Рабочая программа по письму 4 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Д Худенко, Л.Б. Баряевой «Письмо » в соответствии с программой, разработанной Аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция» « Особый ребенок». Авторы: Худенко Е.Д.; Баряева Л.Б.

Известно, что для овладения грамотой необходим определенный уровень речевого развития, в частности развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи. Ученики наших школ с трудом выделяют звук из слова, дифференцируют его от сходных звуков, уточняют в собственном произношении и находят его место в слове. Установить последовательность входящих в слово звуков без помощи учителя они могут в коротких легко произносимых словах. Фонетико-фонематические нарушения создают значительное препятствие в усвоении и различении звуков и букв русского языка.

Для ученицы с умеренной умственной отсталостью характерна недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, различные нарушения памяти, восприятия, что вызывает большие затруднения в усвоении письма. Не меньшие затруднения при усвоении грамоты в частности вызывают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы: очень слабая мотивация учебной деятельности и при работе на уроке без специальных коррекционных упражнений и действий со стороны учителя они не в состоянии целенаправленно, до конца выполнить даже простейшее задание.

Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентации затрудняют ученице уточнять образ букв и пространственное расположение их элементов. Недостаточное развитие мелкой моторики рук лишает движение точности, силы и координированности, без чего невозможно правильное обозначение звуков буквами.

Уровень освоения элементарным навыкам письма во многом определяется глубиной дефекта, сопутствующими нарушениями. Как показывает обобщение практического опыта обучения письму детей с умеренной умственной отсталостью (Е.Д. Худенко), этот процесс практически не формируется у данного контингента детей в том контексте, в каком обычно принято говорить, когда речь идет об обучении письму.

Обучение письму детей с умеренной степенью умственной отсталости рассматривается, как коррекционно-развивающий процесс, в ходе которого у детей формируется межличностное функционирование перцептивной деятельности и психических функций, на основе которых развиваются компенсаторные возможности личности ребенка-инвалида.

Основными целевыми установками уроков письма являются следующие направления работы:

Исходя из поставленных целей сформулированы задачи работы:

Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение ребенком средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача начального этапа обучения грамоте, а коммуникативный принцип построения занятий становится ведущим. Речевая активность поддерживается и поощряется на всех занятиях. Однако, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе отводится обучению восприятия и понимания выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

В 4-м классе заканчивается изучение букваря. Изучаются печатные и рукописные изображения строчных и заглавных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. В объеме изученных букв и звуков ученица читает и пишет слоги, слова.

Письмо бордюров из элементов букв.

Повторение печатного и рукописного написания по образцу строчных и прописных букв, изученных в 1-3-м классах. Письмо по образцу и под диктовку изученных ранее букв.

Усвоение печатного и рукописного написания строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Письмо по образцу слогов и слов. Запись 2-3-х сложных предложений после предварительного разбора.

рукописные начертания строчных и прописных изученных ранее

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2011

2Л.Б.Баряева. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. Пособие для ученика. СПб, Союз, 2004.

3П.Д. Лебедева Коррекционная педагогика. Волшебные точки, учимся писать буквы. СПб, «КАРО», 2005.

4Е.А.Хилтунен. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори. М, Генезис, 2009

5..Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)школе. М.:изд.центр. ВЛАДОС, 2002.

6. В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1 -4 классах вспомогательной школы. – Изд. 2 – М.: Школа –

Пресс, 1995. – 128 с.

Календарно- тематическое планирование письму

четверти

Кол-во часов

Тема.

Количество

часов

1четверть

17 ч .(в том числе диктант)

Повторение. Звуки [ А ], [ У ] , [ О ] ,[ М] , [ С] ,[Х], и буквы А,а; У у; О о, М м, С с, Х х.

2 ч

Звук [ и ], [ ы] и буквы И и, ы.

Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш ш, Ж ж.

2 ч

Звуки [ с ], [ з ] и буквы С с, З з

2 ч

Звуки [ к ], [ г ] и буквы К к, Гг

2 ч

Звуки [ п ], [ б ]и буквы П п, Б б

Звуки [ т ], [ д ] и Т т, Д д.

Звуки [л], [н], [р] и буквы Л л, Н н, Р р.

Звук [ j ] и буква й

2 четверть

14ч.(в том числе диктант)

Буква ь

3 ч

Новый материал

Звук [ е ] и буквы Е, е

6 ч

Звук [ йо ] и буквы Е,е

5 ч

3 четверть

21ч. .(в том числе диктант)

Звук [ я ] и буквы Я, я

Звук [ю] и буквы Ю, ю

Звук [ ц ] и буквы Ц, ц

5 ч

Звук [ ч ] и буквы Ч, ч

6 ч

4 четверть

16 ч. .(в том числе диктант)

Звук [ щ ] и буквы Щ, щ

4 ч

Звук [ ф ] и буквы Ф, ф

Звук [ э] и буквы Э, э

Буква ъ

Всего

68 ч

68ч

1

Звуки [ а ], [ у ], [ м ], [ о ], [ с ], [ х ] и буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х. Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Соотнесение звуков и букв. Работа с пластилином. Пальчиковая гимнастика Прописывание элементов и букв в тетради. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать прописные и строчные буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х

Текущий

Составление простых предложений по вопросам учителя по картинке.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

02.09

2

Письмо слогов с изученными буквами.

1

Комб.

Работа с картинками. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать слова с изученными буквами.

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам. Ответы на вопросы

Коррекция зрительного восприятия, обогащение словарного запаса.

07.09

3

Звуки [ и ], [ ы ] и буквы И, и, ы. Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового.

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы Ии ,ы.

Уметь:

Анализировать слова по звуковому составу, писать прописные и строчные буквыИ, и, ы.

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам.

Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления.

09.09

4

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы].

1

Комб.

Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы].

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [И]-[Ы].

Текущий

Составление предложений по заданным картинкам.

Коррекция зрительного восприятия. Коррекция наглядно-образного

мышления

14.09

5

Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш, ш; Ж, ж. Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Пальчиковая гимнастикаПрописывание букв в тетради. Дифференциация букв ж-ш, Ж-Ш. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Писать прописные и строчные буквыШ, ш; Ж, ж.

Текущий

Ответы на вопросы учителя по картинке.

Коррекция различных свойств памяти, наглядно-образного мышления

16.09

6

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [ж]и[ш].

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Дифференциация звуков ж и ш. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Работа над предложением.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [Ж]-[Ш].

Текущий

Ответы на вопросы учителя. Работа с загадками, как с видом фольклорного творчества.

Коррекция долговременной памяти, коррекция зрительного восприятия, эмоциональной сферы

21.09

7

Звуки [ с ], [ з ] и буквы С, с; З, з . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчная и заглавная буквы с, з.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [С]-[З]. Писать слова с изученными буквами.

Текущий

Работа над значением слов.

Ответы на вопросы, используя картинки.

Коррекция слухового и зрительного восприятия, эмоциональной сферы.

23.09

8

Дифференциация слогов со звуками [з]и[с].

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков З и С. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Работа над значением слов.

Ответы на вопросы, используя картинки.

Коррекция интонационной стороны речи. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

28.09

9

Звуки [ к ], [ г ] и буквы К, к; Г, г . Письмо рукописных строчных и заглавных букв.

1

Изучение нового

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [К]-[Г]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Составление простых предложений по картинке. Работа над загадками.

Коррекция свойств мышления, внимания, памяти.

30.09

10

Дифференциация слогов со звуками [г]и[к].

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [г] и [к]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Работа над значение слов. Составление рассказа по вопросам.

Обогащение словарного запаса, коррекция эмоционально-волевой сферы.

05.10

11

Звуки [ п ], [ б ] и буквы П, п; Б, б . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [П]-[Б]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы.

07.10

12

Дифференциация слогов со звуками [б]и[п].

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [б] и [п]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значение слов.

Коррекция слухового восприятия, свойств мышления, воображения.

12.10

13

Звуки [ т ], [ д ] и буквы Т, т; Д, д . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

1

Изучение нового

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно – развивающие упражнения и задания.

Уметь:

Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [Д]-[Т]. Писать слоги с изученными буквами.

Текущий

Ответы на вопросы. Работа над значением слов

Коррекция свойств внимания, мыслительных операция, эмоциональной сферы.

14.10

14

Дифференциация слогов со звуками [д]и[т].

1

Комб.

Звуко – буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [д] и [т]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу

Текущий

Ответы на вопросы учителя.

Коррекция познавательной активности , эмоциональной сферы, свойств памяти и внимания.

19.10

15

Звуки [ л ], [ н ], [ р ] и буквы Л, л; Н, н; Р, р . Письмо рукописных строчных и заглавных букв

multiurok.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/факс: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001

РАССМОТРЕНО:

Методическим советом

Подразделения «Давыдково»

ГБПОУ КГТиТ №41

Председатель МС ___________

Степанова-Молодова Г.М.

Протокол №18 от 30.08.2018

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБПОУ КГТиТ №41

___________ /Ю.В. Щенникова/

30.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

ПО ПРЕДМЕТАМ:

Письмо, чтение, математика, мир животных, мой край, социально-бытовая и пространственная ориентировка, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, домашний труд, обслуживающий труд, двигательная коррекция, логопедия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Основное общее образование, 7и класс

Учитель – составитель Карпова С.А.

2018/ 2019 уч.год

Письмо 7 класс.

Пояснительная записка

Цель: воспитание и развитие стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения, совершенствовать средства общения, овладеть элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.

Задачи:

– воспитывать чувство аккуратности, культуру поведения на уроке;

– формировать и отрабатывать предварительный замысел и его реализацию с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами;

– учить осмыслять слова, воспринимая их на слух и зрительно;

-формирование графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

– подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

– развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

– развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

– привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, придерживаться строки, соблюдать поля.

«Письмо» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».

Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащих

multiurok.ru

Рабочая программа по предмету “Альтернативное чтение” для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением Педагогического совета

ГБОУ школы №487

Выборгского района

Протокол № _ от __ августа 20__ года

Председатель Педагогического совета

_______________(Директор школы)

УТВЕРЖДЕНА

Директором ГБОУ школы №487

Выборгского района

_______________(Директор школы)

_ сентября 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Альтернативное чтение

для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)

Ф. И. учащегося

Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной’ коммуникации.

Учитывая, что речь, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

К работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений.

  • «чтение» изображений на картинках.

  • «аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.).

  • «чтение» видеоизображений.

  • «чтение» пиктограмм.

  • глобальное чтение.

  • чтение букв, цифр и др.знаков.

  • чтение по складам.

Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает в процессе обучения следующие задачи:

  • формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах.

  • знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.

  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.

  • развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка.

  • создавать условия для пробуждения речевой активности.

  • обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.

  • расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения».

  • формировать предметные и предметно-игровые действия.

В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:

– практические упражнения.

– упражнения с картинками.

– упражнения с пиктограммами (символами).

– упражнения по прослушанному тексту.

– упражнения со словами.

Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Цель и задачи программы.

Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

  • Формировать первичные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.

  • Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.

  • Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.

  • Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя их коммуникативную потребность.

  • Создавать условия для пробуждения речевой активности учащегося и использования речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.

  • Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.

  • Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».

  • Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного.

  • Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.

  • Формировать предметные и предметно-игровые действия учащегося.

Краткая характеристика учащегося.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия реализации программы.

Виды и формы организации учебного процесса.

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом, систематизации и обобщению изученного материала).

Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).

Учебно-тематический план.

34

Содержание тем учебного курса.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах:

  • Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимся (с помощью учителя). «Чтение» учащимся литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих состояние цветов в разные части суток.

  • Чтение цветных пятен: определение цветка по цвету, набор вместе с учителем картинок к реальным цветам. Выполнение заданий учащимся с использованием пиктограмм: роза, ландыш, цветы, подрезать и т.д.

  • Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.

  • Расширение представлений учащимся о журналах и их «чтении».

  • Закрепление умения учащегося по словесной просьбе учителя показывать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.

  • Разыгрывание вместе с учащимся, используя персонажи различных театром, спектаклей по рассказам и стихотворениям.

«Аудиальное чтение»:

  • Прослушивание учащимся музыкальных компьютерных программ на CD-дисках музыкальные голоса природы, сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, рисование под музыку (с элементами арттерапии).

  • Расширение круга чтения, углубление содержания бесед об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.

  • Слушание различных аудиокниг в различном формате.

  • Привлечение учащегося к изображению действий по прочитанному учителем тексту, в рисовании.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»):

  • «Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими знаками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом.

  • Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.

  • «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам.

  • Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия.

  • Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.

  • Упражнения для развития фонематического восприятия: различие контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.

  • Запись с помощью учителя своего имени, фамилии и других доступных сведения о себе.

  • Последовательное соединение знакомых согласных букв, с гласными в слог-слияние (открытый и закрытый).

  • Выделение слогов из знакомых слов. Подкладывание учащимся карточки-слога под соответствующий слог в слове.

  • Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соответствие их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.

  • Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.

  • Составление слов их букв разрезной азбуки и чтение предложений.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом.

  • «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами, картинками, пиктограммами.

  • Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

  • Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения).

Скорректированное календарно – тематическое планирование по «Альтернативному чтению».

8 класс 34 часа (1 раз в неделю)

п.п

Кол-во часов

Дата

Темы уроков

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

1.

1

Рассматривание иллюстраций о лете и фото «Как я провел лето». Рассказ по картине П. Кузнецова «Цветы».

Развитие зрительной памяти;

Развитие слуховой памяти;

Определять цветок по цвету;

Расширить представление о земле, воде, воздухе и воде; значение в жизни природы и человека; уметь работать с календарем природы и погоды; составлять из картинок сюжета о погоде; уметь читать слова по карточкам; развивать умение слушать собеседника; развивать фонематическое восприятие.

2.

1

Определение цветка по цвету, рассматривание цветов из природного материала. Видео фильма о цветах. Чтение учителем рассказа о лете.

3.

1

Рассказ учителя о земле и воде.

4.

1

Рассказ учителя об огне и воздухе.

5.

1

Чтение совместно с учащимся календаря погоды. Составление из картинок сюжета о погоде.

6.

1

Чтение совместно с учащимся календаря природы.

7.

1

Глобальное чтение по теме «Осень». Чтение учителем стихов об осени.

8.

9.

2

Чтение слов по карточкам.

2 четверть

10.

1

Глобальное чтение по теме «Посуда». Составление слов из букв разрезной азбуки по теме: «Посуда». Просмотр видео сказки по выбору.

Создавать условия для пробуждения речевой активности;

Развитие устной речи;

Развитие вербальных и невербальных средств общения;

Развитие зрительной и слуховой памяти;

Развивать умение работать с календарем погоды; составлять слова по образцу; соотносить слово-картинка;

Накладывать буквы на буквы в словах; уметь выбирать карточку с заданной буквой.

11.

1

Просмотр сюжетных картинок о природе. Игра: «В гостях у Лизы». Чтение изображений на календаре природы.

12.

1

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Слушание аудиокниги «Цветик-семицветик».

13.

1

Чтение учителем рассказа о животных. Глобальное чтение по теме: «Дикие животные». Составление слов по образцу.

14.

1

Соотнесение слово-картинка. Просмотр видео зарисовки о погоде.

15.

1

Просмотр журналов мод. Накладывание букв на буквы в словах.

16.

1

Дидактическое упражнение «выбери карточку с буквой».

3 четверть

17.

1

Чтение телесных изображений. Разыгрывание настольного театра «Три поросенка».

Развитие вербальных и невербальных средств общения;

Развитие слухового восприятия;

Приобщение к словесному искусству; развитие устной речи; расширение круга чтения; подбирать карточки со словами;

«читать» слова по карточкам;

Составлять из букв свое имя и фамилию; читать местоимения и соотносить их с указательными жестами; выделять слоги из знакомых слов; уметь работать с карточками слог-слово.

18.

1

Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.

19.

1

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Соотнесение слово-картинка. «Чтение» предложений из 2 – 3 слов.

20.

1

Упражнение на развитие фонематического восприятия. Глобальное чтение по теме: «Обувь». Слушание аудиокниги по выбору.

21.

1

Разыгрывание сказки совместно с учащимся. Рассматривание журналов «модели мебели».

22.

23.

2

Составление из букв своего имени и фамилии. Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой.

24.

1

Чтение небольших текстов. Разыгрывание настольного театра «Курочка Ряба».

25.

1

Выделение слогов из знакомых слогов. Работа с карточками по теме «Слог-слово».

26.

1

Чтение местоимений «я, мы, он». Чтение стихов учителем.

4 четверть

27.

1

Рассматривание иллюстраций о весне. Разыгрывание настольного театра «Лиса и журавль». Упражнения на развитие слухового восприятия.

Развивать зрительную и слуховую память;

Различать предупредительные и запрещающие знаки;

Знать, о чем нам «говорят» информационные знаки; составлять из букв свое имя и фамилию;

Работать с карточками слог-слово; выбирать карточку с буквой.

28.

1

Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.

29.

1

Составление из букв своего имени и фамилии. Выделение слогов из знакомых слов.

30.

1

Совместно с учителем выпуск стенгазеты «Семья».

31.

1

Глобальное чтение по теме «Транспорт». Работа с карточками по теме «Слог-слово».

32.

33.

2

Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. «Чтение» коротких слов.

34.

1

Рассказ по картинке о лете. Чтение учителем сказок.

Источники:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.

  2. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю!». Упражнения с пиктограммами, Дрофа, 2011 год.

  3. И.В. Ковалец «Азбука эмоци», Москва, «Владо», 2012 год.

  4. Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопаткина «Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб, СОЮЗ, 2013 год.

  5. И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, Владос, 2013 год.

infourok.ru

Советы рукодельницам