Рассказ о белом грибе (боровике) детям
В царстве грибов, как и в любом другом царстве, обязательно должен быть царь. Таким правителем у грибов по праву считается белый гриб, он же – боровик. Среди прочих грибов он заметно выделяется как размерами, так и своими питательными свойствами и вкусовыми качествами.
Белые грибы можно встретить практически в любом лесу нашей планеты, вот только почему-то в Австралии они не растут. Найти белый гриб можно в любом лесу, у любого дерева, но более всего они предпочитают соседство с елями и соснами, а также с березой или дубом. Сбор белых грибов начинается в июне и продолжается до октября. Свое звание царя грибов белый гриб оправдывает размерами. Его шляпка может иметь диаметр от семи до тридцати сантиметров, а ножка достигает высоты более двадцати сантиметров. Окрас у шляпки гриба может быть разным, в зависимости от окружающих условий – красновато-коричневый или желтый, как лимон, оранжевый или пурпурный.
Ножка у белого гриба крепкая, основательная и имеет форму бочки. Цвет ножки может быть таким же, как у шляпки, но более светлого оттенка. Вся ножка белого гриба покрыта сеточкой из светлых прожилок.
Мякоть у гриба крепкая, сочная и мясистая. Если гриб разрезать, то разрез останется белым, и не будет темнеть со временем, за что гриб и получил свое название. По поводу другого названия этого гриба – боровик, существуют разные мнения. По одной версии, название «боровик» появилось оттого, что грибы эти растут в боровых лесах. Другая версия носит мифический, сказочный характер. На Руси боровиками называли лесных духов, которые могли принимать облик грибов и заманивали людей в лесную чащу. Белый гриб, с его крупными размерами, прекрасно мог уместить в себе духа леса, боровика, и со временем второе название белого гриба стало привычным и повсеместным.
Готовят блюда из белых грибов разными способами. Их можно и варить и жарить, солить и мариновать. Из белых грибов получается вкусный соус. А в Италии их употребляют сырыми в составе различных салатов.
Полезные свойства белых грибов (боровиков)
В белых грибах много белка, вдвое больше, чем в мясе, и втрое больше чем в рыбе. Еще в них много микроэлементов и аминокислот. Белые грибы хорошо стимулируют пищеварение и способствуют усилению аппетита. Есть также мнение, что белые грибы обладают свойством предотвращать злокачественные образования.
Автор текста: Лев Поясникин
detskiychas.ru
Сказка про грибы для детей «Куда спрятались грибы?»
12 Декабрь 2017 ditim Главная страница » Бабушкин архив Просмотров: 609Сказка повествует о грибах, которые собрались в лесу на веселый праздник. А потом, испугавшись грибников, разбежались грибы кто-куда. Да так и растут до сих пор — каждый под своим деревцем. Сказку интересно будет прочитать вместе с детьми дошкольного и школьного возраста.
Сказка о грибах
Однажды ранним июльским утром на лесной поляне собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было: и рыжие Лисички, и пестрые Сыроежки, и веселые Маслята; пришел благородный Боровик, даже старый Груздь решил взглянуть на веселое сборище.
— Веселей, веселей кружитесь! — кричал распорядитель, нарядный Мухомор, размахивая пестрой шляпой. — Рыжики, приглашайте Опят!
Заулыбались Опята, были они сиротами, тоненькие, бледные, длинноногие, всегда робко жались друг к другу, но вот, подхваченные Рыжиками, закружились они в танце. А Сыроежки-то, Сыроежки! Так и мелькают их розовые, зеленые и красные сарафаны. Подбоченившись, пустился в пляс важный Боровик, даже Груздь притопывал ногами так, что подпрыгивала его шляпа с бахромой на загнутых краях. Расшумелись грибы, разгулялись. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:
— Ау-у-у-у!
— У-у-у… — подхватило лесное эхо.
— Ау! — откликнулось из чащи.
— Ау! — отозвалось с другого конца леса. Как вкопанные остановились грибы: знали они, что значит это «ау».
— Спасайся кто может! — крикнул старый Груздь и первый бросился наутек, в траве спрятался.
Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился.
— Батюшки! Матушки! — в панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны.
Сироты Опята всей семьей к пеньку прижались. Те грибы, что попрятались под березами, так и стали называться Подберезовиками, а те, что под осинами, — Подосиновиками.
— Пропадите вы все пропадом, — прошептал Шампиньон и убежал из леса в луга. Чудак Трутовик с испугу на дерево залез да так и остался, прижился там.
Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады поддаст его ногой или собьет палкой.
С тех лор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы — маслята с маслятами, боровики с боровиками,
Я сама это видела и рассказала, ребята, вам, только — чур! — меня не выдавайте.
Сказка про грибы для детей из журнала «Семья и школа», 1971 год
Похожие статьи
babudacha.ru
Доклад про грибы для детей
Сообщение про грибы для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ о грибах для детей может быть дополнен интересными фактами.
Доклад про грибы
Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы.
Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.
На земле существует множество разных грибов. В настоящее время известно больше 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты.
Грибы играют достаточно большую роль в жизни человека: являются пищей (белый гриб, подосиновик, сыроежка), основой некоторых лекарств.
В природе они могут быть паразитами(гриб чага), звеньями в пищевой цепи, симбиотическим организмами(помогают деревьям собрать больше воды с помощью своей грибницы в обмен на крахмал и сахара, которые сами произвести не в состоянии) или даже лекарством (лоси лечатся от некоторых болезней поедая мухоморы)
Грибы разделяются на два вида:
- съедобные (белый гриб, рыжик настоящий, груздь настоящий; подберёзовик, подосиновик, дубовик, маслёнок, шампиньоны, сыроежки, опёнок осенний, лисичка обыкновенная и др.)
- несъедобные ( бледная поганка, мухомор, желчный гриб, др.)
В наших лесах несъедобных грибов около 30 видов. Они соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство свое показывают не сразу, а через несколько часов после приема в пищу.
Доклад про белый гриб
Белый гриб – вкусный, изумительно ароматный.
Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного.
А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет гриб в еловых, сосновых и березовых лесах.
Доклад про подберезовик
Подберезовик (березовый) — распространенный съедобный гриб, немного похож на белый. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпкиот темно-коричневого до белого. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в березовых или смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.
Доклад про сыроежки
Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Доклад про лисички
Доклад про грибы опята
Опенок осенний растет большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются они в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая, с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Доклад про шампиньон
Шампиньон обыкновенный – ценный съедобный гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет.
Шампиньон можно встретить на лугу, на пастбище, в саду, в парке. Этот гриб специально выращивают и продают в магазинах.
Доклад про маслята
Масленок — съедобные гриб, который
получил свое название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки.Доклад про груздя
Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.
Надеемся, изложенная информация о грибах помогла Вам. А свой доклад о грибах Вы можете оставлять через форму комментариев.
kratkoe.com
Тексты для чтения о грибах
Для ребят, недавно научившихся читать, полезны разные познавательные тексты. Они просты в понимании. С ними можно выполнять разные упражнения:
- на тренировку восприятия: найди, подчеркни, выпиши;
- анализ слова, предложения, текста;
- тренировку памяти: учить стихи, пересказывать текст;
- увеличивать словарный запас и прочее.
Получается такой тренажёр по чтению. Тексты могут быть о животных, растениях или как здесь, о грибах. Прочитав и выполнив задания полезно нарисовать картинки на тему «В лесу». Мало просто прочитать и показать картинки. Ребятам обязательно надо закрепить знания в деятельности. Тогда эти знания останутся в голове надолго. Ничего особенно, просто рисуйте, лепите, делайте аппликацию и прочее.
Рассказы о грибах
Белый гриб
Знаешь царя грибов? Это он. Белый гриб самый вкусный в наших лесах. У него есть другое имя – боровик. Боровики бывают разной величины. Грибники находили белые грибы размером с ведро. Весит такой гриб 10 килограммов.
Ножка у боровика толстая. Шляпка коричневая. Почему же тогда его называют белым? Потому, другие грибы темнеют при варке и сушке. А боровик не изменяет цвет.
Белые грибы растут рядом с дубами, берёзами, ёлками. На боровик очень похожи желчный гриб и дубовик. Чтобы не ошибиться, надо спросить у знающего человека. Боровики жарят, сушат, маринуют. Попался боровик – удача.
Загадка
Стоит Лукашка – белая рубашка.
А шапка надета шоколадного цвета. (Боровик)
Стихи
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Первый найден боровик.
В. Рождественский
Задания
- Найди в тексте и подчеркни слово ГРИБ.
- Сосчитай, сколько раз оно встречается в тексте.
- Найди в тексте и обведи овалом слово БОРОВИК.
- Сколько раз оно встречается в тексте?
- Какое слово встречается чаще?
- Найди и обведи квадратом вес самого большого боровика.
- Раздели длинные слова на слоги.
Ответь на вопросы
- Почему белый гриб – царь грибов в наших лесах?
- Как ещё называют белый гриб?
- Сколько весит большой боровик?
- Где любят расти белые грибы в лесу?
- Как называются двойники боровика?
- Как готовят белые грибы?
Маслёнок
Маслята так называются из-за коричневой кожицы на шляпке. Она как будто маслом смазана. Кожица легко снимается со шляпки. Маслята особенно любят сосновые леса. Грибы приятно пахнут хвоей.
Маслята растут семейками по несколько грибов. Их собирают летом и осенью. Маслят жарят и варят из них вкусный суп.
У маслёнка есть двойник. Это гриб со смешным названием ОВЕЧКА. Они отличаются. У овечки нижняя сторона шляпки кирпично-красная, а у маслёнка – жёлтенькая. Не путай эти грибы при сборе.
Загадка.
Стоит мальчонка —
Замаслена шапчонка.
Стихи о маслёнке
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок —
Гриб такой зовут маслёнок.
Е. Савельева
Задания
- Найди в тексте и подчеркни слова КОЖИЦА, ДВОЙНИК.
- Подчеркни самое короткое предложение (из 2 слов)
Ответь на вопросы
- Почему этот гриб мы называем МАСЛЁНОК?
- Какие леса больше любят маслята?
- В какое время года собирают маслят?
- Как называется гриб, похожий на маслёнка?
Сыроежка
Сыроежки – разноцветные сестрички. Они растут в любом лесу. Кожица на шляпках сыроежек разного цвета. Самые вкусные сыроежки с зелёными шляпками. Говорят, что их можно есть сырыми. Но этого не надо делать – опасно. Можно отравиться. Сыроежки варят, жарят и солят. Сыроежки запасают на зиму белки.
Загадки.
Мы – сестрички-лесовички,
Платья сшили к лету
Разные по цвету:
У каждой сестрички
Свой вкус и привычки. (Сыроежки)
У лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это (сыроежки).
Задания
- Подчеркни все слова СЫРОЕЖКИ.
- Подчеркни самое короткое предложение.
- Раздели все длинные слова на слоги.
Ответь на вопросы
- Какие сыроежки самые вкусные?
- Можно людям есть сыроежки сырыми?
- Кто в лесу запасает сыроежки на зиму?
Подосиновик
Подосиновик – сосед берёзы, осинки, ёлки. За рыжую шляпку его зовут красноголовик. Этот гриб растёт в лесу, тундре рядом с молодыми деревцами.
Подосиновик годится в пищу. Ядовитых грибов, похожих на него нет. Только собирать надо молодые грибочки. Старые подосиновики в пищу не годятся. В них накопился яд.
Загадки
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (Подосиновик).
– Под деревом, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик,
На нем серый кафтанчик, красная шапочка. (Подосиновик)
Схоронился паренек
За осиновый пенек.
Только шляпка грибника —
Как маяк для моряка. (Подосиновик)
Стихи о подосиновике
– Подосиновик, смотри! —
Показал я сыну. —
В красных шляпках целых три —
Ну-ка, марш в корзину!
Ю. Чичев
Задание
- Найди в тексте и подчеркни слово КРАСНОГОЛОВИК.
- Раздели его на слоги.
Ответь на вопросы
- Почему гриб называется ПОДОСИНОВИК?
- Какие подосиновики нельзя собирать и есть?
Лисичка
Рыжие сестрички-лисички похожи на перевёрнутые зонтики. Лисички растут с лета до конца осени. Собирай – не ленись. Лисички – грибное лекарство. Ешь лисички – глаза болеть не будут. Их жарят со сметаной.
Стихи о лисичках
Заплела трава косички,
А под ней сидят лисички —
Ароматные грибы —
Хоть лопатою греби!
Сколько шляпок золотых
Под травой замечено!
Мы в пакет собрали их —
Будем жарить вечером.
Ю. Чичев.
Очень дружные сестрички —
Золотистые лисички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Г. Новицкая
Загадки
На полянке у ручья
Выросли сестрички, рыжие… (лисички).
Я был в лесу,
Поймал лису,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.
(Лисички)
Ответь на вопросы
- Почему грибы называются ЛИСИЧКИ?
- На какой предмет похожи лисички?
Читайте, повышайте технику чтения и понимание текстов. Сайт Нестандартные дети желает успехов.
mama-pomogi.ru
Расскажите детям о грибах — Расскажите детям о грибах
- Подробности
- Категория: Узнай-ка!
Страница 1 из 4
Расскажите детям о грибах
БЕЛЫЙ ГРИБ
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден боровик.
В. Рождественский
По вкусовым качествам и пищевой ценности съедобные грибы принято делить на четыре группы. К первой – относятся белые грибы, рыжики и грузди настоящие. Ко второй – подберезовики, подосиновики, маслята, шампиньоны, волнушки. К третьей – черные грузди, моховики, лисички, сморчки, осенние опята. К четвертой – грибы-зонтики, ломкие виды сыроежек, летние опята, вешенки, говорушки.
Такое деление условно, у каждого грибника есть свои пристрастия. Отличаются и вкусы у разных народов. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые народности предпочитают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными и не собирают.
Самым высококачественным из всех грибов по праву называют белый гриб, или боровик. Многие грибники только тогда считают свой поход в лес успешным, если в их корзине окажется хотя бы один белый гриб.
Белым этот гриб называют потому, что в отличие от других трубчатых грибов его мякоть на изломе не меняет цвет и остается белой и после варки, и после сушки. Шляпка у белого гриба выпуклая, может достигать 25 см в диаметре, ее окраска варьируется от беловатого до темного бурого, в зависимости от того, в каком лесу гриб вырос. Нижняя поверхность шляпки – губчатая, с хорошо выраженными трубочками, сначала белая, с возрастом желтеет.
Ножка у белого гриба толстая, иногда до 10 см толщиной и около 17 см длиной. У молодых грибов ножка клубневидная, у зрелых – цилиндрическая, со светлым сетчатым рисунком в верхней части. Масса плодового тела может достигать 10 кг.
Белый гриб встречается в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Он чаще всего соседствует с елью, березой, дубом. Белые грибы очень питательны. Бытует даже поговорка: «Боровой гриб лучше любого мяса». В пищу гриб употребляют в жареном, сушеном, маринованном виде. В народной медицине используют вытяжку из белого гриба. У белого гриба имеются двойники: желчный гриб и дубовик.
ЗАГАДКА
Стоит Лукашка – белая рубашка.
А шапка надета шоколадного цвета.
(Белый гриб)
ГРУЗДЬ
Назвался груздем —
Полезай в кузов!
К роду млечников (грибов, содержащих млечный сок) относятся грузди: настоящий, черный, желтый, золотисто-желтый, перечный. У груздя настоящего шляпка слизистая, вначале белая, затем слегка желтоватая со слабоконцентрическими полосами и волнисто-мохнатым краем. Пластинки нисходящие, частые, белые и розоватые.
Там под лапником колючим
Ищем мы грибных чудес.
Черных груздей взгляд дремучий
Завораживает лес.
Л. Глазков
Мякоть груздя белая, плотная, с приятным фруктовым запахом. Млечный сок белый, на воздухе желтеет. Очень горький. Встречаются грузди в березовых и смешанных лесах. В пищу их лучше употреблять в соленом виде. На Руси грузди солили бочками, эти грибы считались лучшими для засола. А по сибирскому способу грузди солили не отдельно, а вместе с другими грибами из рода млечников – волнушками и рыжиками.
В еловых и елово-пихтовых лесах встречается груздь желтый. С августа в березовых лесах можно собирать черные грузди. В народе его прозвали чернушкой. Это гигант среди других груздей – шляпка может достигать 20 см в диаметре. Цвет ее очень темный, почти черный – зеленовато-бурый. В народе говорят: «С виду черен, внутри вкусен».Есть еще грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь соленый – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдем скорее!
Е. Долгих
Названия груздей дубового и осинового говорят сами за себя – они растут в дубравах и осинниках. А вот мякоть груздя перечного настолько едкая, что в сушеном и растолченном виде его вполне можно использовать вместо приправы к блюдам.
В груздях много антиоксидантов, витаминов D и В12, они помогают при туберкулезе и почечнокаменной болезни.
ЗАГАДКА
Во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
(Груздь)
ЛИСИЧКА
Очень дружные сестрички —
Золотистые лисички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Г. Новицкая
Плодовые тела лисичек имеют шляпку в виде воронки, постепенно переходящую в ножку. По форме лисички напоминают желтые перевернутые зонтики.
В хвойных, березовых и смешанных лесах Северного полушария можно встретить около 100 видов этого гриба. Растут они с середины лета до поздней осени.Наиболее известна среди них лисичка настоящая. Ее отличительные признаки: ярко-желтый цвет всего плодового тела, волнисто-лопастной край шляпки и разветвленные пластинки-складочки на нижней стороне шляпки. Мякоть беловато-желтая и упругая. Она почти никогда не повреждается личинками, потому что в лисичках содержатся вещества, которые разрушают капсулы яиц различных насекомых и червей. Ножка цилиндрическая – длиной до 7 см.
Лисички растут большими группами в смешанных и хвойных лесах. Они богаты микроэлементами, особенно медью и цинком. В лисичках много витаминов А, В, PP.
Заплела трава косички,
А под ней сидят лисички —
Ароматные грибы —
Хоть лопатою греби!
Сколько шляпок золотых
Под травой замечено!
Мы в пакет собрали их —
Будем жарить вечером.
Ю. Чичев
С давних пор настойки из этих грибов применяют в народной медицине. Лисички полезно есть людям, страдающим болезнями глаз или «куриной слепотой». Лечат лисичками и такие опасные болезни, как фурункулез, ангину, гепатит С и туберкулез. Но для того, чтобы грибное лекарство принесло как можно больше пользы, лисички нужно правильно приготовить.
ЗАГАДКИ
На полянке у ручья
Выросли сестрички, рыжие… (лисички).
Рыжие ушки
С лисьей макушки —
В травке лежат
Двое малых ежат.
(Лисички)
Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.
(Лисички)
www.planetaskazok.ru
Сказка Грибы читать
Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.
В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.
К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.
– Поесть бы, – захныкала Косичка.
Иван начал живот чесать.
– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.
Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:
– А может, грибу больно, если его есть?
Иван стал думать. И спрашивает:
– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?
Отвечает боровик хрипучим голосом:
– Больно.
Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:
– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?
– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.
Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.
– Больно, больно, больно – пищат грибы.
А груздь мокрый даже губами зашлепал:
– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…
– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.
А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:
– Миленький гриб, можно тебя съесть?
– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.
Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:
– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?
С Мухомора только мука летит.
– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.
– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.
– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.
И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.
Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.
А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:
– Ешь, барабанщик!
deti-online.com
урок чтения 2 класс «По грибы»
Пересказ Я. Тайц «По грибы»
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, чтение, двигательная.
Цель: Закрепить умение строить связное монологическое высказывание.
Задачи:
Познавательные:
— Знакомить с новым художественным произведением;
— Развивать умение связно пересказывать литературный текст;
— Формировать умение пользоваться условными обозначениями частей текста;
— Уточнить знания о структуре текста: начало, середина и конец;
— Закрепить знания о частях слова, проверить знания гласных и согласных звуков;
— Дифференцировать звуки С и Ш;
— Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями героев;
Воспитывающие:
— Прививать интерес к художественной литературе;
— Воспитывать умение оценивать поступки героев;
-Воспитывать гордость и уважение к писателям.
Развивающие:
— Развивать представления о разнообразии грибов, возникновении их названий;
— Развивать познавательные процессы;
— Развивать умение осознанно понимать эмоциональное состояние других;
— Развивать мелкую моторику.
Здоровьесберегабщие:
— Использовать здоровьесберегающие элементы;
— Следить за выполнением санитарно-гигиенических навыков.
Планируемые результаты:
— Проявляет интерес к художественному произведению, проявляет активность при пересказе, принимает участие в игре, проявляет эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, активно отвечает на вопросы воспитателя, активно выполняет задание.
Материалы и оборудование:
«Хрестоматия для дошкольников», Игрушки двух гномиков, прямоугольник – пазлы, предметные картинки, фланелеграф, две сумочки.
Организационный момент:
учитель: Ребята, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большего.)В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.) За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем. И братишке отнесем.
Основная часть:
учитель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие грибы мы можем найти в лесу.(подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор)
Ответы детей.
учитель: Скажите, почему у грибов такое название Подберёзовик (потому что растёт под берёзой), Подосиновик (потому что растёт под осиной) и т.д.
Ответы детей.
учитель обращается к детям со средним и низким уровнем развития речи:
— Ксюша, где растёт подберёзовик?
— Кирюша, какой гриб боятся мухи?
учитель: Мы с вами читали много стихов, рассказов про осень, осенний лес. Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением. Называется оно «По грибы», написал Яков Тайц.
Послушайте, пожалуйста.
учитель читает произведение.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: — Ну–ка, кто больше наберет! Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:- Бабушка, давай меняться лукошками!- Давай! Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
После прочтения текста воспитатель задаёт вопросы по тексту:
— Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом? – Куда пошли Надя с бабушкой?- Зачем они пошли в лес?- Что сказал дедушка, провожая их в лес?- Что они делали в лесу?- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? — Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?- Что сказал дедушка, когда они вернулись?- Что сказала Надя?
учитель просит повторить последние слова текста, обращая внимание на силу голоса, интонацию.
учитель читает произведение ещё раз.
учитель: А сейчас вы попробуете сами пересказать произведение. Помогать нам будут пазлы, составив которые вы получите целый прямоугольник. Синяя его часть – это начало рассказа, жёлтая часть – это середина, красная часть – конец.
Выходит первый ребёнок, рассказывает начало, ставит на фланелеграф синюю часть прямоугольника. Второй, рассказывая середину, ставит жёлтую часть, соединяя с синей. Третий заканчивает рассказ, присоединяет красную часть прямоугольника.
учттель: Ребята, понравился вам пересказ ваших товарищей.
Может кто-нибудь ещё хочет пересказать?
По желанию дети рассказывают ещё раз, используя пазлы.
При составлении рассказа детьми низкого и среднего уровня воспитатель помогает наводящими вопросами.
Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(Дети шагают на месте)
Белочки скакали, Рыжики срывали.
(прыгают)
Лисичка бежала, Лисички собирала.
(лёгкий бег на месте)
Скакали зайчатки, Искали опятки.
(прыгают)
Медведь проходил, Мухомор раздавил.
(идут на месте вразвалку)
учитель: Сегодня у нас в гостях маленькие гномики. У них дома всё маленькое и называется всё ласково.
Игра
учитель: Давайте с вами представим, как будут звучать дома у гномиков следующие слова:
Гриб – грибок – грибочек
Лист – листок – листочек
Дуб – дубок – дубочек
Туча- тучка
Дождь – дождик
учитель: Этих гномиков зовут Шустрик и Соник. Шустрик весёлый, радостный, всегда улыбается, всё успевает. А Соник грустный, расстроенный, ни чего у него не ладиться, везде он опаздывает.
Игра
учттель: Помогите ребята рассказать, что делают Шустрик и Соник.
Шустрик уже одет, а Соник только (одевается).
Шустрик заправил кровать, а Соник только (заправляет).
Умылся – умывается.
Почистил зубы – чистит.
Позавтракал – завтракает.
Пришел в детский сад – еще идет.
Позавтракал – завтракает.
Нарисовал – рисует.
Оделся – одевается.
учитель: Скажите, что нужно сделать Сонику, чтоб везде успевать и быть в хорошем настроении. (Ответы детей)
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
(руки вперёд, сгибаем в локтях к себе)
Закачалось деревцо.
(руки вверх, раскачиваем)
Ветерок всё тише, тише
(руки в стороны)
Деревцо всё ниже, ниже
(опуская руки приседаем)
учитель: Шустрик вам принёс загадку, отгадайте её.
Нахмуриться, насупиться,В слезы ударится -Ничего не останется. (туча)
Ответы детей.
учитель: Сколько гласных звуков в слове ТУЧА. (два) Значит и слогов два. Какой первый? Какой второй?
Давайте составим предложения со словом ТУЧА.
Детей с низким уровнем развития речи воспитатель просит повторить предложения, составленные детьми.
— Аня, повтори предложение, которое составила Даша.
— Алёша, что сказал про тучу Дима.
Игра
учитель: Сейчас наши ребята будут словами.
Два ребёнка встают рядом, воспитатель называет слова, которые они обозначают. (Туча хмурится) Все закрывают глаза, дети – слова меняются местами, остальные ребята открывают глаза и «читают» предложение.
учитель: Давайте добавим слово. Что это может быть за слово? (большая, тёмная, чёрная, грозовая)
Ребёнок, выбранный третьим словом, присоединяется к первым двум в произвольном порядке. Дети «читают» предложение.
учитель: Наши гости собрались домой. Давайте на прощанье подарим им подарки
Игра
учитель: В сумку Шустрика положите картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук Ш, в сумку Сонику картинки, на которых предметы, в названии которых есть звук С.
Дети выполняют задание.
Рефлексия:
учитель: Ребята, напомните мне, с каким произведением мы с вами познакомились (По грибы). Ответы детей.
А вы хотите ещё услышать произведения этого автора? (Ответы детей)
infourok.ru