ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ. «Рассказы» | Третьяков Юрий Фёдорович
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ. «Рассказы» | Третьяков Юрий ФёдоровичРассказы
Третьяков Юрий Фёдорович
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ
litresp.ru
Птичья столовая бианки – кладовые лесных жителей текст
ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ
Стоят два дома в лесу. Живут в них сторожа. И еще мальчишки: в одном доме братья Гриша и Павлик, в другом — толстый Сережка. Грише уже семь лет и толстому Сережке семь, а Павлику только пять с половиной.
Зима. Завалило все снегом. Выйдут Гриша и Павлик во двор, потаскают санки, поковыряют лопатой сугроб и — домой. Залезут на теплую печку, сидят и шепчутся. Скучно.
— Давай, — говорит Павлик, — копать под снегом нору. Будем копать, копать, до самого огорода прокопаем.
— Зачем? — пожал плечами рассудительный Гриша. — Ну, прокопаем, а потом?
— Залезем туда и будем сидеть!
— Ну, посидим-посидим и вылезем. Все равно не интересно.
— Тогда давай слепим из снега медведя.
— Сейчас не лепят. Надо, чтобы снег был липкий.
Между мальчишками растянулся старый кот. Лежит, зажмурив глаза, и мурлычет. Он такой жирный и ленивый, что его можно таскать за шиворот и как угодно, — он смирно свесит лапы и только кончиком хвоста шевелит.
В сенях кто-то завозился, зашаркал, потом отворилась дверь и вошел толстый Сережка в длинном до пят пальто («Это на рост сшито», — объяснял он всем), в здоровенных валенках, в шапке с торчащими ушами. Щеки его, как всегда, красные. Под мышкой у Сережки какой-то ящик, а в ящике кто-то прыгает и шуршит.
Обрадовались Гриша и Павлик, свесились с печки:
— Сережка, это у тебя что?
— Хлопушка, — басом сказал Сережка, расстегнул пуговицы и как-то сразу вылез из пальто и валенок. — Сам строил. Ловить птиц. Хорошая, ага?
Сережка всегда говорил «ага».
— А шуршит кто? — спросил Павлик.
— Птица там сидит. Живая. Только сейчас поймал. Поставил и поймал.
Сережка подал хлопушку на печку и, пыхтя, залез сам.
Осторожно приоткрыли ребята хлопушку, заглянули — верно: птица.
Кот сразу перестал мурлыкать, встал, потянулся и подошел к ящику. Его щелкнули по голове и спихнули с печки.
— Ой, какая хорошая! — всплеснул руками Павлик, всматриваясь в щель.
— Синица, — солидно пояснил Сережка. — Они сейчас голодные. Сами лезут. Вчера одна к нашему окну подлетела. Села и смотрит. Потом носом в стекло — стук, стук! Я сколько угодно могу поймать. Наделаем хлопушек и будем ловить, ага?
— Зачем ловить? — спросил Павлик.
— Просто так. Сейчас мы ее достанем.
Сережка поднял верхнюю крышку, сунул под нее руку и принялся ловить синицу. Вдруг — фрр! — синица выпорхнула, облетела комнату, бросилась в окно, но, ударившись о стекло, упала на пол. Кот моментально схватил ее и метнулся под печку.
Ребята закричали, засуетились, поспрыгивали на пол, стали совать под печь ухватом. Кот, забившись в укромный угол, злобно ворчал оттуда, но вылезать не хотел.
— Съест теперь, — набросился Гриша на Сережку, стоявшего с открытым ртом. — Через тебя все! Зачем ловил? Просили тебя ловить? Вот не буду с тобой играть!
— И я не буду, — сказал Павлик почти плача.
— Ладно, — важно сказал Сережка, влезая в пальто и валенки. — И не надо. Один буду играть. Еще получше. Ага! — И ушел, забрав хлопушку.
Из-под печки показался кот, облизнулся и мяукнул.
— Кис-кис-кис… — умильным шепотом позвал его Гриша, протягивая одну руку со сложенными пальцами, а другой незаметно беря веник. Но хитрый кот повернулся и ушел обратно под печку — наверное, спать.
— Они голодные, — выговорил наконец Гриша, — а он их ловит…
«Они» — это были синицы, а «он» — Сережка, с этой минуты уже не товарищ.
— Знаешь что? — вдруг, захлебываясь, заговорил Павлик. — Давай знаешь что сделаем? Давай сделаем птичью столовую!
— Птичью столовую? — на этот раз Гриша заинтересовался и повернулся к брату.
Скоро столовая была готова.
Прямо за огородом на круглой полянке, загороженной со всех сторон от ветра молодыми елочками, как забором, снег был расчищен, сделаны из снега столы, на них — куски фанеры. Каждое утро на столы сыпали корм: зерна и пшено, раскрошенные кусочки хлеба и кашу, остававшиеся от обеда.
Теперь уж Гриша и Павлик не скучали — все искали корм. Первыми пронюхали про столовую воробьи — целая стая, постоянно обитавшая во дворе, во главе со старым воробьем, которому кот недавно выдрал хвост. Они совсем переселились в столовую и ссорились, дрались и орали так, что было слышно во дворе.
Редактирование текста
Больше всего воробьям нравились хлебные крошки и каша.
Потом прилетела стайка аккуратных синичек. Желтогрудые, черноголовые, белощекие, они поскакали по веткам, с любопытством оглядываясь, и одна за другой слетели на столы. Облюбовав маленькие обрезки сала, синицы склевали их и разлетелись по яблоням, оглашая сад радостным цвиканьем.
Постепенно столовая наполнялась: прилетел снегирь с красной грудью, толстый и сонный, похожий на Сережку. Он поклевал немного и потом сидел надувшись и важно скрипел что-то — видно, только для своего удовольствия.
Откуда-то явились хлопотливые серенькие птички, наспех пообедали и опять улетели по каким-то своим делам.
Раз приходил, осторожно ступая по снегу и после каждого шага брезгливо отряхивая лапы, кот. Распугав птиц, он обследовал столы и поспешно побежал домой — наверно, у него мерзли лапы.
Гриша и Павлик сидели в уютной голубой пещере, вырытой в сугробе, и сквозь специально сделанную щель наблюдали: столовая была хорошо видна.
Кроме постоянных воробьев, которые наклевались гречневой каши и теперь, вереща изо всех сил, бестолково скакали по веткам, в столовой было еще много разных птиц.
Гриша и Павлик любовались и радовались:
— Смотри, смотри! Вон еще снегирь! Еще больше, чем тот… да?
— А синиц-то одна, две, три, четыре, — старательно загибал пальцы Гриша, но сосчитать не мог, так как в школу еще не ходил и умел считать только до десяти, а синиц было больше.
— А шумят! Это они рады и разговаривают, верно? Вот бы узнать, о чем они разговаривают!
— Я знаю, — сказал Гриша, — они разговаривают: «Хорошая столовая?» — «Хорошая». — «И кто ее только сделал?» — «Не знаю». — «Надо полететь другим сказать».
— Верно, — восторженно подхватывал Павлик. — Полетят и, если какую другую птицу увидят, скажут: «Есть хочешь?» А она скажет: «Хочу». А те скажут: «Ну, полетим в столовую». — «А где столовая?» А столовая-то здесь!
— Павлик, смотри, — Сережка…
И в самом деле: через огород, проваливаясь выше колен в снег и метя его полами пальто, шел Сережка.
Выбравшись на полянку, Сережка остановился. Глядя на столовую, он шмыгал красным от холода носом, тер его варежкой.
Так стоял он долго и все смотрел, смотрел…
Потом повернулся, торопливо затопал по своим следам обратно и тяжело перевалился через плетень.
— Он, наверное, сломать хочет! — схватил Павлик Гришу за рукав.
— Не сломает, — сказал Гриша. — А мы-то? Дадим, что ли?
Скоро Сережка появился опять. Он тащил сноп конопли, такой большой, что едва обхватывал руками. Отдуваясь, свалил его на полянке.
— Сережка! — тихо позвали Гриша и Павлик. Сережка вздрогнул, обернулся, посмотрел по сторонам.
Гриша и Павлик не вытерпели и захихикали:
— Сережка, ты что делаешь?
Тут уж Сережка увидел в щели Гришины и Павликовы глаза и, как ни в чем не бывало, сказал басом:
— А, вон вы где. А я думаю — кто? Это — конопля. Щеглам. Они хлеб не клюют. Конопляные зерна любят.
— Лезь к нам, Сережка!
— Ладно, — сказал Сережка. — Вместе будем играть, ага?
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ СЕДЬМОЕ
1. С какого дня (по календарю) начинается осень?
2. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши?
3. Листья каких деревьев осенью краснеют?
4. Все ли перелётные улетают от нас осенью на юг?
5. Отчего старых лосей-быков называют «сохатыми»?
6. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»?
7. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьётся вороньё?
8. Куда осенью деваются бабочки?
9. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падёт – почернеет.
10. Долговяз в траве увяз.
11. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ребят ищет.
12. Маленький воришка в сером армячишке по полю шныряет, корм подбирает.
13. На бору, на юру стоит старичок – бурый колпачок.
14. Сам не берёт и воронам не даёт.
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8
МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
С 21 октября по 20 ноября
Солнце вступает в знак Скорпиона
ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ
ОКТЯБРЬ – листопад, грязник, зазимник.
Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, а на их место также незаметно перемещаются такие же вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона – птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона – первая прилётная, как у нас – грач, и последняя отлётная.
Покончив с первым своим делом, раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались на ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы, ятови, зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды – пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.
Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки – обмирают там… Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт.
ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – разом землю и воду скуёт льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях.
Рассказ «Птичья столовая»
Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.
Особенно усердно таскают короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка – в свой вход. Под землёй – спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.
ЗАПАСЫ ОВОЩЕЙ
Короткоухая водяная крыса летом жила на даче, у самой речки. Там у неё была одна жилая комната под землёй. Ход из комнаты вёл косо вниз – прямо в воду.
Теперь водяная крыса устроила себе хорошую, тёплую зимнюю квартиру далеко от воды, на кочковатом лугу. В квартиру ведут подземные ходы-переходы по сто шагов длиной и больше.
Спальня выстлана мягкой, тёплой травой и помещается под самой большой кочкой.
Кладовая соединена со спальней особыми ходами.
В кладовой сложены в строгом порядке, по сортам, похищенные и перетащенные крысой с полей и огородов хлебные зёрна, горох, луковицы, бобы и картофель.
БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала грибы – маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.
САМ СЕБЕ КЛАДОВАЯ
А многие звери никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные – и всё тут. Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.
ВОР У ВОРА ЗАПАСЫ УКРАЛ
На что уж хитра и воровата лесная ушастая сова, а нашёлся вор и её провёл.
Видом ушастая сова – совсем филин, только маленький. Клюв крючком, перья на голове торчком, лупоглазая. Как ни темна ночь, эти глаза всё увидят, уши всё услышат.
Зашуршит мышь в сухой листве – сова уж тут. Цоп! – и поднимается мышь на воздух. Мелькнёт ли зайчишка через полянку – ночной разбойник уж над ним. Цоп! – и бьётся зайчишка в когтях.
Натаскала себе сова битых мышей в дупло. Сама не ест и другим не даёт: бережёт про чёрный день.
Днём сидит в дупле, сторожит запасы. Ночами на охоту летает. Сама нет-нет и вернётся к дуплу: всё ли цело?
Вдруг стала замечать сова: будто меньше запасы её становятся. Хозяйка зоркая: считать не обучена – примечает так, на глазок.
Ночь пришла, проголодалась сова, полетела на охоту.
Возвращается – нет ни одной мыши! Видит: копошится на дне дупла зверюшка серенький, с крысу длиной.
Хотела когтями впиться, а он шмыг низом в скважину и несётся по земле. В зубах – мышонок.
Сова – за ним и уж совсем было настигла да разглядела, кто воришка, струхнула и не стала отнимать. Воришкой-то оказался хищный зверёк – ласка.
Ласка разбоем промышляет, и хоть маленький зверёк, но до того смелый и ловкий, что и с совой поспорит. Вцепится ей в грудь зубами – ни за что не оторвёшь.
СТРАШНО…
Облетели деревья – поредел лес.
Лежит лесной зайчишка-белячишка под кустом, прижался к земле – только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом – шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он – зайка – белеет, весь пятнами пошёл. Что бы подождать, когда снег выпадет! Кругом всё ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле жёлтая, красная, бурая листва.
А вдруг – охотник?!
Вскочить? Бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдёшь!
И лежит зайчишка-белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к берёзовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнётся – одними глазами по сторонам зыркает.
Очень страшно…
ЗАГАДКА ОРЕХОВКИ
Есть в наших лесах такая ворона – поменьше обыкновенной серой вороны и вся крапчатая. У нас её называют ореховкой, а в Сибири – кедровкой.
Она собирает на зиму запасы орехов – в дуплах и под корнями деревьев.
Зимой ореховки кочуют с места на место, из леса в лес, и пользуются этими запасами.
Своими? В том-то и дело, что каждая из ореховок пользуется не теми запасами, которые сама сделала, а запасами своих родичей. Прикочует в какую-нибудь рощу, где сроду не бывала, и сразу начинает искать чужие запасы. Заглядывает во все дупла – и там находит орехи.
В дуплах-то понятно. А вот как ореховка находит зимой орешки, запрятанные другими ореховками под корни деревьев и кустов? Ведь земля-то вся под снегом! А ореховка подлетит к кусту, разроет под ним снег – и всегда без ошибки находит под ним чужой запас. Откуда же она знает, что именно под этим из тысяч растущих кругом кустов и деревьев хранятся орехи? По каким признакам? Этого мы ещё не знаем. Надо придумать хитрые опыты, чтобы узнать, чем руководствуются ореховки, разыскивая под однообразной пеленой снега чужие запасы.
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ВОСЬМОЕ
1. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?
2. Какие птичьи тайны открывает нам листопад?
3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?
4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле?
5. Собирают ли птицы себе на зиму запасы?
6. Как готовятся к зиме муравьи?
7. Куда исчезают на зиму лягушки?
8. Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил.
9. Бежать-бежать – не добежать, лететь – не долететь.
10. Вороне через три года что бывает?
11. В пруду купался, а сух остался.
12. Не княжеской породы, а ходит с короной; не всадник, а со шпорами. Сам рано встает и другим спать не даёт.
13. С хвостом, а не зверь; с перьями, а не птица.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Сон.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звёздочки. На полу лежал пушистый снег.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Там жила злая змея.
По дороге он встретил лису.
Лиса была сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце.
Он бросился к пещере.
Маленький кролик бежал домой.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Она неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверёк. У неё узкое, длинное тело.
Раннее зимнее утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу видны ровные следы. Их оставила ласка.
Ласка в любую мышиную норку залезает. В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.
По Г. Сребицкому.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Приход весны.
Они пахнут настоящей весной. Вот уже снег сделался грязным. Это первые весенние цветы. Побежали ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.
Растаял почти весь снег. Показались подснежники.
По Э. Шиму.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Птица на воле.
Серёжа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.
Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Серёжа выпустил её на волю.
Серёжа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Ручеёк.
Бегут его струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам.
Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Волк их поймал.
Два ягнёнка отошли от стада.
Волк посоветовал им не слушать мать.
Овцы дружно ходили около леса.
Старая овца забеспокоилась, позвала их.
За стадом наблюдал волк.
Глупые ягнята стали бегать по всему полю.
Они далеко ушли от стада.
По Л. Толстому.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Мама и дочка.
Заболела мама у Оли.
Мама посмотрела на дочку и улыбнулась.
«Давай, мама, я эту горечь выпью».
Оля решила пожалеть маму.
Утром был врач.
Он положил на стол горькое питьё.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Козлище и скок в колодец.
Захотела лиса пить.
А лиса прыг ему на спину и была такова.
Села она в ведро и спустилась в колодец.
Шёл мимо козёл. Позвала его лиса.
Не может лиса выбраться, сидит, нос повесила.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Они строили снежную горку во дворе.
Мальчики полили её водой.
К вечеру горка была готова.
Снег сгребали под крышу сарая.
Весь день трудились ребята.
По Н. Носову.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Птичья столовая.
Я и мой друг Шура очень любим птиц. Зимой птицы голодают. Их жалко.
Мы сделали кормушки и насыпали туда семян.
В. Бианки «Птичья столовая»
Птицы подлетают и охотно клюют.
Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.
Мы решили сделать для них кормушки.
По В. Бианки.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
***
Воздух был удивительно чист.
Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.
Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.
Выпал первый снег.
На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.
Земля, ветки кустов, деревья – всё белое и пушистое.
Шёл я по лесу в эту пору.
Какой он нарядный!
По Г. Скребицкому.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Цапля.
***
Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, жёлтым глазом поведёт – сразу всё увидит.
Залетела осенью на речку цапля. Я решил посмотреть её. Да только время зря потерял.
Чувствую какой-то шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а цапли нет.
Днём нельзя, стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.
По Н. Сладкову.
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
Озеро.
Живут в озере караси – и озеро Карасёвое. А если щуки – то Щучье.
Всё отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят.
У каждого своё дело.
А это озеро называется Синеньким. Цвет воды в нём синий.
На воде кувшинка нежится. На сосне дятел долбит шишку.
По Н.Сладкову
«Птичья столовая» в детском саду.
Быстро пролетело лето. Наступила осень. Перелетные птицы улетели в теплые края. Похолодало… К жилью человека стали прилетать воробьи, поползни и синички. Стали они прилетать и на участки нашего детского сада. Этих птиц мы с детьми уже знали по прошлогодней зиме и встречали их как старых знакомых.
Но в этом году нас порадовали своим визитом длиннохвостые синички — ополовники, которых раньше мы никогда не видели. Они прилетают стайками по шесть, восемь штук. Чудо — птички, такие маленькие и круглые пушистые комочки с длинными хвостиками и звонким щебетанием.
12 ноября — Синичкин день. В нашем дошкольном учреждении, со сказочным названием «Семицветик», с этого дня открылись «Птичьи столовые» на участках всех групп. Мы, дети младшей группы, тоже открыли свою «столовую», но снега было мало, поэтому посетителей в нашей «столовой» не было. Птицы в это время самостоятельно могли найти себе корм, поэтому наша помощь им пока была не нужна.
Но с появлением первого небольшого снега, пернатых гостей в наших «столовых» с каждым днем становилось все больше. «Птичья разведка» разнесла радостную новость, где можно подкрепиться в холода. С этого времени мы начали подкормку птиц и стараемся насыпать корм на кормушки в одно и то же время.
Для синиц повесили несоленое сало — вот у них была радость!!!
Регистрация
Постоянно прилетают 5-7 синичек — черноголовых гаичек по очереди, иногда по 2-3 сразу. За компанию с ними прилетают и восточные синицы, но их бывает значительно меньше.
В кормушку насыпали семена подсолнечника — любимое лакомство для поползней обыкновенных. Они редко клюют семечки на кормушке, в основном, набирают семечки в клювики и улетают прятать их в свои тайные кладовые (расщелины в фундаменте здания детского сада; под кору деревьев; в цементную скульптуру, стоящую на участке рядом с кормушкой). Поползни прилетают по одному или сразу трое. А если на веточки кустов разместить куски хлеба с маслом, то и синички и поползни благодарны за такое угощение.
Жизнь ежедневно кипит в нашей «птичьей столовой»!!! Нам нравится наблюдать за посетителями кормушки.
Мы с детьми заметили одну интересную особенность: пока на кормушке находятся синицы и поползни, то все мирно кормятся рядом, не мешая друг другу. Как только к кормушке прилетает веселая стая воробьев, то синицы и поползни сразу улетают. Воробьи чирикают, дерутся между собой, разбрасывают хлебные кусочки в разные стороны, а потом на снегу сидят и клюют их. Но главней всех посетителей — две сороки. Они подлетают к кормушке, как « пикирующие бомбардировщики». Все птицы разлетаются и садятся на ветви деревьев, поглядывая, как они две особы выбирают себе лакомства. Сороку недаром называют воровкой. Мы, несколько раз наблюдали за тем, как эти разбойницы по-хозяйски проверяют тайные кладовые поползней и воруют их запасы.
Однажды к кормушке прилетал малый пестрый дятел, но он не осмелился сесть на кормушку, посидел рядом на дереве и улетел, видно не понравилось ему наше угощение…
Кроме птиц, наши столовые посещают и четвероногие, пушистые друзья. Это коты. Котов не интересует семечки и зерно — им бы мяска или сало. Вот они и сидят на ветках деревьев, под деревьями, а некоторые занимают место в самой кормушке, если там есть кусочки хлеба.
Но пернатые не такие уж глупые, ни одна посетительница наших столовых не пострадала, а коты часто уходили голодными, даже не требовали от нас «Жалобной книги».
Зима только вступает в свои права, всё чаще выпадает снег, морозы крепчают, а значит, наша помощь птицам каждый день нужна и мы никогда не оставим их без подкормки.
Корень Валентина Александровна, воспитатель младшей группы
МБДОУ ЦРР детский сад № 17 «Семицветик»
г.о. Спасск – Дальний, Приморский край
Приложенные файлы
- 4313775
Размер файла: 16 kBЗагрузок: 0
Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.
triumph-strategy.ru
Этапы | Содержание | Примечание |
Орг. момент. | Здравствуйте, ребята, садитесь! | 1 – 2 мин |
Постановка цели и задач урока. | Сегодня мы с вами познакомимся очень интересным рассказом. | 2 мин |
Развитие речи на основе лексики | Посмотрите на картинки, скажите, что изображено на картинке? (кормушки) Для кого люди вешают кормушки? Из чего можно изготовить кормушки? Зачем они нужны? Что такое кормушка? Корму́шка — оборудование для подачи корма животным, птицам. Представляет собой укреплённую ёмкость с отверстием для доступа к корму. Составьте предложение со словом кормушка. Скажите, что насыпают в кормушку. | иллюстрация кормушек |
Анализ звучащей речи | Ребят, а сейчас сделаем анализ слова: корм. Приготовьте свои фишки. Составим звуковую схему к слову корм. Вы в своих тетрадях. Охарактеризуйте звуки. -Ребята, сколько слогов в слове корм? Почему? (Потому что 1 глас.) Где поставим ударение. Теперь подпишите под схемой буквы. Сколько букв в слове Корм? Молодцы! Вывод: сколько звуков в слове, сколько букв (одинаково). | Самостоятельно 1 ученик за доской |
Гимнастика для пальцев | Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали…(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат.) И открыли!(Пальцы расцепились.) | |
Письмо. | Ребята отгадайте загадку: Маленький мальчишка Ответ: Воробей Посмотрите на доску. (слова в разброс) Составьте предложение. Что вы знаете о предложении? (начало пишется с большой буквы и в конце ставится точка) Как пишутся слова в предложении? (раздельно) Запишите в тетрадь. | Учитель следит за посадкой. Выстроили предложение: Ребята построили кормушку для птиц. |
Чтение столбиков слогов | Сейчас прочитаем столбики слогов. Читаем все вместе первый столбик, второй. Читает 1 ряд, 2, 3. | |
Чтение столбиков слов. | Будем читать столбики слов. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Читаем 1 столбик слов. 2. Садятся кормушка Боялись фанеры Зимние столовая Привыкли друг Клевали деревьев Советуем занялись Какой вопрос можно задать к 1му столбику? Какое слово лишнее? Проверим. Какой вопрос зададим ко 2 столбику? | Карточки |
Физминутка | Птички и ветер Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. | |
Первичное восприятие | Посмотрите на доску, прочитайте название рассказа. О чем может быть этот рассказ? Кто автор? Посмотрите на портрет Виталия Бианки, это он написал рассказ «Птичья столовая». -Я прочитаю, а вы послушайте, потом скажете, для кого ребята сделали кормушку? На какой вопрос вам надо ответить? -Молодец, ты внимательно слушал. Слушаем. | На доске: Виталий Бианки, Птичья столовая, портрет |
Проверка первичного чтения | Для кого ребята сделали кормушку? Про каких зимних птиц рассказывает Шура? | |
Повторное чтение и анализ | Откройте букварь на стр. 100. Найдите текст «Птичья столовая». Поставьте пальчик на первую строчку, начинаем читать. Почему Шура и его друг решили сделать кормушку? | Читают хорошо подготовленные дети |
Физминутка для глаз | Электронная физминутка | |
Повторное чтение цепочкой | На сколько частей можно разделить текст? Будем читать по частям цепочкой. После 1 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? После 2 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? 3 часть: Как можно назвать эту часть? | |
Развитие речи на основе текста | Ребята мы с вами прочитали рассказ, а теперь попробуйте пересказать рассказ. Сначала скажите, что решил сделать Шура с другом в 1 части Потом, расскажите, что произошло во 2 части. Затем, что посоветовал Шура. | |
Развитие речи на основе иллюстрации. | Теперь посмотрите на картинку в букваре. Что изображено на картинке? Какое время года наступило? Что делают дети? Что делают птицы? Почему радуются дети? Птицам нужно помогать. Как мы можем им помочь? | |
Итог урока | Какой текст мы прочитали? Кто написал этот рассказ? Ребята, зимой очень много голодных птиц, мы должны помогать животным. Каждый из вас, может помочь этим птицам. |
kopilkaurokov.ru
Тема: Алфавит. В.Бинки. Птичья столовая. | Уроки по Русской литературе
Тема: Алфавит. В.Бинки. Птичья столовая.
14.01.2016 1165 282 Шашкова Ольга АлександровнаЦель: Познакомить с понятием алфавит, его значимостью, закрепить знание того, чем звук отличается от буквы, обозначение звука на письме, алфавита, как последовательности букв; развивать внимание при письме, умение анализировать, доказывать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, работать в паре; воспитывать положительное отношение к учебе.
Оборудование: таблица, буквы
Ход урока.
1.Орг. момент. Проверим все необходимое к уроку.
2.Повторение. Чистописание.
3. Проверка д/з.
4. Работа по новой теме:
1)- Отгадай загадку: «На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей». ( Буквы).
— Объясни пословицу: «Азбука — к мудрости ступенька»
-Почему азбука дает человеку мудрость? Сколько слов в пословице? Из чего состоят слова, которые мы произносим? А которые мы пишем?
видим
Буквы
пишем
Сообщение учителя. Все звуки нашей речи мы можем отобразить на письме: записать с помощью букв все, что мы слышим. Для этого нам нужно знать33 буквы русского алфавита. Если буквы расположить в определенном порядке, то эта последовательность называется алфавитом.
2) Чтение алфавита.
5. Физминутка.
v Пальцы
Загадка.
Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто. ( пальцы)
1,2,3,4,5- вышли пальцы погулять.
Этот палец самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот палец безымянный,
Он избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
3) Работа в тетради
— Напиши буквы в алфавитном порядке. Какие буквы пропущены? Допиши их.
— Расположи слова в алфавитном порядке. Составь с ними предложения. ( с. 24 №7)
4) Чтение рассказа В. Бианки.
Для кого сделана столовая? Кто из птиц посетил её? Почему надо помогать птицам зимой? Кто – либо из вас сделал для птиц кормушки?
6. Подведение итога урока.
— Буквы мы…и… .
-Что узнали нового? Какие знания получили?
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Читать книгу Лесная газета. Сказки и рассказы (сборник) Виталия Бианки : онлайн чтение
Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 11
МЕСЯЦ ЛЮТОГО ГОЛОДА (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
С 21 января по 20 февраля Солнце вступает в знак Водолея
ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ
ЯНВАРЬ, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме серёдка; солнце на лето, зима на мороз. На Новый год день прибавился на заячий скок.
Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон.
В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли.
Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишки.
Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже не умерли, даже такие нежные, как мотыльки, попрятались в разные убежища.
У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком!
ХОЛОДНО В ЛЕСУ, ХОЛОДНО!
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком – спи крепко.
КТО СЫТ, ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибет.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу – пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают – нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
ЗИНЗИВЕР В ИЗБЕ
В Месяц Лютого Голода всякий зверь лесной, всякая птица жмётся к человеческому жилью. Тут легче промыслить себе пищу, поживиться отбросами.
Голод убивает страх. Осторожные лесные жители перестают бояться людей.
Тетерева и куропатки забираются на гумна, в амбары с зерном. Русаки приходят в огороды, горностаи и ласки охотятся за мышами и крысами в подвалах. Беляки приходят щипать сено из стогов к самой деревне. В лесную избушку наших корреспондентов через открытую дверь смело влетел зинзивер – синица-кузнечик – жёлтый, с белыми щеками и чёрной полосой на груди. Не обращая внимания на людей, он проворно стал клевать крошки на обеденном столе.
Хозяева закрыли дверь – и зинзивер очутился в плену.
Целую неделю он прожил в избе. Трогать его не трогали, но и кормить не кормили. Однако он с каждым днём заметно толстел и толстел. Он целыми днями охотился по всей избе. Разыскивал сверчков, спящих в щелях мух, подбирал крошки, а на ночь забивался спать в щель за русскую печь.
Через несколько дней он переловил всех мух и тараканов и принялся клевать хлеб, портить клювом книжки, коробки, пробки – всё, что только попадалось ему на глаза.
Тогда хозяева открыли дверь и выгнали незваного маленького гостя из избы.
КОМУ ЗАКОНЫ НЕ ПИСАНЫ
Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.
Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.
Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.
Пришли на следующий день наши корреспонденты, как раз мороз трескучий был, носы у всех красные, глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые ещё.
Что за чудо?
А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.
Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.
Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра – там.
Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.
А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.
В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.
В Ленинграде у нас клестов зовут ещё попугаями. Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках тоже, как попугаи.
Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых – зелёные и жёлтые.
Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.
Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать – и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.
Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.
Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя – вверх.
В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.
Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный ещё нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.
Тут все и становится понятным.
Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?
Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай – клесты туда.
Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю?
Гнездо тёплое – там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.
Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся – она их кормит размягченными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.
Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести, – улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо – живут. Птенцы подрастут – всё семейство опять пристанет к стае.
Почему же после смерти клесты в мумии превращаются?
А всё потому же, что они шишки едят. В еловых да сосновых семечках смолы много. Иной старый клёст за долгую-то жизнь этой смолой пропитается, как смазной сапог дёгтем. Смола и не даёт его телу гнить после смерти.
Египтяне-то ведь тоже покойников своих смолой натирали и делали мумии.
ПРИСПОСОБИЛСЯ
Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на склоне холма, заросшего частым ельничком. Надрал когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму на холме, сверху накидал мягкого моху. Подгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом накрыли её, залез под них и заснул спокойно.
Но не прошло и месяца, как лайки нашли его берлогу, и он едва успел убежать от охотника. Пришлось лечь прямо на снегу – на слуху. Но и тут его разыскали охотники, и опять он чуть спасся.
И вот спрятался он в третий раз. Да так, что никому и в голову не пришло, где его надо искать.
Только весной обнаружилось, что он отлично выспался высоко на дереве. Верхние ветви этого дерева, когда-то сломанного бурей, росли в небо, образуя как бы яму. Летом орёл натаскал сюда хворосту и мягкой подстилки, вывел здесь птенцов и улетел. А зимой догадался забраться в эту воздушную «яму» потревоженный в своей берлоге медведь.
МЫШИ ДВИНУЛИСЬ ИЗ ЛЕСА
У многих лесных мышей теперь уже не хватает запасов в кладовых. Многие бежали из своих норок, спасаясь от горностаев, ласок, хорьков и других хищников.
А земля и лес покрыты снегом. Грызть нечего. Целая армия голодных мышей двинулась из лесу. Хлебным амбарам грозит серьёзная опасность. Надо быть начеку.
Следом за мышами идут ласки. Но их слишком мало, чтобы переловить и уничтожить всех мышей.
Берегите зерно от грызунов!
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
1. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
1. Что значит – «волка ноги кормят»?
2. Что птицам страшнее – холод или голод зимы?
3. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом?
4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет?
5. Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью?
6. Все ли грачи улетают от нас на зиму?
7. Что ест зимой жаба?
8. Каких зверей зовут шатунами?
9. Куда на зиму исчезают летучие мыши?
10. Все ли зайцы белы зимой?
11. Почему тушка мёртвого клеста даже и в тепле долго не разлагается?
12. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега?
13. Я как песчинка мал, а землю покрываю.
14. Летом гуляет, зимой отдыхает.
15. Сидела красна девица в тёмной темнице – коса на улице.
16. Сидела бабка на грядках – вся в заплатках.
17. Не шит, не кроен, весь в рубцах; без счёту одёжек и все без застёжек.
18. Кругла, да не луна; зелена, да не дубрава; с хвостиком, да не мышь.
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 12
МЕСЯЦ ДОТЕРПИ ДО ВЕСНЫ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
С 21 февраля по 20 марта
Солнце вступает в знак Рыб
ГОД – СОЛНЕЧНАЯ ПОЭМА В 12-ти МЕСЯЦАХ
ФЕВРАЛЬ – перезимок. Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету.
Последний, самый страшный месяц зимы. Месяц лютого голода, волчьих свадеб, налётов волков на деревни и маленькие города – с голодухи утаскивают собак, коз, залезают в овчарни по ночам. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их.
Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых.
Снег из друга, сохраняющего тепло, для многих всё больше теперь превращается в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев. Дикие куры – куропатки, рябчики, тетерева – радуются глубокому снегу: им хорошо ночевать, зарывшись в него с головой.
Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Бейся тогда головой о ледяную крышу, пока солнышко не распустит наст!
И метёт-метёт позёмка, засыпает февраль-дорогорушник санные пути-дороги…
ДОТЕРПЯТ ЛИ?
Настал последний месяц лесного года, самый трудный месяц – Месяц Дотерпи до Весны.
У всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых. Отощали все звери и птицы – нет уже тёплого жира под кожей. От долгой жизни впроголодь много поубавилось силы.
А тут, как назло, вьюги и метели по лесу полетели, морозы что дальше, то крепче. Последний месяц зиме гулять, она и грянула лютой стужей. Держись теперь всякий зверь и птица, собирай последние силы – терпи до весны.
Наши лескоры обошли весь лес. Их очень беспокоил вопрос: дотерпят ли звери и птицы до тепла?
Много печального пришлось им увидеть в лесу. Иные жители леса не выдержали голода и холода – погибли. Удастся ли остальным проскрипеть ещё месяц? Попадаются, правда, и такие, за которых тревожиться нечего: не пропадут.
ГОЛОЛЁД
Страшней всего, пожалуй, когда после оттепели вдруг разом грянет резкий холод, сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу – крепкая, жёсткая, скользкая – её не разобьёшь ни слабыми лапками, ни клювом. Копыто косули пробьёт её, но острые края пробитой корки льда как ножом режут шерсть, кожу и мясо ног.
Как птицам достать из-под гололёда травку, зёрнышки – пищу?
У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.
А бывает и так.
Оттепель. Снег на земле стал сырым, рыхлым. Вечером пали в него серые полевые куропаточки, совсем легко проделали себе в нём норки, уснули в парной теплоте.
А ночью грянул мороз.
Куропаточки спали в тёплых подземных своих норках, не проснулись, не почувствовали холода.
Проснулись утром. Тепло под снегом. Только дышать трудно.
Надо наружу: вздохнуть, размять крылышки, поискать еды.
Хотели взлететь – над головой крепкий, как стекло, ледок.
Гололёд. Поверх него ничего нет, под ним снег мягкий.
В кровь разбивают о лёд свои головки серые куропаточки – только бы вырваться из-под ледяного колпака.
И счастливы, хоть и на голодный желудок, те, кому удалось всё-таки вырваться из смертельного плена.
ЗАСОНИ
На берегу реки Тосны, недалеко от станции Саблино Октябрьской железной дороги, есть большая пещера. Там прежде брали песок, а теперь уж много лет туда никто не заходит.
Лескоры наши побывали в этой пещере и на потолке её нашли много летучих мышей-ушанов и кожанов. Уж пять месяцев, как они спят здесь головой вниз, лапками уцепившись за шероховатый песчаный свод. Ушаны спрятали свои громадные уши под сложенные крылья, крыльями завернулись, как в одеяло, висят – спят.
Встревоженные таким долгим сном ушанов и кожанов, наши корреспонденты сосчитали им пульс и поставили термометр.
Летом у летучих мышей температура такая же, как у нас, около +37°, а пульс – 200 ударов в минуту.
Сейчас пульс оказался всего 50 ударов в минуту, а температура – только + 5°.
Несмотря на это, здоровье маленьких засонь признано не вызывающим никаких опасений.
Они ещё свободно могут проспать месяц, даже два, и проснуться вполне здоровыми, когда настанут тёплые ночи.
НЕВТЕРПЁЖ
Как только отпустят немножко морозы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая нетерпеливая шушера: дождевые черви, мокрицы, пауки, божьи коровки, личинки жуков-пилильщиков.
Где только есть уголочек свободной от снега земли, вьюги часто выметают весь снег из-под коряг – тут они устраивают гулянье.
Насекомые разминают свои затёкшие ножки, пауки охотятся. Бескрылые комарики-снежники бегают, прыгают босиком прямо на снегу. В воздухе вьются долгоногие крылатые комары-толкунчики.
Как только ударит мороз, гулянье кончается, и вся компания опять прячется под листья, в мох, в траву, в землю.
БРОСАЮТ ОРУЖИЕ
Лесные богатыри-сохатые и самцы-косули скинули рога.
Сохатые сами сбрасывали с головы своё тяжёлое оружие: тёрлись рогами о стволы деревьев в чаще.
Заметив одного из безоружных богатырей, два волка решили напасть на него. Победа казалась им лёгкой.
Один волк накинулся на лося спереди, другой сзади.
Бой кончился неожиданно скоро. Крепкими передними копытами лось раскроил череп одному волку, мигом повернулся и опрокинул другого в снег. Весь израненный, волк едва успел улизнуть от врага.
У старых лосей и косуль в последние дни показались уже новые рога. Это еще не затвердевшие бугорки, покрытые кожей и пушистой шерстью.
ЛЮБИТЕЛЬ ХОЛОДНЫХ ВАНН
У проруби во льду речки около станции Гатчина Балтийской железной дороги один из наших лескоров заметил маленькую чернобрюхую птичку.
Был трескучий мороз, и, хоть на небе блистало солнце, нашему лескору не раз в то утро пришлось оттирать снегом побелевший нос.
Поэтому он очень удивился, услышав, как весело распевает чернобрюхая птичка на льду.
Он подошёл поближе. Тогда птичка подскочила и с размаху – бух в прорубь!
«Утопилась!» – подумал лескор и живо подбежал к проруби, чтобы вытащить сумасшедшую птичку.
Птичка гребла под водой крыльями, как пловец руками.
Тёмная спинка её блестела в прозрачной воде, как серебряная рыбка.
Птичка нырнула на самое дно и побежала по нему, цепляясь острыми коготками за песок. В одном месте она задержалась немножко. Перевернула клювом камешек и вытащила из-под него чёрного водяного жука.
А минуту спустя она уже выскочила на лёд через другую прорубь, встряхнулась и как ни в чём не бывало залилась весёлой песенкой.
Наш лескор сунул руку в прорубь. «Может быть, тут горячие ключи и вода в речке тёплая?» – подумал он.
Но он сейчас же выдернул руку из проруби: ледяная вода обожгла его.
Тогда только он понял, что перед ним водяной воробей – оляпка.
Это тоже одна из птиц, для которых законы не писаны, как для клеста.
Перья у неё покрыты тонким слоем жира. Когда водяной воробей ныряет, воздух пузырится на его жирных перьях и блестит серебром. Птичка точно в одежде из воздуха, и ей не холодно даже в ледяной воде.
У нас в Ленинградской области водяной воробей – редкий гость и бывает только зимой.
ЖИЗНЬ ПОД СНЕГОМ
Всю-то долгую зиму глядишь, глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и раздумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?
Наши корреспонденты выкопали в лесу, на полянах и в поле глубокие – до самой земли – колодцы в снегу.
То, что мы увидали там, превзошло все наши ожидания. Там показались зелёные розетки каких-то листочков и молодые острые росточки, пробивающиеся из сухих дернинок, и зелёные стебельки разных трав, придавленные к промёрзлой земле тяжёлым снегом, но живые. Подумайте только – живые!
Оказывается, живут на дне мёртвого снежного моря, зеленеют себе и земляника, и одуванчик, и кашка, и кошачьи лапки, и асколка, и дубровка, и щавель, и множество ещё разных растений! А на нежной, сочной зелени травки-мокрицы даже крошечные бутоны.
В стенах снежных колодцев наших лескоров были обнаружены круглые дырочки. Это перерезанные лопатами ходы-переходы малых зверюшек, отлично умеющих добыть себе еду в снежном море. Мыши и полёвки грызут под снегом вкусные и питательные корешки, и хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут зимой за этими грызунами, да и за птицами, ночующими в снегу.
Прежде думали, что у одних только медведей детёныши родятся среди зимы. Счастливые ребята, говорят, родятся «в рубашечке». Медвежата появляются на свет очень маленькими, с крыс, и не то что в рубашечке – прямо в шубках.
Теперь учёные дознались, что некоторые мыши и полёвки зимой вроде как выезжают на дачу: перебираются из своих летних подземных норок наверх – «на лёгкий воздух» – и устраивают себе гнёзда под снегом на корнях и нижних ветвях кустов. И вот чудеса: зимой у них тоже бывают детёныши! Крошечные мышиные малыши родятся совсем голенькими, но в гнезде тепло, и маленькие мамы кормят их своим молочком.
ВЕСНЫ ПРИМЕТЫ
Хоть и крепки ещё в этом месяце морозы, да уж не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уж не тот, что был – блестящ и бел. Потускнел, посерел, ноздреват стал. А с крыш сосульки растут, а с сосулек капель. Глядишь – уж и лужицы.
Солнце всё чаще выглядывает, солнце уж начинает пригревать. И небо уж не мёрзлое, бело-голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня. И облака по нему не сероватые, зимние: они уже слоятся и, того и гляди, поплывут крепкими, сбитыми кучками.
Чуть солнце – под окном уж вызванивает весёлая синица:
– Скинь шубак, скинь шубак, скинь шубак!
Ночами на крышах кошачьи концерты и драки.
В лесу нет-нет да раскатится радостная барабанная дробь пёстрого дятла. Хоть носом по суку, а всё считается песня!
И в самой глуши, под елями и соснами, на снегу кто-то чертит таинственные знаки, непонятные чертежи. И при виде их замрёт вдруг, потом сильно забьётся охотничье сердце: ведь это мошник – бородатый лесной петушище, глухарь избороздил крепкий весенний наст крутыми перьями могучих крыльев. Значит… значит, вот-вот начнётся глухариный ток, таинственная лесная музыка.
ПЕРВАЯ ПЕСНЯ
В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.
Пел зинзивер, синица-кузнечик. Песня нехитрая:
«Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!»
Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая златогрудая птичка хочет сказать на своём птичьем языке:
– Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!
ТИР
БЕЙ ОТВЕТОМ ПРЯМО В ЦЕЛЬ! СОСТЯЗАНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
1. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой?
2. Что делает зимой ёж?
1. Какая певчая птичка достаёт себе пищу, ныряя в воду под лёд?
2. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе? И почему?
3. С прилёта каких птиц считаем мы начало весны?
4. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено.
5. В избе мёрзнут, на улице нет.
6. Что выше лесу, что краше свету?
7. Ума нет, а хитрее зверя.
8. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает.
iknigi.net
Бианки, Виталий Валентинович — Птичья столовая [Текст] : [Как ее устроить]
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:
$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:«исследование и разработка«
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
«исследование разработка«~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
search.rsl.ru
Содержание | Примечание | |
Орг. момент. | Здравствуйте, ребята, садитесь! | 1 – 2 мин |
Постановка цели и задач урока. | Сегодня мы с вами познакомимся очень интересным рассказом. | 2 мин |
Развитие речи на основе лексики | Посмотрите на картинки, скажите, что изображено на картинке? (кормушки) Для кого люди вешают кормушки? Из чего можно изготовить кормушки? Зачем они нужны? Что такое кормушка? Корму́шка — оборудование для подачи корма животным, птицам. Представляет собой укреплённую ёмкость с отверстием для доступа к корму. Составьте предложение со словом кормушка. Скажите, что насыпают в кормушку. | иллюстрация кормушек |
Анализ звучащей речи | Ребят, а сейчас сделаем анализ слова: корм. Приготовьте свои фишки. Составим звуковую схему к слову корм. Вы в своих тетрадях. Охарактеризуйте звуки. -Ребята, сколько слогов в слове корм? Почему? (Потому что 1 глас.) Где поставим ударение. Теперь подпишите под схемой буквы. Сколько букв в слове Корм? Молодцы! Вывод: сколько звуков в слове, сколько букв (одинаково). | Самостоятельно 1 ученик за доской |
Гимнастика для пальцев | Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали…(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат.) И открыли!(Пальцы расцепились.) | |
Письмо. | Ребята отгадайте загадку: Маленький мальчишка Ответ: Воробей Посмотрите на доску. (слова в разброс) Составьте предложение. Что вы знаете о предложении? (начало пишется с большой буквы и в конце ставится точка) Как пишутся слова в предложении? (раздельно) Запишите в тетрадь. | Учитель следит за посадкой. Выстроили предложение: Ребята построили кормушку для птиц. |
Чтение столбиков слогов | Сейчас прочитаем столбики слогов. Читаем все вместе первый столбик, второй. Читает 1 ряд, 2, 3. | |
Чтение столбиков слов. | Будем читать столбики слов. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Читаем 1 столбик слов. 2. Садятся кормушка Боялись фанеры Зимние столовая Привыкли друг Клевали деревьев Советуем занялись Какой вопрос можно задать к 1му столбику? Какое слово лишнее? Проверим. Какой вопрос зададим ко 2 столбику? | Карточки |
Физминутка | Птички и ветер Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. | |
Первичное восприятие | Посмотрите на доску, прочитайте название рассказа. О чем может быть этот рассказ? Кто автор? Посмотрите на портрет Виталия Бианки, это он написал рассказ «Птичья столовая». -Я прочитаю, а вы послушайте, потом скажете, для кого ребята сделали кормушку? На какой вопрос вам надо ответить? -Молодец, ты внимательно слушал. Слушаем. | На доске: Виталий Бианки, Птичья столовая, портрет |
Проверка первичного чтения | Для кого ребята сделали кормушку? Про каких зимних птиц рассказывает Шура? | |
Повторное чтение и анализ | Откройте букварь на стр. 100. Найдите текст «Птичья столовая». Поставьте пальчик на первую строчку, начинаем читать. Почему Шура и его друг решили сделать кормушку? | Читают хорошо подготовленные дети |
Физминутка для глаз | Электронная физминутка | |
Повторное чтение цепочкой | На сколько частей можно разделить текст? Будем читать по частям цепочкой. После 1 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? После 2 части: О чем прочитали? Как можно назвать эту часть? 3 часть: Как можно назвать эту часть? | |
Развитие речи на основе текста | Ребята мы с вами прочитали рассказ, а теперь попробуйте пересказать рассказ. Сначала скажите, что решил сделать Шура с другом в 1 части Потом, расскажите, что произошло во 2 части. Затем, что посоветовал Шура. | |
Развитие речи на основе иллюстрации. | Теперь посмотрите на картинку в букваре. Что изображено на картинке? Какое время года наступило? Что делают дети? Что делают птицы? Почему радуются дети? Птицам нужно помогать. Как мы можем им помочь? | |
Итог урока | Какой текст мы прочитали? Кто написал этот рассказ? Ребята, зимой очень много голодных птиц, мы должны помогать животным. Каждый из вас, может помочь этим птицам. |
doc4web.ru