Картотека прогулок в старшей группе в весенний период (март, апрель, май)

Апрель. Прогулка 13

Целевая прогулка по участку детского сада «Безопасность друзей и близких» — предложить детям осмотреть участок, выявить факторы потенциальной опасности. Обсудить, что нужно делать, чтобы не допустить возникновения опасных ситуаций.

Художественное слово: «Второй ваш дом»  Г.Шалаева

Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Д/игра «Подбери правильно» -упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. (О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение : воспитательница – она, дети – они, мальчик — он, девочка — она, ведерко — оно…)

П/и «Хитрая лиса», «Третий лишний» — упражнять детей в беге, развивать ловкость, двигательную активность.

Трудовые поручения Подкормка птиц – учить правильно выбирать место для кормления птиц (скворечники на территории детского сада), осуществлять наблюдение за птицами. Поощрять желание детей заботиться о птицах.

Индивидуальная работа «С кочки на кочку» — упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Апрель. Прогулка 14

Наблюдение за облаками — продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Художественное слово      С. Джус

Почему бывают тучи
И бывают облака?
Потому что тучи — круче,
Облака — они слегка! 
Облака летят, пушинки,
Тучи грозные висят,
Там, ведь мокрые дождинки
Нас водой облить хотят. 
Если взять и выжать тучи
И немного подсушить,
Облака, тогда получим,
И не будет дождик лить.

Индивидуальная работа «Самый быстрый» — упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества.

Трудовая деятельность Сбор веточек на участке – формировать умение работать по инструкции и сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.

П/и« Сокол и лиса» — учить рассказывать правила игры, правильно выполнять основные движения при беге, использовать всё игровое пространство площадки, быстро действовать по сигналу.

«Птичка и кошка» — развивать наблюдательность, быстроту движений, ловкость.

Строевые упражнения «Самолет» (в колоне по одному)

формированию у детей правильной осанки,  способствовать укреплению мышц живота, бедер, рук  .

Д/и «Съедобное – несъедобное» (с мячом) — формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Апрель. Прогулка 15

Наблюдение «Растения и кустарники на участке» — закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Художественное слово «Сосчитай!» И. Демьянов

Покосился Еж на Елку:
— У тебя иголок сколько?
Пригорюнился на пне:
«Может, больше, чем на мне?»
Говорит лесов хозяйка:
— Лезь на ветки, сосчитай-ка!
Может больше, может, нет –
Сосчитай и дай ответ!

П/и «Остров сокровищ» развитие двигательной активности, закреплять умение ориентироваться на местности.

Индивидуальная работа (ходьба) — развивать внимание, координацию движений.

Формирование трудовых навыков Расчистка дорожек от мелкого мусора – закреплять умение детей действовать согласованно, помогать друг другу, гордиться результатами своей работы.

Самостоятельная двигательная деятельность детей Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.

Апрель. Прогулка 16

Наблюдение «Береза весной» — продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Художественное слово

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна).

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь … (березку)!

П/и «Хитрая лиса» — развивать двигательный опыт, ловкость, быстроту реакции.

Трудовая деятельность. «Найди себе работу» — обсудить с детьми назначение данной работы, воспитывать уважительное отношение к труду.

Индивидуальная работа «Сбей кеглю» — развивать ловкость, быстроту реакции.

Дидактическая игра (с мячом) «Назови скорей» способствовать запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности.

Дыхательная гимнастика «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш»

Апрель. Прогулка 17

Наблюдение за набуханием почек на деревьях — закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе. (Что делают почки весной?  наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые)

Художественное слово: Т. Уманская

— Расскажите, почки,
Что у вас внутри?
— Клейкие листочки!
Хочешь, подсмотри,
Как чешуйки сдвинув,
Выглянут на свет.
И дивнее дива —
У природы нет!
В стужу ли, в метели, 
(Всем зима страшна),
В нас, как в колыбели,
Пряталась весна!
Д/игра «Кто знает, пусть дальше считает»развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10.

П/и «Цепи кованные», «Третий лишний» — упражнять детей в беге, развивать ловкость, двигательную активность.

Трудовые поручения Сбор мусора на участке — воспитание положительного отношения к труду.

Индивидуальная работа Упражнение «Лягушата» — упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Пятиминутка здоровья: Логогимнастика — развитие подвижности языка. Упражнение «Соберем грибы!» — присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

Апрель. Прогулка 18

Наблюдение за облаками — продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Художественное слово      С. Джус

Почему бывают тучи
И бывают облака?
Потому что тучи — круче,
Облака — они слегка! 
Облака летят, пушинки,
Тучи грозные висят,
Там, ведь мокрые дождинки
Нас водой облить хотят. 
Если взять и выжать тучи
И немного подсушить,
Облака, тогда получим,
И не будет дождик лить.

Индивидуальная работа «Самый быстрый» — упражнять в быстром беге; развивать ловкость, физические качества.

Трудовая деятельность Сбор камешков на участке – формировать умение сообща, воспитывать желание трудиться на общую пользу.

П/и« Ручеек», «Жмурки» — развитие двигательной активности.

Строевые упражнения «Самолет» (в колоне по одному)

формированию у детей правильной осанки,  способствовать укреплению мышц живота, бедер, рук  

Д/игра «Последовательность событий» «Кто кем (чем) будет?» (кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, икринка, мука, железо, кирпич, девочка, почка, щенок, шерсть, доска, птенец, козленок, ягненок. «Кем (чем) был?» кем (чем) был раньше: цыпленок — яйцом; лошадь — жеребенком; корова- теленком; дуб -желудем; рыба -икринкой; лягушка -головастиком; бабочка — гусеницей; птица -птенцом; рубашка -тканью; листок -почкой; собака -щенком)

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Дыхательная гимнастика«Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х».

Апрель. Прогулка 19

Наблюдение за камнями — формировать представление о камнях как части не­живой природы. (Какие бывают камни? Где человек использует камни?)

Художественное слово загадка

Его в горах полным — полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают (камень)

Исследовательская деятельность Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

Трудовая деятельность Сбор камней на участке и выкладывание из них компози­ции — учить трудиться сообща; развивать творческое воображение.

Подвижная игра «Найди клад» — развитие двигательной активности, закреплять умение ориентироваться на местности.

Индивидуальная работа «Прыжки» -развивать навыки прыжка в длину с места.

С амостоятельная двигательная деятельность детей Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершенствовать технику их выполнения.

Апрель. Прогулка 20

Наблюдение за хвойными деревьями — закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать вы­воды.

Художественное слово загадка

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки… (ёлка)

П/и «День — ночь» — развивать двигательный опыт, ловкость, быстроту реакции.

Трудовая деятельность. «Найди себе работу» — обсудить с детьми назначение данной работы, воспитывать уважительное отношение к труду.

Индивидуальная работа «Попади в обруч» — развивать глазомера.

Дидактическая игра «Найди общий звук» -развивать фонематический слух детей.
Пятиминутка здоровья: Логогимнастика — развитие подвижности языка. Упражнение «На полянке стоит избушка» В избушке «старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

multiurok.ru

Картотека прогулок для старшей группы детского сада

Старшая группа

Сентябрь

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;

— формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года?

  • Как вы догадались, что осень?

  • Перечислите характерные признаки осени.

  • Почему осенью стало холоднее?

  • Что делает человек осенью?

♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в хо­лодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Ут­ром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Сентябрь

Прогулка 4

Наблюдение за пауком

Цели:

— расширять и закреплять знания о характерных особен­ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле­ниях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

  • Как выглядит паук?

  • Как он передвигается?

  • Где живет и чем питается?

  • Как паук ловит насекомых?

  • Есть ли враги у паука?

  • Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы зна­

ете?

♦ Где зимуют пауки?

Сентябрь

Прогулка 6

Наблюдение за муравьем

Цели:

расширять знания об особенностях внешнего вида му­равьев, их жизненных проявлениях;

— вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

  • Как выглядят муравьи?

  • Как они передвигаются?

  • Чем питаются?

  • Как называется муравьиный дом?

  • Из чего муравьи строят свой дом?

  • Какие враги есть у муравьев?

Сентябрь

Прогулка 8

Наблюдение за кошкой

Цели:

  • закреплять знания о том, что кошка — домашнее жи­вотное, млекопитающее, имеет определенные призна­ки;

  • воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

Октябрь

Прогулка 2

Наблюдение за подорожником

Цели:

  • знакомить с лекарственным растением — подорожни­ком;

  • развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встре­чается почти по всей территории нашей страны, растет око­ло дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорож­ник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здо­ровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами слу­чится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок по­дорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их мож­но в период цветения и до увядания.

Октябрь

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев. О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит рябина?

  • Где она растет?

  • Какие звери любят ягоды рябины?

  • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

  • Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са­дах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь­ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по­едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзим­ние ноябрьские

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за лошадью

Цели:

— закреплять знания о лошади, ее характерных особенно­стях как млекопитающего, домашнего животного;

— воспитывать интерес к жизни животного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.)

  • Почему лошадь — домашнее животное?

  • Как выглядит лошадь?

  • Чем она питается?

  • Как называются детеныши лошади?

  • Какую пользу людям приносят лошади?

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы зна­ете?

Тлеют костра огоньки,

Берег в тумане тонет.

Ночью в лугах у реки

Мирно пасутся кони.

Головы опустив,

Свесив пышные гривы,

Щиплют траву возле ив,

Бродят по краю обрыва.

Цели:

— учить создавать у себя и других детей радостное на­строение от выполненной работы;

— воспитывать экологическую культуру. Подвижные игры

«Третий лишний». Цели:

Цели:

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Сентябрь

Прогулка 2

Наблюдение за крапивой

Цели:

  • развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях;

  • формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы гото­вят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья кра­пивы богаты разными полезными солями и витаминами. Дав­но русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и за­живит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микро­бов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях это­го растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распрост­ранено по всей территории нашей страны. Растет вдоль до­рог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, ко­торых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели:

вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Сентябрь

Прогулка 3

Наблюдение за разными видами транспорта

Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их класси­фикации, назначении;

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит автобус?

  • Что находится внутри автобуса?

  • Для чего нужны поручни?

  • Какие автобусы ездят по нашему городу?

  • Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливает­ся. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда. Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

  • учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

  • развивать быстроту и реакцию;

— воспитывать смелость.

Индивидуальная работа Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюш­ко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука нахо­дится паутинная бородавка, через которую он выделяет па­утину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомы­ми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забива­ются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цве­тов и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение пры­гать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней ли­цом и боком).

Сентябрь

Прогулка 5

Наблюдение за одуванчиком

Цели:

  • продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;

  • формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу;

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись вес­ной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солныш­ко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучи­ком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не от­водит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зе­нит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда»

(С. Краси­ков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

  • К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пу­шистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий вете­рок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все расте­ние — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит одуванчик?

  • Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, ко­торых много, и в строго указанные сроки.

Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры «Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цели:

— развивать ловкость.

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы зна­ете?

♦ Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он перено­сит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары малень­ких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — ве­ликолепные строители. Муравьи — хищники, они истребля­ют множество насекомых. У них много врагов: птицы, мед­ведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Сентябрь

Прогулка 7

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели:

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного некта­ра. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращает­ся в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материн­ского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: пополнить фитобар детского сада.

Подвижная игра

«Каких листьев больше?».

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость. Индивидуальная работа

«Прыгни дальше».

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Октябрь

Прогулка 5

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объяс­ните, для чего они нужны?

  • Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

— приучать доводить начатое дело до конца;

— воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву». Цели:

— учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа рав­новесие.

  • Почему кошка — домашнее животное?

  • Как выглядит домашняя кошка?

  • Чем питаются кошки?

  • Как называются детеныши кошки?

  • Какие породы кошек вы знаете?

  • Какую пользу людям приносят кошки?

  • Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

  • Докажите, что кошка — хищное животное.

  • Сравните способности и характеры собак и кошек.

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знае­те?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение за работой дворника

Цели:

Ход наблюдения

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

  • Какую работу выполняет дворник осенью?

  • Для чего нужна работа дворника?

  • Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность

Пересадка цветущих растений с участка в группу (ногот­ки, маргаритки).

Цели:

— учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;

— воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Октябрь

Прогулка 3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

  • научить понимать значение и функции автомобиля;

  • закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

  • Для чего нужна машина?

  • Какие машины едут по нашей улице?

  • Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

  • Как эта машина называется? (Легковая.)

  • А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек­тивно.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Послушные листья».

Цели:

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в за­щищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркиваю­щее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Октябрь

Прогулка 4

Наблюдение за подосиновиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

  • Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

  • Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около кото­рого растет? (Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра: «Найдем грибок».

Цели: — учить внимательно слушать команду воспитателя;

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Ноябрь

Прогулка 8

Наблюдение за работой дворника

Цели:

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое время года?

  • По каким признакам это можно определить?

  • Почему дворник убирает листву с дорожек?

Трудовая деятельность

Сбор ягод рябины на участке ДОУ.

Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнасти­ческой стенке.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цели:

дни прилетают стайки снегирей и свирис­телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья раз­ных деревьев.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сиг­нал воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Октябрь

Прогулка 7

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг дру­гу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую слож­но. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.

Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего нужен светофор?

  • На какой сигнал светофора переходят пешеходы?

  • На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что мо­жет произойти? Почему?

  • Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Трудовая деятельность

Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помо­гать растениям приготовиться к зиме.

Подвижная игра «Светофор».

Цель: закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму.

Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная па­мять, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хо­зяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25— 30 лет.

Трудовая деятельность

Посадка елочек на экологической тропе.

Цели:

  • вызывать интерес к посадке деревьев;

  • воспитывать бережное, заботливое отношение к живот­ным.

Подвижные игры

«Круговорот», «Холодно — горячо».

Цель: добиваться выполнения правильной техники в ос­военных ранее видах ходьбы.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным ша­гом).

Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за самосвалом

Цели:

формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

Эта машина с железным открытым кузовом.

Вот машина,

Так машина —

Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

* Для каких грузов предназначен самосвал?

  • Как происходит разгрузка машины?

  • Как машина помогает человеку?

  • Может ли самосвал работать без человека?

  • Трудовая деятельность

Сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цели:

  • учить правильно собирать семена;

  • воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

  • Подвижная игра

«Ловишки с приседаниями».

Цель: учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Бег, прыжки.

Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу на­правления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Октябрь

Прогулка 10

Наблюдение за лошадью

Цель: формировать представления о лошади как виде транс­порта и живом существе, помогающем человеку.

Ход наблюдения

Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил!

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил гру­зы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное и сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт — гужевым. У разных народов им стали разные животные — верблюды, слоны, ослики, собаки и т.д.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего человек приручил лошадь?

  • Что служило древнему человеку вместо транспорта?

  • Для чего в наше время используют лошадей?

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижная игра

«Догони свою пару». Цели:

  • выполнять движения по сигналу воспитателя;

  • четко ориентироваться при нахождении своей пары.

  • Индивидуальная работа

Развитие движений.

doc4web.ru

Картотека прогулок для старшей группы «Зима»

Прогулка 11

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел, Ищет места — не найдет,

Лечь на землю захотел. Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на зем­лю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, пре­вращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покры­вают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много сне­жинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки?

Почему? Какой на ощупь снег?Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (раз­мер, найти одинаковые).

На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега — учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде­ленное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» — продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

Лепка из снега : «Веселые снеговики» — учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности;

Индивидуальная работа

«Хоккей» — учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка 12

Наблюдение за елью на участке

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Новогодние деньки, На пушистой елке.

Снег морозный, колкий. Шар качнулся расписной,

Загорелись огоньки Бусы зазвенели.

Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иго­лок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка малень­кая, неживая, сделана из искусственного материала (пласт­массы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле наряд­ной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот празд­ник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Трудовая деятельность

Расчистка кормушек от снега, кормление птиц — воспитывать положительное отношение к труду

Подвижные игры

«Собака и воробьи», «На санки» — упражнять в беге в разные стороны. умение ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Рисование «Моя новогодняя ёлочка» — продолжать знакомить детей с профессией дизайнера; предложить придумать и нарисовать оригинальные украшения на елке цветной водой.

Индивидуальная работа

Развитие движений — закреплять умение бегать на скорость;

Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулка 13

Наблюдение за

крышами домов

Цель: дать знания о том, что шапки снега могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма), подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Ход наблюдения

Рассмотреть крыши домов. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

— Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

— Подходить и трогать свисающие сосульки!

— Нельзя сосать и есть сосульки!

— Не кидайся сосулькой или снегом!

— Будь внимательным и наблюдательным!

— Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

— Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

  (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

Трудовая деятельность

Уборка игрушек на участке – формировать у детей привычку аккуратно собирать игрушки после прогулки

Подвижные игры

«У оленя дом большой» — закреплять умение соотносить движения с текстом. «Кот и мыши» — учить соблюдать правила игры. «Змейка» — развивать детей в беге;

Индивидуальная работа

«Смелые ребята» — упражнять в быстром беге;

Прогулка 14

Наблюдение за общественным транспортом

Цель закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.

Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.) Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.) В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

Из какой двери надо выходить? (Из задней.) С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.) Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транс­порт.) Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.) На какой свет светофора? (На зеленый.)

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега — воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты» — упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

«Составь картинку» — из палочек выложить машину — развитие мелкой моторики.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек» — упражнять в равновесии.

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам