Проект «Дидактические игры» — Разное
Введение.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель-играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Дети средней группы детского сада показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 4-5 лет.
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Анализ внешней среды.
Положительные факторы внешней среды.
Отрицательные факторы внешней среды
1.Работы психологов и педагогов по данной теме:
· К.Д.Ушинского;
· А.С Макаренко;
· Н.К. Крупской;
· Е.И.Тихеевой и др.;
2.Разработана система М. Монтессори и ф. Фребеля;
3.Закон РФ « Об образовании»;
4. В Национальной доктрине образования в РФ сформулированы основные цели и задачи образования: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей…»;
5. Огромный выбор игр в магазинах.
1.Высокий процент заболеваемости, что снижает желание детей играть;
2. В наше время из-за погони за карьерой, родители мало времени уделяют детям;
3. Родители не осознают, что игра вовсе не пустое занятие, она является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности;
4. Скудное наличие дидактических игр в домашних условиях;
5. Увлечение компьютерными играми и телевизором уменьшает желание детей играть в настольно-печатные игры.
Анализ внутренней среды.
Положительные факторы внутренней среды
Отрицательные факторы внутренней среды
1.Педагоги ДОУ используют в работе с детьми различные дидактические игры;
2. Во всех группах ДОУ имеются игровые зоны, оснащенные игрушками и игровыми материалами;
3.В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно педагогической и психологической литературы по игровой деятельности.
1.Недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы;
2.Нежелание родителей изготавливать и приобретать дидактические игры;
3.Недостаточное развитие коммуникативных умений;
4.Отсутствие системы применения дидактических игр в процессе обучения.
Классификация мышления.
Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция-это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.
Мыслительные операции — компонент мышления
Анализ
Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.
Синтез
Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.
Сравнение
Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование
Способность отвлечься от несущественных признаков предметов.
Обобщение
Выделение существенных признаков в предметах и явлениях и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.
Классификация
Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.
Сериация
Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака.
Для определения уровня развития операций мышления я использовала «Экспресс-диагностику в детском саду» под редакцией Н.Н.Павловой и Л.Г. Руденко.
Диагностическое исследование процессов мышления детей показало недостаточный уровень его развития. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является дидактическая игра:
1. Сочетает игровую и образовательные задачи
2. Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту
3. Дидактическая игра интересна детям, т.к. ведущая деятельность- игровая.
Проблема:недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.
Цель: развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить роли дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Выявить отношение детей к дидактическим играм.
3. Создавать условия для следующей стадии развития мышления.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Объект исследования:влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления
Участники проекта:
· Воспитатель;
· Дети средней группы;
· Родители
По срокам реализации: долгосрочный
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
Мероприятия
Обоснование мероприятий
1. Подбор и изучение литературы по теме проекта
1. Накопление опыта по данной теме
2. Создание творческой группы
2. Объединение творчески заинтересованных педагогов и родителей
3. Создание каталога игр
4. Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности
3,4. Обеспечение работы с детьми
Основной этап.
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней группы, педагогами.
Работа с детьми.
Социально-личностное развитие
Ребенок и окружающий мир
Социализация
Безопасность
1. Д\и « Найди ошибку»
2. Д\и « Кто больше вспомнит»
3. Во саду ли, в огороде»
4. Д\и « Чудесный мешочек»
5. Д\и « Узнай и назови»
6. Д\и « Четвертый лишний»
7. Д\и « Игра в слова»
8. Д\и « Воздух, земля, вода»
9.Д\и « Кому что нужно»
10. Д\и « Узнай чей лист»
11. Д\и « Две корзины»
12. Д\и « Кто что любит»
13. Д\и « Где я живу»
14. Д\и « Когда это бывает»
15. Д\и «Да или нет»
16. Д\и « Что было до…»
17. Д\и «Что сначала, что потом»
18. Пазлы « Посуда» « Мебель»
1. Д\и «Где что можно делать»
2. Д\и « Путешествие»
3. Д\и «Кто больше вспомнит»
4.Д\и « Будь внимательным»
5.Д\и «Транспорт»
6.Д\и «Угадай, на чем повезешь»
7.Д\и «Правильно-неправильно»
8. Д\и «Пешеходы и транспорт»
9.Д\и «Знай и выполняй правила движения»
10. Д\и «Дорожные знаки»
11. Д\и « Правила поведения»
12. Д\и «Собери светофор»
13. Д\и «Говорящие дорожные знаки»
14. Д\и «Добрые слова»
15.Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями»
Познавательно-речевое развитие
ФЭМП
Развитие речи
Художественная литература
1. Д/и « Сложи узор»
2. Д/и « Чем похожи, чем отличаются?»
3. Д/и « Спортсмены строятся»
4. Д/и « Какая фигура следующая?»
5. Д/и « Сравни»
6. Д/и « Найди ошибку»
7. Д/и «Когда это бывает?»
8. Д/и «Когда ты это делаешь?»
9. Д/и «Где что лежит?»
10. Д/и «Найди пару»
11.Д/и «Где какие фигуры?»
12. Д/и «Что изменилось?»
13. Д/и «Сходства-отличия»
14. Д/и «Пройди к домику»
15.Д/и Не ошибись»
1. Д/и « Назови группу одним словом»
2. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку»
3. Д/и «Устроим кукле комнату»
4. Д/и « Похвалялись звери»
5. Д/и «Чудесный мешочек»
6. Д/и «Узнай по описанию»
7. Д/и « Чего не стало?»
8. Д/и «Что изменилось?»
9. Д/и«Назови правильно»
10. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
11. Д/и «Назови ласково»
12. Д/и «Назови части предметов»
13. Д/и «Олины помощники»
14. Д/и «Необычная песенка»
15Д/и «Эхо»
16. Д/и «Почтальон принес открытку»
1.Д/и «Я начну, а ты закончи»
2. Д/и «Повтори за мной»
3. Д/и «Быстрый язычок»
4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?»
5. Д/и « Придумай сам»
6. Д/и « Из какой мы сказки
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Музыкальное творчество.
1. Д/и «На что это похоже»
2.Д/и «Волшебная краска»
3.Д/и «Собери букет»
4.Д/и «Раскрась по образцу»
5.Д/и «Большие-мленькие»
6.Д/и «Дорисуй»
7.Д/и «Чего не хватет?»
1. Д/и « Музыканты»
2. Д/и «Угадай инструмент»
3. Д/и « Кто быстрее»
4. Д/и «Делай как я»
5. Д/И «Учись танцевать»
6. Д/и «Музыкальные загадки»
Работа с родителями.
Мероприятия
Обоснование мероприятий
1.Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям»
2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»
3. Выставка «Игры, какими я играю дома»
4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»
1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет.
2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи
3. Выявить наличие дидактических игр в семье.
4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка
Работа с педагогами.
Мероприятия
Обоснование материалов
1. Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста»
2.Консультация « Игра, как приоритетное средство развития дошкольников»
3. Пед.совет « Дидактическая игра, как средство логического мышления»
Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта
Ожидаемый результат.
В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта
Дети:
· Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
· Развивается способность к воображению;
· Проявляют интерес к занятиям;
· Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
· Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Заключение.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
Автор: Лазарева Ольга Валентиновна
pedportal.net
Педагогический проект «Играй и развивайся»
Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Паспорт проекта
Название проекта «Играй и развивайся».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта:
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Октябрь 2014 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2015 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2015 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
№ п/п | Наименование ресурсной базы | Количество |
1. | Игровая комната | 1 |
2. | Игровой материал, в том числе нетрадиционный | В достаточном количестве |
3. | Технические средства:
|
1
1 |
4. | Наглядный материал:
картинный материал (иллюстрации, плаката), демонстрационный материал (дидактические игрушки), дидактические пособия, карточки |
В достаточном количестве |
5. | Методический материал:
общеразвивающая программа дошкольного образования, календарно – тематические планы по образовательным областям, книги с методическими рекомендациями, развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры» |
В достаточном количестве |
План реализации проекта
Подготовительный этап
(октябрь 2014 г.) |
||||
№ | мероприятия | цель | участники | сроки |
1. | Побор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Воспитатели | 1неделя октября |
2. | Диагностическое обследование | Планирование деятельности по реализации проекта | Воспитатели, дети | 1 неделя октября |
3. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Воспитатели | 2-3 неделя октября |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатели,
родители |
4 неделя ноября |
Основной этап
(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
1 |
Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».2. «Птицы в ловушке». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Одуванчик». 5. У нас порядок». 6. Экскурсия в школу, библиотеку.
|
Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. |
Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.
Сюжетно –ролевая игры |
Дети и воспитатели,
родители |
По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
2 |
Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки».2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Курочка Ряба». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Летучие мыши». 7. «Что мы делаем». 8. «Загадочные отпечатки». 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша |
Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса.
12.11.2014 26.11.2014 03.12.2014 17.12.2014 15.01.2015 29.01.2015 12.02.2015 26.02.2015 12.03.2015 26.03.2015
|
3 |
Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) физкультминутки на занятиях и т.д. |
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
|
Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
4 |
Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения:Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый» Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности» Рисование «мамочка милая, мама моя» «Добрый доктор Айболит» |
Реализовывать
самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации |
Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» | Дети и
воспитатели, родители |
По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
5 |
Физическое развитие: Игры сбегом: «Пятнашки», «Ракеты»Игры с прыжками: «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет» Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи» |
Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры,
Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры |
Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
Работа с родителями
№ | Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
1 | октябрь | Диагностика:
«Нужна ли игра ребенку и зачем?» «Исследование игровой деятельности» |
Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО
2007 г. № 6-8 |
2 | ноябрь | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Л.И. Сорокина
Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru |
3 | декабрь | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома | |
4 | январь | Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
5 | февраль | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
6 | март | Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» |
Заключительный этап
(апрель-май 2015)
Мероприятия
|
Цель
|
Участники
|
Сроки
|
1 . Диагностическое обследование: | |||
«Развитие психических процессов у дошкольника». | Выявление и
|
Воспитатели
|
Май
|
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». | определение эффективности реализации
|
Родители Дети,
|
|
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». | проекта.
|
||
2. Создание папки для педагогов: | |||
«Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»
«Занимательные физкультминутки»; «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; |
Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
|
Педагоги Воспитатели
|
Апрель
|
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры. | |||
3. Интеллектуальный марафон:
«Знайки»: |
Закрепление и обобщение пройденного материала. | Воспитатели
Дети |
15.05.2015г
|
4. Создание папки для родителей: «Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка» (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). | Повышение педагогической культуры родителей по
вопросу интеллектуального развития |
Воспитатели
Родители
|
Апрель
|
Литература.
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. — 214с.
2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. — М.; Воронеж, 2003. – 85с.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. — М., ТЦ Сфера, 2010 — 205с.
7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 — 6 лет:
[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.
9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.
Полную версию работы можно скачать здесь.
dohcolonoc.ru
Проект дидактические игры в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка»
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Проектная деятельность
«Дидактические игры в детском саду»
(краткосрочный)
Чеботарева И.А.
Пыть-ях 2016
Цель: Развитие у детей умственной деятельности, мыслительных процессов. Обогащение и активизация словарного запаса детей. Побуждать детей на соблюдение правил в дидактических играх.
Задачи:
— Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру;
— Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме;
— Развивать у детей мышление, память;
— Побуждать детей на соблюдение правил в дидактических играх;
— Развивать у детей самостоятельность в выборе игры;
— Развивать воображение и творчество детей.
Вид проекта: Краткосрочный
Участники проекта: Дети группы раннего возраста, воспитатели.
Основные результаты, которые предполагается получить:
Сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, величину, цвет.
Педагогическая актуальность:
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Эффективность воспитания и развития через дидактическую — это соблюдение правил в игре.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.
В течении дня дети сами выбирали дидактические игры из предложенных в группе, в которые они хотели играть, если у ребенка в
educontest.net
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»
Фировский район Тверская область
Долгосрочный проект
«Дидактические игры своими руками»
результат совместной работы воспитателей и родителей
Воспитатели: Григорьева А.В., Кохова Е.А.
Срок реализации:с 15. 01.2016 г. по 15.02.2016г.
Участники проекта: родители, педагоги.
Актуальность: Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Наши родители изготовили своими руками дидактические игры:
Лабиринт – «Выпусти шарик»:
“Волшебный мешочек”.
Правила игры:
Для начала изучите с ребенком все крышки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
Затем положите в мешочек несколько пар крышек и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек.
« Кошки – мышки»
С помощью этого пособия у детей развивается внимание, быстрота реакции, повышается настроение.
У меня скопились крышки,
Я решила – будут мышки.
Из бутылки будет кошка,
Кошка добрая немножко.
Коль не станет мышка ловкой,
Станет кошка мышеловкой.
Цель: Приобщить педагогов и родителей к использованию бросового материала при создании дидактических пособий для развития детей.
Правила игры: Выбирается 1 ребёнок — водящий, 1 ребёнок — кошка, мышки – от 3 до 6 человек. У водящего в руках – кубик. Ребёнок – кошка держит в руке «кошку». Дети – мышки держат за нитки – «хвостики», а сами «мышки» лежат на столе. Водящий бросает кубик. Мышка того цвета, который выпал на верхней грани кубика, должна «убежать», т.е. ребенок должен дёрнуть за нитку, а кошка должна поймать, т.е.накрыть мышку сверху. Кто быстрее – мышка убежит или кошка поймает. Пойманные мыши выбывают из игры. Победителем считается последняя не пойманная мышь.
«ЧЕЙ ХВОСТ»
Цель: закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры:
Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.
Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.
Игры для развития эмоционально-речевой сферы детей младшего дошкольного возраста» Эмоции»
Задачи: формировать умение определять и различать эмоции и чувства; развивать воображение, речь детей.
Игра « Театр эмоций»
Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физ.минуток.
«Колдовство»
Начинаем мы играть
Начинаем колдовать…
(выполняются движения руками,
как будто дети колдуют)
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)
Кто веселится… (изображение мимикой радости)
Кто грустит… (изображение грусти)
Кто испугался…
Кто сердит…
«Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга!
( Хлопаем по коленям.
На слова Бабушка Яга
разводим руки в стороны)
«Веселые человечки»
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Удивлялись человечки: —
Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
Дидактическое пособие «Тактильные дорожки»
Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.
« Найди пару»
Цель: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Задачи: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».
Д/и «Найди лишнее»
Цель: учить находить предметы определенного промысла ϲᴩеди предложенных.
Задачи: развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.
Правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: Следует найти лишний и объяснить почему, к чему отноϲᴎтся лишний предмет. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.
xn—-7sbcgmulh1aebv4cyb.xn--p1ai