№ четверти | Кол-во часов | Тема. | Количество часов | |||||||||||||||
1четверть | 17 ч .(в том числе диктант) | Повторение. Звуки [ А ], [ У ] , [ О ] ,[ М] , [ С] ,[Х], и буквы А,а; У у; О о, М м, С с, Х х. | 2 ч | |||||||||||||||
Звук [ и ], [ ы] и буквы И и, ы. | 2ч | |||||||||||||||||
Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш ш, Ж ж. | 2 ч | |||||||||||||||||
Звуки [ с ], [ з ] и буквы С с, З з | 2 ч | |||||||||||||||||
Звуки [ к ], [ г ] и буквы К к, Гг | 2 ч | |||||||||||||||||
Звуки [ п ], [ б ]и буквы П п, Б б | 2ч | |||||||||||||||||
Звуки [ т ], [ д ] и Т т, Д д. | 2ч | |||||||||||||||||
Звуки [л], [н], [р] и буквы Л л, Н н, Р р. | 2ч | |||||||||||||||||
Звук [ j ] и буква й | 1ч | |||||||||||||||||
2 четверть | 14ч.(в том числе диктант) | Буква ь | 3 ч | |||||||||||||||
Новый материал Звук [ е ] и буквы Е, е | 6 ч | |||||||||||||||||
Звук [ йо ] и буквы Е,е | 5 ч | |||||||||||||||||
3 четверть | 21ч. .(в том числе диктант) | Звук [ я ] и буквы Я, я | 5ч | |||||||||||||||
Звук [ю] и буквы Ю, ю | 5ч | |||||||||||||||||
Звук [ ц ] и буквы Ц, ц | 5 ч | |||||||||||||||||
Звук [ ч ] и буквы Ч, ч | 6 ч | |||||||||||||||||
4 четверть | 16 ч. .(в том числе диктант) | Звук [ щ ] и буквы Щ, щ | 4 ч | |||||||||||||||
Звук [ ф ] и буквы Ф, ф | 4ч | |||||||||||||||||
Звук [ э] и буквы Э, э | 4ч | |||||||||||||||||
Буква ъ | 4ч | |||||||||||||||||
Всего | 68 ч | 68ч | ||||||||||||||||
1 | Звуки [ а ], [ у ], [ м ], [ о ], [ с ], [ х ] и буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х. Письмо рукописных строчных и заглавных букв. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Соотнесение звуков и букв. Работа с пластилином. Пальчиковая гимнастика Прописывание элементов и букв в тетради. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Писать прописные и строчные буквы А, а; У, у; М, м; О, о; С, с; Х, х | Текущий | Составление простых предложений по вопросам учителя по картинке. | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления. | 02.09 | |||||||||
2 | Письмо слогов с изученными буквами. | 1 | Комб. | Работа с картинками. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Писать слова с изученными буквами. | Текущий | Составление предложений по заданным картинкам. Ответы на вопросы | Коррекция зрительного восприятия, обогащение словарного запаса. | 07.09 | |||||||||
3 | Звуки [ и ], [ ы ] и буквы И, и, ы. Письмо рукописных строчных и заглавных букв | 1 | Изучение нового. | Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчные и заглавные буквы Ии ,ы. | Уметь: Анализировать слова по звуковому составу, писать прописные и строчные буквыИ, и, ы. | Текущий | Составление предложений по заданным картинкам. | Коррекция зрительного и слухового восприятия. Развитие аналитико-синтетического свойства мышления. | 09.09 | |||||||||
4 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы]. | 1 | Комб. | Работа с картинками, выделение звуков в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Дифференциация слогов со звуками [и]и[ы]. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [И]-[Ы]. | Текущий | Составление предложений по заданным картинкам. | Коррекция зрительного восприятия. Коррекция наглядно-образного мышления | 14.09 | |||||||||
5 | Звуки [ ш ], [ ж ] и буквы Ш, ш; Ж, ж. Письмо рукописных строчных и заглавных букв | 1 | Изучение нового | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Пальчиковая гимнастикаПрописывание букв в тетради. Дифференциация букв ж-ш, Ж-Ш. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Писать прописные и строчные буквыШ, ш; Ж, ж. | Текущий | Ответы на вопросы учителя по картинке. | Коррекция различных свойств памяти, наглядно-образного мышления | 16.09 | |||||||||
6 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Дифференциация слогов со звуками [ж]и[ш]. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Дифференциация звуков ж и ш. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу. Работа над предложением. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [Ж]-[Ш]. | Текущий | Ответы на вопросы учителя. Работа с загадками, как с видом фольклорного творчества. | Коррекция долговременной памяти, коррекция зрительного восприятия, эмоциональной сферы | 21.09 | |||||||||
7 | Звуки [ с ], [ з ] и буквы С, с; З, з . Письмо рукописных строчных и заглавных букв | 1 | Изучение нового | Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Пальчиковая гимнастика Элементы буквы, строчная и заглавная буквы с, з. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [С]-[З]. Писать слова с изученными буквами. | Текущий | Работа над значением слов. Ответы на вопросы, используя картинки. | Коррекция слухового и зрительного восприятия, эмоциональной сферы. | 23.09 | |||||||||
8 | Дифференциация слогов со звуками [з]и[с]. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков З и С. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу | Текущий | Работа над значением слов. Ответы на вопросы, используя картинки. | Коррекция интонационной стороны речи. Коррекция зрительного и слухового восприятия. | 28.09 | ||||||||||
9 | Звуки [ к ], [ г ] и буквы К, к; Г, г . Письмо рукописных строчных и заглавных букв. | 1 | Изучение нового | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки и буквы [К]-[Г]. Писать слоги с изученными буквами. | Текущий | Составление простых предложений по картинке. Работа над загадками. | Коррекция свойств мышления, внимания, памяти. | 30.09 | |||||||||
10 | Дифференциация слогов со звуками [г]и[к]. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [г] и [к]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу | Текущий | Работа над значение слов. Составление рассказа по вопросам. | Обогащение словарного запаса, коррекция эмоционально-волевой сферы. | 05.10 | ||||||||||
11 | Звуки [ п ], [ б ] и буквы П, п; Б, б . Письмо рукописных строчных и заглавных букв | 1 | Изучение нового | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [П]-[Б]. Писать слоги с изученными буквами. | Текущий | Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значением слов. | Коррекция зрительного и слухового восприятия, свойств памяти, эмоциональной сферы. | 07.10 | |||||||||
12 | Дифференциация слогов со звуками [б]и[п]. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [б] и [п]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу | Текущий | Ответы на вопросы, используя картинки. Работа над значение слов. | Коррекция слухового восприятия, свойств мышления, воображения. | 12.10 | ||||||||||
13 | Звуки [ т ], [ д ] и буквы Т, т; Д, д . Письмо рукописных строчных и заглавных букв | 1 | Изучение нового | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Пальчиковая гимнастика Работа с пластилином и по трафарету. Коррекционно — развивающие упражнения и задания. | Уметь: Соотносить изученный звук и букву, различать звуки [Д]-[Т]. Писать слоги с изученными буквами. | Текущий | Ответы на вопросы. Работа над значением слов | Коррекция свойств внимания, мыслительных операция, эмоциональной сферы. | 14.10 | |||||||||
14 | Дифференциация слогов со звуками [д]и[т]. | 1 | Комб. | Звуко — буквенный анализ слов. Работа с картинками. Работа с пластилином и по трафарету. Прописывание букв в тетради. Дифференциация звуков [д] и [т]. Выделение звука в словах, соотнесение звука и буквы. Показ слогов, анализ слогов. Работа по трафарету, прописывание слогов по образцу | Текущий | Ответы на вопросы учителя. | Коррекция познавательной активности , эмоциональной сферы, свойств памяти и внимания. | 19.10 | ||||||||||
15 | Звуки [ л ], [ н ], [ р ] и буквы Л, л; Н, н; Р, р . Письмо рукописных строчных и заглавных букв |
multiurok.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/факс: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАССМОТРЕНО: Методическим советом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41 Председатель МС ___________ Степанова-Молодова Г.М. Протокол №18 от 30.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 ___________ /Ю.В. Щенникова/ 30.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)
ПО ПРЕДМЕТАМ:
Письмо, чтение, математика, мир животных, мой край, социально-бытовая и пространственная ориентировка, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, домашний труд, обслуживающий труд, двигательная коррекция, логопедия, развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Основное общее образование, 7и класс
Учитель – составитель Карпова С.А.
2018/ 2019 уч.год
Письмо 7 класс.
Пояснительная записка
Цель: воспитание и развитие стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения, совершенствовать средства общения, овладеть элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.
Задачи:
— воспитывать чувство аккуратности, культуру поведения на уроке;
— формировать и отрабатывать предварительный замысел и его реализацию с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами;
— учить осмыслять слова, воспринимая их на слух и зрительно;
-формирование графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
— подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
— развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
— развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
— привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, придерживаться строки, соблюдать поля.
«Письмо» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащих
multiurok.ru
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487Выборгского района
_______________(Директор школы)
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Альтернативное чтение
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной’ коммуникации.
Учитывая, что речь, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
К работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:
«чтение» телесных и мимических движений.
«чтение» изображений на картинках.
«аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.).
«чтение» видеоизображений.
«чтение» пиктограмм.
глобальное чтение.
- чтение букв, цифр и др.знаков.
чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает в процессе обучения следующие задачи:
формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах.
знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка.
создавать условия для пробуждения речевой активности.
обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения».
формировать предметные и предметно-игровые действия.
В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:
— практические упражнения.
— упражнения с картинками.
— упражнения с пиктограммами (символами).
— упражнения по прослушанному тексту.
— упражнения со словами.
Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.
Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель и задачи программы.
Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
Формировать первичные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах.
Знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы.
Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях.
Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя их коммуникативную потребность.
Создавать условия для пробуждения речевой активности учащегося и использования речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
Обеспечить необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу.
Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного.
Знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями.
Формировать предметные и предметно-игровые действия учащегося.
Краткая характеристика учащегося.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом, систематизации и обобщению изученного материала).
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план.
34
Содержание тем учебного курса.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах:
Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимся (с помощью учителя). «Чтение» учащимся литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих состояние цветов в разные части суток.
Чтение цветных пятен: определение цветка по цвету, набор вместе с учителем картинок к реальным цветам. Выполнение заданий учащимся с использованием пиктограмм: роза, ландыш, цветы, подрезать и т.д.
Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.
Расширение представлений учащимся о журналах и их «чтении».
Закрепление умения учащегося по словесной просьбе учителя показывать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.
Разыгрывание вместе с учащимся, используя персонажи различных театром, спектаклей по рассказам и стихотворениям.
«Аудиальное чтение»:
Прослушивание учащимся музыкальных компьютерных программ на CD-дисках музыкальные голоса природы, сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, рисование под музыку (с элементами арттерапии).
Расширение круга чтения, углубление содержания бесед об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное «чтение» изображений на календаре погоды и природы.
Слушание различных аудиокниг в различном формате.
Привлечение учащегося к изображению действий по прочитанному учителем тексту, в рисовании.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»):
«Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими знаками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом.
Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам.
Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия.
Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.
Упражнения для развития фонематического восприятия: различие контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.
Запись с помощью учителя своего имени, фамилии и других доступных сведения о себе.
Последовательное соединение знакомых согласных букв, с гласными в слог-слияние (открытый и закрытый).
Выделение слогов из знакомых слов. Подкладывание учащимся карточки-слога под соответствующий слог в слове.
Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соответствие их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.
Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.
Составление слов их букв разрезной азбуки и чтение предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом.
«Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами, картинками, пиктограммами.
Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения).
Скорректированное календарно — тематическое планирование по «Альтернативному чтению».
8 класс 34 часа (1 раз в неделю)
№ п.п
Кол-во часов
Дата
Темы уроков
Требования к уровню подготовки уч-ся
Примечание
1 четверть
1.
1
Рассматривание иллюстраций о лете и фото «Как я провел лето». Рассказ по картине П. Кузнецова «Цветы».
Развитие зрительной памяти;
Развитие слуховой памяти;
Определять цветок по цвету;
Расширить представление о земле, воде, воздухе и воде; значение в жизни природы и человека; уметь работать с календарем природы и погоды; составлять из картинок сюжета о погоде; уметь читать слова по карточкам; развивать умение слушать собеседника; развивать фонематическое восприятие.
2.
1
Определение цветка по цвету, рассматривание цветов из природного материала. Видео фильма о цветах. Чтение учителем рассказа о лете.
3.
1
Рассказ учителя о земле и воде.
4.
1
Рассказ учителя об огне и воздухе.
5.
1
Чтение совместно с учащимся календаря погоды. Составление из картинок сюжета о погоде.
6.
1
Чтение совместно с учащимся календаря природы.
7.
1
Глобальное чтение по теме «Осень». Чтение учителем стихов об осени.
8.
9.
2
Чтение слов по карточкам.
2 четверть
10.
1
Глобальное чтение по теме «Посуда». Составление слов из букв разрезной азбуки по теме: «Посуда». Просмотр видео сказки по выбору.
Создавать условия для пробуждения речевой активности;
Развитие устной речи;
Развитие вербальных и невербальных средств общения;
Развитие зрительной и слуховой памяти;
Развивать умение работать с календарем погоды; составлять слова по образцу; соотносить слово-картинка;
Накладывать буквы на буквы в словах; уметь выбирать карточку с заданной буквой.
11.
1
Просмотр сюжетных картинок о природе. Игра: «В гостях у Лизы». Чтение изображений на календаре природы.
12.
1
Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Слушание аудиокниги «Цветик-семицветик».
13.
1
Чтение учителем рассказа о животных. Глобальное чтение по теме: «Дикие животные». Составление слов по образцу.
14.
1
Соотнесение слово-картинка. Просмотр видео зарисовки о погоде.
15.
1
Просмотр журналов мод. Накладывание букв на буквы в словах.
16.
1
Дидактическое упражнение «выбери карточку с буквой».
3 четверть
17.
1
Чтение телесных изображений. Разыгрывание настольного театра «Три поросенка».
Развитие вербальных и невербальных средств общения;
Развитие слухового восприятия;
Приобщение к словесному искусству; развитие устной речи; расширение круга чтения; подбирать карточки со словами;
«читать» слова по карточкам;
Составлять из букв свое имя и фамилию; читать местоимения и соотносить их с указательными жестами; выделять слоги из знакомых слов; уметь работать с карточками слог-слово.
18.
1
Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.
19.
1
Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. Соотнесение слово-картинка. «Чтение» предложений из 2 – 3 слов.
20.
1
Упражнение на развитие фонематического восприятия. Глобальное чтение по теме: «Обувь». Слушание аудиокниги по выбору.
21.
1
Разыгрывание сказки совместно с учащимся. Рассматривание журналов «модели мебели».
22.
23.
2
Составление из букв своего имени и фамилии. Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой.
24.
1
Чтение небольших текстов. Разыгрывание настольного театра «Курочка Ряба».
25.
1
Выделение слогов из знакомых слогов. Работа с карточками по теме «Слог-слово».
26.
1
Чтение местоимений «я, мы, он». Чтение стихов учителем.
4 четверть
27.
1
Рассматривание иллюстраций о весне. Разыгрывание настольного театра «Лиса и журавль». Упражнения на развитие слухового восприятия.
Развивать зрительную и слуховую память;
Различать предупредительные и запрещающие знаки;
Знать, о чем нам «говорят» информационные знаки; составлять из букв свое имя и фамилию;
Работать с карточками слог-слово; выбирать карточку с буквой.
28.
1
Рассматривание предупредительных, запрещающих и информационных знаков.
29.
1
Составление из букв своего имени и фамилии. Выделение слогов из знакомых слов.
30.
1
Совместно с учителем выпуск стенгазеты «Семья».
31.
1
Глобальное чтение по теме «Транспорт». Работа с карточками по теме «Слог-слово».
32.
33.
2
Дидактическое упражнение выбери карточку с буквой. «Чтение» коротких слов.
34.
1
Рассказ по картинке о лете. Чтение учителем сказок.
Источники:
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, СПб, 2011год.
Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина «Я-говорю!». Упражнения с пиктограммами, Дрофа, 2011 год.
И.В. Ковалец «Азбука эмоци», Москва, «Владо», 2012 год.
Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопаткина «Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб, СОЮЗ, 2013 год.
И.В. Ковалец «Азбука эмоций», Москва, Владос, 2013 год.
infourok.ru