Проектная деятельность в ДОУ. Технологии проектной деятельности в ДОУ :: SYL.ru

Содержание

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Для чего это вообще нужно?

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Общие сведения о понятии

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С педагогической точки зрения

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап. Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап. Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5–6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап. Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6–7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»…

Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Работа над проектом

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком (!). Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?».

Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области.

Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

Рефлексия

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

Среднестатистический план работы над проектом

Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

Итак, давайте опишем опосредованную последовательность работы над каким-то заданием:

  • В зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным).
  • Следом учитель вовлекает школьников в процесс решения проблемы.
  • Далее нужно как можно сильнее увлечь школьников и даже их родителей поставленной перед ними задачей.
  • К решению должен привлекаться родительский комитет и педсовет. Проектная деятельность в ДОУ – общественная задача!
  • Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области.
  • Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия.
  • Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию.
  • В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии.
  • Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания.
  • Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
  • После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.
  • Учитель произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

www.syl.ru

инновационная деятельность ребенка и взрослого

Ура, весна пришла! Я приветствую вас, дорогие друзья и поздравляю с началом нового этапа нашей жизни – теплого, солнечного и полного надежды. Как обычно, на дежурстве на блоге его хозяйка Сухих Татьяна. С приходом весны появилось и вдохновение что-то натворить! Пусть это будет нечто полезное, например, проект в ДОУ на какую-то нестандартную тему. Да, да, мы еще и проекты пишем с детьми, представляете?

Содержание статьи:

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и деток над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных деток.

Активные родители вполне могут заниматься этим нехитрым делом и дома, я подробно опишу виды, темы, структуру. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

Чтобы долго не искать информацию, предлагаю «прописаться» в моем любимом Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:

  • «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»;
  • «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ»;
  • «Проекты в ДОО: теория и практика развития детей»;
  • «Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет»;
  • «Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект»;
  • «Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках»;
  • Офлайн-вебинар «Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Для воспитателей ДОУ, то есть дошкольного образовательного учреждения, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, такие методички – просто клад. Здесь есть все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике современных садиков мы используем такие виды проектов:

  • Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
  • Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
  • Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
  • Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.

По времени реализации проекты бывают кратковременные (одно занятие), средней продолжительности (1-2 занятия) и долгосрочные (весь учебный год или полугодие).

Может показаться, особенно родителям, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но, повторюсь, что дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в школу домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего постсоветского уха звучит очень серьезно и высокопарно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

В чем, собственно, заключается работа над проектом?

Этапы работы над детским проектом в садике сводятся к подготовке со стороны воспитателя и реализации совместными усилиями взрослых и детей:

  • Определение целей и задач проекта – это работа воспитателя, который должен выбрать тему проекта так, чтобы с его помощью решить какую-то проблему. Например, дать малышам более глубокие знания о природном явлении (дождь, ветер) или закрепить названия дней недели, времен года, цветов и т.п.

Определив цель, воспитатель озвучивает ее перед детьми. Все вместе выбираем конечный продукт проекта – плакат, альбом, праздник, спектакль. Вид продукта зависит от вида проекта и целей, конечно. На этом этапе перед детьми стоят такие задачи: понять и войти в проблему, войти в игровую ситуацию (поскольку главный вид обучения в садике – игра).

Главное, что должен добиться воспитатель – пробудить активность у детей и нацелить их на поиск путей решения задачи. Например, мы хотим изучить больше названий цветочков. На первом этапе работы над проектом дети должны с помощью воспитателя включиться в реализацию проекта и представить конечный продукт, это может быть панно, букет бумажных цветов, аппликация, рисунок.

  • Работа над реализацией проекта: нужно совместными усилиями составить план работы, то есть мотивировать детей самостоятельно определить, как можно осуществить задуманное. К кому обратиться за помощью (к родителям, конечно), какие материалы использовать, где искать ответы на вопросы?

Ребята разбиваются на группы и распределяют задания между собой, с помощью воспитателя, естественно.

Реализуемые задачи на этом этапе – создать благоприятную обстановку для творческих поисков, приобщать детей к совместной деятельности, подталкивать к самостоятельному мышлению. В процессе планирования дети тренируют логическое мышление, вырабатывают смекалку.

  • Собственно, работа над практической реализацией задач проекта: в зависимости от цели, согласно плану шаг за шагом выполняем задания по проекту и оформляем конечный продукт, например, выставку. Проводим презентацию перед родителями или условными экспертами.
  • Подводим итоги: что получилось, не получилось. Это для воспитателя. Он для себя отмечает результативность проекта, намечает темы для дальнейших проектов.

Как выглядит проект на бумаге?

Понятно, что воспитатель обязательно должен знать, как писать проект, поскольку все, что мы делаем в группе, должно быть оформлено, так сказать документально.

Как я уже не раз говорила, чтобы упростить себе жизнь, логично сделать заготовку, шаблон и просто вписывать необходимую информацию.

Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:

  • Название, тема, задачи, тип проекта. Здесь несложно: название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста. Типы проектов вы уже знаете;
  • Постановка проблемы: тоже зависит от темы проекта. Если это касается тематики Родины, то проблему можно сформулировать так: выяснить у детей, что такое Родина, что она значит для каждого человека. Можно обозначить, что наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у деток патриотизма;
  • Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записываем то, что планируем провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;
  • Ресурсы для реализации проекта: перечисляем методическую литературу, материалы методкабинета;
  • Форма конечного продукта: выставка, презентация, праздник, открытое занятие. Возможно, вы найдете инновационные формы продукта, что еще никто до вас не делал;
  • Аналитическая справка: написать анализ проблемы, коротко, мол, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей, воспитателя. Например, что сейчас происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории родины, истории своего рода и т.п. И вот проект даст осознание детям и взрослым своей причастности к своей родине;
  • Этапы реализации проекта: я уже писала об этом выше, повторять не стоит, думаю;
  • Результат проекта – исходит из целей и задач.

Что осталось за кадром?

На эту тему, о проектах, можно еще не один талмуд написать. Но в другой раз. Добавлю только, что хотелось бы, чтобы родители понимали: сегодня существует серьезная проблема у наших детей. Это низкая коммуникабельность, нелюбознательность, несамостоятельность, пассивность. Наша с вами главнейшая задача – научить детей общаться, взаимодействовать с другими людьми, самостоятельно искать выход из любой ситуации, уметь действовать адекватно ситуации.

Мы в детском саду пытаемся всеми силами подготовить деток к непростому периоду школьной жизни. Вы сами понимаете, насколько трудно детям в современной школе, учитывая возросшее число детей с психологическими проблемами, а также огромную нагрузку образовательной далеко не идеальной системы.

Так вот, проекты – это одна из наиболее эффективных форм подготовки детей к обучению в начальной школе. Мы формируем таким образом достаточный уровень развития психических процессов, это касается и произвольности поведения, эмоционально-мотивационной готовности к школе, наличия высокого уровня коммуникативных навыков.

Именно психологическая подготовка к школе наиболее ценное приобретение, если можно так сказать, которое получает ребенок в садике.

Так, остановите меня, перебор информации – не есть хорошо для читателя. Пора прощаться на сегодня. Как обычно, прошу вас делиться ссылками и подписываться на новости!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

Проект в ДОУ или проектная деятельность в детском саду

5 (100%) 2 votes

metodbv.ru

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Библиографическое описание:

Кудрявцева А. И., Горлевская Е. Л. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 80-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/570/ (дата обращения: 22.04.2019).

Дошкольное
образование является первой ступенью общего образования ребенка. В
этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти
новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения
поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких,
развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и
для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.


Педагогическое
проектирование
позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной
проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не
только более экономным, но и более интересным. Проектная
деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое
мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть
более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и
педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать
свою точку зрения, умения публичного выступления.


Содержание комплексной
программы “Детство” под редакцией Логиновой В.И.,
Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., по которой работает наш детский сад,
предполагает создание насыщенного инновационного образовательного
пространства. Реализации этому также активно способствует
педагогическое проектирование.


Целью
педагогического проектирования мы видим:


создание модели по
внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной
технологии – «метод проектов»


Задачами педагогического
проектирования:

  1. Формирование
    мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса
    к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.


  2. Совершенствование
    профессионального уровня педагогов через использование творческих
    форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.


  3. Стимулирование и поддержка
    инновационной педагогической деятельности ДОУ.


  4. Установление партнерских
    взаимоотношений с семьей каждого воспитанника с окружающим социумом
    путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления.

Новое в
организации проектной деятельности нашего ДОУ – разработка её
содержание, формы общения детей с педагогом, использование новых
технологий и материалов, ориентация детского изделия на
непосредственное полезное использование в жизни ребёнка, детского
сада, семьи, окружающего социума.


В организации проектной
деятельности определили следующие основные направления:


  • построение проектного
    взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели
    воспитания;


  • создание единого
    образовательного пространства;


  • постоянное методическое
    сопровождение творческих проектов;

  • создание
    банка данных;


  • обобщение и
    распространение опыта работы на муниципальном, региональном и
    федеральном уровне;

  • реорганизация,
    видоизменение и совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;


  • активное
    многофункциональное
    взаимодействие
    с социальными институтами детства, общественными организациями и
    учреждениями региона;

  • адекватное
    вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

Содержание
методической работы по организации работы по данной теме включили:
изучение теоретического материала по определению сущности
педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других
дошкольных учреждений по данному вопросу, презентации проектов.
Подобрали наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары,
педагогические тренинги, коллективные просмотры презентаций,
творческие отчеты проектов, практикумы, консультации, мастер-классы,
деловые игры, методические выставки.


Сам процесс проектной
деятельности строим в три этапа:

I
подготовительный этап:

разработка
проектов, а именно определение
целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий
над проектом, анализ
условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме
проекта.


Реализацией проектов
в нашем дошкольном учреждении руководит
проектный совет
,
целью которого является создание условий для инновационных процессов
в детском саду. Задачами проектного совета являются: руководство
образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение,
контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Состав проектного совета формируется из инициативных педагогов,
стремящихся к совершенствованию и развитию профессиональной
компетентности в вопросах развития ДОУ. Проектным советом разработаны
методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической
деятельности, критерии
выполнения и защиты проекта, даны
рекомендации для участия проектов в фестивалях, конкурсах на
муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном
этапе происходит осознание собственного
опыта
профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные
стороны, осуществляется проблемно
ориентированный
анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения,
материально-технических условий, нормативно-правовой и
научно-методической базы
и т.д. Кроме
этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их
субъективных и объективных причин и пути их решения.


Второй
этап – основной.
На
данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование,
проектирование образовательных проектов (систем, условий, моделей),
разрабатываются планы развития материально-технической базы,
привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями,
общественными организациями и учреждениями. На этом этапе
систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит
осмысление и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход,
методические рекомендации по организации и развитию проектной
деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ,
осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий
этап – заключительный:
подводятся
итоги работы над проектами, работы проектного совета за учебный год
(участие в конференциях разного уровня, издание педагогического
электронного
сборника,
публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят
на проблемных семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях
Презентации
результатов оформляется в виде мультимедийных презентаций, рукописных
книг, журналов, видеоальбомов, информационных листов с фиксированием
всех видов детской деятельности по заданной теме.


Основные направления в
организации проектной деятельности в ДОУ


Сейчас,
работая по методу проектов уже более пяти лет, можно сделать
следующие выводы:


  1. Метод проектов успешно
    реализуется в сочетании с другими программами обучения и воспитания
    детей в детском саду.

  2. Метод
    проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников,
    основывается на интересах детей, самостоятельную активность
    воспитанников детского сада.

  3. Использование
    метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному
    повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает
    себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,
    радуется своим успехам. (Это подтверждают социометрические
    исследования, проводимые ежегодно педагогом-психологом детского
    сада).


  4. Проектная
    деятельность качественно влияет на повышение
    профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
    профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации
    индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников
    образовательного процесса.

  5. Родители
    стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились
    позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.


  6. Происходит активное
    развитие,
    обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ,
    привлечение внебюджетных средств.

Большинство
проектов, представлены на конкурсы, фестивали различных уровней
(такие, как «Проблемы города решаем вместе», «Зеленый
наряд образовательного учреждения, «Изюминка», «Хочу
все знать», «Открытый урок»), занимают призовые
места, и некоторые из них опубликованы в печатных и электронных
сборниках. В настоящее время собран консультативный методический
материал, оформлен электронный сборник «Наши проекты»,
проработаны теоретические аспекты педагогической технологии проектной
деятельности, отработана методика организации
познавательно-творческой деятельности детей и этапы
воспитательно-образовательного процесса, функции всех участников
проектной деятельности, созданы различные варианты и темы проектов.


Таким образом, проектная
деятельность в образовательном процессе способствует сплочению
педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и
их родителями.

Литература:

  1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н.
    Проектная деятельность дошкольников.., Мозаика-синтез Москва, 2008

  2. Детство: Программа
    развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова,
    Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткитна и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

  3. Майер А.А. Управление
    инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ
    «СФЕРА»,2008

  4. Проектный метод в
    деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и
    практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и
    др.М.:Аркти,2003

  5. Рыжова
    Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.Изд.Дом
    «Карапуз»,2001.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательно-образовательный процесс, детская деятельность, дошкольное учреждение.

Похожие статьи

Значение проектной деятельности при организации

проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательнообразовательный процесс, детская деятельность

Метод проектов как инновационная форма организации

проект, ребенок, проектная деятельность, продуктивная деятельность, детская деятельность, образовательный процесс, образовательная область, метод проектов, детский сад, организация деятельности.

Педагогическое проектирование как средство формирования…

проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательнообразовательный процесс, детская деятельность

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая

Образовательные проекты в детском саду.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале…

Метод проектной деятельности не является принципиально новым.

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы…

Проектирование в детском саду | Статья в журнале…

проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая

Роль воспитателя в реализации метода проектов

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная…

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале…

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная…

moluch.ru

Проектная деятельность в детском саду

Первоначально о проектной деятельности подумал педагог-демократ, автор книг по психологии, философии, политики и этики, Джон Дьюи. Далее о методе проектов говорил Уильям Херд Киллпатрик – профессор педагогики.

 

Что такое проектная деятельность?

 

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.

 

Этапы проектной деятельности в детском саду

 

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:

 

1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.

2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.

5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.

 

Виды проектов

 

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов:

 

1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.

2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.

3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.

4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.

 

Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть, как краткосрочными (1-3 занятия), так долгосрочными (весь учебный год):

 

1. Комплексные.

2. Межгрупповые.

3. Творческие.

4. Групповые.

5. Индивидуальные.

6. Исследовательские.

 

Логопедическая группа

 

Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.

 

 

Пример проекта

 

Тема: Лук – не только полезно, но и интересно.

 

Цель.

Развить умение находить информацию, составлять доклады, газеты.

 

Задачи.

Расширить представление детей о луке: сорта лука, место произрастания лука. Формировать у ребёнка умение подготовить сообщение по данной теме. Повысить интерес родителей к деятельности ребёнка.

 

Предполагаемые результаты.

Изготовление газеты о луке совместно с родителями. Ощущение удовольствия от работы детей с родителями и педагогом.

Участники проекта.

Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Условия для осуществления проекта.

Подготовить рассаду, инвентарь для работы в огороде. Просмотреть с детьми фильм «Чипполино». Добавить в книжный уголок литературу по теме… Дать рекомендации родителям приобрести книжки с загадками, пословицами об овощах.

 

Самообразование.

Наблюдения и эксперименты в детском саду, изучение пальчиковых игр для развития мелкой моторики, изучение методических рекомендаций.

 

План мероприятий

 

1. Выставка детей по теме «Работа в огороде».

Подбор информационных материалов: открытки, вырезки из газет, художественная литература, загадки, дидактические игры.

 

2. Рассада.

Сеем лук совместно с родителями, детьми и педагогом.

 

3. Дети старшей группы показывают сценку по сказке «Чипполино» детям средней группы.

 

4. Выступление медсестры на тему «Неоценимая польза лука».

 

5. Выбор детьми темы сообщения. Совместное составление плана сообщения.

 

6. Работа над темой сообщения по плану.

 

7. Подведение итогов.

Дети вместе с родителями оформляют газету по теме «Лук».

 

8. Презентация газеты.

 

9. Выставка газет, дегустация салатов.

 

10. Тематическая музыкальная пауза. Вручение дипломов.

 

 

Заключение

 

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

 

Автор статьи: Эктова Екатерина Сергеевна

www.rastut-goda.ru

Советы рукодельницам