повышение эффективности образовательного процесса в учреждении и рекомендована к использованию педагогам дополнительного образования.

Рецензент:

infourok.ru

Советы рукодельницам