Презентация «Проектная деятельность в начальной школе»

МКОУ Черчетская СОШ

Татьяна Витальевна Коновалова

Учитель начальных классов

I квалификационная категория

2013 – 2014 уч.г.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Задачи современной школы.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Задача школ ы

Мыслящего

Знающего

Умеющего самостоятельно применять знания

Умеющего самостоятельно добывать знания

Сопоставлять разные позиции

Предоставлять

возможность размышлять

Современная система образования

Формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Сопоставлять

разные

точки зрения

Наблюдения и опыт

Закономерности

науки

Законы

Факты

Фундамент

База

Начальное

образование

Исследовательская деятельность

Жажда новых впечатлений

Любознательность

Исследователи

Младший

школьный

возраст

Самостоятельно искать истину

Желание экспериментировать

Проектная

деятельность

Развивает индивидуальность, творческие начала

Воспитывает

самостоятельную и

ответственную личность

Развивает

умственные

способности детей

8

8

Что такое проектная деятельность?

Проектная

деятельность

Раскрепощает ребёнка

Повышает уровень познавательной активности, учебной мотивации

Способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах

8

Сущность метода проекта.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Для чего нам нужен метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности.

Технология

исследования

Проблемная

технология

Технология

поиска

Что такое проект?

Особенности учебного проекта.

Творческая деятельность

Учебно-познавательная деятельность

Игровая деятельность

Учебный

проект

Достижение общего результата

Общая цель

Согласованные методы, способы деятельности,

14

Общеучебные умения

Самоанализ

Целеполагание

Самовыражение

Планирование

Самопредъявление

Основополагающие умения учебного проектирования:

Перенос проделанной работы в новые условия

Анализ

результатов

Осуществление деятельности по плану

Формулирование цели и задач

Представление хода работы

Планирование деятельности по теме

Формы организации проектной деятельности.

Виды

занятий

  • Проектный урок

II. Урок презентации проектов

Формы представления проекта

Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Формы представления проекта

Плакат

Папка

Блокнот

Альбом

Компьютерный

вариант

Видеофильм

Раскладушка

Критерии оценки проекта.

Лучшая идея (гипотеза)

Правильно составленный план действий

Четко и аккуратно выполненные операции по ходу работы

Яркая и эмоциональная презентация проекта

Особенности проектной деятельности в начальной школе.

Учитывать возрастные

особенности детей

Учитывать

психолого-физиологические особенности детей

Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка

Проблема проекта должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта

1-2 недели

Совместная деятельность.

Итог.

Сотрудничество друг с другом

Творческое развитие детей

Планирование

действий.

Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками

Поиск и систематизация информации

Интернет ресурсы

  • http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/shkolnyj_klipart/188-6-2
  • http://allforchildren.ru/pictures/school21.php?page=2
  • http://forchel.ru/user/RYBKA/news/page/25/

multiurok.ru

Презентация «Проектная деятельность в начальной школе»

Проектная деятельность в начальных классах

Автор: Нарыгина Евгения Александровна

учитель начальных классов МБОУ Барышевская СОШ №9

Так что такое проект?

Прое́кт (в переводе с латинского projectus ) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Учебный проект  — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Особый вид – учебные проекты

Вид проекта

Цель учителя

Изделие

Мероприятие

Цель ученика

  • Формировать УУД*
  • Учить претворять в жизнь замыслы

— « —

Исследование

  • Спроектировать и изготовить изделие
  • Подготовить и провести мероприятие

— « — + учить исследованиям

Решение проблемы

  • Получить ответ на вопрос исследования

— « — + учить решению проблем

Учебный проект

  • Предложить решение проблемы

— « — + учить учиться самому

  • Самостоятельно изучить тему

* УУД – универсальные учебные действия

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

 

Учебный проект

 

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Актуальность проблемы

Зачем?

Задачи проекта

Методы и способы

Что?

Целеполагание

Постановка задач

Как?

Результат

Планирование

Что получится?

Ожидаемый

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Исследовательский проект

Практико – ориентированный проект

Информационный проект

Ролевой проект

Творческий проект

классификация

особенности

Практико – ориентированный проект

  • нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
  • Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Информационный проект

  • направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Исследовательский проект

  • по структуре напоминает подлинно научное исследование.
  • Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Ролевой проект

  • Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Творческий проект

  • предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Классификация проектов по продолжительности

  • Мини – проекты
  • Краткосрочные проекты
  • Недельные проекты
  • Годичные проекты

По комплексности

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Метод проектов

предполагает направленность учебно-познавательной деятельности на результат

  • Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

11

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем .

1. Сформированость у учащихся ряда коммуникативных умений.

2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

В процессе проектной деятельности :

1.Рефлексивные

2.Поисковые (исследовательские)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4. Работа в сотрудничестве:

5.Коммуникативные

6.Презентационные

РЕЗУЛЬТАТ проектной деятельности

поиск сведений

успех

организация действий,

общение

проекты

применение знаний

родители

творчество

Проект – это “пять П”

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

— Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она– является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

  • – актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;

– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду

Источники информации:

  • 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  • 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. — №6.
  • 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. — №6.
  • 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  • 6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. — №9.
  • 7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.
  • 8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  • 9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
  • 10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  • 11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  • 12. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. — №2.
  • 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  • 14.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. — №6.
  • 15.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  • 16.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. — №6.

kopilkaurokov.ru

Презентация Проектная деятельность в начальных классах

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы учителя начальных классов

МАОУ «СОШ №28» г. Сыктывкара Сосновских О. В.

Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка

Проектная деятельность — один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы

Проект – это «пять П»:

* Проблема

* Проектирование (планирование)

* Поиск информации

* Продукт

* Презентация

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей

Виды

  • исследовательские
  • информационные
  • практические
  • игровые
  • творческие

По форме организации (кол-ву учащихся)

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  • коллективные

По месту проведения

  • Урочные
  • Внеурочные
  • монопроекты (в рамках одного учебного предмета),
  • межпредметные,
  • свободные (выходят за рамки школьного обучения)

По теме

По продолжительности

  • Краткосрочные (1-2 урока),
  • Средней продолжительности (в течение недели, месяца)
  • Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти)

Типы проектов 

  • Практико-ориентированный
  • Исследовательский
  • Информационный
  •   Творческий
  • Игровой или ролевой

26.10.16

Принципы организации проектной деятельности

  • Проект должен быть посильным.
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.
  • Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Моно проект: «Экологические знаки».

По содержанию : предметный

По месту проведения: урочный По форме организации : работа в паре

По срокам выполнения : краткосрочный

По типу: творческий Цель проекта: обобщить знания учащихся по теме «Личная ответственность каждого человека за сохранность природы», развивать умение работать с различными источниками информации, умение   делать выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности; способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и собственного здоровья   поведению; воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь к природе.

Этапы

I. Подготовка

Деятельность учащихся

Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы.

Вносят свои варианты и предложения по выполнению заданий.

II. Планирование

Деятельность учителя

III. Принятие решения

Учащиеся обсуждают в паре предстоящую работу

Сообщает тему проекта.

Объясняет цели проекта.

Вопросами: Зачем это нужно? — учитель мотивирует деятельность учащихся.

В каждой паре учащиеся распределяют обязанности по выполнению экологического знака

Учитель вносит дополнения, наблюдает, дает консультации, помогает

IV. Выполнение проекта

Учитель наблюдает и консультирует учащихся.

Изготовление на уроке

V. Оценка результата.

Учащиеся компонуют результаты работу, делают выводы

VI. Защита проекта.

Учитель помогает подготовить материал, наблюдает, консультирует, дает советы, предлагает свои варианты.

Все участники объединяют получившиеся экологические знаки в один плакат. Формулируют правила поведения в природе

Учитель наблюдает и участвует в оценке результатов, вносит замечания.

Учитель помогает

26.10.16

«Птичий дом»

По содержанию : метапредметный

По месту проведения: вне урочный По форме организации : групповой

По срокам выполнения : 3-4 недели

По типу: исследовательский Цель проекта : изучить особенности жизни птиц в зимнее время; привлечь внимание на проведение мероприятий ,способствующих сохранению численности видового состава птиц нашего города.

Этапы

I. Подготовка

Деятельность учащихся

Учащиеся уточняют информацию, обсуждают и отвечают на вопросы.

Вносят свои варианты и предложения по выполнению проекта

II. Планирование

Деятельность учителя

III. Принятие решения

Учащиеся обсуждают работу в группах

Помогает сформулировать тему проекта, цели проекта.

Вопросами: Зачем это нужно? и т. д. учитель мотивирует деятельность учащихся.

В каждой группе распределяют роли

Учитель вносит дополнения, наблюдает, дает консультации, помогает

IV. Выполнение проекта

Учитель наблюдает и консультирует учащихся.

Работа групп над созданием проекта

V. Оценка результата.

Учащиеся обсуждают выполнение проекта

VI. Защита проекта.

Учитель помогает подготовить материал, наблюдает, консультирует, дает советы, предлагает свои варианты.

Представление проекта на школьном Вернисаже открытий

Учитель наблюдает и участвует в оценке результатов, вносит замечания.

Учитель помогает

Роль завтрака в жизни школьника

По содержанию : свободный

По месту проведения: вне урочный По форме организации : индивидуальный

По срокам выполнения : 2 недели

По типу: исследовательский Цель проекта : определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

Этапы

I. Подготовка

Деятельность учащегося

Учащийся уточняют информацию, обсуждает и отвечает на вопросы.

Вносит свои варианты и предложения по выполнению проекта

II. Планирование

Деятельность учителя

III. Принятие решения

Учащийся продумывает работу над проектом

Помогает сформулировать тему проекта, цели проекта.

Вопросами: Зачем это нужно? и т. д. учитель мотивирует деятельность учащегося

Определяет методы исследования

Учитель вносит дополнения, наблюдает, дает консультации, помогает

IV. Выполнение проекта

Учитель наблюдает и консультирует учащегося.

Работа над созданием проекта

V. Оценка результата.

Учащийся оценивает выполнение проекта

VI. Защита проекта.

Учитель помогает подготовить материал, наблюдает, консультирует, дает советы, предлагает свои варианты.

Представление проекта на школьном Вернисаже открытий

Учитель наблюдает и участвует в оценке результатов, вносит замечания.

Учитель помогает

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения. Она позволяет повысить познавательную  активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный  подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Плюсы:

  • Создаёт ситуацию успеха.
  • Помогает строить новые отношения в сотрудничестве.
  • Способствует проявлению организаторских способностей у детей.
  • Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
  • Активизируется роль родителей в учебной деятельности.

kopilkaurokov.ru

Презентация на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

Проектная деятельность в начальной школе.

Принцип проекта – «обучение посредством делания»

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.

Виды проектов:

1.Исследовательские

2.Творческие

3 .Информационные

4.Приключенческие, игровые

5.Практико-ориентированные

6.Телекоммуникационные

Исследовательские проекты.

1.Проблема

2.Предмет исследования

3.Методы исследования

4.Цель

5.Гипотеза

6.Задачи

7.Обсуждение результатов

8.Выводы

Творческие проекты.

Не имеют чёткой структуры. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, видеофильм и т.д.

Информационные проекты.

Направлены на сбор информации, на ознакомление с информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практико-ориентированные проекты.

Отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.

Приключенческо-игровые проекты.

Требуют большой подготовительной работы. Участники выбирают себе роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Проекты бывают:

индивидуальные

групповые

По продолжительности:

мини-проекты ( 1 урок )

краткосрочные (4-5 урок )

среднесрочные

долгосрочные

Формы продуктов проектной деятельности.

  • прогноз
  • выставка
  • видеофильм
  • газета
  • игра
  • коллекция
  • костюм
  • модель
  • праздник
  • учебное пособие
  • экскурсия
  • справочник

Критерии успеха работы над проектом.

1.Достигнут конечный результат.

2.Создана команда участников проекта, способная работать в будущем.

3.Результат проекта может быть использован.

4.Получено удовольствие от работы.

5.Информация широко распространена.

Общие подходы к структурированию проекта.

1.Выбор темы, количество учащихся.

2.Варианты проблем.

3 .Распределение задач по группам, обсуждение методов, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная работа в группах.

5.Промежуточные обсуждения.

6.Защита проектов.

7.Оценка, выводы .

Вывод:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Лессинг

kopilkaurokov.ru

Презентация «Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС»

Ляпина Марина Валерьевна МАОУ СШ № 1 учитель начальных классов

«…ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души».

2016 год

Тема презентации:

«Проектная деятельность

в начальной школе в рамках ФГОС»

Условия формирования педагогического опыта

Научно-исследовательские :

1.Овладение содержанием ФГОС НОО.

2.Изучение работ ведущих отечественных психологов и педагогов: В.В.Давыдов, Дж. Дьюи, Д.Б.Эльконин по вопросу эффективности использования того или иного развивающего активного метода.

3. Разработка учебных материалов для организации обучения.

Методические:

1. Разработка системы уроков и внеурочной деятельности с использованием проектной деятельности. 2. Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми.

3. Привлечение родителей для реализации плана.

Организационно-педагогические условия:

  • Публикации на сайте http://multiurok.ru /
  • Обмен опытом с коллегами на ШМО 2014г «Использование метода проектов на уроках в начальной школе» 2015 г «Применение метода проектов в начальной школе»

3. Курсовая подготовка:

«Новые подходы к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС начального образования»108 ч., 18.06.2014, ГБОУ ДПО МРИО

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план [ФГОС НОО Базисный учебный план ] – внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать . Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Теоретическое обоснование личного вклада педагога

в развитие образования

Самообразование:

Метод проектов:

Процессом активизации учебного процесса учащихся занимались: Шамова Т.И., Щукина Г.И., Кралевич И.Н. все они склоняются к одному, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Основоположники метода проектов: Дж. Дьюи,

— ввел понятие «проектное обучение»,

У.Х. Килпатрик — разработал метод проектов.

Последователи и сторонники метода проектов: Шацкий С. Т., В. Н. Шульгин, М. В. Купенина.

Требования ФГОС – формирование у учащихся ключевых компетенций.

Стандарт образования — формирование основных метапредметных

результатов —

проектных

компетенций

Активизация познавательной деятельности — необходимое условие достижения нового качества образования.

Выготский Л.С . считал необходимым вовлечение ребенка в практическую деятельность, его активное участие в обучении, преобладание воспитания (формирования навыков мышления, запоминания, внимательности, ценностных предпочтений) над образованием (усвоением суммы знаний путем заучивания).

данные педагоги предлагают «строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотнося её с его личным интересом именно в этом знании»

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель : ознакомление с содержанием проектной технологии обучения и внедрение метода проектов в процесс обучения.

Задачи:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
  • учить представлять свой творческий проект, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих замыслов;
  • учить применять свои знания в новых условиях;
  • воспитывать у детей интерес к взаимодействию при совместной работе;
  • учить ориентироваться в мире информации.

Главный конечный результат: Повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Внедрить проектный метод в урочную и внеурочную деятельность для продуктивного обучения.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Технология реализации

1 . Поэтапное обучение проектным умениям на основе программного материала.

2. Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей учащихся.

3 . Организация проектной деятельности с обучающимися в форме групповой , индивидуальной и самостоятельной работы .

4. Мониторинг достижений обучения.

Проектная деятельность осуществляется поэтапно:

Учитель Учащиеся

1-ый этап – погружение в проект.

Формулирует: Осуществляют:

2-ой этап – организация деятельности.

1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта;

2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;

Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:

3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и

4)организовать группы; 4)разбивку на группы;

задач.

5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе;

6) спланировать деятельность по 6)планирование работы;

решению задач проекта; 7)выбор формы и способа

7)возможные формы презентации презентации предполагаемых

Результатов. результатов.

Учитель Учащиеся

3-ий этап – осуществление деятельности.

Не участвует, но: Работают самостоятельно:

8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим

4-ый этап – презентация работ

9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща;

Принимает отчёт: Демонстрируют:

10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости; 10) «добывают» необходимые

12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и

11)репетирует с учениками знания;

полученные результаты; задач;

презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию

13) подводит итоги; 13)умение планировать и

14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;

слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения

мнение, толерантность. проблемы;

15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности.

воспитательном моменте.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Окружающий мир «Красная книга»

Русский язык «Омонимы»

«В лесу родилась ёлочка» (презентация) «Спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»

Технология «Воздушный змей»

« Слово лечит, слово ранит» «Дети войны»

ОРКСЭ «Добро и зло»

«Необычные вещи из обычных вещей» (презентация)

ОРКСЭ «Род и семья»

Внеклассная деятельность: Представление проектов на школьной и районной научной конференции учащихся

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Результаты выполненных проектов:

Поделки;

Рисунки;

Памятки;

Брошюры;

Синквейн ;

Кроссворды;

Танцы;

Визитки проектов.

Ответы «да»

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

  • Размещение учебно-методических ресурсов на сетевых Интернет-проектах
  • Выступление на школьном методическом объединении
  • Участие в районной конференции для младших школьников «Планета открытий – 2014», 3 место; «Планета открытий – 2016», 1 место.

Опыт работы может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности.

Литература

  • Джон Дьюи и Эвелина Дьюи Школы будущего — журнал: «Народное образование» № 8 2000 г.
  • Шамова Татьяна Ивановна   «Проблемность — стимул познавательной активности» // Народное образование. — 1966. — № 4. — С. 32-37.
  • Щукина Галина Ивановна « Роль деятельности в учебном процессе». (Книга для учителя). – М.: Просвещение, 1986.»
  • Кралевич И.Н. «Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.» / Мн. – 1989
  • Ресурсы интернета

multiurok.ru

Презентация «Родительское собрание по теме «Проектная деятельность в начальной школе»

Родительское собрание

Класс. 2 класс.

Тема. Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса.

Цель. Создать условия для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.

  2. Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим детям в проектной деятельности.

  3. Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей, сплоченности родителей.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка с образцами детских проектов, памятка для родителей, бланк поискового этапа проектной деятельности.

Ход собрания.

  1. Установление свободной и доверительной атмосферы.

— Сегодня родительское собрание будет проходить в нетрадиционной форме. Вы распределились на малые группы по своим интересам, предпочтениям.

Однако даже о знакомых людях всегда можно узнать что-то новое. Поэтому вам нужно будет в свободной форме рассказать о себе, своем хобби, ценном качестве. /Родители рассказывают о себе./

2. Сообщение темы и цели родительского собрания.

— Уважаемые родители! Со 2-ого класса вводится новый вид учебно-познавательной деятельности детей – выполнение творческих проектов.

— Ответьте на такой вопрос: «Важна ли данная тема для меня лично?»

— О чем вы конкретно хотели бы поговорить в данном контексте?

/Родители высказываются об своих ожиданиях, учитель фиксирует на доске (плакате)./

Слайд 1, 2.

3. Рассказ учителя о сущности понятия «проект», содержании и особенностях проектной деятельности во 2-ом классе.

— Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется. В переводе с латинского «projectus» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта:

Проект – это:

а) совокупность документов для создания изделия;

б) предварительный текст документа;

в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

— Учебный проект — специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

— Проектность (в личностном и социальном плане) – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

— Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен в процессе специально организованного обучения.

Слайд 3.

4. Обсуждение в группах.

— Обсудите в группах такие вопросы:

«Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?»,

«Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?»

/Представитель от каждой группы высказывает общее мнение./

Слайд 4.

5. Обобщение.

— Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Слайд 5.

— Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».

Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.

Слайд 6.

— Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьника, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего, трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:

умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;

исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;

технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;

коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации,

общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;

презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;

рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Слайд 7.

6. Общее представление об этапах проектной деятельности.

— Познакомимся в общих чертах с основными этапами проектной деятельности.

ПОИСКОВЫЙ

  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.

  • Поиск информационных лакун.

  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.

  • Текущий контроль качества.

  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

Слайд 8.

7. Виды проектов в начальной школе.

— Существуют различные подходы к классификации видов проектов. В начальной школе используются следующие виды:

по типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.

по области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.

по количеству участников: личностные, парные, групповые.

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.

Слайд 9.

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофиль­мы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или деко­ративно-прикладного искусства и т. п.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проект – это сбор и обработка информа­ции по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Слайд 9.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проб­лемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Например, руководитель – учитель начальных классов, консультант — учитель ИТ. Интеграция — на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Слайд 10.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продол­жительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Например, заказчиком такого проекта выступают совместно учитель ИТ и учитель начальных классов. Обычно в таких проектах оценка содержательной части осуществляется учителем начальных классов, а исполнительная техника — учителем ИТ.

Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Слайд 11.

Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.

Краткосрочные – на 4-6 уроков.

Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Слайд 12.

8. Особенности проектной деятельности в начальных классах.

Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Новизна может заключаться не в продукте, а в новом способе достижения уже известного результата.

В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 2-3 уроками.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Слайд 13.

9. Роль педагога, ученика и родителей.

— Как вы думаете, какие роли могут выполнять участники проектной деятельности: учитель, ученик и родители?

/Представитель от каждой группы высказывает общее мнение./

— Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

На всех этапах родители выступают как помощники. Особенно востребована ваша помощь при выполнении детьми интегрированных проектов. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации. При выполнении детьми других видов проектов я прошу вас также принять активное участие в определении темы и проблемы проекта, подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта)

Слайд 14, 15.

10. Формы продуктов проектной деятельности:

  • справочник; газета; журнал; учебное пособие;

  • альбом; гербарий; карта;

  • экскурсия; игра; сценарий праздника;

  • костюм; макет; модель; сувенир;

  • мультимедийный продукт и др.

Слайд 16.

11. Формы презентации проектов:

  • демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;

  • защита реферата;

  • сюжетно-ролевая игра или экскурсия;

  • праздник или инсценировка;

  • демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Слайд 17.

12. Оформление проектной папки.

  • введение, в котором описывается актуальность и важность данных проблем для участников проекта.

  • вся собранная и систематизированная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

  • программа действий по проекту: планы выполнения проекта и отдельных его этапов; промежуточные отчеты группы;

  • результаты исследований и анализа;

  • эскизы, чертежи, наброски продукта;

  • материалы к презентации (сценарий, фото и т.д.)

Слайд 18.

13. Критерии успеха работы над проектом:

— Обсудите в группах, по каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей.

  • Достижение конечного результата.

  • Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;

  • Сплоченность участников команды.

  • Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного.

  • Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Слайд 19, 20.

14. Работа с «банком» проектных идей.

Поскольку вам нужно будет принять активное участие в определении темы и проблемы проекта, подборе материалов, проведем практическое упражнение в «банком» проектных идей.

На слайде для вашего внимания представлен «банк» идей. Обсудите в группах, какие из них не соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

/По мере обсуждения со слайда «исчезают» идеи проектов, несоответствующие возрастным особенностям младших школьников./

Слайд 21.

15. Упражнение поискового этапа проектной деятельности.

— Прежде чем выполнить следующее задание, давайте еще раз уточним значение слов.

ПРОБЛЕМА – 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний.

ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения.

ЗАДАЧИ – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца.

ЦЕЛЬ – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Слайд 22.

— Выберите одну из идей проекта. Заполните в группах бланки поискового этапа проектной деятельности.

/Учитель наблюдает, оказывает помощь./

Презентация результатов.

Слайд 23.

Бланк.

16. Подведение итогов. Рефлексия.

В конце нашего собрания подведем итоги.

— Кто хочет поделиться чувствами и эмоциями, с которыми вы уходите домой после собрания?

— Что было самым главным для вас в проделанной работе?

— Что ценного для себя каждый из вас получил?

— Оправдались ли ваши ожидания к предстоящей работе?

— Каково ваше нынешнее отношение к организации проектной деятельности второклассников?

— Удовлетворены ли вы проделанной работой?

— Спасибо всем! Было приятно увидеть вас снова, общаться в процессе работы на родительском собрании.

Слайд 24, 25.

Памятка для родителей

  1. Учебный проект — специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

  2. На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).

  3. Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.

  4. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.

  5. При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

  6. В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.

Бланк группового обсуждения

Тематическое поле

Тема

Название

Проблема

Цель

Задачи

Области знаний

Список используемой литературы

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: «Профи», 2003.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. — № 9.

  3. Маятш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. – М., 1983.

  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002.

  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельно­сти// Народное образование, 2000. — № 7.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

  7. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа. – 2003. — № 12.

  8. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы. 1998, № 4. С. 3-16.

  9. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.

Ресурсы Интернет

  1. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

  2. Анимационные картинки. http://www.gifpark.ru/index.html

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=23223&tmpl=lib

infourok.ru

Советы рукодельницам