Тестовые задания на тему «Прямая речь» ( 4 класс)
Тест «Прямая речь» Ф. И___________________________________
Выберите предложение с прямой речью.
Слоненок увидел мартышку и крикнул: «Мартышка! Удав передавал тебе привет!»
Слоненок передал мартышке привет от удава.
Слоненок сказал мартышке, что удав передал ей привет.
Удав передал привет мартышке через слоненка.
Найди предложение, в котором прямая речь стоит после слов автора.
«Послушай, Гунька, какую мы шутку придумали!» — сказал Незнайка.
«Что же это за шутка?» — заинтересовалась Гунька.
Незнайка ответил: «Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать».
«Подумаешь, пузырь! А я зато с малышками подружился», сказал Гунька.
В какой схеме предложения с прямой речью допущена ошибка?
А: «П…..»
«П», — а.
А: «П?»
«П!» — А
В какой схеме прямая речь стоит перед словами автора?
А: «П».
«П?» — а
А: «П?»
А: «П!»
Найдите лишнее предложение.
Чей- то голос спросил: «Кто идет?»
«А что делают пираты?» — спросил Гек Тома
«Ну разве не славно!» — воскликнул Джо.
Том объявил, что такая жизнь ему очень нравится.
Определите, какое это предложение:
Дяде часто говорили: «Сколько с собаками хлопот!»
Простое предложение с однородными членами;
Сложное предложение;
Предложение с прямой речью;
В предложении пропущены знаки оформления прямой речи. Какая схема соответствует данному предложению?
Наконец я ей сказал хочешь, пойдем прогуляться на берег озера
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
Приведите примеры прямой речи по схемам
А: «П»._________________________________________________________
А: «П?»_________________________________________________________
«П», — а._________________________________________________________
«П…..» — а.______________________________________________________
«П!» — а.________________________________________________________
Закончи предложения:
Прямая речь заключается ________________________________.
Первое слово прямой речи ________________________________________.
После слов автора перед прямой речью ставиться ____________________.
Запишите схемы к данным предложениям:
«Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд._______
Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».__________
«Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки._____
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.________
«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.______
Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну»._____
Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?»._______
Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».______
infourok.ru
Карточки по русскому языку «Прямая речь» 4 класс
Карточка 1.1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .
4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.
5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!
Карточка 2.
1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.
2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.
3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.
4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.
5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!
Карточка 3
1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..
2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.
4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.
5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.
Карточка 1.
1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .
4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.
5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!
Карточка 2.
1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.
2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.
3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.
4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.
5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!
Карточка 3
1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..
2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.
3. Мыши прокричали Леопольд, мы сдаемся!
4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.
5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.
Карточка 1.
1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.
2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .
4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.
5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!
infourok.ru
Контрольная и работа по русскому языку в 4 классе по теме «Прямая речь»
Контрольная и работа по русскому языку в 4 классе
по теме «Прямая речь»
Автор: Казанцева Ирина Павловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №102 Алтайский край г. Барнаул.
Описание материала: Предлагаю Вам контрольную работу по русскому языку для учащихся 4 классов по теме «Прямая речь».
Данный материал может быть полезен учителям начальной школы для любого УМК.
Эта работа предназначена для контроля знаний учащихся по теме «Прямая речь»
Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили тему «Прямая речь», как идет совершенствование навыка грамотного письма по темам программы начальной школы
Задачи:
Развивающая:
— развивать умение обосновывать правильность выбора при постановке запятой, тире, кавычек;
— развивать самоконтроль;
Обучающая:
— закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях со словами автора и прямой речью.
— проверить сформированность умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для написания предложений с прямой речью
Воспитывающая:
— воспитывать интерес к русскому языку.
Раздаточный материал: Текс контрольной работы, специальные листы для оформления работы.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Прямая речь»
Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны неверно
Землю разделили – давай море делить, проговорил Никита.
Р.н.с. «Никита-Кожемяка»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и полетим на шаре.
Н. Носов «Приключения Незнайки»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
«Речка-матушка, спрячь меня!» — сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. Р.н.с. «Гуси-лебеди».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пузырь, может на тебе переплывем спросил Лапоть.
Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
«Вот так строят дома в городах» — заговорил молодой инженер.
Максим сказал: «Ну, не жалеешь, что приехал к нам?»
«Я в жизни ничего вкуснее не ела», — говорила Маринка.
«Что с ней случилось?» – Подумал Сергей.
Составить предложение по схеме:
А: «П?»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши правильно предложение
Однажды приходил ко мне этот мальчик сказал врач.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пожар раздался внизу отчаянный крик.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что же ты не едешь спросил я ямщика с нетерпением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не один раз отец говорил Жалко, что с нами нет ружья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание – написать мини — сочинение
на одну из предложенных тем
«Я и любимая игрушка»
«Я и фонарик»
«Я и лопнувший воздушный шарик»
«Я и мой дневник»
«Я и конфета»
«Я и шариковая ручка»
«Я и …..», используя прямую речь
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы
1. Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны неверно
a. «Землю разделили – давай море делить», — проговорил Никита.
Р.н.с. «Никита-Кожемяка»
b. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
Н. Носов «Приключения Незнайки»
c. «Речка-матушка, спрячь меня!» — сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. Р.н.с. «Гуси-лебеди».
d. «Пузырь, может на тебе переплывем?» — спросил Лапоть.
Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
a. «Вот так строят дома в городах» — заговорил молодой инженер.
b. Максим сказал: «Ну, не жалеешь, что приехал к нам?»
c. «Я в жизни ничего вкуснее не ела», — говорила Маринка.
d. «Что с ней случилось?» – Подумал Сергей.
3. Составить предложение по схеме:
А: «П?» например: Саша спросил Колю: «А ты сделал уроки?»
4. Запиши правильно предложение
a. «Однажды приходил ко мне этот мальчик», — сказал врач.
b. «Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик.
c. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
d. Не один раз отец говорил: «Жалко, что с нами нет ружья».
Результаты:
Найди предложение без ошибки в пунктуационном оформлении прямой речи. Запиши правильно, те предложения, которые записаны не верно.
4 балла
2. Найди предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи.
1 балл
Составить предложение по схеме:
1 балл
Запиши правильно предложение:
4 балла
10 — баллов высокий результат
9-8 — баллов средний балл
7-5 — баллов ниже среднего
4 балла и ниже материал не усвоен
doc4web.ru
Тест по теме «Предложение с прямой речью» 4 класс.
Тест. Предложения с прямой речью.
1. Прямая речь в предложении передает:
а) примерный смысл сказанного; б) дословно то, что было сказано;
в) искаженный смысл сказанного.
2. Первое слово прямой речи пишется:
а) с большой буквы всегда;
б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения.
3. Прямая речь заключается:
а) в скобки; б) в кавычки в) в квадратные скобки
4. Между прямой речью и словами автора ставится тире, если:
а) сначала идет прямая речь; б) сначала идут слова автора.
5. Если сначала стоят слова автора, то после них:
а) ставится тире; б) ставится двоеточии; в) ставится запятая.
6. Выпиши предложение с прямой речью, составь его схему:
а) Погружённый в свои мысли , Чечевицын ничего не ответил на вопрос , а только сильно надул щёки.
б) Чечевицын поднял глаза на Катю и сказал: « Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля.»
в) Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него и сказала в раздумье, что вчера у них готовили чечевицу.
7.Есть ошибка в схеме предложения с прямой речью:
а) А: ,, П !” б) ,, П” — а. в) ,, П ?”- а. г) А — ,, П.”
8.Схема прямой речи перед словами автора.
а) А: ,, П?” б) А : ,,П!” в) ,, П,”- а. г) А : ,, П…”
9.Составь и запиши предложение по схемам:
а) А : ,, П !” б) ,, П ?” — а.
10. Спиши отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замени маленькие буквы на большие, где это необходимо.
1) Здра(?)ствуй, с_стрица, что ты кушаешь спрашивает волк.
2) Ры-ку отв-чает л-сица.
3) Дай мне , л_сич(?)ка , хоть одну просит серый.
4) А рыженькая учит ты, братец, ступай на реку и опусти хвост в прору_ь.
5) Волк п_ш_л на реку _пустил хвост в прору_ь с-дит и приг_варивает л_вись, ры_ка , б_льшая и маленькая.
6) Так-то ты, лиса , учила меня рыбу л_вить говорит волк.
7) Эх, братец, у тебя хв_ста нет а у меня голова разбита жалуется лисица.
infourok.ru
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Прямая речь». Урок-закрепление
Разделы: Начальная школа
Цель:
- обобщить знания учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью;
- развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, осложненных однородными членами предложения, а также в предложениях с прямой речью;
- научить оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;
- расширять и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.
Оборудование: таблицы-схемы оформления простых и сложных предложений, предложений с прямой речью; портрет писательницы Любови Ворониной; картинки животных (сорока, медведь, тетерев).
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои добрые улыбки. Посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте. (Дети садятся, записывают число в тетрадях).
Актуализация знаний. Уплотненный опрос у доски.
Для того, чтобы нам можно было работать на уроке, прежде всего мы должны выполнить ряд упражнений на доске.
(Учитель вызывает 5 учеников к доске для работы по заранее заготовленным заданиям).
1 ученик. Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить значение слова цитата.
2 ученик. Вставить орфограммы. Составить устно предложения со словом карнавал.
- к.рн.вал
- л.тали
- в.лялись
- стру.ки
- гры.ть
3 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.
П.дули студеные ветры и з.ма з.гудела (в) трубу так нач.ла свой ра..ка.. “Снег идет” Любовь В.р.нкова.
4 ученик. Вставить орфограммы, расставить знаки препинания и составить схему предложения.
Пришла бабу.ка (с) к.ло.ца и ск.зала вот и сн.жок пош.л.
5 ученик. Вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания. Определить, к какой схеме можно отнести это предложение.
Алёнка ск.рее вых.ди — к нам з.ма пришла прокричала Таня девочке в окно.
1 |
“П,” — а. |
6 |
А: “П.” |
2 |
“П.” — а. |
7 |
А: “П?” |
3 |
“П?” — а. |
8 |
А: “П!” |
4 |
“П!” — а. |
9 |
А: “П…” |
5 |
“П…” — а. |
Проверка домашнего задания.
Пока дети работают у доски, проверим, как вы выполнили домашнее задание, какие цитаты вы нашли и составили с ними предложения. Дети зачитывают предложения и называют номер схемы, к которой относится предложение. (Заслушиваются 5-6 предложений)
Ну что ж, молодцы! Вы постарались и нашли очень интересные, поучительные цитаты. Особенно интересные цитаты у Антона, Софьи. Почему? (Они касаются жизненных ситуаций, поучительные).
Проверка отвечающих у доски.
А теперь, ребята, сосредоточим внимание и послушаем ответы учащихся у доски.
1-й ученик читает слова и объясняет их написание. Дополнительные вопрос: Что общего у всех этих слов? (Все они словарные).
2 ученик объясняет пропущенные орфограммы. Дополнительный вопрос: Какое слово лишнее? (карнавал — словарное слово).
Составлено предложение : На новогоднем карнавале все мальчики и девочки были в масках и карнавальных костюмах. Схема предложения:
3 ученик читает предложение, объясняет знаки препинания. Оно выглядит так: “Подули студеные ветры, и зима загудела в трубу.” — так начала свой рассказ “Снег идет” писательница Любовь Воронкова. Схема: “П.”- а. (№2, №9).
4 ученик. Пришла бабушка и сказала: “Вот и снежок пошёл!” Схема: А: “П!” (№8)
5 ученик. “Алеша, скорее выходи — к нам зима пришла!” — прокричала Таня девочке в окно. Схема №4.
Определение темы урока.
Ну что ж, я рада тому, что все вы очень хорошо справились со своими заданиями. Молодцы!
Прошу всех еще раз обратить внимание на задания №3, 4, 5, на таблицу со схемами и определить тему нашего урока.
Правильно. Прямая речь. Запишите название темы в тетрадь.
Давайте повторим, о чем говорят нам схемы I группы (1-5).
После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, а после любого из этих знаков — тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. “П,” — а. “П!” — а. “П?” — а. “П…” — а.
О чем говорят схемы второй группы (6-9)?
Прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. А: “П.” А: “П?” А: “П!” А: “П…”
Запись предложения на доске.
Молодцы! Теоретический материал знаете. Посмотрим, как вы умеете применять правила на письме. Запишем предложение на доске и в тетрадях.
Поэт Петр Вяземский писал:
“Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…”
Что это за предложение?
Это предложение с цитатой; после слов автора надо поставить двоеточие, высказывание автора о языке взять в кавычки, т.е. цитата оформляется на письме так же, как и прямая речь. А: “П…” , схема №9.
Ребята, а как вы понимаете высказывание П. Вяземского о языке?
Что значит “исповедь народа”?
Как понимать слова “слышится природа народа”? (Это идет речь о корнях русского народа, о происхождении народа, зарождении его языка).
Только ли о языке русского народа там можно сказать? Конечно, нет. И о других народах, их языках мы можем сказать словами поэта.
Физминутка.
Графический диктант.
Важно, ребята, очень хорошо различать слова автора и прямую речь. Вот сейчас следующая работа будет посвящена именно такому заданию. Т.е. вы будете записывать только схемы предложений с прямой речью.
Учитель читает предложения , а дети нумеруют схемы предложений в тетрадях.
- На конверте Лиля написала большими буквами: “Вручить Дедушке Морозу”. А: “П.”
- Снежинки летели, падали, кружились, и снова падали.
- Утром Коля проснулся, подошёл к окну и воскликнул: “Мама! Снег идет!” А: “П!”
- “Ура! Мы идем на каток!”- закричали Коля с Олей. “П!” — а.
- “Нельзя кататься по тонкому льду. Это опасно для жизни”. — предупреждают учителя своих учеников, когда наступают морозы и замерзают водоемы. “П”. — а.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.- Стоят голые деревья и ждут зимней одежды, а ели и сосны стали еще зеленее.
А кому еще опасно находиться ранней зимой на льду? (Рыбакам)
Работа в паре.
Проверка выполнения задания. Каждый свою работу сверяет с работой соседа.
Есть сомнения?
Тогда посмотрите на доску и сверьте свои схемы со схемами на доске.
У кого были ошибочки?
Постарайтесь быть повнимательнее, т.к. сейчас предстоит самая сложная работа.
Диктант по сказке Н. Сладкова “Всему свое время”.
Детям предлагается посмотреть на картинки сороки, тетерева, медведя. Спрашиваю:
- Что случилось с этими героями однажды зимой? (Дети вспоминают и рассказывают содержание сказки.)
- А как сказка называется?
- Кто автор этой сказки? (Сказка Н. Сладкова “Всему свое время”).
Вот сейчас по этой сказке мы и напишем небольшой диктант, где будут и слова автора, и прямая речь.
Всему свое время
Надоела зима. Вот бы лето сейчас! “Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?” — спрашивает Сорока. Косач жалуется: “Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные — от мороза!” “На правом боку лежу — малина мерещется, на левом — мед липовый”, — ворчит Миша. “Понятно! Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!” - прострекотала Сорока. И зима провалилась.
Повторное чтение текста. Взаимопроверка работ.
Задание на компьютере.
Выполняет один ученик, проверяет другой. Набраны тексты двух предложений с цитатами. Расставить знаки препинания.
Итог урока.
Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Мы с вами проделали большую и нужную работу.
Объявляются оценки за урок.
Проверяется задание на компьютере.
Рефлексия. Закончи предложение…
Я положительно оцениваю…
Мне нужно обратить внимание…
Я хочу поблагодарить…
Мне было интересно…
Мне показалось важным…
22.02.2005
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Прямая речь. 4-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (84,5 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Познакомить ребят с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.
- Развивать речь учащихся, образное мышление на примерах героев русских народных сказок, развивать такие логические операции, как сравнение, обобщение, конкретизация, реализация доказательства и проектирование.
- Воспитывать взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам и их героям.
Оборудование:
- ПК,
- учебник «Живой родник» (под ред. Л. Тикуновой и А.Дигиной) для 4 кл.,
- карточки-кавычки,
- карточки с заданиями,
- схемы предложений,
- карточки-помощники,
- тетради,
- простые карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент (Настрой на урок)
II. Повторение пройденного.
— Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос.
Ваша задача — ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. Тогда можно помочь товарищу. В момент высвечивания каждой буквы — зафиксируйте её в тетради.
Найди «лишнее» слово
— ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной — прил.) п
Найти все существительные
сущ.
— Вода перестала течь.
сущ. сущ.
— В лодке открылась течь. р
— Как называются такие слова?(омонимы)
3. Найти слово без приставки.
— Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка я
4. Сколько звуков и букв в слове?
Съедобен — 8б., 8 зв. м
Раскрыть скобки.
(в) долг
(с) вернула а
6. Вставить безударную гласную
рано пос:дел
пос:дел за партой я
7. Вставить, если нужно мягкий знак
ноч:ной
купат:ся р
8. Подобрать антонимы
скупой — :(щедрый )
глубокий — :(мелкий ) е
9 . Расставить знаки препинания
Лисичка- сестричка бегает по полям ищет
мышиные норы. ч
10. Найти главные члены предложения
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. ь
— Молодцы! Теперь, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть
1. Итак, тема сегодняшнего урока: ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Кто знаком с этим понятием?
— А сейчас возьмите карточки под № 1 и заполните только левый столбик :
ПРИЛОЖЕНИЕ 1— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?
(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух)
На доске предложения:
Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: «Проводи меня».
«Проводи меня», — попросил я папу.
— Что вы можете сказать об этих предложениях?
(2-е и 3-е предложение дословно передают нашу речь)— Верно. Эти предложения — предложения с прямой речью. На уроке мы познакомимся с такими предложениями и с расстановкой знаков препинания в них.
(обратить внимание ребят на слова автора)
— Давайте проверим наши предположения, правильно ли мы сформулировали понятие что же такое «прямая речь». ( рисунок кавычек)
Работа по учебнику
Прочитайте правило на с.111 в учебнике.
Физминутка2. — На протяжении всего учебного года мы с вами знакомимся с русскими народными сказками, поэтому и задания я подобрала из сказок.
— Ребята, объединяйтесь в группы по 4 человека, переверните карточки под №2, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите сейчас на доске.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2Вопросы на доске:
— Как называется сказка?
— Какие предложения записаны на карточках? (с прямой речью)
— Где стоят слова автора? ( вначале предложения или в конце)
— Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (кавычками)
— Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора.
— Как слова автора отделяются от прямой речи? (двоеточием, тире)
— Когда ставят двоеточие, а когда — тире?
— Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (на доске схемы предложений)
— Догадайтесь, к какой схеме подходит каждое из предложений.
(обратить внимание с какой буквы пишется прямая речь и слова автора)
3. — А сейчас давайте попробуем все вместе составить схему к следующим предложениям. Как называется сказка?
1) Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?»
2) «Отчего ж не позабавиться, » — отвечает ему Мороз-Красный нос.
( Два Мороза)
4. — А теперь самостоятельная работа по вариантам. (карточка №3)
— Списать предложения в тетрадь и составить к ним схемы .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3IV. Рефлексия.
— А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?
— Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)
Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы, карточка № 1.
— С какими предложениями мы познакомились на уроке?
(с предложениями с прямой речью)
Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых карточки- помощники)
Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.
Карточка — помощница: Прямой речью, большой кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие. |
V. Домашнее задание.
— Домашнее задание сегодня — написать мини-сочинение на темы:
- «Я и любимая игрушка»
- «Я и фантик»
- «Я и лопнувший воздушный шарик»
- «Я и исписанная тетрадь»
- «Я и шнурок»
- «Я и огрызок яблока»
- «Я и :..» , используя прямую речь
ИЛИ
подобрать 4 предложения к схемам в учебнике на с. 112 из любых русских народных сказок.
— Помочь в написании мини-сочинения вам может стихотворение Л. Квитко.
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
«Ходят-бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!»
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань, поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложка и солонка,
Шумный, радостный народ —
Разговоров полный рот.
VI. Подведение итогов.
— Урок закончен, всем большое спасибо, можете быть свободными.
22.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок русского языка в 4-м классе: «Прямая речь»
Разделы: Начальная школа
ЦЕЛИ:
- обеспечить усвоение учащимися понятия «прямая речь», правил письменного оформления прямой речи;
- воспитание положительного отношения к знаниям;
- развитие приёмов наблюдения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Введение в тему:
Прочитайте предложения, записанные на доске:
1. Максим Горький писал: “Обогащайте себя
знанием русского языка, читайте больше!”
2. Максим Горький писал, что надо обогащать себя
знанием русского языка и больше читать.
- Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
- Кому принадлежат выделенные слова?
- В каком из предложений они переданы точно от имен писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.
III. Работа над темой урока.
1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы
познакомимся с тем, как строятся предложения с
прямой речью, правилами оформления прямой речи.
2. На сколько частей можно разделить
записанное предложение?
Выделите эти части.
- Какая из двух частей является прямой речью?
- Как можно назвать другую часть? (слова автора)
Запись в тетради:
Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?
3. Вывод:
а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.
4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).
а) Прочитайте данный текст про себя.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”
(По Л.Н.Толстому)
б) Прочитайте текст по ролям.
в) Назовите тему рассказа, главную мысль, главных
героев.
г) Прочитайте предложения с прямой речью.
- Составление схемы предложения с прямой речью. Знакомство с правилами оформления прямой речи:
- Составление схем к остальным предложениям текста.
д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.
С добрым утром! ccccc Задремали звёзды золотые, Обрядилась ярким перламутром Задрожало зеркало затона, У плетня заросшая крапива Брезжит свет на заводи речные И, качаясь, шепчет шаловливо: И румянит сетку небосклона. “С добрым утром!” Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.
- Найдите предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.
е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.
5. Вывод:
а) Что такое прямая речь?
б) Как оформляется прямая речь на письме?
(После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)
IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.
I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.
Но отв..тило корыто | ccccc | Поб..жали во всю прыть, |
На Федору я с..рдито! | Чтоб посуду вор..тить | |
И ск..зала кочерга | Эй вы глупые тарелки, | |
Я Федоре не слуга! | Что вы скач..те, как белки? | |
А фарфоровые блюдца | Вам ли б..гать за воротами | |
Над Федорою см..ются | С воробьями ж..лторотыми? | |
Никогда мы, никогда | Вы в канаву уп..дёте, | |
(Не) воротимся сюда! | Вы утон..те в болоте. | |
Тут Федорины к..ты | Не ходите, погодите, | |
Расфуфырили хв..сты | Воротитеся д..мой! |
II уровень:
Задание: выделите знаками препинания прямую речь:
И чайник шепнул утюгу | ccccc | Но блюдце сказало |
Я дальше идти не могу. | Гляди, кто это там позади? | |
И заплакали блюдца | И видят: за ними из тёмного бора | |
Не лучше ль вернуться? | Идёт-ковыляет Федора. | |
И зарыдало корыто | ||
Увы, я разбито, разбито! |
III уровень:
Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.
И сказала скакалка: | ccccc | И сказали блюдца |
Мне Федору жалко. | Надо бы вернуться!” | |
И сказала чашка | И сказали утюги | |
“Ах, она бедняжка! | “Мы Федоре не враги” |
Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)
1 уровень: проверяется вслух.
2-3 уровень: правильный вариант ответа записан
заранее на доске.
6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.
Девочка удивилась: “… ?”
Болельщики прыгали: “… !”
Товарищу возразил: “… .”
7. Проверка.
V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.
VI. Итог:
- Что такое предложение?
- Из чего состоят предложения с прямой речью?
- Как на письме оформляется прямая речь?
8.02.2005
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai