Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математика повсюду, математика везде»
05.03.17
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33
п. Новый Надеждинского района»
ТЕМА: «Математика повсюду, математика везде»
Автор проекта : С.В. Кувалдина,
воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33.
п. Новый
2016 г.
ТИП ПРОЕКТА
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
практико-ориентированный
воспитанники дошкольного возраста, педагоги
активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями
долгосрочный (реализуется в течение учебного года)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Паспорт проекта
Название проекта: «Математика повсюду, математика везде».
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.
Автор проекта : С.В. Кувалдина, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33
Срок реализации : долгосрочный (в течение 2016/2017 учебного года)
Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители
Охватываемые образовательные области (ОО):
познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка
Структура проекта. Актуальность.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Цель:
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта.
Обучающие задачи:
- развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
- закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
- закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
- совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
- совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Задачи проекта.
Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Задачи проекта.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
- Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- Подготовительный
- Организационный
- Заключительный
1 этап — подготовительный
(октябрь, ноябрь)
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Создание развивающей среды в группе
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4.Подбор материала для продуктивной деятельности.
5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Разработка конспектов НОД, викторин.
7. Выбор диагностического инструментария.
2 этап — основной, практический
(декабрь – апрель)
Раздел программы
Формы и метода работы
Игровая деятельность
Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.
Речевое развитие и чтение художественной литературы
Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.
Продуктивная деятельность
Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.
Физическое развитие
Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.
Познавательная деятельность
Открытые занятия, математические викторины.
Театрализованная деятельность
Математический театр, пальчиковый театр.
Работа с родителями
Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.
3 этап — заключительный
(май, июнь)
- Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов.
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-провавое обеспечение.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- СанПиН 1.4.2.3049 -13
- Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Информационное обеспечение:
- Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
- РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
- Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.
Организационное обеспечение: * Пошив костюмов к сказке * Изготовление декораций * Подбор и изготовление атрибутов Материально-техническое обеспечение: * Проектор, ноутбук, экран * CD-диски, видеокассеты. * Подборка определенного песенного материала. * Репродукции, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».
* Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). * Набор инструментов для элементарного музицирования.Методическое обеспечение
* Составить перспективный план работы над спектаклем.
* Разработать конспект с инсценировками и мини-сценками.
* Сценарий развлечения.
* Подобрать и оформить методический материал по театру музыкальных сказок
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-провавое обеспечение.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- СанПиН 1.4.2.3049 -13
- Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Информационное обеспечение:
- Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
- РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
- Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.
Уголок занимательной математики
Игровой материал
Ожидаемые результаты и социальный эффект
multiurok.ru
«Проект по ФЭМП в подготовительной группе»
Проект по ФЭМП в подготовительной группе
Проблема. Исходя из поставленных задач программы «Радуга», учитывая социальный заказ, индивидуальные особенности детей; используя уже имеющиеся знания и наглядный материал, мы хотим научить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Цель. Формирование представлений о сравнении количества (больше, меньше, равно), арифметических действий сложения, вычитания, решения задач в уме.
Задачи:
Закрепить знание о прямом и обратном счете.
Продолжить составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Познакомить с понятием неизвестность (Х).
Развивать внимание, память и логическое мышление.
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Изучение литературы на тему «Количество и счет»
— «Математика. Логика»
— «На пороге школы» автор Доронова Т.Н.
— «Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т.А., Барылкина Л.Б., Москва, «Аквариум», 1997г.
— «Готовимся к школе», авторы: Нефедова С.А., Узорова О.В.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2008. – 32-34с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 2 2008. – 47-53с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 2005. – 42-45с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
2. Совместно с родителями организовать сбор игр в «Математическую игротеку».
3. Сбор книг и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры».
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность
1.Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш».
2.Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:
«Магазин» — упражнять в пересчитывание и отсчитывание предметов и условных обозначений в пределах 20;
«Цирк» — закрепить знание о счете, уметь решать задачи;
«Зоопарк» — создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.
Познавательное развитие
— Упражнение: Посчитай, сколько на картинке домашних животных живущих в нашем крае, животных Африки.
— Наблюдения:
1. Наблюдение за транспортом
Целевая прогулка на улицу Тельмана – посчитайте, сколько
проехало грузовых, легковых машин.
2.Наблюдение за первыми цветами
«Мать-и-мачеха» — посчитайте, сколько появилось цветов на проталине.
3.Посчитайте, сколько на участке тополей, берез; посчитайте, сколько выросло одуванчиков.
4.При рассматривании ветки березы – посчитайте, сколько липких почек готовых раскрыться.
5. Наблюдение за птицами – посчитайте, сколько воробьев, синиц, скворцов сидит на дереве.
Конструирование
1.Возьми 20 кубиков и построй гараж.
2.Конструирование домов из коробок разного размера, сделай нумерацию на них.
Изобразительная деятельность
Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»
Лепка на тему «Цифры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка».
Развитие речи
— Составление рассказа на тему «Путешествие двойки и пятерки».
— Драматизация сказки «Рукавичка».
— Расскажи, в каких сказках есть числа («Три медведя», «Волк и
семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и
семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).
— Заучивание пословиц: «В гору-то семеро тащат, а с горы и один
столкнет», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами
погонишься, ни одного не поймаешь», «Чтобы научиться
трудолюбию, нужно три года, а лени 3 дня», «Семеро с ложкой один с сошкой».
Художественная литература
— Чтение «Занимательные истории про числа и цифры», автор
Г.В. Кузнецова.
— Заучивание стихов – шуток.
— Стихи на математические действия: умножение, деление,
сложение, вычитание.
— Заучивание пословиц с математическим содержанием.
Физкультурное развитие
— Игра «Космонавты» — занимаем места в ракете по 2,3,4,5.
— Физминутки.
Музыкальное развитие
— Разучивание песни «Дважды два четыре»
Математика
— Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом»
— Интегрированное занятие «С математикой в путь»
Работа с родителями
1.Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов»
2.Задание детям и родителям «Придумай конкурс для математического праздника»
3.Встреча с учителем начальных классов. Беседа на тему «Как готовить детей к школе»
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир»
infourok.ru
Краткосрочный проект по ФЭМП в подготовительной группе
Проект
по математике
«Город математики»
подготовительная группа
Bоспитатель
Завьялова М.Н.
МДОУ «Детский сад № 40»
2016 г.
Проект по математике
Тема: «Город математики».
Краткосрочный — 1 занятие.
Познавательно-творческий .
Проблема для детей: получено письмо от «Математики» с просьбой построить город для неё и её жителей. Вирусы уничтожили город. Царице Математике и её жителям негде жить.
Проблема для педагога: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности, развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
— ставить цель и задачи проекта,
— составить план работы по выполнению проекта,
— разбиваться на группы,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Материал:
Карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики.
Числовая дорожка. Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Карточки с изображением прямых, ломаных, волнистых линий
Письмо от Математики.
Магнитофон. Магнитная доска.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа
Знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания
Bоспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Mоделирование проблемной ситуации
Bведение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.
Распределение вида деятельности.
Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем детском городке – «Детский сад №1». Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.
Ребята, мы можем помочь Математике?
Да.
Какую поставим цель?
Нужно построить город.
Что вы можете предложить?
Сделать дома из коробок,
из конструкторских кирпичиков,
из кубиков
нарисовать город.
Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?
Нет.
На каком варианте остановимся?
Нарисовать улицы города и жителей этого города.
А какой мы материал мы будем применять?
Бумагу
Карандаши
Фломастеры.
Реализация проекта.
Закрепление знаний
геометрического материала,
нумерации, состава чисел, решение задач.
Изготовление составляющих для макета города.
Ребята, а чем мы занимается на математике?
Решаем примеры.
Решаем задачи.
Изучаем цифры.
Учим геометрические фигуры.
Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?
Цифры
Числа.
Какие цифры вы знаете?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0
Поставьте их по порядку.
(Выполнение задания)
Какие знаете геометрические фигуры?
Круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
У вас на столе лежат блоки. Девочки выбирают треугольники, мальчики квадраты.
Какой формы будут дома, в этом городе?
Квадратные,
Прямоугольные
Круглые.
Какие будут дороги на улицах?
Прямые.
Ломаные
Волнистые.
Покажите карточку с прямой линией,
Волнистой,
Ломаной
( Показ карточек)
Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?
(Oбсуждение)
Как можно назвать улицы математическим языком?
Улица математических знаков.
Примерная.
Задачкина.
Геометрическая.
Числовая.
Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.
Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.
Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделиться на отделы.
Кто будет создавать улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров?…..
(Делятся на группы)
В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.
(Выбирают ответственного.)
Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы.
(Проговариваем)
Сейчас вам нужно будет составить план работы. Кто чем будет заниматься.
Дети распределяют деятельность (кто, чем будет заниматься), воспитатель контролирует.
Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.
Чтобы легче было работать, проведём разминку.
Физкультминутка.
Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Пожалуйста, приступайте.
Самостоятельная деятельность детей.
Презентация.
А сейчас наступил самый ответственный момент.
Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выходит к мольберту, защищает проект своей группы. Потом остальные члены отдела дополняют рассказ.
Называет улицу, жителей. Рассказывает о жителях.
Числовая улица.
Наша улица называется «Числовая».
На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5. 3 и 6. 5 больше3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5меньше 6. Число5 может иметь 2деток. 1и4. Или 2и3.Или 5 деток 1.
Улица математических знаков.
(Какие бывают , где ставятся)
Геометрическая.
(Какие бывают и почему их так называют)
Улица задач.
( Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.)
Улица примеров.
(Что такое «пример» в математике, назвать несколько примеров.)
После защиты приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.
– А вы хотели бы пожить в этом городе?
Как вы думаете, понравится наш город Математике?
Исполнили мы её просьбу?
Постановка новой проблемы.
А кто скажет, зачем нужна Математика?
(Ответы детей)
Кому она нужна?
(Ответы детей)
Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна?
Хорошо. Об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и поищем жителей нашего города в природе.
Следующий проект «Зачем повару математика».
После экскурсии на кухню.
Письмо
Числовая дорожка
Модели геометрических фигур
Блоки Дьенеша.
Карточки с изображением
прямых
ломаных
волнистых
линий
infourok.ru
Краткосрочный проект по ФЭМП в подготовительной группе
Проект
по математике
«Город математики»
подготовительная группа
Bоспитатель
Завьялова М.Н.
МДОУ «Детский сад № 40»
2016 г.
Проект по математике
Тема: «Город математики».
Краткосрочный — 1 занятие.
Познавательно-творческий .
Проблема для детей: получено письмо от «Математики» с просьбой построить город для неё и её жителей. Вирусы уничтожили город. Царице Математике и её жителям негде жить.
Проблема для педагога: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности, развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
— ставить цель и задачи проекта,
— составить план работы по выполнению проекта,
— разбиваться на группы,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Материал:
Карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики.
Числовая дорожка. Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Карточки с изображением прямых, ломаных, волнистых линий
Письмо от Математики.
Магнитофон. Магнитная доска.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа
Знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания
Bоспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Дети
Воспитатель
Mоделирование проблемной ситуации
Bведение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.
Распределение вида деятельности.
Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Матема
schoolfiles.net
проект фэмп.docx — Проект по ФЭМП «Математика вокруг …
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Целевая группа: дети подготовительной группы с ОНР.
По продолжительности: среднесрочный (2 месяца – октябрьноябрь).
Типология проекта: практикоориентированный, творческий, игровой.
По доминирующей деятельности: познавательный.
По форме деятельности: групповая, коллективная.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и
систематичность работы.
Формы проведения работы: организованная образовательная деятельность,
совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность:
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать
случая, сделать его занимательным.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное
место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,
обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к
компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным,
стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать
цифры, считать, решать задачи.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со
всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа
требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко,
поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для
успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать
математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор,
повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более
уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активно использовать математические знания в повседневной
жизни.
Гипотеза:
1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста;
2. Активизация мышления, памяти, внимания, воображения; сформировать навыки
znanio.ru
Проект по ФЭМП — Семина Людмила Анатольевна, воспитатель. — воспитатели — Методичские разработки — Педагогическая копилка
Проект по ФЭМП в подготовительной группе,
воспитатель Семина Людмила Анатольевна
Проблема. Исходя из поставленных задач программы «Радуга», учитывая социальный заказ, индивидуальные особенности детей; используя уже имеющиеся знания и наглядный материал, мы хотим научить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Цель. Формирование представлений о сравнении количества (больше, меньше, равно), арифметических действий сложения, вычитания, решения задач в уме.
Задачи:
Закрепить знание о прямом и обратном счете.
Продолжить составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Познакомить с понятием неизвестность (Х).
Развивать внимание, память и логическое мышление.
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Изучение литературы на тему «Количество и счет»
— «Математика. Логика»
— «На пороге школы» автор Доронова Т.Н.
— «Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т.А., Барылкина Л.Б., Москва, «Аквариум», 1997г.
— «Готовимся к школе», авторы: Нефедова С.А., Узорова О.В.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2008. – 32-34с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 2 2008. – 47-53с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 2005. – 42-45с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
2. Совместно с родителями организовать сбор игр в «Математическую игротеку».
3. Сбор книг и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры».
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность
1.Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш».
2.Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:
«Магазин» — упражнять в пересчитывание и отсчитывание предметов и условных обозначений в пределах 20;
«Цирк» — закрепить знание о счете, уметь решать задачи;
«Зоопарк» — создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.
Познавательное развитие
— Упражнение: Посчитай, сколько на картинке домашних животных живущих в нашем крае, животных Африки.
— Наблюдения:
1. Наблюдение за транспортом
Целевая прогулка на улицу Тельмана – посчитайте, сколько
проехало грузовых, легковых машин.
2.Наблюдение за первыми цветами
«Мать-и-мачеха» — посчитайте, сколько появилось цветов на проталине.
3.Посчитайте, сколько на участке тополей, берез; посчитайте, сколько выросло одуванчиков.
4.При рассматривании ветки березы – посчитайте, сколько липких почек готовых раскрыться.
5. Наблюдение за птицами – посчитайте, сколько воробьев, синиц, скворцов сидит на дереве.
Конструирование
1.Возьми 20 кубиков и построй гараж.
2.Конструирование домов из коробок разного размера, сделай нумерацию на них.
Изобразительная деятельность
Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»
Лепка на тему «Цифры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка».Развитие речи
— Составление рассказа на тему «Путешествие двойки и пятерки».
— Драматизация сказки «Рукавичка».
— Расскажи, в каких сказках есть числа («Три медведя», «Волк и
семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и
семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).
— Заучивание пословиц: «В гору-то семеро тащат, а с горы и один
столкнет», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами
погонишься, ни одного не поймаешь», «Чтобы научиться
трудолюбию, нужно три года, а лени 3 дня», «Семеро с ложкой один с сошкой».
Художественная литература
— Чтение «Занимательные истории про числа и цифры», автор
Г.В. Кузнецова.
— Заучивание стихов – шуток.
— Стихи на математические действия: умножение, деление,
сложение, вычитание.
— Заучивание пословиц с математическим содержанием.
Физкультурное развитие
— Игра «Космонавты» — занимаем места в ракете по 2,3,4,5.
— Физминутки.
Музыкальное развитие
— Разучивание песни «Дважды два четыре»
Математика
— Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом»
— Интегрированное занятие «С математикой в путь»
Работа с родителями
1.Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов»
2.Задание детям и родителям «Придумай конкурс для математического праздника»
3.Встреча с учителем начальных классов. Беседа на тему «Как готовить детей к школе»
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир»
colokolchik.ucoz.ru
Проект для подготовительной группы по ФЭМП «Заниматика»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад — № 6
ПРОЕКТ
«Заниматика »
г.Губаха
Автор: Егорова А.А. воспитатель I квалификационной категории.
Вид проекта: интеллектуальный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 1 ноября по 2 декабря 2016 г).
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познание», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие» , ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только часто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Педагог должен дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолений трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Цель проекта.
1.Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
2. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания.
Задачи.
1.Формировать у детей широкую любознательность в познавательной деятельности, представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-20; разнообразных линиях.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4.Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.
5.Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций.
6. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Интеграция областей.
Важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Проект построен на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Совместная организованная деятельность.1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
2. Логические блоки Дьнеша”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями. 3.“Палочки Кюизенера”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
ОО «Речевое развитие»
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
ОО «Физическое развитие»
Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм.
Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
ОО»Художественно-эстетическое развитие»
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку, аппликацию, рисование.
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры» и др.
Игровая деятельность
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Продуктивная деятельность
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
Поделки
Постройки из конструктора,
песка.
Самостоятельная деятельность
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания. “Математический КВН ”.
Ожидаемый результат:
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
Этапы проведения проекта.
1. Подготовительный этап
Ноябрь1 неделя
2
Круглый стол с участием родителей и детей «Математика — царица всех наук»
воспитатель
Ноябрь
2 неделя
3
Консультации для родителей:
«Математика — это интересно»
«Учим детей логически мыслить»
«Играем дома»
«Игры по дороге домой»
воспитатель
Ноябрь
3 неделя
4
Наглядно-дидактические пособия
Рамки-вкладыши «Цвета», «Геом.фигуры», «Геометрическая мозаика», «Математическое лото» и др.
воспитатель
Ноябрь
1 неделя
5
Картотека дидактических игр по математике
воспитатель
Ноябрь
1 неделя
2. Основной этап.
Наблюдения на прогулке. Форма, размер, величина, цвет в природе.Папка — передвижка «Играем в выдающихся математиков»
Предложить детям рассмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2
крыла, 2 лапки; у собаки 2 глаза, 2 уха.
Спросить детей, чего у них по 2:2 руки, 2 уха, 2 глаза, 2 плеча, 2 локтя, 2 ступни, 2 пятки. Ребёнок может не только назвать, но и показать их.
2. Собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложить детям отгадать, в каком букете больше листьев. Предложить детям собрать веточки и сгруппировать их по величине: большие, меньше, маленькие.Спросить: как узнать, каких больше? и др.
Ноябрь
1 неделя
2
Работа со схемами и графическими планами.
Конструирование из геометрических форм и фигур.
Составление различных фигур по схемам: палочки Кюизенера, блоки Дьеныша, счетные палочки, кубики
Ноябрь
2 неделя
3
Решение головоломок, ребусов, логических задач.
Сюжетно ролевая -игра «Почта»
«Колумбово яйцо», «Танграмм», «Сложи квадрат», кубики Воскабовича, и др.
Изготовление атрибутов к
с-р игре совместно с детьми.
Ноябрь
3 неделя
4
Изодеятельность.
Сюжетно ролевая -игра «Магазин»
Лепка «Путешествие по радуге», рисование «Превращение треугольника,… Овала,… Прямоугольника и т.д.
Изготовление атрибутов к
с-р игре совместно с детьми.
Ноябрь
4 неделя
5
Нетрадиционное родительское собрание
«Математика глазами детей, педагогов, родителей. Математический КВН»
Ноябрь
5 неделя
3.Заключительный.
Ноябрь5 неделя
Продукт проектной деятельности:
· развивающие математические игры, игры-самоделки;
· буклеты для родителей по математическому развитию детей;
· лепка «Путешествие по радуге» (выставка работ).
Список литературы.
1.Логика и математика для дошкольников.
2.Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
3.Программа развития и воспитания детей в детском саду.
4.В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
5.Методические советы к программе “Детство”Детство-Пресс. 2007 г.
7.Как работать с палочками Кюизенера. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
8.Комплект “Ступеньки к школе”. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и память”.
9.Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
10.Математика – это интересно. З.А.Михайлова. 2006 г.
11.Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
12.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей. Венгер Л.А. Михайлова З.А
14.Игровые занимательные задачи для дошкольников.“Детство-Пресс”. 2001 г.Смоленцева П.А.
15.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Житомирский В.Г.
16. Путешествие по стране Геометрии. Смоленцева А.А.
17.Математика до школы. “Акцидент”. 1998 г.
Результативность.
Проект позволил детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность стимулировала у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформировался стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними: используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
· в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
· математический уголок пополнен развивающими играми, изготовленными совместными усилиями родителей, педагогов и детей;
· у детей появился интерес к занимательной математике: дети научились самостоятельно играть в игры математического содержания;
· установлены взаимоотношения между детьми и родителями, у родителей сформировался стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
infourok.ru