Проверочное слово к слову «работа»

В рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ное «рабо­та» тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся сло­вар­ным сло­вом. Но все же, если обра­тить­ся к эти­мо­ло­гии (про­ис­хож­де­нию) сло­ва, без­удар­ный глас­ный «а» мож­но про­ве­рить.

В сло­ве «рабо­та» пред­став­ля­ет труд­ность напи­са­ние без­удар­ной глас­ной «а» в корне:

рабо́та — корень/окончание

Как пра­виль­но пишет­ся это сло­во, с бук­вой «а» или «о»?

Работа

Правописание слова «работа»

В напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва вос­поль­зу­ем­ся прин­ци­пом рус­ской орфо­гра­фии, что в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге  подо­бран­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва или в фор­ме исход­но­го сло­ва. Посмотрим, как мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем глас­ные в сле­ду­ю­щих сло­вах:

  • лети́т — лёт­чик;
  • краси́вый — укра́сить;
  • гряда́ — гря́дка;
  • роса́ — ро́сы.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «рабо­та» с без­удар­ным глас­ным в корне, под­бе­рем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем в надеж­де, что уда­ре­ние про­яс­нит без­удар­ный глас­ный:

рабо́та — рабо́тник, рабо́тница, рабо́тать, работя́га, зарабо́таться.

Данный при­ем под­бо­ра род­ствен­ных слов не дал поло­жи­тель­но­го резуль­та­та: без­удар­ный глас­ный в корне рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва так и остал­ся без­удар­ным.

Следовательно, перед нами сло­вар­ное сло­во, о напи­са­нии кото­ро­го справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

«Работа» — это сло­вар­ное сло­во. Написание бук­вы «а» в корне сло­ва «рабо́та» запом­ним.

Как толь­ко при­шла ран­няя друж­ная вес­на, сра­зу заки­пе­ла рабо́та на полях.

Происхождение слова «работа»

Но если посмот­реть в эти­мо­ло­ги­че­ском сло­ва­ре про­ис­хож­де­ние  это­го сло­ва, то выяс­нит­ся, что оно заим­ство­ва­но из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка.

Из обще­слав. orbota, суф. про­из­вод­но­го от orbъ (> раб). Ср. точ­ное соот­вет­ствие в нем. Arbeit.  Работа пер­во­на­чаль­но -«тяже­лая, под­не­воль­ная рабо­та, раб­ство».

В древ­но­сти тяже­лым тру­дом зани­ма­лись рабы, под­не­воль­ные люди, плен­ни­ки, попав­шие в раб­ство.

Узнав про­ис­хож­де­ние сло­ва «рабо́та», про­ве­рим без­удар­ный глас­ный «а» в его корне эти­мо­ло­ги­че­ски род­ствен­ным сло­вом «раб».

Примеры предложений

На мор­ском при­ча­ле шла кипу­чая рабо́та день и ночь.

Все зна­ют, какая нелег­кая рабо́та у него.

Справишься ли ты, ведь это доволь­ная хло­пот­ная и напря­жен­ная рабо́та.

Рабо́та вра­ча не каж­до­му под силу.

russkiiyazyk.ru

Сборник словарных слов 1-4 классов

Словарные слова 1-4 класс из 3-х программ (Рамзаева, Узорова, Бунеев)
В данный сборник вошли словарные слова из программы начальной школы 1-4 класс. Словарные слова собраны из программ Рамзаевой, Узоровой, Бунеевых. Собраны в алфавитном порядке. Выделены орфограммы.

Составила сборник Селезнева Елена Васильевна.

Буду благодарна всем, кто учится по другим программам и будет в комментариях писать слова из других программ, которые можно дописать в список словарных слов начальной школы.




Аа

абажур, абзац, абрикос, авария, автобус, автомобиль, агроном, адрес, аккорд, аккуратный, аллея, алфавит, алмаз, аптека, апельсин, аппарат, аппетит,  арбуз, аромат, артист, асфальт … 

Бб

Багаж,  баран,  баранка,  балкон,  барабан,  берёза,  берег, билет,  беседа, болото,  быстро,  библиотека, багровый, багряный, ботинки, биография, базар, бассейн, батон, будто …

Вв

Вагон, валенки, ванна, ванная, вверх, вдруг, везде, ветер,  ветреный, вермишель, веять, винегрет, виноград, вместе, внимательный, внутри, восемь, вдвоём, вокруг, ворота, волшебный, воробей, ворона, восток, воскресенье, вокзал, вопрос, вперёд, впереди, впервые, всегда,  выражаю, выразительный, вчера,  …

Гг

газета,  гаммы,  галерея,  герой,  город,  горох,  готов, готовить, горизонт,  горячий,   голубой,  граждане, гражданин, громко,  грамм,  грамматика, грипп, группа,  

Дд

Деревня, дорога, девочка, дежурный, десерт, декабрь, двадцать, двенадцать, директор, до  свидания, диалог, длина,  дрожжи,  давно,

!!!

Далеко (даль)

Долина (дол – ровное место)

Ее

Ежевика, если, ещё …

Жж

Жёлтый, животное, желаю, жужжит, женщина, жжёт …

Зз

Завод, заяц, завтра, завтрак, задача, забор, закон, запад, звонИшь, звонЯт,здесь, здание,  здравствуйте,земляника,  зеркало, …

Ии

Издалека, инженер, интересный, иней, иногда, истина, истинный, иметь в виду, иллюстрация, искусство,  идти,…

Кк

Календарь, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, комбайн, космонавт, кабинет, космос, костёр, коньки, корова, копыто, колено, карниз, касса, карнавал, конструктор, конструкция, копейка, класс, карандаш, колхоз, килограмм, команда, камыш, капитан, корабль, концерт, корзина, коридор, кассета, командир, как будто, какао,калитка, каяться, коллектив, коллекция, кофе, кросс, кроссовки, кроссворд, корреспондент,Красная площадь, Кремль,  каблук,  ковер, красота, крокодил,кабина , калина, курица, кружево …

!!!

КОМПАНИЯ —

1. группа людей, проводящих вместе время

2. коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности

КАМПАНИЯ — совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо важной цели

Лл

Лопата, лагерь, лестница, лисица, лиловый, лепесток, ладонь, лаборатория, лаять, лимон, лелеять, ластик линия, лучше, …

Мм

Машина, молоко, медведь, морковь, мечта, мороз, Москва, медленно, молоток, месяц, магазин, малина, мандарин, матч, металл, металлический, мальчик, метро, масса, мечта, мужчина, миллиметр, маяться, макароны, монолог,майонез, мебель, …

Нн

Назад, налево, направо, наверное, надолго, нарочно, несколько, народ, навсегда, надеяться, наоборот, например, насекомое, неделя, недавно, навстречу,…

Оо

Овощи, одежда, огурец, октябрь, одиннадцать, огород, однажды, обед, овёс, орех, осина, отец, около, овца, обратно, оборона, обаяние, обаятельный, озорник, отчаяние, облако, оттенок, огромный, оранжевый, орфограмма,оттуда, отдых, образ, овраг, овчарка, обложка, обман, обычно, основа, охота, отечество…

Пп

Пальто, пенал, петух, посуда, помидор, погода, победа, песок, песчаный, прекрасный, пшеница, пятница, понедельник, печаль, пейзаж, портрет, питомник, путешествие, привет, приветливый, платок,природа, правительство, пассажир, падеж, памятник, палатка, пианино, пожалуйста, понимать, пополам, поровну, престиж, прогресс, происшествие, простор, профессия, процесс, перрон, помощник, поперёк, порядок, потом, потому что, почерк, правило, правильно, праздник, предмет,  пример, программа, профессия, полотенце, палец,перчатка, пингвин, пирог, парад, пояс, …

Рр

Работа, рабочий, ребята, русский, ракета, расстояние, решение, рисунок, растение, район, ра;внина, рояль, рябина, рассказ, ремонт, реять, ромашка,резинка,  ребенок,…

!!!

Родина – Россия,

но родина – город, село, где родился.

!!!

Развиваться – развитие, прогресс,

Развеваться – (веять) флаг, знамя

Сс

Салют, салат, сапоги, салазки,  салфетка,  самолёт,  сверкать,  свитер,  север, сегодня,  сейчас, серебряный, сеять, сеялка,  секунда,  секрет,  сзади,   синица, сирень,  сиреневый,  ситуация,  скатерть,  сколько,  скоро,  славяне,  собака, сорока,   солдат, соловей,  солома,  свобода,  свободно,  сосед,    сочинение,  слева,  случай,  сначала,  совсем,  справа, спасибо,   справедливость,   сразу,  ссора,  стакан,  столько,  столица,  стрекоза,  сочинение,   стеречь, странный, суббота, субботник,  сумма,  считать,  счёт,  счастье

Тт

Тарелка, тетрадь, тетрадка, трактор, товарищ, торжественный, теперь, телефон, тепловоз, топор, трамвай, традиция, тревога, театр, тогда, только, телеграмма, терраса, территория, тонна,томат, тоска, тоскует, троллейбус,  такой,телёнок,…

Уу

Ученик, ученица, учитель, учительница, урожай, улица, ужин, ураган, узел,…

Фф

Футбол, фойе, фиолетовый, фамилия, фантазия, финиш, фонарь,…

Хх

Хозяйство, хозяин, хлебороб, хорошо

Цц

Цитата,  цирк,

Чч

Человек, четверг, чёрный, четырнадцать, чемодан, чучело,  чеснок, …

Шш

Шофёр, шоссе, шестнадцать, шорох, шалаш, шёлк, шинель,

!!!

ШЁЛ, УШЁЛ, ЗАШЁЛ, НАШЁЛ, ПЕРЕШЁЛ, ОТОШЁЛ…

!!!

Шествовать – идти за кем-то — шествие

Шефствовать – быть шефами…

Щщ

Щегол, щенок, щебет (птиц)…

Ээ

Экипаж, электричество, экспресс, экскурсия, экскаватор, эскалатор, электровоз, электричка, эстафета,  электростанция…

Юю

Юность, юный, юннаты…

Яя

Яблоня, яблоко, ягода, якорь, язык, яйцо, ящерица, ясно, ястреб,    янтарь…




РЕКОМЕНДУЮ  Он-Лайн тренажеры.

www.selezneva-lichnost.ru

Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе.

Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купайся ежечасно!

Всем педагогам хорошо известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

А письменная речь – это самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Мы называем их словарными словами. И каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь.
Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приёмов, способствующих усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников все больше возрастает, достигая к концу четвёртого класса внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

Но к сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества часто употребляемых слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Часто словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, или она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Без усвоения слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, испытывают затруднения при написании сочинений и изложений.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный российский ученый — методист А. В. Текучев.

Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, учитель должен управлять этим процессом и применять такие методы и приёмы, которые помогут ребёнку облегчить процесс запоминания, обеспечат правильность и полноту усвоения словарных слов.

Кроме этого, работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, необходимо помочь им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»).

  • «Зеркальные слова» — слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.

  • «Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.

  • «Очень опасные слова» — слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание.

В основу формирования орфографических навыков письменной речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение написанию слов с непроверяемыми орфограммами должно проводиться с опорой на дидактический материал, включающий в себя наиболее часто употребляемые слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные исследования доказывают, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что для обучения написаниям слов указанного вида, нужно активизировать мыслительную деятельность и память учащихся. Этого можно достигнуть, применяя такие методы и приёмы, в основе которых широко используются игровые упражнения, т. к. именно игра является привычной средой обитания детей и продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности: А главное — в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая удовольствие. Для учащихся игра — прежде всего увлекательное занятие. Этим она и привлекает преподавателей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Некоторые из таких упражнений я использую на своих уроках и хочу предложить их вам.

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Этот вид работы можно использовать с 1 класса, когда словарных слов изучено ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. 
2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д, который можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
3.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работы у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма, что очень важно при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
4.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
5.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
6.«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя заготовки.
7. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. 
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. 

8.СХЕМЫ — УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___  (воробей, молоко..)
_______ЛЛ__   ( коллектив, коллекция…)
9.«КОПИЛКА — МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы
10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к нового материала. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
Заранее тщательно подбирают слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание.
11. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
12. «ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                         
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.   
ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД 
ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН
ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: 
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .    
Шифровка «Добавь гласные».
(Или  «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: ВТМБЛЬ(АВТОМОБИЛЬ).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: 
СБК      (СОБАКА)
СРК      (СОРОКА)
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)
13. НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
14.« «ПРОБА  ПЕРА».
В 3-4 классах практикуют работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. В течение недели предлагают написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,      -оло-;

2. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;

3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» — это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
15.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова.К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
17.ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
18. ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикуют пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Берём словарик ребёнка и вразброс спрашиваем, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю  мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену  – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени  и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.

19. Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

20. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

21. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

22. Выбрать слова.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей.

24. Подобрать слова: Подбери слова к данным схемам:

25. Выпиши из словаря.

Выпишите из словаря по 3 слова 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

26. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

27. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

28. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )

29. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.

30. Этимологический анализ– важное средство повышения грамотности.

Для толкования можно использовать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, «Толковый словарик русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.

Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.

Пример: «Линейка» — производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия» — «нитка». А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии». Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.

Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу со словарными словами с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко и свободно.

Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Эти упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их. А также систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

infourok.ru

Статья на тему»Эти словарные слова»

«Русской речи государь по прозвищу Словарь».

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад .

Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз. Нерешённые проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее…

Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приё мы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядыва ют на последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняет ся правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся за дача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Ученикам начальной школы предстоит выучить около 200 словарных слов. Как сделать так, чтобы эти слова прочно запомнились и не вызывали затруд нения? Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Я думаю недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явле нием как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы уче ник мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.

Я стала анализировать приёмы  словарной работы в начальной школе и приш ла к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к отра ботке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают упот ребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка – умение правильно писать сло ва и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходи мость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно – орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте раз вития их речи. А наиважнейший элемент развития речи – обогащение словар но – лексического запаса.
Наверно каждый из вас не раз задумывался как добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной? Какие нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов?

Я хотела бы поделиться с вами приёмами работы над словарными словами , которые использую на протяжении многих лет работы.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.

1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).
Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.
КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места) . Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.
Например: М_РКО_Ь или как вариант МОР(о,а)КО(Вв,ф)Ь
1.б/гл. О в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. В , которую можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /В/ стоит в сильной позиции.
2.»ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
3.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант.
4.СХЕМЫ — УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.
___О___О___ (воробей, молоко..) _______СС__ ( касса, масса…)
5.»ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единст венное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова Далее идут рассуждения:
6. КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внекласс ной работе и в качестве домашнего задания.
7.»ПРОБА ПЕРА».
В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по опреде лённому подбору:
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-, -оло-;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
8.»ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например: К_ССА – КАССИР
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например: К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
9.ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
10. «МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

И в заключении хотелось бы добавить, что систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариан тах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словар ным материалом и безошибочно применяет в практике.

infourok.ru

Как организовать работу со словарными словами

Как организовать работу со словарными словами.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребенка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Поэтому не случайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картинный словарь, сменные наборные полотна. Однако применение данных пособий не дает нужного эффекта. Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, осваивается в отрыве от изучения проверяемых безударных гласных, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Эту тематическую группировку слов с непроверяемыми написаниями использую в своей работе и я. Над группой слов работаю в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: солдат, это слово связано с итальянским «сольдо». «Сольдо» — это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался сольдато. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развернутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр. Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. На заключительном уроке провожу проверку. Делаю это с помощью перфокарт, использую устную и письменную взаимопроверку в парах.

Хорошим подспорьем в работе над словами с непроверяемыми орфограммами является книга В.П.Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах». Используя из этой книги практический материал (загадки, пословицы, тексты, стихи) и тематическую группировку слов (по Лысенковой), я систематизировала работу над каждой группой слов. Покажу это на примерах (3 класс).

1 урок

Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт — №1 все видимое вокруг наблюдателя пространства, №2 видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим «горидзон» — предел, рубеж, «горидзо» – намечать границу.

Север – одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу.

Юг – сторона горизонта, противоположная северу.

Запад – одна из четырех сторон света.

Восток – сторона, противоположная западу.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2 урок

Выборочный диктант

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Румяной зарею покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг – там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».

3 урок

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

  1. По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (ветер)

  2. Он и летом, и зимой – между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди. (горизонт)

  3. Состояние атмосферы в данном месте в данном время. (погода)

  4. Сторона горизонта, в направлении которой муравьи строят свой дом. (юг)

  5. Сторона, противоположная предыдущей. (север)

  6. Сторона горизонта, где восходит солнце. (восток)

  7. Сторона горизонта, где заходит солнце. (запад)

  8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом. (заря)

4 урок

  1. Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи. Раскинулась м _ я стр _на / от / сев_ра / до / юга.

  2. Записать по памяти остальные слова из этой группы /запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер/.

5 урок

Письмо сочинения-миниатюры.

6 урок

Проверка с помощью перфокарт.

Вторая группа слов: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

1 урок

Дорога – узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от «дёргать» —   продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе – дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль — самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль — слово, составленное из греческого местоимения аутос, обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль — «сам собою подвижный».

Шофёр – водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро – городская электрическая ж/дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую подземную дорогу «метрополитен» — «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица — два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай – поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» — вагон, «уэй» — дорога. Это слово из Бельгии.

2 урок

Разгадать кроссворд.

  1. Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет — ярко красный глазок глянет. /автомобиль/

  2. Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет. /дорога/

  3. Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. /метро/

  4. Дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. /шоссе/

  5. Из края города в другой ходит домик под дугой. /трамвай/

  6. Водитель автомобиля. /шофер/

  7. В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд – и квадратными глазами друг на друга все глядят. /улица/

3 урок

Составление словосочетаний.

шофер
метро
шоссе
автомобиль
улица
дорога
трамвай

легковой
извилистое
желтый
московское
оживленная
гладкая
опытный

 

4 урок

Письмо сочинения–миниатюры.

5 урок

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

6 урок

Проверка с помощью перфокарт.

Изучение слов с непроверяемым написанием дает возможность познакомить с фразеологизмами. Такое знакомство позволяет учителю показать богатство нашего языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и использовать их в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов можно отнести следующие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, язык без костей, язык подвешен хорошо, язык заплетается, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, медвежья услуга, после дождичка в четверг, при царе Горохе, проехал зайцем, ворон считает, трещит, как сорока, сорока на хвосте принесла, как кошка с собакой живут, как собака на сене, два сапога — пара, сапоги каши просят, твердый орешек и.т.д.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание слов с непроверяемым написанием запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

kopilkaurokov.ru

Работа со словарными словами

Уж сколько раз твердили миру, а воз и ныне там…

Эти знакомые фразы из басен Крылова как нельзя лучше характеризуют тщетность усилий в преодолении ошибок, связанных со словарными словами, которые пишутся либо в соответствии с традицией родного языка, либо сохраняют написание по источнику происхождения.

Не проверяемых правилами слов много, их написание не поддаётся никакой логике. Нужно запоминать десятки слов и постоянно работать с орфографическим словарём.

Маленький пример: ученица спрашивает учителя, что ей делать, если в словаре искомого слова нет. Когда обеспокоенный педагог всё-таки находит в словаре то самое слово, оказывается, что девочка вместо слова «панорама» искала «панарама».

Как облегчить запоминание трудных слов? Можно, конечно, раздать для заучивания списки словарных слов, расположенных по алфавиту или сгруппированных тематически. Но принесут ли реальную пользу подобные длинные списки, не отпугнут ли ученика своим количеством?

Нужно применять проверенные способы работы со словарными словами, гибко использовать систему мотивации, игровые методики, облегчающие детям запоминание трудных слов. Можно приготовить карточки, на которых были бы написаны слова с непроверяемыми написаниями. Согласно исследованиям, чтобы слово запечатлелось в памяти ребёнка, чтобы его написание было автоматически правильным, необходимо много раз использовать это слово в письменной речи.

Многие непроверяемые написания, считающиеся традиционными, на самом деле можно проверить на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: «кисель» — от «киснуть», «паломник» — от «пальма».

Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слов: п_тух, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

Слова-подсказки: петь, мять, клёв, пёс, кол, чин, копоть, целый, пить, кость, кров, чёрный, зеркало, просто, белый.

Часть слов содержат полногласие -оро-, -оло-. Сравните пары слов:

прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, превращение – переворот, молодёжь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

В этих парах первое слово устаревшее, старославянское по своему происхождению. Второе же слово содержит русское полногласие.

Многократное повторение будет более продуктивным, если дети получат эти слова не в готовом виде, а приложат собственные усилия к запоминанию. Навязывание слов для механического заучивания противоречит естественному живому языковому развитию растущего человека. Дети сами изобретают игры, требующие умения быстро и точно находить нужные слова.

Если группа вводимых за один раз слов объединена одним признаком (общим корнем, сочетанием букв или смыслом), слова, как правило, лучше запоминаются. Спортивная тема: тренировка, тренер, спортсмен, стадион, старт, финиш, финал, эстафета, спартакиада, олимпиада, рекорд, рекордсмен.

Для того чтобы школьник мог успешно запоминать словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память.

Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов.

  • Всмотритесь в слово, представьте его в символическом виде, создайте его рисунок.

 • Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Вот так: про-фес-сия, ин-тел-ли-ген-ция, ик-кус-ствен-ный.

  • Напишите их по памяти, а потом проверьте себя.

Многие неожиданные и нелепые ошибки возникают из-за того, что школьники не вглядываются в буквенный состав слова, «в упор не видят», как оно пишется. А такой самостоятельный поиск слов заставляет их проанализировать, продумать, рассмотреть большое количество слов. Активный характер работы обеспечивает более высокий уровень запоминания и свободное словоупотребление в дальнейшем.

Если ребёнок один раз неправильно напишет слово, он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что сразу ликвидировать ошибку не получится. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому необходимо развивать фонематический слух. Словарное слово нужно произносить чётко, причём несколько раз вслух. 

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

Один раз в четверть или в полугодие можно проводить контрольные словарные диктанты в 5-11 классах.

Объём словарного диктанта: для 5 класса — 15-20 слов, для 6 класса — 20-25 слов, для 7 класса — 25-30 слов, для 8 класса — 30-35 слов, для 9 класса — 35-40 слов, для 10-11 класса — до 70 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

«4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки.

«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

«2» ставится за диктант, в котором допущено 5 и более ошибок.

Предлагаем контрольные словарные диктанты, которые мы используем в практической работе. Эти диктанты состоят в общем-то из самых известных и наиболее употребляемых слов. И совсем неважно, по каким учебникам занимаются дети.

Для каждой параллели 5-8 классов составлено по два набора словарных слов. Выбирайте один из них на середину года, а другой на конец года. Предлагаем также текстовый файл для распечатки с таблицей, чтобы выполнить анализ контрольного словарного диктанта.

 

5 класс

Контрольный словарный диктант 

20 слов

Компьютер, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, планета, чувствовать, искусство, панорама, трамвай, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, вокзал, здесь, фонарь, зоопарк, температура.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 5 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу______

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

5 класс

Контрольный словарный диктант 

20 слов

Наверное, стадион, пожалуйста, профессия, компьютер, гитара, пианино, безвкусный, природа, приключения, шоколад, шоссе, экзамен, исполин, билет, горизонт, маршрут, велосипед, квартира, оптимист.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 5 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу______

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

6 класс

Контрольный словарный диктант

25 слов

Благословение, адмирал, преподавать, иллюстрации, платформа, равнина, горизонтальный, миллиметр, изображение, ураган, патриотический, пожалуйста, спасибо, до свидания, масштаб, параллельный, примета, фиолетовый, бассейн, долина, впечатление, ровесник, парашют, внимание, лестница.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 6 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

6 класс 

Контрольный словарный диктант

25 слов

Количество, миллион, минута, секунда, одиннадцать, инициалы, аттракцион, сувенир, экспонат, балет, театр, партер, дизайнер, каникулы, фойе, вестибюль, откровенный, искренний, совершенство, архаизмы, юный, багряный, диалог, косвенный, орфограмма.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 6 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

       
7 класс

Контрольный словарный диктант  

30 слов

Караван, авиация, теоретический, палисадник, иссиня-черный, изжелта-красный, общественно-политический, бригантина, адмирал, избирательная кампания, компания друзей, колоссальный, громадный, лазурный, фарфор, демонстрация, парад, афоризм, атмосфера, грамматический, неопределённый, команда, терраса, одиннадцать, обстоятельство, аттракцион, столетие, северо-западный, юный, прилагательное.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 7 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

7 класс

Контрольный словарный диктант

30 слов

Интернет, миллион, оптимист, искусственный, калейдоскоп, внимание, комфорт, впечатление, памятник, афоризм, бешеный, поразительный, компания друзей, предвыборная кампания, горизонтальный, путешественник, исследования, сарафан, композитор, театр, прогнозировать, ветеринар, видеокамера, деликатес, преподаватель, эстафета, поколение, великолепный, обоняние, жюри.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 7 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

8 класс  

Контрольный словарный диктант 

35 слов

Эрудиция, гуманитарный, колебание, выражение, рекомендовать, интеллигент, сочетание, стандарт, реформа, прогресс, как будто, талисман, эксперимент, будущее, галерея, фойе, экономист, фольклор, диалекты, палисадник, здесь, профессия, эпиграф, композиция, энциклопедический, уникальный, академия, искусство, проект, директор, классификация, категория, элегия, романтизм, оптимист.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 8 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

8 класс 

Контрольный словарный диктант 

35 слов

Интернет, лаборатория, будущее, следующий, интеллигент, коллектив, всё-таки, как будто, изображение, объединение, университет, землетрясение, гармония, реликвия, километр, минерал, палатка, территория, инстинктивный, публицистический, в течение недели, драматический, автобиография, философский, преподаватель, директор, колоссальный, искусство, администрация, здесь, пожалуйста, труженик, чересчур, впечатление, чувствовать.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 8 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — _____, на «4» — _____, на «3» — ______, «2» — ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
9 класс

Контрольный словарный диктант 

40 слов

Гуманитарный, до свидания, пожалуйста, извините, палисадник, терраса, чувствовать, искусство, панорама, оптимист, пессимист, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, патетика, здесь, департамент, самонадеянный, сумасшедший, очарование, преподаватель, асимметрия, линолеум, беллетристика, дислокация, компонент, времяпрепровождение, драматический, пьеса, кристаллы, участвовать, дискуссия, междоусобицы, превратности, обаяние, профессионально-техническое, аплодировать.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 9 ____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — ____,  на «4» — ____, на «3» — ____, на «2» — _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

       

10 класс

Контрольный словарный диктант 

50 слов

Дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, праязык, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепие.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 10_____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — ____,  на «4» — ____, на «3» — ____, на «2» — _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
11 класс

Контрольный словарный диктант 

60 слов

Экзамен, до свидания, пожалуйста, чувствовать, искусство, панорама, характер, происшествие, здесь, температура, дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, караван, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепный.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 11_____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» — ____,  на «4» — ____, на «3» — ____, на «2» — _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
Скачать тексты контрольных словарных диктантов (формат doc, 116 КБ)

ruslita.ru

Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов :: SYL.ru

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

www.syl.ru

Советы рукодельницам