Три кита в музыке | Музыкальный класс
Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством. К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать.
Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.
Первый кит: Песня
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Второй кит: Танец
Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.
Третий кит: Марш
Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Впервые встречается в трагедиях древней Греции в качестве аккомпанемента сопровождающего выход на сцену актёров. С маршами, различными по настроению: весёлыми и бодрыми, праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие моменты из жизни человека. Из беседы композитора Д. Д. Кабалевского «О трёх китах в музыке» можно сделать вывод по поводу характера марша, а именно, у каждого отдельного произведения этого жанра абсолютно свой характер, не похожий на другие.
Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.
Автор – Станислав Колесник
И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:
music-education.ru
На чем держится музыка
НА ЧЁМ ДЕРЖИТСЯ МУЗЫКА?
СКАЗКА ПРО ТРИ КИТА
В давние времена, люди думали, что Земля держится на трёх китах. В наше время никто уже в эту сказку не верит, все знают, что таких китов нет и не было никогда. Но очень важные вещи люди и сейчас называют «китами».
Жили — были в море Музыки три кита. Одного кита звали «Танец», другого кита звали Песня, а третьего кита звали – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?
«Послушайте, друзья, – говорит кит по имени Танец, – сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдётся».
Тут Кит Песни ему возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я – нам вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, и утешу».
Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в мире Музыки главный».
Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: плывёт, купается в Море музыки композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. Обратились киты к композитору Дмитрию Дмитриевичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки?»
Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своём открытии: «Песня, Танец и Марш — основные виды музыки. Все они одинаково важны, потому, что музыка на этих «Трёх китах» держится».
Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чем тут спорить,- сказали они, – и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково, нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».
Уважаемы родители! После чтения сказки вы можете прочитать стихи о марше – бодрой, ритмичной музыке, которые написала Наталья Кончаловская в учебном пособии для младшего школьного возраста для фортепиано «Музыкальная азбука» изд.80-х годов
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (Краткая биография композитора)
На вопрос: Что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.
Дмитрий Кабалевский — один из наиболее деятельных и разносторонних представителей советской музыки. Композиторское творчество он успешно сочетает с педагогической, музыкально-критической и общественной деятельностью. Музыка Кабалевского пронизана живым дыханием современности. Его герои — советский народ, молодежь. Разные стороны советской действительности нашли свое выражение в музыке композитора. Ей свойственны мягкий лиризм и суровый драматизм, тонкий юмор и героическая патетика.
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге 30 декабря (нов.ст.) 1904 года и умер 14 февраля 1987 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1918 году с семьей переехал в Москву. Любовь к музыке, особенно к импровизациям на фортепиано, определила выбор профессии. Композитор получил образование в музыкальном училище имени Скрябина, затем в Московской консерватории, которую окончил в 1929 году по классу композиции Н. Я. Мясковского, а годом позже — по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера. Имя Кабалевского было занесено на мраморную доску отличия. Уже в 1930-х годах его творчество отличалось разнообразием и интенсивностью. В Поэме борьбы для хора и оркестра (1930), трех симфониях, Втором фортепианном концерте (1936), в песнях, музыке для кино и драматических спектаклей Кабалевский обращался к темам и образам современности. Вершиной этого периода явилась опера «Кола Брюньон» (по повести Ромена Роллана, 1937). В годы Великой Отечественной войны композитор создает ряд крупных сочинений: кантату «Родина великая» (1942), сюиту «Народные мстители» для хора и оркестра (1942), оперу «В огне» (1943). В послевоенный период, наряду с камерными произведениями, он пишет триаду инструментальных концертов, посвященных советской молодежи, — скрипичный, виолончельный и фортепианный (1948—1952). Тогда же были созданы оперы «Семья Тараса» (1947—1950) и «Никита Вершинин» (1954). Наиболее значительные сочинения последующего времени — Четвертая симфония (1956) и «Реквием» (сл. Р. Рождественского, 1963).
Работу над новыми произведениями Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Будучи действительным членом Академии педагогических наук, он начинает преподавать музыку в одной из общеобразовательных школ Москвы. В результате возникает новая программа по музыке, которая широко распространяется в школах РСФСР. В 1983 году по инициативе и под редакцией Кабалевского начал выходить журнал “Музыка в школе”.
Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.
Убеждение в необходимости всеобщего музыкального образования Кабалевский подкрепляет и печатным словом. Назовем лишь некоторые из его литературных работ: “Про трех китов и про многое другое”, “Прекрасное пробуждает доброе”, “Как рассказывать детям о музыке?”, “Воспитание ума и сердца”, “Музыка и музыкальное воспитание”, “Ровесник”.
В программе детского сада дети старшей и подготовительной групп слушают его произведение «Клоуны», «Марш», «Маленькая полька» и др.
mdou218.edu.yar.ru
Три кита в музыке — музыка, уроки
Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш
Музыкальный материал:
Песни: М.Л.Лазарев, «Катерок», Р.н.п. «Во поле берёза стояла», М.Л.Лазарев, «Барабан».
Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».
Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев «Марш».
Мультимедийное оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
— Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке…? (дети договаривают — «музыка»). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось?
— Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита. Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе. Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена, а какие мы это сейчас узнаем.
Мы вновь отправляемся в гости к королеве Музыке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий.
♫ Звучит Марш С. Прокофьева
— Что удобно делать под эту музыку?
Маршеровать.
***
Кит Марш – строевой, боевой, озорной,
С ним легче шагать нам дорогой прямой.
С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.
— Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. А сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.
♫ Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица»
— Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были? Как мы их исполняли? (дети отвечают — «движения были плавными, исполняли мы их легко»).
— Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают — «кит танец»).
— Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется — вальс.
А что мы можем делать под третью мелодию?
♫ Звучит Колыбельная Медведицы
Петь.
***
Расскажет кит Песня о странах волшебных,
Об осени, лете, зиме и весне,
О том, как чудесно жить детям на свете,
О дружбе и мире на нашей земле.
О том, как по рельсам бегут поезда,
О том, как прекрасны луга и леса.
О нашей учебе и дружбе большой.
— Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку? Композитор.
— Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают — «её нужно исполнить, нужен исполнитель»).
— А исполняется музыка для тех, кто её будет…? (дети договаривают — «слушать», нужны слушатели).
— Как мы называем таких людей? (дети отвечают — «слушатели»).
— Итак, ребята, без кого не может музыка жить? (дети отвечают — «без композитора, исполнителя, слушателя»).
— Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают — «да»).
— Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь!
♫ Звучит музыкальная заставка телепередачи «В мире животных», дети выполняют плавные движения руками и телом.
— Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споём песенку «Веселые путешественники»
— Ребята, какой это кит – ПЕСНЯ. А какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили? (дети отвечают — «весело, легко»).
— Молодцы, ребята, вы настоящие артисты!
— Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?
— А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают — «музыкальные киты: песня, танец и марш»).
— Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку «5». Спасибо за урок.
kopilkaurokov.ru
Creative solfege — Креативное сольфеджио: музыкальные раскраски
много раскрасок находится здесь Петя и Волкджаз
опера
Майкл Джексон
Балет
Щелкунчик
балет
народные танцы
» Секреты Дилидона. Нотная грамота для маленьких музыкантов»
. Тетрадь-раскраска.pdf здесь
музыкальные инструменты
костюмы прошлых эпох
книжка — расскраска «Мода Средневековья» находится здесь
rudnik92.blogspot.com
«Три кита в музыке» — музыка, презентации
Цель: формирование у детей представление о музыкальных жанрах
Задачи: — познакомить учащихся с простыми и доступными музыкальными жанрами: « Песня, Танец, Марш»
— развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, мышление, память, воображение и фантазию;
— воспитывать интерес и любовь к музыки, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся.
Просмотр содержимого документа
«»Три кита в музыке»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Дом детского творчества №1» г. Мариинска
Три кита в музыке
Занятие музыка для детей 5-6 лет
Автор: Шанда Марина Александровна,
Педагог дополнительного образования
Три кита в
музыке
Особо одарённый природой человек, который может и любит сочинять музыку ?
КОМПОЗИТОР
Как называют людей, которые поют или играют на музыкальных инструментах?
ИСПОЛНИТЕЛИ
Найдите на картинках того, кто сочиняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)
Найдите на картинках того, кто исполняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)
Найдите на картинках того, кто слушает музыку? (правильный ответ- аплодисменты)
“ Земля стоит на трех китах ” – считали раньше люди. Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим! На марше, танце, и на песне. Она стоит века, И мы с мелодиями вместе, Идем в руке рука”.
«Три кита»
в музыке –
— песня,
— танец,
— марш.
МАРШ
Что такое марш?
Марш – это
ходьба под музыку,
четкие движения…
Давайте вспомним какие марши вы знаете?
Детский
Военный
Спортивный
Праздничный
ТАНЕЦ
Что такое танец?
Танец – это
движение
под музыку…
Как можно танцевать?
Парами
Ансамблем
Солистом
Назови какие виды танца ты знаешь?
ВАЛЬС
Ча ча ча
Танго
ПОЛЬКА
Галоп
Песня
Что такое песня?
Песня – это
звучание музыки
и слов…
Песни делятся на две категории:
Народные песни
Композиторские
песни
Характер у песен бывает разный:
Грустный
Задумчивый
Добрый
Шутливый
Веселый
Злой
Послушай внимательно и угадай, где звучит «кит марш», «кит танец» и «кит песня»?
Что такое три «кита» в музыке?
Это три основы, на которых строится вся музыка:
Песня ,
Танец
и Марш .
Список используемых источников
Литература
- Бочкова И.В., Использование ИКТ на уроках музыки. 2011 г.
Интернет-источники:
- Три кита в музыке http:// www.ikt.oblcit.ru/205/Maikovskaya/p3aa1.html
- Уроки музыки http:// festival.1september.ru/articles/subjects/14
Источники иллюстраций:
- Картинки из личного архива
kopilkaurokov.ru
марш, танец и песню ? Дошкольное образование
Почему эти понятия называют китами? Потому что в древности считалось – землю держат именно эти морские животные. Теперь основа, база чего-то часто ассоциируется именно с китами.Чтобы дети лучше запомнили, чем танец и марш отличаются друг от друга, можно им сначала включить музыку из популярных произведений. Они смогут пуститься в пляс под звуки танца. Ноты марша помогут им совершать ритмичные движения ногами в такт.
После того как слуховые процессы задействованы, пора подключать зрительные. Для изображения марширующих, лучше нарисовать людей в военной форме, например, на параде.
Сначала начертайте человечков схематически в полупрофиль. Обозначьте небольшой окружностью то место, где будет голова. Дальше идут шея и плечи. Две параллельные черточки, обозначающие левую руку, проведите вниз от плеча. Те, которые отвечают за правую, делают изгиб в 90 градусов у линии локтя. Правая рука будет согнута в локте.
Дальше схематично рисуйте китель, он заканчивается на уровне бедер. Правая нога – прямая. А левая – согнута в колене.
Теперь фигура марширующего обретает формы. Нарисуйте детали лица, фуражку, брюки. Кителю добавьте дополнительные аксессуары.
Затем нужно нарисовать танец. Пусть на холсте бумаги под звуки музыки движутся дети. Изобразите пару – мальчика и девочку. Нарисуйте человечка как обычно. У девочки волосы собраны в два хвостика. Чтобы рисунок не вышел статичным, изобразите их слегка волнистыми линиями. «Хвостики» развиваются в такт движениям.
Одна рука девочки держит платочек и поднята вверх, одна нога – на пятке. У мальчика другая нога – на пятке, а руки его – на поясе. Их обозначьте при помощи округлых линий. «Оденьте» детей в русские народные костюмы. Рисунок танца готов.
В отличие от двух предыдущих рисунков, в следующем нужно показать, что дети поют. Создайте сначала схематические очертания людей. Затем добавьте им объема. На мальчиках нарисуйте мужскую, а на девочках – женскую одежду.
Приступаем к обозначению деталей лица. В отличие от предыдущих художеств, здесь необходимо нарисовать детям полуоткрытые ротики. Пусть будет видно, что они поют.
Если им аккомпанирует взрослый, то изобразите пианино. Начертите прямоугольник, у которого горизонтальные линии немного длиннее вертикальных. Посередине обозначьте клавиши, на стуле пусть сидит играющий педагог.
Нарисуйте несколько нот, которые витают в воздухе.
Вот так просто можно нарисовать песню, марш и танец. Соедините 3 рисунка воедино и под каждым из них изобразите по одному киту, которые состоят из чуть вытянутой округлой головы, переходящей в овальное тело и раздвоенного хвоста. Образное художество готово.
www.kakprosto.ru
Презентация «Три кита музыки»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Три кита музыки
Музыкальный руководитель
ГБДОУ Д/С №37 Маханькова Л.Б.
Слайд 2
Задачи:
Познакомить детей с музыкальными жанрами
Узнать о значении этих жанров в музыкальном мире
Узнать о разновидностях каждого жанра
Прослушать несколько музыкальных произведений соответствующих этим жанрам
Вызвать эмоциональный отклик
Расширить кругозор детей
Слайд 3
Содержание работы: 1. Оснащение предметно-развивающей среды материалами по соответствующей теме. 2. Посещение какого-либо концерта, для прослушивания в живую хотя бы одного жанра (на выбор) 3. Проведение конкурса рисунков на тему «Три кита музыки» 4. Данная презентация это виртуальная экскурсия, которая представлена детям, в качестве досуга. Рекомендуется для старшей и подготовительной группы
Слайд 4
Ребята, сегодня я вам расскажу про трёх китов, которые живут в мире музыки
Слайд 5
Давным-давно люди считали, что земля стоит на трёх китах, которые держат землю на своих могучих спинах.
Слайд 6
Но потом человек полетел в космос и люди узнали, что земля круглая и она вращается вокруг солнца. Но в музыке всё совсем по другому. Давайте познакомимся с этими китами.
Слайд 7
Этих китов зовут
Песня
Танец
Марш
Слайд 8
Песня
Ребята, скажите пожалуйста, что такое песня? (ответы детей)
Вы правильно говорите.
Песней, мы называем музыку, которую поём со словами.
А давайте подумаем, какие бывают песни?
(ответы детей)
Слайд 9
Песня бывает
народная
опера
эстрадная
Слайд 10
Танец
А теперь давайте подумаем, что такое танец? (ответы детей)
Танец-ритмичные, выразительные движения исполняемые с музыкальным сопровождением. Под музыку танца нам всегда хочется выполнять какие-то движения – кружится, прыгать, приседать и т.д.
Слайд 11
Танец бывает
народный
балет
Слайд 12
спортивный
бальный
Слайд 13
Марш
Марш — это музыка имеющая четкий ритм, которая сопровождает чёткие движения человека. Марш — один из главных элементов военной музыки.
Марши тоже бывают разные.
Слайд 14
Марш бывает
детский
торжественный
карнавальный
Слайд 15
Ребята, сегодня мы познакомились с тремя китами музыки. Давайте вспомним как их зовут? (ответы детей)
Слайд 16
Я надеюсь что вам понравилось наше путешествие в мир музыки и вы будете узнавать о нём всё больше и больше от родителей, друзей, с помощью телевизора, походов в театр и конечно же на наших музыкальных занятиях.
Спасибо вам большое за внимание!
lusana.ru