Тестовые задания на тему «Прямая речь» ( 4 класс)

Тест «Прямая речь» Ф. И___________________________________

  1. Выберите предложение с прямой речью.

  • Слоненок увидел мартышку и крикнул: «Мартышка! Удав передавал тебе привет!»

  • Слоненок передал мартышке привет от удава.

  • Слоненок сказал мартышке, что удав передал ей привет.

  • Удав передал привет мартышке через слоненка.

  1. Найди предложение, в котором прямая речь стоит после слов автора.

  • «Послушай, Гунька, какую мы шутку придумали!» — сказал Незнайка.

  • «Что же это за шутка?» — заинтересовалась Гунька.

  • Незнайка ответил: «Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать».

  • «Подумаешь, пузырь! А я зато с малышками подружился», сказал Гунька.

  1. В какой схеме предложения с прямой речью допущена ошибка?

  • А: «П…..»

  • «П», — а.

  • А: «П?»

  • «П!» — А

  1. В какой схеме прямая речь стоит перед словами автора?

  • А: «П».

  • «П?» — а

  • А: «П?»

  • А: «П!»

  1. Найдите лишнее предложение.

  • Чей- то голос спросил: «Кто идет?»

  • «А что делают пираты?» — спросил Гек Тома

  • «Ну разве не славно!» — воскликнул Джо.

  • Том объявил, что такая жизнь ему очень нравится.

  1. Определите, какое это предложение:

Дяде часто говорили: «Сколько с собаками хлопот!»

  • Простое предложение с однородными членами;

  • Сложное предложение;

  • Предложение с прямой речью;

  1. В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?

Наконец я ей сказал хочешь, пойдем прогуляться на берег озера

  • А: «П».

  • А: «П!»

  • А: «П?»

  1. Приведите примеры прямой речи по схемам

А: «П»._________________________________________________________

А: «П?»_________________________________________________________

«П», — а._________________________________________________________

«П…..» — а.______________________________________________________

«П!» — а.________________________________________________________

  1. Закончи предложения:

Прямая речь заключается ________________________________.

Первое слово прямой речи ________________________________________.

После слов автора перед прямой речью ставиться ____________________.

  1. Запишите схемы к данным предложениям:

«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд._______

Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».__________

«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки._____

«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.________

«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.______

Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну»._____

Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?»._______

Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».______

infourok.ru

Карточки по русскому языку «Прямая речь» 4 класс

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!

Карточка 2.

1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.

3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.

4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.

5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!

Карточка 3

1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..

2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.

3. Мыши прокричали Леопольд, мы сдаемся!

4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.

5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!

Карточка 2.

1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.

3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.

4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.

5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!

Карточка 3

1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..

2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.

3. Мыши прокричали Леопольд, мы сдаемся!

4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.

5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!

infourok.ru

Контрольная и работа по русскому языку в 4 классе по теме «Прямая речь»

Контрольная и работа по русскому языку в 4 классе

по теме «Прямая речь»

Автор: Казанцева Ирина Павловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №102 Алтайский край г. Барнаул.

Описание материала: Предлагаю Вам контрольную работу по русскому языку для учащихся 4 классов по теме «Прямая речь».

Данный материал может быть полезен учителям начальной школы для любого УМК.

Эта работа предназначена для контроля знаний учащихся по теме «Прямая речь»

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили тему «Прямая речь», как идет совершенствование навыка грамотного письма по темам программы начальной школы

Задачи:

Развивающая:

— развивать умение обосновывать правильность выбора при постановке запятой, тире, кавычек;

— развивать самоконтроль;

Обучающая:

— закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях со словами автора и прямой речью.

— проверить сформированность умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для написания предложений с прямой речью

Воспитывающая:

— воспитывать интерес к русскому языку.

Раздаточный материал: Текс контрольной работы, специальные листы для оформления работы.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Прямая речь»

  1. Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны неверно

    1. Землю разделили – давай море делить, проговорил Никита.

    Р.н.с. «Никита-Кожемяка»

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Знайка сказал Сделаем воздушный шар и полетим на шаре.

    Н. Носов «Приключения Незнайки»

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. «Речка-матушка, спрячь меня!» — сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. Р.н.с. «Гуси-лебеди».

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Пузырь, может на тебе переплывем спросил Лапоть.

    Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.

  1. «Вот так строят дома в городах» — заговорил молодой инженер.

  2. Максим сказал: «Ну, не жалеешь, что приехал к нам?»

  3. «Я в жизни ничего вкуснее не ела», — говорила Маринка.

  4. «Что с ней случилось?» – Подумал Сергей.

  1. Составить предложение по схеме:

А: «П?»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши правильно предложение

  1. Однажды приходил ко мне этот мальчик сказал врач.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пожар раздался внизу отчаянный крик.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что же ты не едешь спросил я ямщика с нетерпением.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Не один раз отец говорил Жалко, что с нами нет ружья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание – написать мини — сочинение

на одну из предложенных тем

«Я и любимая игрушка»

«Я и фонарик»

«Я и лопнувший воздушный шарик»

«Я и мой дневник»

«Я и конфета»

«Я и шариковая ручка»

«Я и …..», используя прямую речь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы

1. Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны неверно

a. «Землю разделили – давай море делить», — проговорил Никита.

Р.н.с. «Никита-Кожемяка»

b. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».

Н. Носов «Приключения Незнайки»

c. «Речка-матушка, спрячь меня!» — сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. Р.н.с. «Гуси-лебеди».

d. «Пузырь, может на тебе переплывем?» — спросил Лапоть.

Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.

a. «Вот так строят дома в городах» — заговорил молодой инженер.

b. Максим сказал: «Ну, не жалеешь, что приехал к нам?»

c. «Я в жизни ничего вкуснее не ела», — говорила Маринка.

d. «Что с ней случилось?» – Подумал Сергей.

3. Составить предложение по схеме:

А: «П?» например: Саша спросил Колю: «А ты сделал уроки?»

4. Запиши правильно предложение

a. «Однажды приходил ко мне этот мальчик», — сказал врач.

b. «Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик.

c. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

d. Не один раз отец говорил: «Жалко, что с нами нет ружья».

Результаты:

  1. Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны не верно.

4 балла

  1. 2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.

1 балл

  1. Составить предложение по схеме:

1 балл

  1. Запиши правильно предложение:

4 балла

10 — баллов высокий результат

9-8 — баллов средний балл

7-5 — баллов ниже среднего

4 балла и ниже материал не усвоен

doc4web.ru

Тест по теме «Предложение с прямой речью» 4 класс.

Тест. Предложения с прямой речью.

1. Прямая речь в предложении передает:

а) примерный смысл сказанного; б) дословно то, что было сказано;

в) искаженный смысл сказанного.

2. Первое слово прямой речи пишется:

а) с большой буквы всегда;

б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения.

3. Прямая речь заключается:

а) в скобки; б) в кавычки в) в квадратные скобки

4. Между прямой речью и словами автора ставится тире, если:

а) сначала идет прямая речь; б) сначала идут слова автора.

5. Если сначала стоят слова автора, то после них:

а) ставится тире; б) ставится двоеточии; в) ставится запятая.

6. Выпиши предложение с прямой речью, составь его схему:

а) Погружённый в свои мысли , Чечевицын ничего не ответил на вопрос , а только сильно надул щёки.

б) Чечевицын поднял глаза на Катю и сказал: « Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля.»

в) Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него и сказала в раздумье, что вчера у них готовили чечевицу.

7.Есть ошибка в схеме предложения с прямой речью:

а) А: ,, П !” б) ,, П” — а. в) ,, П ?”- а. г) А — ,, П.”

8.Схема прямой речи перед словами автора.

а) А: ,, П?” б) А : ,,П!” в) ,, П,”- а. г) А : ,, П…”

9.Составь и запиши предложение по схемам:

а) А : ,, П !” б) ,, П ?” — а.

10. Спиши отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замени маленькие буквы на большие, где это необходимо.

1) Здра(?)ствуй, с_стрица, что ты кушаешь спрашивает волк.

2) Ры-ку отв-чает л-сица.

3) Дай мне , л_сич(?)ка , хоть одну просит серый.

4) А рыженькая учит ты, братец, ступай на реку и опусти хвост в прору_ь.

5) Волк п_ш_л на реку _пустил хвост в прору_ь с-дит и приг_варивает л_вись, ры_ка , б_льшая и маленькая.

6) Так-то ты, лиса , учила меня рыбу л_вить говорит волк.

7) Эх, братец, у тебя хв_ста нет а у меня голова разбита жалуется лисица.

infourok.ru

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Прямая речь». Урок-закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
  • развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;
  • научить оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
  • прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
  • расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.

Оборудование: таблицы-схемы оформления простых и сложных предложений, предложений с прямой речью; портрет писательницы Любови Ворониной; картинки животных (сорока, медведь, тетерев).

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. (Дети садятся, записывают число в тетрадях).

Актуализация знаний. Уплотненный опрос у доски.

Для того, чтобы нам можно было работать на уроке, прежде всего мы должны выполнить ряд упражнений на доске.

(Учитель вызывает 5 учеников к доске для работы по заранее заготовленным заданиям).

1 ученик. Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить значение слова цитата.

  • ц.тата
  • прои.шествие
  • иметь (в) виду
  • запам.товать
  • пожалу.ста
  • 2 ученик. Вставить орфограммы. Составить устно предложения со словом карнавал.

    • к.рн.вал
    • л.тали
    • в.лялись
    • стру.ки
    • гры.ть

    3 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.

    П.дули студеные ветры и з.ма з.гудела (в) трубу так нач.ла свой ра..ка.. “Снег идет” Любовь В.р.нкова.

    4 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения.

    Пришла бабу.ка (с) к.ло.ца и ск.зала вот и сн.жок пош.л.

    5 ученик. Вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.

    Алёнка ск.рее вых.ди — к нам з.ма пришла прокричала Таня девочке в окно.

    1

    “П,” — а.

    6

    А: “П.”

    2

    “П.” — а.

    7

    А: “П?”

    3

    “П?” — а.

    8

    А: “П!”

    4

    “П!” — а.

    9

    А: “П…”

    5

    “П…” — а.

       

    Проверка домашнего задания.

    Пока дети работают у доски, проверим, как вы выполнили домашнее задание, какие цитаты вы нашли и составили с ними предложения. Дети зачитывают предложения и называют номер схемы, к которой относится предложение. (Заслушиваются 5-6 предложений)

    Ну что ж, молодцы! Вы постарались и нашли очень интересные, поучительные цитаты. Особенно интересные цитаты у Антона, Софьи. Почему? (Они касаются жизненных ситуаций, поучительные).

    Проверка отвечающих у доски.

    А теперь, ребята, сосредоточим внимание и послушаем ответы учащихся у доски.

    1-й ученик читает слова и объясняет их написание. Дополнительные вопрос: Что общего у всех этих слов? (Все они словарные).

    2 ученик объясняет пропущенные орфограммы. Дополнительный вопрос: Какое слово лишнее? (карнавал — словарное слово).

    Составлено предложение : На новогоднем карнавале все мальчики и девочки были в масках и карнавальных костюмах. Схема предложения:

    3 ученик читает предложение, объясняет знаки препинания. Оно выглядит так: “Подули студеные ветры, и зима загудела в трубу.” — так начала свой рассказ “Снег идет” писательница Любовь Воронкова. Схема: “П.”- а. (№2, №9).

    4 ученик. Пришла бабушка и сказала: “Вот и снежок пошёл!” Схема: А: “П!” (№8)

    5 ученик. “Алеша, скорее выходи — к нам зима пришла!” — прокричала Таня девочке в окно. Схема №4.

    Определение темы урока.

    Ну что ж, я рада тому, что все вы очень хорошо справились со своими заданиями. Молодцы!

    Прошу всех еще раз обратить внимание на задания №3, 4, 5, на таблицу со схемами и определить тему нашего урока.

    Правильно. Прямая речь. Запишите название темы в тетрадь.

    Давайте повторим, о чем говорят нам схемы I группы (1-5).

    После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков — тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П,” — а. “П!” — а. “П?” — а. “П…” — а.

    О чем говорят схемы второй группы (6-9)?

    Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”

    Запись предложения на доске.

    Молодцы! Теоретический материал знаете. Посмотрим, как вы умеете применять правила на письме. Запишем предложение на доске и в тетрадях.

    Поэт Петр Вяземский писал:

    “Язык есть исповедь народа,
    В нем слышится его природа,
    Его душа и быт родной…”

    Что это за предложение?

    Это предложение с цитатой; после слов автора надо поставить двоеточие, высказывание автора о языке взять в кавычки, т.е. цитата оформляется на письме так же, как и прямая речь. А: “П…” , схема №9.

    Ребята, а как вы понимаете высказывание П. Вяземского о языке?

    Что значит “исповедь народа”?

    Как понимать слова “слышится природа народа”? (Это идет речь о корнях русского народа, о происхождении народа, зарождении его языка).

    Только ли о языке русского народа там можно сказать? Конечно, нет. И о других народах, их языках мы можем сказать словами поэта.

    Физминутка.

    Графический диктант.

    Важно, ребята, очень хорошо различать слова автора и прямую речь. Вот сейчас следующая работа будет посвящена именно такому заданию. Т.е. вы будете записывать только схемы предложений с прямой речью.

    Учитель читает предложения , а дети нумеруют схемы предложений в тетрадях.

    1. На конверте Лиля написала большими буквами: “Вручить Дедушке Морозу”. А: “П.”
    2. Снежинки летели, падали, кружились, и снова падали.
    3. Утром Коля проснулся, подошёл к окну и воскликнул: “Мама! Снег идет!” А: “П!”
    4. “Ура! Мы идем на каток!”- закричали Коля с Олей. “П!” — а.
    5. “Нельзя кататься по тонкому льду. Это опасно для жизни”. — предупреждают учителя своих учеников, когда наступают морозы и замерзают водоемы. “П”. — а.
    6. А кому еще опасно находиться ранней зимой на льду? (Рыбакам)

    7. Стали дни короче,
      Солнце светит мало,
      Вот пришли морозы,
      И зима настала.

    8. Стоят голые деревья и ждут зимней одежды, а ели и сосны стали еще зеленее.

    Работа в паре.

    Проверка выполнения задания. Каждый свою работу сверяет с работой соседа.

      Есть сомнения?

      Тогда посмотрите на доску и сверьте свои схемы со схемами на доске.

      У кого были ошибочки?

      Постарайтесь быть повнимательнее, т.к. сейчас предстоит самая сложная работа.

    Диктант по сказке Н. Сладкова “Всему свое время”.

    Детям предлагается посмотреть на картинки сороки, тетерева, медведя. Спрашиваю:

    • Что случилось с этими героями однажды зимой? (Дети вспоминают и рассказывают содержание сказки.)
    • А как сказка называется?
    • Кто автор этой сказки? (Сказка Н. Сладкова “Всему свое время”).

    Вот сейчас по этой сказке мы и напишем небольшой диктант, где будут и слова автора, и прямая речь.

    Всему свое время

    Надоела зима. Вот бы лето сейчас! “Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?” — спрашивает Сорока. Косач жалуется: “Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные — от мороза!” “На правом боку лежу — малина мерещется, на левом — мед липовый”, — ворчит Миша. “Понятно! Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!” - прострекотала Сорока. И зима провалилась.

    Повторное чтение текста. Взаимопроверка работ.

    Задание на компьютере.

    Выполняет один ученик, проверяет другой. Набраны тексты двух предложений с цитатами. Расставить знаки препинания.

    Итог урока.

    Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.

    Объявляются оценки за урок.

    Проверяется задание на компьютере.

    Рефлексия. Закончи предложение…

    Я положительно оцениваю…

    Мне нужно обратить внимание…

    Я хочу поблагодарить…

    Мне было интересно…

    Мне показалось важным…

    22.02.2005

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Прямая речь. 4-й класс

    Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (84,5 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


    Цели:

    • Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
    • Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
    • Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.

    Оборудование:

    • ПК,
    • учебник «Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,
    • карточки-кавычки,
    • карточки с заданиями,
    • схемы предложений,
    • карточки-помощники,
    • тетради,
    • простые карандаши.

    Ход урока

    I. Организационный момент (Настрой на урок)

    II. Повторение пройденного.

    — Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.

    Ваша задача — ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы — зафиксируйте её в тетради.

    Найди «лишнее» слово

    — ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной — прил.) п

    Найти все существительные

       сущ.
    — Вода перестала течь.

           сущ.                      сущ.

    — В лодке открылась течь. р

    — Как называются такие слова?(омонимы)

    3. Найти слово без приставки.

    — Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я

    4. Сколько звуков и букв в слове?

    Съедобен — 8б., 8 зв. м

    Раскрыть скобки.

    (в) долг

    (с) вернула        а

    6. Вставить безударную гласную

    рано пос:дел

    пос:дел за партой я

    7. Вставить, если нужно мягкий знак

    ноч:ной

    купат:ся р

    8. Подобрать антонимы

    скупой — :(щедрый )

    глубокий — :(мелкий ) е

    9 . Расставить знаки препинания

    Лисичка- сестричка бегает по полям ищет

    мышиные норы. ч

    10. Найти главные члены предложения

    В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь

    — Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    III. Основная часть

    1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    — Кто знаком с этим понятием?

    — А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

    (находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)

    На доске предложения:

    Я попросил папу, чтобы он проводил меня.

    Я попросил папу: «Проводи меня».

    «Проводи меня», — попросил я папу.

    — Что вы можете сказать об этих предложениях?

    (2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)

    — Верно. Эти предложения — предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.

    (обратить внимание ребят на слова автора)

    — Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь». ( рисунок кавычек)

    Работа по учебнику

    Прочитайте правило на с.111 в учебнике.

    Физминутка

    2. — На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.

    — Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Вопросы на доске:

    — Как называется сказка?

    — Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)

    — Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)

    — Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)

    — Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.

    — Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)

    — Когда ставят двоеточие, а когда — тире?

    — Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)

    — Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.

    (обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)

    3. — А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?

    1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»

    2) «Отчего ж не позабавиться, » — отвечает ему Мороз-Красный нос.

    ( Два Мороза)

    4. — А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)

    — Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    IV. Рефлексия.

    — А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

    — Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

    Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.

    — С какими предложениями мы познакомились на уроке?

    (с предложениями с прямой речью)

    Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)

    Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

    Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

    Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

    Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

    Карточка — помощница:

    Прямой речью, большой кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие.

    V. Домашнее задание.

    — Домашнее задание сегодня — написать мини-сочинение на темы:

    • «Я и любимая игрушка»
    • «Я и фантик»
    • «Я и лопнувший воздушный шарик»
    • «Я и исписанная тетрадь»
    • «Я и шнурок»
    • «Я и огрызок яблока»
    • «Я и :..» , используя прямую речь

    ИЛИ

    подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.

    — Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.

    Яша думал:
    Вещи все на разный лад,
    Как живые говорят.
    Только ты откроешь дверь,
    Заворчит она, как зверь:
    «Ходят-бродят! Вот беда!
    То туда, то сюда!»
    Только сядешь ты на стул,
    Он уж песню затянул:
    «Ты опять сидишь, лентяй?
    Встань, поди-ка погуляй!»
    Меж собой болтают звонко
    Вилки, ложка и солонка,
    Шумный, радостный народ —
    Разговоров полный рот.

    VI. Подведение итогов.

    — Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.

    22.02.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок русского языка в 4-м классе: «Прямая речь»

    Разделы: Начальная школа


    ЦЕЛИ:

    • обеспечить усвоение учащимися понятия «прямая речь», правил письменного оформления прямой речи;
    • воспитание положительного отношения к знаниям;
    • развитие приёмов наблюдения.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Введение в тему:

    Прочитайте предложения, записанные на доске:

    1. Максим Горький писал: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше!”
    2. Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

    • Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
    • Кому принадлежат выделенные слова?
    • В каком из предложений они переданы точно от имен писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

    III. Работа над темой урока.

    1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы познакомимся с тем, как строятся предложения с прямой речью, правилами оформления прямой речи.
    2. На сколько частей можно разделить записанное предложение?

    Выделите эти части.

    • Какая из двух частей является прямой речью?
    • Как можно назвать другую часть? (слова автора)

    Запись в тетради:

    Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?

    3. Вывод:

    а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
    б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.

    4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).

    а) Прочитайте данный текст про себя.

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”

    (По Л.Н.Толстому)

    б) Прочитайте текст по ролям.
    в) Назовите тему рассказа, главную мысль, главных героев.
    г) Прочитайте предложения с прямой речью.

    • Составление схемы предложения с прямой речью. Знакомство с правилами оформления прямой речи:

    • Составление схем к остальным предложениям текста.

    д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.

    С добрым утром! ccccc
    Задремали звёзды золотые, Обрядилась ярким перламутром
    Задрожало зеркало затона, У плетня заросшая крапива
    Брезжит свет на заводи речные И, качаясь, шепчет шаловливо:
    И румянит сетку небосклона. “С добрым утром!”
    Улыбнулись сонные берёзки,
    Растрепали шёлковые косы.
    Шелестят зелёные серёжки,
    И горят серебряные росы.
    • Найдите предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.

    е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.

    5. Вывод:

    а) Что такое прямая речь?
    б) Как оформляется прямая речь на письме?

    (После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)

    IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.

    I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.

    Но отв..тило корыто ccccc Поб..жали во всю прыть,
    На Федору я с..рдито! Чтоб посуду вор..тить
    И ск..зала кочерга Эй вы глупые тарелки,
    Я Федоре не слуга! Что вы скач..те, как белки?
    А фарфоровые блюдца Вам ли б..гать за воротами
    Над Федорою см..ются С воробьями ж..лторотыми?
    Никогда мы, никогда Вы в канаву уп..дёте,
    (Не) воротимся сюда! Вы утон..те в болоте.
    Тут Федорины к..ты Не ходите, погодите,
    Расфуфырили хв..сты Воротитеся д..мой!

    II уровень:

    Задание: выделите знаками препинания прямую речь:

    И чайник шепнул утюгу ccccc Но блюдце сказало
    Я дальше идти не могу. Гляди, кто это там позади?
    И заплакали блюдца И видят: за ними из тёмного бора
    Не лучше ль вернуться? Идёт-ковыляет Федора.
    И зарыдало корыто
    Увы, я разбито, разбито!

    III уровень:

    Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.

    И сказала скакалка: ccccc И сказали блюдца
    Мне Федору жалко. Надо бы вернуться!”
    И сказала чашка И сказали утюги
    “Ах, она бедняжка! “Мы Федоре не враги”

    Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)

    1 уровень: проверяется вслух.
    2-3 уровень: правильный вариант ответа записан заранее на доске.

    6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.

    Девочка удивилась: “… ?”
    Болельщики прыгали: “… !”
    Товарищу возразил: “… .”

    7. Проверка.

    V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.

    VI. Итог:

    • Что такое предложение?
    • Из чего состоят предложения с прямой речью?
    • Как на письме оформляется прямая речь?

    8.02.2005

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Советы рукодельницам