Мини-печь на даче своими руками


Когда мы проектировали свой дачный домик, муж категорически был против установки в доме печки. я теперь очень жалею, что послушалась его. Печки в доме явно не хватает. А ведь у меня уже были варианты установки печей с каминами. В одну комнату выходит печь, в другую камин. И все это сводится в один дымовой канал. 

Но получилось, как получилось, и со временем мне все же пришлось установить маленькую (большую уже было не куда ставить) печурку. Она получилась очень симпатичной. Сейчас я бы вставила в нее водяной контур для отопления, а тогда мне никто не посоветовал такой хитрости, а сама я тогда еще таких тонкостей не знала, ведь всю жизнь прожила в панельном многоквартином доме.

Для устройства печки пришлось убрать часть стенки, разделяющей кухню и душевую комнату. Строители меня напугали, что придется разворотить всю стену, а я взяла дрель, насверлила по намеченной вертикальной лини дырок в кирпичах и аккуратно сколола лишнюю часть стенки, чем весьма удивила строителей :)))))

Часть печки с топкой и варочной поверхностью расположили в кухне, а часть с дымооборотами оказалась в душевой, что тоже оказалось уместным, поскольку подогревает это санитарное помещение в холодное время года.

Печку делали для быстрого прогрева помещения по приезду на дачу в холода, поэтому сложена она с толщиной стен в четверт кирпича. Нагревается очень быстро, да вот и остывает тоже довольно скоро. К утру поверхность печки становится чуть тепленькой. 

Когда строительство печки подходило к завершению, я попросила мастера сделать в самом верху расширение, карниз из кирпичей. Получилось гармонично и на такой полке красиво смотрятся разные фишечки типа глиняного кувшина, старинного чугунного утюга, керосиновой лампы. Словом всего, что придает интерьеру кухни вида старинной деревенской кухни.

                                  

На боковой стенке примостился печной набор простых форм еще советского времени. Добротный, ковано-сварной, из тяжелого железа, хоть и простых форм, но основательный и надежный он стал отличным функциональным дополнением интерьера.

                                

                              

Кусок оцинкованного металла служит «фартуком» вокруг варочной панели плиты.

7dach.ru

Печи для загородных домов и дач

В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).

  Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:

www.ogorod.ru

Жить без печки?

Вначале была дача. В садоводстве.
На даче было несколько кирпичей, которые мы каждый год перекладывали на другое место, так как грядки кочевали. Потом всё-таки я определилась с планировкой и сложила постоянный очаг без плиты, с решёткой для кастрюль. Топливом служили сухие ветки и хворост с яблонь — обрезку делали почти ежегодно.
Потом была деревня. В лесу.
Печка во дворе стала необходимостью – готовить на хворосте и щепках выгоднее, чем на электричестве.
У нас там даже дети умели складывать уличные печки.


дети печники


каменное основание

На своей усадьбе я сделала капитальную печку – на каменном основании, с плитой и керамической трубой. Камни насобирала в огороде и на берегу реки, кирпичи – на развалинах старых домов. Плита была треснутая, но держалась хорошо. К ней была ещё одноконфорочная, так что печка получилась повышенной мощности. А глину можно накопать в любом огороде, чуть поглубже, чем посажена картошка. Кирпичи укладывались на глиняный раствор, готовая печка была побелена этой же глиной.


готовая печка


печка с тыла

Гость прилетел.


печка

Между огородом и двором.
 
Переехав в другую деревню, опять приложила руки к устройству варочных печек во дворе. Свой двор показывала в предыдущем топике, а сейчас – подробности о печке.

Первый раз я приехала на недельку в свой дом в сентябре 2006 — тогда было много грибов в лесу. И сразу сложила простейший очаг во дворе из девяти кирпичей и решётки, чтобы можно было поставить сковороду. Соседи дали ведро картошки, а грибы собирала ежедневно.
С тех пор я несколько раз перекладывала очаг, чтобы управляться с ним было удобнее. Ведь здесь приходится не только ужин готовить, но и все летне-осенние закрутки-закатки делать.
Вот так выглядел очаг в начале 2010. Даже лаваш здесь пекла на решётке. А плитой служил большой железный лист, найденный на соседних развалинах.


очаг

Но за прошедшие четыре года очаг морально устарел, мне очень досаждал дым, вырывающийся из всех щелей прямо в лицо. Наконец, летом 2010 решила переложить кирпичи на растворе и сделать дымоотвод. Тут как раз соседу колодец копали, и вынули много хорошей глины. В процессе кладки печи пришлось подвезти три тачки глины. Чугунную плиту с кругами подарили другие соседи. Но круги сняла и убрала на склад, а вместо них использовала крышки, подобранные опять-таки на свалках. Так удобнее, легче управляться.


основание

Кирпичи тоже с окрестных развалин — все разные, нестандартные, много обломков. Но при помощи глины кое-как выровняла основание и подняла его повыше. В основание пошли обломки и мелкий бой. Лучшие кирпичики положила на два верхних ряда топливника.


сложила

Сначала кирпичи подбираю насухо, потом их окунаю в воду – для этого поставлено отдельное ведро с водой, и кладу уже на раствор глины. В одном ведре – готовый раствор, во втором глина замочена на завтра. Складывала в течение трёх дней, просушивая каждый ряд.


плита положена

Долго думала, как усовершенствовать дымоотвод. Из обломков слепила некий вулкан, но дым из него выходил порывами и всё-таки бросался мне в лицо.


вулкан активен


вулкан в спокойствии

Водосточной трубы на ближайших развалинах не нашла. Покупать новую – зазорно, ведь я – Робинзон! Инженерная мысль скрипела…
Наконец, обдумала конструкцию из консервных банок! Внутрь вставляются кольца – банки без донышек, из-под зелёного горошка, а снаружи — большего диаметра, из-под мясной тушёнки. Хорошо, что я их не выбрасываю, а складываю на всякий случай — вдруг пригодятся. Вот и пошли в дело.


устройство трубы


труба в процессе сборки

Основание сборной трубы установлено в жерло «вулкана», обложено обломками и обмазано глиной. Между внутренними и внешними банками вставлены проволочные спицы, чтобы кольца не рассыпались. Промежутки заполнены глиной. Очень высокую конструкцию делать не стала, иначе получается довольно тяжёлой, может и опрокинуться. Ветры здесь сильные. Достаточно того, что дым идёт выше моей головы.


дым идёт выше

К дворовой печке сделала пристройку из доски на кирпичах. Теперь удобно подставлять банки под шланг соковарки.


соковарка


топится

Топливо для дворовой печки – хворост и отходы с лесопилки. Пилю их покороче с помощью электролобзика, чтобы огонь был небольшой, и не уходил в трубу.


дровишки


отходы с лесопилки


растопка — щепки и бумага


дым от хвороста


жизнь двора


дождь


зимовка

Печка хорошо перезимовала под снегом, весной просохла, и к Пасхе я уже пользовалась ею. Трубу на зиму вынимала и хранила в чулане, а весной вставила на место – работает, дым отводит.
 
Служила мне моя печка пять лет, до самого отъезда. Передав дом новым хозяевам, я, как обычно, к обеду зажгла печку, вскипятила чайник, съела последнюю лепёшку и отправилась на автобус – уезжать совсем, а печка всё была горячая, и чайник на ней бухтел. Чайники, кстати, во всех деревнях одинаковые.

 
И ещё одно важное примечание для тех, кто захочет повторить мой опыт по дворовым печкам. Рядом с печкой всегда должна быть вода – несколько вёдер. И не только потому, что вы готовите и моете посуду здесь. Это важно для пожарной безопасности – чтобы в случае сильного ветра или другой нештатной ситуации быстро потушить огонь в печке.

7dach.ru

«Русская печка – всему дому голова». Конспект занятия по познавательному речевому развитию

 

Образовательная область: «Социально — коммуникативное развитие».

Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.

Задачи:

  • Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
  • Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
  • Совершенствовать умение лепить из теста.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.

 

Ход образовательной деятельности

Хозяйка. (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».)

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.

Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой — изба называется. Я хозяйка этой избы, проходите, заходите гости дорогие. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?

Ответы детей.

А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?

Ответы детей.

Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба — не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему так ласково люди обращались к печке?

Ответы детей.

Хозяйка. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.

Светло от печи и тепло.

Когда в печи жарко — тогда и варко.

Без печи хата не хата.

Печка — наше солнышко.

Печь нам мать родная.

Хозяйка.

А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

Ответы детей.

Хозяйка.

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)

Хозяйка. А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? (В чугунке.) А чугунок брали ухватом, чтоб руки не обжечь. А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (Деревянными.)

А из чего эти ложки сделаны? (Из дерева.)

Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.

(Дети играют на ложках под рус. нар. мелодию «Белочка».)

Хозяйка. Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.

Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

Ответы детей: с хлебом.

А какой вы любите хлеб?

Ответы детей.

Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

Ответы детей.

Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

Ответы детей: из магазина.

Хозяйка. А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.

Игра: «Зёрнышко»

Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:

« Посадили в землю зёрнышко…(надавливают кончиками пальцев)

Осенью пошёл дождь…(легко барабанят пальцами)

Потом зимой выпал снег…(медленно надавливают ладонями)

Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)

А затем приехал трактор и всё вспахал…(аккуратно тормошат)

И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)

И вырос наш колосок большой!»

(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)

Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.

(Показывает букет из колосков.)

Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

А хотите что-нибудь постряпать из теста? Тогда садитесь за столы, сейчас мы будем стряпать пирожки. Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми, вкусными.

Дети катают шар.

Расплющивают в лепешку.

В серединку кладут ягодку чернослива.

Прищипывают края пирожка.

Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отгадаем загадки.

Загадки.

  1. Если работает она, не будет голодная семья. (Печка.)
  2. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок.)
  3. Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил…(Ухват).
  4. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот, открывай пошире рот. (Ложка.)

Хозяйка. Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? Это же наши пироги пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для наших гостей песенку.

Песня «Испечём мы пироги»

Испечём мы пироги сладкие такие,

Испечём мы пироги гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУ-х

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУУ-х.
Испечём вам пирожки…

УУУУУУУУ-х

Испечём вам колобки…

УУУУУУ-х.

Хозяйка. Ну-ка посмотрю пироги. Ой, да какие пышные да румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. Вы Хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

До — свидания!

Приходите ещё в гости.

 

Литература:

О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс».

dohcolonoc.ru

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки». – УчМет

Пояснительная записка

С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба, в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам воспитывать в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.

Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки».

Цель:

Задачи

загадок, пословиц, сказок;

  • Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;

воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям

и обычаям.

Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Здравствуйте, гости дорогие!

— Добро пожаловать!

— Добрый гость всегда в пору.

— Для дорогого гостя и ворота настежь!

— Удобно ли вам, гости дорогие?

— Всем ли видно, всем ли слышно?

Лог.- Гостям – то места хватит!

Не тесновато ли хозяевам?

Д. – В тесноте, да не в обиде!

Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».

Слайд №1.

Введение в тему.

Лог.- Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.

Отгадайте ребус.

Ответ (печка).

Слайд № 2 .

Сообщение темы занятия.

Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.

Слайд №3.

Краткий исторический экскурс.

Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.

Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.

Слайд №4.

(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).

Основная часть.

А) Дидактическая игра «Собери пословицу».

Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.

  • На печи все…(красное лето).

  • Без работы и…(печь холодна).

  • Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).

Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав один из трех вариантов:

1. После работы нужен отдых.

2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

3. Лежа вредно есть.

Лог.- Попробуйте отгадать одну (известную вам) пословицу по картинкам.

-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.

Слайд № 5,6, 7.

Б) Словесная игра «Словечки — элементы печки».

Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?

Д.- Если натопить печку, в доме будет тепло.

— Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Слайд № 8,9.

Физминутка.

Подвижная игра «Баба Яга».

Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).

Дети – дразнят Бабу Ягу:

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит, «У меня нога болит!»

Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.

Продолжение работы по теме занятия.

В). Словесная игра «По страницам русских сказок».

Лог.- Чтобы расколдоваться вам нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.

Отрывки из сказок:

-«Царевна-лягушка»;

— «Колобок»;

— «Гуси – лебеди»;

— «Лиса и заяц»;

— «По щучьему велению»;

— «Финист – ясный сокол».

Слайд № 10,11.

Г). Продолжение беседы.

Лог.- Молодцы, сказки отгадали.

Все снова на своих местах.

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,

что она сушит?

Дети — На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.

Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.

Д) Дидактическая игра «Угадай траву»

Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.

(Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните.

— (Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.

Е). Дидактическая игра «Загадки».

Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.

А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.

-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?

Д.- Бабий кут.

Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.

Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.

Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:

-Рогат, да не бык,

Пищу берт, а не сыт. (Ухват).

— Сверху — дыра, снизу — дыра,

Посередине огонь да вода. (Самовар).

— В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).

-Новая посудина, а вся в дырах. (Сито).

— Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).

— Утка в море, хвост на воле. (Ковш).

— Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Слайд № 12,13.

Ж. Дидактическая игра «Из чего – какая?»

Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,

— из дерева —

— из бересты —

— из чугуна —

— из меди —

Блюда из русской печи.

Лог.- У русского народа есть замечательная поговорка:

«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.

-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?

Д.- Каша.

Лог.- Какая бывает каша?

Д.- Из манки — манная,

-из овса – овсяная,

-из риса – рисовая,

— из перловки – перловая,

— из тыквы – тыквенная,

— из кукурузы – кукурузная.

Лог.- А что такое полба?

Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.

Лог.- А что выпекали в печи?

Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.

Слайд №14.

(Дети поют частушки)

Обратная связь.

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?

Что интересного вы узнали на занятии?

Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Итог занятия.

Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.

« Что есть в печи – всё на стол мечи».

(Угощает детей).

Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.

Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились!

Спасибо всем!

Список литературы

1.Паншина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.

Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.

www.uchmet.ru

100 фото дизайна в интерьере

Многие городские жители с трудом представляют себе жизнь без газа, избалованные центральным отоплением мы пугаемся печки и не очень хорошо представляем как ею пользоваться.

На самом деле печка ближе к нам, чем мы думаем. Издавна печка в доме была его горячим и любящим сердцем.


Наши предки в печке не только готовили, в ней мылись, лечились, донашивали младенцев, готовили невест к свадьбе и предоставляли покой старикам.

На лежанке печи помещалось до пяти человек — там вполне могла разместится вся семья, хотя обычно это уютное место предоставляли старым да малым.  Мягкое печное тепло хорошо лечит и простуду, и ревматизм. Слабеньких младенцев знахарки заносили на лопате в середину теплой печки для «допека». Наверное, поэтому у слова «печься» есть не только кулинарный смысл.

Любовь к лежанке на печи связана с еще одной особенностью русской печки — она прогревается только от шестка (полочка перед устьем печки), из-за этого пол остается всегда холодным. Поэтому зимой в доме ходили в валенках, а спать укладывались повыше от пола.

С шестком печи связана  известная поговорка — «всяк сверчок знай свой шесток». Что говорило о том, что сверчок живущий в подпечке под шестком — это правильно и прилично, но если сверчок выползал выше, его ждала суровая кара.

 Т.к. горнило русской печи большое, его часто использовали как баню.  Теплую печь вычищали от золы и сажи, выстилали соломой и забирались внутрь. Из золы делали щелок — мыльную воду, ею и купались.

Мытье в печи редкое удовольствие, хотя выглядит как картинка из сказки — детей в печку сажали на деревянной лопате, точь-точь как это проделывала Баба-яга. Причем, если был выбор —  мыться в бане или в печке, выбор был за печкой —  ведь, печка в доме всегда уже протоплена.

Все мы знаем выражение : «Будем танцевать от печки». У него интересная история — переселенцы, которые прибывали на новые земли необъятных просторов Руси, часто не пользовались любовью старожилов. Они строили свои дома, но пришлым были не рады, их дома в отместку разрушали. Было одно правило, которое давало право присоединиться к существующей общине — построить дом и затопить печь за сутки.


Строительство дома начинали с печки и все последующие измерения дома делали от нее. Вот эти движения от печки  в стороны и были своеобразным «танцем». Часто за сутки печь успевали затопить, когда дом вокруг нее выстроен был очень «условно».

Но этого было достаточно — в новых людях ценились не только трудолюбие, но и смекалка. Поэтому, если перед вами стоит непосильно сложная задача, которую непременно надо выполнить — танцуйте от печки.

Современные печки оборудованы не только удобными плитами и духовыми шкафами, но имеют встроенные резервуары с водой, которые служат основой системы отопления для дома.

Часто дверцы печи сделаны их жароупорного стекла, что позволяет любоваться  живым огнем.


Старые же мастера делали каждую печь под хозяйку — ведь именно ей придется весь день работать у печи. Определяли размеры печи размеры самой хозяйки.

Так высота печного свода рассчиталась так — хозяйку садили на стул и расстояние от сиденья до верхней пуговки кофточки  — это и есть нужный размер. Высота устья печи должна равняться ширине плеч хозяйки, а ширина устья должна быть на 10 см больше.

Высота печи равна высоте хозяйки плюс два спичечных коробка. Ширина шестка равна размеру от локтя до кончика вытянутых пальцев.

В печку входит не только сама кирпичная кладка, но и «печки-лавочки». Самой большой пристройкой был голбец, это был фактически шкаф со всевозможными полками. Поверхность перекрыши вместе с настилом голбеца образовывали просторную лежанку.

«Хорошо лежать на печке — ножки в тепленьком местечке». Хозяин, намерзшийся за день, мог быстро привести косточки в порядок на печи, недаром в народе говорили: «На печи и зимой жаркое лето».
 «Хоть три дня не корми, да с печи не гони». Здоровый человек, лежащий на печи, заслуживал осуждения «Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал».

Что же могло человека согнать с такой притягательной печи? «Придет счастье, да с печи и сгонит.»

Если вам интересно как сделать печь своими руками, то вы можете воспользоваться готовыми чертежами кладки печей, которые сделаны опытными печниками и соответствуют СНиПам.

Печь в доме — символ жизненной силы, целительной и объединяющей энергии рода. Вечером от огня в печи хозяйка с молитвой зажигала свечи в доме — это был важный момент  в это время  нельзя было плакать, ругаться, целоваться и петь.

Живой огонь, находящийся в печи, по мнению наших предков — живое существо, которому надо оказывать уважение и заботу. Святотатством было заливать огонь в печи водой или, не дай боже, плюнуть в печь.
Огонь не разрешал хозяевам бездумно делиться угольками из печи — радивые хозяева за угольками не ходят. Особенно этот запрет действовал в первый день весенней пахоты, когда закладывался урожай и благополучие семьи на целый год.
Опытные хозяйки старались задобрить огонь в печи всегда предлагая первую ложки огню или бросая в печь первый блин.
Любой сон, в котором снился огонь или печь предвещал радостное событие и умение держать свою судьбу в руках.

Свадебные обряды также тесно связаны с печкой,  в конце свадьбы гостям подавали горшок каши, и когда горшок становился пуст, кто-то из гостей разбивал его об печку со словами: «Сколько черепков, столько и деток».
Считалось, что по тому, как ведет себя огонь в печи можно было предсказать будущее.
Если по выпавшему угольку из печи ударить кочергой, то большое количество искр предвещает богатство, если искр мало, то ваша удача не зависит от материальных благ.
Гадали хозяйки не только по огню, но и по хлебу, запеченному на капустных листьях. После того, как хлеб доставали из печи и убирали лист, по отпечатку на дне буханки воображение могло рисовать свои магические картины.

«В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь»- запас дров у хорошего хозяин заготовлен на 2-3 года. За это время дрова как следуют высыхают и жарко без копоти горят в печи. Менее запасливые хозяева вынуждены были топить свежесрубленными сырыми дровами, которые плохо разгорались, дымили и сыростью портили печь.

Какую бы вы не выбрали конструкцию печи для вашего дома многое будет зависеть от вашей смекалки, трудолюбия и пытливости — ведь большинство печей выложено обычными простыми людьми, у которых не было широкого доступа к информации как в нынешнее времена.

Поделитесь с нами, если вы знаете традиции связанные с печкой в доме, нам всем будет интересно.

 

idealsad.com

Русская печь в русских народных сказках. О русских печах. Vip-Ochag.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Открытое занятие на тему «Русская печка в русских народных сказках»

Д/о «Волшебный сундучок»

Сухушина Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Тема: Русская печка в русских народных сказках
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Развивать творческие способности обучающихся. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы. Развивать умение строить композицию и воплощать её с помощью тестопластики. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование. солёное тесто, фольга, ножницы, стеки, кисти.

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия

  1. Новый материал.

Сообщение темы


Поленья и хворост берёт,

Взамен их тепло отдаёт.

Греет, сушит, лечит, варит

И печёт, и парит-жарит. (печка)



  1. Беседа.

Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, — печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Что даёт человеку печь?

  • Тепло – печка отапливает жилище человека.

  • Огонь – в стародавние времена на Руси было обычаем поддерживать в домашнем очаге неугасимое пламя. Это, по древнему верованию, оберегало дом от всякой беды и даже обеспечивало семье мирную счастливую жизнь. В огне видели силу, отгонявшую от жилища всякую нечисть.

  • Место приготовления пищи – в печи пекли хлеб, варили щи и кашу.

  • Спальня – русская печь устроена таким образом, что на ней было место для постели, где спали старики и дети.

  • Лечебница – в русском доме печь считалась целительницей: перед её раскалённым устьем ставили страдающих нервными болезнями; о край печи заставляли тереться шеей больных горлом; в печи готовили целебный отвар из трав; при простуде укладывались на печку, чтобы пропотеть, «выжарить» недуг.

  • Мыльня – специальное устройство в печи – горнило – позволяло мыть детей.

  • Место досуга – вечером вся семья собиралась у тёплой печи, у огня. Рассказывали сказки, пели песни, выполняли мелкую работу (пряли, шили, штопали, плели лапти).
Традиции и обряды, связанные с русской печкой.

  • Вокруг очага собирались в былую пору сородичи для обсуждения важных семейных проблем, общения, празднования.

  • Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого. (Только это могло сохранить родственные связи.)

  • Если огонь в чьём-нибудь очаге погасал, это сулило всякие беды, было предвестником вымирания семьи.

  • Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.

  • Перед пылающим очагом произносились заговоры.

  • По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.

  • К печи прикладывали только что появившихся на свет телят.

  1. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.



  1. Практическая работа.

Изготовление из солёного теста панно к русским народным сказкам.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе кистью, стеками, ножницами.

  2. Подведение итогов.

  • Что нового узнали о печке.

  • Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.
Литература

  1. Конспекты уроков по народной культуре. 2 кл. пособие для учителя/ (О.В. Фликова и др.). – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 104с. – (Конспекты уроков).

  2. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. ил.

Исследовательский проект Обращение в русских народных сказках

Русская печка в русских народных сказках

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

Вера Орлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

занятия по ознакомлению с окружающим

Цель. Продолжать знакомить с жилищем русского человека. разъяснить понятие «горница » .

Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено).

Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Словарь. поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

— чтение и рассказывание русских народных сказок. инсценирование;

— разучивание загадок, пословиц, поговорок;

— слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

— рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

Проводились дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Мир вашему дому, хозяюшка.

Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком» .

Вот что значит «сядем рядком» — я понимаю, а вот что означает«поговорим ладком» ?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу. это выражение означает. не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница » ). Обведите взглядом горницу и скажите. что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем. почему самая главная? — греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата-не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделялпечь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» — везе Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» — пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» — хлеб; «Маша и медведь» — пирожки; «Репка» — репа; «Лиса и журавль» — окррошка, каша. Главной пищей были — щи да каша. Так и говорили. «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

«Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг .

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает».

А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .

Чего сидим? Что ждем?

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

Чтоб порадовать гостей.

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.

(Дети находят и показывают) .

А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова«колыбать». что значит «качать» .

А сейчас взглянем на стол №5. Там –

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар) .

Самовары были разного размера, разной формы. круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги

Речевая игра «Дополни предложения

В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Дидактическая игра « Угадай сказку.» Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок»). Слайд 12. « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» ( «Царевна — лягушка») Слайд 13. « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» ( « Сивка — бурка») Слайд 14. « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») Слайд 15. « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!». А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») Слайд 16. « Бежала девочка, бежала: видит — стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси — лебеди») Слайд 17.

Слайд 25 из презентации «Русская печка всему дому кормилица»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Русская печка всему дому кормилица.pptx» можно в zip-архиве размером 3111 КБ.

Без темы

краткое содержание других презентаций

«Проблемы современного общества» — Подведем итоГ. Питекантроп. 1. Кто был первый на схеме развития человека? Основным занятием мужчин была охота. Первобытная обезьяна. 1.Первобытная обезьяна. 2.Питекантроп. 3. Кроманьонец – человек современного вида. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей. Роботизированные производства, гигантские супермаркеты и т.д. – таковы признаки современного общества.

«Положение человека в обществе» — Место, которое человек занимает в социальной структуре. Положение человека в обществе. Социальная роль. Изучение нового материала. Весь мир – театр. Ключевые понятия. Социальный статус и социальная роль. Доля в населении. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Наказания за убийство. Анализ таблиц. Кем является человек в обществе.

«Органы государственной власти РФ» — Прекращение пребывания в должности Президента РФ. Государственная Дума Избирается сроком на 4 года 450 депутатов. досрочная — Отставка — Отрешение от должности. предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Демократии принцип республиканской формы правления федерализма. является представительным и законодательным органом РФ.

«Политика и власть» — Родительская. Политическая власть. Политическая государственная власть власть. Роль политики в жизни общества. Задание: Запишите слова – ассоциации к слову «власть». 2. Политическая власть. Выделил политику в самостоятельную науку. Военная. Государственная власть – власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооружённую силу.

«Уроки в школе» — Подведение итогов. Картинная галерея – стр.106. Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине? ***Расскажи. Предметы гуманитарного цикла ( знания о человеке, культуре). Сравни свой ответ с мнением Н.И. Пирогова. Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Тема урока: «Профессия – ученик».

«Семейные ценности в школе» — Дружная семья. У меня есть мама. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Православная семья. Буддийская семья. Любовь. Исламская семья. Семья. Иудейская семья. Мама и папа. Улыбнись новому дню. Милосердие. Качества, которые характеризуют милосердного человека. Семейные ценности.

Всего в теме «Без темы» 1473 презентации

Источники: http://mognovse.ru/ivk-russkaya-pechka-v-russkih-narodnih-skazkah.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-v-ruskoi-gornice-podgotovitelnaja-grupa.html, http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/russkaja-pechka-vsemu-domu-kormilitsa-101491/v-russkikh-narodnykh-skazkakh-tozhe-ne-obkhoditsja-bez-pechki-25.html


Комментариев пока нет!

www.vip-ochag.ru

Советы рукодельницам