Доклад Детство Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин был родом из Москвы. Родился он в 1799 году, 26 мая. Его семья принадлежала к дворянскому роду. Его прадедом был африканец Абрам Петрович Ганнибал – воспитанник Петра Первого. «Арап Петра Великого» как называли его. Отец Александра Сергеевича был талантливым, интересным человеком, любил общество. Воспитание детей он доверил жене – Надежде Осиповне. Это была очень красивая женщина, внучка Ганнибалла. Она больше любила младшего сына – Льва. Старшим не досталось ее внимания. Александр был неуклюжим полноватым ребенком, часто терял вещи и его мать это раздражало.

Александр воспитывался больше своей бабушкой Марией Алексеевной. Каждое лето он проводил в ее имении – селе Захарово. Здесь он впитывал всей душой ее рассказы о старине, о своем знаменитом предке, о русских людях. Бабушка его была начитанной и образованной женщиной, рассказывала много и интересно.

Вторым светлым лучиком была его няня – Арина Родионовна. Она знала множество народных сказок, пословиц, поговорок. Юный Александр с восторгом слушал все ее рассказы, и впоследствии в стихотворениях упоминал со светлым чувством свою няню. Ее сказки повлияли на творчество Александра Сергеевича.

В семье говорили в основном на французском языке. Детей учили гувернеры, но долго они не задерживались. В доме было много книг на французском, и юный поэт много читает. Его любимым писателем в то время становится Мольер. В семь лет Пушкин пишет первое свое произведение в подражание Мольеру, читает его свое сестре, но та высмеивает его.

Большую роль в становлении поэта сыграли гости. Посещавшие их дом, среди которых было немало знаменитых писателей и поэтов – Василий Жуковский, Константин Батюшков, Николай Карамзин. Александр жадно впитывал все их разговоры, декламации и в его душе оставалось все необычайное и светлое, исходившее от этих великих литераторов.

Так в сознании поэта объединяются мотивы исконно русского фольклора и новейшие идеи французского просвещения.

В 11 лет он поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинает раскрываться его талант. Первое его стихотворение «Роза», написанное в лицее находит признание и одноклассников, и учителей.

Вариант №2

Семейство Пушкиных насчитывало 3 детей. Родители великого поэта были аристократического происхождения. Матушка, Надежда Осиповна состояла в родстве с арапом Петра I Ганнибалом. Красивая женщина в основном все свое время посвящала развлечениям, домашние же дела ее мало волновали. Сергей Львович,  папа Саши, был помещиком со средним достатком, однако его отличала образованность и глубокий ум.  Он прекрасно знал многих русских писателей, и немного сам занимался сочинительством.

 Частыми гостями в их доме были Карамзин, начинающий поэт Жуковский. Так как дядя Александра в то время славился известным поэтом, то и тяга к литературному творчеству поглотила всех членов семьи Пушкиных. Жизнь в их доме протекала весело и открыто. Всеми делами заправляла бабушка Мария Алексеевна. Саша по своей натуре был довольно таки нерасторопным и нелюдимым мальчиком. Но его симпатичные кудряшки и живые глаза привлекали окружающих. Обычно, когда над ним смеялись  за его неуклюжесть, он сильно обижался и весь вечер ни с кем больше не общался.  Любви Пушкин от родителей особо не получал, однако бабушка проявила по отношению к внуку все свои чувства. Ее волновал неровный характер мальчика. Хоть он был умен не по годам, однако прилежания в учебе особо не проявлял. Александр был привязан к Марии Алексеевне, обучался у нее русской грамоте, и с особым упоением слушал ее рассказы о своем прадедушке. Присматривала за детьми крепостная пожилая женщина Арина Родионовна, которую Пушкин полюбил за ее мастерство рассказывать русские народные сказки и песни.  О ней потом поэт ласково и проницательно напишет в своих стихах.

В возрасте 7 лет Александр впервые приехал в деревню, где было свободно и просторно. Играя с крестьянскими детьми, он подмечал, что их жизнь и быт отличались сравнительно от господской. Дома были маленькие и грязные, а одежда потрепанная. Однако это ему не помешало с ними общаться. Он подмечал все тонкости их жизни и описал все это в своих произведениях. Приехав зимой в Москву, за маленьким барином присматривал крепостной Никита  Козлов, который умел хорошо читать и даже сочинял стихи.  Вместе с Пушкиным они прогуливались по столице. Иногда они заходили в Кремль, видели тюрьму и знаменитую яму, куда помещали людей, не оплативших долгов.  Пушкин с дядькой даже взбирался на колокольню Ивана Великого.

Будущего поэта обучали различные гувернеры, в основном они были иностранцами. Однако хороших знаний ему особо не дали. Единственным преимуществом было то, что Александр к 7 годам хорошо владел французским языком и прекрасно читал. В 10 лет он создал свою первую поэму «Толиада», однако гувернер не воспринял его труд всерьез и высмеял произведение, на что Саша был сильно обижен. Вскоре счастливая детская пора закончилась, и мальчика отдали учиться в Лицей в царском селе.  Но,  все его переживания и счастливые моменты будущий поэт отразил в своих гениальных работах.

3, 4, 5, 6, 8, 9 класс, кратко

Детство Пушкина

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение Компьютерная мышь 5, 7, 8 класс кратко

    Компьютерная мышь — это устройство, которое преобразует механическое движение в управляющий сигнал. Пользователь перемещает мышь по плоской поверхности, а курсор повторяет эти движения на экране компьютера.

  • Доклад на тему Антарктида сообщение

    Географическое расположение территории Антарктиды описывалось задолго до ее научного подтверждения как материка. Всемирно известные морепроходцы М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен, совершив очередную экспедицию,

  • Доклад Мифы Древней Греции 3, 4, 5, 6, 10 класс сообщение

    Чтобы понять себя, свои культуру и традиции, надо знать своё прошлое. Чтобы ощутить и прочувствовать прошлое, стоит проникнуться тем, как жили наши предки и что их интересовало. Народ изливал свои страхи и горести в творчестве.

more-dokladov.ru

Биография Пушкина. Краткое содержание главных событий :: SYL.ru

Сколько бы еще ни прошло лет, хоть еще одна тысяча, но А. С. Пушкин навсегда останется для всего человечества непревзойденным мастером художественного слова и поэзии. «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» – именно так он о себе однажды и воскликнет. Да, он всех обставил и поистине стал великим.

Александр Пушкин: биография. Краткое содержание основных событий

И совсем неудивительно, что никто не может оставаться равнодушным к его творчеству. Всегда неподдельный интерес вызывала биография Пушкина, краткое содержание которой обладает очень интересными фактами. А именно его прадед, Абрам Петрович Ганнибал, был когда-то арапом Петра Великого, который его, собственно, сам и воспитал, дав ему великолепное образование и возможность командовать русской армией в должности генерала.

Известно также, что А. С. Пушкин – отпрыск старинного дворянского рода еще с самих времен Иоанна Грозного. Правда, род этот уже ко времени рождения поэта был обнищавшим.

Отцом писателя был Сергей Львович Пушкин. Будучи отставным майором, он женился на Надежде Осиповне Ганнибал, которая была намного младше своего мужа. Вдобавок к мезальянсу она была дальней родственницей (внучатой племянницей) своему мужу. В 1796 году они обвенчались, и в семье появилось восемь детей, но пять из них умерли еще в раннем детстве. Остались только трое: Ольга, Александр и Лев.

Биография Пушкина. Детство: краткое содержание

В 1799 году 6 июня (26 мая по старому) в семье Пушкиных родился мальчик, которого было решено назвать Александром. Отсюда и начинает развитие биография Пушкина. Краткое содержание повествует о том, что на то время семья жила в Москве.

В детстве будущий гений рос очень непоседливым и шаловливым, но не по годам умным и обаятельным ребенком, которого очень любила его родная бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Пушкин очень часто гостил у нее в имении Захарово. Именно она самая первая стала учить его грамоте.

Вторым большим другом будущего поэта стала его няня Арина Родионовна, привившая ему любовь к народному фольклору. Именно ей он посвятил одно из лучших своих лирических произведений, которое многие из нас знают наизусть: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Юность

Когда Пушкину исполнилось девять лет, он уже был хорошо знаком с библиотекой отца и к тому времени сильно увлекался творчеством таких известных мировых писателей, как Вольтер, Гомер, Плутарх и т.д. А под вдохновением творчества Мольера он написал стихотворение на французском языке, это были его первые шаги на пути большого творческого пути.

Дальше еще увлекательнее становится биография Пушкина, краткое содержание ее продолжается тем, что в 1811 году Пушкин едет учиться в Царскосельский лицей, это было очень престижное заведение для дворянской молодежи. В это время у Пушкина формируются свои политические убеждения и взгляды. Он молод, восторжен и преисполнен радости жизни. Поэт начинает много писать. Язык его оригинален, манера изложения весьма проста. Из-под его пера вышло около 130 стихов, среди них «К другу-стихотворцу», «Желание», «Окно» и т.д.

Державин

В лицее Пушкина принимают в литературный кружок «Арзамас», потом его произведения начинают печатать в журнале «Русский музеум». Очень важную встречу с Державиным описывает биография Пушкина, краткое содержание повествует о том, что сам учитель не смог устоять перед талантливым лицеистом, который очень браво и смело читал на экзамене свое собственное стихотворение. Сразу стоит упомянуть тот факт, что многие лицеисты в 1825 году принимали участие в восстании на Сенатской площади в Петербурге.

После выпуска из лицея набирает новый оборот биография АС. Пушкина, краткое содержание указывает на его самостоятельную жизнь.

Новая жизнь

С 1817 по 1820 год Пушкин живет уже в Петербурге и служит в Государственной коллегии по иностранным делам. Он полон патриотизма, у него формируются либеральные взгляды, появляется вольнодумство, за это он чуть не попадет на каторгу. В это время он пишет оду «Вольность», стих «К Чаадаеву» и т.д. Его захлестывает популярность. Дальше он едет служить на Кавказ, в так называемую Южную ссылку, с 1820 по 1822 год. Там он работает над такими произведениями, как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

Потом отмечается то, что поэт каким-то таинственным образом был связан с масонством. За это царь Александр отправляет его в ссылку в Михайловское – его родовое имение. Наверное, после лицеистского периода это время стало для него самым спокойным и благоприятным для его творчества, о чем, собственно, и говорит биография Пушкина (краткое содержание). Фотографии села Михайловского, что на Псковщине, буквально поражают красотой и живописностью. Это был для поэта поистине «приют сияньем муз одетый…»

Дуэль

Потом Пушкин встречает совсем еще юную Наталью Гончарову и до смерти влюбляется в нее. После долгих ухаживаний он все же добивается ее сердца. В 1831 году происходит венчание. Она дарит поэту троих детей. Но их семейному счастью долго продлиться было не суждено. Именно из-за флирта Дантеса с Натали на балах у Пушкина начинаются проблемы, и он был вынужден вызвать Дантеса на дуэль. Дуэль случилась 27 января 1837 года. В итоге поэт получил смертельную рану и в тяжелых муках скончался. Его похоронили 6 февраля в 1937 году на кладбище Святогорского Успенского монастыря в 5 км от Михайловского.

В это время убитый таким горем Лермонтов напишет: «Погиб Поэт! – невольник чести. Пал оклеветанный молвой…»

www.syl.ru

Детство А.С. Пушкина: Эссе

Детство А.С. Пушкина

Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны (урождённой Ганнибал). Кроме него в семье были старшая сестра Ольга и три младших брата.

Далеко не всё в детстве Пушкина было идиллическим. Сложными были его отношения с матерью. Она отличалась вспыльчивостью и эксцентричностью, часто раздражалась по пустякам. Надежда Осиповна и к детям относилась неодинаково. Её любимцами были младшие, особенно Лев, а к старшим она была холодна. Малолетнему Саше мать любила придумывать особые наказания: например, в течение целого года она не разговаривала с мальчиком, потому что была раздражена его неуклюжестью, рассеянностью и неизящной внешностью. (1)

Взаимоотношения с матерью у Пушкина были сложные, а вот с бабушкой наоборот, очень нежные. Была у него и добрая, любящая няня Арина Родионовна.

Бабушка и няня спешили утешить и приласкать мальчика, рассказывали ему сказки.

Арина Родионовна была настолько предана Пушкину, что даже отказалась от вольной, которую предлагали ей хозяева. Она до конца жизни жила с ними. Пушкин часто упоминал няню в своих стихах, многие образы в его произведениях списаны именно с неё.

Очень любил Сашу и его дядька, крепостной крестьянин Никита Тимофеевич Козлов: он рассказывал маленькому Пушкину сказки, гулял с ним, показывал ему Москву: Кремль, Красную площадь. Он был добрым и заботливым. Пушкин уважал и любил его.

Говоря о детстве Александра Сергеевича, необходимо сказать о его семье.

Она была литературной. И не просто литературной, но поэтической. «Три Пушкина в Москве, и все они – поэты», – писал Батюшков. Это Сергей Львович Пушкин, его брат Василий Львович и их родственник Алексей Михайлович. При этом французские стихи Сергея Львовича не печатались, но входили в быт и жили в самой атмосфере этой семьи. (3)

Семья Пушкиных была образованной и владела прекрасной библиотекой. Важно также и то, что эта семья оказалась не только литературной, но и приобщённой к самым верхам литературы.

При детстве и отрочестве Пушкина стояли и Батюшков, и Жуковский, и Дмитриев, и сам Карамзин. Таким образом, будущий глава русской литературы с самого раннего возраста и потому, может быть, особенно насыщенно и органично питался личными впечатлениями от своих литературных предшественников – подобного дара детства потом уже не получит ни один из русских поэтов и писателей. (3)

«В самом младенчестве, – засвидетельствовал отец поэта, – он показал большое уважение к писателям. Не имея шести лет, он уже понимал, что Николай Михайлович Карамзин – не то, что другие. Одним вечером Николай Михайлович был у меня, сидел долго, – во всё время Александр, сидя против него, вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз. Ему был шестой год». (3)

По воспоминаниям М.Н. Макарова, один учёный француз Жиле сказал ему о маленьком Пушкине: «Чудное дитя! Как он рано всё начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребёнок жил и жил; вы увидите, что из него будет». (2)

На формирование личности маленького Пушкина оказала большое влияние атмосфера семьи, в которой он рос. Он был окружён любовью и вниманием со стороны бабушки, няни, дядьки Никиты Козлова. Бабушка и няня открыли ему богатство и красоту родного языка. Огромное влияние на будущего поэта оказало и то, что семья, в которой он воспитывался, была литературной, поэтической.

Таким, образом, можно сказать, что маленький Пушкин развивался в семье под воздействием двух начал, казалось бы, противоположных, но на самом деле между собой взаимосвязанных.

Одно из этих начал – это литературная, поэтическая атмосфера, его окружавшая. При этом литературная стихия тогда была французской. На французском писали стихи и письма, на французском читали книги, по-французски говорили в семье и в «классе». Да и гувернёрами у маленького Саши были образованные французы, сначала Монфор, потом Русло.

В детстве Пушкин упивается не только французской литературой, а именно французским языком, на котором пишутся и первые стихи. В Лицее он получит кличку Француз. «Воспитание, – писал А.В. Дружинин, – полученное Александром Сергеевичем в доме родительском, при всей его французской односторонности, имело свои хорошие стороны. <…> Разбирая влияние домашнего воспитания на талант Пушкина, мы всё-таки признаём его полезность. Оно… сообщило его уму ту остроумную гибкость, без которой поэту невозможно творить на языке, ещё не вполне установившемся, каков был русский язык в эпоху деятельности Пушкина». В деле практического усвоения законов русского языка очень важно, что Пушкину, как писал тот же Дружинин, «законы французского языка, столь определённого, сжатого, обработанного и в совершенстве развивающего умственную гибкость пишущего, были… знакомы до тонкости». (3)

В отцовском доме Пушкиным будет освоена и французская литература, прежде всего в лице французских писателей-классиков XYII – XYIII веков. Во французских же переводах предстанут древние: и с девяти лет читавшиеся «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, и «Илиада», и «Одиссея». Не слишком много занимавшиеся детьми родители, во всяком случае, горячо поощряли и развивали в них, по воспоминаниям сестры поэта, страсть к чтению, сами читали им вслух занимательные книги, а особо любимого им Мольера отец даже и разыгрывал перед сыном: великого французского комедиографа Сергей Львович почти всего знал наизусть. Не случайно, конечно, что и первые творческие попытки будущего поэта были сделаны на французском языке, при этом в Пушкине-ребёнке комедиограф едва ли не предшествовал поэту. «…Любимым его упражнением, – вспоминает сестра, – сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд». (3)
Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу. Но большого смысла это обстоятельство не имело бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа, ещё не собственно литературная, но тоже школа: русской жизни, русского языка и, соответственно, русского миросозерцания.

Учителя у Пушкина здесь с детства были великолепные. Это его бабушка по матери, Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна.

Мария Алексеевна учила внука русскому языку. С 1805 по 1810 год летом Саша жил у бабушки в подмосковном селе Захарово. Там он имел возможность увидеть, как живут простые русские люди. Пушкину очень нравилось жить в бабушкином имении, он часто будет вспоминать Захарово в своих стихах. Так, например, в стихах 1815 года он напишет:

Мне видится моё селенье,

Моё Захарово…

Общение с бабушкой оказало большое влияние на творчество Пушкина. Мария Алексеевна была дочерью Ганнибала – арапа Петра Великого, и её воспоминания о первом императоре и своём отце зародили у будущего поэта интерес к той эпохе. Роман «Арап Петра Великого» – это уникальное для того времени произведение. Пушкин провёл титанический труд, он изучил все архивные документы начала XYIII века и старался как можно точнее воспроизвести нравы и традиции того времени, превратив исторические факты в интересный роман.

Кроме бабушки огромное влияние на творчество Пушкина оказала его няня Арина Родионовна. Эта удивительная женщина сначала нянчила мать поэта, а потом и её детей. Особенно Александр Сергеевич сблизился с ней во время своей ссылки в Михайловское. Крестьянка знала бесконечное число сказок, песен, пословиц и поговорок и была сильно привязана к господским детям. Александр сказки эти записывал и сюжеты их использовал: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о Кощее» в прологе «Руслана и Людмилы», «Сказка о мёртвой царевне».

Няню поэт всегда вспоминает и пишет о ней очень трепетно, с очень большой любовью.

Именно бабушка А.С. Пушкина Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна были теми людьми, которые приобщили его к русскому языку: Пушкин изумительно и виртуозно владел и просторечием, и бытовой русской речью.

В Лицее юный Пушкин будет возвращаться к впечатлениям детских долицейских лет – домашним, русским, деревенским, сказочно-народным:

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины…

Волшебницы, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали,

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум…

Это стихотворение написано в 1816 году и называется «Сон».

Значение старинного слова «мамушка» («кормилица» буквально) в этом стихотворении вбирает и несёт всевозможные значения, когда «мамушка» – и няня, и мать, и бабушка – вообще кормилица, но уже говоря очень широко.

Недаром кто-то из исследователей и биографов Пушкина усматривает за пушкинской «мамушкой» няню Арину Родионовну, а кто-то бабушку Марию Алексеевну. Те и другие в конце концов правы, ибо дело здесь уже не столько в реалиях, стоящих за пушкинским словом, сколько в самом пушкинском слове, в пушкинском стихе, в пушкинском образе. (3)

И много позднее, уже в стихах 1822 года, то есть в романтическую пору своей жизни, поэт снова будет возвращаться к этим мотивам раннего детства, детских сновидений, как постоянно живущим и питающим его впечатлениями русской старины. Бабушка ли, Мария Алексеевна, няня ли, Арина Родионовна, поэтизировались, возвышались и сливались в образе «наперсницы волшебной старины», первой музы поэта, осенившей его раннее детство:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов, игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как лёгкий сон.

Ты отрока беспечного любила…

(«Наперсница волшебной старины…»)

Пушкина в семье хорошо подготовили к Лицею, и тогдашние лицеисты это понимали.

«Все мы, – писал один из лучших учеников Лицея Иван Пущин, – видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет) с скороспелками, которые по каким-либо обстоятельствам и раньше, и легче находят случай чему-нибудь выучиться. Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование, но нисколько не сделала его заносчивым, признак доброй почвы». (3)

Список использованной литературы

  1. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1983.
  2. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Скатов, Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества / Оформл. А. Гасникова. – Л.: Дет. лит., 1991.

Федорова Кристина Николаевна,

25 лет,

медицинский работник

inter.pskovlib.ru

О детстве А.С.Пушкина — доклад

О детстве А.С.Пушкина

26 мая на одной из окраинных 
улочек Москвы у майора Сергея 
Львовича Пушкина родился сын-Александр. 
На самом раннем портрете Пушкин 
изображен совсем маленьким ребенком 
двух-трех лет. С первого взгляда 
он кажется непохожим на известные
портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться
внимательно, можно заметить знакомые
черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые
волосы (позднее они потемнеют), большие
голубые глаза. Из рассказов бабушки: Саша
был большой увалень и дикарь, кудрявый
мальчик…со смуглым личиком, не скажу,
чтобы приглядным, но с очень живыми глазами,
из которых искры так и сыпались.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин,
отставной военный, был старинного
рода, но не богат и не слишком 
удачлив в службе и чинах. Он был,
что называется «светский человек»,
острослов, страстный любитель поэзии
«нрава пылкого и до крайности раздражительного».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна,
была внучкой знаменитого Ибрагима
Ганнибала. Она была красива, любила
выезжать, пользовалась успехом. Характер
имела самый неровный, с резкими сменами
настроений: то гневалась, да так, что не
только прислуга, но и дети и муж старались
не попадаться на глаза, то впадала в черную
меланхолию, то вдруг снова становилась
ласковой и оживленной. Любимцем матери
был младший сын Лев. Александр чаще раздражал
ее и призывался обычно после очередной
шалости на расправу. Мать раздражало
все: упрямство мальчика, его детская некрасивость,
привычка грызть ногти и, главное, его
непохожесть на других детей, его непонятная
ей сложность. Но были две женщины в доме
Пушкиных, которые дали Александру так
недостающие ему материнскую любовь и
ласку.

Няня Арина Родионовна, крепостная
крестьянка, отпущенная на волю, но не
пожелавшая уйти от «господ», вынянчившая 
их детей, а потом и внуков. К 
Арине Родионовне поэт испытывал истинное
родственное чувство, любил и уважал ее,
заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».
Долгими зимними вечерами он слушал сказки,
которых Арина Родионовна знала великое
множество и мастерски их рассказывала.
Позднее со слов няни поэт записал семь
сказок и несколько песен, Няне он посвятил
стихотворение «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена.

Бабушка Александра- Мария Алексеевна
Ганнибал. Она по свидетельству
сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума
светлого и по своему времени образованного:
говорила и писала прекрасным русским
языком»… Это она и няня спешили утешить
и приласкать мальчика, они рассказывали
ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками
и злыми колдуньями-с прекрасным миром
поэтического народного вымысла.

Ты, детскую качала колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Сильно занимали Александра рассказы
о его предках. В семье часто говорили
о Ганнибалах, о привезенном из далекой
Африки маленьком Ибрагиме, крестнике
и любимце великого Петра, о его удивительной
жизни и необыкновенных приключениях.

Не менее интересными 
оказались и Пушкины-в их древнем
роду были известные в истории бояре, воеводы,
храбрые воины. А буйностью и неукротимостью
характеров они могли поспорить с Ганнибалами:
о тех и о других рассказывали ужасные
истории. Интерес к предкам неизмеримыми
нитями соединившим его с прошлым своей
страны и народа Пушкин сохранит на всю
жизнь.

Воспитывали мальчика, как 
и всех детей его круга, французские 
гувернантки и гувернеры, жившие
в доме. Бабушка выучила его 
читать и писать по-русски; учили 
его и танцам, возили на детские 
балы. Когда мальчик подрос, его стали
учить арифметики, истории и др. Но главным
источником знаний уже и в эти детские
годы была книга. Читал Александр много
и жадно.

У Сергея Львовича бывали виднейшие 
писатели и поэты: Н.М.Карамзин, К 
Н Батюшков, В.А.Жуковский; вечера проходили
в увлекательных разговорах и шумных спорах.
Дядя  Пушкина, поэт Василий Львович читал
свои стихи и басни. Мальчик забирался
в уголок, стараясь быть как можно неприметнее,
и вслушивался в разговоры взрослых. Он
рано начал пробовать свои силы: «На восьмом
году возраста…вспоминал позднее брат
Лев Сергеевич-он сочинял на французском
языке маленькие комедии и эпиграммы на
своих учителей». В девять лет писал басни,
пьесы, даже большую поэму со сказочным
сюжетом.

«Пушкин…был родовой москвич-писал
П.А.Вяземский. Нет сомнения, что первым
зародышем дарования своего…обязан он
был окружающей его атмосфере, благоприятно,
проникнутой тогдашней московской жизнию».
Москва начала прошлого века была пестрым
и шумным городом, где причудливые боярские
хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали
с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными
садами и цветниками располагались совершенно
деревенские огороды. Зимой из своих поместий
приезжало в Москву все окрестное дворянство,
чуть не в каждом доме гремела музыка,
давались балы.

Первые «впечатления бытия»
связаны у Пушкина с Московии
прежде всего с Кремлем и Красной 
площадью, этими памятниками старины,
овеянными историческими легендами 
и сказаниями. Московский быт, яркое,
запоминающиеся просторечие московской
шпаны, картины народной жизни, диковинные
чудачества богачей, то ездивших в санях
по летней мостовой, то строивших себе
китайские дома с драконами, питали живое
воображение юного Александра. Таким видел
свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким
любил и вспоминал юношей: «…краса Москвы
стоглавой, родимой прелесть стороны».

Александру было 12 лет, когда 
родители решили определить сына в 
только что основанный Царскосельский
Лицей. Летом 1811 года в сопровождении 
дяди Василия Львовича Пушкин отправился
в Петербург. Он впервые покидал Москву.

Детство кончилось.

turboreferat.ru

Интересные факты из детства А.С. Пушкина




02.01.2016

Когда мы слышим: «Пушкин», тут же всплывают в памяти его удивительные сказки, на которых выросло много поколений ребятишек. Интересно, а что читали и рассказывали в юные годы самому Пушкину няни и гувернеры? Почему он столь тонко чувствовал русский язык, хотя сам получал образование преимущественно на французском? И вообще, каким было его детство? Перелистнем несколько страничек с интересными фактами из детских лет Пушкина и начнем с самой первой…

  1. Пушкин родился в светской семье. Его отец и мать были людьми для того времени очень образованными, отец Сергей Львович собрал у себя обширную библиотеку (главным образом, на французском языке). Маленький Саша тайно пробирался туда со свечой и поглощал книги одну за другой, включая и те, которые совсем не предназначены для детских глаз.
  2. В семье говорили преимущественно на французском языке. Гувернеры и гувернантки сменялись постоянно, Александр их даже не запоминал. А вот бабушка Мария Алексеевна, прекрасно писавшая и говорившая на русском, и няня Арина Родионовна, знавшая огромное количество сказок наизусть, сумели привить мальчику любовь к родному языку.
  3. Маленький Саша был полным и неуклюжим ребенком. Он постоянно все терял, забывал. Это очень сердило строгую, вспыльчивую мать поэта. Однажды она разгневалась на то, что ребенок все время где-то оставляет носовые платки, велела няне пришпилить платок к его курточке и заставила его так ходить целый день, даже перед гостями.
  4. Саша начал писать примерно с 6 лет. Начитавшись Мольера, он написал пьесу, которая была практически полностью списана с произведения великого французского сатирика. Эту пьесу он торжественно прочел сестре Ольге, которая высмеяла и освистала автора за плагиат. Саша обиделся.
  5. Первое известное стихотворение Пушкина называлось «Роза». Оно вышло из-под его пера в течение нескольких минут, когда в лицее преподаватель дал задание ученикам описать розу стихами. Класс дружно признал, что лаконичное и простое по стилю, без выспренных «красивостей» стихотворение Александра заняло первое место.
  6. Саша даже в детстве никогда не лез за словом в карман. Однажды в гости к Пушкиным пришел поэт Дмитриев. Он имел один физический изъян – его лоб и щеки были испещрены ямочками – следами перенесенной оспы. Как тогда говорили, он был рябым. Поглядев на юного Пушкина (а тому не исполнилось еще и 10 лет), Дмитриев сказал: «Какой арапчик!», намекая на его «африканские» черты лица. На это мальчик мгновенно ответил: «Зато не рябчик!», вызвав смех всех присутствовавших.
  7. Когда пришло время задуматься об образовании Александра, родители не знали, какому учебному заведению отдать предпочтение. В привилегированный лицей, где должны были учиться братья императора, мальчик попал случайно, благодаря светскому знакомому Пушкиных Александру Тургеневу.
  8. В лицее не сразу признали в Пушкине первого поэта. Долгое время его «поэтическим соперником» оставался Илличевский, великолепно владевший рифмой и чувством стиля. Впрочем, стихи там писали все.
  9. Александр никогда не имел выдающихся успехов в математике и других точных науках. Его интересовали только словесность, литература и французский язык. Он никогда не учил уроков – просто слушал и запоминал то, что говорили в классе. Все, что было ему интересно, буквально схватывал на лету. Все, что неинтересно, – пропускал мимо ушей. При выпуске из лицея он оказался на 26-м месте из 29-ти выпускников по успеваемости.
  10. Пушкин был чрезвычайно влюбчив с самых юных лет. Он писал стихи родственницам лицеистов, приходившим их навещать, и питал особенно нежные чувства к одной из них, красавице Екатерине Бакуниной. Надо сказать, что лицей и царский дворец соединялись между собой коридорами. Однажды ему показалось, что проходящая по коридору дама – Бакунина. Пушкин бросился к ней, горячо обнял, и тут к ужасу своему признал в женщине пожилую фрейлину императрицы. Конечно, юноша в панике убежал. На следующий день император, которому фрейлина не преминула пожаловаться, сурово выговорил директору лицея: «Что ж это будет, голубчик? Твои воспитанники не только срывают с моих яблонь наливные яблочки, но уже пристают к фрейлинам моей жены». Директор, обеспокоенный грозящими его ученикам карами за такой серьезный проступок, принялся извиняться. Но царь вдруг улыбнулся, остановив его речь словами: «Между нами говоря, старая дева, быть может, в восторге от ошибки молодого человека». На этом инцидент был исчерпан.

Пушкин с детства отличался горячностью, непосредственностью, остроумием. Его «африканская» натура прорывалась порой резкими вспышками, обидами, необузданной страстью. Но именно благодаря этим чертам характера он сумел получить в короткие сроки колоссальный жизненный опыт: испытать счастливую любовь и разочарование, побывать в ссылке, постоять под пулями. Главной чертой его характера всегда оставалось жизнелюбие. Ему нравилось узнавать новое, нравилось получать новый опыт, словом, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Правда, все это не сразу разглядела мать Надежда Осиповна в полненьком, странном курчавом мальчике. В детстве она любила его меньше всех остальных детей. И только потом к ней пришло понимание – лишь в последний год своей жизни она сумела сблизиться с сыном…

Рейтинг статьи: 35247 просмотров

Автор: Ирина Бурдакова






 

Мы ВКонтакте



Сейчас за окном

Подписка на RSS!

geo-storm.ru

Рассказ о детстве Пушкина кратко

Если спросить у любого человека на улице, кто же самый известный русский поэт, то большинство, не задумываясь, ответят: «Пушкин». Все читали произведения этого великого лирика: и взрослые, и дети. Александра Сергеевича Пушкина знают по всему миру, хотя переводчикам довольно трудно перенести особый авторский стиль поэта на другой язык. Несмотря на высокую популярность, мало кто знает о детстве неповторимого прозаика, о его семье. Статья поможет решить данную проблему.
Родителями Александра были Сергей Львович и Надежда Осиповна. Отца мальчика мало что интересовало: и службу он бросил, и хозяйство свое проматывал. Однако, страсть как любил писать стихи и участвовать в спектаклях. Мать же была женщиной с хорошим домашним образованием, но известна она была тем, что являлась внучкой знаменитого Абрама Ганнибала, мужчины из Африки, проделавшего большой путь до российского военного инженера и крещенного самим Петром I.
Великий поэт появился на свет 6 июня 1799 года в Немецкой слободе, в Москве. Всего у Александра было восемь братьев и сестер, но все же, более половины умерли в детстве. Остались в живых старшая сестра Ольга и брат Лев. Летом Александр, а тогда еще просто Саша, был у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Это была образованная и начитанная женщина. Пока родители мальчика разговаривали дома на французском, бабушка прививала любовь внука к русскому языку, что и повлияло на раннее стихи поэта. Но не только это оказало влияние на слог прозаика. Будучи замкнутым ребенком, Пушкин проводил время с французскими книгами в библиотеке отца, а в девять лет уже писал стихи, подражая зарубежным мастерам. Однако, на долю мальчика выпала большая удача. С малых лет в его доме принимали таких знаменитых личностей как Жуковский и Карамзин.
Хоть Александр Сергеевич уже писал стихи и общался с признанными литераторами, поворотным моментом для его искусства можно считать поступление в Царскосельский лицей, в 1811 году. Тема учебы в Лицее неоднократно присутствовала в произведениях лирика, не даром он провел там шесть лет. Александр увлекался поэзией, даже вступил в литературное общество “Арзамас”, учителя поощряли его увлечения, но, что греха таить, лучшим в учебе Пушкин не был, скорее он мало в чем преуспел кроме словесности и фехтования.
Дальше шла жизнь, полная боли и расставаний, ссылки в удаленные части страны, неудачные романы.. Но это уже совсем другая история.

www.istmira.com

Александр Сергеевич Пушкин – Детство и Лицей (Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 – 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) ему досталось немного; но и это он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени, предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра, у Пушкиных были дети: старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще, воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворе Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Александру Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.

19 октября был торжественно открыт Лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат, проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились соревнования, где Пушкин долгое время держал первенство.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу-стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гнедич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса», вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина члены «Арзамаса» смотрели как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо оказалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

www.allsoch.ru

Советы рукодельницам