Основное общее образование. Примерная программа основного общего образования
Основное общее образование является гарантированным государством минимумом в сфере получения знаний. Что же сюда входит? Что изучается в рамках данного образовательного этапа подготовки людей к будущей жизни?
Общая информация
Современное общество динамично развивается. И оно предъявляет выпускникам общеобразовательных организаций иные требования, нежели это было несколько десятилетий назад. Так, человек, который получил основное/общее среднее образование, должен иметь не только глубокий запас знаний, но и уметь ориентироваться в стремительно растущем потоке информации. Современные люди вынуждены адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. При этом приходится самостоятельно регулярно принимать ответственные решения. Для увеличения результативности деятельности необходимо уметь прогнозировать. А это всё можно делать, только обладая полнотой знаний и навыков.Небольшое отступление
Чтобы избежать путаницы, давайте разберёмся с общим образованием. Всего оно имеет четыре ступени:- Дошкольное образование. Сюда входит подготовка в детских садах и специализированных центрах. Здесь малышей учат держать предметы (например, карандаш и ручку), рисовать фигуры, развивают мелкую моторику и так далее.
- Базовое образование. Под этим понимают 1-4 классы школы. В данном случае проводится подготовка детей к тому, чтобы в последующем осваивать более сложные знания. Учат писать, считать, рисовать, усваивают основные правила поведения в коллективе. Иными словами, закладываются основы для социальных и творческих навыков.
- Основное общее образование. Это 5-9 классы школы. На данном этапе ученики получают базовую информацию о большом количестве различных предметов, которые являются довольно сложными для понимания. Более детально мы об этом поговорим в статье далее.
- Среднее общее образование. 10-11 классы школы. На этом этапе происходит углубление полученных ранее знаний, изучаются и новые направления: правоведение и экономика.
Что такое ФГОС?
Разобраться с системой обучения в нашем государстве помогут ФГОС основного общего образования. Это документ, по которому происходит организация образовательного процесса. Над его усовершенствованием работают многочисленные компетентные органы. Расшифровывается же название как «федеральные государственные образовательные стандарты». Следует отметить, что использование традиционного подхода, когда происходит «вооружение» людей всеми знаниями, которые потенциально могут пригодиться, сейчас не очень популярно. Рассматривая существующие тенденции, невозможно не отметить тот факт, что наиболее важным считается обеспечение социализации человека и его продуктивной адаптации. Это привело к тому, что сейчас значительное внимание уделяется личности обучаемого человека и особенностям его мышления. В образование внедряется большое количество механизмов, которые должны способствовать творческой инициативе, самостоятельности, мобильности. Также значительное внимание уделяется обеспечению возможностей для самореализации и личностного роста. В качестве примера можно привести университетское образование, где внедряется система, согласно которой большую часть всех знаний человек должен получить самостоятельно посредством книг и иных источников информации.
Результативность
Как можно понять из изложенного выше, ФГОС основного общего образования ориентирован не на количество передаваемых знаний. Наибольшую важность в данном случае имеет их качество. То есть, главной целью является научить человека действовать в разных условиях и решать различные проблемы. Следует отметить, что важная роль знаний не отрицается. Главным же является возможность их успешного применения на практике.Особенности
В качестве единиц образовательного результата используются знания и умения. Но чтобы быть успешным в современном информационном обществе, этого недостаточно. Поэтому особенностью является то, что человеку помогают освоить знания, которые помогут в дальнейшем формировать умения. Всё остальное ФГОС основного общего образования рассматривает как справочную информацию, которую можно найти в различных энциклопедиях и специализированной литературе. Обучающийся человек же должен её быстро и безошибочно уметь находить.
Что достигается?
ФГОС основного общего образования предусмотрено, что необходимо заботиться о создании опыта, который поможет решать различные проблемы, являющиеся важными для отдельной личности. Формирование такого подхода впервые было применено в 2011 году. Также существует целая сеть подготовительных учреждений, которые занимаются по программам повышенного уровня по отдельным дисциплинам. В качестве примера можно привести школы с углубленной физикой, математикой и так далее. Также нельзя сбрасывать со счетов и то, что существуют учреждения, специализирующиеся и на внешкольной деятельности, которые дополнительно предлагают ученикам постигать философию, экономику, изобразительные искусства и многое другое. Также есть школы, в которых учат под наставничеством университетов. Это подразумевает использование их материально-технической базы и преподавательского состава.
Получение образования
Это, как правило, рассматривается как нечто добровольное. Но законодательством утверждено, что каждый обязан получить базовое и основное общее образование. После окончания учебного учреждения человек должен сдать экзамены и получить аттестат. В зависимости от результатов и желаний люди выбирают получать образование дальше или уйти в практическую сферу деятельности. Аттестат позволяет выбрать профессию и пойти учиться в ПТУ или колледж или продолжить заниматься в школе дальше. Основное общее образование направлено на то, чтобы помочь становлению и формированию личности. Влияние оказывается на нравственные убеждения, эстетический вкус, культуру общения, образ жизни. Кроме этого, обеспечивается овладение государственным языком, основами наук, навыками физического и умственного труда и развиваются склонности, интересы и способности к социальному самоопределению.Реализация
Следует отметить, что образовательная программа основного общего образования предусматривает возможность дифференциации содержимого в связи с потребностями и интересами людей. Так, может обеспечиваться более глубокое изучение учебных предметов. В таком случае говорят о том, что проводится профильное обучение. Также необходимо отметить, что несмотря на то, что базовое и основное общее образование являются обязательными, не все эти ступени проходят. Конечно, таких людей доли процента, но, увы, они есть. В данном случае единственное ограничение, которое предусмотрено по отношению к таким индивидам, – это невозможность получения более высокого уровня образования. Также необходимо отметить и тех, кто требует особенных условий получения знаний. В первую очередь под этим понимают детей-инвалидов, а также тех, кто нуждается в длительном лечении и не может посещать образовательную организацию по состоянию здоровья. В таком случае предусмотрена возможность домашнего или дистанционного обучения.Какие цели реализовываются?
Программа основного общего образования (ФГОС) направлена на то, чтобы помочь человеку сформировать целостное представление о мире, которое базируется на полученных знаниях, навыках, умениях и способах деятельности. Также предусмотрена различная активность (индивидуальная или коллективная). Обучающимся людям помогают познавать мир и самых себя. Одной из целей программы является подготовка человека к моменту, когда придётся делать осознанный выбор профессионального образования. Для этого предусмотрен комплексный механизм, который должен мотивировать и дисциплинировать человека заниматься обучением. Причем всё реализовано таким образом, чтобы в наибольшей степени учитывались способности, возможности, интересы и потребности людей. Так, педагогам предписывается заниматься не только учебными процессами, но и личным развитием детей. Также каждый выпускник должен отвечать определённому уровню грамотности. Причем это относится и к математическому, и к естественно-научному, и социально-культурному направлениям подготовки.
Как выглядит примерная программа основного общего образования?
Школа должна помочь подготовиться к осознанному выбору своего жизненного и профессионального пути. Поскольку нельзя уверенно сказать, что именно в будущем выберет человек, ему дают базовую основу по довольно большому количеству предметов. Часть из них нацелена на то, чтобы сделать из него гражданина государства. Другие преследуют цель предоставить обществу здорового индивида. Третьи же помогают разобраться с тем, что же интересно человеку и чем он хочет заниматься всю свою жизнь. В этом помогают следующие предметы:- Русский язык.
- История.
- Литература.
- Математика.
- Информатика и информационные технологии.
- Обществоведение.
- География.
- Природоведение.
- Физика.
- Химия.
- Биология.
- Технологии.
- Иностранный язык.
- Физическая культура.
- Искусство.
Вот так выглядит примерная программа основного общего образования. Следует отметить, что в зависимости от школы по упомянутым ранее причинам может меняться количество часов для одного предмета. Также необходимо учитывать, что это образовательная программа основного общего образования. Кроме этого, могут быть дополнительные занятия или факультативы. Стандарт основного общего образования не предусматривает их как обязательную составляющую обучающего процесса, но они могут быть введены в программу по инициативе администрации школы. Следует отметить, что некоторые предметы могут преподаваться в нескольких вариантах.
Заключение
Основное общее/среднее образование необходимо для того, чтобы каждый индивид мог выступать в роли самостоятельно субъекта в отношениях. Поэтому обучение не нужно игнорировать. Более того, основная программа начального общего образования не должна быть границей развития человека. В любом возрасте необходимо уделять внимание своему обучению и совершенствованию. Следует пропагандировать науку и рационалистический подход к решению проблем. В таком случае можно будет говорить о росте эффективности деятельности народа и государства как общественной структуры. И всё начинается с детства. Как бы ни был хорош стандарт основного общего образования, над ним необходимо ещё много и плодотворно работать для того, чтобы получить максимальную отдачу от каждого человека, который пройдёт обучение. Конечно, дело это нелегкое. Но что просто сделать в нашем мире?fb.ru
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.
На данный момент в реестре размещена Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Скачать полный текст: [PDF], [Word].ПРИМЕРНАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Оглавление
I. Целевой раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования. 8
I.1. Пояснительная записка. 8
I.2. Планируемыерезультаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. 15
I.2.1. Планируемые личностные результаты освоения ООП.. 15
I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП.. 20
I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП.. 22
Русский язык. 24
Литература. 30
Иностранный язык. 35
История. 46
География. 52
Экономика. 57
Право. 71
Обществознание. 79
Россия в мире. 90
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 93
Информатика. 132
Физика. 141
Химия. 146
Биология. 152
Естествознание. 159
Физическая культура. 161
Экология. 163
Основы безопасности жизнедеятельности. 165
I.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. 178
II. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования. 193
II.1. Примерная программа развития универсальных учебных действий при получениисреднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности. 193
II.1.1. Цели и задачи, включающие учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и ее роли в реализации требований ФГОС СОО.. 193
II.1.2. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности. 197
II.1.3. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий 200
II.1.4. Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. 204
II.1.5. Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. 206
II.1.6. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности 206
II.1.7. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. 209
II.1.8. Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. 212
II.2. Примерные программы отдельных учебных предметов. 217
Русский язык. 218
Литература. 227
Иностранный язык. 253
История. 263
География. 308
Экономика. 318
Право. 324
Обществознание. 332
Россия в мире. 339
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 347
Информатика. 367
Физика. 385
Химия. 397
Биология. 417
Естествознание. 427
Физическая культура. 437
Экология. 440
Основы безопасности жизнедеятельности. 444
II.3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования. 453
II.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. 455
II.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. 456
II.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. 460
II.3.4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся. 468
II.3.5. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся. 469
II.3.6. Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов. 471
II.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 473
II.3.8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах 475
II.3.9. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. 479
II.3.10. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни. 480
II.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся. 485
II.4. Примерная программа коррекционной работы.. 489
II.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, на уровне среднего общего образования. 490
II.4.2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов. 491
II.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 497
II.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников. 502
II.4.5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 504
III. Организационный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования. 509
III.1. Примерный учебный план. 509
III.2. Примерный план внеурочной деятельности. 524
III.3. Система условий реализации основной образовательной программы.. 538
III.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.. 538
III.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы.. 545
III.3.3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы среднего общего образования. 549
III.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 551
III.3.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы.. 559
III.3.6. Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования. 562
III.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. 563
III.5. Разработка сетевого графика (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий. 564
III.6. Разработка контроля состояния системы условий
Скачать полный текст документа: [PDF], [Word].. 569
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.
На данный момент в реестре размещена Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Скачать полный текст: [PDF], [Word].
ПРИМЕРНАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15)1
_______________
[1] В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Содержание
1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования… 5
1.1. Пояснительная записка… 5
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования… 5
1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования… 7
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования… 10
1.2.1. Общие положения… 10
1.2.2. Структура планируемых результатов… 11
1.2.3. Личностные результаты освоения ООП
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП.. 17
1.2.5. Предметные результаты
1.2.5.1. Русский язык. 28
1.2.5.2. Литература. 31
1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка).39
1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка).48
1.2.5.5. История России. Всеобщая история. 58
1.2.5.6. Обществознание. 62
1.2.5.7. География. 72
1.2.5.8. Математика. 78
1.2.5.9. Информатика. 115
1.2.5.10. Физика. 121
1.2.5.11. Биология. 131
1.2.5.12. Химия. 139
1.2.5.13. Изобразительное искусство. 143
1.2.5.14. Музыка. 157
1.2.5.15. Технология. 162
1.2.5.16. Физическая культура. 175
1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 178
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 185
2.Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 199
2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 199
2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов. 227
2.2.1 Общие положения. 227
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. 228
2.2.2.1. Русский язык. 228
2.2.2.2. Литература. 236
2.2.2.3. Иностранный язык. 258
2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)267
2.2.2.5. История России. Всеобщая история. 275
2.2.2.6. Обществознание. 316
2.2.2.7. География. 321
2.2.2.8. Математика. 343
2.2.2.9. Информатика. 371
2.2.2.10. Физика. 382
2.2.2.11. Биология. 391
2.2.2.12. Химия. 405
2.2.2.13. Изобразительное искусство. 410
2.2.2.14. Музыка. 416
2.2.2.15. Технология. 428
2.2.2.16. Физическая культура. 440
2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 443
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся. 450
2.4. Программа коррекционной работы.. 492
3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 506
3.1. Примерный учебный план основного общего образования. 506
3.1.1. Примерный календарный учебный график. 516
3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности. 517
3.2.Система условий реализации основной образовательной программы. 521
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 521
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. 527
3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования. 529
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 541
3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 544
3.2.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. 551
3.2.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
Скачать полный текст: [PDF], [Word].Скачать полный текст: [PDF], [Word].. 553
Скачать полный текст документа: [PDF], [Word].
mosmetod.ru
4 Виды образовательных программ
Виды образовательных программ
Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются на основные идополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.
По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также авторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.
Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.
Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.
В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.
На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:
пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;
содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;
учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.
•
Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания
1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?
2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.
3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?
4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?
5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?
6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.
studfiles.net
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.
На данный момент в реестре размещена Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Скачать полный текст: [PDF], [Word].
ПРИМЕРНАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15)1
_____________________
[1] В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Содержание
Общие положения.. 4
1. Целевой раздел..7
1.1. Пояснительная записка..7
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.. 11
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий..15
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)..21
1.2.1.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты).. 24
1.2.2. Русский язык..28
1.2.3. Литературное чтение..34
1.2.4. Иностранный язык (английский)..40
1.2.5. Математика и информатика.. 46
1.2.6. Основы религиозных культур и светской этики..50
1.2.7. Окружающий мир.. 57
1.2.8. Изобразительное искусство..62
1.2.9. Музыка.. 67
1.2.10. Технология.. 72
1.2.11. Физическая культура..77
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы..79
1.3.1. Общие положения..79
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов..82
1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.. 92
1.3.4. Итоговая оценка выпускника.. 96
2. Содержательный раздел.. 100
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий..100
2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования.. 101
2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования..103
2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов…110
2.1.4. Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности… 122
2.1.5. Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся..124
2.1.6. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию.. 127
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов..133
2.2.1. Общие положения.. 133
2.2.2. Основное содержание учебных предметов.. 136
2.2.2.1. Русский язык..136
2.2.2.2. Литературное чтение.. 143
2.2.2.3. Иностранный язык..149
2.2.2.4. Математика и информатика…159
2.2.2.5. Окружающий мир..161
2.2.2.6. Основы религиозных культур и светской этики…167
2.2.2.7. Изобразительное искусство.. 169
2.2.2.8. Музыка..174
2.2.2.9. Технология..196
2.2.2.10. Физическая культура. 199
2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования..204
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни..265
2.5. Программа коррекционной работы.. 276
3. Организационный раздел.. 288
3.2. План внеурочной деятельности..297
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы.. 300
3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы.. 302
3.3.2. Психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы ..306
3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы..309
3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 320
3.3.5. Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы.. 326
Скачать полный текст документа: [PDF], [Word].
mosmetod.ru
Образовательные программы: понятие, виды — Мегаобучалка
Вопрос 1
Виды и уровни образования
Образование— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Виды образования
1) общее образование,
2) профессиональное образование,
3) дополнительное образование
4) профессиональное обучение.
Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование
Вопрос 2
Образовательная организация: понятие, типы.
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3.В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Вопрос 3
Формы получения образования:
Образование— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Вопрос 4
Образовательные программы: понятие, виды.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Виды:
1) Основные образовательные программы
-основные общеобразовательные программы
-основные профессиональные программы
-основные программы профессионального обучении
2) Дополнительные образовательные программы
-дополнительные общеобразовательные программы
-дополнительные профессиональные программы
Вопрос 5
megaobuchalka.ru
5.2.2. Виды образовательных программ
Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.
По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.
Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.
Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.
В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.
На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:
пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;
содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;
учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.
Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания
1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?
2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.
3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?
4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?
5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?
6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.
www.lexed.ru