Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 2, с. 6

2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.

1. В доброй беседе всяк ума копит.
2. Умные речи приятно и слушать.
3. Сперва подумай, а потом скажи.
4. По речам узнают человека.
5. Что на уме, то и на языке.
6. Язык мой — друг мой.

  • Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя.
  • Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.

В доброй беседе всяк ума копит. Много житейской мудрости передаётся из уст в уста. 

Умные речи приятно и слушать. Говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать.

Сперва подумай, а потом скажи. Прежде чем начать разговор с человеком, следует обращать внимания на произносимые фразы, чтобы не навредить, не обидеть его.

По речам узнают человека. От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

Что на уме, то и на языке. О простодушном, открытом человеке.

Язык мой — друг мой. Язык должен стать другом и помощником каждому из нас.

Сперва подумай, а потом скажи
Сочинение

Одно неверное слово может оскорбить, ранить или обидеть человека. «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» — эту пословицу знают все. Каждый из нас в своей жизни сталкивался с такой ситуацией, когда хочется забрать свои слова обратно. Всем известна фраза: «Сначала подумай, а потом скажи». Может, действительно, стоит сначала подумать о последствии сказанных слов, а потом говорить? Ведь произнести слово совсем не сложно, намного сложнее ответить за последствие сказанного. Все люди разные и каждый по-своему относится к словам. Человека легче всего обидеть словом. Мы не всегда задумываемся о других людям, не боимся их обидеть, нас не заботит его реакция на наши насмешки. А зря.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 2, с. 6

4.9 (98.46%) от 13 голосующих

razviwaika.ru

» Проба пера» ( 4 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа»

Малая академия наук

VIII-я открытая научная конференция НТО ЮНИС

СЕКЦИЯ «ВДОХНОВЕНИЕ»

(поэзия)

ТЕМА: «ПРОБА ПЕРА».

Автор: Каменец

Ольга

ученица 4-Г класса

МБОУ ЮРЛК и НК

Руководитель: Нефедова Н.В.

учитель начальных классов

высшей категории

г. Железноводск, п. Иноземцево

2015г.

Пояснительная записка

Когда я была совсем маленькой, мама обязательно читала мне книжки перед сном. С какими только удивительными героями я не познакомилась в те дни!

Особенно мне нравилась истории про Незнайку, о том, как он мечтал стать то художником, то музыкантом, то врачом, то астрономом. Но самой забавной казалась мне история, где Незнайка мечтал стать поэтом. Именно после этого рассказа я, мой младший брат и мама стали играть в игру «Рифмы». Ведущий загадывал слово, а остальные подбирали к нему рифму. Конечно, это еще не стихи, но нам всегда было интересно и весело.

А однажды на уроке русского языка было дано творческое задание, нужно было придумать предложения со словами с удвоенной буквой. Выполняя его, я заметила, что к некоторым словам сами собой приходят рифмы. Так появилось мое первое шуточное стихотворение «Пассажир». После этого я написала басню « О мышах и кошке» к картине Готфрид Минд «Кошка в клетке». А когда у меня появился домашний питомец — улитка ахатина – мне захотелось написать и о ней.

Надеюсь, Вам понравятся мои стихотворения!

Осеннее

В вальсе кружится осенняя листва,

И в лесу теперь прозрачней и светлее.

Это осень легкой поступью пришла

И рисует золотые акварели.

Шуточный текст, в котором используются слова с удвоенными согласными: терраса, шоссе, бассейн, пассажир.

Пассажир

Один человек, называвший

Себя пассажиром,

Однажды объелся сушеным,

Но сладким инжиром.

Он делал зарядку

На светлой огромной террасе.

Купался в бассейне,

Чтоб скинуть излишнюю массу.

Но только машина с инжиром

Свернет на шоссе,

Встречает её пассажир

На другой стороне.

Басня о мышах и кошке

Кошка в замке проживала.

Кошка мышек обижала.

Не любила Кошка книжек,

Кошка ела серых мышек.

Мышки добрые не знали,

Совещались и решали,

Что им делать, как им быть,

Как злодея изловить.

Из подвала клетку взяли,

Намывали, натирали.

Засверкала клетка враз,

Как красивейший алмаз!

Говорили мышки Кошке:

— Это домик для тебя!

Посиди-ка в нём немножко.

Глянь, какая красота!

Ты тут будешь так красива!

Кошка в клетке – просто диво!

Будешь жить, да поживать,

В клетке замок украшать!

Кошка в клетку забралась

И лениво улеглась.

Дверь захлопнулась, а мышки

Побежали, как мартышки.

— Так-то! Будешь, Кошка, знать,

Как мышаток обижать!

Не давала б себе воли,

Не терпела бы неволи!

Готфрид Минд «Кошка в клетке».

Чаепитие

Улитка Улитку на чай пригласила,

Улитка Улитку спешить попросила,

Зайти в магазин и купить шоколадку,

Ведь бедной Улитке живется несладко!

Купила Улитка, приходит к подружке,

Стоит на пороге огромной ракушки.

Но как им чаевничать? Кто им подскажет?

В ракушку одну две улитки не влазят!

Конкурс красоты

Улитка на конкурс в лесу собиралась,

Все утро в росинке она умывалась.

Цветочной пыльцой припудрила рожки

И двинулась в путь по тенистой дорожке.

— Куда ты так рано? – кричат ей соседи, —

Сейчас воскресенье, а конкурс-то в среду!

— Вот в том-то и дело! – сказала Улитка, —

Я очень красива, да только не прытка!

Прогулка под дождем

Однажды Улитка по полю гуляла,

И в поле Улитка под дождик попала.

У каждой улитки спасенье – ракушка,

Но эта улитка была хохотушка.

Она веселилась и плавала в лужах,

А значит, что зонтик ей в дождик не нужен!

Улитка-школьница

Учиться Улитке-малютке не просто:

Нет парты, нет стула, ей все не по росту!

А если Улитку к доске позовут,

Пока доползет, все уроки пройдут!

О самом вкусном!

Мне врач назначил витамины,

Но мне нельзя есть апельсины.

Мне можно скушать кабачок

И спать улечься на бочок.

Но я не захотела!

Хозяйка, дай-ка мела!

infourok.ru

Пословицы | Умники и умницы

Устное народное творчество


Ответы к стр. 7 — 9

1. Эрудит
Допишите предложение.

Пословица — это произведение фольклора, краткое мудрое изречение.

2. Книгочей
Допишите пословицы.

Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Где хотенье, там и уменье.
Доброе братство милее богатства.

3. Соответствие
Прочитайте пословицы и соедините каждую с темой.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.  О терпении
Родина — мать, умей за неё постоять.  О Родине
Хлеб — всему голова.  О хлебе
Друзья познаются в беде.  О дружбе
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.  О терпении
На чужой стороне и весна не красна.  О Родине

4. Проба пера
Придумайте рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Друзья познаются в беде

Оля заболела и не пошла этим утром в школу. После обеда на улице она услышала весёлые крики ребят. Они катались с горки, играли в снежки, лепили снеговика. Оле было грустно. Целый день она проводила в постели. Вечером раздался звонок в дверь. Это пришла Лена, с которой они редко разговаривали в классе. У Оли было много друзей, а с Леной почти никто не общался. Девочка для больной принесла мамино варенье и книгу из библиотеки.
— А где же мои подружки — Дианка и Лера? — поинтересовалась Оля.
— Они пошли на каток, — ответила Лена.
— А почему же ты не пошла?
— Мне так стало грустно, когда ты не пришла сегодня в школу, что я захотела тебя увидеть и понять, что случилось. Я волновалась за тебя.
Вскоре Оля выздоровела и поняла, что настоящие друзья познаются в беде.

5. Схема
Какие бывают пословицы? Запишите основные темы пословиц.

6. Соберите
Соберите пословицы, соединив их части ⇒.
Чему Ваня не научился,  того Иван не выучит.
Хлеб — батюшка,  вода — матушка.
Что людям пожелаешь,  то и сам получаешь.
Не надобен клад,  коли в семье лад.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

Пословицы

4.5 (90%) от 2 голосующих

e-razumniki.ru

Творческий проект «Пословицы и поговорки» 4 класс

4 класс

Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

  • уточнить значения некоторых из них;

  • развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

  • учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

  • подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

  • придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

  • проиллюстрировать несколько пословиц;

  • выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации.

1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя)

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с XVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В XVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая, же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

  1. Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

  1. Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Пословицы народов мира

  • «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

  • Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

  • Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

  • «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

  • Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

  • Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

  • Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

  • Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

  • «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

  1. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

1. Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

  • Когда … на горе свистнет. (Рак.)

  • … рубят – щепки летят. (Лес.)

  • Не …, так и не мычи. (Корова.)

  • Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

  • Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .
2. Скучен день до вечера, коли делать … .
3. Кончил дело – гуляй … .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .
5. Поспешишь – людей … .
6. Хочешь много знать, надо мало … .
7. Умелые руки не знают … .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .
10. Семь раз примерь – один раз … .
11. Без труда не вынешь рыбку из … .
12. На чужую работу глядя, сыт не … .
13. Что посеешь, то и … .
14. У работящего в руках дело огнем … .
15. Труд человека кормит, а лень … .
16. Делу время – потехе … .
17. Куй железо, пока … .

Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

5.Подведение итогов.

Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

infourok.ru

Советы рукодельницам