Развитие речи в раннем возрасте

Содержание




Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).



На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

 

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

 

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.




В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

 

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

 

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

 

 

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

 

Глава 6











infopedia.su

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Развитие речи ребенка в раннем возрасте

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.

Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:

— четко произносили все звуки и слова; 
— говорили с ним, не торопясь; 
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

На первом году жизни происходит подготовка  дыхательной системы к речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы,  ребенок «гулит»,  лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6 месяцев.

В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов. На втором году жизни – речь  начинает обогащаться словами,  ребенок начинает произносить простейшие слова.

На   третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и больше; дети учатся говорить предложениями.

На четвертом году жизни  происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз становится более правильным и совершенным.

Развитие речи  у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает.  Поэтому таким детишкам нужно помочь: побольше им  рассказывать, побуждать их к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями. 
Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, произнести первое слово. 
Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.  
Не  все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения нужно отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, т.к.  они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. 
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие  ребенка  и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать .
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а иногда  даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это специальное внимание. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи ?

Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление “детского” языка навредит формированию “нормального” языка ребенка.

Внимательно слушайте малыша.  Давайте ответы на все его вопросы. Это – залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.

Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки – это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: “Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики”. Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.

Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: “Дай”, как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.

Учите с ребенком  стихи, сказки, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание.

Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте малышу вопросы: кто это (собачка), какая собачка (белая, пушистая, смешная), что она делает (грызет косточку) и т.п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее. Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.

Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.

Осваивая язык, ребенок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык “для себя”. Однажды вы заметите, что ребенок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: “Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: кукла или мишка?” Такие рассказы помогут ребенку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию мышления и внутреннего языка.

 

Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.

Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.

Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).

Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.

Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.

Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение), здоровье и генетику.

Например,  к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.

Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.

В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.

Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.

В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.

В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — речью монологической.

infourok.ru

Развитие речи в раннем детстве

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.

Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых – воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово – название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.

В возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет.

А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родо-видовых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы малыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он называет кошку, меховой воротник и шубу. Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках. Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес-1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются). Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.

В возрасте 1 года 8 мес-1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двусловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, нямням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2-3 года быстро увеличивается
количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес), а потом служебных слов (2 года 3 мес-3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.

Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.

В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие, что создает новые возможности для его воспитания, и в частности для усвоения правил поведения.

Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами,
воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:
– развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
– формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
– складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
– формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
– появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
– возникает описательная речь;
– ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
– речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
– формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

psyera.ru

Развитие речи в раннем возрасте: как помочь крохе заговорить

Главное связующее звено между человеком и внешним миром заключается в речевом общении. Умение говорить является самой сложной функцией мозга. Роль речи в развитии ребенка глобальна. Это не врожденная способность, а навык, который активно формируется под влиянием людей, окружающих малыша. Развитие речи в раннем возрасте основано на постоянной практике, которая позволяет раскрыть речевой потенциал крохи. Работать над ней необходимо с первых месяцев жизни младенца и до 5-6 летнего возраста. Умение общаться и правильно выражать свои мысли необходимо для гармоничной социальной адаптации и дальнейшей активной познавательной деятельности.

Важные этапы

Потребность крохи в речевом общении проявляется уже в несколько недель от рождения. Малыш начинает реагировать на звуки, и они пробуждают его нервную систему. Поэтому очень важно много и часто разговаривать с новорожденным, по мере его взросления переходить от общения информативного и описательного характера к обучающему. Развитие речи детей раннего возраста проходит в несколько этапов.

1 этап – доречевой

Он охватывает период жизни до 1 года. Малыш общается с родителями с помощью мимики, плача, жестов, затем появляется лепет и гуление. К 7-8 месяцам ребенок научился речевому подражанию – возникает способность повторять за взрослыми некоторые короткие звуки с различной интонацией. Годовалые малыши уже понимают многие фразы окружающих и правильно на них реагируют, растет их пассивный словарь.

2 этап – активный

Речевое развитие детей раннего возраста происходит стремительно. С 1,5 до 3 лет их словарный запас существенно увеличивается: в период от полутора до 2 лет в нем примерно 200 слов, а к 3 годам – 1-2 тысячи. Сначала малыш употребляет лишь слова-корни, которые могут обозначать сразу несколько действий или предметов. Затем учится выражать свои желания с помощью одного слова, в котором заложен смысл полноценного предложения: «есть» — я хочу кушать, «кошка» — по комнате идет кошка и т.д.

К 2,5 годам появляется «телеграфный» говор – ребенок употребляет лишь существительные и глаголы, пытаясь разговаривать со взрослыми. Такой стиль общения помогает освоить грамматику.

В 3 года развивается связной диалог. В разговоре маленьких мальчиков и девочек появляются сложные и распространенные предложения, слова имеют падежные окончания и родовые формы, возникает понятие будущего и прошлого времени.

3 этап – совершенствование

Повышение качества приобретенных навыков и использование их как средства общения. Дошкольники 4-5 лет уже обладают достаточным словарным запасом, позволяющим ясно излагать свои мысли и выражать желания, полноценно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Раннее развитие речи считают одним из самых важных критериев, по которым определяется нервно-психическое состояние малыша. Если кроха не спешит разговаривать, родители обязаны оказать дочке или сыну грамотную помощь.

Как работать над речевыми оборотами

Развитие речи у ребенка раннего возраста происходит постепенно, с резкими рывками вперед. Основным «двигателем» в этом процессе является влияние взрослых людей из ближайшего окружения. Однако не все дети одинаково успешно осваивают разговорные навыки. Как помочь крохе начать говорить?

Устные приемы

Задержка развития речи у детей может быть обоснована скудным речевым окружением. Чтобы ее избежать советуют больше разговаривать с дочерью или сыночком. Следите, чтобы ваш разговор был правильным с грамматической и логической сторон. При общении с маленькими детками не переходите на сюсюканье, всегда говорите литературным языком, а не детским.

Начиная с 3 лет, малыш любит задавать много вопросов обо всем на свете. Отвечайте на каждый из них развернуто, донося до чада как можно больше полезной информации. Это поможет малышу правильно мыслить и не бояться окружающего мира. Не обращайте внимания на первые ошибки, поправляйте кроху, но не критикуйте.

Выучите некоторые скороговорки для развития речи – для детей это отличная тренировка внимательности и памяти. Много читайте, повторяйте разные слова, заучивайте наизусть стихи и песенки.

Игры

Огромное значение в формировании и раскрытии речевого потенциала имеет тренировка мелкой моторики рук. Существуют специально разработанные игры для развития речи ребенка. Работа с предметами небольшого размера (бусинами, шариками, пазлами), шнуровками, лепка из пластилина положительно влияют на психомоторную активность. Разнообразные движения необходимы не только мышцам, но и мозгу – они дают новые ощущения, улучшают способность воспринимать и анализировать информацию.

Методики развития речи детей раннего возраста рекомендуют уделять больше времени ролевым играм, предусматривающих взаимодействие мамы и ее чада. Это благоприятно сказывается на будущих умениях маленького участника выстраивать диалоги и адаптироваться в коллективе. Рассказывайте о каждом этапе игры, любое действие сопровождайте описанием.

Мультфильмы

Сегодня созданы интереснейшие развивающие мультики для детей для развития речи. Повторяя звуки и простейшие слова за персонажами с экрана, кроха пополняет свой пассивный словарь, а со временем научиться использовать их в соответствующих ситуациях, придавая выражениям эмоциональную окраску.

Педагогические методики

О.С. Ушакова написала несколько книг о развитии речи детей, готовящихся к выпуску из детского сада и поступлению в школу. Ее труды помогут родителям разобраться в особенностях формирования личности дошкольников, понять какие средства развития речи детей дошкольного возраста помогут избавиться от речевых недостатков, мешающих успешному обучению. Предложенный материал вызовет интерес к родному языку, поможет увеличить активный словарный запас и научит выстраивать грамотные речевые обороты.

Условия успеха

Что необходимо сделать, чтобы занятия с ребенком для развития речи имели хорошие результаты?

  1. Обеспечьте разнообразие окружающей среды.
  2. Не ограничивайте пространство крохи, разрешите малышу путешествовать по комнатам дома, рассматривать различные предметы, трогать их.
  3. Каждое движение любознательного непоседы должно сопровождаться рассказом мамы или папы о том, что он делает или видит, для чего это предназначено, какой цвет и форму имеет.
  4. Как можно раньше начните читать ребенку сказки, стихи и скороговорки.
  5. Следите за грамотностью произношения.
  6. Растите малыша в спокойной обстановке.

Попробовав разные методы и приемы развития речи детей, родители подберут максимально эффективную и простую программу работы над ее усовершенствованием. Хвалите своего ребенка даже за самые маленькие достижения – уже через пару лет вы сможете вырастить интересного собеседника!

Вам может быть интересно:  Развитие ребенка в 2 месяца       Агрессия у детей: причины и методы преодоления       Почему я не могу забеременеть

dom-isemya.ru

занятия с ребенком на каждом этапе

В этой статье:

Особенности речевого развития детей раннего возраста на каждом этапе заслуживают особого внимания. Но прежде не помешает разобраться с понятием речи и этапами ее развития. Итак, речь в раннем возрасте развивается в несколько этапов:

  1. Довербальный
  2. Начало речи
  3. Развитие общения

На довербальном этапе дети не умеют говорить и не понимают, о чем им говорят взрослые. Тем не менее именно на этом этапе они учатся жить в условиях, способствующих развитию речи в дальнейшем.

На этапе начала речи у детей появляются первые ее признаки. Они уже пробуют произносить первые слова и частично понимают взрослых.

На третьем этапе малыши учатся говорить, и этот этап продолжается у них до окончания старшего дошкольного возраста.

Как развивается речь у детей с рождения в первом полугодии

В первом полугодии дети окружены вниманием взрослых, которое на этом этапе полностью удовлетворяет их потребности в общении. Чтобы заложить предпосылки для развития речи малыша с первых дней жизни, необходимо постоянно с ним общаться, акцентируя внимание на ведущих видах деятельности.

В первые полгода дети особенно активно стараются подражать словам, которые слышат от взрослых. Большая часть слов произносится в упрощенном варианте с выделением отдельных слогов.

Особенности развития речи во втором полугодии

Со второго полугодия дети уже лучше понимают речь взрослых, что отражается и на их поведении и речи. В 7 месяцев в пассивном словаре малыша уже достаточно слов для того, чтобы он понял, о каком предмете идет речь, и смог показать на него глазами. В 8 месяцев кроха уже способен выполнять самые простые поручения взрослых, делает «ладушки», машет «пока», играет в пальчиковые игры.

Начиная с семи месяцев у малышей развивается эмоционально-речевое общение, главными предпосылками для которого является общение с окружающими взрослыми. У крохи вызывают ответ, соответствующий его цели. Со временем понимание у малыша развивают с максимальным отдалением от форм обращения, используемых взрослыми.

Понимание отличается от эмоционального общения тем, что при обращении взрослого к ребенку целью его является не просто общение, а требование или просьба выполнить определенное действие либо же, наоборот, от него воздержаться. Очень важно, чтобы на этом этапе сохранился эмоциональный контакт с малышом, который будет мотивировать его выполнять действия.

Именно способность детей понимать речь других является наиболее важной в процессе подготовки к дальнейшему развитию собственной речи.

Пассивная речь впереди активной

С шести до восьми месяцев у детей формируется пассивный словарный запас. Малыш внимательно слушает, о чем говорят в его присутствии, запоминает слова, значение которых понял. Проверить, насколько богатым является пассивный словарь малыша, достаточно просто. Попросите его поискать определенные предметы, значение и название которых ему должно быть знакомо. Большинство детей справится с заданием, даже не умея говорить.

В период пополнения пассивного словаря очень важно обратить внимание на окружающую малыша речевую среду. С ребенком в этом возрасте нужно говорить правильно и много, стимулируя у него развитие грамотной речи. Если ограничить общение с крохой, речь его будет развиваться медленно и не так хорошо, как хотелось бы родителям.

Говорить с малышом нужно четко, соблюдая паузы, не используя искаженных слов. Не помешает делать акцент на многократные повторы названий определенных предметов и объектов, укрепляя таким образом связь между ними и их названиями в сознании малыша.

Речевое развитие в 8-9 месяцев

В 8-9 месяцев малыш активно подражает звукам, которые слышит, и уже способен произносить простые слова из повторяющихся слогов, например «ба-ба» или «ма-ма». Дети в этом возрасте обычно уже знают, кто есть кто, отзываются на собственное имя.

Родителям нужно продолжать многократно повторять некоторые слова, чтобы дети могли привыкнуть к их звучанию и запомнить.

Некоторые родители в стремлении поскорее научить кроху разговаривать намеренно просят его повторить то или иное слово. Чаще всего такая методика дает определенный результат — дети действительно еще до года начинают повторять эти слова. Однако часто они не осознают их значение и до определенного момента могут не использовать в активной речи.

Нужно принимать во внимание и тот факт, что характер у детей в этом возрасте имеет свои особенности. Чаще всего малыши могут повторить слово спустя какое-то время, уже после того, как взрослые о нем забудут.

В этом возрасте для гармоничного развития речи детей имеет огромное значение обогащение их словарного запаса в ходе общения с окружающими, при котором происходит тренировка произношения слов, исправление ошибок, закрепление основных речевых шаблонов.

Как развивается речь в период от одного года до двух лет

В год большинство детей уже умеют ходить, осваивают предметные действия. Что касается речи, то ее развитие на этом этапе все еще недостаточное, так как в словаре крохи всего несколько активных слов, в основном это «мама», «папа», «баба» и пр.

Научившись произносить несколько основных слов и убедившись в том, что его понимают, малыш на некоторое время может потерять интерес к процессу совершенствования речевых навыков. Это бывает, но лишь в исключительных случаях. У большинства детей именно в этом возрасте речь развивается наиболее интенсивно.

Осознавая всю важность собственного влияния на процесс речевого развития ребенка, родители должны продолжать окружать малыша общением, рассказывая обо всем, с чем ему приходится сталкиваться. В этом возрасте у крохи уже должен быть доступ к книжкам, картинкам с изображениями предметов, цветов, животных.

Важно понимать, что даже если кроха пока не начал говорить, он все слышит и понимает, продолжая пополнять пассивный словарный запас. Именно в этом возрасте на родителях лежит ответственность за закладку основы интеллекта крохи. Поэтому ребенок нуждается в том, чтобы с ним занимались, стимулируя развитие речи, мышления, аналитических способностей.

Особенности развития речи у детей с 2 до 3 лет

В двухлетнем возрасте у детей появляется масса новых впечатлений, с которыми они очень хотят поделиться. Кроме того, в этом возрасте наступает период, когда детям жизненно важно задавать взрослым вопросы и получать на них понятные ответы. Поэтому с двух до трех лет у детей происходит активное развитие речи.

Очень важным навыком в этом возрасте может считаться способность ребенка концентрироваться на речи. Дети с удовольствием слушают, когда им читают, переживают эмоции описываемых героев, делают первые выводы о нравственных ценностях. Именно в этот период пассивный словарь переходит в активный – ребенок испытывает острую потребность в том, чтобы говорить и спрашивать. К концу третьего года в активном словаре малыша уже содержится более 1200 слов, что в 4 раза больше, чем всего год назад.

В два года уже можно начинать играть с малышом для дополнительного развития речи. Этому особенно способствуют игры, связанные с развитием мелкой моторики. Например, творческие игры с использованием пальчиковых красок, мягкого пластилина, глины, мозаики. Кроме того, в 2-3 года необходимо показывать ребенку, что такое сюжетно-ролевые игры, предлагая ему попробовать себя в разных ролях в рамках определенного сценария.

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития

Главным ошибками в речи детей раннего возраста с задержкой психического развития являются:

  • сложности в словообразовании ласкательных форм с использованием суффиксов ечк-, -очк-, -ек- и пр.
  • сложности в образовании названий детенышей животных и птиц;
  • сложности в образовании совершенной и несовершенной формы глаголов;
  • сложности в образовании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных.

У детей с диагнозом «задержка психического развития» отмечаются незрелые планирующие и регулирующие функции речи. Малыши не всегда способны поддерживать диалог, не дают ответы на вопросы из-за нежелания разговаривать, могут ограничиться краткими ответами либо неожиданно прервать разговор.

Такие дети с удовольствием играют молча, не чувствуя потребности в общении, нередким является прерывание главной мысли суждениями или замечаниями посторонних.

У детей раннего возраста с ЗПР монологическая речь имеет ситуативный характер, при этом можно отметить, что уровень ее сформированности у каждого ребенка свой. Большинство детей имеют сложности с программированием текста и подчинением речевой деятельности основному замыслу.

Проще всего детям с ЗПР дается такая форма речевой деятельности, как пересказ. Малыши с удовольствием слушают и запоминают небольшие отрывки текстов, при этом во время пересказа могут злоупотреблять паузами и повторами, нарушать связь между предложениями текста.

А вот с рассказами на заданную тему у детей с задержкой психического развития возникают определенные сложности. Чаще всего они допускают следующие ошибки:

  • отказываются от выполнения задания из-за непонимания, о чем говорить;
  • стараются ограничиться одной фразой, не развивая событий;
  • не пытаются опираться на личный опыт, составляя рассказ.

Часто дети с ЗПР строят рассказ из серии отдельных высказываний, связанных импульсивными ассоциациями.

Как зависит развитие речи от снижения слуха

Связь между развитием речи у детей раннего возраста и степенью снижения слуха самая прямая. Чем легче степень снижения слуха, тем меньше отклонений будет в речи ребенка в процессе ее развития. Чем хуже слышит малыш, тем больше нарушений возникнет сразу во всех аспектах развития речи: грамматической, фонетической и лексической.

Полная глухота может привести к полному отсутствию речи — немоте. Такие дети будут способны овладеть речью только во время специализированного обучения в коррекционном учреждении.

rebenkoved.ru

Развитие речи в раннем возрасте

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог родное слово!
К. Д. Ушинский

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.
«Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистые», «Нельзя брать яблоки без разрешения…», «Очень плохая у нас кукла Нина, не пустила зайку в кроватку», «Как красиво тетя Нюра украсила елку», «Анна Ивановна ласковая, добрая».
На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. («Плохая бабушка! Зачем она коврик палкой бьет?», «Мама, у тебя некрасивая кофточка, она грязная» — а у мамы белая кофточка с черными пятнышками.)
Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.
Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых, видов общения со взрослыми и со сверстниками.
Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу.
Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них — с ребенком мало разговаривают. Другой — излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.
Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка (а также лишними словами — «вот», «значит»).
Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких выражений, которым их никто не учил. (Одна девочка, когда мать заставляла ее доедать слишком большую порцию каши, заявила: «У меня сердце болит». На вопрос матери, где же оно, малышка показала на горло.) Вместе с тем те же дети могут не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.

Особенности развития речи в раннем детстве:

  • развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
  • формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
  • складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
  • формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
  • появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
  • возникает описательная речь;
  • ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
  • речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
  • формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

 

 

www.vseodetishkax.ru

30. Развитие речи у детей раннего возраста

30.
Развитие речи у детей раннего возраста.

Раннее
детство – фундамент общего развития
ребёнка, стартовый период всех человеческих
начал, именно в ранние годы закладываются
основы здоровья и интеллекта малыша.

По
насыщенности овладения навыками и
умениями, по темпам развития ранний
возраст не имеет себе подобного в
последующие периоды.

В
последние годы дети приходят чаще не
говорящие, или их речевое развитие не
соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека
каждый год приходят с развитой речью.
Причинами развития или недоразвития
речи являются и наследственность и
перенесенные заболевания и условия
домашнего воспитания. Постепенно к
концу учебного года при общении с
педагогом и другими детьми крохи начинают
говорить и общаться.

В
исследованиях М. И. Лисиной, В. В. Ветровой,
М. Г. Елагиной, были выявлены 3 составляющие
коммуникативного фактора, которые
играют решающую роль в появлении у детей
активной речи.

Первая
из них – установление эмоциональных
контактов взрослого с ребенком.

Вторая
составляющая – насыщение ребенка
слышимой речью.

Третья
составляющая – организация взрослым
сотрудничества с ребенком.

Прежде
чем начать работу с ребенком, нам
необходимо узнать его индивидуальные
особенности путем анкетирования, бесед.
Следующий шаг – выявить особенности
нервно – психического развития ребенка.

Для
каждой мамы её ребенок – это чудо, любое
движение, высказывание вызывает
восхищение. Но часто родители не знают,
что должен уметь ребенок в данном
возрасте, соответствует ли развитие
его малыша норме. Поэтому обследование
развития ребенка часто является для
родителей открытием.

Вывод:
В основном речевое развитие вновь
пришедших в детский сад детей не
соответствует возрасту. Выявляются
существенные проблемы в развитии
активной речи большинства детей.

На
основании выделенных проблем, мы
поставили перед собой следующую цель:
Способствовать развитию пассивной и
активной речи детей.

Мы
сформулировали следующие этапы работы
по развитию речи детей раннего возраста:

1
этап – накопление представлений об
окружающем, введение слов в пассивный
словарь.

2
этап – активизация слов в речи детей.

3
этап – Развитие фразовой речи детей.

На
каждом этапе необходимо развитие мелкой
моторики детей средствами пальчиковых
игр, развитие речевого дыхания

Основу
содержания образования в нашей группе
составляет программа «От рождения до
школы » под ред. Вераксы.

Кроме
занятий ежедневно проводятся наблюдения
на прогулке, чтение литературы,
рассматривание, дидактические игры по
ознакомлению по развитию речи детей и
т. д.

Методы
работы в соответствии с этапами отображены
в перспективном плане, составленном
нами для реализации задач развития речи
детей.

Основная
форма обучения – это занятия с ребенком.

В
содержание всех занятий входят игры,
развивающие упражнения, направленные
на развитие мелкой моторики, представленные
в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.

На
первом этапе мы знакомим детей с
предметами ближайшего окружения, с
посудой, мебелью, игрушками, животными.

На
первых занятиях мы читаем стихи, объясняем
назначение предметов, показываем
картинки и реальные предметы в окружающей
обстановке. Потом, чтобы закрепить
название слов в пассивном словаре
ребенка используем тематические лото
с изображением игрушек, животных, мебели,
посуды и тд., парные картинки, вкладыши.
Находя нужную картинку, дети закрепляют
название слова в пассивном словаре.

Большое
внимание на всех этапах уделяем развитию
речевого дыхания и мелкой моторики
детей. Им нравится дуть на кораблики в
тазике с водой, на султанчики, вертушки;
свистеть в дудочки.

Также
для развития речевого дыхания применяем
задания на протяжное и длительное
произнесение звуков.

Используем
игры с язычком: «Как язычок поет песенку»,
где дети произносят два гласных звука:
ау, уа, аи, оу и тд.

Впоследствии,
когда дети легко находили и показывали
предметы, картинки, мы перешли ко второму
этапу.

На
втором этапе мы активизируем в речи
детей слова, переводим их из пассивного
словаря в активную речь.

Используем
словесные дидактические игры. Они
формируют слуховое внимание и умение
повторять звукосочетания и слова.
Игровые действия в словесных играх
побуждают детей к многократному
повторению одного итого же звукосочетания,
что упражняет малышей в правильном
произнесении звуков и слов. Дети любят
игры «На птичьем дворе», «Кто что ест»,
«Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га-
га» и тд Используем рекомендации Л. П.
Павловой по ознакомлению с окружающим.

Итак,
в процессе работы, пришедшие, не говорящие,
крохи начинают не только понимать речь,
но и разговаривать сами, доставляя
удовольствие родителям и педагогам.

На
третьем этапе мы способствуем развитию
фразовой речи, учим детей строить
предложения из 3, 4 слов. С детьми постоянно
общаемся. Стараемся говорить медленно,
плавно, правильно, с добрым выражением,
по взрослому, не используя детских слов.
Используем наблюдения, рассматривание
сюжетных картинок. Например, рассматривание
картины «Зимние забавы» включает
определение времени года, перечисление
людей и предметов на картине, выяснение
их действий. В повседневной жизни мы
используем те же методы и игры по развитию
речи детей. Большое внимание уделяется
повседневному общению с детьми.

Происходит
это общение в течение всего дня, когда
мы занимаемся с малышом: играем,
разговариваем, когда собираемся на
прогулку или домой.

Используем
сюжетно-дидактические игры типа «день
рождения куклы», «идём гулять», «кукла
заболела», «кукла проснулась» и т. д.

Через
интересные игры, занятия ребёнок учиться
общаться, появляется доброжелательность
друг к другу, чувство симпатии к
сверстникам, доверительное отношение
к взрослым, то есть развивается сам
ребёнок. По мере накопления собственного
опыта ребёнок всё более постигает
содержание сензитивного для раннего
возраста – развития речи детей.

Предметно
– развивающая среда является необходимым
условием развития личности ребенка и
всех видов детской деятельности. Поэтому
свою работу мы начали с создания предметно
– развивающей среды.

В
группе мы создали естественную,
комфортабельную, уютную, рациональную
организованную обстановку, насыщенную
разнообразными дидактическими средствами
и игровым материалом.

Предметно
– развивающая среда имеет домашний
вид, домашний уют при необходимом
наполнении содержания среды по линии
развития ребенка.

Многие
вещи изготовлены руками педагогов.
Среда очень мобильна, много функциональна,
отвечает возрастным и индивидуальным
особенностям детей.

Результаты
наблюдения за детьми показали, что
важное значение в развитии речи детей
раннего возраста имеет организация
интересной, содержательной деятельности,
в которой дети приобретают опыт общения
с взрослыми и другими детьми.

Наибольший
интерес детей вызывает игрушки, т. к.
дети самостоятельно исследуют объекты
и материалы.Дети любят играть вместе
со взрослыми в настольно – печатные
игры, особенно парные картинки. Также
их интерес вызывают разрезные картинки,
пирамидки. Играя, они часто сопровождают
свои действия речью.

Можно
сделать вывод, что предметно – развивающая
среда мобильна, многофункциональна,
насыщена и отвечает возрастным и
индивидуальным особенностям детей. Она
становится основой для развития речи
и действий ребенка.

Важно
также взаимодействие с родителями.

Взаимодействие
с родителями начинается еще до пребывания
ребенка в группе.

Работа
по развитию речи детей и повышению
знаний родителей по данной проблеме
осуществляется в следующих формах
взаимодействия с родителями.

При
помощи консультаций, семинаров, бесед,
объясняем родителям, что раннее детство
– это сензитивный период в развитии
личности человека, в развитии речи,
моторики детей

Результаты
обследований в конце года показывают
положительную динамику в развитии
каждого ребенка. Видна положительная
динамика в речевом развитии каждого
ребенка. Дети стали больше общаться
друг с другом и с взрослыми. Речь детей
стала чище и полнее. Появился интерес
детей к общению.

Таким
образом, результатами проделанной
работы стали:

1)
Развитие активной речи детей.

2)
Появление в речи прилагательных,
местоимений и наречий.

3)
Развитие мелкой моторики детей.

4)
Повышение интереса к общению со взрослыми
и детьми.

5)
Повышение педагогического опыта и
интереса родителей к развитию своих
детей.

studfiles.net

Советы рукодельницам