Проектная деятельность в школе примеры проектов. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в средней школе. Последовательность работы над проектом

Содержание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Виды проектов в школе

Монопредметный проект
– проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

В конце какого-либо события, что бы оно ни было и где оно находится, в глубине души, приходит хорошее чувство выполненного долга, вы заметили? Обязанность является почти союзником обязательства и часто настолько распространена, когда мы говорим об институтах. Но на самом деле, когда это мероприятие более чем на один день в повестке дня, это чувство не является обязанностью, а удовлетворением — потому что все сложилось.

Виды проектов в школе

И вот скобка, что правильно? Как наши показатели успеха и совершенства? С нашими напряженными днями и постоянно растущими требованиями мы ценим то, что действительно важно? Именно в эти часы, после того, что мы должны положить ремонт: что идеально? Это потому, что они не ваши, а не мои, а не каждый, но каждый ученик, их эмоции и усилия.

Межпредметный проект
– проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности .

Надпредметный проект
– внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности , носит характер исследования.

От каждого приходит празднование того, что они сделали, они могли и достигли в общей солидарности, которую знают только дети, как обеспечить. Вызвали тех, кто присутствовал, потому что мы могли почувствовать каждый депозит отношения и приверженности студентов с этим днем.

Этапы проведения проекта

В совместной мысли между учителями и учениками о семинарах, подготовке каждой работы, приверженности их подготовке и собрании, звуках и формах, которые мы хотели рассказать о нашей стране, о той Бразилии, которая была поражена в последнее время, а также обо всем остальной мир, в некотором роде. Это то, что «Немного Бразилии», традиция в деревне, является подлинным признанием нашего пространства в богатой бразильской популярной культуре, от которой никогда нельзя отказаться от балласта глобализации.

Последовательность работы над проектом

работы над проектом

Деятельность

учащихся

Диагностики учащихся(выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

Мы всегда отмечали здесь Бразилию, и, построив эту мысль с нашими детьми и молодыми людьми, мы сохраняем гордость за признание того, что у нас есть самое лучшее, но и самое худшее, чтобы мужественно расширить добро или действительно внести вклад в необходимые изменения.

И после того, как они ушли из так много красивых вещей, построенных студентами, все, что можно было почувствовать там в эту солнечную субботу, было: насколько

kupildoma.ru

Проекты и проектная деятельность | Социальная сеть работников образования

Оглавление

Введение.                                                                                                                         2-3

Основная часть. Исследовательская работа: «Режим дня — основа успешности школьника ».

Глава I. Что такое режим дня?                                                                                        4-5

Глава II. Хотим все знать.

            2.1. Степень изученности вопроса                                                                     6                                                                              

            2.2. Методика проведения исследования                                                          7

            2.3. Результаты исследования                                                                             8-11                                                                          

            2.4. Советы нашим сверстникам                                                                        12-13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

            2.5. Советы нашим родителям                                                                            14-16                                                                        

Заключение.                                                                                                                      17                                                                                                                                                                                                                                            

Библиография.                                                                                                                  18                                                                                                                  

Приложения.                                                                                                                     19-29                                                                                                                    

Введение.

Управление внутренними ритмами человека имеет решающее  значение не только для нормализации сна, но и для ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при заболевании искажается. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма.

В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.

«Биологические часы» в организме – отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.

Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д., и т.п.

Гипотеза

Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм будет способствовать повышению работоспособности.

Цель работы

Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность

школьников.

Задачи:

1.Изучить теорию вопроса.

2. Провести тестирование учащихся  7 и 8-х классов МБОУ « СОШ №4» на предмет соблюдения режима дня школьниками среднего звена.

3. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с успешностью школьников

4. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности учащихся.

Объект исследования: успешность школьника.

Предмет: влияние режима дня на успешность школьника.

Методы исследования:

Тестирование

Обработка материалов ( статистический)

Аналитический ( анализ полученных результатов)

Глава I. Что такое режим дня?

Слово «режим» — французское и в переводе означает «управление». Все процессы в нашем организме происходят циклично, бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца — паузой. Они происходят рефлексивно, помимо нашего сознания.

Организм способен чувствовать и измерять время. Этой способностью обладают все живые существа — от растений до человека. Именно данное свойство помогло многим организмам выжить в борьбе за существование. Как в организме человека, так и во все живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление следующего отрезка времени. Цветение растений, сезонные миграции зверей и птиц, чередование сна и бодрствования, смена времен года и многие другие циклические процессы в природе — все это проявление биологических ритмов. У человека есть биологические часы, но не столь точные, как у некоторых животных. О ритмическом изменении состояния организма человека известно давно. Греческий врач Герофил за 300 лет до н.э. обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать. Приблизительно 400 — 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого он ориентировался на природные и биологические часы.

Несовпадение биологических, психических и социальных ритмов приводит к нарушению жизненно важных стереотипов. Из-за этого происходят сбои, нарушения, болезни в живых организмах. Организм не успевает адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и в этом им помогает другая сила — движение. Движение — это важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования всех физиологических ритмов организма. Правильно развиваясь, организм получает больше возможностей для адаптации. Наступает время, когда человек не только осознает, но и чувствует свой биоритм.

Режим дня, составленный по расписанию в детском саду, в школе, не должен особо нарушаться в домашних условиях. Этот режим должен быть стабильным, динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней, социальной и биологической среды. Наличие цикличных режимных процессов является для ребенка необходимым условием для развития физиологических и других процессов: самочувствия, настроения. При составлении режима дня для школьника необходимо учитывать биологические ритмы и особенности психолого-физического развития.

Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток.

Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. В режиме дня школьника предусматриваются следующие основные компоненты:

1 учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома;

2 отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

3 регулярное и достаточное питание;

4 гигиенически полноценный сон;

5 гигиенические процедуры;

6 работа по дому;

7 занятия по интересам (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт).

II. Хотим все знать.

2.1. Степень изученности вопроса.

В настоящее время этот вопрос становится более актуальным среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.

Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов. Идея ритмического течения процессов в природе и человеческой жизнедеятельности имела приверженцев ещё в самый ранний период развития естествознания.

Мы внимательно познакомились с литературой, в которой

рассматривается эта тема:

1.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов.

Россия,1977.

2.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.

М.: Физкультура и спорт, 1989.

3. АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический

практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, 2005.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в

процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967.

5. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984.

6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы.

Л. Наука, 1984.

7.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М.Знание, 1989.

8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов).–

М.Знание, 1999.

2.2. Методика проведения исследования

Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние режима дня  на работоспособность обучающихся. Главная задача данного исследования- рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вторая задача заключается в следующем – определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.

                                                     

2.3. Результаты исследования

По данным анкеты №1, опрошенные учащиеся разделились на две группы. Участники одной группы считают соблюдение режима дня необязательным (64%), вторая группа испытуемых считает соблюдение режима дня важным (36%). Таким образом, построим наше исследование в двух направлениях. Сначала рассмотрим группу, считающую режим дня важным и оценим ее участников по нескольким основным параметрам ( сон, просмотр телевизора и работа на компьютере, выполнение домашнего задания), затем проанализируем по этим же параметрам участников другой группы.

1. Анализируя ответы учеников 7-8 классов на первый вопрос анкеты, мы установили, что примерно половина учащихся считает соблюдение режима дня важным (53%). Также видно, что этот процент преимущественно составляют восьмиклассники, из которых 66% считают соблюдение режима важным и 29% сомневаются. Из восьмого класса сомневающихся больше – 41%. И значительно больше отрицающих необходимость режима дня (22%).

2. Согласно диаграмме, более половины (54%) учащихся 7-8 классов, считающих важным соблюдение режима дня, иногда пытаются спланировать свой день; 41% всегда планируют свой день. Лишь 5% не делают этого, хотя и считают соблюдение режима дня важным.

Среди учащихся 7-8 классов, не считающих соблюдение режима дня важным, мы видим следующую картину:

66% иногда планируют свой день, это больший процент, если сравнивать с предыдущей группой;

всегда соблюдает 17%, что почти в 2,5 раза меньше;

и более чем в 3 раза больше подростков из этой группы (17%) никогда не планируют свой день. Также мы заметили, что с возрастом ребята начинают более серьезно относится к планированию своего времени. Среди учащихся 7 классов первой группы всегда планируют свой день 36%, а в 8 классе этот процент возрастает до 55%. Это хорошая тенденция, хотя процент ребят этой группы, никогда не планирующих свой день, в 7 и в 8 классах остается одинаковым – 5%. Если рассматривать ребят второй группы, то можно заметить положительную динамику от 7 к 8 классу. Всегда планируют свой день 15% восьмиклассников этой группы и 19% учащихся 8 класса. Никогда не планируют свой день 20% учащихся 7 класса и 16% 8 класса.

3. По диаграмме видно, что учащиеся 7-8 классов явно недооценивают роль физической зарядки в жизни подростка. Учащиеся первой группы никогда, не выполняющие зарядку составляют 20%. Это в четыре раза больше, чем процент выполняющих. Обнадеживает то, что 75% учащихся этой группы интуитивно стоят на правильном пути, укрепляют свой организм, хотя бы время от времени выполняя физическую зарядку.

Рассматривая ребят 7-8 классов второй группы, процент всегда выполняющих зарядку меньше (4%), никогда не выполняющих возрастает более чем в 2 раза (до 54%) и гораздо меньший процент ребят (42%) иногда выполняют физическую зарядку. Можно заметить, что отношение к физическим упражнениям от 7 к 8 классу становится хуже:

40% семиклассников и 63% восьмиклассников никогда не делают зарядку;

55% семиклассников и 34% восьмиклассников иногда делают зарядку;

5% семиклассников и 3% восьмиклассников всегда делают зарядку.

4. Основная масса ребят 7-8 классов хорошо усвоили народную мудрость: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». Завтрак – самая важная трапеза за день. 67% учащихся первой группы всегда завтракает перед школой, 28% — иногда, лишь 5% — никогда. Среди учащихся второй группы учащихся 7-8 всегда завтракают почти половина ребят – 48%, иногда – 46%, никогда – 6%.

5. Учащихся первой группы, как показала диаграмма, которые отдыхают перед выполнением Д/З мало — всего 27%. 54% ребят считают обед после школы за отдых, и после него сразу садятся делать уроки. И 19% подростков делают Д/З сразу после школы, даже не пообедав. Во второй группе учащихся, уделяющих больше внимания отдыху после школы – 46%. Примерно столько же — 45% ребят садятся за уроки после обеда. 9% школьников приступают к выполнению Д/З сразу после школы. Большинство учащихся 7-8 классов не уделяют достаточного внимания отдыху.

6.Семиклассников первой группы, всегда делающих перерыв при выполнении Д/З 21%. К 8 классу этот процент уменьшается до 10%. Соответственно, возрастает процент никогда не делающих перерывы. Процент же ребят, которые иногда прерываются на отдых при выполнении Д/З от 7 к 8 классу почти не изменяется (69-71%). Во второй группе — наоборот. Процент всегда делающих перерывы при выполнении Д/З возрастает от 5% до 24%, а процент никогда не делающих перерывы уменьшается от 16% до 12%. Также уменьшается процент иногда делающих перерывы на отдых. Он изменяется от 79% до 64%.

7. По диаграмме видно, что 1 группа 7 и 8 классов не имеет определенного времени, когда они ложатся спать. Все показатели распределились примерно одинаково, колеблясь у отметки 25%. Говоря о 2 группе учащихся, можно увидеть обратную картину. Общий процент учеников, ответивших «когда как» — 2%. Остальные 98% определены во времени, предназначенном для сна («в 23 часа» — 52%, «в22 часа» — 15%, «другое» — 31%). Другое дело, что то самое «другое» может быть и позже 22 и 23 часов, но не следует забывать, что оно также может оказаться и раньше.

8. На вопрос «Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?» большинство (64%) ребят 1 группы ответили «Иногда». Это напрямую связано с непостоянством в соблюдении режима дня. Еще хуже тот процент, что показывает нам сколько человек ответили «всегда». Он равен 32. Тут уже не о непостоянстве речь.. И лишь 4% 1 группы ответили «никогда» — мягко скажем, негусто. Если же смотреть на диаграмму 2 группы, можно увидеть странную вещь. Школьники, написавшие, что не считают важным соблюдение режима дня, соблюдают его тщательней, чем те, которые придерживаются противоположного мнения. В частности: процент «иногда» уменьшился до 52% и вместе с тем процент «никогда» увеличился до 10%, процент «всегда» остался примерно таким же – 38%.

9. Подавляющее большинство 1 группы (68%) не гуляют вечером после 22 часов. 1 раз в месяц после 22 выходят на улицу погулять 22% учащихся 1 группы. Два оставшихся показателя незначительны – «каждый день» — 3%, «1 раз в неделю» — 7%. Хотя прогулки каждый день после 22 соблюдению режима дня рознь. Во второй группе несколько уменьшились самый большой и самый маленький показатели. «Никогда» стал равен 52%,а «каждый день» — 2%. Два остальных – наоборот – увеличились следующим образом: «1 раз в неделю» — 15%, «1 раз в месяц» — 31%. 10. Обратим внимание лишь на ведущие показатели диаграммы 1 группы. Явно заметно, что большинство учащихся смотрит TV 3 часа (11%) и меньше (35%). 31% написали «когда как». 11% смотрят TV все свободное время – тут, конечно, все зависит от количества этого времени. Из 2 группы 54% ответили «когда как». Стоит отметить, что 16% смотрят TV все свободное время и 13% — больше 3 часов. Остальные проценты незначительны и колеблются в пределах 10%.

11. Примерно половина 1 группы (49%) предпочитают активный отдых в воскресный день. 29% считают за отдых «спать и смотреть TV», т.е. быть дома. 18% ответили «другое». Во 2 группе проводящих время на улице (40%) меньше, чем тех, кто ответил «сплю и смотрю TV» (47%). 13% написали «другое».

Неуспевающими учениками восьмых классов являются ребята, не соблюдающие режим дня. Очень высокий процент (45%) этих ребят учится на «3». Лишь 30% учатся на «3-4». А на твердую «4» успевает только 15% не соблюдающих режим дня. И, наоборот, более 50% учащихся восьмых классов соблюдающих режим дня успевают на «4-5». На «3-4» успевают остальные учащиеся. Неуспевающих нет. Неуспевающих учащихся в 9 классах 15%. Это, как ни странно, ребята из группы соблюдающих (по их словам) режим дня. На «3-4» учится 64% учащихся этой группы. Таким образом, можно предположить, что эти ребята вполне высыпаются, много времени проводят на свежем воздухе, правильно питаются… но совсем позабыли про уроки! Зато ребята 9 классов, не соблюдающие режим дня, вынуждены в ущерб своему здоровью заниматься только учебой. Это, возможно, неправильно, но их можно понять. Образование для них превыше всего! Итак, ребят, успевающих на «4-5» из группы не соблюдающих режим дня 25%. Остальные 75% успевают на «3-4».

Таким образом, успешность старшеклассника, как и любого другого человека, зависит от целого ряда самых разнообразных причин:

  • Это индивидуальные способности человека, данные ему от природы;
  • Это личностная зрелость, отношение к окружающему миру, готовность и желание молодого человека работать над собой, развивать себя, ставить перед собой цели, прикладывать определенные волевые усилия для их достижения;
  • Это социальная среда, в которой формируется личность подростка, круг общения;
  • Это семейное воспитание, приоритеты семьи;
  • Это состояние здоровья… и т.д., и т.п.

Но даже при наличии всех вышеперечисленных факторов успешность человека находится в прямой зависимости от умения разумно распорядиться своим временем, структурировать его, распределить все свои дела в течение дня, все успеть и при этом сохранить здоровье, не разучиться радоваться жизни.

2.4. Советы нашим сверстникам

Режим дня — это режим жизни. И от того, насколько тщательно продуман режим дня, настолько это положительно отразится на всех сторонах вашей жизни и здоровья.

Для начала рассмотрим вопрос о начале дня. «Кто рано встает, тому Бог подает» — известная поговорка. А так ли это? Ученые доказали, что не совсем. Выяснено, что поваляться в постели, понежиться и полениться хотя бы по выходным может и должен позволить себе каждый человек. Слишком раннее и резкое пробуждение не принесет пользы организму. Правда, спать до обеда – тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера. Можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Существует масса соблазнов пойти куда-нибудь на ночь глядя или просто допоздна засидеться перед телевизором. И это не всегда абсолютное зло – отдых и хорошее настроение иногда могут творить чудеса. Однако если такой стиль жизни превращается в привычку, то это тревожный сигнал. Биологические часы не лишняя задумка природы. Они обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма.

Принимать пищу следует не реже три-четыре раз в день, ни в коем случае не на ходу и не всухомятку. Установлено, что те, кто едят чаще, а не один раз в день, быстрее насыщаются, не полнеют и не имеют проблем с пищеварением. Есть лучше в одно и то же время, чтобы желудок успевал подготовить пищеварительный сок и не вырабатывал его впустую, ведь это очень опасно с точки зрения гастроэнтерологии.

Долговременное бодрствование наносит сокрушительный удар по иммунной системе, работоспособности, психическому равновесию и настроению. Темные круги под глазами, раздражительность и снижение внимательности — последствия, которых можно избежать. От решений, где и сколько есть, когда ложиться спать, зависит умственное и физическое благополучие человека и его внешний вид. Хронически недосыпающий человек выглядит на пять лет старше своего реального возраста.

Будьте умеренны и размеренны во всем, что вы делаете, — в пище, занятиях спортом, отдыхе, сне, работе, игре т.д. Это поможет предупредить возможные болезни, травмы и социальные разногласия.

Не курите, не употребляйте наркотики, не играйте в азартные игры.

Соблюдайте правила личной гигиены, следите за чистотой продуктов, но не превращайтесь в фанатика гигиены, так как это не поможет вашему телу, а создаст ненужные проблемы. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, насколько это возможно. Следите за своим сердцем, время от времени проверяя свой вес и кровяное давление. Вы увидите, насколько легче станет жить вам и вашему окружению, если вы будете следовать «золотому правилу» Конфуция: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы тебе делали другие». И всегда помните о пяти главных добродетелях: мудрости, справедливости, честности, добросердечии и соблюдении правил приличия. Ежедневно делайте несколько глубоких вдохов свежего воздуха — если вы живете там, где воздух свежий — перед открытым окном рано утром и перед сном. Не ешьте слишком много мяса, слишком много соленых продуктов, слишком много сладкого, слишком много острого и пряного. Не переедайте. Рекомендуется закаливание. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала не ниже 34—35°, затем через каждые 2—3 дня ее снижают на 1°, доводят до 17—18° и продолжают делать обтирания и обливания в течение 2—3 мин. Переходят к закаливанию водой более низкой температуры: начинают с 17—18°, снижая температуру через каждые 10 дней на 1°, доводят ее до 10—12° (обычная температура холодной водопроводной воды). Ежедневная утренняя гимнастика должна войти у подростка в привычку.

2.5. Советы нашим родителям

Не только ребенок переживает необходимый, но тяжелый период своей жизни. Родителями этот процесс тоже переживается. И есть несколько положений, о которых родителям просто необходимо помнить, чтобы с честью выйти из этого испытания.

Ребенок-подросток очень тяжело переживает свои жизненные неурядицы во время кризиса пубертатного периода. И даже если он не находит общего языка с родителями, не стоит думать, что он не хочет его найти. Наоборот, ему нужны родители, взаимопонимание с ними и доверие. Важно только настроиться на этот контакт, вспомнить о том, что взрослый человек всегда легче идет на компромисс.

В общении с ребенком придется забыть о том, что родитель – это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон – дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением.

Возраст подростка сопряжен с трагическими взглядами, с ощущением отчаяния. И в этом нужно разбираться вместе с ним. В первую очередь – научите шутить ребенка. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер, стержень и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию. О том, что люди делятся на «сов» и «жаворонков», знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни «жаворонков».Пик работоспособности «жаворонков» приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У «сов» периоды наивысшей работоспособности — с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей — «голуби», или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

В выходные дни основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию ребенка на воздухе. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться. Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, подросткам — не менее 8-9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30 %. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление — причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности.

Для нормального физического и нервнопсихического развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4-5-кратный). Ужинать ребенок должен 1-1,5 часа до сна.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть — самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года. Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина — какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме. Серьезное внимание следует уделять профилактике психических заболеваний. Поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т.д., в связи с чем к ним применяют меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

Заключение

Анализируя, проделанную работу по выявлению взаимосвязи  режима дня и успешности было выявлено, что соблюдение режима дня непосредственно влияет на успешное освоение учебного материала школьником. Среди учащихся среднего звена не соблюдающих режим дня и не планирующих свою деятельность .Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности.  Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

Библиография

1.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия,1977.

2.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. –М.: Физкультура и спорт, 1989.

3.АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, 2005.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967.

5. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984.

6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. –Л. Наука, 1984.

7.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М. : Знание, 1989.

8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). –М.: Знание, 1999.

Приложения.

7-ой класс, 1 группа

8-ой класс, 1 группа

7-ой класс, 2 группа

8-ой класс, 2 группа

Средняя успеваемость за первое полугодие 2019-2011 учебного года

Средняя успеваемость за первое полугодие 2010-2011 учебного года

Анкета №1


Анкета 2

nsportal.ru

Началочка: Проектная деятельность: выбираем тему для проекта

Уважаемые родители и ребята! 

       Вам уже  необходимо определиться с темой проектной работы, над которой Вы будете работать. На этой страничке для Вас будут размещены рекомендации, которые помогут Вам качественно подготовить проектную работу, структура и виды проектных работ, а также перечень возможных тем проектных работ.

Виды проектов

Практический проект —  нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект «Помоги птицам», где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием «Зачем растениям нужна вода». В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте «Семейные праздники и традиции». В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Этапы работы над проектом

I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор  информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта
V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: презентация и защита  проекта в классе
VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Как выбрать тему проекта?

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.
 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
 Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
 Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих проектах)

1. Тема проекта.
2. Вид проекта:
3. Цели и задачи проекта.
4. План работы над проектом (или этапы).
5.Основные идеи.
6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы «Самые большие зоопарки мира»
2. Вид проекта- информационный.
3. Цель проекта — узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира. Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.
      Задачи проекта:
       — пользуясь справочным материалом : (энциклопедиями, интернетом, журналами и газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;
       — проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых больших и необычных зоопарках мира;
       — рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;
       — подготовить мини — фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках мира;
        — представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.
4. Этапы работы над проектом.
          — первый этап — «Выбор темы проекта». Я выбрал(а) эту тему, так как……
СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для проекта)
          -второй этап — «Сбор информации». Для работы над проектом я пользовалась такими источниками…..
          — третий этап —  «Обдумывание плана работы над проектом» — предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).
           — четвертый этап —  «Реализация проекта». На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат и так далее.
            — пятый этап — «подготовка к защите проекта» — предполагает домашнюю подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).
            — шестой и седьмой этапы — проходят в классе. Отражать в тексте работы их также не нужно.
5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие самые большие зоопарки….. Они интересны тем, что……. Там живут такие обитатели, как…..
6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать, охранять……

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ «ПРОДУКТ» — ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТАК ДАЛЕЕ.

Примеры оформления проектных работ (взято из интернета)



Проект моего ученика, Осипова Ильи


Также Вас может заинтересовать



Рекомендации для учащихся

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы хотя бы немного сомневаетесь в себе , лучше всего заранее продумать даже маловажные фразы.
Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст, но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира
* Сад моей мечты
* История развития футбола
* Эти забавные кошки
* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек
* Пять самых редких птиц на планете
* Что нужно знать человеку о пауках?
* История возникновения и производства шоколада
* Как помочь птицам перезимовать?
* Красота и симметрия бабочек
* Собаки и космос
* Собаки-поводыри
* Соль – польза или вред?
* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
* Профессии нашей мечты
* Моя родословная
* Профессии наших родителей
* Мой город
* Хлеб – всему голова
* Птицы – наши друзья
* Здоровый образ жизни
* Наш дом. Наш двор
* Война и наша семья
* Использование бытовых отходов в детских поделках
* История русской игрушки
* Во что играли наши предки?
* Действующие вулканы нашей планеты
* Использованная бумага — мусор или добро?
* Матрешка — игрушка или сувенир
* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.
* Спортивная жизнь моей семьи
* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка
* Кактус-колючий друг
* Выращивание кристалла
* Далеко ли от нас до Солнца
* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
* Почему скисает молоко?
* Почему стреляет попкорн?
* Путешествие водяной капельки
* Что такое микроскоп?
* Чудесные превращения, или Что такое сыр?
* Секреты Луны

УДАЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТОВ!

nachalocka.blogspot.com

Виды проектной деятельности — исследуем и творим

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Лето быстро движется к своему завершению, а это значит, что впереди новый учебный год, новые занятия, проекты и исследования.Да-да, современный государственный стандарт требует организовывать с воспитанниками разные виды проектной деятельности, поэтому самое время разобраться что к чему и встретить 1 сентября во всеоружии.

Содержание статьи:

Знакомство с проектной деятельностью

Если вы только недавно присоединились к нашему сообществу, то скорее всего не читали мои статьи по данной тематике. Рекомендую познакомиться со статьями «Проектная деятельность в ДОУ» и «Темы проектной деятельности», которые помогут вам вникнуть в тему и почерпнуть из них полезные идеи для своей педагогической работы.

Также рекомендую приобрести пособие Гулидовой Т.В. «Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов» либо приобрести программу с аналогичным названием для установки через Интернет по еще более привлекательной цене.

Физкультурным инструкторам обязательно пригодится пособие «Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект», которое позволит с другой стороны взглянуть на проектную деятельность в детском саду по данному направлению.

Ну а особую ценность для воспитателей представляет комплект из книги и диска с таким большим замысловатым названием «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО. Этапы и модели, формирование исследовательских умений. Исследовательские и проектные работы в мультимедийном приложении». Здесь вы найдете примеры исследовательских работ, технологию их выполнения и обучения этой методике дошкольников в ДОУ.

Само понятие «проект» подразумевает творческую индивидуальную или коллективную работу, которая выполняется с целью решения поставленной проблемы, и в итоге она приносит социально-значимый результат. Каким же проектами можно заняться с детьми в саду?

Формы проектной деятельности в ДОУ

Метод проектов, как особый вид познавательной и учебной практики, уже давно укрепился при работе с малышами дошкольниками, однако не все педагоги спешат воплощать в жизнь интересные задумки, ссылаясь на занятость, необходимость выполнять свои другие не менее важные функции, либо просто они не в силах заинтересовать детей, чтобы они сами участвовали в выполнении проекта, а не воспитатели делали все за них для галочки, как это часто происходит в реальности.

На самом деле, привлечь детей к участию в проекте не так сложно. Более того, это можно сделать практически на любом занятии, занимаясь конструкторской, художественной или любой другой деятельностью.

Что же собой представляет структура проектной деятельности в ДОУ?

  1. В рамках дошкольного учреждения можно организовать межгрупповые, групповые, а также индивидуальные проекты.
  2. Проект может быть любой длительности, как краткосрочный, рассчитанные на одно или несколько занятий, так и длительный, продолжительностью несколько месяцев или даже целый учебный год.
  3. Проекты можно классифицировать и в зависимости от цели, которую ставит перед собой воспитатель: расширение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков, приобщение к оздоровительной деятельности и т.д.
  4. Проекты различаются также по тематикам, например, экологические, математические, литературные и т.д.
  5. И, наконец, проекты можно разделить на исследовательские, творческие, игровые и практические учебно-ориентированные.

Конкретные примеры проектирования

Рекомендую вопитателям при составление плана работы на год учитывать последнюю классификацию и постараться внести в свою программу хотя бы по одному проекту каждого вида.

Так, занимаясь исследованием, можно рассмотреть лекарственные растения своей области, собрав гербарий вместе с детьми, создать сборник рассказов о растениях и их лечебных свойствах, найти стихотворения о них же, организовать выставку рисунков по тематике. Виды продуктов проектной деятельности могут быть самыми разнообразными, но именно они показывают результативность проведенной работы.

Если взять творческую деятельность по этой же теме лекарственных растений, то можно организовать викторину, подготовить спектакль, который можно представить другим группам или пригласить родителей в качестве зрителей. Причем важно, чтобы дети сами выбирали себе роли и принимали посильное участие в разработке сценария.

Игровые проекты, в свою очередь, предусматривают ролевой подтекст. Они особенно актуальны для праздников, например, космическое путешествие в День космонавтики, когда то и дело появляются новые герои, приходится искать всевозможные разгадки, можно даже устроить что-то вроде игрового познавательного квеста. В коррекционной группе этот вид проектирования будет основополагающим.

Последний вид проектов включает в себя сбор информации по определенной тематике с последующим анализом и обобщением собранных данных. Например, можно взять такую важную тему, как семья и собрать информацию, например, рассказы детей о своей семье, которые воспитатель может записать от лица каждого ребенка, разучить стихотворения и музыкальные произведения о членах семьи.

Также можно оформить уголок в группе с репродукциями картин, провести беседу с детьми, прочитать им подходящие литературные произведения, совместно сделать выводы о необходимости чуткого и внимательного отношения к своей семье и близким людям.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность в ДОУ очень нужна, важна и не так страшна, как может показаться на первый взгляд. И виды педагогического проектирования, надеюсь, теперь для вас понятны и доступны. Буду рада, если вы поделитесь статьей в соцсетях, а новичков приглашаю присоединиться к нашей команде, оформив подписку на обновления блога.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Оцените запись

metodbv.ru

Форма продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной
деятельности

важная организационная задача и педагога,
и учащегося.
От ее решения зависит,
насколько выполнение проекта будет
интересным, защита проекта
—яркой и убедитель­ной, а
предложенные решения —эффективными для решения выбран­ной
социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что форма продукта сразу
обозначена в самой теме про­екта.
Например, «Изготовление эскиза модели
одежды». Но чаще всего выбор продукта
—не­простая творческая задача.
Проект под названием: «Исследование
влияния цветовых сочетаний в интерьере
детской комнаты на настроение ребенка»
может завершиться защитой обыкновенного
реферата на тему «Психологическое
влияние цвета на настроение ребенка»,
а может вы­литься в подготовку
«Дизайнерского макета цветового
оформления детских комнат в зависимости
от темперамента ребенка».

Приведем перечень возможных выходов
про­ектной деятельности:

  • видеоклип;

  • Web-сайт;

  • справочник;

  • рекомендации;

  • инструкция;

  • экскурсия;

  • карта;

  • путеводитель;

  • выставка;

  • газета;

  • игра;

  • праздник

  • костюм;

  • макет;

  • модель;

  • мультимедийный
    продукт;

  • сценарий
    и др.

Форма презентации проектов

Выбор формы презентации проекта —
задача не менее, а то и бо­лее сложная,
чем выбор формы продукта проектной
деятельности. Набор «типичных» форм
презентации весьма огра­ничен, а
потому проектанты могут проявить
фантазию при представлении и защите
результатов своего труда. Чаще всего
используются формы защиты реферата,
доклада, демонстрации продукта в
действии
.

Примеры презентаций проектов, созданных
обучающимися на элективных курсах по
предпрофильной подготовке:

  • демонстрация медиа — презентации —
    продукта, выполненного на курсе «Основы
    информационных технологий»;

  • демонстрация коллажа в программе AdobePhotoshop, выполненного на
    курсе «Компьютерная графика»;

  • демонстрация эскизов моделей одежды,
    головных уборов, предметов домашнего
    обихода, выполненных с использованием
    новых технологий машинной вышивки, по
    курсу «Художественное оформление
    одежды»;

  • защита реферата по «Основам
    потребительского права»;

  • защита бизнес- плана по «Основам
    предпринимательства» и «Основам
    менеджмента»;

  • сюжетно-ролевая игра или экскурсия по
    «Основам экскурсионного дела»;

  • праздник или игровая программа по
    «Основам режиссуры досуговых
    мероприятий»

  • демонстрация макета дизайнерского
    решения интерьера жилого помещения по
    «Основам дизайна».

Основные этапы работы над проектом

В разных источниках количество
этапов работы над проектом определяют
по-разному от 4 до 6. Представляем вам
наиболее полный вариант, который включает
практически все виды деятельности по
учебному проекту.

Проектная деятельность состоит из 6
этапов:

1)
постановка проблемы и определение целей
проекта;

2)
определение задач, ожидаемых результатов
и процедуры их оценки;

3)
исследовательская и/или практическая
деятельность, необходимая для получения
указанных в проекте результатов;

4) анализ
полученной информации и формулирование
выводов;

5)
представление результатов;

6) оценка
проектной деятельности и результатов
проекта (коллективное обсуждение и
самооценка участников).

studfiles.net

Проектная деятельность в школе

Разделы:
Технология, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


«Единственный путь, ведущий к знаниям, -
это деятельность».
Бернард Шоу




Проектная деятельность в школе


Успех в современном мире во многом
определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить
дальнюю и ближайшую перспективу, найти и
привлечь необходимые ресурсы, наметить план
действий и, осуществив его, оценить, удалось ли
достичь поставленных целей. Многочисленные
исследования, проведенные как в нашей стране, так
и за рубежом, показали, что большинство
современных лидеров в политике, бизнесе,
искусстве, спорте — люди, обладающие проектным
типом мышления. Сегодня в школе есть все
возможности для развития проектного мышления с
помощью особого вида деятельности учащихся -
проектной деятельности.


И хотя проектная деятельность все чаще
применяется в общеобразовательных школах, до сих
пор еще не сформировалось представлений о том,
какой она должна быть. Проектом могут называть
работу самого различного жанра: от обычного
реферата и нестандартного выполнения
стандартного задания (ответ по географии или
истории с исполнением песен и танцев изучаемой
страны или эпохи) до действительно серьезного
исследования с последующей защитой по принципу
курсовой или дипломной работы.




Проект как вид самостоятельной творческой
работы учащихся


Разработанный еще в первой половине XX века
метод проектов вновь становиться актуальным в
современном информационном обществе. Однако
внедрение проектной деятельности в школьную
практику временами наталкивается на
определенные трудности.


Часто проектом называют любую самостоятельную
работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще
путаница с терминами довольно большая, и свой
вклад в это активно вносят наши средства
массовой информации, в которые проектами
называют и спортивные мероприятия, и
шоу-программы, и благотворительные акции.
Неудивительно, что подчас у учителей не
складывается четкого представления о проекте
как методе обучения, а учеников — о проекте как
вполне определенном виде самостоятельной
работы.


Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо
четко определить, что такое проект, каковы его
признаки, в чем его отличие от других видов
самостоятельной работы ученика, какова степень
участия учителя на различных этапах выполнения
проекта, как это зависит от возраста учащегося и
от других его индивидуальных особенностей.


Среди различных видов самостоятельных работ
учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят
доклады, рефераты и учебные исследования. Может
быть, поэтому их часто путают не только дети, но и
взрослые. Прежде чем говорить о проекте как
методе обучения, нужно разобраться , что же такое
проект и чем он отличается от других видов работ.




Доклад — устное или письменное сообщение
с целью познакомить слушателей (читателей) с
определённой темой (проблемой), дать общую
информацию,
возможно, представить соображения
автора доклада, которые в данном случае не
требуют научной проверки
или доказательств.
Поскольку подготовка доклада может потребовать
много времени, изучения различных источников,
определённого оформления результатов, возникает
искушение говорить о проекте. Дело в том, что и
работа над проектом связана с представлением
информации. Однако доклад и проект — не одно и то
же.




Реферат — сбор и представление исчерпывающей
информации
по заданной теме из различных
источников
, в том числе представление
различных точек зрения по этому вопросу,
приведение статических данных, интересных
фактов. При работе над проектом имеется похожий
реферативный этап, который тем не менее является
лишь частью всего проекта.




Исследовательская работа — работа,
связанная с решением творческой,
исследовательской задачи с заранее
неизвестным результатом.
Если научное
исследование направлено на выяснение истины, на
получение нового знания, то учебное исследование
имеет целью приобретение учащимися навыка
исследовательской деятельности, освоение
исследовательского типа мышления. Такая работа
имеет большое сходство с проектом. Однако в
данном случае исследование — это лишь этап
проектной работы.




Проект — работа, направленная на решение
конкретной проблемы,
на достижение
оптимальным способом заранее запланированного
результата.
Проект может включать элементы
докладов, рефератов, исследований и любых других
видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения
результата проекта.




Проект как метод обучения


Проектный метод получил в настоящее время
очень широкое распространение в обучении. Его
можно использовать в любой школьной дисциплине,
где решаются большие по объему задачи,
желательно для учащихся среднего и старшего
звена.


Информатика хотя, стала изучаться сравнительно
недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины
стал использоваться проектный метод обучения.
Сначала проекты составлялись в школе с
использованием языков программирования (Ваsiс,
Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее
время проектная деятельность в информатике
базируется на прикладных программах
(презентации, электронные таблицы, базы данных,
язык гипертекстовой разметки НТМI).


Большую роль в процессе формирования
профессионального самовоспитания школьников
играют такие методы обучения, как метод проектов.


Проектная деятельность направлена на
сотрудничество педагога и учащегося, развитие
творческих способностей, является формой оценки
в процессе непрерывного образования, дает
возможность раннего формирования
профессионально-значимых умений учащихся.
Проектная технология нацелена на развитие
личности школьников, их самостоятельности,
творчества. Она позволяет сочетать все режимы
работы: индивидуальный, парный, групповой,
коллективный.


Реализация метода проектов на практике ведет к
изменению роли и функции педагога. Учитель при
таком подходе выступает консультантом,
партнером, организатором познавательной
деятельности своих учеников. В процессе работы
над проектом у учащихся появляется потребность в
приобретении новых знаний и умений. Происходит
процесс закрепления навыков работы над
отдельной темой или крупным блоком курса. Метод
обучения — сложное, многомерное,
многокачественное образование. «Если бы удалось
построить его пространственную модель, то мы бы
увидели причудливый кристалл, сверкающий
множеством граней и постоянно меняющий свою
окраску», — так многие авторы определяют понятие
«метод обучения».




Проектный метод в преподавании




Основной целью проекта   является
формирование  творческого мышления учащихся.
 Существует множество классификаций методов
обучения, но почти в каждой в них присутствует
исследовательский метод, когда учащимся дается
познавательная задача, которую они решают
самостоятельно, подбирал для этого необходимые
методы и пользуясь помощью учителя. Проектный
метод можно отнести к исследовательскому типу,
при котором учащиеся индивидуально занимаются
какой-либо поставленной проблемой.


В основе учебного процесса оказывается
сотрудничество и продуктивное общение учащихся,
направленное на совместное разрешение проблем,
формирование способности выделять важное,
ставить цели, планировать деятельность,
распределять функции и ответственность,
критически мыслить, достигать значимые
результаты. В российской педагогике этот подход
связан с использованием таких методов обучения,
как проблемный и проектный. Учебная деятельность
в этом случае ориентирована на успешную
деятельность в условиях реального общества.
Результатом обучения оказывается уже не
усвоение знаний, умений и навыков, а формирование
ключевых компетентностей, обеспечивающих успех
практической деятельности.

   Важной чертой проектного подхода
является гуманизм, внимание и уважение к
личности ученика, позитивный заряд, Направленный
не только на обучение, но и на развитие личности
обучаемых.


    Слово «проект» в европейских языках
заимствовано из латыни и означает «выброшенный
вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Сейчас это слово начинают понимать как идею,
которой субъект может и вправе распоряжаться как
своей мыслью. В настоящее время этот термин часто
применяется в менеджменте, означал в широком
смысле любую деятельность, представленную как
комплекс отдельных шагов. Это понимание близко,
но несколько отличается от того, которое
сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь
проект — замысел какого-либо нового объекта
(здания, машины, механизма или узла),
материализованный в чертежах, схемах и пр.
документации.


В педагогической литературе можно встретить
различные определения учебного проекта. В любом
случае учебный проект основывается на следующих
моментах:

развитии познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно искать
информацию,  развитии критического мышления;

самостоятельной деятельности учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени;

решении какой-то значимой для учащихся
проблемы, моделирующей деятельность
специалистов какой-либо предметной области;

представлении итогов выполненных проектов в
«осязаемом» виде (в виде отчета, доклада,
стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме
конкретных результатов, готовых к внедрению;

сотрудничестве учащихся между собой и
учителем («педагогика сотрудничества»).


Для ученика проект — это возможность
максимального раскрытия своего творческого
потенциала. Это деятельность, которая позволяет
проявить себя индивидуально или в группе,
попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на
решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися. Результат этой деятельности -
найденный способ решения проблемы — носит
практический характер и значим для самих
открывателей. А для учителя учебный проект — это
интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и
навыки проектирования: проблематизация,
целеполагание, планирование деятельности,
рефлексия и самоанализ, презентация и
самопрезентация, а также поиск информации,
практическое применение академических знаний,
самообучение, исследовательская и творческая
деятельность.


При работе с проектом нужно выделить ряд
характерных особенностей этого метода обучения.
Прежде всего это наличие проблемы, которую
предстоит решить в ходе работы над проектом.
Причем проблема должна иметь личностно значимый
для автора проекта характер, мотивировать его на
поиски решения.


Проект обязательно должно иметь ясную, реально
достижимую цель. В самом общем смысле целью
проекта всегда является решение исходной
проблемы, но в каждом конкретном случае это
решение имеет собственное неповторимое решение
имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим
воплощением является проектный продукт,
который создается автором в ходе его работы и
также становится средством решения проблемы
проекта.


В работе с проектом есть и еще одно отличие -
предварительное планирование работы. Весь
путь от исходной проблемы до реализации цели
проекта необходимо разбить на отдельные этапы со
своими промежуточными задами для каждого из них;
определить способы решения этих задач и найти
ресурсы.


Осуществление плана работы над проектом, как
правило связано с изучение литературы и других
источников информации, отбора информации;
возможно, с проведением различных опытов,
экспериментов, наблюдений, исследований,
опросов; с анализом и обобщением полученных
данных; с формулированием выводов и
формированием на этой основе собственной точки
зрения на исходную проблему проекта и способы ее
решения.


Проект обязательно должен иметь письменную
часть — отчет
о ходе работы, в котором
описываются все этапы работы (начиная с
определения проблемы проекта), все принимавшиеся
решения с их обоснованием; все возникшие
проблемы и способы их преодоления; анализируются
собранная информация, проведенные эксперименты
и наблюдения, приводятся результаты опросов и
т.п.; подводятся итоги, делаются выводы,
выясняются перспективы проекта.


Непременным условием проекта является его
публичная защита, презентация результаты
работы. В ходе презентации автор не только
рассказывает о ходе работы и показывает ее
результаты, но и демонстрирует собственные
знания и опыт проблемы проекта, приобретенную
компетентность. Элемент самопрезентации -
важнейшая сторона работа над проектом, которая
предполагает рефлексивную оценку автором всей
проделанной им работы и приобретенного ее в ходе
опыта.


По своей сути проектный метод обучения близок к
проблемному обучению, которое предполагает
последовательное и целенаправленное выдвижение
перед учащимися познавательных проблем, решая
которые они под руководством учителя активно
усваивают новые знания. Проблемное обучение
обеспечивает прочность знаний и творческое их
применение в практической деятельности. Кроме
того проектный метод имеет сходство с
развивающим обучением. Развивающее обучение -
активно-деятельностный способ обучения, при
котором осуществляется целенаправленная
учебная деятельность. При этом ученик, являясь
полноценным субъектом этой деятельности,
сознательно ставит цели и задачи самоизменения и
творчески их достигает.


Термины и значение слов применяемые для
проектной деятельности, предложенной М.Ю.
Бухарской.










Термин Словарное значение Педагогическое значение
Метод Способ теоретического исследования или
практического осуществления чего-либо
Совокупность приемом, операции
овладения определенной областью практического
или теоретического знания, той или иной
деятельности, способ организации процесса
познания
Проект План, замысел, предварительный текст
документа
Метод проектов Способ в основе которого лежит развитие
познавательных навыков учащихся, критического и
творческого мышления, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, увидеть и
сформулировать проблему. Способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы,
которая должна завершиться вполне реальным
осязаемым практическим результатом, оформленным
определенным образом.

Способ, предлагающий
решение какой-то проблемы, предусматривающий
использование разнообразных учебных приемов и
интегрированных знаний из различных областей
науки, техники, творческих областей.

Проблема Задача, требующая разрешения,
исследования. Осознание субъектом невозможности
разрешить трудности и противоречия, возникшие в
данной ситуации, при помощи имеющегося у него
знания и опыта. Проблема берет свое начало в
проблемной ситуации.
Задача, содержащая противоречие, не
имеющая однозначного ответа и требующая поиска
решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация Обстоятельства и условия деятельности,
содержащие, противоречия и не имеющие
однозначного решения, в которых разворачивается
деятельность индивида или группы.
Обстоятельства и условия деятельности
учащихся, содержащие противоречия, не имеющие
однозначного решения
Учебный проект   Современная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность
учащихся — партнеров, имеющая общую цель,
согласованные способы деятельности,
направленная на достижение общего
результата по решению какой — либо проблемы,
значимой для участников проекта.



Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.


Организуя проектную деятельность учащихся,
есть ряд обстоятельств, которые необходимо
учитывать при работе. Учащемуся не может быть
предложена в качестве проекта , для выполнения
которой у него нет никаких знаний умений, при том
что эти знания и умения ему негде найти и
приобрести. Иными словами, для работы над
проектом автор должен иметь определенный
исходный (пусть минимальный) уровень готовности.
И, конечно, не может быть проектом работа очень
знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не
требующая поиска новых решений и соответственно
не дающая возможности приобрести новые знания и
умения. Первым этапом работы над проектом
является проблематизация — необходимо
оценить имеющиеся обстоятельства и
сформулировать проблему. На этом этапе возникает
первичный мотив к деятельности, так как наличие
проблемы порождает ощущение дисгармонии и
вызывает стремление ее преодолеть. Второй этап
работы — целеполагание. На этом этапе
проблема преобразуется в личностно значимую
цель и приобретает образ ожидаемого результата,
который в дальнейшем воплотится в проектном
продукте. Важнейший этап работы над проектом -
это планирование, в результате которого
ясные очертания приобретает не только
отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда
имеется план работы, в наличии ресурсы
(материалы, рабочие руки, время) и понятная цель,
можно приступить к работе. Следующий этап
проектного цикла — реализация имеющего плана.


По завершении работы автор должен сравнить
полученный результат со своим замыслом, если
есть возможность, внести исправления. Это этап
осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток
увидеть перспективу работы, оценки своих
достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по
окончании работы. Завершающий этап работы

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Формы продуктов проектной деятельности — МегаЛекции


Организация проектной деятельности в школе

 

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

-целеполагания и планирования деятельности;

-самоанализ и рефлексия;

-презентации деятельности и ее результатов;

-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

-проведение исследования.

 

Из истории метода проектов

 

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1. Проекты игр


2. Экскурсионные проекты

3. Повествовательные проекты

4. Конструктивные проекты

На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.

 

Основные требования к проекту

 

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

 

Типология учебных проектов

 

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области Деятельностная
Исследовательский проект Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная
Информационный проект Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Информационная
Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная

 

 

Этапы работы над проектом

 

Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все необходимое Индивидуальный график проектной работы

 

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

 

Формы продуктов проектной деятельности

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Описание и характеристика объектов и явлений

Логическая схема

Модель

Чертежи

План создания чего-либо (парка, дендрария)

Компьютерная программа

Карта

Мультимедийный продукт

Оформлени кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Урок-суд

«В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций.

 

 

Паспорт проектной работы

 

 

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

 

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

1. Паспорт проекта

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3. Промежуточные отчеты группы

4. Вся собранная информация по теме проекта

5. Результаты исследований и анализа

6. Записи всех идей, гипотез и решений

7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта

10. Материалы к презентации (сценарий)

11. Другие рабочие материалы

 

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

 

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

 

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2. Планирование путей ее достижения

3. Глубина раскрытия темы проекта

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

9. Качество проведения презентации

10. Качество проектного продукта

 

Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить ПРОЕКТНЫЙ УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.

Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:

1. На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.

2. Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные группы.

3. Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке

Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.

 

ПРОЕКТ «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский»

Вид проекта по характеру доминирующей деятельности: творческий

По предметно содержательной области : монопроект по литературе

По количеству участников :индивидуальный

По продолжительности: длительный (1 месяц)

Форма представления :мультимедийный продукт, книга

АННОТАЦИЯ

Учебный проект «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 10 классе (до изучения творчества писателя). Работа над проектом позволила ученице больше узнать о семье Достоевских и детстве писателя, о пребывании писателя в Москве и Подмосковье, получить навыки самостоятельной работы с мемуарной литературой.

Практическая значимость проекта

Состоит в том, что знания, полученные при работе с мемуарной литературой, пригодятся во время написания сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.

Реализация проекта

Проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации.

Итоги

Главным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с рассказом о детстве Ф. М. Достоевского на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах, показала свой фильм на уроке литературы в 10 классе.

Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся

Познавательные навыки и способность к самообразованию;

Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

More from my site

Советы рукодельницам