Железногорск-Илимский: о городе
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте «Прибайкалье» (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Находится в Среднем Приангарье, в 1 224 км к северу от областного центра по железной дороге и в 480 км по прямой. Через него проходит железнодорожная магистраль Тайшет —Лена.
Является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 27 км2 (2,7 тыс. га).
Рельеф. Город расположен в северной оконечности Лено- Ангарского плато, на высоте 430 м над уровнем моря, в 16 км от правого притока Ангары — реки Илим (отсюда название — Илимский).
Окружен холмистой, покрытой лесом местностью. Абсолютная высота окрестных возвышенностей достигает 610 м над уровнем моря. Перепад высот в пределах города — около 100 м. Одна из гор преграждает въезд в Железногорск-Илимский по железной дороге из Братска, сквозь нее проложен тоннель протяженностью 950 м.
Климат. Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Железногорске-Илимском составляет около 90 дней. Первые заморозки фиксируются 10 сентября, последние — 29 мая.
Абсолютные значения температур в январе опускаются до -46 °С, а в июле поднимаются до +34 °С. Среднегодовая температура составляет -2,6 °С.
В среднем за год выпадает 470 мм осадков, из этого количества на май —август приходится 53 %.
Облик города. Железногорск-Илимский расположен на склонах возвышенностей наподобие амфитеатра. Застроен он преимущественно пяти- и девятиэтажными благоустроенными каменными домами. Сохранились микрорайоны с деревянной застройкой периода, когда Желез- ногорск был еще рабочим поселком.
Город является центром железорудной промышленности на востоке страны. На его южной окраине расположено Коршуновское железорудное месторождение, карьер которого почти примыкает к жилым кварталам. Рядом находится Кор- шуновский горно-обогатительный комбинат — основное градообразующее предприятие Железногорска- Илимского. Он добывает руду и производит железорудный концентрат.
В северо-западной части города располагаются садово-огородные и дачные участки горожан.
Перспективы города могут быть связаны с возрождением идеи (забытой в период распада Союза и в последующие экономические кризисы) создания в Восточной Сибири крупной металлургической промышленности. Возможность налаживания в регионе крупного производства по выпуску высококачественной стали очень интересует быстро развивающийся Китай.
Население. До строительства горно-обогатительного комбината численность населения рабочего поселка Железногорск была небольшой. С середины 1960-х гг., после пуска Коршуновского ГОКа и получения Железногорском статуса города, она стала быстро расти. Положительная демографическая динамика сохранялась и в 1970-х гг. — за счет большого притока населения из других регионов страны на строительство БАМа.
Своей максимальной численности (33,5 тыс. чел.) город достиг к началу 1990-х гг. Затем население Железногорска стало сокращаться в результате как естественной убыли, так и отрицательной миграции.
В настоящее время в Железногорске-Илимском проживают 26,2 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или около 1 % населения Иркутской области. Основное занятие жителей — работа на Коршуновском ГОКе, железной дороге, в бюджетных учреждениях города.
Динамика численности населения Железногорска-Илимского, тыс. чел.
Год | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | 2010 |
Население | 2,1 | 22,2 | 29,3 | 32,5 | 32,3 | 27,8 | 26,2 |
Социальная инфраструктура. В городе имеется несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. Действует филиал Братского индустриального института.
Учреждения культуры представлены библиотечной системой, Историко-художественным музеем им. М.К. Янгеля (конструктора ракетно-космических комплексов, уроженца деревни Зыряновка Нижнеилимского района), а также Историко-литературным музеем им. А.Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).
Железногорск известен своими уникальными спортивными сооружениями. Здесь построен плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, имеющий 50-метровые плавательные дорожки и вышки для ныряния высотой три, пять, семь и десять метров. Проложена освещенная горнолыжная трасса с электрическим подъемником. Сооружен крытый ледовый корт. Действуют также два стадиона и спортивный зал.
Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.
www.pribaikal.ru
Историческая справка :: Железногорск-Илимское городское поселение
Справка об истории возникновения и развития города Железногорск-Илимский.
Город Железногорск-Илимский — административный центр Нижнеилимского района Иркутской области — расположен на северо-востоке Ангаро-Ленского плато, в 16 км. от реки Ил им. Насчитывает 26 тыс. 193 жителя. Почтовый индекс: 665680. Город находится в живописной местности на западном склоне горы, покрытой смешанным лесом, и амфитеатром спускается к реке Рассохе и Кузнецовскому ручью. Рассекая наискось склон горы, проходит проспект, к которому примыкают по горизонтали тупиковые улицы – террасы.
В 30-х годах нашего столетия в Нижнеилимском районе были проведены первые детальные геологоразведочные и геофизические работы на Коршуновском железорудном месторождении. Одновременно проектировался город и комбинат. Отсчет истории города Железногорска идет с августа 1957 года. Началось наращивание темпов строительства, использовалась мощь подсобных предприятий Братскгэсстроя. На стройку ехала молодёжь по комсомольским путёвкам из всех республик и городов. В 1961 году стройка была объявлена ударной комсомольской.
Решающим значением для развития строительства города и комбината имел пуск в постоянную эксплуатацию железной дороги Тайшет-Лена 8 декабря 1958 г. Железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская – крупнейший железнодорожный узел, расположенный на линиях Москва — Лена и Иркутск — Усть-Илимск.
10 октября 1964 г. — день рождения станции ТЭЦ Коршуновского горно-обогатительного комбината (а настоящее время ОАО «Иркутскэнерго» филиал ТЭЦ-16), в этот день станция вступила в строй действующих и выдала первое тепло на город и промышленные предприятия.
В 1965 году пущена в эксплуатацию первая очередь Коршуновского горно-обогатительного комбината – градообразующего предприятия Железногорска — Илимского, его директору В.В. Беломоину вручён строителями символический ключ. Концентрат пошёл на Западно-Сибирский металлургический комбинат. В настоящее время Коршуновский ГОК является градообразующим предприятием.
20 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Железногорск преобразован в город районного подчинения с присвоением ему наименования г. Железногорск–Илимский.
В 2010 году город Железногорск – Илимский и градообразующее предприятие Коршуновский ГОК праздновали 45-летний юбилей. Многие железногорцы испытывают чувство радости и гордости за то, что являлись участниками его строительства и развития.
Слово «первый» во многом характерно для железногорцев. 21 ноября 1968 г. в нашем городе был сдан в эксплуатацию первый 9-этажный дом, тогда их не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Железногорск был первым городом Восточной Сибири, где построили широкоформатный кинотеатр «Илим», первый и единственный в Восточной Сибири крытый бассейн «Дельфин» с 50-метровой дорожкой и 10-метровой вышкой.
Город выдержан в строгом деловом стиле, все близко, все удобно. Главное, что отличает его от других городов – планировка. Здесь нет обычных прямоугольных кварталов. Улицы расположены на горном склоне с учетом рельефа местности, и изобилуют развилками и поворотами, много лестниц, широких и узких, длинных и коротких, которые определяют его своеобразие; приезжему человеку ориентироваться в городе легко.
Сегодня в городе работают 5 общеобразовательных школ, 10 детских садов, профессиональный лицей, филиал Московской Гуманитарной академии. Кроме этого, сформировался прекрасный культурный центр, имеются музыкальная и художественная школы, Дом культуры, библиотеки, государственный музей имени академика М.К. Янгеля.
В нашем городе немало улиц и зданий, названных в честь известных людей, прославивших страну, так или иначе связанных с нашим Илимским краем: Янгеля Михаила Кузьмича, уроженца Нижнеилимского района Иркутской области; Радищева Александра Николаевича, с 14 января 1792 – го по 3 марта 1797 года отбывавшего ссылку в Илимске.
А также в городе созданы великолепные памятники, повествующие о знаменательных событиях.
В 1982 году воздвигнут в нашем городе обелиск первостроителям Железногорска – Илимского. Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.
В 1974 г. в честь добытой 100-миллионной тонны руды решением администрацией парткома, рудкома и комитета ВЛКСМ было постановлено воздвигнуть стелу с надписью «Коршуновский ГОК». Эта стела является символом трудовых побед коллектива комбината.
Город продолжает еще сохранять северную экзотику, внесенную в него первостроителями — романтиками. Они умели добиваться взаимопроникновения в городскую среду природы, умели сохранять экологические нормы и неповторимый облик города, который илимчане назвали городом, убегающим с гор.
Информацию подготовили сотрудники МУК «Историко-художественный музей им. академика М.К. Янгеля»: Очеретько Л.В., Гашевская В.М., Сазонова И.В., Петрусева О.А.
zhel-ilimskoe.irkobl.ru
Реферат Железногорск-Илимский
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 География
- 2 История
- 3 Экономика
- 4 Связь
- 5 Культура
- 6 Выдающиеся люди
- 7 Города-побратимы Примечания
Введение
Железного́рск-Или́мский — город (с 1965) в России, административный центр Нижнеилимского района Иркутской области.
Население — 26,1 тыс. человек (2010).
1. География
Город расположен в 16 км от реки Илим, в 1222 км от Иркутска.
Железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская на западном БАМе (относящийся к Восточно-Сибирской железной дороге).
2. История
История города восходит к г. Илимску (Илимскому острогу), основанному казаками на реке Илиме в 1630 году. С 1897 года Илимск — заштатный город, 629 жителей. При строительстве Ангарской ГЭС острог оказался в районе затопления Усть-Илимским водохранилищем.
В 1948 году при месторождении железной руды у горы Железная образован посёлок Коршуниха. Название посёлка — по расположению на реке Коршунихе (правый приток Илима), а река названа по имени открывателя месторождения, русского рудознатца Шестака Коршунова, жившего в XVII веке.
В 1950-х гг. в связи с началом современной добычи руды поселение получает статус рабочего посёлка и название «Железногорск». В 1965 году он преобразуется в город с названием «Железногорск-Илимский»; определение указывает на положение города при реке Илим и дано для отличия его от города Железногорска (Курская область).
В 1965 году введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатительный комбинат.
3. Экономика
Основные предприятия:
- Коршуновский горно-обогатительный комбинат ОАО «Коршуновский ГОК» (входит в состав ОАО «Мечел») — градообразующее предприятие. Предлагает: железорудный концентрат.
- Теплоэлектроцентраль — ИТЭЦ-16.
- предприятия пищевой промышленности.
- организации железнодорожного транспорта.
- организации Розничная торговля.
- ОАО «Ждановский леспромхоз».
4. Связь
В городе построена городская компьютерная сеть, предоставляющая доступ к игровым и файловым серверам и широкополосный выход в Интернет. Компьютерная сеть охватывает 10% жилых и административных строений города.
5. Культура
Музеи:
- Историко-художественный имени М. К. Янгеля (родился в деревне Зыряновка),
- Историко-литературный имени А. Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге),
- Просвещения.
- Кинотеатр «Илим» (сгорел в 2010).
6. Выдающиеся люди
- Михаил Кузьмич Янгель (родился в деревне Зыряновка) — советский конструктор ракетно-космических комплексов.
- Александр Николаевич Радищев (отбывал ссылку в Илимском остроге) — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
- Юрий Черных — советский детский писатель (поэт, член союза писателей СССР).
- Николай Иннокентьевич Черных — Герой Советского Союза, гвардии полковник (родился в деревне Игнатьевой)
- Пушкарев Сергей Григорьевич- КМС по боксу, призер всесоюзных соревнований, спонсор спортивных мероприятий.
7. Города-побратимы
- Город Саката, Япония (1979)[2],[3].
Примечания
- Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года — irkutskstat.gks.ru/vpn2010/DocLib/preliminary-totals-1.zip
- Sakata’s Overseas Sister City and Friendship City(English) — 酒田市 — www.city.sakata.lg.jp/ou/somu/somu/kokusai/2706english.html
- Города-побратимы | Посольство Японии в России — www.embjapan.ru/twincities.phtml
wreferat.baza-referat.ru
Железногорск-Илимский: ресурсы, экономика, энергетика, ЖКХ
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте «Прибайкалье» (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Ископаемые ресурсы. Рядом с городом находится Коршунов- ское железорудное месторождение. Оно приурочено к Ангарской железорудной провинции (к Ангаро-Илимской группе). Рудопроявление здесь связано с интрузией траппов. Рудные тела имеют форму неправильных жил и доступны для разработки открытым способом. Руда содержит около 25 % железа и легко обогащается. Ее балансовые запасы на Коршуновском месторождении сейчас оцениваются примерно в 100 млн т, забалансовые — в 454 млн т. Месторождение эксплуатируется Коршуновским ГОКом с 1965 г. Основная и наиболее доступная часть залежей руды в разрабатываемом карьере уже выбрана, а горнотехнические и экономические условия ее добычи несколько снизились.
Экономика. Основой экономики Железногорска-Илимского является промышленность, представленная крупнейшим на востоке России предприятием горно-металлургического комплекса — ОАО «Коршуновский ГОК»*.
Комбинат добывает железную руду, обогащает ее и выпускает железорудный концентрат (основное сырье для выплавки стали). Проектная мощность ГОКа — около б млн т концентрата в год. Он создавался для обеспечения сырьем Восточно-Сибирского металлургического комбината (ВСМК), размещение которого планировали в Тайшете. Но ВСМК так и не построили. Поэтому в качестве временной I меры, учитывая, что действовавшие в то время металлургические предприятия в Новокузнецке не имели достаточной ; рудной базы, их стали снабжать ! коршуновским концентратом (около 5 млн т в год, расстояние перевозки — 1,6 тыс. км). После распада СССР, когда западносибирские металлургические предприятия утратили сырьевую базу в Казахстане, значение Коршуновского ГОКа в их сырьевом обеспечении еще более возросло.
Рудной базой для самого ГОКа является Коршуновское железорудное месторождение.
Для расширения сырьевой базы Коршуновского ГОКа в 1982 г. ввели в эксплуатацию Рудногорское, а затем и Татьянинское месторождения. В перспективе возможно еще большее увеличение рудной базы за счет освоения других месторождений Ангарской железорудной провинции.
В настоящее время Коршуновский ГОК занимает устойчивое положение на сибирском рынке железорудного сырья. На востоке России у него пока нет конкурентов. Сопоставимые по мощности производители железорудного сырья (Лебединский, Михайловский и Стой- ленский ГОКи) находятся далеко — в Центральном округе (в районе Курской магнитной аномалии), и они «завязаны» на металлургические комбинаты Европейской части России и Урала. Имеются также горнообогатительные производства в Северо-Западном округе (Ковдорский и Оленегорский ГОКи, предприятие «Карельский окатыш»), которые поставляют сырье для ОАО «Северсталь».
Энергетика. В городе расположена ТЭЦ-16, входящая в систему «Иркутскэнерго». Ее установленная электрическая мощность — 18 МВт, тепловая — 255 Гкал в час. В качестве топлива используются как азейский, так и жеронский угли. Электрическая мощность ТЭЦ сравнительно небольшая (в рамках региональной энергосистемы), а вот тепловая достаточно высокая, позволяющая надежно обеспечивать теплом и технологическим паром предприятия промышленности (67 % суммарного отпуска тепла) и объекты ЖКХ города (33 % отпуска тепла).
ЖКХ. Общая площадь жилищного фонда в Железногорске-Илимском составляет 612 тыс. м2 (1,2 % жилищного фонда Иркутской области). Центральным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией оснащено 96 % жилищного фонда. Газификации в городе нет. В квартирах установлены напольные электроплиты.
* В настоящее время более 70 % акций ОАО «Коршуновский ГОК» принадлежит ОАО «Стальная группа «Мечел». Сделка по приобретению данного пакета совершена в июне 2003 г. До этого комбинатом на паритетных началах владели компании «Альфа-Эко» и «Ренова». Управляла ГОКом компания «СУАЛ-Руда», принадлежавшая «Ренове».
www.pribaikal.ru
Проект «Памятные места нашего горда»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»
Социальный проект
«Исторические места нашего города»
Выполнила ученица 4 класса в
Лазовская Наталья
Руководитель:
Горбунова Елена Александровна
г. Железногорск-Илимский
2014 г.
Девиз проекта: «Долг каждого — любить родину,
быть неподкупным и смелым, хранить ей
верность, даже ценой жизни… (Ж. Ж. Руссо).
Обоснование выбора темы
История города открывается нам в архитектуре зданий и площадей, в памятниках и монументах, в письменных и устных преданиях, в названиях улиц и площадей. Особенно много могут рассказать нам памятники города. Ведь не случайно их называют каменной летописью города. Если к ним внимательно присмотреться, они расскажут о прожитом времени, о своих создателях, о жизни, быте и нравах своих творцов и населявших их людей. Они помнят многие события, назовут дорогие городу имена.
Цели и задачи проекта
Реализация данного проекта способствует нравственному воспитанию, воспитанию социально полноценной личности.
Слаид:3
Цель проекта:
1. Сформировать морально-нравственные качества, основанные на исторических ценностях города, знаний о традициях, истории своего города. Осмысление себя, как части своей Родины.
Слаид:4
Задачи проекта:
1. Воспитать любовь к родному городу, чувства гордости за свой город.
2. Рассказать об исторических местах своего города.
3. Сформировать интерес к истории своего города.
4. Воспитывать уважение и благодарность ветеранам города.
5. Познакомить с героями города, исторической значимостью города в судьбе страны.
6. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей.
Сформировать общее представление об основных памятниках, определяющих облик города.
Реализация этого проекта приводит к тому, что дети чувствуют себя ближе к Родному городу, истории города, способствует развитию у них чувства собственной значимости, активной гражданской позиции.
Слаид:5
Мною был разработан план работы по реализации данного проекта
апрель4. Проведение тематического опроса среди населения города
апрель
5. Подведение итогов (фотоматериал)
апрель
Необходимо обращать внимание на памятные места города, освещать проводимые мероприятия связанные с ними. Причем не только в масштабе школы, но и на страницах районных средств массовой информации.
Проведение экскурсии по городским памятным местам.
(дети познакомились с памятниками своего города).
Моя Родина – Россия, моя Родина – Железногорск-Илимский!
«Улицы, по которым мы ходим» (дети познакомились с названиями улиц известных людей города).
«Памятники защитникам Отечества» (был опрос населения о достопримечательностях родного города).
Выставка фотографий « Памятные места моего города!».
Слаид:6,7
Слаид:8,9
У нашего города есть своя география, своя история. Есть имена и названия у площадей, улиц. По этим названиям можно узнать много интересного о событиях, которые происходили в прошлом.
В городе немало улиц и зданий, названных в честь известных людей, прославивших страну, так или иначе связанных с нашим Илимским краем: Янгеля Михаила Кузьмича, Радищева Александра Николаевича.
В нашем городе созданы великолепные памятники, повествующие о знаменательных событиях, несущие в себе историю нашей родины:
Слаид:10
На центральной площади города установлен 15 октября 1977 года памятник Михаилу Кузьмичу Янгелю. Автор памятника народный художник Украины Г.Н.Кальченко. Архитектор проекта А.Ф.Игнащенко. Бюст М.К.Янгеля выполнен из бронзы, постамент из гранита.
Слаид:11
Янгель М.К. – уроженец деревни Зырянова Нижнеилимского района, дважды Герой Социалистического труда, генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик.
Слаид: 12
С площади вниз лестница ведет к мемориалу воинам – илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс открыт 15 июля 1983 года. Авторы проекта Ю.Ф.Кузнецов – скульптор Иркутского отделения Союза художников СССР и архитектор А.Бородин.
Слаид:13
Списки погибших составил Калошин Константин Семенович 4228 илимчан ушли на фронт, более 800 остались на полях сражений. Чугунные плиты с фамилиями погибших илимчан изготовили в литейном цехе завода им. Куйбышева в г. Иркутске.
Слаид: 14
9 мая 1985 года мемориал дополнили тумбами, на которые легли новые плиты с новыми фамилиями, в том числе барельеф Александра Кузьмича Янгеля. Состоялся митинг по случаю перезахоронения праха уроженца Илима генерал-майора, командира 23 дивизии войск МВД, защищавшей Ленинград в период блокады А.К.Янгеля.
Слаид: 15,16
В 1974 г. в честь добытой 100-миллионной тонны руды решением администрацией парткома, рудкома и комитета ВЛКСМ было постановлено воздвигнуть стелу с надписью «Коршуновский ГОК». Стела была изготовлена по проекту, разработанному коллективом проектно-конструкторского отдела. Эта стела является символом трудовых побед коллектива комбината.
Слаид: 17
В связи с 50-летием Великой Октябрьской революции, решили воздвигнуть памятник в честь партизан Приилимья. Был объявлен конкурс. Лучшим был признан проект инженера Валерия Петровича Березовского. Стелу высотой в 12 метров готовили в управлении Коршуновстроя. Весила она более 13 тонн. 6 ноября 1967 года памятник был установлен.
Слаид: 18
23 августа 1974 года в сквере города был открыт памятник «Илимским партизанам». В 1919 году на Илиме проходили боевые действия партизанских отрядов илимчан с колчаковскими бандами. Под обелиском были захоронены: Максим Дудченко, Степан Куклин, Михаил Говорин, Пётр Широков.
В 1977 г. прошла реконструкция и обновление памятника – положены мраморные плиты и большая плита с надписью «Илимским партизанам».
29 сентября 1985 года памятник был дополнен двумя скульптурами партизан на мраморном пьедестале.
Петр Павлович Широков – большевик.
Степан Степанович Куклин – илимчанин, прошел путь от рядового бойца партизанского отряда до командира полка. После гражданской войны был активным участником колхозного движения.
Михаил Ильич Говорин – красный партизан, родом из деревни Тубы. От рядового дошел до командира роты. В боях показал образец мужества, геройства, за что был отмечен правительственной наградой.
Слаид: 19
10 августа 1982 года воздвигнут в нашем городе обелиск первостроителям Железногорска – Илимского, в честь 25-летия Трудового Красного знамени.
Автор памятника-ленинградский скульптор Ю.Ф. Кузнецов. Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.
Слаид: 20
Памятник посвященный работникам комбината отстоявшим своё предприятие, лето 2003 года.
Слаид: 21,22
Памятный знак в честь 70-летия Нижнеилимского района воздвигнут 18 октября 1996 года, возле мемориала воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автор проекта местный художник В.А. Рюпин.
Слаид: 23
Создан Обелиск землякам — воинам, погибшим при исполнении воинского и служебного долга.
Претворение в жизнь эта идея взяла со встречи воинов 3 — х поколений (ветераны ВОВ, Афганистана и Чеченской войны) 14 февраля 2009 года и выразилась в Обращении ко всем жителям района, под которым было собрано огромное количество подписей.
Инициаторами Проекта о создании памятного комплекса в городе Железногорск-Илимский стал педагогический и детский коллектив Центра творчества детей. Директор Светлана Александровна Меньшикова, руководитель Музея просвещения Екатерина Григорьевна Ушакова и методист Нина Федоровна Бизимова. Инициативу поддержала администрация города в лице Главы Юрия Ивановича Шестеры.
16 июля 2010 года в священном для илимчан месте, был установлен Обелиск. Наши земляки, павшие в боях сражений в годы ВОВ, по праву испытывали бы чувство гордости за своих потомков.
А так же в нашем городе открыты мемориальные доски, посвященные людям, чьи имена навсегда останутся в истории нашего города:
Слаид: 24
13 августа 1983 года на здании библиотеки прикреплена мемориальная доска, посвященная Александру Николаевича Радищеву, который находился в ссылке в Илимске, организовал в своем доме школу и учил детей. Это памятное событие было приурочено ко дню рождения великого русского просветителя.
Слаид: 24
Вся история города Железногорска-Илимского и, конечно, нашего родного комбината, связана с именем Виталия Васильевича Беломоина.
29 апреля 1998 года Нижнеилимская районная Дума решила: установить мемориальную доску в городе Железногорске-Илимском по адресу: 8 квартал, дом 5А с текстом: «В этом доме в 1977-1978 годах жил Герой Социалистического Труда, первый директор Коршуновского ГОКа Беломоин Виталий Васильевич».
5 мая 1999 года по указанному адресу было проведено торжество по случаю открытия мемориальной доски.
Ранее, 5 мая 1993 года на стене здания горного управления (бывшего управления комбината) была открыта мемориальная доска, увековечивающая память первого директора комбината В.В. Беломоина. На протяжении 24 лет он руководил нашим предприятием.
Слаид: 25
В 2013 году на здании бассейна «Дельфин» была прикреплена мемориальная доска, посвященная Логачеву Михаилу Алексеевичу, который работал там тренером по плаванию с 1983 года по 2012 год. Имел звание лучшего детского тренера, и внес огромный вклад в физическое и культурное воспитание детей.
Слаид: 26
Есть и улицы в городе названные в честь людей, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город: Максим Иващенко, Гарри Щеголев, улица Строителей.
В память о тех, кто стоял на защите нашего города, хранит в своём названии улица: Максима Стародубова.
Слаид: 27
На этом наши памятные места не заканчиваются, в июле 2015 года планируется возвести стелу, посвященную 50-летию Коршуновского Гока.
Слаид: 28
Вывод:
Не спрашивай, что твоя Родина
может сделать для тебя,
спроси, что ты можешь
сделать для своей родины.
(Кенеди Джон Фицджеральд)
Мы должны знать и помнить тех людей, чьи имена вписаны в историю города. И хорошо, что в честь них называются памятники, улицы нашего города. Нужно изучать биографию наших героев, чтобы не было такого, что мы их не знаем.
Но как сделать, чтобы они не забывались людьми нашего города? Я предлагаю создать справочник памятных мест нашего города для школьной библиотеки. К огромному сожалению, изучив памятные места города, я пришла к выводу, что в наши дни Вахту памяти на мемориальном комплексе несут ученики 4 школы, а остальные памятники находятся в запустении, хотелось бы чтобы, и у других памятников были шефные школы, которые следили бы за их состоянием, а так же создать аллею почета знаменитых людей города, таких как:
Замаратский Георгий Иннокентьевич— художник, поэт, писатель.
Анатолий Степанович Бубнов — первый землеустроитель, историк, краевед.
Александр Александрович Веревкин — поет, строитель.
Савичев Николай Павлович — Учитель — ветеран педагогического труда «Железногорской СОШ №4».
Михаил Алексеевич Логачев – лучший детский тренер страны.
и очень-очень многих других известных людей, внёсших огромный вклад в наш город.
Слаид: 29
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
Подборка материала в музее школы №4.
С илимом связанные судьбы: Нижнеилимскому району 85 лет.
Научно-популярный иллюстрированный журнал: Иркутская земля, Нижнеилимскому району 80 лет.
Мой город Железногорск-Илимский, Н.И. Скалацкий.
интернет ресурсы сайта города Железногорск-Илимский (краеведение).
infourok.ru
Илимский — это… Что такое Железногорск-Илимский?
Железного́рск-Или́мский — город (с 1965) в России, административный центр Нижнеилимского района Иркутской области.
Население — 26,1 тыс. человек (2010).
География
Город расположен на северо-востоке Лено-Ангарского плато, в 16 км от реки Илим, в 1220км от Иркутска по автодороге.
Город находится на Восточно-Сибирской железной дороге, железнодорожная станция называется Коршуниха-Ангарская. Город находится вблизи автомагистрали Братск — Усть-Кут (13км). Аэропорт — заброшен. Климат города Железногорска-Илимского ярко выраженный континентальный, так как он находится на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья. Среднегодовое количество осадков составляет 500 мм. Средняя температура января в городе составляет -17.2 С, средняя температура июля месяца: +18.4 С; среднегодовая температура воздуха +0.2 С. Вегетационный период длится 120 дней. На территории города и его пригородов наиболее распространены дерново-подзолистые и дерново-карбонатные почвы.
История
История города восходит к г. Илимску (Илимскому острогу), основанному казаками на реке Илиме в 1630 году. С 1897 года Илимск — заштатный город, 629 жителей. При строительстве Усть-Илимской ГЭС острог оказался в районе затопления Усть-Илимским водохранилищем.
В 1948 году при месторождении железной руды у горы Железная образован посёлок Коршуниха. Название посёлка — по расположению на реке Коршунихе (правый приток Илима), а река названа по имени открывателя месторождения, русского рудознатца Шестака Коршунова, жившего в XVII веке.
В 1950-х гг. в связи с началом современной добычи руды поселение получает статус рабочего посёлка и название «Железногорск». В 1965 году он преобразуется в город с названием «Железногорск-Илимский»; определение указывает на положение города при реке Илим и дано для отличия его от одноемённых городов в Курской области и в Красноярском крае.
В 1965 году введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатительный комбинат.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. |
Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
Наш город возник как посёлок Коршуниха при месторождении железной руды у горы Железная. Поселок получил свое название от наименования реки, на которой он располагался. А река Коршуниха, которая является правым притоком Илима, соответственно, получила название по имени известного русского рудознатца – Шестачки Коршунова. Этому человеку во многом обязан Железногорск-Илимский, так как он открыл месторождения руды на этих территориях.
Осваивать Коршуновское железорудное месторождение начали в шестидесятые годы 20 века, хотя известно о нем было давно. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского стало возможным только после строительства железнодорожной магистрали Тайшет-Лена.
В 1956 году 20 съезд КПСС принял решение о создании третьей металлургической базы на востоке страны. Намечено построить среди прочих объектов Коршуновский железный рудник в Восточной Сибири.
На правом берегу речки Коршунихи располагался поселок геологоразведчиков – контора, барак, пекарня, баня.
В декабре 1956 года на Коршунихе появились первые строители строительно-монтажного управления треста «Кузнецктяжстрой» Министерства строительства металлургической и химической промышленности СССР. Они приехали строить гигант черной металлургии. Рабочие расчистили в тайге, вблизи от железнодорожного разъезда, первые площадки для строительства жилья, начали строить первые жилые дома. В феврале 1957 года в коллективе было 200 человек. В августе 1957 г. в Коршуниху прибыл отряд строителей из Братска. К ноябрю сданы в эксплуатацию первые постройки будущего города – шесть четырехквартирных домов, баня, столовая, небольшая электростанция. В старый поселок геологов проведено электричество. Но в связи с реорганизацией трест «Кузнецктяжстрой» перешел в ведение Кемеровского совнархоза, который отказался от строительства КГОКа. Работы на Коршунихе были прекращены.
В конце 1957 года по решению Совета народного хозяйства Восточно-Сибирского экономического района подрядчиком по строительству КГОКа с 1 января утверждается специальное Управление Братскгэсстрой. Специальным приказом по Братскгэсстрою в Коршунихе было создано новое подразделение – «Коршуновстрой».
В Коршуниху из разных городов прибывают строители. Растет палаточный городок. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского активизируется.
В апреле 1958 года около палаточного городка открылось первое культурно-просветительное учреждение Коршунихи – клуб «Рудник». В нем начался показ звуковых фильмов.
В 1958 г. были выстроены первые кварталы посёлка из сборно-щитовых домов.
Начали строить восьмиквартирные брусчатые дома на кирпичных фундаментах –цоколях, где располагаются магазины, учреждения, квартиры. Пролегают улицы — Ангарская, Ленская, Амурская. Самой первой была улица 40 лет ВЛКСМ.
В 1958 году построены 77 сборно-щитовых домов, два каркасно-щитовых восьмиквартирных дома, 7 одноэтажных брусчатых домов, 6 общежитий. Летом был построен первый капитальный детский сад. Построена почти за месяц первая трехэтажная школа-десятилетка. Это было первое высотное здание в поселке.
13 сентября 1958 года населенный пункт Коршуниха был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Железногорск.
В феврале 1959 года бюро Иркутского обкома комсомола объявило сооружение КГОКа ударным комсомольским объектом.
В декабре 1959 года приступил к выполнению своих обязанностей директор строящегося КГОКа В.В.Беломоин.
Строительство шло медленным темпом, не хватало квалифицированных кадров.
В начале 1961 года в Коршуниху приехала группа московских инструкторов по передаче передовых методов труда. Началось обучение прогрессивным методам отделочных работ.
В 1961 году была построена и сдана в эксплуатацию школа №2. Это была первая школа в кирпичном исполнении.
В 1961 году строительство возглавил М.И.Тест. Стало активнее продвигаться строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Большая работа проделана строителями по созданию производственной базы – сданы в эксплуатацию комплекс бетонного завода, цеха сборочного железобетона и арматурный цех.
Жители переселены из палаточного городка в добротные благоустроенные дома.
Прибывают после демобилизации из рядов Советской Армии молодые парни, желающие принять участие в строительстве города и КГОКа. Многие из них окончат заочно институты и будут занимать руководящие должности в подразделениях Коршуновстроя. Некоторые перейдут работать в КГОК, и также займут руководящие должности в подразделениях комбината, оставшись коренными жителями Железногорска. Будут и уехавшие на другие новостройки.
В 1960-1962 годах были сданы клуб на 200 мест, баня, ателье по ремонту обуви, почта со сберкассой, три детских сада на 300 мест, больница на 27 коек.
В октябре 1962 года строители начали закладку фундамента главного корпуса больничного комплекса. Были построены инфекционное отделение, пищеблок, родильное помещение и административно-хозяйственное отделение.
Наступил 1963 год. Предстояло ввести на ТЭЦ турбину мощностью 5000 киловатт и котел номер один производительностью 75 тонн пара в час, обеспечивающие теплом объекты комбината и поселка Железногорска. В этом году комбинат и поселок сооружали 5000 строителей. Началось строительство Дома культуры «Горняк».
В сентябре 1963 года сдан в эксплуатацию первый в Железногорске 48-квартирный дом. Предстоит сдать многоэтажные кирпичные дома, детский сад на 125 мест, детские ясли на 120 мест, столовую на 200 мест и другие объекты.
В 1963 году сдана в эксплуатацию школа №1.
1964 год – решающий этап стройки. Наращиваются темпы строительства, работы ведутся и днем, и ночью.
20 сентября 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Железногорск преобразован в город районного подчинения с присвоением ему наименования — город Железногорск-Илимский и перенесением в него центра района.
Железногорск-Илимский становится современным и благоустроенным городом. Строительство города велось по генеральному проекту. В городе многоэтажные жилые дома, обеспеченные центральным отоплением, водоснабжением, канализацией. Кухни оборудованы электрическими плитами.
Расположен город в лесистом междугорье. Он окружен сопками и тайгой.
Константин Симонов в Железногорске.
В 1964 году в Железногорске побывал писатель Константин Симонов. Вот каким он увидел наш город:
«За Илимском дорога становится сразу хорошей – как только сворачиваешь на Железногорск, сразу чувствуешь дыхание большой строительной индустрии и с этим чувством въезжаешь на асфальтированные улицы сияющего электрическим огнями нового города. Бывает, что после долгой дороги по темноте освещенный электрическим огнями город ночью кажется красивым, а потом, утром, выйдя на порог, почувствуешь себя обманутым. В Железногорске мы не испытали этого чувства. Наоборот, в это прозрачное осеннее сибирское утро Железногорск нам кажется еще красивее, чем ночью. Ровно прорубленные улицы поднимаются вверх по лесистым холмам, и стандартные двухэтажные сборные дома, расположенные широким красивым амфитеатром, покрашенные в веселые, яркие цвета, выглядят не только опрятными и чистенькими, но какими-то особенно нарядными среди зелени заботливо сохраненного леса. Рельеф местности подсказал правильное решение ставить эти деревянные дома на склонах на высокие фундаменты, которые с лицевой стороны превращены еще в третий нижний этаж. В этих этажах расположены магазины и разные бытовые и подсобные предприятия и учреждения. В городе есть и фундаментальные кирпичные и сборные четырехэтажные дома и будут построены и пяти и еще девятиэтажные. Но то, что осуществлено в дереве, сделано так добротно, что производит впечатление фундаментального, еще амфитеатром город виден весь, как на ладони и сверху вниз и снизу вверх. Но когда смотришь сверху, красота и разумность планировки наглядней. Видишь и сеть улиц, в большинстве своем заасфальтированных, и притом не на скорую руку, а всерьез и надолго, и тщательно спланированные площадки, между домами будут зелень и цветники. И заботливо, и просторно на лучших местах размещены детские сады. Железногорск кажется мне антиподом тем, к сожалению, еще многочисленным у нас поселкам, про которые один рассерженный на проектировщиков и не лезущий за словом в карман строитель сказал: «Сначала сами же запроектируют, как закопаться в дерьме, потом сами же начинают перепроектировать, как из этого дерьма вылезти. Сказано грубо, но близко к истине. Так вот, о Железногорске этого никак не скажешь. И не только потому, что планировка хорошая и дома чистенькие, а по другим смежным причинам.
Здесь, например, всеми правдами и неправдами уже «ухитрились» построить спортивный зал. «Ухитрились», потому что ассигнований на него не было. И сначала его возвели как летнее кино, потом летнее кино превратили в некий вспомогательный строительный объект, а потом в этом строительном объекте поместили временный спортивный зал. Конечно, «схитрили». А что было делать, если этого зала не было предусмотрено в проекте. А старше тридцати лет в Железногорске только тридцать процентов, остальные семьдесят процентов — молодежь. А молодость – она хочет заниматься спортом. И в Сибири тоже, и не только летом, но и зимой, тем более, что зима здесь, как известно, длинная. Но, наверное, самая важная и самая показательная в строительстве Железногорска деталь – это то, что в таком молодом городе, где пришлось строить заново, все дети занимаются только в одну смену. Вспоминая все виденное за эти два дня в Железногорске, невольно еще раз думаю о сибирских масштабах. О том общем развороте великих сибирских работ, которые записаны в «Программе партии».
С 1965 года проводились занятия в горно-металлургическом техникуме, который сначала был филиалом Черемховского горного техникума. День рождения Железногорского техникума — июль 1966 года, когда Министерство Черной металлургии СССР издало приказ об его организации.
В 1967 году была построена районная больница на 240 мест с поликлиникой (позднее появится и четырехэтажная городская поликлиника со светлыми кабинетами).
С 1968 года работает Железногорское городское училище металлургов ПЛ-33. В 2006 году произошло объединение горно-металлургического техникума и профессионально-технического училища в профессиональный лицей.
В 1968 году открылся самый большой магазин в городе – Дом одежды. В этом же году был сдан в эксплуатацию Дом культуры «Горняк». В апреле 1968 года сдан в эксплуатацию и спортивный зал «Горняк».
В 1968 году возвели первую в городе девятиэтажную «коробочку», тогда таких домов не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Макет девятиэтажки проследовал по главным улицам города в праздничной колонне демонстрантов 7 ноября 1968 года. В декабре этого же года сдан в эксплуатацию первый в городе крупнопанельный дом на 90 квартир.
Застройка города велась на разных этапах по генеральным планам, разрабатываемым проектными институтами: «Гипроруда» в 1957 году для 1-й очереди строительства города; «Леннииипградостроительства» в 1974 году для 2-й очереди строительства города и «Братскгражданпроект» в 1984 году как продолжение 2-й очереди.
Весь город в перспективе был рассчитан на население 45 тысяч человек.
Постепенно Железногорск-Илимский застраивается крупнопанельными сборными и кирпичными домами – растет новый каменный город. Так, в молодом городе, которому нет еще пятидесяти лет, в разное время возникли и существуют два города – старый, деревянный и новый каменный. Правда, город не отличается своеобразием архитектурных форм, он состоит из двух-трех-четырех-пяти и девятиэтажных «коробочек». Разнообразие вносят здания объектов соцкультбыта. Различны по внешнему облику детские дошкольные учреждения. Интересен архитектурный ансамбль административных и общественных зданий на центральной площади города. В городе много лестниц, так как он расположен на горном склоне.
Железногорск-Илимский был первым городом в Восточной Сибири, где в 1969 году построили широкоформатный кинотеатр «Илим», красивое здание из стекла и камня, оснащенный современной кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой. В ночь с 8 на 9 января 2010 года в фойе кинотеатра произошел пожар. Необходим ремонт помещения.
В 1970 году, накануне Октябрьских праздников, железногорцы получили прекрасное кафе «Север». Строители изменили проект потолка и пола, при отделке применили деревоплиту, пластик, оргстекло. Теперь это здание используется в коммерческих целях.
21-22 апреля 1970 года впервые приняты телевизионные передачи Братского телецентра через Железногорский ретранслятор.
Телевышка поднялась до 148 метров. Параллельно с монтажом телевышки в здании ретранслятора монтировалась сложная аппаратура.
Для трудящихся КГОКа с 1971 года функционировал санаторий-профилакторий на сто мест. Размещался он в комфортабельном здании в лесной зоне. Теперь это здание переоборудовано в общежитие.
В августе 1973 года принята в эксплуатацию самая большая в Железногорске-Илимском школа №4.
В настоящее время в распоряжении железногорцев около 380 тысяч квадратных метров жилья, 5 общеобразовательных школ, одна сменная общеобразовательная школа (бывшая вечерняя). Есть Центральная детская школа искусств и Центр развития творчества детей и юношества. Библиотечная сеть города представлена двумя центральными районными библиотеками (взрослой и детской), библиотекой семейного чтения.
В октябре 1977 года в городе был открыт краеведческий музей. Сейчас это историко-художественный музей имени М.К. Янгеля.
В 1981 году на берегу реки Илим построен лагерь отдыха для детей на 360 мест, зимой он должен был использоваться как база отдыха для трудящихся. В настоящее время лагерь заброшен.
В 1981 году 11 апреля введен в эксплуатацию плавательный бассейн «Дельфин» — первое сооружение подобного типа, построенное за Уралом. В бассейне 50-метровая дорожка. Здесь имеются специализированные залы, игровой холл, зал женской гимнастики, тренажерный зал, кабинет врачебного контроля, уголки для отдыха.
Почти ровесник города – стадион «Строитель». Все лето на нем проходили футбольные матчи местных команд. Зимой на нем заливают каток. Есть помещение, где можно переодеться и взять коньки на прокат. Имеется и новый большой стадион «Горняк». На промплощадке комбината недавно построен Ледовый дворец, в котором проводятся соревнования по хоккею.
На вершине горы в лесном массиве создана парковая зона. Там есть качели, аттракционы, а в зимний период там же функционирует лыжная база. Разбита лыжная трасса.
Есть в городе сквер Илимских партизан с памятником. Там перезахоронены останки видных илимских партизан, погибших в борьбе с колчаковщиной.
На центральной площади города сооружен бронзовый памятник славному земляку илимчан – выдающемуся конструктору ракетно-космических систем Михаилу Кузьмичу Янгелю.
С площади вниз лестница ведет к мемориалу воинам – илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Воздвигнут в нашем городе обелиск и первостроителям Железногорска-Илимского.
Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.
В северной части города расположен прекрасный десятый квартал города. Он, в основном, застроен пяти и девятиэтажными крупнопанельными и кирпичными домами улучшенной планировки различной цветовой гаммы. В дома встроены магазины, почтовое отделение.
В октябре 1985 года в городе открыт новый торговый комплекс.
С августа 1988 года в 13 микрорайоне работники комбината, по инициативе генерального директора В.Н.Хохлова, начали строить двухквартирные коттеджи. Получился отдельный поселок, застроенный комфортными домами. Семьи, проживающие там, имеют приусадебные участки и комплекс построек для содержания в личном подворье домашнего скота. Коттеджи благоустроены, расположены вне города, окружены тайгой.
Большими темпами развивалось в городе дачное и гаражное строительство. Город, расширяясь в своих границах, в настоящее время вышел за пределы утвержденного генерального плана.
В 2001 году приступили к строительству православного собора для железногорцев по заказу церкви Казанской иконы Божией Матери и инвестора в лице КГОКа. Строительство Свято-Троицкого храма было завершено в 2007 году.
25 января 1969 года самолет ИЛ-14 открыл регулярное сообщение по линии, связывающей Железногорск с областным центром.
С октября 1970 года начали осваивать новейшие самолеты ЯК-40. Прекрасный самолет связывал Железногорск-Илимский с Иркутском. При случае железногорцы добрым словом вспоминают советскую власть, при которой блестяще работал аэропорт. За символическую плату можно было летать в Иркутск, в Братск. Возведенный в перестроечные времена комфортабельный аэровокзал вскоре оказался невостребованным. После экономических реформ аэропорт оказался банкротом и прекратил свое существование. Сейчас железногорцы добираются до Иркутска на пассажирском поезде за 18 часов или на автотранспорте за 12-14 часов. Говоря о дорожных сообщениях, нельзя не упомянуть о строительстве второго Коршуновского железнодорожного тоннеля. Он построен рядом с уже действующим, но заметно обветшавшим. В итоге поезда получили две колеи. Чтобы доехать до города Железногорска-Илимского надо покупать билет до станции Коршуниха-Ангарская.
Железногорск-Илимский посещали делегации из разных стран. Наш город является побратимом японского города Саката.
Город Железногорск-Илимский, несмотря на значительное (860 км) удаление от Иркутска, вовсе не похож на остальные провинциальные города России. Получив менее полувека статус города, Железногорск-Илимский является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области.
Большое значение в жизни города играет Коршуновский горно-обогатительный комбинат, который входит в состав ОАО “Мечел”. Это предприятие является одним из ключевых поставщиков железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса. КГОК – крупнейший работодатель не только города, но и региона.
На территории города находится теплоэлектроцентраль ИТЭЦ-16, поэтому городские жители не испытывают дискомфорта при проживании, несмотря на довольно суровый климат. Сельское хозяйство в городе и за его пределами в упадке, большая часть продукции привозится из более южных регионов. Значительная часть населения занята в секторе добычи полезных ископаемых; с конца девяностых развивается и лесозаготовительный сектор.
Численность населения, согласно последним данным, составляет около 27 тысяч человек. Для сравнения — на 1 января 1965 года в городе проживало 16028 человек, на 1 января 1995 года -33 тысячи жителей.
Авторы книги «Новая география Сибири» Т.Г.Морозова и Д.Я. Захарина, как бы обобщая достоинства нашего города, сказали о нем лаконично и емко: «Железногорск построен добротно и богато»… И, действительно, наш город построен так, что все близко, все удобно. Улицы расположены с учетом рельефа местности и изобилуют развилками и поворотами для горных дорог. Незнакомому с городом человеку ориентироваться в нем легко.
Страницы истории нашего города свидетельствуют о том, как нелегко начиналась стройка на Коршунихе, но сейчас в нашем городе созданы все необходимые условия для нормальной жизни сибиряков.
Экономика
Основные предприятия:
Связь
Культура
- Историко-художественный музей имени М. К. Янгеля (родился в деревне Зырянова).
- Библиотека имени А. Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).
- РДК «Горняк».
- Библиотека Семейного Чтения
Известные люди
Города-побратимы
Примечания
См. также
Ссылки
dal.academic.ru
Железногорск-Илимский Википедия
Железного́рск-Или́мский — город (с 1965) в России, административный центр Нижнеилимского района Иркутской области.
Население — 23 643[1] чел. (2017).
География
Город расположен на северо-востоке Лено-Ангарского плато, в 16 км от реки Илим, в 850 км от Иркутска по автодороге.
Город находится на Восточно-Сибирской железной дороге, железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская. Город находится вблизи автомагистрали Братск — Усть-Кут. Аэропорт функционирует как посадочная площадка. С осени 2013 г. действует рейс авиакомпании «ПАНХ» из Иркутска до Железногорска-Илимского на самолете Cessna 208 Grand Caravan (пробный полет был осуществлен в августе[2]). Климат города Железногорска-Илимского резко континентальный, так как он находится на юго-востоке Среднесибирского плоскогорья. Среднегодовое количество осадков составляет 500 мм. Средняя температура января в городе составляет −17.2 С, средняя температура июля месяца: +18.4 С; среднегодовая температура воздуха +0.2 С. Вегетационный период длится 120 дней. На территории города и его пригородов наиболее распространены дерново-подзолистые и дерново-карбонатные почвы.
История
История города восходит к г. Илимску (Илимскому острогу), основанному казаками на реке Илиме в 1630 году. С 1897 года Илимск — заштатный город, 512 жителей. При строительстве Усть-Илимской ГЭС острог оказался в районе затопления Усть-Илимским водохранилищем.
В 1948 году при месторождении железной руды у горы Железная образован посёлок Коршуниха. Название посёлка — по расположению на реке Коршунихе (правый приток Илима), а река названа по имени открывателя месторождения, русского рудознатца Шестачко Коршунова, жившего в XVII веке.
В 1950-х гг. в связи с началом современной добычи руды поселение получает статус рабочего посёлка и название Железногорск. В 1965 году он преобразуется в город с названием Железногорск-Илимский. Определение указывает на положение города при реке Илим и дано для отличия его от одноимённых городов в Курской области, а позднее Красноярском крае.
В 1965 году введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатительный комбинат.
Осваивать Коршуновское железорудное месторождение начали в шестидесятые годы XX века, хотя известно о нём было давно. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского стало возможным только после строительства железнодорожной магистрали Тайшет — Лена.
В 1956 году XX съезд КПСС принял решение о создании третьей металлургической базы на востоке страны. Намечено построить среди прочих объектов Коршуновский железный рудник в Восточной Сибири.
На правом берегу речки Коршунихи располагался поселок геологоразведчиков — контора, барак, пекарня, баня.
В декабре 1956 г. на Коршунихе появились первые строители строительно-монтажного управления треста «Кузнецктяжстрой» Министерства строительства металлургической и химической промышленности СССР. Они приехали строить гигант чёрной металлургии. Рабочие расчистили в тайге, вблизи от железнодорожного разъезда, первые площадки для строительства жилья, начали строить первые жилые дома. В феврале 1957 г. в коллективе было 200 человек. В августе 1957 г. в Коршуниху прибыл отряд строителей из Братска. К ноябрю сданы в эксплуатацию первые постройки будущего города — шесть четырёхквартирных домов, баня, столовая, небольшая электростанция. В старый поселок геологов проведено электричество. Но в связи с реорганизацией трест «Кузнецктяжстрой» перешел в ведение Кемеровского совнархоза, который отказался от строительства КГОКа. Работы на Коршунихе были прекращены.
В конце 1957 г. по решению Совета народного хозяйства Восточно-Сибирского экономического района подрядчиком по строительству КГОКа с 1 января утверждается специальное управление «Братскгэсстрой». Специальным приказом по Братскгэсстрою в Коршунихе было создано новое подразделение — «Коршуновстрой».
В Коршуниху из разных городов прибывают строители. Растет палаточный городок. Строительство КГОКа и города Железногорска-Илимского активизируется.
В апреле 1958 г. около палаточного городка открылось первое культурно-просветительное учреждение Коршунихи — клуб «Рудник». В нём начался показ звуковых фильмов.
В 1958 г. были выстроены первые кварталы посёлка из сборно-щитовых домов.
Начали строить восьмиквартирные брусчатые дома на кирпичных фундаментах-цоколях, где располагаются магазины, учреждения, квартиры. Пролегают улицы: Ангарская, Ленская, Амурская. Самой первой была улица 40 летия ВЛКСМ.
В 1958 г. построены 77 сборно-щитовых домов, два каркасно-щитовых восьмиквартирных дома, 7 одноэтажных брусчатых домов, 6 общежитий. Летом был построен первый капитальный детский сад. Построена почти за месяц первая трехэтажная школа-десятилетка. Это было первое высотное здание в поселке.
13 сентября 1958 г. населенный пункт Коршуниха был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования «Железногорск».
В феврале 1959 г. бюро Иркутского обкома комсомола объявило сооружение КГОКа ударным комсомольским объектом.
В декабре 1959 г. приступил к выполнению своих обязанностей директор строящегося КГОКа В. В. Беломоин.
Строительство шло медленным темпом, не хватало квалифицированных кадров.
В начале 1961 г. в Коршуниху приехала группа московских инструкторов по передаче передовых методов труда. Началось обучение прогрессивным методам отделочных работ.
В 1961 г. была построена и сдана в эксплуатацию школа № 2. Это была первая школа в кирпичном исполнении.
В 1961 г. строительство возглавил Матвей Исаакович Тест. Стало активнее продвигаться строительство жилья и культурно-бытовых объектов. Большая работа проделана строителями по созданию производственной базы — сданы в эксплуатацию комплекс бетонного завода, цеха сборочного железобетона и арматурный цех. Жители переселены из палаточного городка в добротные благоустроенные дома. Вскоре его заместителем был назначен прибывший в город молодой специалист Крупа Анатолий Андреевич, который отдал много сил, энергии и знаний делу строительства и благоустройства новорожденного города и его ключевых объектов, в том числе Коршуновского ГОК.
Прибывают после демобилизации из рядов Советской Армии молодые парни, желающие принять участие в строительстве города и КГОКа. Многие из них заочно окончат институты и будут занимать руководящие должности в подразделениях «Коршуновстроя». Некоторые перейдут работать в КГОК, и также займут руководящие должности в подразделениях комбината, оставшись коренными жителями Железногорска. Будут и уехавшие на другие новостройки.
В 1960—1962 г.г. были сданы клуб на 200 мест, баня, ателье по ремонту обуви, почта со сберкассой, три детских сада на 300 мест, больница на 27 коек.
В октябре 1962 г. строители начали закладку фундамента главного корпуса больничного комплекса. Были построены инфекционное отделение, пищеблок, родильное помещение и административно-хозяйственное отделение.
В 1963 г. предстояло ввести на ТЭЦ турбину мощностью 5000 киловатт и котел номер один производительностью 75 тонн пара в час, обеспечивающие теплом объекты комбината и поселка Железногорска. В этом году комбинат и поселок сооружали 5000 строителей. Началось строительство дома культуры «Горняк».
В сентябре 1963 г. сдан в эксплуатацию первый в Железногорске 48-квартирный дом. Предстоит сдать многоэтажные кирпичные дома, детский сад на 125 мест, детские ясли на 120 мест, столовую на 200 мест и другие объекты. В 1963 г. сдана в эксплуатацию школа № 1.
1964 г. — решающий этап стройки. Наращиваются темпы строительства, работы ведутся и днем, и ночью.
20 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Железногорск преобразован в город районного подчинения с присвоением ему наименования — «город Железногорск-Илимский» и перенесением в него центра района.
В 1964 г. в Железногорске побывал писатель Константин Симонов. Вот каким он увидел город:
«За Илимском дорога становится сразу хорошей — как только сворачиваешь на Железногорск, сразу чувствуешь дыхание большой строительной индустрии и с этим чувством въезжаешь на асфальтированные улицы сияющего электрическими огнями нового города. Бывает, что после долгой дороги по темноте освещенный электрическими огнями город ночью кажется красивым, а потом, утром, выйдя на порог, почувствуешь себя обманутым. В Железногорске мы не испытали этого чувства. Наоборот, в это прозрачное осеннее сибирское утро Железногорск нам кажется ещё красивее, чем ночью. Ровно прорубленные улицы поднимаются вверх по лесистым холмам, и стандартные двухэтажные сборные дома, расположенные широким красивым амфитеатром, покрашенные в веселые, яркие цвета, выглядят не только опрятными и чистенькими, но какими-то особенно нарядными среди зелени заботливо сохраненного леса. Рельеф местности подсказал правильное решение ставить эти деревянные дома на склонах на высокие фундаменты, которые с лицевой стороны превращены ещё в третий нижний этаж. В этих этажах расположены магазины и разные бытовые и подсобные предприятия и учреждения. В городе есть и фундаментальные кирпичные и сборные четырёхэтажные дома и будут построены и пяти и ещё девятиэтажные. Но то, что осуществлено в дереве, сделано так добротно, что производит впечатление фундаментального, ещё амфитеатром город виден весь, как на ладони и сверху вниз и снизу вверх. Но когда смотришь сверху, красота и разумность планировки наглядней. Видишь и сеть улиц, в большинстве своем заасфальтированных, и притом не на скорую руку, а всерьез и надолго, и тщательно спланированные площадки, между домами будут зелень и цветники. И заботливо, и просторно на лучших местах размещены детские сады. Железногорск кажется мне антиподом тем, к сожалению, ещё многочисленным у нас поселкам, про которые один рассерженный на проектировщиков и не лезущий за словом в карман строитель сказал: «Сначала сами же запроектируют, как закопаться в дерьме, потом сами же начинают перепроектировать, как из этого дерьма вылезти. Сказано грубо, но близко к истине. Так вот, о Железногорске этого никак не скажешь. И не только потому, что планировка хорошая и дома чистенькие, а по другим смежным причинам. Здесь, например, всеми правдами и неправдами уже «ухитрились» построить спортивный зал. «Ухитрились», потому что ассигнований на него не было. И сначала его возвели как летнее кино, потом летнее кино превратили в некий вспомогательный строительный объект, а потом в этом строительном объекте поместили временный спортивный зал. Конечно, «схитрили». А что было делать, если этого зала не было предусмотрено в проекте. А старше тридцати лет в Железногорске только тридцать процентов, остальные семьдесят процентов — молодежь. А молодость — она хочет заниматься спортом. И в Сибири тоже, и не только летом, но и зимой, тем более, что зима здесь, как известно, длинная. Но, наверное, самая важная и самая показательная в строительстве Железногорска деталь — это то, что в таком молодом городе, где пришлось строить заново, все дети занимаются только в одну смену. Вспоминая все виденное за эти два дня в Железногорске, невольно ещё раз думаю о сибирских масштабах. О том общем развороте великих сибирских работ, которые записаны в «Программе партии».
С 1965 г. проводились занятия в горно-металлургическом техникуме, который сначала был филиалом Черемховского горного техникума. День рождения Железногорского техникума — июль 1966 года, когда Министерство чёрной металлургии СССР издало приказ об его организации.
В 1967 г. была построена районная больница на 240 мест с поликлиникой (позднее появится и четырёхэтажная городская поликлиника со светлыми кабинетами).
С 1968 г. работает Железногорское городское училище металлургов ПЛ-33. В 2006 году произошло объединение горно-металлургического техникума и профессионально-технического училища в профессиональный лицей.
В 1968 г. открылся самый большой магазин в городе — Дом одежды. В этом же году был сдан в эксплуатацию Дом культуры «Горняк». В апреле 1968 г. сдан в эксплуатацию и спортивный зал «Горняк».
В 1968 г. возвели первую в городе девятиэтажную «коробочку», тогда таких домов не было ни в одном из северных городов Восточной Сибири. Макет девятиэтажки проследовал по главным улицам города в праздничной колонне демонстрантов 7 ноября 1968 г. В декабре этого же года сдан в эксплуатацию первый в городе крупнопанельный дом на 90 квартир.
Застройка города велась на разных этапах по генеральным планам, разрабатываемым проектными институтами: «Гипроруда» в 1957 г. для 1-й очереди строительства города; ЛенНИИПградостроительства в 1974 г. для 2-й очереди строительства города и «Братскгражданпроект» в 1984 г. как продолжение 2-й очереди.
Город в перспективе был рассчитан на население 45 тысяч человек.
Постепенно Железногорск-Илимский застраивается крупнопанельными сборными и кирпичными домами — растет новый каменный город. Правда, город не отличается своеобразием архитектурных форм, он состоит из двух-трех-четырех-пяти и девятиэтажных «коробочек». Разнообразие вносят здания объектов соцкультбыта. Различны по внешнему облику детские дошкольные учреждения. Интересен архитектурный ансамбль административных и общественных зданий на центральной площади города. В городе много лестниц, так как он расположен на горном склоне.
Железногорск-Илимский был первым городом в Восточной Сибири, где в 1969 г. построили широкоформатный кинотеатр «Илим», красивое здание из стекла и камня, оснащенный современной кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратурой. В ночь с 8 на 9 января 2010 г. в фойе кинотеатра произошел пожар. Необходим ремонт помещения.
В 1970 г., накануне октябрьских праздников, железногорцы получили прекрасное кафе «Север». Строители изменили проект потолка и пола, при отделке применили деревоплиту, пластик, оргстекло. Теперь это здание используется в коммерческих целях.
21-22 апреля 1970 г. впервые приняты телевизионные передачи Братского телецентра через Железногорский ретранслятор.
Телевышка поднялась до 148 метров. Параллельно с монтажом телевышки в здании ретранслятора монтировалась сложная аппаратура.
Для трудящихся КГОКа с 1971 г. функционировал санаторий-профилакторий на сто мест. Размещался он в комфортабельном здании в лесной зоне. Теперь это здание переоборудовано в общежитие.
В августе 1973 г. принята в эксплуатацию самая большая в Железногорске-Илимском школа № 4.
В настоящее время в распоряжении железногорцев около 380 тысяч квадратных метров жилья, 5 общеобразовательных школ, одна сменная общеобразовательная школа (бывшая вечерняя). Есть центральная детская школа искусств и центр развития творчества детей и юношества. Библиотечная сеть города представлена двумя центральными районными библиотеками (взрослой и детской), библиотекой семейного чтения.
В октябре 1977 г. в городе был открыт краеведческий музей. Сейчас это историко-художественный музей имени М. К. Янгеля.
В 1981 г. на берегу реки Илим построен лагерь отдыха для детей на 360 мест, зимой он должен был использоваться как база отдыха для трудящихся. В настоящее время лагерь заброшен.
11 апреля 1981 г. введен в эксплуатацию плавательный бассейн «Дельфин» — первое сооружение подобного типа, построенное за Уралом. В бассейне 50-метровая дорожка. Здесь имеются специализированные залы, игровой холл, зал женской гимнастики, тренажерный зал, кабинет врачебного контроля, уголки для отдыха.
Почти ровесник города — стадион «Строитель». Все лето на нём проходили футбольные матчи местных команд. Зимой на нём заливают каток. Есть помещение, где можно переодеться и взять коньки на прокат. Имеется и новый большой стадион «Горняк». На промплощадке комбината недавно построен Ледовый дворец, в котором проводятся соревнования по хоккею.
На вершине горы в лесном массиве создана парковая зона. Там есть качели, аттракционы, а в зимний период там же функционирует лыжная база. Разбита лыжная трасса.
Есть в городе сквер Илимских партизан с памятником, где захоронены останки видных илимских партизан, погибших в борьбе с колчаковщиной.
На центральной площади города сооружен бронзовый памятник славному земляку илимчан — выдающемуся конструктору ракетно-космических систем Михаилу Кузьмичу Янгелю. С площади вниз лестница ведет к мемориалу воинам — илимчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Воздвигнут в городе обелиск первостроителям Железногорска-Илимского.
Память о тех, кто открывал Коршуниху и в числе первых застраивал город, хранят в своих названиях улицы: Максима Иващенко и Гарри Щеголева, Строителей.
В северной части расположен десятый квартал города. Он, в основном, застроен пяти и девятиэтажными крупнопанельными и кирпичными домами улучшенной планировки различной цветовой гаммы. В дома встроены магазины, почтовое отделение.
В октябре 1985 г. в городе открыт новый торговый комплекс.
С августа 1988 г. в 13 микрорайоне работники комбината, по инициативе генерального директора В. Н. Хохлова, начали строить двухквартирные коттеджи. Получился отдельный поселок, застроенный комфортными домами. Семьи, проживающие там, имеют приусадебные участки и комплекс построек для содержания в личном подворье домашнего скота. Коттеджи благоустроены, расположены вне города, окружены тайгой.
Большими темпами развивалось в городе дачное и гаражное строительство. Город, расширяясь в своих границах, в настоящее время вышел за пределы утверждённого генерального плана.
В 2001 г. приступили к строительству православного собора для железногорцев по заказу церкви Казанской иконы Божией Матери и инвестора в лице КГОКа. Строительство Свято-Троицкого храма было завершено в 2007 г.
25 января 1969 г. самолет Ил-14 открыл регулярное сообщение по линии, связывающей Железногорск с областным центром.
С октября 1970 года начали осваивать самолеты Як-40. Авиация связывала Железногорск-Илимский с Иркутском. Возведенный в перестроечные времена комфортабельный аэровокзал оказался невостребованным. После экономических реформ аэропорт оказался банкротом и прекратил своё существование. Сейчас железногорцы добираются до Иркутска на пассажирском поезде за 22 часа или на автотранспорте за 12-14 часов. Говоря о дорожных сообщениях, нельзя не упомянуть о строительстве второго Коршуновского железнодорожного тоннеля. Он построен рядом с уже действующим, но заметно обветшавшим. В итоге поезда получили две колеи. Чтобы доехать до города Железногорска-Илимского надо покупать билет до станции Коршуниха-Ангарская.
Город Железногорск-Илимский, несмотря на значительное (860 км) удаление от Иркутска, не похож на остальные провинциальные города России. Получив менее полувека статус города, Железногорск-Илимский является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области.
Большое значение в жизни города играет Коршуновский горно-обогатительный комбинат, который входит в состав ОАО «Мечел». Это предприятие является одним из ключевых поставщиков железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса. КГОК — крупнейший налогоплательщик не только города, но и региона.
В городе работает теплоэлектроцентраль ИТЭЦ-16, поэтому жители не испытывают дискомфорта при проживании, несмотря на довольно суровый климат. Сельское хозяйство в городе и за его пределами в упадке, большая часть продукции привозится из более южных регионов. Значительная часть населения занята в секторе добычи полезных ископаемых, с конца девяностых развивается и лесозаготовительный сектор.
Численность населения, согласно последним данным, составляет около 27 тысяч человек. Для сравнения — на 1 января 1965 г. в городе проживало 16028 человек, на 1 января 1995 г. −33 тысячи жителей.
Авторы книги «Новая география Сибири» Т. Г. Морозова и Д. Я. Захарина, как бы обобщая достоинства города, сказали о нём лаконично и емко: «Железногорск построен добротно и богато»… И, действительно, город построен так, что все близко, все удобно. Улицы расположены с учетом рельефа местности и изобилуют развилками и поворотами для горных дорог. Незнакомому с городом человеку ориентироваться в нём легко.
Население
Численность населения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1959[3] | 1967[3] | 1970[4] | 1979[5] | 1989[6] | 1992[3] | 1996[3] | 1998[3] | 2000[3] |
2000 | ↗17 000 | ↗22 179 | ↗29 087 | ↗32 326 | ↗32 800 | ↗33 700 | ↘33 200 | ↘32 300 |
2001[3] | 2002[7] | 2003[3] | 2005[3] | 2006[3] | 2007[3] | 2008[3] | 2009[8] | 2010[9] |
↘31 500 | ↘29 093 | ↗29 100 | ↘27 800 | ↘27 200 | ↘26 900 | ↘26 600 | ↘26 352 | ↘26 079 |
2011[10] | 2012[10] | 2013[11] | 2014[12] | 2015[13] | 2016[14] | 2017[1] | ||
↘25 953 | ↘25 446 | ↘24 955 | ↘24 505 | ↘24 235 | ↘23 979 | ↘23 643 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 600 месте из 1113[15]городов Российской Федерации[16].
Экономика
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» город включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения»[17].
Основные предприятия:
Цифровое эфирное телевидение
все 21 каналов для мультиплекса РТРС-1 и РТРС-2; Пакет радиоканал, включает: Вести ФМ, Радио Маяк, Радио России.
- Пакет телеканалов РТРС-1 (телевизионный канал 35, частота 586 МГц), включает: Первый канал, Россия 1-Иркутск, Матч-ТВ, НТВ, 5 канал, Россия-Культура, Россия 24-Иркутск, Карусель, ОТР, ТВЦ.
- Пакет телеканалов РТРС-2 (телевизионный канал 40, частота 626 МГц), включает: Рен-ТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ3, Пятница!, Звезда, Мир, ТНТ, МузТВ.
- Телекомпания АИСТ (Иркутск)
ртрс-1 подключит с 17 ноября 2018 вещается на телеканал «Россия 1-Иркутск» и «Россия 24-Иркутск» на РТРС-1.
Связь
Культура
- Историко-художественный музей имени М. К. Янгеля (родился в деревне Зырянова).
- Библиотека имени А. Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).
- РДК «Горняк».
- Библиотека Семейного Чтения
Города-побратимы
Примечания
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (неопр.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Совершен первый регулярный авиарейс из Иркутска в Железногорск-Илимский
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Народная энциклопедия «Мой город». Железногорск-Илимский
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области (неопр.). Дата обращения 23 сентября 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- ↑ 1 2 Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с. (неопр.). Дата обращения 24 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ с учётом городов Крыма
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года» (неопр.) (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
- ↑ Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов»
- ↑ Sakata’s Overseas Sister City and Friendship City(English) — 酒田市 Архивная копия от 15 июля 2011 на Wayback Machine
- ↑ Города-побратимы | Посольство Японии в России Архивная копия от 26 марта 2011 на Wayback Machine
См. также
Ссылки
wikiredia.ru