Сотрудничество библиотеки и детского сада. Формы работы – Ребенок в детском саду
Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.
В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.
Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.
Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий
Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.
На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.
Во время пребывания в библиотеке, дети:
- Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
- Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
- Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
- Участвуют в физкультминутке.
- Изготавливают поделки в творческой мастерской.
- Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
- Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
- Смотрят советские мультфильмы.
Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.
Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди
Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»
Пример тематического занятия, посвященного животным.
В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.
Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.
На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.
Проведение совместных праздников
Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).
Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.
На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.
Библиотечная акция, приуроченная к 1 сентября — Королевство букв и цифр
Формы работы с книгой
Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.
Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.
В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.
Послесловие
От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.
В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.
На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.
Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.
Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.
Адрес библиотеки: 113093, Москва, 3-й Павловский пер., 14/18. Тел.: (495) 952-76-59
Cтатью подготовила Даниленко Мария.
deti-club.ru
Сотрудничество детского сада и библиотеки
Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой, интегрирует формальное и неформальное образование; гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы. Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства.
Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с социальными институтами является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает:
– Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.
– Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.
– Развитие восприятия.
Опыт взаимодействия детского сада «Скворушка» и библиотеки им. Я. Гашека начал складываться еще в 2012 году. В 2013 году сложилась определенная система организации совместной деятельности: был заключен договор о сотрудничестве, составлен подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику занятий с детьми. Информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей детей, а те, в свою очередь, активно участвуют в экскурсиях, праздниках. В течение года проводятся встречи между педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки, в ходе которых решаются проблемы совместной деятельности. По окончании учебного года подводятся итоги работы, организуются выставки детских работ, викторины, летние праздники.
Основной задачей, которую поставили педагоги детского сада и сотрудники библиотеки, стала следующая: повышение уровня познавательного интереса детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре чтения художественной литературы.
В ходе составления системы совместной деятельности были выделены такие формы работы, как:
1. Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями и родителями.
2. Организация выставок детской художественной литературы.
3. Проведение бесед, викторин с детьми по прочитанным книгам сотрудниками библиотеки.
4. Организация встреч с поэтами и писателями, авторами книг для детей.
5. Организация выставок детских рисунков, поделок.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Одной из важных сфер познания для ребенка является книга.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге. Плоды этого мы пожинаем уже сегодня: низкий уровень развития речи, узкий словарный запас, слабое восприятие, воображение, отсутствие коммуникативных навыков. Как помочь малышу полюбить книгу и повысить познавательный интерес к самому процессу чтения? Над этой проблемой работал весь педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения. Свою работу мы начали с анкетирования среди родителей, в результате которого выяснилось:
– Родители не часто покупают новые книги.
– Совместное чтение детской книги происходит довольно редко.
Старшие дошкольники книгам предпочитают мультики, компьютерные игры. На вопрос: «Какая твоя любимая книжка?» – наиболее популярными были книги Э. Успенского. Перед педагогами стала проблема необходимости работы с родителями. В нашем детском саду большое внимание уделяется работе с родителями. В 2016 году была осуществлена реализация проекта «В гости к Агнии Барто» совместно с родителями и сотрудниками библиотеки им. Я. Гашека. Воспитатели группы «Земляничка» Акимова Л.А. и Трудолюбова О.В., учитель-логопед Шиловская Т.А., выступая на родительском собрании, зачитали результаты анкетирования родителей и вызвали родителей на дискуссию о необходимости развития интереса и любви к книге. Перед родителями выступила сотрудник детской библиотеки. В ходе обсуждения данной проблемы мы пришли к выводу, что приобщение ребенка к литературе, воспитание будущего читателя должно реализовываться на специально организованных занятиях, совместной деятельности педагогов, библиотекарей и родителей.
В результате совместной работы ДОУ с библиотекой удалось расширить кругозор детей, решить многие образовательные задачи, повысить познавательный интерес детей к изучению природы и истории своего родного края.
Цикл занятий в библиотеке им. Я. Гашека был посвящен художникам-иллюстраторам: Конашевич, Чарушин, Гажур, Зотова. Библиотекарь обратила внимание на различие художественной манеры изображения. Дети рассмотрели различные иллюстрации, на которых изображены дворцы, животные, обитатели морей, сравнили работы художников, ответили на вопросы: «Из какой сказки иллюстрация?», «Как имя героя на картине?» и т.д.
Наиболее интересные для детей темы занятий, построенных на основе интегрированного осмысления и создания в художественной деятельности образов окружающей жизни и произведений искусства (литературы, фольклора, музыки, изобразительного искусства.) При этом дети знакомятся с передачей образа средствами выразительности разных видов искусства.
При определении тематики занятий сотрудники библиотеки учитывают принцип индивидуального подхода к отбору содержания в работе с детьми и интересы детей конкретной возрастной группы.
В 2015 году была проведена большая работа, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Педагоги детского сада и сотрудники библиотеки провели совместное мероприятие, посвященное пионерам-героям, участникам ВОВ. Была проведена подготовительная работа: дети познакомились с книгами о подвигах детей, выучили стихи, нарисовали рисунки. На это мероприятие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, проживающие в Дзержинском районе. Музыкальный работник Баширова О.А. совместно с вокальной группой «Колокольчик» подготовили концерт для ветеранов. Выступление детей было искренним и оставило незабываемое впечатление в сердцах ветеранов.
2017 год, объявленный Годом экологии, внес свои коррективы в план совместной деятельности детского сада и библиотеки, было предусмотрено много мероприятий, связанных с региональным компонентом, изучением флоры и фауны Новосибирской области. Сотрудники библиотеки подготовили интересные занятия-путешествия «В гости к синичке», «Медвежий угол», «Чьи следы», «Зачем ёжику нужны иголки» и другие.
В 2018 году в связи с празднованием юбилея Новосибирской области в плане работы с библиотекой появились тематические занятия, направленные на ознакомление с историей и культурой нашей области, была проведена выставка «Достопримечательности города Новосибирска».
За этот год значительно вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков, повысился познавательный интерес к книге. Дети уже по иллюстрации или отрывку могут назвать произведения и автора. Просят почитать другие книги понравившегося автора. Для многих родителей тоже дошел смысл и значение этой работы, они сумели понять, что книга – это не прошлое, а настоящее. Родители выпускников заметили изменение познавательного интереса детей после цикла занятий, проведенных в детской библиотеке. Все дети были записаны в библиотеку, имеют представление о том, где находятся книги и как правильно их нужно выбирать. Этот факт указывает и на социальную значимость поставленной проблемы.
io.nios.ru
Опыт работы «Сотрудничество ДОУ и библиотеки».
Опыт работы «Сотрудничество ДОУ и библиотеки»
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский
В наше время читать можно где угодно – на планшете или компьютере, в «электронной книге». Кому как удобнее. Но есть люди, которым просто необходимо чувствовать шелест бумаги, вдыхать этот запах новых или не очень страниц, ведь каждая книга пахнет по-своему, и запах – это ее история. А о детях и говорить нечего – только книги! Настоящие, сказочные, волшебные, яркие, увлекательные, познавательные — такие разные, и такие любимые. Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка
Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или дедушки) приобщают своего ребёнка к красочным детским книгам, манящим своей яркостью и картинками.
С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.
Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?
Первый раз наша группа пришла на экскурсию в филиал библиотеки №3 в четырёхлетнем возрасте. Знакомство детей началось с осмотра помещения библиотеки. В ходе экскурсии, внимание детей было обращено на то, что в библиотеке много книг, но все они стоят на своих местах, на стеллажах, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме). Наибольший интерес у детей вызвали стеллажи с детской литературой. Дети листали книги, рассматривали иллюстрации. Во время первой экскурсии детям рассказали об истории появления книги. Дети учились бережному отношению с книгами.
Знакомство с библиотекой закончилось играми и вручением сувениров. Так наши встречи стали постоянными.
В начале каждого учебного года между воспитателями группы и сотрудниками библиотеки составлялся план мероприятий, согласно календарному плану обучения в ДОУ, календарно-обрядовым и светским праздникам. Занятия проводились на базе библиотеки два раза в месяц с использованием элементов игры, викторин, конкурсов. Поскольку именно благодаря игровым формам дети активно запоминают предлагаемый материал.
На протяжении трёх лет дети знакомились с творчеством детских писателей.
Это К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.Барто, С.Михалков, Е.Чарушин, Н.Носов, Э.Успенского, В.Бианки, Н.Сладкова, Сутеев и другие. Детям рассказывали о творчестве писателей, читали их произведения, рассматривали иллюстрации к книгам. Смотрели мультфильмы, созданные по произведениям писателей. Информация о писателях и их произведения подбирались с учётом возрастных особенностей детей. Сотрудники библиотеки проводили викторины по творчеству писателей. Для закрепления полученной информации, у себя в группе мы устраивали выставку книг изучаемого писателя, читали рассказы, рисовали иллюстрации к произведениям. Рисунки уносили в библиотеку, где оформляли выставки.
Дети с удовольствием принимали участие в подготовке к библиотечным мероприятиям: разучивали стихи, делали поделки из бумаги, природного материала, рисовали рисунки и иллюстрации к любимым книгам.
В старшем возрасте дети познакомились с творчеством зарубежных писателей: Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, бр.Гримм. По произведениям была проведена викторина «В гостях у сказки».
Каждый год у нас в городе проводятся «решетовские чтения». Для Березников Алексей Решетов больше, чем поэт. Мы тоже не остались в стороне от этого мероприятия. В библиотеке нашим детям рассказывали о биографии и творчестве поэта. А дети выучили стихи А.Решетова и мы устроили мини «решетовские чтения». Также дети нарисовали рисунки для выставки «Мой город – Березники».
Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Поэтому мы должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов. Совместная работа воспитателей ДОУ и сотрудников библиотеки включала в себя серию мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников: беседы о войне, о блокаде Ленинграда, о героизме людей в годы войны. Детям читали рассказы и стихи о войне. Рассматривали иллюстрации. Встречались с ветеранами. Возлагали цветы к Вечному огню. Наша воспитанница приняла участие в конкурсе патриотических стихов.
В подготовительной группе детей познакомили с праздником славянской письменности и культуры, который отмечается 24мая. Было проведено занятие «Откуда азбука пошла». Дети узнали о Кирилле и Мефодии, о том, как создавалась первая азбука, как выглядели буквы. Знакомство с созданием азбуки имело продолжение. Дети и родители нашей группы приняли участие в конкурсе «Необычная буква». Дети рассматривали написание букв в старинном стиле, и пытались разгадать узорную тайну заглавной буквы (Буквица — большая и затейливо оформленная первая буква текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг).
Сотрудничество библиотеки и детского сада проходило и в форме организации совместных праздников.
Стало доброй традицией организовывать посиделки ко дню пожилого человека и ко Дню матери в библиотеке. Дети с большим удовольствием готовились к посиделкам: рисовали портреты мам или бабушек, составляли о них рассказы, оформляли поздравительные открытки, читали стихи, показывали различные театральные пьесы. Наши посиделки всегда заканчивались чаепитием с угощением.
Но самыми интересными для детей было знакомство с православными праздниками. Каждый год в библиотеке мы проводили календарно-обрядовые (православные) праздники: Рождество, колядки, Масленица, Пасха. Дети с большим интересом постигали историю православных праздников. В зависимости от возраста детей, им давалась информация о том или ином празднике. Рассказывалось, откуда пришёл этот праздник, как его отмечали наши предки. На праздниках проводились народные игры, конкурсы. Неизменными гостями этих посиделок были родители воспитанников, а также бабушки и дедушки. Родители с большим удовольствием принимали участие и в оформлении стола (чаепитие) и в конкурсах. Было очень приятно видеть и бабушек, которые участвовали в конкурсах, соревнуясь с внуками.
Также в библиотеке проходили мероприятия, направленные на расширение кругозора у детей: «Цветочный калейдоскоп», «Что ты знаешь о животных», «Из истории родного города», «Чайные посиделки» и другие.
Но не только дети ходили в библиотеку, но и сотрудники библиотеки приходили в гости в детский сад. Между библиотекой и детским садом существовала обратная связь. Сотрудники библиотеки помогали своими библиотечными ресурсами оформлять выставки книг в группе.
Анастасия Анатольевна выступала на родительских собраниях, рассказывая о значении чтения книг детям, о том какие книги выбирать детям, как читать. Проводила среди родителей и детей конкурсы и викторины.
Мы убеждены, что книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычных открытий и новых знаний.
infourok.ru
Библиотека и детский сад: грани сотрудничества
Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ
В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.
Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.
Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.
Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.
Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.
В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.
В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.
Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,
рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-
вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.
Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.
Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.
Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.
Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.
А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.
В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.
С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.
В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.
Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.
Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.
Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).
17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».
Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.
sodb.ru
Библиотека и детский сад: грани сотрудничества
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера.
Добрая книга — как всхожее зерно,
она прорастает в душе,
и когда это происходит,
книга становится
взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев
Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому необходимо сотрудничество библиотеки и детского сада. Свою работу с детскими садами библиотека строит на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы.
В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. Для комфортного самоощущения необходимо помочь дошкольнику осознать свои возможности и научить их использовать. В МДОУ детском саду № 119 большое внимание уделяется организации условий, способствующих решению задач социального развития воспитанников. Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники библиотеки №16 им. Д.Г. Сергеева.
Одно из направлений совместной деятельности это выставки. Сотрудники библиотек стараются сделать книжные выставки красочными, интересными, познавательными, привлекающими внимание дошколят: «Букет для мамы», «Мы рисуем осень», «Старая добрая детская книга», «Спасибо деду за Победу» и др. Надо отметить, что детвора, активно интересуется книгами и журналами на книжно-иллюстративных выставках.
Акция «Читаем детям о войне» проводилась в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года литературы в Российской Федерации.
Цель акции – воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
На базе детского сада №119 прошли громкие чтения солдатской сказки Паустовский К. «Похождения жука – носорога».
Акция направлена на привлечение внимания общественности к героическому прошлому России, увеличение читательской аудитории, интересующейся чтением книг о Великой Отечественной войне, объединение усилий детских учреждений в поддержке и продвижении детского и подросткового чтения, активизация работы библиотек по продвижению книг патриотической тематики в среду детей и подростков.
Летняя пора предоставляет уникальную возможность для общения детворы с книгой. Именно поэтому в июне этого года библиотека совместно с детскими садом приняли участие во Всероссийской акции «Лето с книгой» для дошкольного возраста. Сотрудники библиотеки подготовят для ребят — Хит парад любимой сказки детства «Книга + мультфильм» — Н.Н. Носов «Живая шляпа».
На основе с организованной работы с детьми, детским садом и библиотекой можно сделать выводы:
— дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство,
— заложена основа развития информационной культуры и образования детей;
— положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы.
Мы надеемся, что общими усилиями библиотекарей и воспитателей удастся привить интерес к книге и чтению.
Дмитриева Марина Ивановна
Зав. библиотекой №16 им. Д.Г. Сергеева
Узнать больше о нашей библиотеке>>
на Ваш сайт.
cbs.irkipedia.ru
Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.
Формирование целочтной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с библиотекой.Развитие духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.Осуществеление интегрированного подхода к эстетическому воспитанию и формированию творческих способностей в системе «ребено-педагог-родитель»
Просмотр содержимого документа
«Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.»
Проект
по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.
Актуальность:
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Цель проекта:
Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи:
Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Вид проекта: (образовательный и социально- просветительский)
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки
Формы осуществления преемственности:
экскурсии в библиотеку;
знакомство и взаимодействие с библиотекой;
посещение мини-музея библиотеки;
выставки рисунков и поделок;
участие в театрализованной деятельности
совместные праздники;
Этапы проекта
Подготовительный этап
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой
анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
установление контактов с организацией
определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия
Практический этап
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой
Задачи:
Составление плана совместных мероприятий на учебный год
№ | месяц | Мероприятия | ответственный | |||
1 | сентябрь | «Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря) | Библиотекарь, воспитатели | |||
2 | октябрь | Праздник осени. «Осенний листопад». Рисуем осень под музыку. | Библиотекарь, воспитатели | |||
3 | ноябрь | «В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского) | Библиотекарь, воспитатели | |||
4 | декабрь | «День рождения Деда Мороза» | Библиотекарь, воспитатели | |||
5 | январь | «Как- то в тихий вечерок девушки гадали…» | Библиотекарь, воспитатели | |||
6 | февраль | К дню Защитника Отечества: | Библиотекарь, воспитатели | |||
7 | март | «Нет на свете никого мамочки милее» | Библиотекарь, воспитатели | |||
8 | апрель | «Книжкина больничка» -ремонт книг. | Библиотекарь, воспитатели | |||
9 | май | «Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.) «Вспомним правила дорожного движения» (викторина ) | Библиотекарь, воспитатели | |||
10 | июнь | |||||
11 | июль | «Сказка- ложь, да в ней намёк…» | ||||
Заключительный этап Цель: подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа:
|
kopilkaurokov.ru
МБДОУ «Солнышко» — Отчет о работе с библиотекой
Сотрудничество МБДОУ «Детский сад» №4 «Солнышко» п. Энергетик Новоорского района
со школой
МБДОУ «Детский сад» №4 обеспечивает воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; а также обеспечивает сохранность и укрепление здоровья воспитанников, развивая их физические качества (выносливость, усидчивость и др.), способствующие успешному обучению в школе. Основная часть наших воспитанников обучается в МАОУ СОШ № 2 п. Энергетик, поэтому с этим образовательным учреждением заключен договор о совместной работе. Договор о совместной работе МБДОУ «Детский сад» №4 «Солнышко» и МАОУ СОШ №2 т п. Энергетик Новоорского района
с библиотекой
Сотрудничество МБДОУ д/с 4 «Солнышко»
с детской библиотекой.
Сотрудничество с районной библиотекой началось в сентябре 2012 года и ежегодное составление совместного перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми ведется и по сей день. Для работы с детьми выбрали определенный день недели – каждый третий четверг месяца. В сентябре дети познакомились с библиотекой. Для этого библиотекарями Терехиной С.Н. и Киреевой Н.В. была проведена экскурсия по библиотеке. Библиотекари рассказали о её помещениях, их назначении, правилах поведения, о том, как создают библиотеки и как стать настоящим читателем. Дети наблюдали за работой библиотекаря в читальном зале, познакомились с приёмами поиска, выбора книги, обращения с ней, возврата на прежнее место. В конце экскурсии просмотрели фрагмент кукольного спектакля по сказке «Колобок – колючий бок». На детей эта экскурсия произвела большое впечатление. Возрос интерес к книгам, дети бережнее стали относиться к ним. Таким образом, дети не только познакомились с понятием «библиотека», её назначением и с трудом людей, работающих в библиотеке, но и научились правилам пользования книгами, самостоятельному выбору книг, сформировалось бережное отношение к ним, активизировался познавательный интерес к библиотеке как объекту культуры. Создалась мотивация к дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку. И с самой первой встречи дети с нетерпением ждут прихода библиотекарей. Итогом работы по знакомству с библиотекой стала продуктивная деятельность по рисованию и аппликации на тему «Персонажи детской книжки». В октябре состоялся Праздник леса, который прошел оживленно: отгадывание загадок, чтение стихов, пение песен о природе, лесе и его обитателях, дидактические и спортивные игры по теме, просмотр видеофильма о русских художниках пейзажистах и др. Библиотекари рассказали о лесе и его особенностях в разное время года, представили книги, энциклопедии, репродукции картин на тематической выставке «Год леса». В группе дети нарисовали картины по темам «Лесные жители», «Лес, точно терем расписной», изготовили объёмно – плоскостную модель «Осеннее дерево». В результате у детей расширились представления о лесе как о природном сообществе, совершенствовались навыки безопасного поведения в лесу, воспитывались любовь и бережное отношение к природе родного края. Знакомясь с творчеством Е. Чарушина, дети узнали интересные эпизоды из жизни разных животных. Детям было очень интересно и полезно в плане познания мира природы. Они являлись не просто слушателями, но и активными собеседниками, высказывали свое мнение. Большой интерес вызвал у детей рассказ библиотекаря об устройстве русской избы и русской печи. Были показаны слайды из народных сказок «По щучьему велению», «Жихарка», «Царевна-лягушка» и др. После этой беседы дети принесли много книг из дома, обменивались иллюстрациями для рассматривания.
12 апреля в детском саду был районный семинар, на открытом занятии «В поисках исчезнувших книг» в подготовительной группе принимала активное участие Киреева Наталья Витальевна. Дети помогали библиотекарю найти и расколдовать потерянные книги в царстве Кощея. Книги и разные иллюстрации в них расширяют представления детей о том, как создаются книги и развивают интерес к книгам. Дети с удовольствием берут домой книги и журналы. Предложенные библиотекарями. Охотнее берут журналы, наверно, потому, что в них есть задания: дорисовать, раскрасить, отгадать кроссворд и т. п. Библиотекари знакомят детей с музеями, театрами. Их рассказы, беседы, стихи и другое поучительны, интересны детям. После бесед дети рисуют, рассматривают, проявляют повышенный интерес к книгам. Такое сотрудничество дает много положительных результатов и, конечно же, будет продолжено в школе. Для сотрудников детского сада библиотекари приносят всевозможные журналы, книги. Мы благодарны работникам библиотеки за активное участие в жизни детского сада, за внимание и поддержку.
Заведующая МБДОУ «Детский сад» № 4 «Солнышко» Денисова И.А.
solnishko4.ucoz.ru