Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Виды деятельности:

— познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

— музыкальная.

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилище мкрестьянской семьи, с предметами русского быта.
  • Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
  • Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
  • Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
  • Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка,порты, кокошник, картуз.

 Структура НОД:

  1. Вводная часть (организация детей –2минуты).
  2. Основная часть (практическая деятельность – 20минут):

а) русский национальный костюм (ИКТ).

б) русский быт (практическая деятельность).

в) русские народные сказки (практическая деятельность).

  1. Заключительная часть(подведение итогов – 3минуты).

Предварительная работа:проведение праздника «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра  «Кукла  — наряжайка «Аленушка»

Оборудование к НОД:ноутбук, телевизор, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку». Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Ход НОД

Воспитатель встречает детей в русском народном  костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне?  (Русский народный). Как называется платье без рукавов?  (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

—  А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили?Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

(Ответы детей)

— Как раньше назывались дома? (избами) Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайдов  с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в  миниатюрную горницу.

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

— Кто это?  (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».

Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.

Домовой:

—  Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

Воспитатель:

— Нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель:

— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

Три братца

Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.(Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)

У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)

Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем. (Утюг)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Какие сказки про лапти, вы, знаете?

Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

(Работа в парах)

— Кузенька, загадывай следующую загадку.

-Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …(сундук).

(Рассматривают сундучок)

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, на печку, слушай, как дети будут отвечать.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

— Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка?  (Докучная)  Почему она так называется?

А вы знаете докучные сказки?»

(Ответы детей).

Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Собери и назови сказку».

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.

Воспитатель хвалит детей и приглашает попить чай из  настоящего самовара.

Автор: Карабанова Ирина Леонидовна,
воспитатель I квалификационной категории,
МДОУ детский сад № 27, г. Ржев, Тверская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

 

planetadetstva.net

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Марьюшки» | Конспекты занятий, ООД

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Марьюшки»

Автор: Рыбченко Ольга Валерьевна

Организация: ГБОУ ШКОЛА 852 ДО 2

Населенный пункт: г. Зеленоград

1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Учить навыкам словообразования,

3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.

Коррекционное направление.

1) Развивать интеллектуальные функции – память, внимание;

2) Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки;

3) Совершенствование тонкой моторики кистей пальцев.

Воспитательное направление.

1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение об русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Драматизация по мотивам русских сказок;

5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

( дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: ( печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

www.vospitatelru.ru

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №15», г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2016. №3(5). URL:  http://kssovushka.ru/zhurnal/5/priobshchenie-detei-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury (дата обращения: 14.04.2019 ).


Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Одним из принципов ФГОС ДО  является — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  Познавательное развитие предполагает  развитие первичных  представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. 

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников. 

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план  расчитан на 4 года деятельности по следующим  направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

 Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту. 

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную  и самостоятельную деятельность.


     Формирование  нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:

• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. 

 

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). 

Приоритетными остаются  методы и приемы:

  • Проблемно — поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи ;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.


Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 
Второе направление — дошкольники продолжают знакомиться с русским  народным творчеством,  дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре. 

Третье направление — дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем  заклички,  считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с  русскими народными праздниками  проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей. 

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица — недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

— анкетирование «Что вы знаете?»

— консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

— Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»

— оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
  11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.:  Книголюб, 2007.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  13. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
  14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
  15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
  16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
  17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
  18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

 

kssovushka.ru

Советы рукодельницам