Три кита в музыке | Музыкальный класс

Песня, марш, танец очень прочно вошли и обосновались в нашей жизни, порою этого даже невозможно заметить и уж тем более связать с искусством. К примеру, идёт рота солдат с маршем, естественно они не занимаются искусством, но оно вошло в их жизнь в форме марша, без которого они уже не могут существовать.

Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.

Первый кит: Песня

Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.

Второй кит: Танец

Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.

Третий кит: Марш

Наряду с песней и танцем, марш также является основой музыки. Имеет ярко-выраженный ритмический аккомпанемент. Впервые встречается в трагедиях древней Греции в качестве аккомпанемента сопровождающего выход на сцену актёров. С маршами, различными по настроению: весёлыми и бодрыми, праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие моменты из жизни человека. Из беседы композитора Д. Д. Кабалевского «О трёх китах в музыке» можно сделать вывод по поводу характера марша, а именно, у каждого отдельного произведения этого жанра абсолютно свой характер, не похожий на другие.

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.

Автор – Станислав Колесник

И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:

music-education.ru

На чем держится музыка


 


НА  ЧЁМ  ДЕРЖИТСЯ  МУЗЫКА?


СКАЗКА  ПРО  ТРИ  КИТА


В  давние   времена,  люди  думали,  что  Земля  держится  на  трёх  китах.  В  наше  время   никто  уже  в   эту  сказку  не  верит, все  знают,  что  таких китов  нет и  не  было  никогда.  Но  очень  важные  вещи  люди и  сейчас  называют   «китами».


 Жили –  были в  море  Музыки  три  кита.  Одного  кита  звали «Танец»,  другого  кита  звали   Песня,  а третьего  кита  звали – Марш. Однажды  стали   между  собой   три  кита  спорить,  кто  из  них в  море   Музыки  главный?


  «Послушайте, друзья,  – говорит  кит  по  имени   Танец, – сначала  надо  разобраться, кто  из  нас  самый  старший?  Я – Танец.  Без  меня человеку никак  не обойтись, со  мной  человеку  весело,  ни  один  праздник  без  меня  не  обойдётся».


  Тут  Кит  Песни  ему  возражает:  «Нет, Танец, кто  старше:  ты  или  я  – нам  вряд ли  определить. А  вот  кто  человеку  нужнее?  Конечно, Песня.  С Песней  человек  никогда  не  расстаётся.  С  песней он  трудится  и  отдыхает.  Я и  в  радости и  в  горе  помогу: и  рассмешу, когда  надо,  и  утешу». 


    Кит  по  имени  Марш  тоже  в  спор  вступает: «Ну,  знаете ли,  друзья!  И со  мною  тоже  человек  всю  жизнь  не  расстаётся.  Я и в труде,  в  бою, и  на  торжественном  параде, и  на  балу  первый.  А  в  последний  путь человека  кто  провожает?   Вот  и  решайте,  кто  в  мире  Музыки   главный».


     Спорили  они, спорили,  и  решили,  что  рассудить  их  может  только  человек. Да  не  простой  человек, а  тот, который  музыку  сочиняет,  то  есть композитор. Смотрят:  плывёт,  купается  в Море  музыки  композитор Дмитрий  Дмитриевич  Кабалевский.  Обратились  киты  к  композитору  Дмитрию Дмитриевичу  Кабалевскому: «Рассуди  нас, композитор, пожалуйста. Какой  кит  важнее, кому  быть  главным в  море  Музыки?»


    Задумался  композитор. Долго он  думал да  рассуждал и,  наконец, объявил  во  всеуслышание  о  своём   открытии:  «Песня, Танец  и  Марш  –  основные  виды  музыки. Все они  одинаково  важны,  потому,  что  музыка  на  этих  «Трёх  китах»  держится».


   Люди,  услышав  композитора,  поддержали  его.  «В самом   деле,  не  о  чем  тут  спорить,-  сказали  они, – и  песня, и  танец,  и  марш нам  нужны  одинаково, нет  смысла  спорить о  том,  что в  музыке  важнее».


Уважаемы  родители! После  чтения  сказки вы  можете  прочитать стихи  о марше – бодрой, ритмичной  музыке, которые  написала Наталья Кончаловская   в  учебном  пособии для  младшего школьного  возраста   для  фортепиано «Музыкальная  азбука» изд.80-х годов


  


ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ (Краткая биография композитора)


 На вопрос: Что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.


Дмитрий Кабалевский — один из наиболее деятельных и разносторонних представителей советской музыки. Композиторское творчество он успешно сочетает с педагогической, музыкально-критической и общественной деятельностью. Музыка Кабалевского пронизана живым дыханием современности. Его герои — советский народ,  молодежь. Разные стороны советской действительности нашли свое выражение в музыке композитора. Ей свойственны мягкий лиризм и суровый драматизм, тонкий юмор и героическая патетика.


        Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге 30 декабря (нов.ст.) 1904 года и  умер 14 февраля 1987 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


     В 1918 году с семьей переехал в Москву. Любовь к музыке, особенно к импровизациям на фортепиано, определила выбор профессии. Композитор получил образование в музыкальном училище имени Скрябина, затем в Московской консерватории, которую окончил в 1929 году по классу композиции Н. Я. Мясковского, а годом позже — по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера. Имя Кабалевского было занесено на мраморную доску отличия. Уже в 1930-х годах его творчество отличалось разнообразием и интенсивностью. В Поэме борьбы для хора и оркестра (1930), трех симфониях, Втором фортепианном концерте (1936), в песнях, музыке для кино и драматических спектаклей Кабалевский обращался к темам и образам современности. Вершиной этого периода явилась опера «Кола Брюньон» (по повести Ромена Роллана, 1937). В годы Великой Отечественной войны композитор создает ряд крупных сочинений: кантату «Родина великая» (1942), сюиту «Народные мстители» для хора и оркестра (1942), оперу «В огне» (1943). В послевоенный период, наряду с камерными произведениями, он пишет триаду инструментальных концертов, посвященных советской молодежи, — скрипичный, виолончельный и фортепианный (1948—1952). Тогда же были созданы оперы «Семья Тараса» (1947—1950) и «Никита Вершинин» (1954). Наиболее значительные сочинения последующего времени — Четвертая симфония (1956) и «Реквием» (сл. Р. Рождественского, 1963).


      Работу над новыми произведениями Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Будучи действительным членом Академии педагогических наук, он начинает преподавать музыку в одной из общеобразовательных школ Москвы. В результате возникает новая программа по музыке, которая широко распространяется в школах РСФСР. В 1983 году по инициативе и под редакцией Кабалевского начал выходить журнал “Музыка в школе”.


    Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.


    Убеждение в необходимости всеобщего музыкального образования Кабалевский подкрепляет и печатным словом. Назовем лишь некоторые из его литературных работ: “Про трех китов и про многое другое”, “Прекрасное пробуждает доброе”, “Как рассказывать детям о музыке?”, “Воспитание ума и сердца”, “Музыка и музыкальное воспитание”, “Ровесник”.


  В  программе  детского  сада  дети  старшей и  подготовительной  групп слушают  его  произведение  «Клоуны», «Марш», «Маленькая  полька»  и  др.


 

mdou218.edu.yar.ru

Три кита в музыке – музыка, уроки

Урок музыки. Три кита в музыке: песня, танец, марш

Музыкальный материал:

Песни: М.Л.Лазарев, “Катерок”, Р.н.п. “Во поле берёза стояла”, М.Л.Лазарев, “Барабан”.

Музыкальные произведения для слушания: С.В.Рахманинов “Итальянская полька”, П.И.Чайковский “Вальс” из балета “Спящая красавица”.

Музыкальные произведения для игры на музыкальных инструментах: С.С.Прокофьев “Марш”.

Мультимедийное оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

Ребята, уже традиционно, встретила нас на уроке…? (дети договаривают – “музыка”). И сегодня мы вновь отправимся в путешествие по океану музыки. С чего же всё начиналось?

Давайте вспомним легенду о сотворении нашей земли и о трёх китах. В старину люди думали, что наша земля плавает в огромном океане и держат её три кита. Сегодня даже маленький ребёнок знает, что наша земля имеет форму шара, немного вытянутого по бокам. Этот шар находится, как и многие звезды, в космосе. Но легенда о том, что в музыке существуют Три кита, и они  находятся на музыкальном острове, который расположен в огромном океане волшебных звуков существует до сих пор. Эти киты имеют музыкальные имена, а какие мы это сейчас узнаем.

Мы вновь отправляемся в гости к королеве Музыке. Послушайте три мелодии и определите, к какому киту относится каждая из этих мелодий.

Звучит Марш С. Прокофьева

– Что удобно делать под эту музыку?

Маршеровать.

                                   ***
Кит Марш – строевой, боевой, озорной,
С ним легче шагать нам дорогой прямой.
С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.

Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по океану музыки. А сейчас мы отправимся в сказку. А вы должны угадать, какой кит приведёт нас туда? Слушайте внимательно. И все вместе будем передавать настроение музыки движениями рук и корпусом тела в такт звучащей музыки.

Звучит “Вальс” из балета “Спящая красавица”

Как красиво получилось! Молодцы, все старались. Какие движения у нас были? Как мы их исполняли? (дети отвечают – “движения были плавными, исполняли мы их легко”).

Правильно, ребята. А какой кит помогал нам исполнить эту музыку? (дети отвечают – “кит танец”).

Молодцы. Такой плавный, лёгкий и кружащийся танец называется – вальс.

А что мы можем делать под третью мелодию?

Звучит Колыбельная Медведицы

Петь.

***
Расскажет кит Песня о странах волшебных,
Об осени, лете, зиме и весне,
О том, как чудесно жить детям на свете,
О дружбе и мире на нашей земле.
О том, как по рельсам бегут поезда,
О том, как прекрасны луга и леса.
Кит Песня расскажет о школе родной,
О нашей учебе и дружбе большой.

Ребята, художник пишет картины, писатель пишет для вас сказки и рассказы, поэт сочиняет стихи, а как называется музыкант, который сочиняет музыку? Композитор.

Что же с ней происходит дальше? Что нужно сделать, чтобы музыка ожила? (дети отвечают – “её нужно исполнить, нужен исполнитель”).

А исполняется музыка для тех, кто её будет…? (дети договаривают – “слушать”, нужны слушатели).

Как мы называем таких людей? (дети отвечают – “слушатели”).

Итак, ребята, без кого не может музыка жить? (дети отвечают – “без композитора, исполнителя, слушателя”).

Молодцы! Вы уже много знаете о музыке. Ну а сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по океану музыки. Вы готовы? (дети отвечают – “да”).

Тогда садитесь поудобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и своё настроение движениями рук, корпусом тела в такт звучащей музыки. Итак, в путь!

Звучит музыкальная заставка телепередачи “В мире животных”, дети выполняют плавные движения руками и телом.

Ребята, чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споём песенку “Веселые путешественники”

Ребята, какой это кит – ПЕСНЯ. А какая по характеру эта песенка? Как мы её исполнили? (дети отвечают – “весело, легко”).

Молодцы, ребята, вы настоящие артисты!

Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?

А кто помогал нам путешествовать? (дети отвечают – “музыкальные киты: песня, танец и марш”).

Вы все сегодня очень хорошо работали и получили оценку “5”. Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

Creative solfege – Креативное сольфеджио: музыкальные раскраски

                                      
много раскрасок находится здесь
                                                                       Петя и Волк






джаз

 

 опера

 

Майкл Джексон

Балет









Щелкунчик

 







 







 







 балет





народные танцы

















 

 

 

” Секреты Дилидона. Нотная грамота для маленьких музыкантов”

. Тетрадь-раскраска.pdf  здесь

 

музыкальные инструменты

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

костюмы  прошлых эпох



















 

книжка – расскраска “Мода Средневековья” находится здесь 



rudnik92.blogspot.com

“Три кита в музыке” – музыка, презентации

Цель:  формирование у детей представление о музыкальных жанрах

Задачи: – познакомить учащихся с простыми и доступными музыкальными жанрами:          « Песня, Танец, Марш»

– развивать музыкально-творческие способности, эмоциональное восприятие, внимание, музыкальный слух, мышление, память, воображение и фантазию;

– воспитывать интерес и любовь к музыки, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся.

 


Просмотр содержимого документа

«”Три кита в музыке”»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Дом детского творчества №1» г. Мариинска

Три кита в музыке

Занятие музыка для детей 5-6 лет

Автор: Шанда Марина Александровна,

Педагог дополнительного образования


Три кита в

музыке


Особо одарённый природой человек, который может и любит сочинять музыку ?

КОМПОЗИТОР


Как называют людей, которые поют или играют на музыкальных инструментах?

ИСПОЛНИТЕЛИ


Найдите на картинках того, кто сочиняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)


Найдите на картинках того, кто исполняет музыку? (правильный ответ- аплодисменты)


Найдите на картинках того, кто слушает музыку? (правильный ответ- аплодисменты)


Земля стоит на трех китах ” – считали раньше люди. Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим! На марше, танце, и на песне. Она стоит века, И мы с мелодиями вместе, Идем в руке рука”.


«Три кита»

в музыке –

песня,

танец,

марш.


МАРШ


Что такое марш?

Марш – это

ходьба под музыку,

четкие движения…


Давайте вспомним какие марши вы знаете?

Детский

Военный

Спортивный

Праздничный


ТАНЕЦ


Что такое танец?

Танец – это

движение

под музыку…


Как можно танцевать?

Парами

Ансамблем

Солистом


Назови какие виды танца ты знаешь?

ВАЛЬС

Ча ча ча

Танго

ПОЛЬКА

Галоп


Песня


Что такое песня?

Песня – это

звучание музыки

и слов…


Песни делятся на две категории:

Народные песни

Композиторские

песни


Характер у песен бывает разный:

Грустный

Задумчивый

Добрый

Шутливый

Веселый

Злой


Послушай внимательно и угадай, где звучит «кит марш», «кит танец» и «кит песня»?


Что такое три «кита» в музыке?

Это три основы, на которых строится вся музыка:

Песня ,

Танец

и Марш .


Список используемых источников

Литература

  • Бочкова И.В., Использование ИКТ на уроках музыки. 2011 г.

Интернет-источники:

  • Три кита в музыке http:// www.ikt.oblcit.ru/205/Maikovskaya/p3aa1.html
  • Уроки музыки http:// festival.1september.ru/articles/subjects/14

Источники иллюстраций:

  • Картинки из личного архива

kopilkaurokov.ru

марш, танец и песню ? Дошкольное образование

Почему эти понятия называют китами? Потому что в древности считалось – землю держат именно эти морские животные. Теперь основа, база чего-то часто ассоциируется именно с китами.

Чтобы дети лучше запомнили, чем танец и марш отличаются друг от друга, можно им сначала включить музыку из популярных произведений. Они смогут пуститься в пляс под звуки танца. Ноты марша помогут им совершать ритмичные движения ногами в такт.

После того как слуховые процессы задействованы, пора подключать зрительные. Для изображения марширующих, лучше нарисовать людей в военной форме, например, на параде.

Сначала начертайте человечков схематически в полупрофиль. Обозначьте небольшой окружностью то место, где будет голова. Дальше идут шея и плечи. Две параллельные черточки, обозначающие левую руку, проведите вниз от плеча. Те, которые отвечают за правую, делают изгиб в 90 градусов у линии локтя. Правая рука будет согнута в локте.

Дальше схематично рисуйте китель, он заканчивается на уровне бедер. Правая нога – прямая. А левая – согнута в колене.

Теперь фигура марширующего обретает формы. Нарисуйте детали лица, фуражку, брюки. Кителю добавьте дополнительные аксессуары.

Затем нужно нарисовать танец. Пусть на холсте бумаги под звуки музыки движутся дети. Изобразите пару – мальчика и девочку. Нарисуйте человечка как обычно. У девочки волосы собраны в два хвостика. Чтобы рисунок не вышел статичным, изобразите их слегка волнистыми линиями. «Хвостики» развиваются в такт движениям.

Одна рука девочки держит платочек и поднята вверх, одна нога – на пятке. У мальчика другая нога – на пятке, а руки его – на поясе. Их обозначьте при помощи округлых линий. «Оденьте» детей в русские народные костюмы. Рисунок танца готов.

В отличие от двух предыдущих рисунков, в следующем нужно показать, что дети поют. Создайте сначала схематические очертания людей. Затем добавьте им объема. На мальчиках нарисуйте мужскую, а на девочках – женскую одежду.

Приступаем к обозначению деталей лица. В отличие от предыдущих художеств, здесь необходимо нарисовать детям полуоткрытые ротики. Пусть будет видно, что они поют.

Если им аккомпанирует взрослый, то изобразите пианино. Начертите прямоугольник, у которого горизонтальные линии немного длиннее вертикальных. Посередине обозначьте клавиши, на стуле пусть сидит играющий педагог.

Нарисуйте несколько нот, которые витают в воздухе.

Вот так просто можно нарисовать песню, марш и танец. Соедините 3 рисунка воедино и под каждым из них изобразите по одному киту, которые состоят из чуть вытянутой округлой головы, переходящей в овальное тело и раздвоенного хвоста. Образное художество готово.

www.kakprosto.ru

Презентация «Три кита музыки»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Три кита музыки
Музыкальный руководитель ГБДОУ Д/С №37 Маханькова Л.Б.

Слайд 2

Задачи: Познакомить детей с музыкальными жанрами Узнать о значении этих жанров в музыкальном мире Узнать о разновидностях каждого жанра Прослушать несколько музыкальных произведений соответствующих этим жанрам Вызвать эмоциональный отклик Расширить кругозор детей

Слайд 3

Содержание работы: 1. Оснащение предметно-развивающей среды материалами по соответствующей теме. 2. Посещение какого-либо концерта, для прослушивания в живую хотя бы одного жанра (на выбор) 3. Проведение конкурса рисунков на тему «Три кита музыки» 4. Данная презентация это виртуальная экскурсия, которая представлена детям, в качестве досуга. Рекомендуется для старшей и подготовительной группы

Слайд 4

Ребята, сегодня я вам расскажу про трёх китов, которые живут в мире музыки

Слайд 5

Давным-давно люди считали, что земля стоит на трёх китах, которые держат землю на своих могучих спинах.

Слайд 6

Но потом человек полетел в космос и люди узнали, что земля круглая и она вращается вокруг солнца. Но в музыке всё совсем по другому. Давайте познакомимся с этими китами.

Слайд 7

Этих китов зовут
Песня
Танец
Марш

Слайд 8

Песня
Ребята, скажите пожалуйста, что такое песня? (ответы детей) Вы правильно говорите. Песней, мы называем музыку, которую поём со словами. А давайте подумаем, какие бывают песни? (ответы детей)

Слайд 9

Песня бывает
народная
опера
эстрадная

Слайд 10

Танец
А теперь давайте подумаем, что такое танец? (ответы детей) Танец-ритмичные, выразительные движения исполняемые с музыкальным сопровождением. Под музыку танца нам всегда хочется выполнять какие-то движения – кружится, прыгать, приседать и т.д.

Слайд 11

Танец бывает
народный
балет

Слайд 12

спортивный
бальный

Слайд 13

Марш
Марш — это музыка имеющая четкий ритм, которая сопровождает чёткие движения человека. Марш — один из главных элементов военной музыки. Марши тоже бывают разные.

Слайд 14

Марш бывает
детский
торжественный
карнавальный

Слайд 15

Ребята, сегодня мы познакомились с тремя китами музыки. Давайте вспомним как их зовут? (ответы детей)

Слайд 16

Я надеюсь что вам понравилось наше путешествие в мир музыки и вы будете узнавать о нём всё больше и больше от родителей, друзей, с помощью телевизора, походов в театр и конечно же на наших музыкальных занятиях. Спасибо вам большое за внимание!

lusana.ru

Советы рукодельницам