Презентация «Части речи» к уроку русского языка в 4 классе

Отгадайте загадку :

Что за стол среди берёз

Под открытым небом

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом .

КОРМУШКА

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

алгоритм

1. задай к слову вопрос

2. определи, что обозначает слово

3. назови часть речи

— Что мы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

Существительное

Кто? Что?

Предмета

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Части речи

Имя существительное Предлог

Имя прилагательное

Глагол

внимательный

слушает

третий

тетради

пишут

ученик

аккуратные

— Ребята, волшебная шкатулка, что-то говорит, сообщает.

— Прочитайте слова.

— Как вы думаете, какое задание предлагает выполнить шкатулка?

— Разделите слова на три группы по определённому признаку. ( Эти слова можно разделить на группы по частям речи ).

сегодня

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

обозначаетпредмет

обозначает действие предмета

обозначаетпризнак предмета

пишут

Имя числительное

Наречие

Проверка.

Наводим курсор на слово. На каждой группой слов наведите курсор – появится название группы. Под группой – характеристика.

Перейти на следующий слайд по ссылке «голубой круг»

ученик

аккуратные

сегодня

третий

тетради

внимательный

слушает

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное

ученик

пишут

аккуратные

слушает

внимательный

тетради

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

обозначает признак предмета

обозначает предмет

обозначает действие предмета

Имя числительное

Наречие

— Почему эти слова никуда не включили?

( Мы не знаем, к какой группе их отнести, они не подходят к данным частям речи ).

— Прочитайте их ещё раз.

  • Что можно сказать об эти словах? — Как их можно назвать?

Наводим курсор на слово. На каждой группой слов наведите курсор – появится название группы. Под группой – характеристика.

сегодня

третий

Который?

Когда?

обозначает порядок при счёте

обозначает признак действия

6

Числительное

Сколько? Который?

Количество предметов или порядок предметов при их счёте.

Наречие

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?

Признак действия

Части речи

Имя существительное Предлог

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Наречие

Н А, РОТ, РАЗЕВАЙ, ЧУЖОЙ, ШИРОКО, НЕ , КАРАВАЙ,

1 уровень

Определи, какой частью речи является каждое слово.

2 уровень

Из данных слов составьте пословицу и определи, какой частью речи является каждое слово.

3уровень

Из данных слов составьте пословицу и определи, какой частью речи является каждое слово.

К прилагательному подберите однокоренное слово, которое являлось бы существительным.

Тест

1. Предлог это ……..

а) часть речи

б) часть слова

2. Числительное отвечает на вопросы ……

а) что делает? что делают?

б) сколько? который?

3. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно ……

а) поставить вопрос к слову

б) выделить корень в слове

чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово

Сделайте вывод, как определить какой частью речи является слово?

алгоритм

1. задай к слову вопрос

2. определи, что обозначает слово

3. назови часть речи

— Что мы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

multiurok.ru

Проект по русскому языку «Суффиксы частей речи» (4 класс)

Введение

Цель: Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.

Задачи:

  1. Собрать информацию о суффиксе как морфеме.

  2. Выявить значение суффиксов имён существительных.

  3. Тренироваться в морфемном разборе слов.

  4. Создать информационный продукт.

Я выдвинула гипотезу: Чтобы уметь делать морфемный разбор слова, надо научиться грамотно писать суффиксы, выучить наизусть.

Методы исследований:

1. Наблюдение.

2. Индукция и дедукция.

3. Анализ и синтез информации.

4. Аналогия.

Моя работа актуальна, потому что данный проект будет полезен и интересен учащимся, преподавателям начальных классов и учителям русского языка средней школы. Многие учащиеся не умеют правильно находить суффиксы в словах, а я хочу помочь в запоминании суффиксов и правильном разборе слов.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся правильно находить суффиксы в словах разных частей речи, именно в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Я решила, что информационным продуктом

будет напечатание суффиксов в алфавитном порядке на компьютере по темам: «Суффиксы имён существительных», «Суффиксы имён прилагательных», «Суффиксы глаголов», распечатанные на листе А4.

Этапы работы:

1 этап: Подготовительный: выбор темы, уточнение названия и сбор информации.

2 этап: Практический: анализ материалов и изготовление продукта.

3 этап: Обобщающий: подготовка устного выступления, презентации и защита проекта.

Основная часть

Глава 1. Суффикс как морфема

Морфемику в школе мы изучаем, чтобы узнать, в какой части слова находится орфограмма, ведь от этого зависит способ проверки. Очень трудно проверять суффиксы, легче запомнить их написание.

Морфемика (от греческого – «форма») – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Среди морфем выделяются: приставки, корни, суффиксы, окончания, основа, интерфиксы (соединительные гласные).

Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от учительницы и в учебнике, что такое суффикс и какие бывают.

А что могут рассказать суффиксы о слове, я узнала с помощью дедукции и индукции.

Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Из школьной программы я знаю, что суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразовательными. Таких суффиксов большинство. Например, суффиксы –оват-, -ин-, -тель-, и др. Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими. С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы. Например, суффикс –л- образует форму прошедшего времени (например: читал). С помощью формообразующих суффиксов образуются

формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий (например: новее, ярче, новейший, высочайший).

По суффиксам можно определить часть речи. Например: с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ик, -чик, -арь образуем слова: писатель, учитель; лесник, ученик; мостик, столбик; фонарь, сухарь – это существительные мужского рода, единственного числа.

С помощью суффиксов: -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- образуем слова: сельский, каменный, доверчивый, дождливый, акробатический – это имена прилагательные.

С помощью суффиксов: -а-, -и-, -е-, -у-: слышать, клеить, смотреть, гнуть – это глаголы.

С помощью суффиксов: -о, -е: хорошо, вместе – наречия.

Тут я использовала

метод дедукции, так как был вначале дан общий вывод.

Вывод: Я научилась различать суффиксы разных частей речи, анализировать их и выделять.

Глава 2. Суффиксы имён существительных и их значения.

Суффиксы имён существительных имеют несколько значений.

Значение суффикса

Виды суффиксов

Примеры

«уменьшительность»

«уменьшительность-ласкательность»

-к-, -ик-, -чик-, -ок- (-ек-),

-очк-

-онк-/ -енк-,

-оньк-/ -еньк-, -ишк-

Речка, домик, стаканчик, бережок, замочек, розочка, мальчонка, избёнка, берёзонька, доченька, зайчишка

«лицо по роду деятельности, занятий»

-тель-, -чик-, (-щик-),

-арь-, -ёрь-, -ик- (-ник-),

-ок-, -ак-, -ир-, -ист-

Учитель, лётчик, часовщик, библиотекарь, шахтёр, грибник, дворник, игрок, рыбак, командир, связист

«лицо (или животное) женского пола»

-к-, -их-, -иц-, -есс-, -ш-

Артистка, ткачиха, слониха, певица, львица, поэтесса, кассирша

«детёныш»

-онок- (-ёнок-), -ят-

Волчонок, тигрёнок, утята

«увеличительность»

-ин-, –ищ-

Домина, домище

«конкретный предмет»

-к-, -ок-, -ик-, -ниц-,

-тель-, -чик-

Землянка, подарок, грузовик, хлебница, измельчитель, счётчик

«предметность/ действие»

-к-, -б-, -ени-, -ни-, -н-,

-ок-

Спешка, дружба, деление, знание, возня, прыжок

«предметность/ признак»

-ость-, -изн-, -от-, -ев-,

-иц-, -ств-

Смелость, белизна, чистота, синева, безвкусица, упрямство

Глава 3. Моё исследование

Провела следующее исследование: искала суффиксы имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Для этого я разобрала слова по составу (морфемный разбор) вышеуказанные части речи и выписала их суффиксы. Тут я использовала метод анализа. После этого я выписала суффиксы в алфавитном порядке (а это синтез информации), затем напечатала на компьютере. Когда закончила работу над суффиксами имён существительных, приступила к разбору слов имен прилагательных и глаголов. Тут я использовала метод аналогии.

Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.

Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

Аналогия – сходство между явлениями, предметами, понятиями

(выполнить действия также).

Я изучила последовательность разбора существительных по составу.

Морфемный разбор:

1. Выделить окончание.

2. Указать основу.

3. Найти корень, для этого нужно подобрать однокоренные слова.

4. Выделить, если есть, приставки, суффиксы.

Аналогично выполнила разбор по составу имён прилагательных и глаголов.

Слово разобрать на части

Помогает нам отчасти

Схема точная разбора,

Повторяем её скоро.

Окончание отбросим,

На основу взгляд мы бросим,

Корень выделим легко,

Суффикс где–то позади,

А пятёрка – впереди.

Вывод: Вместе с учащимися 4 класса разобрали слова, распределили все разобранные слова по частям речи: суффиксы имён существительных, суффиксы имён прилагательных, суффиксы глаголов. Потом в алфавитном порядке я выписала суффиксы и набрала на компьютере.

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой.

Думаю, что я решила проблему своего проекта, так как достигла цели.

Во – первых, я собрала информацию про суффикс. Во – вторых, тренировалась в разборе слов по составу. Всего разобрала имён существительных 62 слов, имён прилагательных и глаголов по 51 слов. Помогали разбирать слова по составу учащиеся 4 класса. Были затруднения в разборе слов, именно в нахождении суффиксов, но к нам всегда на помощь приходила наша учительница. Потом суффиксы выписала в алфавитном порядке и набрала на компьютере.

Работа над проектом показала мне, что данная тема очень важна, и надо помочь всем правильно находить суффиксы, чтобы верно разбирать слова по составу, чтобы грамотно писать. Хочу с учащимися поделиться своим информационным продуктом (раздаю карточки с суффиксами в алфавитном порядке по трём частям речи).

Список используемой литературы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – 3-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 176 с.:

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – 5-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.- 144 с.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. – 4-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. — 240 с.

  4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. 2-4 классы.- М.: ВАКО, 2014.- 368 с.- (Мастерская учителя).

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.– 750с.

Приложения

Приложение №1. Слова для морфемного разбора.

Имена существительные:

Времена, перевязь, травинка, тропинка, гнездышко, позолота, ловец, замазка, глоток, подарок, денёк, пятнашки, игрушка, качка, козлёнок, конина, котёнок, детёныш, вздох, дочурка, свинина, свисток, силач, синева, ходули, подсказка, скворушка, снежинка, дровишки, жарища, желток, лесник, кровинка, ледник, ловушка, овчина, парник, плясун, перина, низина, новизна, носишко, ночник, выпечка, соринка, известняк, бабушка, бодрость, чистота, переписчик, воробышек, гнёздышко, земляк, малинник, волюшка, выдумщик, спутница, колокольчик, парочка, поварёшка, семечко, братец.

Имена прилагательные:

Дождливый, длинный, далёкий, давний, горный, глазной, игривый, зеркальный, зелёный, дроздовый, еловый, красивый, крикливый, летучий, мировая, плечистый, пчелиный, робкий, садовый, хитрый, сосновый, глазастый, бородатый, кудрявый, миленький, плохонький, красивый, братский, болотистый, вязкий, ленивый, солёный, мороженый, плачевный, душевный, высокий, доходчивый, драчливый, комариный, орлиный, весеннее, зимнего, крайнюю, разрезная, ученое, сушеный, бродячий, горючий, ползучий, рассыпчатый, бревенчатый.

Глаголы:

Белить, голодать, угощает, обедают, завязать, обезвредить, солить, подлечить, влетел, поглядим, вбежать, оковать, изрезать, заползти, прихлопывают, взлетает, взбегают, сговориться, ослышаться, озеленить, обвязывают, накипело, насахарить, наигрывает, излучает, залепить, отгородить, насвистывать, отужинаю, добудиться, доверять, извиняет, подбодрить, опериться, припекает, выпарить, выпрямить, вырезать, гадаю, засоряешь, устареть, связываю, угостить, угадываем, вдохнуть, зеваю, искоренить, преградить, повизгиваешь, стукнуть, шагнуть.

Приложение №2. Суффиксы по частям речи в алфавитном порядке.

Суффиксы имён существительных

-ав-

-ач-

-енк-

-ишк-

-онок-

-щик-

-авец-

-ашк-

-еныш-

-ищ-

-от-

-ын-

-авиц-

-ев-

-ер-

-к-

-очк-

-ышк-

-ак-

-ек-

-изн-

-н-

-ун-

-юшк-

-ан-

-ени-

-или-

-ник-

-ур-

-як-

-арь-

-ец-

-ин-

-ниц-

-ушк-

-ян-

-ат-

-ечк-

-ист-

-овк-

-ух-

-ячк-

-ачк-

-ешк-

-иц-

-ок-

-чик-

-яшк-

Суффиксы имён прилагательных

-ан-

-ев-

-еньк-

-к-

-оват-

-ск-

-чив-

-аст-

-ек-

-ив-

-лив-

-овн-

-ст-

-юч-

-ат-

-ен-

-ин-

-н-

-ок-

-уч-

-ян-

-ач-

-енн-

-ист-

-ов-

оньк-

-чат-

-яч-

Суффиксы глаголов

-а-

-вов-

-ева-

-и-

-ича-

-о-

-у-

-ыва-

-ва-

-е-

-ене-

-ива-

-ну-

-ова-

-ы-

-я-

infourok.ru

Урок русского языка 4 класс части речи

Урок по русскому языку в 4-м классе по теме: Части речи УМК«Школа России» , согласно требованиям ФГОС. (Урок систематизации и обобщения знаний)

Учитель: Назаренко Марина Степановна

МБОУ «Краснополянская СШ»

Тема: Части речи

Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.

Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей

Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Развивать умение высказывать своё предположение;;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Общеучебные:

формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Логические: Развивать умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

Развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

уметь работать в паре.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.

Оборудование: интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;

Планируемые результаты:

Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определять грамматические признаки , находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Содержание урока

Организационный момент

Прозвенел уже звонок .

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.

— Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

— А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.

А девизом нашего урока станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

— Почему эти слова важны для нас на уроке?

Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

Определение темы урока, постановка учебных задач.

— Прочитайте эпиграф на доске. Как вы его понимаете?

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн – писатель

Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                                   А.Н.Толстой

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?

— А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)

– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в толковый словарь.

Родина, -ы, ж. (таблица)

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему Родина.(устно, фронтальная работа)

— Я составила вот такой синквейн.

1. Родина.

2. Малая, большая.

3. Родиться, жить, помнить.

4 .Место, где родился человек.

5.Отечество.

— Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?

— Давайте определим в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.

— Скажите, а чем отличаются данные слова?

— Определите тему урока. А та тема для вас новая?

— Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

3. Актуализация знаний. Обобщение.

Дополните схему (презентация, карточки) на какие вопросы отвечают и что обозначают?

Части речи

__________________ _____________________

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4.

— Теперь проверим по учебнику стр. 67

Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.

— Что вы знаете о частях речи?

— Как определить какой частью речи является слово?

— Давайте попробуем это сделать.

4. Применение знаний и умений.

1.Работа в парах. (Один ученик вслух читает текст)

-Как вы думаете почему я приготовила текст про г. Иркутск?

— Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.

Крым – самое удивительное и прекрасное место на земле. Природа в Крыму самая красивая, она хороша в любое время года. Летом и весной – зелёные просторы полей и лугов, а зимой белые сугробы, летящие снежинки, метель и искрящийся на солнце снег. Крымские леса заполнены разнообразными травами, деревьями, кустарниками и ягодами.

Здесь можно встретить разнообразных птиц и зверей . Крымская природа славится своей живописностью и красочностью. Еще в Крыму есть высокие горы и глубокое Черное море. Небо в Крыму самое красивое, самое чистое и голубое, солнце яркое, а цветы самые красивые. Мой край очень красив и неповторим. Давайте беречь и любить нашу Родину!

Существ

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Числит.

Предлог

Союз

Проверка 1 ученика на документ – камере.

— (Дети зачитывают другие варианты.)

— Оцените свою работу.

2.

— Откройте тетради, запишите число, классную работу.

— Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.

Проверка по цепочке у доски записывают пером.

Оцените данное задание.

3.

— Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)

1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

Оцените свою работу.

— Предлагаю повторить падежи.

1чел- расставляет правильный порядок падежей.

2 чел- порядок вопросов.

— А теперь отдохнём

Физкультминутка

(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)

И.п — русский язык

Р.п — русского языка

Д.п – русскому языку

В.п – русский язык

Т.п – русским языком

П.п – о русском языке

Оцените работу

— Вспомните, какие орфограммы вы знаете?

-На доске записаны слова

С_ло, р_дное, г__ржусь, ч_десная.

— запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.

— А затем определите и подпишите у слов

. – число

– род

Глагол – время

Проверка: сравнивают ответы с доской.

Оцените работу.

— Составьте простое предложение о своем селе, используя эти слова. Запишите его и подчеркните основу предложения.

— Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция

— Назовите мне учебную задачу нашего урока.

А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»

Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)

6. Рефлексия учебной деятельности.

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)

«Дело мастера боится»

«Добрый разум не наживают сразу»

— Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

Открытый урок в 4 классе по программе «Школа России» по русскому языку

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цели урока:

Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.

Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.

Воспитывать любовь к природе, к родному языку.

Оборудование:  индивидуальные бланки заданий.

ХОД  УРОКА

Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

— А сейчас послушайте стихотворение.

 Работа над эпиграфом к уроку:    

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

Сообщение целей: — Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

Имя прилагательное:

— Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

— Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

 Вместе — служба, вместе — дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?    

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?  

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)

Начнем работу с разминки:

Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)

Антоним к слову временный (постоянный)

Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

— Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

Работа со стихотворением.

— Прочитайте стихотворение.

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.  

                                 (С.Есенин)

— Объясните значение слов «аукает», «баюкает».

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имени прилагательного.

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?

— Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет).

-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.

— Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?

А теперь повторим написание

Безударного окончания.

        Что при этом надо знать,

 Чтобы грамотно писать?

 (задать вопрос от имени существительного к имени прил.)

— На какие вопросы отвечают имена прил.м.р. и с.р. в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.?

-В чем хитрость имен прил.ж.р.? В каких падежах они отвечают на вопрос «какой?»

— Проявите зоркость.  Прочитайте текст и найдите ошибки. 

Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.

— Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.

— Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

ИграЧто «лишнее»?

  1. Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

  2. Стеклянный, хрупкий, деревянный

  3. Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

  4. Добрый, умный, ласковый, нежный

  5. Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

  6. Смелый, отважный, высокий, решительный

  7. Белый, синий, нежный, зеленый.

работа с деформированным текстом.

-Для чего в речи  нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)

-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.

1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.

3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.

4. Закачалась, ветка, вот, еловая.

5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.

— Определите падеж прилагательных, выделите окончание.

Физминутка.

    давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно.    

                            Руки подняли и покачали-

                            Это деревья в лесу.

                            Руки согнули, кисти встряхнули-

                            Ветер сбивает росу.  

                            В сторону руки – тихо помашем-

                            Это к нам птицы летят.

                            Как они сядут, тоже покажем-

                            Крылья сложили назад.

                            Сядьте тихо, продолжим урок.

Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Значение прилагательных.  — Прочитайте словосочетания:

         1. Теплая погода                   

         2. Холодный ветер          

         3. Сладкая ягода

                   

— В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.

Слова для справоккофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.

(Теплая беседа)

(Холодный разговор)

(Сладкая речь)

— Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

— Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).

— Как называются слова близкие по смыслу? Противоположные по смыслу?

— Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

Самостоятельная работа по карточкам.

I вариант.

— Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

  1. ________пенёк опрокидывает _______воз.

  2. _______крючком_______рыбу не выудишь.

  3. Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.

II вариант.

В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.

2. Старый друг лучше ____________двух.

3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.

4. Горькая правда лучше____________лжи.

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

Самостоятельная работа

—  Вставьте окончания, укажите падеж:

О весенн…погоде,    к рыж… лисице,        с ранн… пташкой,

 в жарк.. летн..  ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,

до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,

        с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.

-Проверим, как вы справились с этой работой.

Игра «В каком магазине?»

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.

Вывод:

 Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Последнее задание  «ТЕСТ – ОПРОС»

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;           б) бледноватый;                 в) бледнота

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а)  к могуч…му            б) летн…го          в) с зимн…м      г) по здешн…му

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются                           б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;                  б) числа;                      в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением          б) обстоятельством            в) дополнением

Проверка.

Итог урока. Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в уроке?

Вот уроку конец, а кто работал  «Молодец»!

У р о к

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Цели:

1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.

2. Развивать умение работать с исторической картой.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Что нас ждет сегодня,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.

2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?

3. Как называются объединения славян?

4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.

5. Бог грома и молнии.

6. Злое существо, которое поселялось в доме.

7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.

8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…

9. Материал, из которого делали посуду наши предки.

10. Праздник проводов зимы и встречи весны.

11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.

Ii. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос.

– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

– Какие занятия восточных славян вы знаете?

– Расскажите о жилище восточных славян.

– Во что верили восточные славяне?

Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

Тест «Жизнь древних славян»

1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:

а) от восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;

б) земли;

в) воды.

5. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) рыболовством;

в) охотой.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:

Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.

Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.

Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.

Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?

Ученики. Князья завоевывали земли.

Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?

Учитель предлагает прочитать текст на с. 40–42 учебника.

Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?

Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?

Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.

Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.

Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко

Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи

Облетал, обходил, руками.)

Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,

Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)

«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на

месте, кружатся.)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?

Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.

Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.

Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.

Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.

Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.

Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит опрос.

– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

– С какими морями древних славян связывали водные пути?

– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

– Кто был главой Руси?

– Кто помогал ему?

– Чем занимались князья?

– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

– Почему князя Олега народ прозвал вещим?

– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

– С какой целью князь Владимир крестил Русь?

– Как происходило крещение Руси?

– Как народ принял новую веру?

– Чем христианство отличается от язычества?

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.

Домашнее задание.

с. 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.

multiurok.ru

Урок-конкурс «Части речи», 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока: повторить, систематизировать знания учащихся о частях речи, активизировать мысль детей.

Задачи:

1. Повторение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе).

2. Развитие познавательного процесса, внимания, мышления, воображения, памяти, речи; формирование навыков обобщения материала в координатно-матричной системе.

3. Воспитание культуры организации учебной деятельности; экономическое воспитание; профориентация учащихся.

4. Формирование умения работать в сотрудничестве.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, метод проекта, технология моделирования.

Структура урока.

-Сегодня урок русского языка пройдет в необычной форме — форме КОНКУРСА.

Конкурс — смотр кого-либо, чего-либо, дающий возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Для этого нам необходимо создать конкурсную комиссию, которая определит победителей и вручает соответствующие документы. Итак, начнем.

К нам поступил заказ от учащихся 4-х классов на составление матрицы по изученным частям речи. С победителями конкурса будет заключен контракт.

Контракт — письменный договор, соглашение со взаимными обязательствами заключивших его сторон.

Задача участников конкурса — к выполнению заказа подойти ответственно.

В ходе конкурса за каждый правильный ответ вы будете получать бонусы, количество которых будет подсчитывать конкурсная комиссия. И по количеству набранных вами бонусов будет вам предоставлено право выбрать часть речи, на которую вы составите матрицу, т. е. выполните заказ.

Открыли тетради, записали число, классная работа и наши новые слова, с которыми мы познакомились.

Начинаем наш конкурс, а помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

1 задание. Каждая команда должна доказать свою способность участвовать в конкурсе. Капитаны выбирают листок с заданием. Используя все буквы, составьте слово-название своей команды.

О Т К И З Н А

Р Е Г М И О Т А

(ЗНАТОКИ)

(ГРАМОТЕИ)

КИНУМИ

(УМНИКИ)

— Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать следующий конкурс.

2 задание. Конкурс «Заработай бонус».

1. В данном конкурсе в диалоге каждая команда в качестве одного шага имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

Игра «Что лишнее?»

-мышь, тишь, ёрш, тушь
-луч, дочь, меч, грач
-рожь, чиж, стриж, нож

— Какая это орфограмма?

-На доске предложение. Прочитайте. Из каких частей речи оно состоит?

Олень — _______, _______ животное с ________ рогами.

Как украсить предложение?

Олень — красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

Запишите предложение, определите род, число, падеж имен существительных.

2. Следующая часть речи — ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что вы знаете о нем?

Игра «Назови одним словом».

-тополь, клён, берёза, ель — ДЕРЕВЬЯ

-волк, лиса, заяц, медведь — ЖИВОТНЫЕ

-брусника, земляника, черника — ЯГОДЫ

Подберите к ним как можно больше прилагательных и запишите их в тетрадь.

МОЛОДЦЫ.

3. Следующая часть речи ГЛАГОЛ. Что вы знаете о глаголе?

Работа с пословицами.

Друг познаётся в беде.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Определите форму глагола. (3 ЛИЦО, ЕД. ЧИСЛО.)

Объясните пословицы.

И если вы будете дружно, слаженно работать в своей группе, то вы легко справитесь с работой, контракт на которую вы выиграли.

(Подсчёт бонусов. Выбор контрактов.)

4. А теперь ваше главное задание - выполнение заказа на составление матрицы на данную часть речи.

Самостоятельная работа учащихся.

Защита своих работ.

5. — На сегодня наша работа завершена. Я благодарю всех участников. А сейчас самое приятное — вручение командам-участницам дипломов за участие в данном конкурсе. Хочу сказать, что на свою матрицу вы можете получить патент на использование вашего изобретения. А точное значение слова патент вы найдёте дома и на следующем уроке мне расскажете.

Приложение

1.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проект урока по русскому языку «Имя числительное как особая часть речи», 4-й класс. Система Д.В. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обнаружение новой части речи (имя числительное).
  2. Построение грамматической модели новой части речи.
  3. Сравнение слов десять-десяток (числ.-сущ.)
  4. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

1. Эмоциональный настрой.

— Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

— Наш урок называется: урок-исследование. – А что значит исследовать?

(Исследовать-подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо. Словарь С.И. Ожегова)

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую звезду знаний.

2. Создание ситуации успеха.

На доске:

Л_нейка, уг_ ворить, п_сьмо, л_нейный, хо_ьба, разг_вор, отга_ка, усп_вать, гла_кий, ю_ка, дес_ть, ог_родить, пл_чистый, ги_кий.

— Прочитайте слова.

— Вставьте пропущенные орфограммы слабых позиций. Объясните.

— Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.

(по количеству слогов, по орфограммам, по первой букве, по частям речи)

— А что такое часть речи?

— Какие части речи знаете?

— Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?

3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи.

— Я предлагаю вам записать слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.

сущ. прил. глаг. ?
линейка линейный уговорить десять
письмо гладкая ходить
ходьба плечистые успевать
разговор гибкие огородить
отгадка
юбка

— Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слово десять? Почему? Какова цель нашего урока?

— Это имя или глагол?

Сравните высказывания:

  1. Ночную улицу освещал десять ярких фонарей.
  2. На улице нет и десяти фонарей.

— Какое значение изменилось у слов десять во втором высказывании? (падежа или времени)

— Можно ли теперь сказать: это имя или глагол? (имя)

— Определите место этой части речи на общей схеме. (где имена )

— Поставим знак вопроса.?

4. Сравнение слов десять — десяток, сходных по лексическому значению, но различающихся грамматическими значениями.

— А что именно называет слово десять - действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (слово десять называет количество предметов)

— Но ведь то же количество можно было назвать с помощью слова десяток:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

— Слова десять и десяток называют одно и то же число. Количество каких-то предметов

десять ЛЗ ГЗ
=
десяток ЛЗ ГЗ

— Может, оба эти слова относятся к одной и той же части речи?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проверить, по какой грамматической модели построено каждое из них.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

Ночную улицу освещали десятки ярких фонарей.

— Выпишите словоформы слова десяток.

— Какую грамматическую форму обнаружили? (число)

Десяток – десятки — Ч

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. Ночную улицу освещало больше десятка ярких фонарей.

— Выпишете словоформы слова десяток.

— Как изменилось? (по падежу)

Десяток — больше десятка — П-

— А есть ли грамматическая форма рода?

Как это можно доказать? (подобрать прил., он-мой)

5. Физкультминутка.

6. Построение грамматической модели новой части речи.

— Вернёмся к слову десять:

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

Ночную улицу освещало больше десяти ярких фонарей.

— Выпишите словоформы слова десять.

Десять — больше десяти — П^ (на доске)

— Как изменилось слово? Какую грамматическую форму обнаружили? (падеж)

— А есть ли у этого слова форма числа? (варианты ответов)

— По-русски можно сказать:

Летают десять белых голубей.

Летает десять белых голубей.

— Можно было бы так употребить глагол, если бы слово десять имело грамматическое значение числа? (нет)

— Осталось проверить, есть ли у слова десять грамматическая форма рода.

— Чтобы доказать, что у слова десяток есть форма рода, нужно просто присоединить к нему какое-нибудь прилагательное.(например: целый десяток фонарей)

— А можно ли так сказать:

целый десять фонарей или
целая десять фонарей ?

— Значит, формы рода у слова десять нет.

— А что обозначает? (ОГЗ — количество)

Десять — П^ —>ОГЗ обозначает количество ( вывод на доске )

— По разным или одинаковым грамматическим моделям построены слова десяток и десять? (по разным)

— К какой части речи относится слово десяток?

— А слово десять к другой части речи. Десять — это имя числительное.

— Подумайте, почему эту часть речи так называют?

— А что же такое имя числительное?

— Сравним наш вывод с правилом в учебнике. страница 6. (4 кл.)

— Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока?

— Решили мы эту задачу?

(- Найдите на схеме место для новой части речи.)

P.S. Имена числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи-только словами: три лошади (3)

тройка лошадей

7. Упражнение в отличии существительного от числительного.

Работа по учебнику. (4 кл.) страница 23 упражнение 138 (работа в парах )

— Прочитайте задание. Подумайте в парах над ним.

(лексическое значение одинаково: пяток обозначает количество как носитель признака, то есть как предмет, а слово пять обозначает его именно как количество, как число)

— Придумайте и запишите с этими словами высказывания.

8.Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка.

  1. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните имена числительные.
  2. По дороге бежит тройка лошадей.
  3. В неделе семь дней.
  4. Мама купила сотню яиц.
  5. На уроке мы решили три задачи.
  6. В квартире стоит двойная дверь.
  7. В районе появилось двадцать новых домов.

Определите другие части речи.

числительные другие части речи
семь тройка
три сотня
двадцать пятёрки
двойная

— Самопроверка с образца. Оценивание по шкале.

9. Итог урока.

— Итак, наш урок-исследование подходит к концу. Какую же звёздочку знаний мы открыли?

— Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

— Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

10. Домашнее задание: страница 23 упражнение 139 (4 кл.)

*творческое задание для желающих:

С числительными из текста составить и записать интересные предложения.

27.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка в 4-м классе (1–4) по теме: «Части речи. Имя существительное»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить и обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  • Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  • Способствовать обучению школьников умению составлять схемы, таблицы.
  • Способствовать воспитанию внимательности, уважительного отношения друг к другу.

 ХОД УРОКА

I Организационный момент

Солнце встало над землей,
Поскорей разбудило всех детей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

— У нас хорошее настроение? Мы готовы к работе? Тогда в путь, за новыми знаниями.

— Откройте тетради, запишите число. Объясните орфограммы

II Проверка домашнего задания

На доске даны слова из домашнего задания: в..ют, об..езд , осен..ю, с..ел, раз..ехались, солов..и.

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

По какому признаку можно разделить данные слова на две группы? Докажите.

Учащиеся работают в парах, записывают слова фломастерами на альбомных листах. Учитель проводит контроль одной пары, оценивает. Другая пара осуществляет взаимооценку.

1) Ь

вьют

осенью

соловьи

2) имя существительное

осенью

соловьи

объезд

Ъ

объезд

съел

разъехались

глагол

вьют

съел

разъехались

III Определение темы и цели урока

Учащиеся разыгрывают сценку “Рассказ о фильме”

Что изображали наши актеры?

Почему нам не всегда было понятно, о чем они говорят? ( Многие слова “актеры” не могли вспомнить, другие употребляли неправильно)

— Значит, для нас важно, чтобы каждое слово было на своем месте. — А помните ли вы, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией? (Части речи).

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Назовите тему урока. (Части речи)

Одной из частей речи мы уделим больше внимания. Что это за часть речи, если о себе она может сказать так: “Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам”. (Имя существительное)

-Это вторая часть нашей темы. (Записываем на доске и в тетради).

На доске вывешивается плакат с эпиграфом:

Чем глубже, лучше человек знает язык,
Тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли.
Богатство языка — это богатство мысли.

М.Исаковский

-Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? Как вы их понимаете?

Согласны ли вы с автором? Нужно ли нам это изучать?

IV. Работа по теме урока

1) Составление схемы

-Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома- то, из чего мы будем строить.

А из каких ЧАСТЕЙ РЕЧИ строится РЕЧЬ? (Ученики называют знакомые части

речи, что они обозначают)

-Как отличить одну часть речи от другой? ( По вопросам, по значению)

-На какие группы делятся части речи? Почему? (Самостоятельные и служебные.)

-Распределите части речи по группам. Приведите примеры.

(Ученики работают в группах с карточками. Группа, выполнившая задание первой, составляет схему на доске. Класс оценивает работу.)

Части речи

Самостоятельные Служебные
Имя существительное Предлоги
Имя прилагательное Союзы
Имя числительное Частицы
Местоимение
Глагол
Наречие

— С какими частями речи мы уже давно знакомы?

-О каких частях речи у нас мало знаний?

-Зачем нам нужно знать части речи?

2) На языке “глокой куздры”.

Ученики 4б класса прислали нам записку, но она оказалась зашифрованной. Сможете ли вы понять о чем в ней идет речь.

“Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”

-Определите части речи, аргументируйте.

3) Работа по учебнику.

Упражнение 62, стр.30.

-Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне (осенью, цветы, в лесу, на дереве, на краю, вершины, берез, по воде.)

— Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

— Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний (ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, - пожелтевшие, певчие, осенние.)

— Запишите текст под диктовку (с 5-го предложения).

— Подпишите все известные вам части речи.

— Разберите по членам предложения последнее предложение.

4) Физкультминутка.

Дети встают и читают стихотворение О. Высотской “Веселая грамматика”(с инсценировкой)

Существительное- школа, Не и ни у нас частицы,
Просыпается- глагол, Нам их надо повторять.
С прилагательным веселый И при этом не лениться,
Новый школьный день И ни часу не терять!
пришел.
Встали мы- местоименье, После школы, как известно,
Бьет числительное семь. Мы катаемся в санях.
За ученье, без сомненья, Здесь особенно уместны
Приниматься надо всем. Междометья ох и ах.
Мы наречием отлично А потом
На уроках дорожим, У теплой печи
Соблюдаем мы привычно Повторяем
Дисциплину и режим. Части речи!

— Все ли части речи названы в стихотворении?

— Какой части речи нет в нашей схеме? (Междометия)

— К какой группе слов мы ее отнесем?

— Основное назначение междометий — обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу (Добавляем в схему слово “Междометия”)

5) Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова, 1-я и 2-я группа записывают только имена существительные,3-я группа — имена прилагательные, 4-я группа - глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

  • Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
  • Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
  • Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?
  • Какие слова не вошли в эти группы, к какой части речи они относятся?
  • Какая группа слов оказалась самой многочисленной? Как вы думаете, почему?

(Ребята высказывают свои предположен Вы правы, имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать все то, что его окружает.

6) Игра “Ассоциация”.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите — “имя существительное”?

(Каждый ученик называет одно или несколько слов , ассоциирующихся с именем существительным: “часть речи”, “предмет”, “школа”, “русский язык” и т. д )

7) Составление плана.

— Что вы знаете об имени существительном? (Ученики дают определение )

— Давайте по этому определению составим план повторения.

(Работа в группах. Каждая группа составляет свой план. Ученики анализируют составленные планы, выбирают наиболее полный.)

— Сравним наш план с планом в учебнике на стр.34.

— Расскажите об имени существительном по плану.

По ходу рассказа на доске составляем таблицу:

С обозначает предмет
У живые существа
Щ явления природы
Е события
С процессы
Т
В бывает одушевленное собственное мужского рода
И неодушевленное нарицательное женского рода
Т среднего рода
Е
Л
Ь изменяется по числам
Н ? (по падежам)
О
Е

8) Работа по учебнику.

Упражнение 64, стр.30.

— Прочитайте. Какие знакомые вам части речи употребил автор в тексте?

Как отличить имя существительное от других частей речи? Назовите имена существительные.

— Разберите слово ТИШИНА как часть речи.

V. Итог урока. Рефлексия

Творческое задание “ В стране частей речи”.

Представьте, что вы путешественники, которые побывали в стране, где живут разные части речи. Расскажите об этой стране и ее жителях.

Какие задания нашего урока помогут вам в этом?

VI. Домашнее задание

Нарисовать план города “Имя существительное” для дальнейшего изучения этой темы.

19.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Части речи. Обобщение. — Русский язык

Язык – есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский.

4класс

Учитель: Сергиенко С.Н .

ТО К И З Н А

Т Е И М О Г Р А

К И Н И У М

ЗНАТОКИ

ГРАМОТЕИ

УМНИКИ

Цель урока:

Закрепление и обобщение знаний

о частях речи

В…кзал, г…зета, иску……тво, вет…р, к…рабль, м…локо, ч…тверг, завтр…к, п…года, р…бота, уч…ник.

Проверь .

В кзал, г зета, иску тво, вет р,

к рабль, м локо,ч тверг, завтр к, п года, р бота, уч ник .

о

а

сс

е

а

о

о

е

а

о

е

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

Имя существительное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Бывает …

Имеет …

Роль имени существительного в предложении? …

часть речи

КТО? ЧТО?

предмет

числам и падежам

одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное, мужского, женского или среднего рода

3 склонения

главную и

второстепенную роль

*мышь, тишь, ёрш, тушь *луч, дочь, меч, грач *рожь, чиж, стриж, нож

На ______ _____ поляне ______ краской нарисовала весна ______ лужу. А вокруг, будто ______ брызги, рассыпала ______ подснежники.

Олень — _______, _______ животное с ________ рогами.

Олень — красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала весна большую лужу. А вокруг, будто густые брызги, рассыпала голубые подснежники.

Олень — _______, _______ животное с ________ рогами.

Олень — красивое, стройное животное с ветвистыми рогами.

Кладовая знаний

Что вы знаете об ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ?

Имя прилагательное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Связано с

Роль имени прилагательного в предложении?

часть речи

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОКЕ? КАКИЕ?

признак предмета

числам, родам и падежам

именем существительным

второстепенную роль

ГЛАГОЛ.

Что вы знаете о глаголе?

Глагол – это …

Начальная форма глагола …

Обозначает …

Имеет …

Изменяется по …

Роль глагола в предложении? …

часть речи

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

действие предмета

3 временных формы – настоящее, прошедшее,

будущее время

лицам и числам: глагол прошедшего

времени – по родам

главную роль

C делай выбор.

Берёза белая зазеленела.

Возвращаются перелетные птицы .

Шагает по земле весна.

Нарисуй картину

Творческае задание

синквейн

1. Существительное «Весна»

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение, которое выразит ваше

отношение к теме.

5. Слово – ассоциация к слову «Весна» .

Домашнее задание.

1. Восстановить стихотворение,

определить часть речи

вставленных слов.

2. Синквейн часть речи

multiurok.ru

Советы рукодельницам