Уроки русского языка в 7-м классе по теме «Признаки прилагательного и глагола у причастий»

Разделы:
Русский язык


Цели:

  • закрепить знания о причастии;
  • выяснить, какие признаки прилагательного и
    глагола имеют причастия.

На уроке используется компьютерная
презентация (Приложение)


(Слайд 1) Беседа о причастии как
части речи.


Значение и признаки, каких двух частей речи
объединяет в себе причастие?


Как причастия связаны с действием, как с
признаком предмета?


Как легко превратить причастие в глагол?
Объясните на примере летящий шарик (тот который
летит)


(Слайд 2) Задание: Найди
причастия и запиши глаголы, от которых они
образованы, определите главное слово в
словосочетании, выделите суффикс в причастиях.




Сверкающий снег, светящийся шар,
приближающийся пароход, скачущий всадник,
замерзший мальчик, увидевший книгу, залитый
водой, оторванная пуговица, принесенный пакет,
мучимый жаждой, рекомендуемая книга, делимое
число.


(Слайд 3) Проверим.




Сделайте вывод о роли причастия в
словосочетании: Причастие может являться
главным словом и иметь зависимые слова, а может
иметь определяемое слово и быть зависимым
словом.


Сделайте вывод о том, как отличить причастие
от других частей речи
по формальным признакам: причастия
имеют суффиксы причастий, по которым их легко
отличить от других частей речи





-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им-
-вш-, -ш- -енн- (-ённ-), -нн-, -т-


(Слайд 4) Запомните суффиксы именно
в этой последовательности, смысл которой станет
понятен позднее.


(Слайд 5) Задание: Укажи причастия и
прилагательные в тексте, выдели их суффиксы.




1) В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром;
я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса
были обстрижены в кружок; на нём был оборванный
армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого,
благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел
мужчину росту высокого, но уже сгорбленного
старостью. 5) Старый полинялый мундир его
напоминал воина времён Анны Иоанновны. б) Река
ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно
чернели в однообразных берегах, покрытых белым -
снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку.
8) Я вошёл в сени и отворил дверь в переднюю. 9)
Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь,
совершенною дурочкою. 10) В клевете его видел я
досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой
любви и великодушно извинял своего несчастного
соперника.


А. Пушкин


(Слайд 6) Проверим:




Причастия: кипящим самоваром; обстрижены в
кружок; оборванный армяк, за оказанную помощь,
сгорбленного старостью, покрытых снегом,
отвергнутой любви




Прилагательные: татарские шаровары, росту
высокого, старый мундир, полинялый мундир,
свинцовые волны, однообразных берегах, белым
снегом, старую чугунную пушку, капитанскую дочь,
совершенною дурочкою, оскорблённого самолюбия,
несчастного соперника.


2. Признаки прилагательного у причастия.


(Слайд 7) Раз мы будем говорить о
прилагательных, давайте-ка вспомним о них
немного.

  1. Что обозначают прилагательные?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Какую синтаксическую функцию выполняют?
  4. Как изменяются прилагательные?
  5. От каких частей речи образуются прилагательные?

А теперь подумайте, если все эти вопросы задать
о причастии? Какие ответы будут другими? (к
вопросам 1 и 5)




Задание: А теперь давайте просклоняем
словосочетания прилагательное +
существительное
и причастие +
существительное.
Выделим окончания. (Работа по
рядам)


Серебристый сверкающий свет, молодая смеющаяся
девушка, темное грохочущее небо, яркие
светящиеся окна.




(слайды 8-11) Проверяем


Сделайте вывод: Причастия, как и
прилагательные согласуются в роде, числе и
падеже с существительными
.


Кстати, какими членами предложения могут
являться причастия и прилагательные в данных
выше словосочетаниях?


Существительное, от которого зависит и
прилагательное, и причастие, называется определяемым
словом.
Запомни, это тебе пригодится: определение
и определяемое слово.


Я должен остановить твоё внимание на этом
моменте. Определение и определяемое слово
согласуются между собой в роде, числе и
падеже (иногда только в падеже). Надеюсь, ты
именно это выяснил, склоняя разные формы.


(Слайд 12) Упражнение


Согласуй определения с определяемыми словами.
Определите род, число, падеж причастий.




1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся)……с
берега или с борта корабля {огромный, ровный

и гладкий)…….горой, в действительности
скорее похожа на цепь {неровный)
…..холмов
с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и
долинами.


2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, {перегнувшийся)…….к
нему
через борт корабля. 3) Из восьми человек,(пострадавший)……..в
бою, оставались в живых только


трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и
капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле
огня и стали закусывать (поджаренный)……свининой.
5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так
беззаботно (относящийся)……..к
(завтрашний)…….дню.


Р. Стивенсон


(Слайд 13) Каким членом предложения
являются выделенные слова?


Сделайте вывод о роли причастий в предложении:
Чаще всего, как и прилагательные, причастия
являются определениями
.


Ещё один вопрос. Ну-ка вспомните, как называются
такие формы прилагательных: весела, молода,
полны, зелены, хорош,
верен.


От всех ли прилагательных образуются краткие
формы? (Нет, только от качественных)


(Слайд 14) Задание: Сами
образуйте краткие формы от причастий. От всех ли
причастий можно образовать эти формы?




Нарисованные, приукрашенные, ведомые, видимые,
победившие, выросшие, смеющиеся, боящиеся,
ждущие.


Краткую форму имеют только те причастия,
которые имеют суффиксы (это страдательные
причастия)




-ем- (-ом-), -им-
-енн- (-ённ-), -нн-, -т-


(Слайд 15) Вывод: Признаки
прилагательного у причастия:


1. Согласуются в роде, числе и падеже.


2. Имеют полную и краткую форму.


3. В предложении чаще всего являются
определениями.


3. Признаки глагола у причастия.


Вспомни морфологические признаки, которые
причастие унаследовало от глагола.


/. Вид совершенный и несовершенный.


Возвратное и невозвратное.


Время — настоящее и прошедшее.


(Слайд 16) А о видовых формах… Причастие
сохраняет вид того глагола (родителя!), от
которого образовалось. Оно настолько богато, что,
благодаря отцу и матери, может иметь сразу два
вопроса. Проще всего задать вопрос
прилагательного. Но, если захочешь, можешь
поставить вопрос иначе. Например:




1) Перед пылающим костром сидел капитан
Смоллетт.


2) Негодование пиратов, сдерживаемое страхом
перед Сильвером, прорвалось наружу.


3) Краем глаза я заметил движущуюся тень.


Р. Стивенсон


К словам пылающим, сдерживаемое и движущуюся
можно задать такие вопросы: что делающим?
как делаемое? что делающую? (
Дописать вопросы
в модель)


Обрати внимание на причастие движущуюся. Разбери
его по составу. Итак, -УЩ— суффикс причастия,
а что такое –СЯ?


Как называются глаголы, имеющие такой же
суффикс? (возвратные)


Так вот, причастия, как и глаголы, делятся на
возвратные и невозвратные.


(Слайд 17) Задание:


Найди причастия, выпиши их и укажи
морфологические признаки: вид, возвратность, а
если сумеешь, то и время, затем форму (полная или
краткая), род, число, падеж. В каких случаях
причастия играют роль существительных?


Детские народные приметы и суеверия




1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит
исцарапанные уши.


2) Незавязанные шнурки — предвестники
разбитого носа.


3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую
и спокойную жизнь в постели.


4) Отлупивший девочку — дурак.


5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.


6) Наказанного — простят.


7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго
отбивает аппетит.


8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой,
к мелким неприятностям.


Г. Остер


Д. з. Теория, Подобрать и записать строфы из
стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы
причастия.

1.04.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока по русскому языку. 7 класс. Причастие как часть речи.

Цели: Восстановить в памяти обучающихся сведения о прилагательном и глаголе как частях речи; познакомить с грамматическими признаками причастия; показать отличительные и общие черты причастия с другими частями речи; формировать умение различать причаcтие и прилагательное.

Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение классифицировать, делать выводы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе

прилагательного.

В.И.Даль

Ход урока.

I.Оргмомент. Объявление темы и целей урока, знакомство с его эпиграфом.

II.Актуализация опорных знаний.

Обучающиеся восстанавливают в памяти сведения, известные о прилагательном и глаголе как о

самостоятельных частях речи. Игра « Сеанс одновременной игры» (Участник, ведущий сеанс

одновременной игры, отвечает на любые вопросы об имени прилагательном и глаголе как

частях речи. Все остальные участники должны правильно сформулировать вопрос, сами должны

дать на него ответ в случае, если ведущий сеанс испытывает затруднения).

III.Изложение нового материала.

1.Работа с текстом (Раздаточный материал)

Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались , и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный , скоро отыскивал безопасный угол…

Таковы были благородные увеселения русского барина!

( А.С.Пушкин)

— Каков стиль текста? Тип? Тема?

2.Обучающимся предлагается составить словосочетания, подобрав к существительным зависимые слова.

Медведя (какого?) проголодавшегося.

За кольцо ( какое ?) ввинченное в стену.

Зверя (какого?) страшного.

Жертву (какую?) несчастную.

Гость ( какой?) бедный, до крови оцарапанный.

— Что обозначают все зависимые слова? Признак.

— Какой частью речи выражены зависимые слова. Какие из них не вызывают сомнений? Прилагательные.

— Какие из этих слов обозначают постоянные признаки, а какие –временные, т.е. происходящие в определенном времени?

— Чертами каких частей речи обладают слова обозначающие временные признаки?

(Вид, время, возвратность; изменяются по падежам, числам, родам; имеют полную и краткую форму). Это и есть причастия.

3. Обучающиеся заполняют таблицу, указывая в ней признаки прилагательного и глагола у причастия (Приложение).

4. Знакомства с теоретическим материалом учебника . Обучающиеся озвучивают запись в таблице, сравнивают, дополняют материалом учебника.

5. Как можно отличить причастие от прилагательного? Путем наблюдения обучающиеся приходят к выводу: к прилагательному можно подобрать синоним (антоним), к причастию- глагол.

Проголодавшегося медведя- который проголодался.

За ввинченное кольцо- которое ввинтили.

Страшного зверя- ужасного ,свирепого.

Несчастную жертву- беззащитную.

Гость бедный – жалкий.

Гость, до крови оцарапанный- которого оцарапали.

6. Выяснение синтаксической роли причастия в предложении путем наблюдения.

Прочитанная книга лежала на столе. Книга прочитана. Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Вывод: Краткие причастия, как и краткие прилагательные, чаще всего являются сказуемым, полные – определением.

IV. Закрепление изученного материала.

Распределителный диктант.

Летящая птица , летучая мышь, зеленый дуб, зеленеющая рожь, пожелтевшие листья, высохшая трава, сухая трава, растаявший снег, низкие облака, читающий мальчик, созревающие зерна, читальный зал, каменный дом, поющие птицы, спеющие ягоды, орудийные залпы.

— Какие приемы вы применяли при определении части речи? ( 1. Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия временный; 2. качественные прилагательные можно заменить синонимами (антонимами) , причастия –глаголами.)

V.Рефлексия.

— Что же такое причастие? Что вы о нем узнали?

— Возвращаемся к эпиграфу урока.- Почему В.И. Даль дал такое определение причастию?

Обучающиеся сдают заполненные приложения.

VII. Домашнее задание. Выучить теоретический материал учебника, выполнить упражнение № 54.

Список использованной литературы:

  1. А.С. Пушкин Сочинения Государственное издательство художественной литературы М.1954.

  2. Действующая программа по русскому языку.

  3. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык М. Высшая школа 1991.

  4. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классов. М. Просвещение 2009.

Приложение.

Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обычно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол…Таковы были благородные увеселения русского барина!

(А.С. Пушкин)

Составить словосочетания.

Причастие имеет признаки.

infourok.ru

Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как особая форма глагола»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Школа-интернат общего типа города Щучинск

Конспект урока

русского языка

в 7 классе

по теме

«Причастие как особая форма глагола.

Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия»

Учитель русского языка и литературы:

Бондаренко Ирина Анатольевна

г. Кокшетау

2014 год

Конспект урока русского языка

Класс: 7

Тема урока: Причастие как особая форма глагола.

Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия.

Цели и ожидаемые результаты.

По окончании урока учащиеся должны…

  • знать, что такое причастие, какие особые признаки они имеют, как изменяются;

  • уметь отличать причастия от прилагательных, узнавать их признаки;

  • учиться изменять причастия по падежам;

  • понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным;

  • понять, какую роль выполняют причастия в речи.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Структура урока:

0. Организационный момент. Позитивный ролик «О дружбе». Целеполагание.

I. Вызов интереса.

1. Интеллектуальная разминка.

II. Реализация.

1. Наблюдение за причастиями.

2. Описание яблока с использованием причастий.

3. Выборочный диктант.

4. Творческая работа в группах.

III. Рефлексия.

1. Создание авторского продукта: сочинение сказки о причастии.

2. Итог урока.

3. Рефлексия на стикерах «Шесть Я».

4. Домашнее задание.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, ролик «О дружбе», карточки-таблицы для каждого ученика, задания для группой работы, плакат рефлексии «Шесть Я», стикеры.

Ход урока.

0. Организационный момент. Позитивный ролик «О дружбе». Целеполагание.

Наш урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания. Трудности в одиночку преодолевать нелегко, поэтому работать мы будем в группах, сообща, чувствуя рядом плечо товарища.

Ребята, внимательно посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой?

1. Узнать, что такое причастие.

2. Научиться находить причастие среди других частей речи.

3 Определить морфологические признаки причастия.

4. Уметь пользоваться причастием в речи.

Цель и задачи выводятся вместе с учителем. Можно кратко записать задачи урока на доске с тем, чтобы при подведении итогов урока выяснить, выполнены ли задачи урока.

I. Вызов интереса.

1. Интеллектуальная разминка.

Эпиграфом нашего урока служат слова М.В. Ломоносова. Прочтите их и объясните, как их понимаете.

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов

Раздаю учащимся карточки. Работа ведется в группах.

Задание учащимся: заполните в своей таблице колонки, в которых содержится информация о прилагательном и глаголе.

Часть речи

Вопрос

Грамматическое значение

Прилагательное

Какой?

Признак предмета.
Желтый.

Глагол

Что делает?

Действие предмета.
Желтеет.

Причастие

II. Реализация.

1. Наблюдение за причастиями.

Определите, к какой части речи принадлежат записанные на доске слова. Внесите их в соответствующие колонки. Как вы будете это делать? (Определить грамматическое значение, задать вопрос и т.д.)

Желтеющий, пожелтевший, желтый, желтевший, желтеет.

Зеленый, зеленеющий, зеленевший, позеленевший, зеленеет.

Оживающий, оживавший, оживший, оживает, оживет.

Даю время на обдумывание поставленной задачи.

В каких случаях вы без труда определили части речи? (Желтый (какой?) – признак предмета – прилагательное. Желтеет – действие предмета – глагол. …)

В каких случаях встретили трудности и как рассудили?

Какой вопрос зададим к слову желтеющий (какой?)– это признак предмета, можно отнести к прилагательному.

Хорошо, замените слово желтеющий словосочетанием, близким по значению (который желтеет).

Признак какой части речи налицо(глагола)?

Признаки каких частей речи вместило это слово (прилагательного и глагола)? Что перешло от глагола (время)? Докажите. (Желтеющий –который желтеет – н.в., желтевший – который желтел – пр.вр.)

Хорошо. Давайте заменим оставшиеся слова таким же образом.

Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (Что делающий? Что сделавший? Что делавший?)

Вопросы каких частей речи можно задать к этим словам (прилагательного и глагола)? Внесите полученную информацию в ваши таблицы. Что от прилагательного взяли эти слова?

Можно ли их сочетать с другим частями речи? С какими? (С существительными – зеленеющая трава, желтеющие листья, оживающая природа.)

Докажите, что эти слова похожи на прилагательные(сочетаются с существительными, имеют род, число,падеж, приводятся примеры).

Что еще можно сказать об этих словах? (Похожи на глагол.) Аргументируйте свой ответ.

2. Описание яблока с использованием причастий.

Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко –красное, сладкое, большое.)

Краснеющее, висящее, срываемое, поспевшее, сорванное, мытое, очищенное.) По каким внешним признакам можно отличить эти слова? (Суффиксы-ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-, -нн-,-т- ).

Часть речи

Вопрос

Грамматическое значение

Прилагательное

Какой?

Признак предмета

Глагол

Что делать?
Что сделать?

Действие предмета

Причастие

Какой?
Что делающий?
Что делавший?
Что сделавший?

Признак по действию
Внешний признак:

(суффиксы -ащ-(-ящ-), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-,-нн-, -т- )

(Таблица заполняется по мере усвоения темы. Ее можно заранее отпечатать на карточки и раздать каждому, но столбцы таблицы целесообразно оставить чистыми.)

Как вы думаете, о какой части речи мы говорим (о причастии)?

Давайте попробуем дать определение этой особой форме глагола, используя полученную информацию и данные нашей таблицы (формулировка правила). А теперь сравним наше правило с правилом в учебнике. Все ли мы отметили? (Сопоставительный анализ правила.)

3. Выборочный диктант.

Сначала все выполняют самостоятельно, потом обсуждают в группе и представляют ответ остальным.

1. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный.

2. Красноватый, краснеющий, покрасневший, красный.

3. Крепнущий, крепкий, укрепительный, крепчайший.

4. Сберегательный, бережный, оберегаемый, прибереженный.

Белый, красный, хороший.

Как вы это делали?

Летит, читает, краснеет.

Как вы это делали?

  • А теперь вы называете прилагательные, а я переделываю их в причастия.

  • Творческий диктант.

  • Запишите предложения, переделывая глаголы в причастия.

Самостоятельная работа с групповым обсуждением.

Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными полянами стелется легкий туман. Прохладною росою покрылась листва на деревьях.

4. Творческая работа в группах.

Задание для первой группы.

Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Опишите яблоко так, чтобы захотелось его съесть. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко – Красное, сладкое,большое…)

Задание для второй группы.

Творческий диктант. Переделайте предложения так, чтобы предложения из простых превратились в сложные.

Косые лучи солнца, склоняющегося к закату, почти не погружаются в воду.

Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.

Задание для третьей группы.

Посмотрите в свои тетради. Сегодня мы описывали яблоко, используя прилагательные и причастия. Опишите предмет, который вам очень нравится, используя в своем описании причастия и прилагательные. Цель: описать ваш предмет так, чтобы заинтересовать слушателей (объем – 5–6предложений). У причастий выделите суффиксы.

III. Рефлексия.

1. Создание авторского продукта: сочинение сказки о причастии.

Напишите небольшую сказку о происхождении причастия. Какие герои будут действовать в вашей сказке?

(2–3 работы зачитываются как пример с целью еще раз повторить признаки причастия.)

2. Итог урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

1. Узнать, что такое причастие.

2. Научиться находить причастие среди других частей речи.

3.Определить морфологические признаки причастия.

4. Уметь пользоваться причастием в речи.

Выполнили ли мы эти задачи? Назовите ключевые слова темы. (Причастие. Грамматическое значение причастия. Суффиксы причастия.)

Что же такое причастие? (Дается определение причастия). Вы молодцы, хорошо поработали.

3. Рефлексия на стикерах «Шесть Я».

4. Домашнее задание.

  • вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями,

  • название книг, фильмов, где употреблены причастия.

infourok.ru

Разработка урока в 7 классе на тему: «Причастие как особая форма глагола»

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)

 Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.

Ход урока

I. План.

  1. Причастие как особая форма глагола.
  2. Признаки прилагательного у причастия.
  3. Признаки глагола у причастия.
  4. Использование причастий в речи.

II.Лекция с элементами беседы.

 Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов

  1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола

 ( Инсценировка сказки).

  1. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
  2. Оформление алгоритма.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Причастие

Признаки глагола

Признаки прилагательного

  1. Признак по действию.
  2. Вид (сов. и несов.)
  3. Время (наст. и прош.)
  1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
  2. Род.
  3. Число.
  4. Падеж.
  5. Синтаксическая роль.

 

  1. Обучающая игра «Суть».

Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа  на поставленный вопрос.

 

4.   Возвратность

5.   Переходность.

6.   Краткая или полная форма.

5. Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который    жил в избе, стоящей на опушке леса

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

III.Движение темы.

 

1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.

 

2. Тренировочные упражнения.                                                                                       

а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия?  Определение морфологических  признаков.

Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.

б)  Дифференцированное задание.

Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.

   1 в. На «3».

   2 в. На «4» и «5».

1 вариант.

 

1. Укажите причастие.

1. черный

2. чернеет

3. чернеющий

4. черноватый

5.  чернея

                                                                                        х

2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1.  спящий щенок

2.  белая мгла

3.  зеленый цвет

4.  спелая ягода

5.  теплый ветер

                                                                                             х

3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1.  рекомендуемая программа

2.  слушающий музыку

3.  зажженный фонарь

4.  светлое небо

5.  собранные грибы

4. Найдите в предложении причастие.

       1        2      3            4                5               6         7                                                                      

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Ключ:

1

2

3

4

3

1

4

5

2 вариант.

1.Укажите причастие.

1. белый

2. белеет

3. белеющий

4. беловатый

5.  белея

                                                                                        х  

2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1.  болотная трава

2.  горячая печь

3.  спеющая ягода

4.  мелкий брод

5.  последний лист

6.  темный горизонт

                                                                                            х

3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1.  читающий мальчик

2.  читальный зал

3.  созревающие зерна

4.  скошенная трава

5.  каменный дом

6.  поющие птицы

                                                                                          х

4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».

1. вспаханное поле

2. смеющийся ребенок

3. смелый борец

4. горячий напиток

5. горящий костер

6. покрасневший плод

5.   Найдите в предложении причастие.

 

       1        2        3                   4               5          6   7     8              9                10                                 

У Чехова был запоминающийся низкий  бас с густым металлом, гибкие

                11            12                      13        14         15        16

 интонации, переливающиеся  в какой-то лёгкий  распев. (М.Громов.) 

Ключ:

1

2

3

4

5

3

3

2;5

1;2;5;6

4;12

IV. Подытожим урок.

        Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».


Просмотр содержимого документа

«Разработка урока в 7 классе на тему: «Причастие как особая форма глагола» »

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)

Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.

Ход урока

I. План.

  1. Причастие как особая форма глагола.

  2. Признаки прилагательного у причастия.

  3. Признаки глагола у причастия.

  4. Использование причастий в речи.

II.Лекция с элементами беседы.

Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу .

М.В. Ломоносов

  1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола

( Инсценировка сказки).

  1. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).

  2. Оформление алгоритма.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Причастие

Признаки глагола

Признаки прилагательного

  1. Признак по действию.

  2. Вид (сов. и несов.)

  3. Время (наст. и прош.)

  1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?)

  2. Род.

  3. Число.

  4. Падеж.

  5. Синтаксическая роль.

  1. Обучающая игра «Суть».

Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.

4. Возвратность

5. Переходность.

6. Краткая или полная форма.

5. Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

III.Движение темы.

1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.

2. Тренировочные упражнения.

а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.

Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.

б) Дифференцированное задание.

Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.

1 в. На «3».

2 в. На «4» и «5».

1 вариант.

1. Укажите причастие.

1. черный

2. чернеет

3. чернеющий

4. черноватый

5. чернея

х

2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1. спящий щенок

2. белая мгла

3. зеленый цвет

4. спелая ягода

5. теплый ветер

х

3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1. рекомендуемая программа

2. слушающий музыку

3. зажженный фонарь

4. светлое небо

5. собранные грибы

4. Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4 5 6 7

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Ключ:

2 вариант.

1.Укажите причастие.

1. белый

2. белеет

3. белеющий

4. беловатый

5. белея

х

2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».

1. болотная трава

2. горячая печь

3. спеющая ягода

4. мелкий брод

5. последний лист

6. темный горизонт

х

3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».

1. читающий мальчик

2. читальный зал

3. созревающие зерна

4. скошенная трава

5. каменный дом

6. поющие птицы

х

4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».

1. вспаханное поле

2. смеющийся ребенок

3. смелый борец

4. горячий напиток

5. горящий костер

6. покрасневший плод

5. Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие

11 12 13 14 15 16

интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)

Ключ:

1

2

3

4

5

3

3

2;5

1;2;5;6

4;12

IV. Подытожим урок.

Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

kopilkaurokov.ru

Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия. (Продолжение темы)

Урок 19 (7 класс)

Тема: Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия. (Продолжение темы)

Цели: а) выяснить, какие признаки прилагательного есть у прича­стия;

б) закрепить полученные на предыдущем уроке знания о прича­стии;

в) повторить различные виды орфограмм;

г) уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

(§ 9, Упр. 57; взаимопроверка, морфологи­ческий разбор выполняется на доске).

  • Слово присутствовать из домашнего упражнения выпишите в словарь.
  • Составьте с этим словом словосочетания.

3. Орфографическая диктовка.

  • Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы.

Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина,

развивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвящённый

памяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый

солнцем, предполагаемый вопрос, преодоле­вающий препятствие, помирившийся

с братом, умоляющий о помо­щи, рассчитывающий только на себя.

Найдите в упражнении местоимение, определите разряд, в чём особенность

этого местоимения?

(себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа).

Урок 19

(7 класс)

4. Повторение предыдущего урока.

Задание 1.

  • В записанных вами словосочетаниях выявите гла­гольные признаки у причастий.

Задание 2.

  • Определите главные слова в следующих словосочетаниях:

развивающийся ребёнок, дрожащий от холода.

Исходя из этого, какой вывод вы можете сделать?

5. Новая тема.

  • Запишите под диктовку словосочетания и опреде­лите, в каких из них есть прилагательные, а в каких причастия.

^

красный цвет, покрасневший небосклон, зелёная трава, не­преклонное желание,

отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо,

зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубею­щий небосклон,

деревенеющие ноги.

Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что же общего между

прилагательными и причастиями?

  • Просклоняйте словосочетания: красный цвет, покрасневший не­босклон.
  • Что вы заметили?

Урок 19

(7 класс)

  • Запись в тетради.

^

1. Согласуются вроде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

Какие прилагательные могут иметь полную и краткую формы?

(качественные)

*— Сравните:

лёгкий — легка; написать, написанный — написан.

Какое из слов, записанных в краткой форме, является причас­тием, а какое —прилагательным?

6. Закрепление.

Задание 1.

  • Прочитайте текст (текст пред глазами учащихся).
  • Озаглавьте. * 0пределите тип текста.
  • Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.
  • Над прича­стиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите гла­гольные признаки.
  • Выпишите слова с орфограммами, обозначьте ус­ловия выбора этих орфограмм (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же зага­дочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездо­чек, внушающих

Урок 19

(7 класс)

некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как мож­но точнее передать содержание текста?

  • *Определите разряды у прилагательных.
  • *Выполните морфологический разбор слова удивительного.

Задание 2. Тестирование.

1. Найдите причастие:

а) светлеющая полоска; б) светлый день; в) серебристый снег; г) серебряная ложка.

2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа:

а) виснущий; б) посмотревшему; в) нависшим; г) звенящую.

3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа:

а) сберегаемого; б) замечаемую; в) сохранившем; г) закрутившего.

4. Выделите причастие:

а) думая; б) прописанный; в) спиши; г) читая.

5. Какого морфологического признака нет у причастия:

а) лицо; б) число; в) возвратность; г) падеж.

6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

а) время; б) вид; в) наклонение; г) возвратность.

7. Выводы по уроку.

Какую новую информацию вы сегодня получили?

Что показалось сложным?

8. Домашнее задание. Выучить слово присутствовать; подгото­вить и записать рассказ о публицистическом стиле.

Урок 19

(7 класс)

Задание 1.

  • Прочитайте текст.
  • Озаглавьте. * 0пределите тип текста.
  • Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.
  • Над прича­стиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите гла­гольные признаки.
  • Выпишите слова с орфограммами, обозначьте ус­ловия выбора этих орфограмм (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же зага­дочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездо­чек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как мож­но точнее передать содержание текста?

  • *Определите разряды у прилагательных.
  • *Выполните морфологический разбор слова удивительного.

……………………………………………………………………………………………………..

Урок 19

(7 класс)

Задание 1.

  • Прочитайте текст.
  • Озаглавьте. * 0пределите тип текста.
  • Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.
  • Над прича­стиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите гла­гольные признаки.
  • Выпишите слова с орфограммами, обозначьте ус­ловия выбора этих орфограмм (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же зага­дочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких светящихся звездо­чек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх.

(Ф.Нестеров)

*— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как мож­но точнее передать содержание текста?

  • *Определите разряды у прилагательных.
  • *Выполните морфологический разбор слова удивительного.

fs.nashaucheba.ru

Конспект урока «Признаки прилагательного и глагола у причастия» 7 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Признаки прилагательного и глагола у причастия

ФИО Криночкина Е.Н.

Место работыМКОУ Чухломская СОШ

Должностьучитель русского языка и литературы

Предметрусский язык

Класс 7

Тема и номер урока в теме Признаки прилагательного и глагола у причастия № 3

Базовый учебник Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.

Русский язык. Практика: 7 класс. Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой.

Цель урока:познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия

9. Задачи:

— обучающие

— показать отличительные признаки причастия от других частей речи,

-сформировать умение различать причастия и прилагательные.

-развивающие

-содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся,

-формировать способность находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснований.

-воспитательные

-воспитывать уважительное отношение к слову,

-воспитывать у учащихся умение слушать и слышать друг друга.

Тип урокаизучения нового и первичного закрепления новых знаний с применением ЭОР

Формы работы учащихся

-самостоятельная работа,

— беседа,

— выполнение заданий с использованием ЭОР,

— работа в парах

Необходимое техническое оборудование

— компьютер, подключенный к интернету

-www.school-collection.edu.ru ЕК ЦОР

— интерактивная доска

— проектор

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности

Приветствие, проверка готовности к уроку

1 мин

2

Актуализация знаний

Игра «Четвертый лишний»:

1) смеющийся, весёлый, красивый, грустная

2) мчится, прибежавший, уснул, смеялся

-В чем их отличие от остальных слов в ряду?

Находят лишнее и обосновывают свой выбор

3 мин

3

Выдвижение гипотезы

Лингвисты о причастии

Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии. Что особенного они видят в этих словах?

Чтение и анализ высказываний

Формулировка гипотезы

2 мин

4

Постановка темы и цели урока

Учитель предлагает определить тему урока и записать тему урока в тетрадь.

Учитель предлагает определить цели на урок.

Учащиеся совместно с учителем определяют тему и цели урока.

2 мин.

5

Исследование

Формирование новых понятий

таблица«Причастие и прилагательное»

-На какой вопрос отвечают прилагательное и причастие?

-Как изменяются?

-Что обозначают?

-Какова начальная форма?

Задание«Закончить предложение » У причастия и прилагательного общими грамматическими признаками являются…

Ведут индивидуальные наблюдения о сходстве и различии между прилагательным и причастием

Взаимопроверка, выставление оценки в «Лист учета знаний»

3мин

www.prodlenka.org

Урок по русскому языку на тему «Причастие» (7 класс)

План-конспект урока по русскому языку в 7-м классе

по теме: « Причастие »

Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения отличать причастие от прилагательного, находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль; развивать связную речь, логическое и абстрактное мышление; воспитывать стремление быть грамотным, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: учебник ( Русский язык.7класс./Л.М.Рыбченкова и др./ 2014.) ,учебные тексты, раздаточный материал, таблица (на доске).

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1) Синтаксическая пятиминутка

*Выполните синтаксический разбор предложения.

В замершем воздухе стоит крепкий и нежный запах увядающих кленов.

*Назовите слова, которые вызвали затруднения при отнесении их к определённой части речи. Признаки, каких частей речи в них можно отметить?

2) Слово учителя

— Слова, с которыми вы только что работали, являются причастиями, это особая форма глагола. Великий русский языковед В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка » об особенностях причастия писал: «Причастие – часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного ». Сегодня мы начинаем знакомство с причастием — удивительной частью речи, которая, по словам М.В.Ломоносова, служит «к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

3.Изучение нового материала

1) Лингвистическое наблюдение

Методический комментарий. На доске — сравнительная таблица, которую учащиеся переносят в свои тетради и заполняют в ходе беседы. Среднюю часть таблицы с причастием заполняют в последнюю очередь. На основе заполненной таблицы учащиеся делают вывод о причастии.

План характеристики

Красный

Краснеющий

Краснеет

1. Общее значение

Признак предмета

Признак предмета

по действию

Действие

2. Морфологические признаки

Постоянные: качественное. Непостоянные: ед.ч.,

муж. р., И.п.

Постоянные: несов.

вид., неперех., невозвр., наст. вр.

Непостоянные: ед.ч.,

муж. р., И.п.

Постоянные: несов.

вид, неперех., невозвр.

Непостоянные: изъяв. наклонение,

наст. вр., 3-е лицо

3. Синтаксическая роль

Определение

Определение

Сказуемое

Беседа

*Определите общее значение прилагательного и глагола.

*Определите морфологические признаки прилагательного и глагола.

*Определите синтаксическую роль прилагательного и глагола.

*Найдите признаки в характеристике причастия, свойственные прилагательному и глаголу.

*Сделайте вывод по результатам наблюдения и сформулируйте определение причастия.

2) Изучение теоретического материала из учебника §7 (стр.26-27)

4. Закрепление изученного материала

1) Грамматический тренинг (раздаточный материал)

Карточка №1

Задание. Из приведенных слов выпишите причастия.

Сбегающий, серый, закрывший, приветливый, уходящий, пишущий, зелёный, встающий, уставший, алый.

Карточка №2

Задание. Подберите существительные к причастиям.

Дышащая …; бегущего …; смеющимся …; остановившегося …; выбиравший …; ударившую …; любящая …; над сидящим … .

Карточка №3

Задание. Раскрыв скобки, согласуйте причастия с существительным в роде, числе и падеже. Перед причастиями поставьте прилагательные; выделите окончания и причастий, и прилагательных.

У (тлеющий) костра; над (заснувший) рекой; с (облетевший) клёнов; в (холодеющий) воздухе; (тающий) облака; при (сияющий) солнце.

Карточка №4

Задание. Творческий диктант. Замените выделенную часть предложения причастием и запишите. Если возможно, определите время причастий.

Ручей, который бежит; книга, которая лежала; земля, которая освещается солнцем; тучи, которые гонит ветер; цветок, который увял; события, которые приближаются; сочинение, которое написал ученик; теорема, которую мы доказали; ёлка, которую украсили дети.

2) Работа с учебником

*Выполнение упражнения № 42

Задание. Перепишите текст, найдите в нём причастия, определите их значения, выделите суффиксы.

*Выполнение упражнения № 43

Задание. Образуйте причастия по заданному образцу и запишите их, выделяя суффиксы.

5. Подведение итогов урока

Вопросы к учащимся.

  1. Что называется причастием?

  2. Какие признаки прилагательного перешли к причастию?

  3. Какие признаки глагола есть у причастия?

  4. От каких частей речи образуются причастия?

  5. Каким членом предложения может быть причастие?

  6. Назовите суффиксы, по которым причастия отличаются от других частей речи.

6. Домашнее задание

1.Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение № 46 (списать; найти причастия, выделить их суффиксы; подчеркнуть причастия как члены предложения).

infourok.ru

Советы рукодельницам