Программа по начальному техническому моделированию и конструированию


Саидалиева Дина СултановнаГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат №7 восьмого вида станицы Казанской Краснодарского края.
Воспитатель
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №7 VIII ВИДА
СТ. КАЗАНСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБС(К)ОУ школы-интерната №7
____________Д.Н. Агафонов
«____»__________20___г.
Утверждена педагогическим советом
Протокол №____ от «____»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
«Самоделкины»
(наименование объединения)
«Начальное техническое моделирование и конструирование»
(наименование учебной дисциплины, курса)
Научно – техническая
(направленность)
1 год
(срок реализации программы)
Модифицированная
(вид программы)
преимущественно 7-10 лет
(возраст обучающихся)
Саидалиева Дина Султановна(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)
ст.Казанская
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа имеет научно-техническую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Моделирование – это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию конструкторских и творческих способностей. Начальное техническое моделирование – это первые шаги к самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов, это процесс формирования у детей с ОВЗ начальных технических знаний и умений. Техническое конструирование – различные сочетания взаимного расположения частей и элементов изделия, способов их соединения, взаимодействия с учетом материалов, из которых будут изготовлены отдельные детали и изделия в целом, это процесс создания технического объекта или отдельных деталей с предварительным выполнением рисунков.
В процессе обучения моделированию и конструированию приходится решать целый ряд практических проблем — как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д.
При решении этих проблем у детей с ОВЗ складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Они учатся воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у детей с ОВЗ возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей во вспомогательной школе, в частности овладение ими математикой, географией, а также другими дисциплинами, требующими умения ориентироваться в пространстве.
Моделирование и конструирован

schoolfiles.net

Рабочая программа «Техническое моделирование из бумаги», ФГОС

Программа дополнительного образования кружка «Техническое моделирование», 1- ой год обучения, 5-й класс

Техническое моделирование – путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике и техническим видам спорта, развитие у детей конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.

На кружке «Техническое моделирование» обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности, связанными не только с моделизмом, но и с «большой» техникой. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знание правил техники безопасности с ними.

Привлечение детей к занятиям техническим моделированиям помимо средства занятия свободного времени еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.

Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:

1. Образовательные:

— познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,
— научить приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
— научить различным технологиям склеивания материалов между собой,
— добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность).

2. Воспитательные:

— воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники,
— воспитать высокую культуру труда обучающихся,
— сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией,
— сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

3. Развивающие:

— развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы,
— развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции,
— ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования.

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем,

изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,

история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.

Перечень знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

основные типы моделей: авто-, авиа-, и судомодели,

различия между выполнением стендовых и действующих моделей,

основные элементы простейших конструкций моделей,

терминологию моделизма,

основы макетирования,

виды материалов, применяемые в моделировании,

технику безопасности при работе с инструментами,

правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,

регулировать модели,

проводить соревнования.

Планируемые результаты

В результате прохождения программы «Техническое моделирование» , у второклассников

будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия.

А) Личностные универсальные учебные действия»

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной

культурой.

Б) «Регулятивные универсальные учебные действия»

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— адекватно воспринимать оценку учителя.

В) «Познавательные универсальные учебные действия»

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Г) «Коммуникативные универсальные учебные действия»

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера. К концу 1 года обучения дети кружка начальное техническое моделирование

будут знать:

• основные понятия об инструментах и материалах, используемых в работе,

• правила по ТБ,

• понятия о геометрических фигурах,

• виды бумаги,

• владеть сведениями о различных видах самолетов, судов, автомобилей.

уметь:

• пользоваться инструментами,

• изготавливать из геометрических фигур силуэт технического объекта,

• составлять простые чертежи,

выполнять по шаблонам простейшие модели самолетов, пароходов, ракет, автомобилей.

Методическое обеспечение программы.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, художественное творчество.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств,

практические, объяснительные, иллюстративные, аналитические.


 

Программа

1. Конструирование моделей из бумаги

Правила поведения в кружке. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где кружковцы могут познакомиться о технической деятельности человека.

2. Проведение выставки моделей

Организация и проведение выставки моделей изготовленных учащимися на кружке. Награждение авторов лучших моделей.

3. Проведение соревнований моделей

Организация и проведение соревнований моделей изготовленных учащимися на кружке. Награждение победителей.

4.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

 

Программа

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1. Введение в конструирование моделей из бумаги

1.1

Правила техники безопасности, противопожарной безопасности

1

1.2

Материалы и инструменты

1

1.3

Знакомство с технической деятельностью человека

1

1.4

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

1

1.5

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

1

1.6

Правила конструирования поделок путём сгибания бумаги

1

1.7

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

13

 

Работа с наборами готовых деталей

2

 

Приемы вырезания элементов моделей

2

 

Формирование прямых линий прогибов на деталях

2

 

Формирование кривых линий прогибов на деталях

2

 

Приемы склеивания деталей в узлы и блоки

2

 

Сборка готовых моделей из узлов и блоков

2

 

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

1

1.8

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

13

 

Работа с наборами готовых деталей

2

 

Приемы вырезания элементов моделей

2

 

Формирование прямых линий прогибов на деталях

2

 

Формирование кривых линий прогибов на деталях

2

 

Приемы склеивания деталей в узлы и блоки

2

 

Сборка готовых моделей из узлов и блоков

2

 

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

1

2. Проведение выставки моделей

1

3. Проведение соревнований

1

4. Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

1

ИТОГО:

35

 


 

Список используемой литературы

Для учителя.

1 Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Автор Глушенко В.Г.

2. Учите детей мастерить. Автор Гульянц Э.К.

3. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Автор Гусакова А.М.

4. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по

внеклассной работе. Автор Журавлева А.П., Болотина Л.А.

5.Методика трудового обучения. Автор Кузнецов В.П., Рожнев А.Я.

6. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

7.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И.

Для детей.

1. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

2.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И.

Для родителей.

1. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

2.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И

Общего назначения

1. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007
2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988
3. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997
4. Севастьяов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997
5. Васильев Д.В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: Кристалл, 1998
6. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984
7. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989

xn--j1ahfl.xn--p1ai

ПРОГРАММА. Начальное техническое моделирование — PDF

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРОГРАММА Начальное техническое моделирование Составитель: Минниханова Евгения Александровна Педагог дополнительного образования Срок реализации программы: года Возраст для обучения: 8-9 лет Утверждена Методическим советом МБОУ ДОД ДДТ Л. Протокол «Утверждаю» г ^W&JN Директор МБОУ ДОД ДДТ Н г к \ \ M m ‘У г.заинск, 01 г.

2 Пояснительная записка Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование — первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом. Программа «Начальное техническое моделирование» направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей. Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско-технологичекой деятельности — это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели. На занятиях развивается: мелкая моторика рук образное и логическое мышление зрительная память

3 дизайнерскиеспособности внимание аккуратность в исполнении работ. На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники. Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии. Конструирование из бумаги — одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект. На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. К работе в кружке дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением. Количество учащихся составляет -0 человек. Режим проведения занятий: раза в неделю по часа, в год- 64 занятий Цели и задачи Целями обучения в кружке «Начального технического моделирования» являются:

4 формирование у детей начальных научно-технических знаний; формирование желания и умения трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами; — формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание. Задачи: Обучающие — создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами; -обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме; — сформировать умение планировать свою работу; — обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций. Развивающие — создать условия к саморазвитию обучающихся; — содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству; -развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора; -пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов; Воспитательные -развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде; — вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность; — воспитание творческой активности; — Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля. Ожидаемые результаты обучения Должны знать: -Основные свойства материалов для моделирования; -Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; -Названия основных деталей и частей техники; -Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Должны уметь:

5 -Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона; -Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов; -Работать простейшими ручным инструментом; -Окрашивать детали модели и модель кистью; — разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей; самостоятельно изготовить модель от начала до конца Техническое моделирование — это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Творческое объединение начального технического моделирования является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами. Принципы реализации программы -Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка; -Последовательность и системность обучения; -Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности; -Принцип доступности; -Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности; -Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка; — Принцип индивидуальности; -Принцип динамичности; — Принцип доверия и поддержки; -Принцип результативности и стимулирования.

6 Учебно — тематический план Т Г Р. Количество часов Раздел, тема п/п Всего план факт 1. Основы моделирования и 4 конструирования 1.1. Вводное занятие. ТБ. 1 ОЗ. ‘о 1.. Материалы и инструменты 1 Of. ю 1.. Знакомство с технической деятельностью 1 /4 fo человека Знакомство с некоторыми условными 1 // ю обозначениями графических изображений. Первые модели 4.1. Техника «Оригами» технология сгибания и складывания бумаги; выполнение моделей наземного транспорта; выполнение моделей воздушного транспорта; выполнение моделей водного транспорта.. Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей — технология работы с бумагой по шаблонам — технология сборки плоских деталей — выполнение моделей наземного транспорта — выполнение моделей воздушного транспорта — выполнение моделей водного транспорта.. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей — конструирование моделей и деталей из готовых объемных форм конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; J /7. /О /X. Ю ‘/ /Л /, 10 р/ Ю 07- А 0&. 14. Н. Ч ЦТ. II 1 II гг II 1.&.II. » os. ‘г ОЬ V.. П з. /г. -0. ‘г г«. /г п ог. 01 0,01 PI 10, 01 \Ь.0\ гг. 01 г’/ о/

7 конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; — изготовление упрощённой модели автомобиля. 5й о з/ 0 6. О 07 ОТ. /.0 Ш ог.4. Работа с наборами готовых деталей — Ознакомление с деталями набора; — Сборка макетов и моделей по образцу; — Сборка макетов и моделей по рисункусхеме; — Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. ZO.OZ 1 г, ог г*. ог esc ог ОС Oi 1. оъ. Творческие проекты 17 — основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; — оформление работ; — защита проектов 6 4 оформление итоговой выставки работ объединения 4. Заключительное занятие. 1 Подведение итогов и анализ работы за год 1 /V. оз го. ZI г i.ox аз.-о* Oh Otf f i0. ОЧ 11,04, Ii.oh, ix. o/f, г-v. is.chi. Ol,<g- Oi.OZ ок, о? 09. OS П. OS. ИТОГО: 64

8 Учебно — тематический план 7?, Количество часов Раздел, тема п/п Всего план факт 1. Основы моделирования и 4 конструирования 1.1. Вводное занятие. ТБ. 1 W, /О 1.. Материалы и инструменты 1 07, Ю. 1.. Знакомство с технической деятельностью 1 01, Ю, человека Знакомство с некоторыми условными 1 обозначениями графических изображений 1Н. to. Первые модели 4.1. Техника «Оригами» технология сгибания и складывания бумаги; выполнение моделей наземного транспорта; выполнение моделей воздушного транспорта; выполнение моделей водного транспорта.. Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей — технология работы с бумагой по шаблонам — технология сборки плоских деталей — выполнение моделей наземного транспорта — выполнение моделей воздушного транспорта — выполнение моделей водного транспорта.. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей — конструирование моделей и деталей из готовых объемных форм конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; , ZZ ю. ZI /А 19. Ю, о 1 /. //. 1S. П 19, И 15, п tf. // PJ ОЗ. 1-0, 1. >о, /г. >6. ‘, >7. / з, /г Z4’ Ч ю. $/ IZ /ъ 06.0! OJ.D/ 1, о/ 14,01-0,01 1,01, 7,01.

9 конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; — изготовление упрощённой модели автомобиля..4. Работа с наборами готовых деталей — Ознакомление с деталями набора; — Сборка макетов и моделей по образцу; — Сборка макетов и моделей по рисункусхеме; — Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. 1 гью! m.oi, ю. о г //. о г, /7 ог. 1 Lf,0,, 0, 05, 0, ОЧ, 0, )0, 05. /10.. Творческие проекты 17 — основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; — оформление работ; — защита проектов оформление итоговой выставки работ объединения 4. Заключительное занятие. /7′.01. ) g, 0>. 6 0I ; D?,O. 04, 4 1</, 0Ч> ‘fov. il.ov, Z, С^ os.of 06, or /г. of Подведение итогов и анализ работы за год 1 IS. of ИТОГО: 64 1

10 Содержание деятельности 1-й год обучения 1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками. 1.. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.) 1.. Знакомство с технической деятельностью человека. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях — обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

11 Практическая работа. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю — линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.. Первые модели.1. Техника «Оригами» Сгибание — одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования… Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов — транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели… Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм; б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.

12 Практическая работа. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями..4. Работа с наборами готовых деталей. Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу. З.Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; оформление работ;

13 -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. Банк проектов: модель «Космическая паутинка»; модель «Робот»; модель «Автомобиль моей мечты»; модель «Многоэтажный дом»; модель «Жираф»; модель «Человечек»; модель «Гусеница»; модель «Гусеничный трактор» ^Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения. Сроки Начало года Текущий (по мере изучения материала) Начало года Какие знания, умения и навыки контролируются Знания 1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей..устройство технических объектов 1. Изготовление корпуса модели Умение Форма контроля Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание названий и назначение деталей технических объектов. Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертехом, чертёжным инструментом,точность разметки и изготовления Методы контроля Наблюдение Опрос Наблюдение, контроль за работой. 1

14 деталей модели. Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: Середина года.изготовление деталей правильность и точность. Наблюдение, модели. Умения в окраске контроль за корпуса и деталей работой. кистью. Умение подготовить Текущий (по мере.окраска. модель к выставкам и Наблюдение, готовности конкурсам. контроль за моделей) работой. Коней года 4.Подготовка модели к Наблюдение. выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели Навыки Текущий 1.Работа с ручным Правильность работы Наблюдение. инструментом инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки качественного изготовления деталей и Постоянный.Качество изготовления модели. Наблюдение, деталей и модели в целом Умение организовывать контроль за рабочее место, работой..самостоятельность в соблюдение правил Постоянный работе. Самоконтроль. техники безопасности, Наблюдение. сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. 4.Участие в выставках и Итоговый (в конце конкурсах. года) Протоколы выставок, дипломы, грамоты Методическое обеспечение образовательной программы Тема Основы конструирован ия моделирования Конструирован ие макетов и моделей технических объектов и Форма занятия Беседа Объяснени е Приемы и методы Словесные 9 наглядные, практическ ие Словесные? наглядные, практическ ие Дидактический материал Техническое оснащение Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник, кисти и др. Форма подведения итогов Стартовая диагностическая методика Опрос, беседа

15 игрушек плоских деталей из Конструирован ие макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей Работа наборами готовых деталей с Групповая, индивидуа льная Групповая, индивидуа льная Словесные? наглядные, практическ ие Словесные? наглядные, практическ ие Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент. Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти Самооценка и коллективная оценка объёмных моделей. Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей. Оценка качества изготовления, участие в соревнованиях. Творческие проекты Индивидуа льная, групповая практическ ие Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти Защита проектов Заключительно е занятие. Подведение итогов и анализ работы за год Беседа Словесные 9 наглядные, практическ ие Диагностическая методика Тест Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

16 Литература для педагога 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).конституция РФ..Конвенция ООН о правах ребёнка. 4.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. — М.: «Просвещение», Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: «Просвещение», Журавлёва А.П., Болотина J1.A. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, аворотов В.А. От идеи до модели. — М.: «Просвещение», Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. — М.: «Просвещение», Ю.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. — М.: Лирус, П.Майорова И.Г.; Романина В.И.. Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, с. ил. 1.Про граммы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, З.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 004. М.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, Методист. Научно — методический журнал. 1,,,4, Бюллетень программно — методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). 1,, Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», с. 18. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. — М.: ACT, с. Литература для обучающихся 1.Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. — Л.: «Судпромгиз», Журнал «Моделист — конструктор» М.: гг..кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. — М. Лирус, Лагутин О.В. Самолёт на столе. — М.: Изд-во ДОСААФ, Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. — М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 198 гг, ч. 1,


docplayer.ru

Программа кружка «Техническое моделирование» (5-6 класс)

Программа «Техническое моделирование»

         Пояснительная записка.

 Техническое моделирование это самостоятельная творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов. Это процесс формирования у учащихся политехнических знаний и умений развития художественного вкуса. В процессе занятий у  обучающихся формируются научно-технические навыки, развиваются интеллектуальные и творческие возможности. Воспитывается терпение и усидчивость.

Цель:  формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов.

Задачи:

1.Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников

2.Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии

3.Совершенствовать и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами ручного труда при обработке различных материалов

4.Формировать образное техническое мышление

5.Пробуждать интерес к устройству технических объектов

6.Формировать потребность в чтении графического изображения

7.Развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес поисковой творческой деятельности рационализатора

8.Знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и моделирования.

Настоящая программа предусматривает кружковое занятие в школе с учащимися 6-9 классов, отбирая при этом материал соответственно возрасту и количеству отведенного времени. Программа рассчитана на один год.

Занятия могут вести: учитель-предметник, методист, специалист базового предприятия, руководитель кружка внешкольного учреждения, родители.

При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы ребят и соблюдать принцип добровольности.

Форма занятий:

Форма занятий — фронтально-индивидуальная, то  во время занятий одни обучающиеся выполняют одно и тоже задание, а другие. Способны самостоятельно планировать работу и пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, выполняют индивидуальные задания.

 Ожидаемые результаты:

 Обучающиеся должны знать:

– историю российского технического моделирования;

– название и устройство элементов конструкции технических моделей;

– основные типы двигателей и движителей, применяемых в моделях;

– технологию изготовления простейших моделей;

– свойства материалов, применяемых для постройки моделей;

– виды инструментов и способы работы с ними;

– устройство и принципы работы двигателей, применяемых в  моделях;

– правила техники безопасности во время работы на токарном и сверлильном станках, при пользовании ручными инструментами.

Обучающиеся должны уметь:

– правильно пользоваться ручными инструментами;

– работать на сверлильном и токарном станках;

– разбираться в чертежах моделей  устройств;

– владеть технологией изготовления простейших моделей ;

– содержать в порядке свое рабочее место;

– писать и защищать рефераты по истории российской техники;

Обучающиеся должны приобрести следующие практические навыки:

– пилить, строгать;

– точить изделия на токарном станке, сверлить на сверлильном станке;

– паять;

– резать и рубить металл;

– шпатлевать, шлифовать, пользоваться нитролаком и нитрокрасками;

– сшивать и склеивать детали.

                                Тематический план:

 

       Тема

 

 

 

 

всего

На теоретические занятия

На практические занятия

1.     Вводное занятие. Материалы и инструменты

 

4

 

2

 

2

2.     Технические понятия

10

2

8

3.     Первоначальные графические знания и умения

 

4

 

1

 

3

4.     Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

 

14

 

4

 

10

5.     Графическая подготовка в техническом моделировании.

 

6

 

2

 

4

6.     Разработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов

18

4

14

7.     Простейшие машины и механизмы.

10

2

8

8.     Элементы художественного конструирования.

 

2

 

1

 

1

                          ИТОГО

68

18

50

 

Содержание программы:

 

1 . Вводное занятие. Материалы и инструменты /4часа/

Значение техники в жизни человека. Роль рационализаторов и изобретателей на производстве.

Содержание работы кружка.

Свойства различных материалов и их использование.

Инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов. Правило пользования ими. Правила безопасности работы.

 

Практическая работа.  Изготовление контурных моделей из древесины. Художественное оформление изделий.

 

   2. Технические понятия(10часов)

Углубление знаний о свойствах различных материалов. Проводники и изоляторы. Природные и искусственные материалы. Технологические процессы на производстве. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях. Станочное оборудование. Трудовая деятельность на производстве. Механические способы обработки материалов. Техническая эстетика на производстве. Форма, цвет, пропорции.

 

Практическая работа. Изготовление политехнического  и виктории. Наблюдение и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление  коллекции материалов с образцами изделии из них. Изготовление моделей технических объектов по образцу, чертежу. Оформление изделий.

 

 

3.  Первоначальные графические знания и умения (4часа)

Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах, и                         Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа.

 Расширение понятий об осевой симметрии симметричных фигурах и деталях любой формы.   

 Условные обозначения, применяемые в черчении. Геометрические построения на плоскости.

 Практические работы. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера). Применение масштабов при изготовлении различных моделей.

Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.

Практические занятия по чтению чертежей различных деталей.

4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.(14часов)

 Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Анализ геометрической формы предмета. Форма и её закономерность (симметрия целостность). Прямолинейные и округлые формы.

Практическая работа. Изготовление геометрических фигур из древесины. Создание силуэтов моделей машин, самолетов, кораблей из элементов геометрических тел. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (из шпона по эскизу, шаблону, представленного воображению и собственному замыслу. Оформление изделий.

5.        Графическая подготовка в техническом моделировании(6ч)

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.

Чтение чертежей объемных деталей.

Понятие о сборочном чертеже. Чтение и составление простейших электрических схем.

Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей. Увеличение и уменьшение (чертежа детали с помощью масштаба). Чтение чертежей разверток объемных деталей при изготовлении объектов. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей. Чтение и составление электрических схем при изготовлении электрофицированных изделий. Оформление моделей по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия

6.     Разработка и изготовление объемных макетов и моделей(18 часов)

Понятие о простейших геометрических телах(призма, цилиндр, конус) Элементы геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими телами. Понятие о развертках геометрических тел. Сочетание формы и цвета и узор в соответствии с особенностями формы

 Практическая работа: Изготовление геометрических тел древесины. Изготовление макетов и деталей технических объектов различного назначения. Изготовление объемных действующих моделей. Создание образа модели технического объекта путем манипулирования геометрическими телами. Художественное оформление модели.

7.  Простейшие машины и механизмы.(10 часов).

Понятия о простейших конструктивных элементах детали. Их назначение и графическое и  изображение. Понятие о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов их взаимодействие. Понятие о стандарте и стандартных  деталях. Способы соединения  деталей.

 Практическая работа. Сборка моделей машин и механизмов и других технических устройств и сооружений по образцам, рисункам и чертежам. Дополнение моделей самодельными элементами. Изготовление простейших электрифицированных моделей с элементами технической эстетики.

 8. Элементы художественного конструирования(2часа)

 Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Экскурсии в музей. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. Форма, как цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования.

 Практическая работа. Поиски оригинальных форм изделия. Составление узоров из геометрических форм. Выполнение праздничных сувениров.

 

Методические рекомендации:

Продуктивность занятий по программе во многом зависит от качества их подготовки. Перед каждым занятием педагог должен продумать план его проведения, просмотреть необходимую литературу, отметить новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся, наметить содержание беседы или рассказа, подготовить наглядные пособия, инструменты (в необходимом количестве и в соответствующем состоянии), нарезать из картона, бумаги, древесины, жести, проволоки полуфабрикаты для изготовления деталей модели, а также подобрать соответствующий дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом количестве комплектов). Для того чтобы уменьшить количество отходов, сэкономить материал и сократить время изготовления моделей, размеры заготовок необходимо делать такими же или близкими к размерам деталей.

Учитывая возрастные особенности обучающихся, теоретические вопросы лучше освещать в течение 10-15 мин, а с демонстрацией дидактического материала – в течение 15-20 мин.

Особое внимание следует уделять вопросам техники безопасности: обращать внимание обучающихся на возможные опасности, возникающие во время работы с инструментом и на станках, показывать безопасные приемы работы.

За 5-7 мин до конца занятия работу необходимо прекратить и подвести итоги, после чего дежурные должны начать уборку помещения.

Условия реализации программы:

Помещение для занятий техническим моделированием должно отвечать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий, строительным нормам и правилам: объем помещения на каждого обучающегося — не менее 15 м³, площадь — не менее 4,5 м2 при высоте потолка не менее 3 м.

Освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть: при обычных лампах – не менее 400 ЛК, при люминесцентных лампах накаливания – 200 ЛК. Вентиляция может быть естественной, принудительной или смешанной и должна обеспечивать воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Материально-техническая база:

1) столы – 10 шт., стулья – 20 шт., шкафы для материалов и поделок – 2 шт., съемные слесарные тиски – 15 шт.;

2) сверлильный и токарный станки со сверлами и полным набором резцов ;

3) инструменты: рубанки малые – 10 шт., рубанки большие – 5 шт., ножницы – 10 шт., ножницы по металлу – 2 шт., кисти художественные – 10 шт., линейки металлические – 10 шт., кисточки для клея – 10 шт., лобзики с пилками – 10 шт., иголки швейные – 10 шт., сверла по металлу – 10 шт. 1-10 мм, штангельциркуль – 1 шт., круглогубцы – 2 шт., пассатижи – 2 шт;

4) материалы: бумага, картон 1-1,5 мм, древесина, нитки швейные, проволока стальная, медная 0,5-2 мм, жесть белая, латунь листовая – 0,5 мм, наждачная бумага, нитролак, нитрокраска, ацетон или растворитель, нитрошпаклевка.

 

 

                      Литература:

 

 1.Гукасова А.М.» Элементы технического моделирования».

 2.Журавлева А.П. « Кружки технического моделирования»

 3. Журавлева А.Г.» Изготовление технических моделей»

 4. Щербакова Л. П. Кружковые занятия по техническому моделированию».

infourok.ru

Программа по начальному техническому моделированию (ознакомительная)

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УТВЕРЖДАЮ: Директор УДО ДДТ ______________Букина Р.Д.. «___»______2015

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Начальное техническое моделирование

(Ознакомительного уровня, для групп краткосрочного пребывания)

Направленность программы: естественнонаучная

Вид деятельности: учебная, практическая

Возраст уч-ся: 8-10 лет

Количество часов: 12

.

Составитель: Тюнина Т.Н.

педагог дополнительного образования

Промышленная 2015

Содержание:

1

Пояснительная записка…………………………………………….3

2

Цели и задачи……………………………………………………….4

3

Реализация программы…………………………………………….5

4

Ожидаемые результаты…………………………………………….6

5

Учебно-тематический план…………………………………………7

6

Содержание изучаемого курса………………………………….. .8

7

Список литературы……………………………………………….10

3

1. Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой куль­туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая дополнительная образовательная програм­ма составлена для групп краткосрочного пребывания учащихся, рассчитана на 12 часов. Еженедельно проводится 2 занятия по 2 академических часа в неделю. Каждое занятие рассчитано на 45 минут практической и 45 минут познавательной, соревновательной или игровой деятельности.

Предполагаемый возраст учащихся – 8-10 лет.

Являясь наиболее доступным, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у учащихся творческих и технических спо­собностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности.  Бумага остается инструментом твор­чества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Используются разнообразные техники: оригами, констру­ирование, мозаика, аппликация.

4

2. Цели и задачи

Цель данной программы: содействовать развитию у учащихся способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения им практических навыков работы с бумагой, картоном.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой и картоном;

  2.  обучить практическим навыкам работы с инструментами;

Развивающие:

  1. развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

  2. способствовать развитию творческого мышления, стремлению сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

Воспитательные:

  1.  воспитывать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой;

  2.   привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

  3.   прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.

5

3. Реализация программы

Программа состоит из четырёх блоков. В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить правила техники безопасности и са­нитарно-гигиенические требования, предо­ставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники оригами», «Как летают самолёты»).

Тех­нологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бума­гой, приемы обработки и способы созда­ния изделий из бумаги в технике: «Аппли­кация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т. д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой.

Организационно-воспита­тельный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Они предусматривают занятия, свя­занные с подготовкой и проведением праз­дников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиден­ные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Проверочно-ре­зультативный блок. Для проверки резуль­тативности реализации программы предусмотрено итоговое задание, которое проводится в виде соревнований, выставок и помогают педагогу про­анализировать результаты деятельности.

6

4. Ожидаемые результаты:

В конце курса дети должны:

—  овладеть практическими навыками и приёма­ми художественной обработки бумаги;

—  уметь планировать выполнение инди­видуальных и коллективных творческих работ;

—  работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности.

—  уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;

—  уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,

—  стараться эстетично оформить творчес­кую работу;

—  уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

7

5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Блоки

Темы

Колич. часов

 

Информационно-мотивационный блок

 

Введение

1

Материал — бумага. Инструменты.

1

 

Технологи­ческий блок

 

 

 

Конструирование

1

Аппликация

1

Оригами

1

Бумагопластика и техническое моделирование

1

Провероч­но-результа­тивный блок

Творческие самостоятельные работы.

Кроссворды, викторины.

1

1

Организационно-

воспитательный блок

Праздники и подготов­ка к ним. Игры и соревнования

2

2

Всего

12

8

6. Содержание дополнительной образовательной программы

Информационно-мотивационный блок: Изготовлением моделей люди начали заниматься очень давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном для культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования.

Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований.

Для примера показать модели или фотографии различных моделей кораблей, самолётов, автомобилей (из бумаги и других материалов). Конкурс отгадывания загадок по теме «Техника»

Здоровье — один из главных парамет­ров жизни. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.

Бумага — самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования.

Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является физически сложной.

. Для реализации успешной работы вос­питанникам необходимы следующие инст­рументы: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

9

Технологический блок:

Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию твор­ческого отношения к окружающей жизни.

Используя простейшие геометричес­кие фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб, учащиеся составляют силуэты разных конструкций. Изучают способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геомет­рических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Конструирование по заданию преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.)

Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.

Оригами — древнейшее искусство скла­дывания бумаги, создание различных фи­гурок и декоративных вещей. Точный пе­ревод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку. Знакомство с условными знаками.

По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка.

Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолётов, кораблей, автомобилей.

Задания: модели «Легковой автомобиль», «Качели», «Самолёт», «Карусель», «Ладья».

Проверочно-результативный блок:

С помощью этого цикла можно коррек­тировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, по­казать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно постро­ить и скорректировать свою работу в даль­нейшем.

Формы занятий: практическая работа, игра.

Задания: учащимся предлагается изготовить коллективные работы ( «Космодром» «Дорожное движение», «Сражение», «Детская площадка» и др.) для участия в выставках технического творчества.

Организационно-воспитательный блок:

Украшение помещения перед каждым праздником будет прекрасным творческим времяпровождением для всего коллектива. Учащиеся сами выступают и в роли дизайнеров и в роли творцов. В этот блок входит изготовление подарков и сувениров для друзей и родителей.

Участие в выставках стимулирует желание заниматься творчеством и выполнять модель более аккуратно, а также дает возможность сравнить стиль своего творчества с другими.

10

7. Литература :

1  Яшнова О., Успешность обучения и воспитания младших школьников //

Воспитание школьников, № 8 2002

2.  Троицкая. И., Формирование саморегуляции у младших школьников //

Воспитание школьников, № 6 2003

3.  Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального

благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4 2003

4.  Н. Сократов, О. Багирова, С. Маннакова, Мотивационные основы

здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников №9 2003 г.

5.  Амоков В. Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

6.  Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф

Аким, 1999.

7.  Выгонов В. В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

8.  Горичева B. C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.

— Ярославль: Академия развития, 2000.

9.  Долженко Г. И. 100 поделок из бума­ги. — Ярославль: Академия развития,

2002.

10.  Ильина ТВ. Мониторинг образова­тельных результатов в учреждении допол­

нительного образования детей. — Ярос­лавль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ. 2002.

11.  Кобитина И. И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр

«Сфера», 2000.

12.  Коллекция идей. Журнал для нескуч­ной жизни. — М.: КОН — Лига Пресс»,

2002.

18.  Корнеева Г. М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кри­

сталл», 2001.

infourok.ru

Советы рукодельницам