Педагогические технологии, обеспечивающие результативность педагогической деятельности

Содержание

Педагогические технологии,

обеспечивающие результативность педагогической деятельности.

Главными направлениями, реализуемые в педагогической деятельности являются следующие:

— педагогическая;

— методическая;

— внеурочная;

— деятельность классного руководителя.

Организация профессиональной деятельности позволяет получить планируемые результаты работы. Повышение собственной профессиональной компетентности позволяет создать программно-методические, дидактические и материально-технические условия, необходимые для реализации стандарта, а также для развития социальной компетентности учащихся в практике преподавания дисциплин начальной школы. В педагогической деятельности определенное место занимает использование элементов различных технологий:








Игровая технология (дидактическая игра).

Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу).

Коммуникативные технологии. Эту технологию я теперь применяю постоянно в своей работе, осваивая в «Сетевом городе» программу Netcqul.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Тестовые технологии. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности применяемых решений. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации на уроках математики, окружающего мира в качестве проверки знаний и навыков используются мною постоянно.

Технология выявления и поддержки одаренных детей — использование заданий повышенной сложности в качестве дополнительных заданий.

Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Она заключается в противоречии между имеющимся знанием и новой информацией, для объяснения которой этого знания мало. В ходе анализа данного метода ведения уроков я выявила положительные аспекты: учащиеся более осознанно и самостоятельно достигают правильных выводов.

Технология перспективно-опережающего обучения. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Формирование организаторских способностей учащихся.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение). В первый класс многие дети приходят «почемучками», им все интересно, увлекательно. Поэтому с первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности не только в образовательные области, но и во внеурочную деятельность. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда. А родители видят и «открывают» своего ребенка, ведь многих никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью.

ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ-технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. Овладение информационными технологиями дало мне возможность использовать обучающие компьютерные программы, в том числе с интерактивными формами обучения, использовать возможности Интернет, готовить мультимедийные презентации, в том числе для представления учебных проектов. Знание ИКТ помогло мне создать базы контрольных, тестовых заданий. Информационные технологии расширили мои возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, предоставляют ученику широкие возможности для реализации творческих способностей. Открытость информационных систем позволяет добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Модульность информационного материала дает возможность изменять любую компоненту системы (урока).

Технология портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных достижений ученика в определенный период его обучения. Я считаю, что технология портфолио помогает мне решить следующие педагогические задачи:

-поддерживать высокую мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

-содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

В своей деятельности совместно учениками и родителями, начиная с первого класса, я использую комбинированные варианты портфолио. Разделы у каждого ученика могут быть свои, индивидуальные. Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно оценочные средства. Каждый учащиеся моего класса имеет собственное портфолио за 1-4 класс, куда отбирает свои работы, рисунки, сочинения, фотографии, грамоты. Технологию портфолио я использую также для фиксирования результатов, накопления педагогических материалов и оценивания собственной деятельности.

А также важную роль в организации деятельности играет:

-организация образовательного процесса в разных формах: традиционный урок, урок-тренинг, урок-практикум, игровой урок, и т.д.;

-применение на уроках цифровых образовательных ресурсов;

-вовлечение учащихся в различные виды интеллектуально-творческой деятельности.

infourok.ru

Результативность работы педагога — 3. Педагогическое мастерство как важная составляющая обеспечения качества профобразования — Проблема качества образования в условиях ФГОС-3 — Материалы конференций

УДК 37.015

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Г.Н. Бензова, преподаватель экономических дисциплин,

Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,

e-mail: [email protected]

 

Педагогическое мастерство — составная часть педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Мастерство педагога проявляется в его деятельности. Именно такое понимание мастерства принято в педагогике.

В различных педагогических изданиях понятие «педагогическое мастерство» определяется по-разному:

— высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов,

— высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения,

— синтез научных знаний, умений и навыков методического руководства и личных качеств преподавателя.

Конечно, внешне мастерство преподавателя выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность.

Настоящий преподаватель понимает, что компонентами педагогической деятельности — целью, объектом, средствами — он должен управлять, выстраивая цель, активизируя субъект и объект, подбирая средства. Но как? За счет каких внутренних резервов, индивидуально — личностных особенностей?

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это союз интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние души студента, тонкого и бережного прикосновения к его личности, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости студентов и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникают вопросы:

  1. Педагогическое мастерство — это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?
  2. Что является критериями педагогического мастерства?     

         Большинство исследователей считают, что  необходимо в первую очередь  рассмотреть вопрос о личности педагога, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.  

Главными элементами, определяющими личность педагога принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

А вот как могут звучать современные заповеди педагогу.

  1. Прими все то, что есть в студенте, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
  1. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления, как положительные, так и отрицательные.
  1. Старайся ничему не учить напрямую. Учись сам. Тогда студент, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. Решай задачи вместе со всеми.
  2. Ищи истину вместе с ними. Не задавай студентам вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе со студентами в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
  3. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

Преподаватель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм педагога. Выделяют такие компоненты педагогической техники:

  1. Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.
  2. Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.

Несколько примеров развития педагогической техники преподавателя:

1.Элементы мастерства в деятельности педагога.

Преподаватели — профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Мастерство педагога проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.

Первым условием режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла урока.

Второе, условие режиссуры урока преподавателем — продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с группой или отдельным студентом. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

2. Передача ответственности студентам.

Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность студентов за достижения — мечта, наверное, всех педагогов.

Она состоит из нескольких этапов, следуя к ней преподаватель может установить контакт со студентом, добиться того, чтобы  он успешнее обучался по дисциплине и сам следил за своими успехами.

Передавать студентам ответственность — работа психологически тяжелая для преподавателя. Многие педагоги испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что студенты выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что преподаватели стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании — тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития студента.

Каков сегодня педагогический работник нашего филиала?

Я считаю, что успех учебного заведения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего филиала, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы со студентами в соответствии с новыми достижениями в педагогической науке. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.

В филиале широко практикуются следующие формы методической работы:

— обучающие семинары;

— педагогические советы;

— изучение лучшего опыта педагогов;

— мастер – классы и др.

На них решаются задачи повышения профессионального мастерства преподавателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации.

Обучающие семинары – являются наиболее продуктивной формой  повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Педагогам заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развивать педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.

Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий.

Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. /Л.А. Байкова, Л.К Гребенкина. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.
  2. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства для преподавателей и студентов вузов и колледжей: учебное пособие, / С.Д. Якушева. — Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.

 

lfostu.ucoz.ru

«Результативность деят-ти пед.работника по участию в работе МО педагогических работников организации, в разработке программно-методического сопровождения образ-го процесса, профессиональных конкурсах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№1 «Дружные ребята», г.Поронайск

Рассмотрена:                                                                            Утверждаю:

педагогическим советом №5                                               заведующий МБДОУ №1

от «  01»     июня  2015г.                                                        «Дружные ребята»

                                                                                                  ______________Л.В.Онучина

                                                                                                   « 01»   июня   2015г.

                                                                                                  Приказ №143-П 01.06.2015г.

Рабочая программа дополнительного образования

Кружок

«Семицветик»

Направление: художественно-эстетическое

Вид программы: адаптированный

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

педагог  ДО

Чердынцева Светлана Николаевна

Поронайск

2015г.

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа изостудии «Семицветик»

Составитель

Чердынцева Светлана Николаевна

Вид

Адаптированная

Направление

Художественно-эстетическое

Цель программы

Цель: формирование художественно-творческой деятельности детей через художественно-эстетическое развитие.

Задачи программы

первого года обучения

Задачи  второго года обучения.

Образовательные:

1.Создать эстетически развивающую предметно-пространственную среду на основе различных видов искусства и самостоятельной художественной деятельности детей, социально-эстетических отношений детей со сверстниками и взрослыми.

2.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3.Учить детей создавать выразительные образы в технике граттаж, коллаж, пластилиновая живопись, рисования двойных изображений (монотопии, отпечатки), отпечатывание пальчиками и ватными палочками, по мокрому, кляксография, на основе лирических произведений.

4.Знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет, а также  с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская игрушка, гжель, городецкая роспись).

Развивающие:

1.Развивать чувство цвета, формы, композиции, творческое воображение.

2.Развивать навыки использования графических средств.

3.Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к художественному творчеству, аккуратность.

2.Воспитывать художественный вкус и чувства гармонии.

Образовательные:

1.Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.

2.Формировать способы творческого отражения своих представлений об окружающем мире, знания о жанрах изобразительного искусства, представление о народном декоративно-прикладном творчестве.

3.Продолжать учить способам изображения натюрморта, пейзажа.

4. Продолжать учить детей создавать композиции различными видами техник, разнообразными художественно-выразительными средствами.

Развивающие:

1.Продолжать развивать познавательный интерес к нетрадиционным(не классическим) методам и различным техникам изображения.

2.Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

3.Развивать чувство формы и композиции.

Воспитательные:

1.Воспитывать художественно-эстетический вкус.

2.Воспитывать интерес к художественному творчеству, аккуратность.

3.Воспитывать патриотические чувства,  интерес к познанию своей Родины.

Возраст детей

5-7 лет

Срок реализации

2 года

Структура  программы:

Пояснительная записка

  • Направленность
  • Актуальность
  • Новизна
  • Принципы построения программы
  • Цель, задачи
  • Практическое значение
  • Формы работы
  • Методы работы
  • Виды деятельности
  • Оценка результативности
  • Ожидаемые результаты
  • Форма отчёта.

Содержание программы

Требования к уровню подготовки воспитанников

Способы проверки знаний, умений и навыков

Средства обучения

Литература

Тематический план

Пояснительная записка.

Сегодня всеми осознаётся необходимость создания условий для развития художественных способностей ребёнка, раскрытия его творческого потенциала. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

     Изобразительная деятельность – это деятельность для детей специфическая, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира, выражать своё отношение к изображаемому. Дети в процессе рисования испытывают разные чувства. Они радуются созданным ими красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности.  

     Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

С помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности.

Направленность: развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.

Актуальность.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта построение образовательной деятельности должна осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, учитывающий его интересы и способности, т.е.нужно искать новые формы работы с детьми, педагогическим коллективом, родителями. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционныхизобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Необходимо организовать эстетически развивающую предметно-пространственную среду, обеспечить ребёнку условия индивидуального развития творчества.

     Программа «Семицветик» разработана с учётом требований ФГОС дошкольного образования и предполагает работу с детьми в изостудии в форме занятий, совместной работы детей с воспитателем, а также их самостоятельной художественной деятельности.

     Изостудию могут посещать все желающие. Возраст детей: 5-7 лет. Однако продуманная отборочная работа поможет выделить наиболее способных и одарённых и наметить пути их дальнейшего развития.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Меня заинтересовала возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельностив работе с дошкольниками, для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные (не классические) техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных технологий и  приемов,  способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Новизназаключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить способом создания отдельного произведения, оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая традиционная и нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Принципы построения программы.

1.Систематизация содержания художественного образования детей.

2.Включение изобразительной деятельности в целостный педагогический процесс.

3.Сочетание обучающего компонента с развивающим.

4.Соединение обучения с развитием самостоятельности познавательной активности, эстетической восприимчивости и эмоционального отношения к окружающему.

5.Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности через интеграцию образовательных областей (игра, экскурсии, наблюдения, музыкальные и речевые занятия): художественно-эстетическое развитие,познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

6.Взаимосвязь художественно-творческой деятельности с общим психическим развитием детей, формированием творческой личности.

Используемые методыпозволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель.

Формирование художественно-творческой деятельности детей через художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи кружка первого года обучения.

Образовательные:

1.Создать эстетически развивающую предметно-пространственную среду на основе различных видов искусства и самостоятельной художественной деятельности детей, социально-эстетических отношений детей со сверстниками и взрослыми.

2.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3.Учить детей создавать выразительные образы в технике граттаж, коллаж, пластилиновая живопись, рисования двойных изображений (монотопии, отпечатки), отпечатывание пальчиками и ватными палочками, по мокрому, кляксография, на основе лирических произведений.

4.Знакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет, а также  с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская игрушка, гжель, городецкая роспись).

Развивающие:

1.Развивать чувство цвета, формы, композиции, творческое воображение.

2.Развивать навыки использования графических средств.

3.Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к художественному творчеству, аккуратность.

2.Воспитывать художественный вкус и чувства гармонии.

Задачи кружка второго года обучения.

Образовательные:

1.Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.

2.Формировать способы творческого отражения своих представлений об окружающем мире, знания о жанрах изобразительного искусства, представление о народном декоративно-прикладном творчестве.

3.Продолжать учить способам изображения натюрморта, пейзажа.

4. Продолжать учить детей создавать композиции различными видами техник, разнообразными художественно-выразительными средствами.

Развивающие:

1.Продолжать развивать познавательный интерес к нетрадиционным(не классическим) методам и различным техникам изображения.

2.Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

3.Развивать чувство формы и композиции.

Воспитательные:

1.Воспитывать художественно-эстетический вкус.

2.Воспитывать интерес к художественному творчеству, аккуратность.

3.Воспитывать патриотические чувства,  интерес к познанию своей Родины.

Проблема формированиявыразительного образа в рисунках дошкольников средстваминетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучениюособенностей детского изобразительного творчества и зависимостью егоразвития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной (1940), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960),  вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных

техниках: карандашами  (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель идр.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Практическое значение:техники акварельных мелков, рисунка кистью, монотипии, гравюры на картоне, коллажа, декупаж, пластилиновая живопись значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  (СанПин2.4.1.3049-13).
  • Конвенцией о правах ребёнка.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. N 65/23-16
    «О направлении инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

  • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования» .

  • Письмо МОРФ от 02.06.98г.№89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

  • С учётом программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и парциальных образовательных программ художественно-эстетической направленности.

  • Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015гг. одобрена распоряжением ОФ от 25.08.2008г. №1244-р.

  • Приказ от 28.12.2001г. №1403 «О концепции художественного образования РФ». Приложение «Концепция художественного образования в РФ».

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 2009г.

Организация занятий кружка: 1 занятие в неделю; продолжительность   занятия в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Познавательное развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Физическое развитие.

Виды деятельности:   продуктивный, познавательно-исследовательский, игровой, чтение художественной литературы, коммуникативный.

Ресурсное обеспечение:

Методическое

Материально-техническое

Диагностико-дидактическое

С.М.Вайнерман Сенсомоторное  развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М-2001.

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М-2001

Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». М-2005

И.А.Лыкова «Мастерилка». Цветные ладошки. М-2006.

Рабочая концепция одарённости. Редакция Д.Б.Богоявлинского. М-1988 (выдержки).

Журналы «Воспитатель в ДОУ», 2006-2008гг.

Журналы «Обруч», 2006-2008гг.

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М.А.Васильевой.

«Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С.Комарова.

«От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и парциальные образовательные программы художественно-эстетической направленности.

Бумага формата А-4, А-3, тонированная и цветная бумага, альбомы, бумага для акварели, цветной картон.

Мелки восковые, масляная пастель, сангина, пастель, уголь, цветные карандаши, графитные карандаши, фломастеры, акварельные цветные карандаши.

Гуашевые краски, акварель, акриловые краски.

Наборы для росписи по ткани, различных видов поверхностей, витражные наборы, наборы объёмных контуров, наборы для декупажа, фломастеры разбрызгиватели.

Мольберты, столы, стулья.

Предметы декоративно-прикладного искусства, русские народные сказки.

Аудиокассеты, видеозаписи, мультимедийные презентации.

Компьютер, DVD, телевизор, музыкальный центр.

Игры на развитие творческого воображения, фантазии. Лото по декоративно-прикладному творчеству. Разрезные картинки. Пазлы. Домино.

Подобранная наглядность: иллюстрации, фотографии, технологические карты, демонстрационный материал.

Использование диагностической методики Т.С.Комаровой, И.А.лыковой, Урунтаевой.

Реализация программы.

I этап. Овладение техническими умениями и навыками владения различными изобразительными средствами. Знакомство с живописью, портретом. Обучение видению прекрасного. Развитие познавательного интереса.

II этап. Обогащение художественно-эстетического опыта детей. Дальнейшее развитие познавательной и эмоциональной сферы, желание «изобразительно» откликнуться на увиденное.

III этап. Углубление эстетического отношения детей к творческой деятельности, их познавательных потребностей, самостоятельной поисковой деятельности. Обогащение представлений об истоках народного искусства.

IY этап. Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. Расширение представлений о многообразии способов передачи впечатлений в художественной деятельности.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, сотворчество,  мотивационный.

Нетрадиционные (не классические) художественные техники,представленные в программе:

— Кляксография.Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.

— Метод волшебного рисунка. Рисование восковой свечой и акварелью.

— Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

— Метод монотопии.

— Объемная аппликация.Объемная аппликация лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир.

— Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.

— Техника коллаж. Создание композиции из различных материалов (аппликация).

— Пластилиновая живопись.

— Рисование двойных изображений.

— Рисование ватными палочками.

— Граттаж.

— Декупаж.

  Формы работы.

Индивидуальная – дети естественным образом любознательны и творческие, для них не существует правильной или не правильной работы с рисунком, они наслаждаются тем, что делают. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учётом индивидуальных особенностей. Важно научить ребёнка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.

Коллективная  — после сообщения темы занятия в паре или в микро группе каждый ребёнок выполняет свою работу, которая на завершающем этапе становится частью общей итоговой работы.

Участие в конкурсах, выставках – организация выставки рисунков, создание картинной галереи в ДОУ, в группе, изостудии. Участие в различных конкурсах детского творчества. Организация персональных, тематических выставок. Организация конкурсов рисунков, выставок совместно с краеведческим музеем. Участие в конкурсе рисунков в рамках Международной акции «Марш парков» совместно с заповедником «Поронайский», а также участие в различных областных и всероссийских конкурсах детского творчества.

Посещение выставок детского творчества ДШИ, художественной школы.  На выставках дети наблюдают, рассматривают, сопоставляют, выясняют, какие средства выразительности использовались. Через проявление эмоциональной сферы, проживание её, дети вовлекаются в художественно-творческую деятельность.

Развлечения. Конкурсы. При проведении таких мероприятий у детей появляется возможность целенаправленно применить имеющиеся знания, происходит активация творческих проявлений у детей, обогащение праздничными, положительными впечатлениями.

Методы работы.

1.Разнообразные изобразительные техники, в том числе нетрадиционные: кляксография, граттаж, пластилиновая живопись, монотопия, коллаж, витраж, декупаж, рисование различным подручным материалом.

2.Показ нескольких способов изображения.  Детям предлагают различные средства художественной выразительности: гуашь, акварель, восковые мелки, масляную пастель, бумагу разной фактуры и формата, пластилин, свечи, цветные акварельные карандаши и др. это позволяет воспитанникам экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества.

3.Игры-сказки. Игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление – это игровой метод  и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребёнка.

4.Знакомство с устным народным творчеством. Образцы должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить своё отношение в рисунке.

5.Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями, ребёнок передаёт с помощью средств художественной выразительности своё эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.

6.Использование средств ТСО: показ мультимедийных презентаций, компьютер, DVD, аудиозаписи, музыкальный центр, TV.

Ожидаемые результаты.

Созданная система работы способствует положительной динамике развития ярко выраженных художественных способностей и гармоничному развитию индивидуальности детей. К концу года воспитанники изостудии должны усвоить жанры изобразительного искусства, владеть навыками по различным видам росписей народного декоративно-прикладного искусства, освоить техники граттаж, коллаж, пластилиновая живопись, нетрадиционные способы рисования, владеть различными средствами для изображения. Оформление выставок в холле ДОУ, тематические выставки в ДОУ. Участие в городских и областных, всероссийских  конкурсах, выставках в течение года в сотрудничестве с краеведческим музеем, заповедником «Поронайский».

Форма отчёта:

1.Отчёт о результатах работы на педагогическом совете.

2.Выступление на родительских собраниях.

3.Участие в региональных и муниципальных конкурсах.

4.Выставки детских рисунков в фойе МБДОУ.

5.Персональные выставки, фото выставки.

6.Открытые мероприятия.

Содержание (1-й год обучения)

«Знакомство с искусством»  (рассматривание гравюр, иллюстраций, выполненных штрихами)

Знакомство с жанром изобразительного искусства – графикой, с одним из технических приёмов изображения в графики – штриховым рисунком.

«Совушка — сова»

Учить изображать сову карандашными штрихами, передавая её характерные особенности.

«Скатерть самобранка»

Продолжать знакомить детей с одним из жанров изобраз

nsportal.ru

Уровни результативности деятельности учителя

Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.

Способность — это возможность. Достигнутый уровень — это реальность. По результативности каждый учитель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:

1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень [11].

Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий?

Выделяют три основных результата коммуникации:

изменение в знаниях получателя;

изменения установок получателя;

изменение явного поведения получателя.

Закономерности и механизмы развития педагогических способностей

Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о педагогических способностях — с вопросом о профессиональной деятельности и личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется в специально организованных условиях системы вузовской и послевузовской подготовки педагогов.

Развитие человека в отличие от накопления «опыта» овладения знаниями, умениями, навыками — это и есть развитие его способностей, а развитие способностей – это и есть то, что определяет собой развитие как таковое в отличие от накопления знаний и умений. В своей книге «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей, заключающееся в том, что развитие совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей.

Основная идея А.Н. Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формулируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности происходит через других людей, т.е. в процессе общения, где ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.

Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта. Способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний. Следовательно, способности есть проявление творческого применения накопленных знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, его самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний.

Согласно Л.С. Выготскому, способности развиваются первоначально как имитация культурного образца мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующей рефлексией и фиксацией отличий своего способа деятельности и культурного.

Без знания психологических закономерностей и механизмов невозможно определить стратегию, общее направление формирования и развития педагогических способностей и профессиональной деятельности учителя в целом. Для того чтобы стать творцом, считает В.Н. Дружинин [1], нужно освоить определенный уровень культуры, войти в определенную сферу жизнедеятельности с помощью другого человека — «образца творчества». Наличие подражательной способности обеспечивает «легкость входа», творческая способность (креативность, способность воображения) определяет продуктивность и оригинальность.

Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его педагогических способностей обусловлено следующими условиями: 1) деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции; 2) деятельность учителя должна носить по возможности творческий, а не только репродуктивный характер; 3) педагогу важно организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

studfiles.net

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Мною на каждый учебный год составлены рабочие программы, которые утверждены на школьном заседании методического совета (протокол №1 от 30.08.2013, протокол №1 от 29.08.2014, протокол №1 от 28.08.2015 протокол №1 от 30.08.2016).

Использование организационных форм обучения и педагогических технологий позволяет мне организовать учебную и внеучебную деятельность для достижения максимально высоких индивидуальных результатов обучающихся. Цель обучения математике – овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения в ВУЗе или других учебных заведениях; изучения смежных дисциплин, непрерывного образования на протяжении всей жизни. Реализацию данной цели осуществляю при помощи информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения математике на основе решения задач (автор — Р.Г. Хазанкин) и технологии уровневой дифференциации, так как включение именно этих технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества знаний.

Использование информационных технологий на уроках математики и при выполнении домашних заданий эффективно, позволяет обеспечить мотивационный компонент деятельности учащихся, создает обучающую среду, помогает спланировать результат. Для активизации познавательной деятельности обучающихся использую как готовые электронные образовательные ресурсы (). Эффективно использую цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века». Ко многим урокам самостоятельно разрабатываю ЭОРы. На информационном портале nsportal.ru создала свой блог учителя, который использую в своей профессиональной деятельности. Имеются также публикации в сети Интернет.

Результатом такой работы является формирование у учащихся научно-теоретического и практического стиля мышления, высокие показатели в обучении, реализация знаний в разнообразных конкурсах, олимпиадах, стойкая положительная мотивация к получению знаний.

infourok.ru

Мониторинг результативности педагогической деятельности (Статья)

Мониторинг результативности педагогической деятельности

Гончарова Надежда Ивановна, зам. директора по учебной работе Дворца Творчества Детей и Молодежи, г. Йошкар-Ола

Мониторинг как понятие включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Да и понятие результативность деятельности мы чаще всего рассматриваем в соответствии с вышеназванным циклом, т.е. соответствие реальных результатов с предлагаемыми целями, которые простраиваются в программе развития коллектива. Проблему мониторинга результативности педагогической деятельности можно рассмотреть, как бы с двух аспектов: позиция теории и позиция технологии.

Считаю, что сущность данной проблемы может быть раскрыта, при условии правильного ответа на совсем простые вопросы:

Что мы хотим достичь?

Что мы можем?

Как можем достичь?

Кому это надо?

Давая ответы на эти вопросы, каждый педагог выделяет «проблему педагогической сущности» и пытается найти ответы на вопросы «Какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности? Как измерить этот результат?». Вот если теоретически каждый сможет изложить и обосновать ответы на эти вопросы, тогда следует рассматривать и выстраивать основные принципы педагогической технологии.

В условиях системы дополнительного образования правильный выбор педагогических технологий и есть большая возможность мониторинга результативности педагогической деятельности.

Ведь право выбора технологий в большей степени принадлежит педагогу. Выстраивая программу развития коллектива, объектом педагогической технологии должно стать огромное количество способов организации различных видов деятельности. Следует не бесконечно расширять набор программ, а искать такие формы и методы, которые обеспечат комфортные условия развития ребенка.

Отличительная черта дополнительного образования в том, что наши технологии должны не только давать определенную информацию по той или иной проблеме, а главное — включать ребенка вместе с педагогом в активную позицию.

Результат деятельности учреждений дополнительного образования многомерен и, конечно, результаты, выраженные в детях, обладают некоторой относительностью. Но сколько бы не было споров по данной проблеме «Как оценить результативность педагогической деятельности?». Любое дело должно быть нацелено на конечный результат. Поэтому необходимо очень серьезно и глубоко строить педагогический прогноз на основе анализа. Делать объективную оценку деятельности педагога необходимо. Результат следует рассматривать с различных «Точек зрения».

С одной точки — результатом можно считать сумму достижений: Звания, места, награды, результаты конкурсов и соревнований.

И о чем уже неоднократно ведется спор на уровне всех ступеней управления. Да, достижения нужны, но какова цена достижений, какие средства и силы внесены в этот результат?

С другой точки: нет знаний, мест, наград, но интересна и разнообразна система взаимоотношений на основе общественной нравственности;

качество образования соответствует и возможно выше общепринятых стандартов;

способность выполнить в полном объеме, в срок и качественно данное слово;

способность проявить организационные навыки лидера и помочь другому;

умение вести системную опытническую работу и длительный эксперимент;

способность вести научно-исследовательскую работу.

Так, например, проблемные лаборатории в объединении «Деловые шаги» не позволяют громко и красиво заявить на какое-то звание или место. Но они позволяют воспитанникам найти ответы на ряд жизненных вопросов.

За несколько дней детям предлагаются проблемы, воспитанники имеют возможность выбрать для себя наиболее интересующую или волнующую его.

В ходе последующего времени работают микро коллективы. Методом «мозгового штурма» собирается «копилка» идей и выбираются наиболее продуктивные для дальнейшей работы.

В этой позиции основным объектом выступает ребенок. Показатель результативности здесь тоже приравнивается к его личностным качествам, к его позиции по данной проблеме.

Стремление помочь детям в выборе их жизненного пути, всегда было свойственно определенной части взрослого населения. В этом плане все большей частью ориентированы учреждения дополнительного образования.

Исходя из этого, прослеживаются две позиции в оценке результатов деятельности.

Ведь любая деятельность, особенно ребенка, сознательно управляется субъектом для достижения качественной цели, т.е. педагог, взрослый задает порой параметры на результат развития личности ребенка и становится главным субъектом деятельности, а ребенок основным объектом. Однако следует заметить, что при такой позиции наблюдается много формальностей.

Следует выстраивать цели результата деятельности ребенка в связи с его оценкой, параметры и критерии оценки разрабатываются не на результате, а на основе самой деятельности.

Этот подход хорошо построен в клубе «Тэкэндо», где воспитанники в результате четко спланированной, порою кажущейся монотонной, деятельности, получают результат, т.е. установка самого ребенка и педагога на регулярные занятия в избранной сфере деятельности. Умело выстроенные педагогические технологии в процессе занятий дифференцированно, на основе устойчивых умений и навыков, общего личностного развития переходят в установку на успех.

Формирование у детей установки на успех должно быть многопланово и очень кропотливо. Прежде чем давать, а вернее формировать установку на успех необходимо создать атмосферу успешного сотрудничества. Дать ребенку понять, каковы его реальные возможности, чем он отличается от других, и что он может внести в общее дело. Следуя принципам «педагогики успеха», помогая ребенку на деле продвигаться по лестнице достижений, формируется у него адекватная самооценка, как основа его постоянного личностного роста.

Анализируя принцип «Установки на успех», изучая подходы к его разрешению, сложно, конечно, определит некоторые подходы к толкованию результативности.

Но, чтобы хотелось все-таки рассматривать:

Первое — разобраться с собственными целями и результатами

Второе — любой результат надо зафиксировать (записать), а потом провести обсуждение и анализ

Третье — сделать анализ результатов разных этапов деятельности, а затем суммировать полученные результаты и выстроить программу последействия.

Говоря о результативности педагогической деятельности необходимо делать глубокий анализ условий образовательного процесса и систему управления:

Условия

Управление

кадры

материально-техническая база

нормативано-правовое обеспечение

финансы и ресурсы

актуальность и потребность общества

прогнозы и планирование

организация

регулирование и коррекция

обратная связь

Давая оценку деятельности необходимо соблюсти все параметры оценки:

Кто оценивает?

Кого или что?

С каким эффектом?

Когда и при каких условиях?

Где и с какой целью?

В зависимости от целей и задач, оценка и контроль смогут выполнять много функций:

ориентация на дальнейшее продвижение и успех;

уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;

диагностика причин слабых и сильных сторон коллектива или личности;

развитие умений и навыков в новой ситуации;

воспитание чувства ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

контроль за соответствием уровня достижений, к принятым нормам;

стимулирование результатов деятельности;

управление точных, правильных форм и методов.

В случайной и методической литературе можно встретить различные подходы к классификации контроля и оценки результата.

Попытаюсь остановиться на классификации по времени. Это: предварительный контроль, текущий и заключительный.

Предварительный контроль — выработка стандартов, целей, правил, показателей.

Текущий контроль — сравнение плановых показателей с фактическими (диагностика, отслеживание, анализ).

Заключительный контроль — оценка целей и задач, принятие корректирующих мер (анализ, прогноз).

Специфика деятельности объединений позволяет творчески подходить к выбору форм и методов оценки результатов.

Система мониторинга в образовании имеет целью долговременную оценку, т.к. она охватывает значительные области деятельности воспитанника.

Классификация видов контроля много направленная. Поэтому считаю, что нашему коллективу следует особо рассмотреть систему мониторинга на основе временных затрат, т.к. результаты ее использования дают очень полезную информацию об эффективности образования.

Система мониторинга строится с использованием модели:

Цель — процесс образования — результат

Результат предназначен для коррекции процесса образования.

Целевое назначение результата — основа при отборе содержания образования и педагогических технологий.

Смысл здесь в том, чтобы не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь «построить» ее, а в том, чтобы организовать деятельность воспитанника в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

Понятие «результативность педагогической деятельности» включает в себя ряд аспектов:

организационный (качество организации мониторинга педагогом, возможности личностного проявления ребенка)

практический (реальные достижения в видах деятельности)

положительной динамики (проявление личностных качеств, совместная позитивная деятельность).

Отсюда, результативность педагогической деятельности означает достижение педагогом (группой педагогов) такого состояния организации деятельности воспитанников, при котором обеспечивается реальная возможность:

положительная динамика проявления ценностно-значимых качеств личности;

обогащение личного опыта воспитанников значимым содержанием;

продуктивность деятельности, выраженная предметно-практическими достижениями.

Специфика деятельности учреждений дополнительного образования предлагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля.

А их перечень (набор) зависит от творчества педагога:

турниры знатоков;

устный журнал;

аукцион знаний;

выставка;

игры;

творческие диктанты и зачеты;

диалоги;

конференции;

консультации;

конкурсы;

кроссворды;

рефераты;

тесты;

творческие отчеты;

собеседование и многие другие.

Мониторинг образовательного процесса — это устанавливаемый порядок конкретных действий, ситуаций, процедур.

Сущность проявления любых действий в мониторинге необходимо фиксировать, а результативность должна быть на уровне конкретных форм.

В итоге обобщим и дадим определение:

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о системе образования или отдельных ее элементов, ориентированных на обеспечение управления, которое позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/

topref.ru

«Стиль педагогической деятельности и результативность обучения»

Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем

М. Булгаков

«Стиль педагогической деятельности и результативность обучения»

Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.

Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя.

Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения. Учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость.

Работа педагога относится к тому виду труда, который не возможен без общения.

В основе обучения и воспитания   лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Так, что же такое педагогическое общение и каковы его особенности?

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его направленное на создание психологического климата учебной деятельности, отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Стиль — это индивидуальные особенности взаимодействия педагога и ученика.

Влияет педагог на воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Нельзя упускать из виду, что ученический коллектив состоит из людей и личность каждого надо принимать во внимание.

В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, и они это воспримут правильно.

Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.

Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.

К числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.

3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.

Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.

Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).

Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Исходя из особой важности учителя, его профессиональной компетентности в формировании личности школьника, учителям начальной школы был предложен тест по определению стиля педагогического общения.

Тест

«Стили педагогического общения»

Цель: определение стиля воспитания детей

Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.

  1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

  1. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

  1. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

  1. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

  1. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

  1. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

  1. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

  1. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

  1. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

  1. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 балла – склонность к авторитарному стилю;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения в дальнейшем должно послужить основой для работы над собой.

В результате тестирования у учителей начальных классов — 100% Демократический стиль общения», который считается наиболее эффективным и оптимальным стилем взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, учитель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Анкета для изучения удовлетворенности учащихся

младших классов школьной жизнью.

Дорогой ученик! Выскажи, пожалуйста, твоё личное мнение о своём учителе. Используй для этого утверждения «да», «нет», а если не уверен в своём мнении, то напиши «не знаю». Опрос анонимный.
1. Учитель – справедливый человек. _____________
2. Учитель помогает мне преодолевать трудности.________________
3. Мнение педагога для меня важно.__________________
4. Мне трудно ладить с педагогом._____________
5. Учитель не учитывает моих особенностей._______________
6. Учится у этого учителя – одно удовольствие.______________
7. Учитель не обращает внимания на мое настроение.______________
8. Я не стану делиться своими мыслями с учителем._______________
9. Учитель всегда выслушивает мое мнение.______________
10. Я хотел бы стать похожим на моего учителя.______________
11. Я могу свободно высказывать свое мнение на уроках.________________
12. На уроках учитель меня часто хвалит.______________
13. Я иду на уроки с радостью.________________
14. На каникулах я скучаю по школе.__________________ 


Подсчитать количество «да», которые равняются 1 баллу. Максимальный балл – 9. От 1 до 3 низкий рейтинг; от 4 до 7 – средний; от 8 до 10 – высокий рейтинг.

Рефлексия «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу. «Если бы я был учителем, то я…»

Советы классному руководителю

1. Кричать – значит сдаться. Кричат слабые, сильные находят выход из любой ситуации.

2. Берегите доверие, будьте верны своим воспитанникам.

3. Чтобы Вы не делали, количество добра в мире должно увеличиться.

4. Помните, что остроумие – единственное оружие, которое не притупляется от частого использования.

5. Никогда не обижайтесь на розыгрыши и шутки, какими бы они не были.

Старайтесь быть всегда на высоте. Относитесь к розыгрышам творчески и не стесняйтесь учиться у ребят.

6. Будьте интересным для ребят, мудрым педагогом и при этом постарайтесь быть для них хорошим другом.

7. Планируйте, анализируйте, идите вперед…

8. Смотрите на день, как на маленькую жизнь…

9.Умейте во всем находить добрый юмор…

10. Можно делать шаги вместе, идти параллельно, но лучше делать шаги навстречу друг другу.

11. Никогда не теряй надежды – это последний ключ, открывающий двери.

12. Помните, что мудрецы правят незаметно. 

Памятка учителю «Пойми меня»

Поведенческие проявления

ребенка

Психологические мотивы

ребенка

Нарочитость, непослушания

Я хочу быть в центре внимания

Эгоистические проявления

Все на свете начинается с меня

Проказы

Я жажду эмоциональных впечатлений

Упрямство

Я требую независимости

Капризы

Я устал от избытка наказов и обязанностей

Замкнутость

Не влезайте в мое одиночство или не бросайте меня одного

Агрессия

Я ищу способ самозащиты

Пассивность

Я неуверен, что я хороший, что у меня получится

Ерничанье

Я хочу быть в центре внимания

Аморальное поведение

Я копирую взрослых, примеряю жизнь на себя

Неусидчивость

В мире так много интересного

Обидчивость

Сигнал о нелюбви ко мне

Беспорядочность

Я хочу успеть все и тороплюсь жить

Жалобы

Я измеряю меру справедливости

Лень

Я скучаю от неинтересности

Невнимательность

Я приветствую лишь значимое и близкое

Скука

Я ожидаю новых эмоций

Суета, беготня

Я даю выход энергии

Чрезмерная усидчивость

Я могу подолгу заниматься любимым делом

Неустойчивость моральных норм

Я пробую отношения на «вкус»

infourok.ru

Советы рукодельницам