ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ. «Рассказы» | Третьяков Юрий Фёдорович

Содержание

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ. «Рассказы» | Третьяков Юрий Фёдорович

Рассказы

Третьяков Юрий Фёдорович

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

 

litresp.ru

Птичья столовая бианки – кладовые лесных жителей текст

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

Стоят два дома в лесу. Живут в них сторожа. И еще мальчишки: в одном доме братья Гриша и Павлик, в другом — толстый Сережка. Грише уже семь лет и толстому Сережке семь, а Павлику только пять с половиной.

Зима. Завалило все снегом. Выйдут Гриша и Павлик во двор, потаскают санки, поковыряют лопатой сугроб и — домой. Залезут на теплую печку, сидят и шепчутся. Скучно.

— Давай, — говорит Павлик, — копать под снегом нору. Будем копать, копать, до самого огорода прокопаем.

— Зачем? — пожал плечами рассудительный Гриша. — Ну, прокопаем, а потом?

— Залезем туда и будем сидеть!

— Ну, посидим-посидим и вылезем. Все равно не интересно.

— Тогда давай слепим из снега медведя.

— Сейчас не лепят. Надо, чтобы снег был липкий.

Между мальчишками растянулся старый кот. Лежит, зажмурив глаза, и мурлычет. Он такой жирный и ленивый, что его можно таскать за шиворот и как угодно, — он смирно свесит лапы и только кончиком хвоста шевелит.

В сенях кто-то завозился, зашаркал, потом отворилась дверь и вошел толстый Сережка в длинном до пят пальто («Это на рост сшито», — объяснял он всем), в здоровенных валенках, в шапке с торчащими ушами. Щеки его, как всегда, красные. Под мышкой у Сережки какой-то ящик, а в ящике кто-то прыгает и шуршит.

Обрадовались Гриша и Павлик, свесились с печки:

— Сережка, это у тебя что?

— Хлопушка, — басом сказал Сережка, расстегнул пуговицы и как-то сразу вылез из пальто и валенок. — Сам строил. Ловить птиц. Хорошая, ага?

Сережка всегда говорил «ага».

— А шуршит кто? — спросил Павлик.

— Птица там сидит. Живая. Только сейчас поймал. Поставил и поймал.

Сережка подал хлопушку на печку и, пыхтя, залез сам.

Осторожно приоткрыли ребята хлопушку, заглянули — верно: птица.

Кот сразу перестал мурлыкать, встал, потянулся и подошел к ящику. Его щелкнули по голове и спихнули с печки.

— Ой, какая хорошая! — всплеснул руками Павлик, всматриваясь в щель.

— Синица, — солидно пояснил Сережка. — Они сейчас голодные. Сами лезут. Вчера одна к нашему окну подлетела. Села и смотрит. Потом носом в стекло — стук, стук! Я сколько угодно могу поймать. Наделаем хлопушек и будем ловить, ага?

— Зачем ловить? — спросил Павлик.

— Просто так. Сейчас мы ее достанем.

Сережка поднял верхнюю крышку, сунул под нее руку и принялся ловить синицу. Вдруг — фрр! — синица выпорхнула, облетела комнату, бросилась в окно, но, ударившись о стекло, упала на пол. Кот моментально схватил ее и метнулся под печку.

Ребята закричали, засуетились, поспрыгивали на пол, стали совать под печь ухватом. Кот, забившись в укромный угол, злобно ворчал оттуда, но вылезать не хотел.

— Съест теперь, — набросился Гриша на Сережку, стоявшего с открытым ртом. — Через тебя все! Зачем ловил? Просили тебя ловить? Вот не буду с тобой играть!

— И я не буду, — сказал Павлик почти плача.

— Ладно, — важно сказал Сережка, влезая в пальто и валенки. — И не надо. Один буду играть. Еще получше. Ага! — И ушел, забрав хлопушку.

Из-под печки показался кот, облизнулся и мяукнул.

— Кис-кис-кис… — умильным шепотом позвал его Гриша, протягивая одну руку со сложенными пальцами, а другой незаметно беря веник. Но хитрый кот повернулся и ушел обратно под печку — наверное, спать.

— Они голодные, — выговорил наконец Гриша, — а он их ловит…

«Они» — это были синицы, а «он» — Сережка, с этой минуты уже не товарищ.

— Знаешь что? — вдруг, захлебываясь, заговорил Павлик. — Давай знаешь что сделаем? Давай сделаем птичью столовую!

— Птичью столовую? — на этот раз Гриша заинтересовался и повернулся к брату.

Скоро столовая была готова.

Прямо за огородом на круглой полянке, загороженной со всех сторон от ветра молодыми елочками, как забором, снег был расчищен, сделаны из снега столы, на них — куски фанеры. Каждое утро на столы сыпали корм: зерна и пшено, раскрошенные кусочки хлеба и кашу, остававшиеся от обеда.

Теперь уж Гриша и Павлик не скучали — все искали корм. Первыми пронюхали про столовую воробьи — целая стая, постоянно обитавшая во дворе, во главе со старым воробьем, которому кот недавно выдрал хвост. Они совсем переселились в столовую и ссорились, дрались и орали так, что было слышно во дворе.

Редактирование текста

Больше всего воробьям нравились хлебные крошки и каша.

Потом прилетела стайка аккуратных синичек. Желтогрудые, черноголовые, белощекие, они поскакали по веткам, с любопытством оглядываясь, и одна за другой слетели на столы. Облюбовав маленькие обрезки сала, синицы склевали их и разлетелись по яблоням, оглашая сад радостным цвиканьем.

Постепенно столовая наполнялась: прилетел снегирь с красной грудью, толстый и сонный, похожий на Сережку. Он поклевал немного и потом сидел надувшись и важно скрипел что-то — видно, только для своего удовольствия.

Откуда-то явились хлопотливые серенькие птички, наспех пообедали и опять улетели по каким-то своим делам.

Раз приходил, осторожно ступая по снегу и после каждого шага брезгливо отряхивая лапы, кот. Распугав птиц, он обследовал столы и поспешно побежал домой — наверно, у него мерзли лапы.

Гриша и Павлик сидели в уютной голубой пещере, вырытой в сугробе, и сквозь специально сделанную щель наблюдали: столовая была хорошо видна.

Кроме постоянных воробьев, которые наклевались гречневой каши и теперь, вереща изо всех сил, бестолково скакали по веткам, в столовой было еще много разных птиц.

Гриша и Павлик любовались и радовались:

— Смотри, смотри! Вон еще снегирь! Еще больше, чем тот… да?

— А синиц-то одна, две, три, четыре, — старательно загибал пальцы Гриша, но сосчитать не мог, так как в школу еще не ходил и умел считать только до десяти, а синиц было больше.

— А шумят! Это они рады и разговаривают, верно? Вот бы узнать, о чем они разговаривают!

— Я знаю, — сказал Гриша, — они разговаривают: «Хорошая столовая?» — «Хорошая». — «И кто ее только сделал?» — «Не знаю». — «Надо полететь другим сказать».

— Верно, — восторженно подхватывал Павлик. — Полетят и, если какую другую птицу увидят, скажут: «Есть хочешь?» А она скажет: «Хочу». А те скажут: «Ну, полетим в столовую». — «А где столовая?» А столовая-то здесь!

— Павлик, смотри, — Сережка…

И в самом деле: через огород, проваливаясь выше колен в снег и метя его полами пальто, шел Сережка.

Выбравшись на полянку, Сережка остановился. Глядя на столовую, он шмыгал красным от холода носом, тер его варежкой.

Так стоял он долго и все смотрел, смотрел…

Потом повернулся, торопливо затопал по своим следам обратно и тяжело перевалился через плетень.

— Он, наверное, сломать хочет! — схватил Павлик Гришу за рукав.

— Не сломает, — сказал Гриша. — А мы-то? Дадим, что ли?

Скоро Сережка появился опять. Он тащил сноп конопли, такой большой, что едва обхватывал руками. Отдуваясь, свалил его на полянке.

— Сережка! — тихо позвали Гриша и Павлик. Сережка вздрогнул, обернулся, посмотрел по сторонам.

Гриша и Павлик не вытерпели и захихикали:

— Сережка, ты что делаешь?

Тут уж Сережка увидел в щели Гришины и Павликовы глаза и, как ни в чем не бывало, сказал басом:

— А, вон вы где. А я думаю — кто? Это — конопля. Щеглам. Они хлеб не клюют. Конопляные зерна любят.

— Лезь к нам, Сережка!

— Ладно, — сказал Сережка. — Вместе будем играть, ага?

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ СЕДЬМОЕ

1. С какого дня (по календарю) начинается осень?

2. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши?

3. Листья каких деревьев осенью краснеют?

4. Все ли перелётные улетают от нас осенью на юг?

5. Отчего старых лосей-быков называют «сохатыми»?

6. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»?

7. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьётся вороньё?

8. Куда осенью деваются бабочки?

9. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падёт – почернеет.

10. Долговяз в траве увяз.

11. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет.

12. Маленький воришка в сером армячишке по полю шныряет, корм подбирает.

13. На бору, на юру стоит старичок – бурый колпачок.

14. Сам не берёт и воронам не даёт.

ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8
МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)

С 21 октября по 20 ноября

Солнце вступает в знак Скорпиона

ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ

ОКТЯБРЬ – листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, а на их место также незаметно перемещаются такие же вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона – птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона – первая прилётная, как у нас – грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом, раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы, ятови, зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды – пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки – обмирают там… Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт.

ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.

Рассказ «Птичья столовая»

Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка – в свой вход. Под землёй – спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

ЗАПАСЫ ОВОЩЕЙ

Короткоухая водяная крыса летом жила на даче, у самой речки. Там у неё была одна жилая комната под землёй. Ход из комнаты вёл косо вниз – прямо в воду.

Теперь водяная крыса устроила себе хорошую, тёплую зимнюю квартиру далеко от воды, на кочковатом лугу. В квартиру ведут подземные ходы-переходы по сто шагов длиной и больше.

Спальня выстлана мягкой, тёплой травой и помещается под самой большой кочкой.

Кладовая соединена со спальней особыми ходами.

В кладовой сложены в строгом порядке, по сортам, похищенные и перетащенные крысой с полей и огородов хлебные зёрна, горох, луковицы, бобы и картофель.

БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы – маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

САМ СЕБЕ КЛАДОВАЯ

А многие звери никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.

Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.

ВОР У ВОРА ЗАПАСЫ УКРАЛ

На что уж хитра и воровата лесная ушастая сова, а нашёлся вор и её провёл.

Видом ушастая сова – совсем филин, только маленький. Клюв крючком, перья на голове торчком, лупоглазая. Как ни темна ночь, эти глаза всё увидят, уши всё услышат.

Зашуршит мышь в сухой листве – сова уж тут. Цоп! – и поднимается мышь на воздух. Мелькнёт ли зайчишка через полянку – ночной разбойник уж над ним. Цоп! – и бьётся зайчишка в когтях.

Натаскала себе сова битых мышей в дупло. Сама не ест и другим не даёт: бережёт про чёрный день.

Днём сидит в дупле, сторожит запасы. Ночами на охоту летает. Сама нет-нет и вернётся к дуплу: всё ли цело?

Вдруг стала замечать сова: будто меньше запасы её становятся. Хозяйка зоркая: считать не обучена – примечает так, на глазок.

Ночь пришла, проголодалась сова, полетела на охоту.

Возвращается – нет ни одной мыши! Видит: копошится на дне дупла зверюшка серенький, с крысу длиной.

Хотела когтями впиться, а он шмыг низом в скважину и несётся по земле. В зубах – мышонок.

Сова – за ним и уж совсем было настигла да разглядела, кто воришка, струхнула и не стала отнимать. Воришкой-то оказался хищный зверёк – ласка.

Ласка разбоем промышляет, и хоть маленький зверёк, но до того смелый и ловкий, что и с совой поспорит. Вцепится ей в грудь зубами – ни за что не оторвёшь.

СТРАШНО…

Облетели деревья – поредел лес.

Лежит лесной зайчишка-белячишка под кустом, прижался к земле – только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом – шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он – зайка – белеет, весь пятнами пошёл. Что бы подождать, когда снег выпадет! Кругом всё ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле жёлтая, красная, бурая листва.

А вдруг – охотник?!

Вскочить? Бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдёшь!

И лежит зайчишка-белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к берёзовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнётся – одними глазами по сторонам зыркает.

Очень страшно…

ЗАГАДКА ОРЕХОВКИ

Есть в наших лесах такая ворона – поменьше обыкновенной серой вороны и вся крапчатая. У нас её называют ореховкой, а в Сибири – кедровкой.

Она собирает на зиму запасы орехов – в дуплах и под корнями деревьев.

Зимой ореховки кочуют с места на место, из леса в лес, и пользуются этими запасами.

Своими? В том-то и дело, что каждая из ореховок пользуется не теми запасами, которые сама сделала, а запасами своих родичей. Прикочует в какую-нибудь рощу, где сроду не бывала, и сразу начинает искать чужие запасы. Заглядывает во все дупла – и там находит орехи.

В дуплах-то понятно. А вот как ореховка находит зимой орешки, запрятанные другими ореховками под корни деревьев и кустов? Ведь земля-то вся под снегом! А ореховка подлетит к кусту, разроет под ним снег – и всегда без ошибки находит под ним чужой запас. Откуда же она знает, что именно под этим из тысяч растущих кругом кустов и деревьев хранятся орехи? По каким признакам? Этого мы ещё не знаем. Надо придумать хитрые опыты, чтобы узнать, чем руководствуются ореховки, разыскивая под однообразной пеленой снега чужие запасы.

ТИР

БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ВОСЬМОЕ

1. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?

2. Какие птичьи тайны открывает нам листопад?

3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле?

5. Собирают ли птицы себе на зиму запасы?

6. Как готовятся к зиме муравьи?

7. Куда исчезают на зиму лягушки?

8. Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил.

9. Бежать-бежать – не добежать, лететь – не долететь.

10. Вороне через три года что бывает?

11. В пруду купался, а сух остался.

12. Не княжеской породы, а ходит с короной; не всадник, а со шпорами. Сам рано встает и другим спать не даёт.

13. С хвостом, а не зверь; с перьями, а не птица.

 

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Сон.

  

   Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

Там жила злая змея.

По дороге он встретил лису.

Лиса была сердита и голодна.

У кролика дрогнуло сердце.

Он бросился к пещере.

Маленький кролик бежал домой.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

   Она неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверёк. У неё узкое, длинное тело.

   Раннее зимнее утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу видны ровные следы. Их оставила ласка.

   Ласка в любую мышиную норку залезает. В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

По Г. Сребицкому.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Приход весны.

  

   Они пахнут настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые весенние цветы. Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.

   Растаял почти весь снег. Показались подснежники.

По Э. Шиму.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Птица на воле.

  

   Серёжа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.

   Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Серёжа выпустил её на волю.

   Серёжа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Ручеёк.

   Бегут его струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам.

   Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.

   В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

   Волк их поймал.

   Два ягнёнка отошли от стада.

   Волк посоветовал им не слушать мать.

   Овцы дружно ходили около леса.

   Старая овца забеспокоилась, позвала их.

   За стадом наблюдал волк.

   Глупые ягнята стали бегать по всему полю.

   Они далеко ушли от стада.

По Л. Толстому.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Мама и дочка.

  

   Заболела мама у Оли.

   Мама посмотрела на дочку и улыбнулась.

   «Давай, мама, я эту горечь выпью».

   Оля решила пожалеть маму.

   Утром был врач.

   Он положил на стол горькое питьё.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

Козлище и скок в колодец.

Захотела лиса пить.

А лиса прыг ему на спину и была такова.

Села она в ведро и спустилась в колодец.

Шёл мимо козёл. Позвала его лиса.

Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

Они строили снежную горку во дворе.

Мальчики полили её водой.

К вечеру горка была готова.

Снег сгребали под крышу сарая.

Весь день трудились ребята.

По Н. Носову.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Птичья столовая.

   Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.

   Мы сделали кормушки и насыпали туда семян.

В. Бианки «Птичья столовая»

Птицы подлетают и охотно клюют.

   Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.

   Мы решили сделать для них кормушки.

По В. Бианки.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

***

   Воздух был удивительно чист.

   Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

   Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.

   Выпал первый снег.

   На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

   Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.

   Шёл я по лесу в эту пору.

   Какой он нарядный!

По Г. Скребицкому.

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Цапля.

***

   Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом поведёт – сразу всё увидит.

   Залетела осенью на речку цапля. Я решил посмотреть её. Да только время зря потерял.

   Чувствую какой-то шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а цапли нет.

   Днём нельзя, стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.

                                         По Н. Сладкову. 

Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

Озеро.

   Живут в озере караси – и озеро Карасёвое. А если щуки – то Щучье.

    Всё отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят.

     У каждого своё дело.

    А это озеро называется Синеньким. Цвет воды в нём синий.

   На воде кувшинка нежится. На сосне дятел долбит шишку.

По Н.Сладкову

«Птичья столовая» в детском саду.
Быстро пролетело лето. Наступила осень. Перелетные птицы улетели в теплые края. Похолодало… К жилью человека стали прилетать воробьи, поползни и синички. Стали они прилетать и на участки нашего детского сада. Этих птиц мы с детьми уже знали по прошлогодней зиме и встречали их как старых знакомых.
Но в этом году нас порадовали своим визитом длиннохвостые синички — ополовники, которых раньше мы никогда не видели. Они прилетают стайками по шесть, восемь штук. Чудо — птички, такие маленькие и круглые пушистые комочки с длинными хвостиками и звонким щебетанием.
12 ноября — Синичкин день. В нашем дошкольном учреждении, со сказочным названием «Семицветик», с этого дня открылись «Птичьи столовые» на участках всех групп. Мы, дети младшей группы, тоже открыли свою «столовую», но снега было мало, поэтому посетителей в нашей «столовой» не было. Птицы в это время самостоятельно могли найти себе корм, поэтому наша помощь им пока была не нужна.
Но с появлением первого небольшого снега, пернатых гостей в наших «столовых» с каждым днем становилось все больше. «Птичья разведка» разнесла радостную новость, где можно подкрепиться в холода. С этого времени мы начали подкормку птиц и стараемся насыпать корм на кормушки в одно и то же время.
Для синиц повесили несоленое сало — вот у них была радость!!!

Регистрация

Постоянно прилетают 5-7 синичек — черноголовых гаичек по очереди, иногда по 2-3 сразу. За компанию с ними прилетают и восточные синицы, но их бывает значительно меньше.
В кормушку насыпали семена подсолнечника — любимое лакомство для поползней обыкновенных. Они редко клюют семечки на кормушке, в основном, набирают семечки в клювики и улетают прятать их в свои тайные кладовые (расщелины в фундаменте здания детского сада; под кору деревьев; в цементную скульптуру, стоящую на участке рядом с кормушкой). Поползни прилетают по одному или сразу трое. А если на веточки кустов разместить куски хлеба с маслом, то и синички и поползни благодарны за такое угощение.
Жизнь ежедневно кипит в нашей «птичьей столовой»!!! Нам нравится наблюдать за посетителями кормушки.
Мы с детьми заметили одну интересную особенность: пока на кормушке находятся синицы и поползни, то все мирно кормятся рядом, не мешая друг другу. Как только к кормушке прилетает веселая стая воробьев, то синицы и поползни сразу улетают. Воробьи чирикают, дерутся между собой, разбрасывают хлебные кусочки в разные стороны, а потом на снегу сидят и клюют их. Но главней всех посетителей — две сороки. Они подлетают к кормушке, как « пикирующие бомбардировщики». Все птицы разлетаются и садятся на ветви деревьев, поглядывая, как они две особы выбирают себе лакомства. Сороку недаром называют воровкой. Мы, несколько раз наблюдали за тем, как эти разбойницы по-хозяйски проверяют тайные кладовые поползней и воруют их запасы.
Однажды к кормушке прилетал малый пестрый дятел, но он не осмелился сесть на кормушку, посидел рядом на дереве и улетел, видно не понравилось ему наше угощение…
Кроме птиц, наши столовые посещают и четвероногие, пушистые друзья. Это коты. Котов не интересует семечки и зерно — им бы мяска или сало. Вот они и сидят на ветках деревьев, под деревьями, а некоторые занимают место в самой кормушке, если там есть кусочки хлеба.
Но пернатые не такие уж глупые, ни одна посетительница наших столовых не пострадала, а коты часто уходили голодными, даже не требовали от нас «Жалобной книги».
Зима только вступает в свои права, всё чаще выпадает снег, морозы крепчают, а значит, наша помощь птицам каждый день нужна и мы никогда не оставим их без подкормки.
Корень Валентина Александровна, воспитатель младшей группы
МБДОУ ЦРР детский сад № 17 «Семицветик»
г.о. Спасск – Дальний, Приморский край

Приложенные файлы

  • 4313775
    Размер файла: 16 kBЗагрузок: 0

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

triumph-strategy.ru

В. Бианки «Птичья столовая» — начальные классы, уроки

Ф.И.О. учителя: Валентинова Елена Витальевна.

Тема урока: В. Бианки «Птичья столовая».

Цель урока: Вызвать у детей желание читать.

1.Учить детей правильно ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по тексту.

2.Развивать навыки звукового анализа, обогащать словарный запас, связную речь на основе текста, навыки письма и скоростного чтения.
3.Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: картинки, электронная физминутка, портрет.

Этапы

Содержание

Примечание

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

1 – 2 мин

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся очень интересным рассказом.

2 мин

Развитие речи на основе лексики

Посмотрите на картинки, скажите, что изображено на картинке? (кормушки)

Для кого люди вешают кормушки?

Из чего можно изготовить кормушки?

Зачем они нужны?

Что такое кормушка?

Корму́шка — оборудование для подачи корма животным, птицам. Представляет собой укреплённую ёмкость с отверстием для доступа к корму.

Составьте предложение со словом кормушка.

Скажите, что насыпают в кормушку.

иллюстрация кормушек

Анализ звучащей речи

Ребят, а сейчас сделаем анализ слова: корм. Приготовьте свои фишки. Составим звуковую схему к слову корм.

Вы в своих тетрадях.

Охарактеризуйте звуки.

-Ребята, сколько слогов в слове корм?

Почему? (Потому что 1 глас.)

Где поставим ударение.

Теперь подпишите под схемой буквы.

Сколько букв в слове Корм?

Молодцы!

Вывод: сколько звуков в слове, сколько букв (одинаково).

Самостоятельно

1 ученик за доской

Гимнастика для пальцев

Замок

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат.)

И открыли!(Пальцы расцепились.)

Письмо.

Ребята отгадайте загадку:

Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зернышки ворует.

Ответ: Воробей

Посмотрите на доску. (слова в разброс)

Составьте предложение.

Что вы знаете о предложении? (начало пишется с большой буквы и в конце ставится точка)

Как пишутся слова в предложении? (раздельно) Запишите в тетрадь.

Учитель следит за посадкой.

Выстроили предложение: Ребята построили кормушку для птиц.

Чтение столбиков слогов

Сейчас прочитаем столбики слогов.

Читаем все вместе первый столбик, второй.

Читает 1 ряд, 2, 3.

Чтение столбиков слов.

Будем читать столбики слов.

Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах.

Читаем 1 столбик слов. 2.

Садятся кормушка

Боялись фанеры

Зимние столовая

Привыкли друг

Клевали деревьев

Советуем

занялись

Какой вопрос можно задать к 1му столбику?

Какое слово лишнее?

Проверим.

Какой вопрос зададим ко 2 столбику?

Карточки

Физминутка

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Первичное восприятие

Посмотрите на доску, прочитайте название рассказа. О чем может быть этот рассказ?

Кто автор? Посмотрите на портрет Виталия Бианки, это он написал рассказ «Птичья столовая».

-Я прочитаю, а вы послушайте, потом скажете, для кого ребята сделали кормушку? На какой вопрос вам надо ответить?

-Молодец, ты внимательно слушал. Слушаем.

На доске: Виталий Бианки, Птичья столовая, портрет

Проверка первичного чтения

Для кого ребята сделали кормушку?

Про каких зимних птиц рассказывает Шура?

Повторное чтение и анализ

Откройте букварь на стр. 100.

Найдите текст «Птичья столовая».

Поставьте пальчик на первую строчку, начинаем читать.

Почему Шура и его друг решили сделать кормушку?

Читают хорошо подготовленные дети

Физминутка для глаз

Электронная физминутка

Повторное чтение цепочкой

На сколько частей можно разделить текст?

Будем читать по частям цепочкой.

После 1 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть?

После 2 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть?

3 часть: Как можно назвать эту часть?

Развитие речи на основе текста

Ребята мы с вами прочитали рассказ, а теперь попробуйте пересказать рассказ.

Сначала скажите, что решил сделать Шура с другом в 1 части

Потом, расскажите, что произошло во 2 части.

Затем, что посоветовал Шура.

Развитие речи на основе иллюстрации.

Теперь посмотрите на картинку в букваре.

Что изображено на картинке?

Какое время года наступило?

Что делают дети?

Что делают птицы?

Почему радуются дети?

Птицам нужно помогать. Как мы можем им помочь?

Итог урока

Какой текст мы прочитали?

Кто написал этот рассказ?

Ребята, зимой очень много голодных птиц, мы должны помогать животным. Каждый из вас, может помочь этим птицам.

kopilkaurokov.ru

Тема: Алфавит. В.Бинки. Птичья столовая. | Уроки по Русской литературе

Тема: Алфавит. В.Бинки. Птичья столовая.