Проект » Экономика и дети»

Содержание

Проект по экономическому воспитанию «Экономика и дети

» Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители.

Проект долгосрочный – сентябрь 2018 г – май 2019 г.

Проект разработан и реализован воспитателем средней группы Мамраевой О.Н.

Введение

Проект по экономическому воспитанию «Экономика и дети» включает следующую информацию:

― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

― цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

― сроки и этапы реализации проекта,

― управление и обеспечение проекта,

― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

― планируемые мероприятия в рамках проекта,

― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Актуальность и социальная значимость

Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками — это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Задачи:

— Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

— Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

— Совершенствовать коммуникативные качества детей.

— Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

— Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

—Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».

― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап — Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап — Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Формы работы:

беседа, обсуждение, дискуссия,

просмотр слайд-презентации, мультфильма,

коллекционирование,

чтение художественной литературы,

игровые ситуации,

решение проблемных ситуаций,

рассматривание картин,

сюжетно-ролевая игра,

продуктивная деятельность,

экскурсия,

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Карта «Путешествие денежки»

6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», « Кафе»

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

План проектных мероприятий.

Время проведения

Мероприятия

Цель

Сентябрь

1.Разработка проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы

3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.

4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.

Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями.

Октябрь

1.Беседа « Что такое деньги».

2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.

3.Чтение произведения А. Романова « Чудеса в кошельке».

4. Беседа « Где и что покупают люди»

5.Рассматривание картины « В магазине»

6.Оформление коллекции денег.

Познакомить детей с понятиями « , денежные купюры»,» карточка»,» кошелек».

Ноябрь

1.Беседа « Семейный бюджет»

2.Сюжетно – ролевая игра « Гипермаркет»

3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджете»

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета ( зарплата, пенсия, дополнительный заработок).

Декабрь

  1. Беседа на тему « Товар и цена»

  2. Просмотр мультфильма « Как мужик корову продавал»

  3. Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников.

  4. Дидактическая игра « Что быстрее купят»

Формировать представление о таких понятиях как « цена» и « товар», дороже, дешевле.

Январь

  1. Беседа « Труд в жизни людей»

  2. Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г. Сутеева

  3. Словесная игра « Кому что нужно для работы»

  4. Просмотр презентации « Все работы хороши»

Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,

Февраль

1.Ситуативный разговор « Что такое рынок»

2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи»

3.Рассматривание картины « На рынке»

4. Сюжетно – ролевая игра « Рынок»

Развивать представление детей о том, что такое рынок.

Март

  1. Беседа « Для чего нужна реклама»

  2. Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама»

  3. Ситуативный разговор « знакомство с новыми профессиями»

  4. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.

  5. Дискуссия « Хорошо – плохо»

Дать представление о том, что такое реклама, профессия « рекламодатель», « рекламное агенство»; развивать речь детей, логическое мышление.

Апрель

  1. Беседа « В чем нуждается человек»

  2. Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон»

  3. Просмотр презентации « Все, что нужно мне для жизни»

  4. Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»

Формировать представление о понятии « потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.

Май

  1. Беседа « Что такое бизнес и капитал»

  2. Чтение художественной литературы Успенской « Бизнес Крокодила Гены»

  3. Дидактическая игра « Экономическая рыбалка»

  4. Сюжетно – ролевая игра « Строительный бизнес»

  5. Интеллектуально -познавательная игра « Путешествие по стране Экономике»

Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль , валюта, бизнес.

Итог проекта:

Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.

Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.

  1. Получили представления о том . что зарплата – это плата за труд.

  2. Научились понимать . что расходы должны соответствовать доходам семьи

  3. Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.

multiurok.ru

«Приобщение ребёнка к миру экономической действительности». Разработчики проекта

скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12

Проект:

«Приобщение ребёнка к миру

экономической действительности».

Разработчики проекта:

Т.П.Татаринкова

Н.Г.Перькова

Т.А.Кондратова

г. Белгород, 2013
Раздел I. Информация о проекте.

Условия становления проекта.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности — одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

Работая с дошкольниками, мы заметили, что экономическая информация, которой овладевают дети самостоятельно, на житейском, часто искаженном уровне, обязательно требует объяснений, вмешательства взрослого. Именно поэтому проблема формирования экономических представлений актуальна для дошкольной педагогики и психологии.

Началом работы по теме проекта стало проведение диагностики и определение исходного уровня формирования экономических представлений у старших дошкольников. В исследовании принимали участие 14 детей с общим недоразвитием речи.

На протяжении 3-х лет проводилось диагностическое обследование. По результатам проведенной первичной диагностики мы получили следующие данные: 0% -с высоким уровнем знаний, 49% -детей находились на среднем уровне и 51%- на низком уровне. Для выявления уровня знаний детьми экономических понятий и суждений нами была использована диагностическая методика А.Д.Шатовой «Общая ориентация детей в мире экономической действительности и запас экономических знаний и понятий» [5,166].

Длительность работы над проектом.

Работа по разрешению данной проблемы была разделена на этапы:



  1. Начальный (констатирующий) – сентябрь-ноябрь 2010 года.

  2. Основной (формирующий) – декабрь 2010 г. — март 2013 г.:

  3. Заключительный (контрольный) – март-май 2013 года.

Диапазон проекта включает обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием и представлен системой работы по формированию экономических представлений у старших дошкольников.

Актуальность проблемы состоит в том, что бурное развитие экономики на современном этапе выявило значительные недоработки в экономической подготовке молодого поколения к жизни.

В настоящее время возникли новые ценности, прежние утратились, по- иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования экономических представлений через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием, разработке педагогических условий, средств, форм и методов, способствующих формированию экономических представлений у старших дошкольников с ОНР.

Теоретико-методологической основой являются положения и идеи научных трудов и программно-методических документов для дошкольных учреждений, такие как: Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» [3, 3-165], А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику…» [4, 3-168], Л.М. Клариной «Уроки гнома-эконома…» [2, 3-74], Т.В. Дробышевой «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» [1, 3-17], А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [5, 3-239] и др.

Суть нашего подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует

развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.

Цель экономического воспитания — формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для счастливого детства. Воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Новизна проекта состоит, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения, а также в разработке технологии формирования экономических представлений у старших дошкольников с ОНР через обогащение разнообразных видов деятельности экономическим содержанием, в комбинации элементов известных методик и технологий.

Раздел II. Технология проекта

Роль воспитателя в формировании экономических представлений трудна и значительна, требует постоянного пополнения собственных экономических знаний и сил. Приступая к работе, мы должны чётко усвоить цели и задачи формирования экономических представлений дошкольников.

Цель: сформировать у детей экономические представления через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием; раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры; научить соответствующим формам поведения.

Задачи складываются из следующего: создать развивающую среду в группе; воспитать у ребёнка уважение к человеку труженику; сформировать у детей доступные экономические понятия.

Направления в работе: подбор методической литературы по данной теме; изучение методической литературы и применение в практической деятельности; разработка перспективного планирования и занятий по данной теме.

Знакомство с миром экономики не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует у него деловые качества личности, умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Изучение и использование разных рекомендаций и методик даёт нам возможность придать обучению интегрированный, развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными. Насыщение жизни дошкольника элементарными


экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным. И все-таки, с чего же начать? Считаем целесообразным определить для себя основные направления работы: создание развивающей среды в группе; взаимодействие педагога с детьми; взаимодействие педагога с родителями. По рекомендациям А.А.Смоленцевой «Введение в мир экономики…» [4,10] нами в группе создана модель развивающей среды, позволяющей сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами детской деятельности, а значит, обогащать познавательную деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием.

Развивающая среда – важный компонент дошкольного образования. И можно смело утверждать, что если среда благоприятная, то она будет стимулировать развитие ребёнка, позволять ему проявлять самостоятельность, утверждать себя, как активного созидателя. В нашей группе создана такая развивающая среда, «информация» которой сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребёнка к её поиску. В результате чего, дети не слоняются без дела и не страдают от отсутствия впечатлений, а стремятся к содержательному деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Ребёнок и взрослый действуют вместе, им удобно и комфортно в таком обществе и пространстве.

Суть подхода к формированию экономических представлений у дошкольников не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в формировании экономических представлений у дошкольников путем обогащения различных видов деятельности экономическим содержанием. Мы считаем, что доминирующим фактором по экономическому воспитанию является общение педагога с ребенком, их совместная деятельность, а также создание атмосферы подлинного сотрудничества и партнерских отношений. Процесс формирования экономических представлений у детей реализуем через различные формы его организации. Их разнообразие позволяет проявлять нам творчество, индивидуальность, сделать процесс

познания экономики интересным, доступным. Поэтому приоритет в своей работе отдаем играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга, развлечениям,

КВН, используем самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Для разработки проблемы экономического воспитания особый интерес представляет ознакомление детей с трудом взрослых, а в решении задач экономического воспитания детей дошкольного возраста труд выступает как условие и средство воспитания. Наша экспериментальная работа показала, что знакомство с новыми профессиями очень важная часть воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, она способствует формированию с детских лет экономического образа мышления. Идея ознакомления с людьми разных профессий – это уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, имеющему своё дело, уважение к труду вообще, отмечала А.Д. Шатова [5,197].

Наблюдая за играми детей, мы видели, что они привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У детей этот опыт разный. Кто-то правильно употребляет слова: деньги, цена, сдача, а кто-то говорит, но неосознанно. У нас возникла идея: исследовать тему «Деньги» и всё, что с ними связано. Обсудив результаты диагностики, мы пришли к выводу, что почти все дети в той или иной степени имеют представления о деньгах. Необходимо было раскрыть для них главный смысл обращения с деньгами, научить пользоваться. Логика работы предельно ясна: от лёгкого – к сложному заданию, от конкретного – к абстрактному.

Свою работу по ознакомлению с деньгами разделили на три этапа:

1.«Знакомство с денежными знаками».

2. «Обмен». На втором этапе необходимо продемонстрировать ребёнку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми.

3. «Наличная сумма, цена и сдача». Этот этап – беспредметный, и его цель – научить ребёнка сопоставлять цены с имеющимися у него наличными деньгами и оперировать ими. Особый интерес у детей вызвал раздел «Реклама: желания и возможности» [5, 199-200] .

Знакомство с рекламой проходило в четыре этапа.

На 1 этапе «Реклама и её виды» дети познакомились с самим понятием реклама, узнали, какой она бывает.

На 2 этапе «Назначение рекламы» у детей формировали положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе.

На 3 этапе «Кто делает рекламу» знакомились с новыми профессиями, связанными с работой рекламного агентства. Проводили занятия и игры с детьми: «Кто работает в рекламном агентстве?», «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что тебе нужно для работы».

На 4 этапе «Детская реклама» представляла особый интерес, так как она показывала, как обогатились знания детей. Дети с большим интересом придумывали рекламу своему детскому саду, группе. В педагогическом процессе мы использовали самые разнообразные приёмы: наблюдение, рассказ, беседы, чтение художественной специальной литературы, организацию продуктивной деятельности детей на основе взаимосвязи обучения и игры.

Важным является раздел «Полезные навыки и привычки в быту» [5, 200-201]. Полезные привычки можно приобрести в результате воспитания. Они имеют не только социальное, педагогическое значение, но и способствуют становлению экономического поведения с детства.

Работа с родителями – одно из основных направлений по экономическому воспитанию. Семья – начальная школа реальной экономики для детей. «Сколько бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага», — гласит мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитуемых. Пути реализации содержания «Программы» по приобщению дошкольников к миру экономической действительности — огромное поле для творческой деятельности и воспитателей, и родителей, сознающих, что экономика – это сама жизнь, которой надо постоянно учиться и взрослым и детям.

Раздел III. Результативность проекта

Для определения эффективности влияния, обогащения различных видов деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) экономическим содержанием в процессе формирования экономическими представлениями на контрольном этапе проводилось повторное диагностическое обследование. Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что наша работа дала положительные результаты, диагностические данные уровня развития детей подтверждают динамику роста.

Результаты сравнительной диагностики представлены следующими цифрами: начало эксперимента: высокий — 0; средний — 49%; низкий — 51%; конец эксперимента: высокий — 52.4%; средний — 47.6%; низкий — 0%.

Итоги проведенной работы показали, что формирование экономических представлений по разработанной нами технологии дало положительные результаты. У детей экспериментальной группы сформировалось экономическое сознание, пробудилось экономическое мышление, дети узнали много нового и умеют об этом рассказать, используя экономическую терминологию, ребята приобрели такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и доводить начатое дело до конца.

Библиографический список


  1. Дробышева Т.В. Я, моя семья и общество, в котором мы живем. (программа). Москва, 2001.

  2. Кларина Л.М. Уроки гнома-эконома и феи экологии. – Москва, 1995.

  3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – Москва, 2002.

  4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. — С.-Петербург, 2001.

  5. Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика: Программа. – Москва, 1996.
скачать

nenuda.ru

Экономика детям дошкольного возраста — методы обучения


Экономика детям в детском саду — зачем? А когда я впервые услышала про экономическую осведомленность дошкольников, честно говоря, удивилась: не шутка ли это?

Поэтому, чтобы отбросить все сомнения, решила съездить в соседний детский ясли-сад и посмотреть на дошкольников, которые знают, как сберечь 1000 кВт.ч. в год, как экономически сочетать общее, среднее и комбинированное освещение, а также как правильно распоряжаться семейным бюджетом.

Большое дело начинается с малого

Заведующий яслей-сада Марина Ивановна, которая уже более 30 лет работает в этом учреждении образования, признается, что интерес к экономическому воспитанию деток она проявляла всегда, практически с первых дней работы воспитателем: проводила с детьми игры в этом направлении, обращала внимание дошкольников на экономию света, воды и тепла, развивала первичные представления о деньгах.

А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”.

Скептики скажут: экономика и дошкольники слишком далеки друг от друга. Но не торопитесь делать выводы. Любое большое дело начинается с мелочей. Так и до экономики не подойти без усвоения основ этой науки. Дети должны понимать: чтобы достать деньги из кармана, их сначала нужно туда положить.

Чтобы быть успешным в жизни и профессии, необходимо быть экономически грамотным — и вряд ли кто-то станет спорить с этим. Ознакомление с основами этой науки следует начинать уже в первом звене системы образования — дошкольном учреждении, ведь экономика детям и первые представления о деньгах и их назначении начинают формироваться в возрасте 4-6 лет. Понимание этих базовых основ стало исходной точкой для администрации яслей-сада при реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников.

Посеянное зерно уже дает свои всходы. За время реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников, а это уже два года, воспитатели отмечают, что у детей сформировался экономический кругозор, воспитанники овладели начальными экономическими умениями, с легкостью оперируют базовыми понятиями финансовой сфере и даже различают эмоциональные отношения от товарно-денежных.

Из шести групп яслей-сада проектом охвачены две средние и одна старшая (дети от 4 лет). Работа всего коллектива направлена в первую очередь на то, чтобы экономика детям была интересной, а занятия проходили весело и с пользой.

Принцип “соленого огурца”

Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.

Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.

Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.

Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.

Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

Предметно-развивающая среда

В учреждении огромная роль отводится развитию предметно-развивающей среды — основного условия для формирования экономической осведомленности. В группах расположены игрушечные банкоматы, терминалы, кассы, устройства для считывания штрих-кодов.

Кстати, педагоги стали замечать, что в игре “Магазин” дети все чаще расплачиваются пластиковыми карточками, а не наличными деньгами.

Экономика детям — игровые методы

Дети активно включаются в сюжетно-ролевые и дидактические игры, цель которых — сформировать бережное отношение к окружающему миру, а также научить детей обдуманному расходованию как финансов, так и природных ресурсов.

Пример одной из таких игр. В центр кладут карточку, где изображен, например, бюджет семьи, а детям предлагают обдумать, что они купят в первую очередь:

  • один ищет карточку с покупками,
  • другой отправляется платить за квартиру,
  • а кто-то, прежде всего, находит карточку, где изображено море.

Так дети учатся расставлять финансовые приоритеты.

Практические навыки экономики

Умения обдуманно принимать решения уже пригодились ребятам в жизни. Мама одного из воспитанников рассказала, что, когда однажды ее четырехлетнего сына пригласили на день рождения, Дмитрий сразу задумался про подарок: “Машину, как у меня, я не смогу подарить — это дорого. А я еще не зарабатываю деньги. Зато могу нарисовать рисунок для друга”.

Экономические сказки

Еще один действенный средство воспитания бережливости, чувства меры, щедрости и трудолюбия — экономические сказки. В яслях-саду каждая сказка — это мини-программа экономического образования.

Легче всего детям донести информацию именно через сказки и игры. Родители не всегда обращают внимание детей на скрытый смысл сказок, полагая, что и так все понятно. Но с ребенком нужно каждую идею проговорить, сделать совместные выводы.

Экономические ситуации

Разнообразие экономических ситуаций позволяет придумывать множество сюжетов, где главные герои учат детей разумно подходить к решению финансовых вопросов, использованию природных богатств.

Для большей наглядности в саду смастерили дидактические куклы, которых зовут Электроша, Капелька и Экономика. Они помогают взрослым ввести детей в сложный мир экономических отношений.

Экономические понятия детям

Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.

Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.

Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.

Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе

Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.

Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.

Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…

Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.

Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.

Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.

Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.

Формы работы с родителями по экономическому воспитанию детей

В яслях-саду используют разнообразные формы работы с родителями.

Экономика детям это экономические беседы, занятия, деловые игры, консультации, родительские собрания, стендовая информация и даже игра в КВН с участием мам и пап.

Для родителей предлагается серия развивающихся мультфильмов “Азбука денег тетушки Совы”.

Совместный просмотр уроков “Осторожно: деньги!”, “Кредиты и депозиты”, “Умение экономить”, “Потребности и возможности” учат детей самостоятельно распоряжаться деньгами, помогают разобраться с понятием “экономическая безопасность семьи”, рассказывают, как обуздать свои потребности.

Практика показывает, что у многих родителей экономика детям вообще не нужна, а экономическое воспитание заканчивается фразой “Деньги на деревьях не растут”. Но финансовая осведомленность имеет в виду не просто разговоры, а реальные действия. Детям нужно видеть наглядные примеры, иначе результата можно не ждать.

Определенную помощь в познании тайн семейного бюджета окажут различные деловые игры совместно с родителями. Мам и пап просят также не забывать о таком важном моменте, как поручения, связанные с деньгами: сходить в магазин, самостоятельно купить продукты и принести обратно остаток. Это важный и переломный момент для каждого ребенка — если он видит, что ему доверяют!

Как заинтересовать ребенка?

Не забывают в яслях-саду и о самом важном составляющей: чтобы чему-либо научить ребенка, необходимо его заинтересовать. А интересуют детей прежде всего игры и сказки. На это и был сделан упор в учреждении. Воспитанники даже поставили экономический мюзикл, где хитрая лиса не хотела готовиться к зиме и потратила все деньги на новую шубку. А волк, наоборот, подошел к вопросу зимовки основательно: заменил в доме батареи, поставил стеклопакеты, утеплил стены. Так дети наглядно объяснили, кто в итоге оказался в лучших условиях.

Сегодня родители с гордостью делятся приятными наблюдениями: дети стали следить за тем, чтобы зря не включать свет в доме, закрывать кран с водой, при распределении семейного бюджета определять, что первичное, а что вторичное, обращать внимание на цены в магазине.

Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников. Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков.

podrastu.ru

Экономика в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие удивятся услышав: «Экономика в детском саду», но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что отдавая утром маленького ребенка в группу, родитель обещает вернуться вечером с игрушкой, конфеткой и т.п. Они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Пройдет всего лишь год и ребенок уже сам начнет заказывать, что именно ему нужно будет приобрести. Много раз приходиться наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крик и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта истории. Одним родителям приходится «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это — главные вопросы, которые волнуют каждого родителя. Итак, как же я знакомлю детей с экономикой.

Работая по программе «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. и др., вся моя работа выстроена на обучении детей в игре, т.к. это самый приемлемый способ. Ребенку не навязываются какие-либо знания, а он самостоятельно путем проб и ошибок делает для себя соответствующие выводы, педагог же помогает, направляет:

Сюжетно-ролевая игра — самое главное при знакомстве ребенка с экономикой. Уже в младшей группе я начинаю играть с детьми в «Магазин», где работает продавец и продает конфеты, фрукты, молоко. Роль продавца возлагаю на себя, показывая как нужно разговаривать с покупателем. Постепенно к концу младшего возраста можно ввести условные деньги — цветные бумажки. Ребенок узнает новые для него слова: продавец, покупатель, продукты, деньги. Наряду с этой игрой проводятся и другие сюжетно-ролевые игры, где ребенок знакомится с профессиями: врач, водитель, парикмахер. Любое движение проговаривается воспитателем, что крайне важно при обучении в дальнейшем.

В средней группе детского сада игра становится разнообразней. Роль продавца уже может взять на себя ребенок, но роль кассира, который выдает чеки, остается за воспитателем; продуктов, продаваемых в магазине, становится больше, их требуется взвешивать. Расширяется словарный запас: кассир, чек. Параллельно, играя в другие творческие игры этого возраста, начинает прослеживаться связь с экономикой. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке — покупают лекарство за деньги-монетки, вырезанные из любого бросового материала, главное, чтобы они были многоразового использования, яркими и не сильно мелкими.

В старшем возрасте понятие — магазин становится гораздо объемнее: «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Хлебный магазин» и др. Все действия, которые обыгрывались в сюжетно — ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со сторон. Дети все чаще используют в играх монеты, при этом они сами с удовольствием переводили их на бумагу. Живой интерес вызвала у старших дошкольников тема «валюта», при рассматривании альбома с купюрами и монетами разных стран, кто-то из детей уже знает или слышал: «доллар», «евро».

На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду, людям разных профессий, ценности общественного труда — дает свои результаты. Ребенок уже мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется. Я старалась воспитать чувство сострадания в детях жалости к людям, которые попали в трудную житейскую ситуацию, которым приходится просить милостыню на улице. Рассказывала о богатых людях, как много им пришлось для этого трудиться, а для этого им необходимо было старательно учиться в школе. Думаю, что мои воспитанники вырастут чуткими и внимательными людьми.

Думаю, все согласятся со мной, что без помощи родителей вся моя работа была бы не полной. Когда я рассказала им о предполагаемой мною работе, они восприняли это скептически. Но со временем, когда дети стали чаще спрашивать их о работе, о значимости ее для других людей, родители стали относиться с пониманием, что-то сами старались объяснить своему ребенку, вместе составляли семейный бюджет (план доходов и расходов) — это стало интересно всем. Уже к концу подготовительной к школе группы дети сами задавали мне интересующие их вопросы, чем иногда могли загнать в тупик потому, что вопрос требовал очень глубокого и осмысленного ответа.

Считаю, что введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а, прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях.

Предлагаю вам поиграть с детьми в игру «Магазин «Все для школы» в подготовительной к школе группе, при этом решая все учебные задачи по программе обучения. Заранее оснастив условный магазин предметами, необходимыми в школе, разными по стоимости. Каждый из предметов имеет ценник, в соответствии с его ценностью.

Ребенку предлагается заработать деньги, в моем случае я назвала их «радужки». За каждое правильно сделанное задание, в зависимости от степени его сложности, я давала детям по одной или две «радужки». У детей есть выбор: либо сразу пойти в наш магазин и потратить заработанное, купив то, что он себе выберет; либо он будет копить их на более выгодную покупку в следующий раз. У детей вырабатывается чувство гордости за то, что это он купил на деньги, заработанные собственным трудом.

2.07.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

О формировании основ экономической культуры у дошкольников

Что знают наши дети об экономике? Каким образом и в каком возрасте они приобретают эти знания? Как влияют на этот процесс социально-экономическая среда и её изменения?

Все эти вопросы носят далеко не академический характер, особенно в настоящее время. С проблемами экономической социализации сегодня часто сталкиваются, как дети, так и взрослые.

Известный учёный-психолог Л.С. Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под руководством родителей они смогут сами оценить происходящее вокруг них, если будут инициативны, независимы и предприимчивы.

Мы считаем, что экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарное знание гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, также важны, как знания родной речи и математики.

Это не значит, что каждый ребёнок в будущем должен стать экономистом или бизнесменом. Напротив, он должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того, чтобы эти способности в полной мере реализовать, ребёнок должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без начальных знаний экономики сделать это довольно трудно.

Газеты, радио, телевидение буквально переполнены выражениями типа «экономическое положение», «экономические трудности», «экономический кризис». Возникает ощущение, что жизнь наша состоит только из экономики и трудностей, которые она непрестанно испытывает.

Наблюдая за играми в группах, можно увидеть, как дети приносят в них свой, хоть и малый, жизненный опыт общественных, социальных и экономических отношений.

Так возникла идея в нашем педагогическом коллективе предложить детям исследовать тему «Экономика».

Но прежде чем приступить к работе по экономическому воспитанию детей, необходимо было самим понять и разобраться в данном вопросе, создать условия для экономического воспитания и обеспечить педагогический процесс разнообразным наглядным материалом. Для этого изучили соответствующую методическую и научную литературу, затем наметили вопросы для изучения, близкие и интересные детям.

Практические и познавательные задачи брали из повседневной жизни, так как первые шаги в «искусство ведения домашнего хозяйства» ребёнок делает в семье: познаёт цену труда близких, принимает участие в покупках, начинает понимать преимущества материального благополучия.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности — требует от детей умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит в дальнейшем строить свою жизнь более организованно и интересно.

Экономическое воспитание не только приближает ребёнка к реальной жизни, но и формирует у него определённые деловые качества личности, что в немалой степени обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Опыт педагогов дошкольного учреждения позволяет использовать разные формы работы по экономическому воспитанию детей, разнообразить процесс непрерывного воспитания и пропаганды экономической и экологической культуры среди родителей, познакомиться с опытом коллег, способствует обсуждению и решению наиболее важных и насущных проблем.

В нашем ДОУ создана атмосфера общности интересов в контексте решения задач по экономическому воспитанию дошкольников.

Нами разработаны и внедряются в практику новые формы работы внутри каждой возрастной группы. Наиболее интересные и эффективные формы были отражены в школе передового педагогического опыта.

Есть мероприятия, к которым педагоги и родители проявляют особый интерес: развлечения, театрализации сказок с участием родителей, организация выставок пособий и игр по экономическому воспитанию, создание поделок и дефиле костюмов из бросового материала, оформление карточек-сберегалочек, рекламного альбома. В наших яслях-саду разработан и внедряется в практику долгосрочный проект «Формирование основ экономии и бережливости у детей дошкольного возраста». Эффективность данной формы работы выражалась не в числе участников, а в продуктивной совместной деятельности педагогов, детей, их родителей.

Постепенно стал проявляться интерес родителей и педагогов к информации, которая расположенна в родительских уголках. Центром внимания были странички с высказываниями детей об экономике, рекламе, деньгах и т.п.

Таким образом, экономическое воспитание детей дошкольного возраста — важная социальная проблема, неотделимая от самого раннего возраста.

А. Смердова

vscolu.ru

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Все обучающие экономические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Разработанная нами серия обучающих игр по экономическому воспитанию состоит из четырех блоков:

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.).

II блок. «Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.).

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» (дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.).

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить» и др.; сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная копилка» и др.).

  • Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
  • Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
  • Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в содержание занятий и  проводились вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия.

Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей-дошкольного возраста

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

vscolu.ru

Советы рукодельницам