Рабочая программа танцевального кружка в ДОУ (5-7 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Заверено: методист «Утверждено»

____________Кулагина И.А. Заведующей МДОУ №15

__________Горбунова И.И.

Рабочая программа

танцевального кружка

«Топотушки»

Музыкальный руководитель

Хакимова Дания Гакильевна

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал при­оритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ­ной эффект развития.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сфор­мировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени­ях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, на­сыщаться им и согласовывать с ним свой быт»[1.]

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо­кое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре­менном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсо­лютной красоте»[2].

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.  Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными танцевальными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.

Каждый ребенок дошкольного возраста стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения,  и помочь ему в этом могут специально организованные танцевально-ритмические занятия в рамках кружка,

[1] Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М., 1993. [2] Там же.

которые призваны более глубже развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений.

     Овладение элементами хореографии, народных и современных танцев в непосредственно образовательной музыкальной деятельности повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Настоящая программа разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997

ЦЕЛЬ программы:

приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкально-ритмических способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.
Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Расширение знаний детей об окружающей действительности.

  • Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.

  • Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию свои оригинальные движения в импровизации.

  • Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах.

Воспитательные:

  • Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

  • Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.

  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.

  • Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

  • Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

  • Развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.

  • Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю.

Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 20- 25 минут

Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – 25- 30 минут

Общее количество учебных занятий в год: 54 занятия.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей по областям:

  • «Музыка», где закрепляются все движения и используются танцы, изученные и поставленные на занятии кружка.

  • «Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, проводятся  подвижные  игры,   развлечения,  досуги,   упражнения   для  профилактики  плоскостопия.

  • «Познание» —  занятия,  наблюдения,  беседы,  игры.

  • «Социализация» — используются   дидактические,  сюжетно  —  ролевые  игры;   разучиваются  различные  танцы.

  • «Чтение художественной  литературы» — используются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  потешки,  прибаутки,  частушки,  тексты  песен).

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики») .

Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально

подобранных заданий.

Старший дошкольный возраст.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

— передача в движении характера знакомого музыкального произведения

(3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,

движения соответствуют характеру музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других

детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не

соответствуют характеру музыки.

 

-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения

(фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное

выполнение движений;

средний — движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.

-соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

— координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими

жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

 

2. Воспроизведение ритма.

-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

-воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

-воспроизведение ритма песни шагами:

высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных

инструментах («ритмическое эхо»):

высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;

средний – допускает 2-3 ошибки;

низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 

3. Творчество.

-сочинение ритмических рисунков:

высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

средний – использует стандартные ритмические рисунки;

низкий – не справляется с заданием.

-танцевальное:

высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в

движении; самостоятельно использует знакомые движения или

придумывает свои; движения выразительны;

средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,

движения соответствуют характеру музыки;

низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

В процессе развития творческих проявлений детей 5-7 лет в музыкально-ритмических движениях появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, нежели в младшем возрасте. Возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей появляется способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе кружка «Топотушки» с детьми 5-7 лет является взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.

  1. Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:

  1. Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:

  • три колонны

  • из колонны в два круга

  • звездочка

  • змейка

  • движение по диагонали

  • сужение и расширение круга

  • круг в кругу

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей.

Разминка — где используются музыкально-ритмические композиции.

Основная часть – непосредственно работа над танцевальными движениями, выразительностью исполнения: пантомимические движения (жесты, этюды), работа по разучиванию танца.

Заключительная часть – включает в себя музыкальные игры.

Цель занятия, содержание, виды деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.

Список используемой литературы:

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.

2. Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. Музыкальная ритмика (Учебно-методическое пособие). Серия «Уроки мастерства». Москва. Изд. «Глобус», 2009

3. М. Ю  Гоголева  Логоритмика  в  детском  саду  старшая  и

 подготовительная  группа. Г.  Ярославль. 2006.г.

Список детей старше-подготовительной группы:

1. Абузяров Марсель

2. Акимова Вероника

3. Винников Владислав

4. Волобуева Ульяна

5. Демидова Аделина

6. Марданшина Алина

7. Мошникова Аделина

8. Минязев Булат

Список детей средне-старшей группы:

1. Зарипова Рания

2. Иванова Карина

3. Репина Кира

4. репина Эрика

5. Ризатдинова Ландыш

6. Хайбрахманова Зарина

7. Эшонова Сумайахон

8. Янкина Ангелина

kopilkaurokov.ru

Программа по танцам «Беби-данс» для дошкольников

Содержание

  1. Пояснительная записка стр.2-3

  2. Организация учебного процесса стр.4

  3. Учебно-тематический план 1-го года обучения стр.5

  4. Учебно-тематический план 2-го года обучения стр.6

  5. Учебно-тематический план 3-го года обучения стр.7

  6. Учебно-тематический план 4-го года обучения стр.8

  7. Содержание программного материала 1-го года обучения стр. 9-10

  8. Прогнозируемые результаты 1-го года обучения стр.11

  9. Содержание программного материала 2-го года обучения стр. 12

  10. Прогнозируемые результаты 2-го года обучения стр.13

  11. Содержание программного материала 3-го года обучения стр. 14-15

  12. Прогнозируемые результаты 3-го года обучения стр.16

  13. Содержание программного материала 4-го года обучения стр.17-18

  14. Прогнозируемые результаты 4-го года обучения стр.19

  15. Особенности методики учебной работы с детьми стр.20

  16. Основные методические приёмы стр.21

  17. Материально- технические средства обеспечения программы стр. 22

  18. Технические средства обеспечения программы стр.23

  19. Список литературы стр.24

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Беби-данс» имеет статус модифицированной программы и относится к физкультурно- спортивной направленности. Воспитанники объединения изучают основы спортивных бальных танцев, красиво двигаться в паре под музыку, развивать музыкальный слух, чувство ритма. Задачи программы определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности.

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся для 1-го года обучения 2 раза в неделю по 20 минут; для 2-го года обучения 2 раза в неделю по 25 минут. (согласно СаНПиН 2.4.1.1249-03 от 20.06.03 г.). Возраст детей 1-го года обучения 3-4,5 года; второго года обучения 4-5,5 лет. Количество детей в группе 15 человек.

В основу программы заложены документы:

  1. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.)

  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

  3. СаНПиН № 2.4.4.1251-03

  4. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программа построена с учетом возрастных особенностей детей и на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Цель программы— приобщить ребенка к спортивным бальным танцам, создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующийся личности, его способности к самовыражению в танце.

Обучающие задачи:

— изучение истории танцевальной культуры,

— выполнение танцевальных элементов разной сложности;

Развивающие задачи:

— развитие чувства ритма и музыкальности детей, их моторико- двигательной и логической памяти;

— укрепление физического развития, формирование осанки, красивой походки, правильного дыхания, эластичности мышц, подвижности суставов, пластичности суставов;

Воспитательные задачи:

— воспитание нравственных качеств. Формирование эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира через музыку и движение;

— воспитание умения работать в команде, дисциплины, научить прислушиваться к мнению других, уважать их точку зрения и радоваться их успехам;

— воспитание любви к танцу, привлечение воспитанников к систематическим занятиям;

— воспитание желания укрепить здоровье, совершенствование физических качеств на основе разносторонней физической подготовки.

Организация учебного процесса.

Организация учебного процесса строится следующим образом:

1. Вводная часть занятия

— объявляется тема, цель и задачи занятия;

— подготовка мышц тела для дальнейшей нагрузки( разминка). По продолжительности занимает 10-20% от времени занятия и включает в себя комплекс общефизических и специальных упражнений направленных на подготовку разных групп мышц к основной части занятия

2. Основная часть занятия может включать в себя:

— объяснение нового материала;

— постановка танцевальных номеров для концертной программы

— повторение пройденного материала;

( по усмотрению педагога можно строить комплексные занятия, объяснение нового материала и постановка танцевальных номеров для концертной программы и т.д.)

3. Заключительная часть занятия:

— восстановление дыхания;

— подведение итогов занятия

Учебно- тематический план

1 год обучения

3-4 года

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 15 минут

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

5 мин

10 мин

15 мин

2.

Общеразвивающие детские танцы

180 мин

750 мин

930 мин

2.1

Почемучки

60 мин

250 мин

310 мин

2.2

Пряничный домик

60 мин

250 мин

310 мин

2.3

Вечный двигатель

60 мин

250 мин

310 мин

4

Итоговое занятие

15 мин

15 мин

Итого:

185 мин

775 мин

960 мин.

Учебно- тематический план

2-й года обучения

4-5 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

15 мин.

5 мин.

20 мин.

2.

Общеразвивающие детские танцы

240 мин.

1000 мин

1240 мин.

2.1

Ладошки

60 мин

250 мин.

310 мин.

2.2

Барбарики

60 мин.

250 мин.

310 мин.

2.3

Танец с зонтиками

60 мин

250 мн.

310 мин

2.4

Журавли

60 мин.

250 мин.

310 мин.

3

Итоговое занятие

20 мин.

20 мин.

Итого:

255 мин.

1025 мин.

1280 мин.

Учебно- тематический план

3 год обучения

5-6 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

10 мин.

15 мин.

25 мин.

2.

Общеразвивающие детские танцы

150 мин.

600 мин

750 мин.

2.1

Танец с лентами

75 мин

300 мин.

375 мин.

2.2

Диско

75 мин.

300 мин.

375 мин.

3

Европейская программа

100 мин.

300 мин.

400 мин.

3.1

Фигурный вальс

100 мин.

300 мин.

400 мин.

3.2

Латиноамериканская программа

100 мин.

300 мин.

400 мин.

3.3

Ча-ча-ча

100 мин.

300 мин.

400 мин.

4

Итоговое занятие

25 мин.

25 мин.

Итого:

360 мин.

1240 мин.

1600 мин.

Учебно- тематический план

4 год обучения

6-7 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

Наименование тем

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

10 мин.

20 мин.

30 мин.

2.

Общеразвивающие детские танцы

130 мин.

800 мин

930 мин.

2.1

Полька

65 мин

400 мин.

465 мин.

2.2

Аэробо-данс

65 мин.

400 мин.

465 мин.

3

Европейская программа

100 мин.

365 мин.

465 мин.

3.1

Медленный вальс

100 мин.

365 мин.

465 мин.

3.2

Латиноамериканская программа

100 мин.

365 мин.

465 мин.

3.3

Самба

100 мин.

365 мин.

465 мин.

4

Итоговое занятие

30 мин.

30 мин.

Итого:

340 мин.

1580 мин.

1920 мин.

Содержание программного материала

1-ый год обучения

Задачи: 1-го года обучения

— освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам

— научить правильно слышать ритмический рисунок танца

— научить ориентироваться в зале и относительно друг друга

— освоить 3 танца

Тема

Задачи

Оборудование

Кол-во часов

Вводное занятие

Инструктаж по техники безопасности. Рассказ о происхождении спортивных- бальных танцев.

15 мин

Общеразвивающие детские танцы

Изучение танца Почемучки. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка понятиям право, лево. Научить ребенка понятиям право, лево. Научить ребенка фигурам танца Почемучки и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: шаги вперед назад с выходом на смягченное колено; шаги в стороны с выходом на смягченное колено, смена мест; повороты в стороны. Выработка правильной осанки. .Научить ребенка правильно ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга. Изучение танца Пряничный домик. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Пряничный домик и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: каблук-носок в сторону; подскоки на месте и по кругу с высоким подниманием колена; хлопки в ладоши и о колени; смена мест построенных линеек. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу. Научить ребенка правильно ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга. Изучение танца Вечный двигатель. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Вечный двигатель и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: прыжки на месте на носочках; бег на месте с высоким подниманием колена; наклоны в стороны; замочек; смена рук. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу. Научить ребенка правильно ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга.

930 мин.

Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Отчетный концерт для родителей.

15 мин.

Прогнозируемые результаты

К концу 1-го года обучения дети будут знать:

— историю рождения танцев;

— историю костюма ;

— названия фигур в изучаемых танцах

К концу 1-го года обучения дети будут уметь:

— правильно слышать ритмический рисунок изученных танцев;

— ориентироваться в пространстве зала и относительно друг друга;

— освоят правильную постановку корпуса в изучаемых танцах;

— выучат фигуры танца Почемучки и их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Пряничный ломик и их правильное исполнение;

— выучат основные фигуры танца Вечный двигатель и их правильное исполнение;

Содержание программного материала

2-ой год обучения

Задачи: 2-го года обучения

— освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам

— научить правильно слышать ритмический рисунок танца

— научить работать с предметами (зонтиками) во время танца

— освоить 4 танца

Тема

Задачи

Оборудование

Кол-во часов

Вводное занятие

Инструктаж по техники безопасности. Исполнение ранее изученных танцев.

20 мин

Общеразвивающие детские танцы

Изучение танца Ладошки. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Ладошки и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: Выработка правильной осанки.

Изучение танца Барбарики. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Барбарики и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: носок каблук в сторону с правой и левой ноги; прыжки боковым галопом; хлопки в ладоши и о колени; подскоки на правой и левой ногах вперед, назад, во круг себя.. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

Изучение Танца с Зонтиками. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

Изучение танца Журавли. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

1240 мин.

Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Отчетный концерт для родителей.

20 мин.

Прогнозируемые результаты

К концу 2-го года обучения дети будут знать:

— названия фигур в изучаемых танцах;

— ритмический рисунок танцев

К концу 2-го года обучения дети будут уметь:

— правильно слышать ритмический рисунок изученных танцев;

— освоят правильную постановку корпуса в изучаемых танцах;

— выучат фигуры танца Ладошки и их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Барбарики и их правильное исполнение;

— выучат новые фигуры танца с зонтиками и их правильное исполнение;

— выучат новые фигуры танца Журавли и их правильное исполнение;

— работать в танце с предметами

Содержание программного материала

3-й год обучения

Задачи: 3-го года обучения

— освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам

— научить правильно слышать ритмический рисунок танца

— научить работать с предметами (лентами) во время танца

— освоить 4 танца

Тема

Задачи

Оборудование

Кол-во часов

Вводное занятие

Инструктаж по техники безопасности. Исполнение ранее изученных танцев.

25 мин

Общеразвивающие детские танцы

Изучение танца с лентами. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца с лентами и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: Выработка правильной осанки.

Изучение танца Диско. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Диско и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: шаги с подниманием колена в стороны; ковырялочка; хлопки в ладоши и о колени. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

750 мин.

Европейская программа

Латиноамериканская программа

Изучение танца Фигурный вальс. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: балансе в стороны; балансе вперед, назад; повороты по кругу. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

400

Изучение танца Ча-ча-ча. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: основной ход; алемана; раскрытие вперед. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

400

Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Отчетный концерт для родителей.

25 мин.

Прогнозируемые результаты

К концу 3-го года обучения дети будут знать:

— названия фигур в изучаемых танцах;

— ритмический рисунок танцев

— направления танцев ( латиноамериканское, европейское)

К концу 3 -го года обучения дети будут уметь:

— правильно слышать ритмический рисунок изученных танцев;

— освоят правильную постановку корпуса в изучаемых танцах;

— выучат фигуры танца с лентами их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Диско и их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Фигурный вальс их правильное исполнение;

— выучат основные фигуры танца Ча-ча-ча и их правильное исполнение;

— работать в танце с предметами

Содержание программного материала

4-й год обучения

Задачи: 4-го года обучения

— освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам

— научить правильно слышать ритмический рисунок танца

— научить перемещаться в зале и относительно друг друга по кругу, по линиям, в шахматном прядке

— освоить 4 танца

Тема

Задачи

Оборудование

Кол-во часов

Вводное занятие

Инструктаж по техники безопасности. Исполнение ранее изученных танцев.

30 мин

Общеразвивающие детские танцы

Изучение танца Полька. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца Полька и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: носок каблук в сторону с правой и левой ноги; прыжки боковым галопом; хлопки в ладоши и о колени; подскоки на правой и левой ногах вперед, назад, во круг себя. Выработка правильной осанки.

Изучение танца Аэробо- данс. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: перестроения линий; перестроения в шахматном порядке; приставные шаги в сторону с хлопком в ладоши; повороты на 3-х шагах; паучек; пирамида. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

930 мин.

Европейская программа

Латиноамериканская программа

Изучение танца Медленный вальс. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: малый квадрат с правой ноги; малый квадрат с левой ноги; маятник; работа руками под ритм танца. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

465 мин.

Изучение танца Самба. Развитие музыкального слуха, согласно ритмическому рисунку танца. Научить ребенка фигурам танца и их правильному исполнению. Изучаемые фигуры: пружинка; маятник вперед, назад; виск в сторону. Выработка правильной постановки корпуса согласно танцу.

465 мин.

Итоговое занятие.

Подведение итогов учебного года. Отчетный концерт для родителей.

30 мин.

Прогнозируемые результаты

К концу 4-го года обучения дети будут знать:

— названия фигур в изучаемых танцах;

— ритмический рисунок танцев

К концу 4 -го года обучения дети будут уметь:

— правильно слышать ритмический рисунок изученных танцев;

— освоят правильную постановку корпуса в изучаемых танцах;

— выучат фигуры танца Полька их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Аэробо- данс и их правильное исполнение;

— выучат фигуры танца Медленный вальс их правильное исполнение;

— выучат основные фигуры танца Самба и их правильное исполнение;

Особенности методики учебной работы с детьми

Данная программа в методическом плане позволяет решить задачи начального танцевального обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Танцевальный репертуар и физическая нагрузка в программе спланированы с учетом специфики возраста обучаемых, их интересов, уровня интеллектуального и физического развития, что позволяет последовательно реализовывать принцип постепенности обучения, движения от простого к сложному и еще к более сложному.

Обучение через танец, сопровождается изучением истории костюма, истории танца, ребята не только научаются самим танцам, но и постигают «связь времен», знакомятся с культурой разных народов.

Другой, не менее важной частью педагогического процесса, является личностное развитие воспитанников посредством ориентации детей на творчество, на привитие им навыков общения в коллектив. Решить эти трудные задачи помогает, прежде всего, собственный пример педагога. Тон голоса педагога, его внешний вид, выражение лица, а также и настроение, как педагога, так и группы в целом, подбор музыки,- все должно находиться в гармоничном соответствии поставленных задач и используемых средств обучения.

В процессе обучения ребята готовятся к конкурсным соревнованиям, воспитывают в себе силу воли, дисциплинированность, стремление быть лучшими. В процесс обучения включаются не только сами воспитанники, педагоги, но и их родители. Все педагоги понимают как важны поддержка и понимание, тех кто находится в непосредственной близости к ребенку: родных, друзей. Умение правильно наладить взаимоотношение с родителями, понять их, заразить общим делом и сплотить в единый творческий коллектив — является одним из главных методических приемов в коллективе.

Поэтому важным элементом методического обеспечения является психолого- педагогическое сопровождение программы. Оно заключается в беседах педагога с детьми на занятиях, консультациях родителей и детей по вопросам оптимального распределения нагрузки, особенности питания в день занятий, а также сборе информации об индивидуальных особенностях ребенка.

Основные методические приемы:

1. Последовательность решения задач в каждом упражнении

2. Неоднократное повторение упражнения при разучивании

3. Объяснение значения и названия каждого упражнения

4. Изображение движения на схеме

5. Постепенное сокращение объяснений при освоении техники упражнения

6. Требование синхронности и единой формы исполнения

7. Предупреждение и исправление ошибок по ходу выполнения упражнения

8. Собеседование, как средство проверки знаний учащихся

9. Показ преподавателем упражнения в законченной форме

10. Подготовительные упражнения при освоении сложных двигательных навыков

11. Применение контрольных упражнений, как средства проверки освоенной техники

Материально- технические средства обеспечения программы.

Помещение для занятий должно отвечать санитарно- техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, иметь паркетный пол, хорошо проветриваться, отвечать акустическим требованиям для работ с радиоаппаратурой, а также для нормального функционирования коллектива необходимы помещения для раздевалок и комната для отдыха педагога с местом для хранения радиоаппаратуры, музыкальных фонограмм, документации и других предметов и средств обучения необходимых в работе.

Технические средства обеспечения программы.

Для проведения занятий необходимы:

— проигрыватель компакт-дисков;

— компакт-диски с танцевальной музыкой;

— гимнастические коврики;

— зеркала;

— хореографический станок.

В целях визуального контроля обучающихся, периодического разбора их

технических ошибок, демонстрации лучших танцевальных пар, дополнительно

в работе могут использоваться:

— видеокамера;

— DVD плеер;

— телевизор, ноутбук;

— DVD;

— учебно- методические материалы.

Список литературы.

1. «Техника освоения европейских танцев», под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003 год.

2. «Техника освоения латиоамериканских танцев», под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003год.

3. «Ритмическая гимнастика и игровой танец». Учебно- методический центр «Аллегро», СПБ 1993год.

4. Танцевальная импровизация- теория, история и практика. 1999год.

5. Шлимак О.А. Авторская учебная программа СТК «Каштан» 2000год.

6. Детские танцы с Климовой Анной. Видеоколлекция.- М., 2003год.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология.- М., 2007год.

27

kopilkaurokov.ru

Программа танцевального кружка в ДОУ для детей от 5 до 6 лет

Дополнительная образовательная программа

Художественной направленности

«Каприз» для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-6 лет.

Новизна программы

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: — активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

Актуальность программы:

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Цель программы: Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

Задачи: Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.

  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.

  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

Оздоровительные:

Программа рассчитана на один год обучения: для детей старшей группы (5-6лет). Занятия проводятся два раза в неделю: -25 минут.

Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Учебный материал включает в себя:

— Музыкально-ритмические занятия.

— Элементы народного танца.

— Элементы детского бального танца

— Элементы историко-бытового танца.

— Элементы эстрадного танца.

Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально — тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков. Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию. Занятие состоит из трех частей:

  • Вводная — в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 минут)

  • Основная — она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(15-20минут)

  • Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Изучение программы начинается с несложных движений и заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.

Особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко – бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.

Предполагаемый результат.

К концу первого полугодия дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

Во втором полугодии дети должны закрепить знания и навыки и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.

Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.

Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того,в необходимы следующие средства обучения:

  • Светлый и просторный зал.

  • Музыкальная аппаратура.

  • Тренировочная одежда и обувь.

  • Сценические костюмы.

  • Реквизит для танцев.

Тематический план. Группа детей от 5 до 6 лет

«Давайте познакомимся»

1

2

Музыкально ритмические движения

«Здравствуй сказка»

7

«В коробке с карандашами»

8

«На птичьем дворе»

8

«Зимняя сказка»

8

3

Элементы русского танца

«Во саду ли в огороде»

12

4

Детский бальный танец, ритмика.

«Приглашение к танцу»

12

«Я хочу танцевать»

8

5

Элементы эстрадного танца

«Давайте построим большой хоровод»

8

итого

72

Содержание программы. Группа детей от 5 до 6 лет

Тема № 1 «Давайте познакомимся» Занятий 1 Теоретические-1 Знакомство с детьми. Приветствие. Что такое танец. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.

Тема № 2 «Здравствуй сказка» Занятий 7 Практические 6 Теоретические – 1 Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I .свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Упражнять детей согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки.

Тема № 3 «В коробке с карандашами» Занятий 8 Практические 6 Теоретические – 2 В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в современном танце. Изучение лексики современного танца, доступной дошкольникам. Танцевальная композиция «В коробке с карандашами», игра «Скорый поезд», игра «Музыкальные ворота», игра «Путник», партерная гимнастика («Карандаши», «бабочка», «Солнышко», «Буратино», «Складочка»).

Тема № 4 «На птичьем дворе» Занятий 8 Практические 6 Теоретические – 2 Игровые технологии: сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение и развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух.

Танцевальная композиция «Танец утят», игра «Цыплята и ворона», танец-игра «Ку-чи-чи».Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»).

Тема № 5 «Зимняя сказка» Занятий 8 Практические 5 Теоретические – 3 Цикл ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки. Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы», танцевальная композиция «Зимушка — Зима», танцевальная композиция «Замела метелица», танцевальная композиция «Снеговик и ребята», игра «Круг дружбы», игра «Домик» . Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»).

Тема № 6 «Во саду ли в огороде» Занятий 12 Практические 10 Теоретические – 2

Знакомство детей с особенностями русского народного танца, формировать правильное исполнение танцевальных движений. Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Танцевальная композиция «Порушка — пораня», танцевальная композиция «Во саду ли, в огороде», танцевальная композиция «Субботея», танцевальная композиция «Во кузнице».Игра «Заплетися мой плетень», игра «Танец ткачей», игра «Веселый оркестр».

Тема № 7 «Приглашение к танцу» Занятий 12 Практические 10 Теоретические – 2 Развитие основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные движения, принятые в детском бальном танце. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, развивать творческие способности детей. Полька «Забава», «Танец огня», танец «Джайв», игра «Давайте потанцуем», игра «Музыкальные змейки», игра «одинокий путник». Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

Тема № 8 «Я хочу танцевать» Занятий 8 Практические 7 Теоретические – 1 Развитие основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные движения, принятые в детском бальном танце. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, развивать творческие способности детей. Обучить детей танцевальным движениям вальса, научить «чувствовать» пару. Развивать воображение, фантазию. Формировать навык «легкого шага». Вальс «Дружбы», вальс «Сказки Венского леса», игра «Магниты», игра «Ромашки», игра «Бабочки». Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

Тема № 9 «Давайте построим большой хоровод» Занятий 8 Практические 7 Теоретические – 1 В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в эстрадном танце. Обучение детей движениям современного танца. — Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной фразы. Танцевальная композиция «Давайте построим большой хоровод», танцевальная композиция «Королева красоты», танец «Букашки», танцевальная композиция «Спор овощей», игра «Домики», игра «Будь внимателен», игра « А, ну-ка, покажи».

Методическое обеспечение программы

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:

— принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)

— принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

— принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

— игровой принцип (занятие стоится на игре.)

— принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)

— принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

— принцип наглядности (практический показ движений.)

Ведущими методами обучения детей танцам являются
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ)
• объяснение методики исполнения движения
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении 
• качественный показ
• словесное (образное) объяснение
• повторение

Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить танцевальность.

Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Облап С. М. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с.

  2. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2011. — 472 с.

  3. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. — СПб.: «Композитор», 2010. —  52 с.

  4. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. — СПб.: «Композитор», 2010. — 20 с.
  5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.
  6. Андерсон Б. Растяжка для каждого/ Пер. с англ. О.Г. Белошеев. М.: ООО «Попурри», 2002 г. – 224 с.
  7. Коркин В. П. Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983.— 127 с.

  8. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).

infourok.ru

Советы рукодельницам