Звери осенью – Дикий мир

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

 

 

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь — всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

 

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

 

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

 

 

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы — травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

 

Маленькие зверьки — ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

 

Летним вечером можно увидеть летающих зверей — летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши — полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

 

Красная книга — не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет — это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.

 


dikiymir-zoo.ru

Осенние животные | Животный мир

С приходом осени все люди начинают подготовку к долгим зимним месяцем, чтобы в холодную пору все необходимое для жизнедеятельности находилось под рукой. Точно таким же образом поступают и представители животного мира. Они начинают интенсивную заготовку пищи на зиму, например белки собирают орешки и грибы, чтобы зимой их рацион питания нормально функционировал. Другие животные интенсивно растят свое потомство. Чтобы молодые особи окрепли к наступлению холодов и не погибли от переохлаждения. Некоторые животные занимаются интенсивной подготовкой своих нор, в которых они проведут зиму. Животные стараются собрать побольше листьев, которые будут служить теплоизолятором и не дадут животному погибнуть от холода. Медведи так же накапливают подкожные слои жира, который будет расходоваться в процессе спячки и поддерживать все органы в нормальном состоянии. Кроме накапливания жира медведи обустраивают собственные берлоги, в которых они будут спать до наступления весны.

Каждое животное, которое реагирует на жесткую смену климата, осенью занимается тем, что обустраивает себе благоприятное место для зимовки. Птицы же с приходом осени начинают стремительные сборы для перелета на зимовку в теплые страны. Вернутся пернатые только после окончания зимы, когда на улице появится теплая температура, которая им необходима для создания потомства и нормальной жизнедеятельности.

Даже домашние животные реагируют на осень, ведь у них начинается интенсивное уплотнение шерсти, накапливаются жировые отложения и животное начинает более спокойно себя вести, чтобы не тратить драгоценную энергию, которая им пригодится во время долгой зимовки.

Животные, которые ведут активную осеннюю подготовку, следующие: белки, ежи, медведи, грызуны, змеи, волки, рыси, собаки, кошки, лисы.

faunazoo.ru

Осенняя сказка про животных

Красавица Осень – особа внимательная, заботливая. Ей не всё равно – замёрзнут в холода животные или нет. Она часто обходит с дозором свои владения. Красавица Осень смотрит строго, но сердце у неё доброе…

Осенняя сказка про животных
Автор: Ирис Ревю

Жила-была красавица Осень. Ходила она неслышно по лесу, за всем наблюдала, всё подмечала, многое углядывала.

— Все ли звери и птицы к зиме готовы? Может, кто-нибудь из них думает, что вернется весёлое лето, и не надо готовиться к холодам?

Волк и рысь уже доложили красавице Осени о том, что они летние шубки поменяли на зимние, и теперь никакие морозы им не страшны.

А мыши-полёвки сообщили, что семена и ягоды они собрали в достаточном количестве, им голодно зимой не будет.

Семейство бобров донесло осенней хозяйке, что хата их прочная, теплая, и маленькие бобрята в ней не замерзнут.

Рада красавица Осень, что все готовы к зиме. Увидела она за сосной лису в теплой рыжей шубке и говорит:

— Ты, лисичка-сестричка, я вижу к зиме готова. Даю тебе задание – ты хорошо языком плести можешь, надо твоё умение к делу приспособить. Сочини сказку — осеннюю, про животных. Да получше напиши, покрасочней. Не забудь про белку рассказать, ежа и зайца. Про хомяков напиши и лося. Да не упусти из виду и хозяина леса — медведя.

Лиса была рада такому поручению. Наконец-то на неё обратили внимание, да ни кто-нибудь, а сама красавица Осень. Задание дали важное, творческое.

Гордая и счастливая отправилась лиса сочинять сказку!

Вопросы и задания к сказке

О каком времени года идёт речь в сказке?

Как волк и рысь подготовились к зиме?

Что сделали мыши-полевки в плане подготовки к холодам?

О чем говорили бобры с красавицей Осенью?

Какое задание дала красавица Осень лисе?

Перечисли всех зверей сказки.

Чему радовалась лиса?

Главный смысл сказки состоит в том, что в природе всё подчиняется своим законам. Животные – это часть природы, и они тоже живут по определённым правилам. Осень строга, а зима ещё строже, она спуску не даст, спросит по полной. А Осень беспокоится о животных – все ли готовы к холодам, всем ли тепло?

Какие пословицы подходят к сказке?

На выдумку природа торовата.
У природы нет плохой погоды.

detskiychas.ru

тематическое занятие осень | Учимся играя

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы  на играх и сосредоточились.

Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.

  • Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  • Кто укладывается спать на всю зиму?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?
  • Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Обсудите рассказ

  • Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
  • Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
  • А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
  • Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

Отгадывайте загадки

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)

 На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.

Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.

Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.

Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).

Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду).  Играли в ежика, фырчали и собирали запасы )))

Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.

 Посмотрели вместе  птиц. Какие из них домашние, какие зимующие, какие перелетные? Обратили внимание  на то, что у птиц есть клюв, а их тело покрыто перьями; детеныши птиц называются птенцами.

Много много читали книг про очень, про животных осенью и сказками и рассказами. Некоторые сказки я поместила в альбом, может вам тоже пригодятся (если будет время еще несколько потом туда выложу)

 

Неделька Осень (2,7 года).

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. «Учимся играя»

Вам будет интересно:

earlystudy.ru

Урок – сказка «Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме»

МОУ «Амвросиевская школа №6»

Амвросиевского районного совета Донецкой области

Предмет: Окружающий мир

Возрастная категория: 2 класс

Урок – сказка

(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)

 

Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.

 Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?

            Подготовка зверей к зиме

Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.

Ход урока

Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинаем мы урок.

    Только мне напомнить нужно,

    Что работаем мы дружно.

    Как, ребята, вы согласны?

    Ну, садитесь, все прекрасно.

    Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?

    Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.

      Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция

        Беседа

        Какое время года сейчас?

        Сколько зимних месяцев?

        Какие вы знаете зимние месяцы?

        Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.

          Январь – году начало, зиме – середина.

          Февраль – месяц лютый: Спрашивает как обуты.

          Декабрь – году конец, а зиме начало.

          (отметка о погоде сегодня, в тетрадях).

          алендарь – что это такое?

          Календарь – расписание работы солнышка на весь год. Декабрь – хвостик года. Январь – носик года.

          Мотивация обучающей и познавательной деятельности.

            Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка – это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.

            Сообщение темы и цели урока.

              Под голубыми небесами

              Великолепными коврами,

              Блестя на солнце, снег лежит;

              Прозрачный лес один чернеет,

              И ель сквозь иней зеленеет,

              И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

               

              Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.

              Вступительная беседа.

              Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.

              Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.

              А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.

              (Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).

              А  поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?

              Загадка:

              Непоседа пёстрая,

              Птица длиннохвостая,

              Птица говорливая,

              Самая болтливая. (Сорока)

              Сорока:

              Ты бывал в лесу зимой?

              Если нет, скорей за мной!

              Много знает зимний лес

              И загадок и чудес….

              Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек – соседок.

              Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.

                Почему? Какие улетели первыми?

                Почему? Какие улетели последними?

                Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?

                Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?

                А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?

                  Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).

                  Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.

                    Что это за гости? Откуда они летят к нам?

                    Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.

                    Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?

                    Справка:

                    Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).

                    А как мы можем и должны помочь птицам?

                    Физкультпауза.

                      Как под горкой снег, снег,

                      И на горке снег, снег,

                      И на елке снег, снег,

                      А под снегом спит медведь.

                      Тише! Тише! Не шуметь!

                      Продолжение.

                        Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.

                        Что за сказка? Как называется?

                        Попробуем рассказать сказку.

                        Бежит мышка – норушка.

                          Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.

                          Черненькие глазки, остренькие зубки.

                          (Мышь)

                          Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.

                          Кто прибежал следующим?

                          За ней зайка – попрыгайка.

                            Загадка: Зимой белый, летом серый

                             

                            Прыгает ловко, любит морковку.

                             

                            Угадайте, что за шапка?

                            Меха целого охапка.

                            Шапка бегает в бору,

                            И стволов грызет кору.

                            (Заяц)

                            Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?

                            Кто прибежал следующим?

                            Лисичка-сестричка бежит.

                              Загадка: Рыжая хозяйка

                              Из лесу пришла

                              Всех кур пересчитала

                              С собою унесла.

                              (Лиса)

                              Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?

                              Кто прибежал следующим?

                              Волчик-братик бежит.

                                Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет

                                Телят, ягнят ищет.

                                (Волк)

                                Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?

                                Кто прибежал следующим?

                                Идет медведь-батюшка.

                                  Загадка: Хозяин лесной

                                  Просыпается весной

                                  А зимой под вьюги вой

                                  Спит в избушке снеговой.

                                  Он зверь мохнатый, косолапый

                                  Он сосет в берлоге лапу.

                                  (Медведь)

                                  Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?

                                  Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).

                                  Письмо:

                                  «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

                                  Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

                                  Я подумал и твердо сказал: Дятел!

                                  Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

                                  Ага! Ты птица-осоед!

                                  Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!

                                  Дрозд-птица.

                                  А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.

                                  Тогда ты, наверное, лесная мышь.

                                  И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

                                  Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

                                  То мышка, то кошка! И совсем не угадал.

                                  Покажись!

                                  Покажусь, если признаешь себя побежденным!

                                  Рано!

                                  Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.

                                  Может ты цапля?

                                  Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

                                  Похоже, что ты куница.

                                  Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

                                  Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

                                  Сдаешься?!

                                  А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку:

                                  Загадка:

                                  Не птица, а с дерева на дерево летает.

                                  Она прыгать мастерица,

                                  Она прыгать не боится.

                                  Небольшой у нее рост,

                                  Но зато пушистый хвост.

                                  Хожу в пушистой шубке,

                                  Живу в густом лесу.

                                  В дупле на старом дубе

                                  Орешки я грызу.

                                  (Белка)

                                  Запомните! Кошки едят не только мышей. А белки грызут не только орешки.

                                  Справка: Белочка заготавливает 2000 грибов-маслят н

                                  Работа с учебником.

                                    Чтение статьи.

                                    Ответы на вопросы к тексту.

                                    Подробно о красной книге.

                                      Работа у доски.

                                        Кроссворд.

                                          Загадка 1:

                                          Тут стрекочет, там стрекочет.

                                          Все новости знать хочет.

                                          Черногруда, белобока. Дети, кто это? (Сорока).

                                          Загадка 2:

                                          Кричит «Кар». Червякам враг. (Ворона).

                                          Загадка 3:

                                          Маленький мальчишка в сером армячишке

                                          По двору шныряет, крошки подбирает. (Воробей).

                                          Сквозные оро

                                          Запись на доске в столбик отгадок на загадки:

                                            спят

                                            меняют цвет

                                            хищники

                                            Мышь

                                            Медведь

                                            ——//——

                                            Ёж

                                            Летучая мышь

                                            Заяц

                                            Белка

                                            ——//——

                                            ласка

                                            Волк

                                            Лиса

                                            ——//——

                                            куница

                                            По каким признакам собраны звери?

                                            Итог урока

                                              Увидел дед, что потерял рукавичку, решил возвратиться. А собачка вперед побежала. Увидела рукавичку, подняла шум, залаяла. Звери – в рассыпную! Вот, так! Взял дед рукавичку да и дальше пошел…

                                              Метод «Микрофон»:

                                              – Оправдались ли ваши ожидания?

                                              – Каким получился урок?

                                              – Что больше всего понравилось в путешествии?

                                              9. Рефлексия

                                              Покажите сигнальчики с каким настроением вы вернулись из путешествия.

                                              0. Домашнее задание:

                                              Чтение, пересказ статьи, ответы на вопросы к тексту.

                                               

                                              xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                              Конспект урока на тему “В гости к осени. Животные осенью”

                                              Открытый урок 1

                                              Предмет: познание мира.

                                              Тема: « В гости к осени. Животные осенью»

                                              Цели: 1. Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни животных с приходом осени, о природных связях.

                                              2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать

                                              выводы.

                                              3. Воспитывать любовь к животным, формировать чувство

                                              ответственности за всё живое, что нас окружает.

                                              Оборудование: 1. Презентация к уроку , картинки диких животных.

                                              Ход урока

                                              1. Психологический настрой.

                                              В лесу осиновом 
                                              Дрожат осинки. 
                                              Срывает ветер 
                                              С осин косынки. 
                                              Он на тропинки 
                                              Косынки сбросит – 
                                              В лесу осиновом 
                                              Наступит осень.

                                              2.Актуализация знаний.

                                              -Мы прослушали замечательное стихотворение .

                                              -О каком времени года это стихотворение?

                                              -Давайте вспомним, что вам известно об осени.

                                              -Какой сейчас осенний месяц? (Сенябрь)

                                              -Какие признаки осени вы можете назвать?

                                              Подведем итог.

                                              Признаки осенней погоды:

                                              • становиться прохладно

                                              • небо чаще покрыто облаками

                                              • осадки выпадают в виде дождя

                                              • дни становятся короче, а ночи длиннее

                                              3. Новый материал

                                              Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.

                                               Они мычат, они рычат,

                                               Они кричат и лают.

                                               Всех нюхают, кусают, жалят

                                               И в общем все их знают.

                                               И вообще они нужны

                                               На нашем белом свете

                                               И точно так как у людей

                                               У них бывают дети.

                                              – Тема нашего урока – «Многообразие животных». Сейчас на улице осень и поговорим о животных зимой. На уроке мы рассмотрим животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.

                                              – Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения. (Слайды)

                                              – Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.

                                              Речевая разминка (вопрос – ответ):

                                              • Назови, какое животное живет у тебя дома?

                                              • Кто зимой спит в берлоге?

                                              • Скажите, одинаковый цвет шубки у зайца зимой и летом?

                                              • Назови птицу, какая тебе нравится?

                                              • Кто из птиц умеет говорить человеческим голосом?

                                              • Как называется жилище белочки?

                                              • Лиса, волк, медведь, олень – это кто?

                                              • Почему их называют дикими?

                                              • Сова, голубь, воробей, бабочка. Что лишнее?

                                              • Назови детеныша зайчихи

                                              – Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.

                                              Ребята , животные делятся на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые

                                              Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)

                                              Рыбы (Тело покрыто чешуей)

                                              Птицы (Тело покрыто перьями)

                                              Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)

                                              Загадка

                                              Хожу в пушистой шубке,

                                              Живу в густом лесу,

                                              В дупле на старом дубе

                                              Орешки я грызу. (Белка)

                                              Рассказ о белке

                                              По верхним веткам старого дерева скачет серенький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик- дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные «кладовки» под деревьями. Так много, что за зиму всё не съедает.

                                              – Какие ещё звери запасают корм на зиму?

                                              ( Хомяки, мыши, суслики, бобры)

                                              Загадка

                                              Хозяин лесной

                                              Просыпается весной,

                                              А зимой под вьюжный вой

                                              Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

                                              Рассказ о медведе

                                              Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы.

                                              Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

                                              Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

                                              Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

                                              – Какие ещё животные впадают в спячку зимой?

                                              ( ёж, барсук)

                                              Загадка

                                              У косого нет берлоги,

                                              Не нужна ему нора:

                                              От врагов спасают ноги,

                                              А от голода – кора.

                                              Рассказ о зайце

                                              По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

                                              – Какие ещё животные ищут корм в природе?

                                              (лиса, лось, волк, песец)

                                              Прослушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать?

                                              Вывод:

                                              Многие животные почти весь день проводят в поисках корма, другие пользуются своими запасами, некоторые на зиму засыпают.

                                              Загадка

                                              Сердитый недотрога

                                              Живёт в глуши лесной

                                              Иголок очень много,

                                              А нитки ни одной. (Ёж).

                                              В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

                                              5. Актуализация знаний , умений и навыков.

                                              Самая маленькая птица? (колибри)

                                              Из какого произведения?

                                              1. Распределить по группам

                                              Кто оказался лишним? Почему? К какой группе относятся?

                                              2). Игротека

                                              1. Предлагаю поиграть в игру «Отгадай детеныша». На доске прикреплены карточки. Соединим взрослое животное с его детенышем(учащиеся выходят по одному).

                                              2. Сейчас мы с вами будем работать по группам. У каждой группы на столах лежат пазлы. Соберите из них животных и подумайте какую пользу они приносят.

                                              Выступления групп.

                                              1. А теперь давайте с вами отгадаем загадки. Какое это животное – дикое или домашнее?

                                              1. Явился в жёлтой шубке- прощайте две скорлупки(цыпленок).

                                              2. Хитрая плутовка,
                                                Рыжая головка,
                                                Пушистый хвост – краса,
                                                Зовут её …(лиса)

                                              3. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла(корова).

                                              4. Хвост крючком , нос пятачком(свинья).

                                              5. Стройный, быстрый,
                                                Рога ветвисты.
                                                Пасётся весь день,
                                                Кто это? …(олень).

                                              6. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами(петух).

                                              7. Хвост пушист, а глазки зорки.

                                              Прыгает по веткам елки.

                                              На земле сорвет грибок

                                              И в дупло с грибочком – скок! (белка)     

                                              1. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога(баран).

                                              2. Кто зимой, забыв тревоги,

                                              Крепко спит в своей берлоге?(медведь)

                                              «Разбей на группы»

                                                   – На карточках вперемешку записаны слова. Вы должны рассортировать и записать слова в 4 группы. Кто первым справиться, тот и побеждает.

                                               

                                              Синица, волк, гусеница, карась, бабочка, сова, воробей, лиса, чайка,

                                              сом, тигр, муравей, слон, пчела.

                                              6. Игра “Рыбы, птицы, звери”

                                              Учитель перечисляет название животных. Когда дети слышат название рыбы, они с помощью пантомимы показывают, как плывут рыбы в воде. Когда слышат название птицы, машут руками-крыльями, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

                                              Перечень слов: щука, дятел, еж, сом, медведь, глухарь, карась, лось, воробей, рысь, чайка, окунь, белка.

                                              6. Итоги урока.

                                              – Что нового вы узнали на уроке?

                                              – Как животные ведут себя осенью?

                                              – Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

                                              Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением

                                              Давайте будем к тому стремиться,

                                              Чтоб нас любили и зверь, и птица.

                                              И доверяли повсюду нам,

                                              Как самым верным своим друзьям.

                                              7. Домашнее задание.

                                              1. Прочитать в учебнике текст «Разнообразие животных», ответить на вопросы к тексту.

                                              doc4web.ru

                                              Дошкольникам про осень

                                              Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

                                              Растения  осенью

                                              Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

                                              С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

                                              Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

                                              Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

                                              Птицы осенью

                                              Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

                                              Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.

                                              Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

                                              Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.

                                              Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

                                              Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

                                              Звери осенью

                                              Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.

                                              Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.

                                              Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.

                                              Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.

                                              В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.

                                              Многие звери и птицы могут найти пищу зимой  — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

                                              Домашние животные осенью

                                              Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.

                                              Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

                                              Труд людей осенью

                                              Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

                                              Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

                                              Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

                                              Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

                                              Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

                                              В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

                                              Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

                                              А. А. Форощук

                                              Н. Е. Форощук

                                              Помоги другим! Жми

                                              < Предыдущая   Следующая >

                                              doshkolenok.kiev.ua

                                              Советы рукодельницам