| СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ К ВОСПИТАТЕЛЮ ДОУ ПО ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д. К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований. Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада? Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… |
ds27.krsl.gov.spb.ru
Персональный сайт старшего воспитателя — Профессиональный стандарт педагога
10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).
На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:
Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.
Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:
В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.
Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.
Что хотят поменять в Профстандарте педагога?
Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования.
Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.
Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.
1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.
3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.
Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.
В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:
- учитель;
- старший учитель;
- ведущий учитель.
На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».
Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».
Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?
Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.
Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.
Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.
Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?
Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.
Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.
Почему именно к этому сроку?
Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):
- в части требований к квалификации;
- в случаях, которые прямо предусмотрены законом.
При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.
Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.
© Материал из Справочной системы «Образование».
metodistdoybdb.ucoz.ru
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
ОБУЧЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида — целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Содержание статьи
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
- Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.
- Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
- Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | Код | B/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами | |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | |
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | |
Формирование психологической готовности к школьному обучению | |
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | |
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | |
Необходимые умения | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации | |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения | |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) | |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения | |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | |
Необходимые знания | Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания | |
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте | |
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте | |
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста | |
Современные тенденции развития дошкольного образования | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
www.expert123.ru
Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании |
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности |
Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся |
Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся |
Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов |
Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования |
Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий |
Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся |
Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы |
Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии |
Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся |
Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся |
Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования |
Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса |
Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования |
Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб |
Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста |
Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся |
Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся |
Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися |
Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся |
Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся |
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации |
Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь» |
classdoc.ru
Читать книгу Методические материалы по введению профстандарта педагога в ДОУ. Пособие для заведующих и старших воспитателей Бэлы Геннадьевны Головиной : онлайн чтение
Методические материалы по введению профстандарта педагога в ДОУ
Пособие для заведующих и старших воспитателей
Бэла Геннадьевна Головина
© Бэла Геннадьевна Головина, 2017
ISBN 978-5-4485-6411-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Профессиональный стандарт для педагогов – это документ, на основе которого будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Нормы и требования профстандарта будут учитываться при приеме на работу в образовательную организацию, а также во время разработки должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. В соответствии с требованиями профстандарта изменятся принципы переподготовки кадров.
Поэтому руководителям ДОУ необходимо не только изучить и внедрить этот документ в образовательную практику учреждения, но и ознакомить педагогов со всеми положениями и требованиями профессионального стандарта.
Специально для этих целей написано методическое пособие для заведующих и старших воспитателей «Методические материалы по введению профессионального стандарта педагога в ДОУ».
В пособии два раздела. В первом разделе «Управление введением профессионального стандарта» представлен управленческий проект по введению профстандарта, разработаны управленческие планы, текст для ознакомительной презентации, анкета по самооценке уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований профстандарта и другие методические материалы, которые касаются этапа введения профстандарта в ДОУ.
Во втором разделе «Методическое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов» – программа стажировочной площадки по развитию профессиональных компетенций педагогов. Содержание программы разработано с учетом профессиональных затруднений (дефицитов) воспитателей. Кроме программы представлены интерактивные игры для педагогов, поэтапное содержание деятельности руководителей ДОУ по формированию готовности педагогов к введению профстандарта и другие документы, относящиеся к развитию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профстандартом.
Надеюсь, что данные материалы пригодятся для методической деятельности в ДОУ.
Раздел 1. Управление введением профессионального стандарта педагога
1.1. Управленческий проект
«Изучаем профессиональный стандарт педагога»
Паспорт проекта
Актуальность проекта
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала. Повышение квалификации педагогов связано не только с расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром уже усвоенных фактов, понятий, закономерностей.
Актуальность данного проекта обусловлена изданием Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и необходимостью освоения содержания профессионального стандарта каждым педагогом.
Профессиональный стандарт педагога призван активизировать мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности.
Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
Профессиональный стандарт предназначен для:
– установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
– оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры;
– формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов.
Назначение и сущность данного проекта состоит в том, чтобы включить каждого педагога в процесс активного познания, помочь ему ознакомиться с комплексом трудовых действий, необходимых умений и знаний, которые предъявляет профессиональный стандарт педагога.
Цель: освоение нового содержания профессиональной деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта.
Задачи:
– познакомить воспитателей с содержанием профессионального стандарта педагога;
– способствовать освоению содержания профессионального стандарта педагога воспитателями ДОУ;
– организовать методическое сопровождение педагогов в процессе изучения профессионального стандарта;
– оказывать помощь воспитателям в овладении новым педагогическим мышлением.
Планируемые результаты проекта
В процессе освоения содержания профстандарта у педагогов сформированы следующие профессиональные компетенции:
– знание идеологии и требований профессионального стандарта педагога;
– понимание современных тенденций развития дошкольного образования;
– готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Реализация проекта
1.2. План заведующего и старшего воспитателя по подготовке к применению профстандарта
1.3. Стратегический план по созданию условий для введения профстандарта педагога
1.4. Дорожная карта по введению профстандарта
конец ознакомительного фрагмента
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента ООО «ЛитРес».iknigi.net
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью,
которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того,
чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена
профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации
педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные
учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.
К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным
сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а
профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной
работе, разработке инструкций по должности и другим действиям,
касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а
профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
- обучения;
- воспитания;
- развития.
В этой части профстандарта педагога ДОУ
функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
(«воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
способом упорядочения работы дошкольных
образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
время…
dou8.siteedu.ru
«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»
Подготовила ст.воспитатель МАДОУ «Детский сад № 16» Тодорова А.Ю.
«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Слайд № 2 — 4
К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС ДО, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Требования к профессиональному стандарту педагога Слайд № 5
Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
- Функциональная карта
- обучения;
- воспитания;
- развития.
- Характеристика функций
- Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Педагог дошкольного образования должен знать Слайд № 6 — 11
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…
infourok.ru