Толерантность в жизни младших подростков.

Содержание



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Как развивалась тема толерантности в программе «Жизненные навыки».

Первый раз мы прикоснулись к толерантности в теме «Я и другой» (см. ЖН-1). Мы вместе с детьми искали сходства и различия разных людей, понимали, что чем-то все мы похожи, а чем-то точно отличаемся.

В теме «Толерантность» (см. ЖН-2) мы размышляли о тех особенностях не похожих на нас людей, которые порой пугают в других. Узнали о еде и жилищах разных национальностей. Почувствовали, что узнавая о других, не похожих на тебя людях, становишься более толерантным к ним, куда-то исчезают страхи и недоверие. Вместе мы искали способы принять (или не принять) другого человека. Впервые мы обратились к теме границ, стали обозначать свое личное пространство, думать о том, кого я могу пригласить к себе в жизнь, а кого – нет. Поняли, что не похожий на меня человек – не всегда значит – опасный. Узнали, как можно защитить границы и понять, когда на самом деле угрожает опасность. Мы строили свои государства, объединяли их с другими, оставались автономными, иногда воевали, заключали перемирия, придумывали законы.

Мы знакомились с праздниками разных народов в теме «Праздники, ценности, радости» (см. ЖН – 3).

В теме «Собственность» (см. ЖН-4) мы работали с темой границ моего и чужого – моих вещей, моего пространства, моего времени. Поскольку, чтобы быть толерантным к другому, нужно хорошо знать, что же является твоим, как обращаться с тем, что твоим не является, и как быть с тем, когда нарушают твои границы.


Тема «Мальчики и девочки» (см.ЖН-4) тоже затрагивает толерантное отношение к другому полу, к неизвестному тебе миру.

Толерантность в жизни младших подростков.

И вот – новый возраст, новая тема «Другие». Тема не зря получила такое название. В этом слове – и страх других, и непонимание, и желание отделиться от них со «своими». Дети 11-13 лет – младшие подростки – общаются небольшими группами, «сбиваются в кучки». Видимо, таким образом им легче осваивать свой новый, непонятный возраст, новый мир – среднюю (не начальную) школу. Наверное, назвав «другими» других, проще осознать, что есть «свои», которые защитят, которые признают тебя.

Название этой темы имеет два источника – фильм и разговор с подростками. В телесериале «Остаться в живых» (который, кстати, вызывает интерес не только у взрослых, но и у подростков) выжившие после катастрофы люди обустраивают свою жизнь на острове. Этот остров таит в себе много тайн и загадок. Одна из них – существование на острове других людей, которые жили на нем до появления наших героев. Интересно отношение героев фильма к этим людям. Еще не зная никого из них, они относятся к ним настороженно-агрессивно, но в то же время с уважением к их предполагаемой огромной силе и таинственным умениям. Их лица становятся напряженными, серьезными и настороженными, когда они говорят друг другу: «Это Другие». Так они называли между собой неизвестных обитателей острова. В этом слове – и страх, и дистанция, и затаившийся интерес. Это отношение очень похоже на отношение подростков к тем, кого они не знают, кто не похож на них.

Теперь о втором источнике. Как-то в разговоре с подростками мы предложили им несколько названий психологической группы. Наиболее популярным оказалось название «Своя стая». Ребята так объяснили свой выбор. «Это, наверное, то место, где все свои, где меня примут, где мы вместе. А в случае чего — дадим отпор остальным, чужим, другим». Подросткам очень важно иметь место, где все свои. Кто же тогда эти – остальные? Чужие, другие? Толком ребята и не знали, но защититься хотели (на всякий случай). После этого разговора уже не было сомнений в название темы – «Другие».

Другие – это те же подростки, но только «другая стая», случайно сложившаяся в другом месте, может быть – с другими интересами. Другие – это люди иной культуры, которые одеваются в странную одежду, едят необычную еду. Другие – это люди старшего поколения – бабушки и дедушки, которые слушают непонятную музыку, не хотят разделять увлечения внуков, едят из старой посуды и смотрят «дурацкие» передачи по телевизору. Другие – это маленькие дети, которые кричат и капризничают, задают кучу вопросов, и вообще – вдруг кто-то догадается, что я тоже сплю с мишкой, как и они? Поэтому я хочу быть подальше от маленьких детей. Другие – это и учителя. Другие – это представители разных группировок: «эмо», «готы», «скинхеды». Некоторые младшие подростки еще ничего и не знают об этих течениях, но уже точно не принимают или сторонятся, испытывая страх и интерес одновременно. Некоторые – принадлежат к одной из группировок и являются противниками другой, до конца даже не разобравшись в ее идеологии. Они «другие», непонятные – этого бывает достаточно для враждебного отношения.


megapredmet.ru

толерантность примеры из жизни — Кто знает примеры толерантности? — 22 ответа



терпимость примеры из жизни

В разделе Домашние задания на вопрос Кто знает примеры толерантности? заданный автором Vladimir лучший ответ это Толерантность — это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.

Возникла толерантность в западной цивилизации на религиозном уровне. Возникновение этого понятия связывают с подписанием Нантского эдикта.
Прежде всего толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Основой толерантности является открытость мысли и общения, личная свобода индивида и оценивание прав и свобод человека. Толерантность означает активную позицию человека, а не пассивно-терпимое отношение к окружающим событиям, то есть толерантный человек не должен быть терпимым ко всему, например к нарушению прав человека или манипуляций и спекуляций. То, что нарушает общечеловеческую мораль, не должно восприниматься толерантно.
Поэтому следует различать толерантное поведение и рабскую терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему. Нужно пристально различать эти понятия, потому что манипуляторы (в том числе большинство политиков) призывают к лже-толерантности, поскольку людьми, которые относятся ко всему лояльно, легче управлять.
Следовательно, толерантность является достаточно тонкой категорией, которой безусловно нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.
А примеров из жизни можно взять очень много: лояльное отношение к людям других культур (эмо) например.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто знает примеры толерантности?

Ответ от Джум[гуру]
Новоизбранный президент США

Ответ от Кособокий[гуру]
Вот в Америке выбрали черного Президента Барка Абаму. Чем не признак толерантности американцев?

Ответ от шеврон[гуру]
1. Неголубые терпят голубых .
2. Русские относятся нормально к нерусским,
Толерантность — терпение

Ответ от Просторный[гуру]
Толерантность — это прежде всего вежливость.

Обратите внимание на эту статью

Ответ от Анна Боришполец[активный]
Равное отношение к людям своей расы и другой, своей религий и другой, терпение и хорошее к людям с ограниченными физ. возможностями

Ответ от Debra Queen[новичек]
То что выше написали про Обаму, это скорее идёт как равенство ( тоже моральный принцип) людей, т. к. это подразумевает одинаковые возможности.

Ответ от ЇИ…ТА[новичек]
Толерантность — это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.
Возникла толерантность в западной цивилизации на религиозном уровне.
Прежде всего толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то. Основой толерантности является открытость мысли и общения, личная свобода индивида и оценивание прав и свобод человека.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СМИ
•Позитивные действия по преодолению языка вражды и других проявлений ненависти редко привлекают внимание журналистов, тогда как агрессия, насилие и другие конфликтные ситуации освещаются прессой сенсационно и эмоционально.

•Очень часто меньшинства, отображаемые российскими СМИ, ассоциируются со словом «проблема». Они являются источником проблем, сталкиваются с проблемами, решают проблемы.
•Гораздо реже мы узнаём историю успеха, которая обычно подается как нечто исключительное с импликацией: некоторые из «них» могут добиваться того же, что и мы. Такого рода частичное «включение» не способствует созданию атмосферы толерантности, скорее подчеркивает разобщение.
•Между тем, для преодоления фанатизма и экстремизма общество должно иметь представление о той работе, которая проводится государственными институтами, правозащитными организациями, группами граждан и отдельными людьми по созданию атмосферы толерантности и взаимного доверия.
•В противном случае создается впечатление, что общество принимает состояние напряженности и враждебности, не сочувствует жертвам агрессии и не стремится ничего изменить к лучшему.
•Вот почему так важно представлять, что реально происходит в обществе, какие формы и методы используются гражданами, озабоченными ростом национализма, ксенофобии и экстремизма и активно противодействующими тенденциям, которые могут привести к кризису.
•Почему бы СМИ не познакомить свою аудиторию с сообществом, для которого уважение, взаимодействие, диалог, солидарность и толерантность – не цель, а способ существования?
•«Пресса – наилучший инструмент для просветления разума человека, для превращения его в более совершенного, рационального, нравственного и общественного индивидуума», — писал Томас Джефферсон.
Хочется верить, что российская пресса станет таким инструментом.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Ответы@Mail.Ru: Приведите примеры толерантного поведения?

Равное отношение к людям своей расы и другой, своей религий и другой, терпение и хорошее к людям с ограниченными физ. возможностями

запросто.. . на ногу наступили. тока улыбнулси.. . во как!

Когда кавказец режет барана на центральной улице пожелать мира его дому.

Терпимость во всех ее проявлениях

Толерантность- это терпимость, милосердие. Допустим, кошка сильно поцарапала, ты её не лупишь, а терпишь и дуешь на царапину: DD Типо того))

Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Использование значения понятия толерантности. В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств. В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов. В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ. Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название «Хрустальная ночь». Те страшные события положили начало Холокосту — одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости.. . 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности

Если в ваш дом ворвутся грабители — нужно любезно предложить им кофе.

Толерантность — терпимость. Терпимость к чужой вере, убеждениям, традициям и обычаям. Терпимость к взглядам разных людей.

телератность вай

touch.otvet.mail.ru

Что такое толерантность — определение, виды и примеры

Медицина, политика, психология, философия, социология – каждая из этих наук даёт разное определение слову «толерантность». Активно стали применять данный термин лишь в конце 90х- годов прошлого века и до сих пор он вызывает ряд противоречий и споров. Каждый из нас уникальная личность, которая не похожа на другого человека. Именно поэтому, мы стремимся отыскать близких по духу и увлечениям людей. Очень важно ощущать себя чем-то большим, чем просто самостоятельной единицей в этом огромном социуме.

У каждого народа свой собственный, уникальный менталитет и то, что в одном государстве считается нормой, в другом – нечто из ряда вон выходящее. Как толерантность звучит в общем контексте? В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности, в которой термин толерантность охарактеризовали как – терпимость по отношению к другим людям, культурам, обычаям и традициям, к индивидуальности и неповторимости. Гармония  это в первую очередь разнообразие и только благодаря ей, люди относятся друг к другу с уважением и проживают в мире и согласии.

Толерантность в других сферах деятельности:

  • в медицине «толерантностью» характеризует привыкание организма к лекарственному препарату. И со временем его требуется всё больше, чтобы увеличить дозировку и добиться того самого эффекта, который был изначально;
  • в музыке это в первую очередь проявление уважения к другим музыкальным направлениям, а также стилям;
  • в экологии – развитие биологических организмов в любой среде, даже в самых неприспособленных для этого условиях.

Психологи о толерантности

Толерантность выступает одним из ключевых принципов психотерапии, благодаря которому есть возможность по кирпичикам, постепенно выстроить доверительные отношения с клиентом, не прибегая при этом к критике и какому-либо осуждению в его адрес. Психологи рассуждают о существовании психологического феномена толерантности, в котором присутствует ряд научных аспектов и общих принципов:

  1. Моральный – основу этого принципа составляет отсроченная агрессия. Человек может с вами согласиться на поверхностном уровне, пока внутри него постепенно всё закипает.
  2. Натуральный – дети всё прекрасно понимают, но не проводят оценку того, что происходит. Этот подход часто приносит гораздо больше ущерба, чем пользы и всё потому, что родители могут привить ребёнку не только хорошее, но и плохое.
  3. Нравственный — в его основе лежит полное и осознанное принятие того, что происходит в жизни человека. Этот вид толерантности можно назвать зрелым. На духовном уровне это особое отношение к каждому их проявлений в жизни, которые способствуют духовному развитию личности. В основе всех притч лежит нравственность.

Основная задача психолога – способствовать развитию толерантности, ключевыми аспектами которой выступают:

  • эмпатия, то есть эмоциональное восприятие и отзывчивость человека;
  • способность к ведению внутреннего диалога;
  • коммуникабельность, которая заключается в налаживании положительных контактов с людьми.

Плюсы и минусы

Идея этого понятия заключается в том, что оно несёт в себе благие цели для всего человечества, но так ли на самом деле оно есть? Неужели вот так просто можно ввести одно понятие, которые будет способствовать быть терпимее и относиться с уважением к другим народам? Данное понятие толерантности можно смело истолковывать по-разному, не принимая во внимания какие-либо общепринятые и прописанные понятия, ведь у медали всегда есть две стороны и каждую из них обязательно стоит рассмотреть и проанализировать детальнее.

Плюсы толерантности:

  • человек становится более гуманным;
  • можно смело преодолевать любые свои страхи благодаря коммуникации с людьми, которые совершенно на тебя не похожи;
  • происходит процесс выработки правильного понимания, что каждый человек это яркая индивидуальность и он самовыражается по-разному;
  • способствует общественному, а также личностному развитию через передачу знаний и опыта, благодаря активному взаимодействию среди отдельных людей или в целом наций;

Минусы толерантности:

  • часто под видом толерантности скрывается манипуляция сознанием людей, и другие просто прикрываются благими намерениями;
  • существует особая тонкая грань между понятием толерантность и словом терпимость;
  • средства массовой информации очень часто стремятся подменить истинные понятия и ценности ложными;
  • отдельная категория людей воспринимает понятие «толерантность» как нежелание вести активную борьбу, то есть проявлять равнодушие.

В чём отличие от терпимости?

С латинского языка слово «терпимость» можно перевести как «терпение», а вот в толковом словаре данное слово выступает производным от французского «терпимый». Мы привыкли, что в русском языке это слово употребляется обычно с негативным оттенком, и всё потому, что человек перенёс какие-то лишения. Очень важно понимать, что это два совершенно разных слова, и они отличаются друг от друга.

В обществе «терпимость» — это когда люди отказывают себе на сознательном уровне в проявлении плохих эмоций, к примеру, враждуя друг с другом. У человека может быть своего рода внутренний протест, который способен сформироваться в максимально кротчайшие сроки и постепенно завязывается благодаря СМИ. Также это может быть ряд процедур, способствующих урегулированию конфликтных ситуаций между разными народами.

Толерантностью называют общественное явление, процесс формирования которого происходил на протяжении очень долгого периода времени и он предполагает отсутствие у человека таких отрицательных качеств, как вражда и неприязнь к  другим людям, которые по каким-то причинам на него не похожи. В социуме довольно часто возникают по каким-то причинам такие конфликты.

Какое влияние оказывает ксенофобия?

Довольно часто в СМИ употребляется слово «ксенофобия», которое переводится с греческого как «боязнь незнакомых людей». Ксенофоб мыслит немного иначе, чем обычный человек и он делит всех людей на две ключевые категории «свои» и «чужие». На самом деле поток мигрантов всегда агрессивно воспринимается любым коренным населением страны. Всё дело в том, что иностранцы часто позволяют себе недопустимые вещи, приезжая в чужую страну, они не только учить язык, познавать культуру этого народа и ведут себя очень нахально. Толерантность подразумевает под собой отсутствие ксенофобии, это мирное и гармоничное сосуществование всех людей на планете.

Виды толерантности

Учёные стали рассматривать данный термин с разных точек зрения. Ничего не стоит на месте и мир тоже меняется, что-то становится в нём за считанные годы актуальным, в то же время появляются «острые» вопросы, которые напрямую связаны с политическими отношениями, гендерными понятиями, межнациональными и религиозными вопросами. Можно смело рассматривать толерантность в качестве особой сферы, которая позволяет включать в себя уникальную типологию. М.С.Мацковский отразил наиболее характерные для толерантности виды: начиная с образовательной, географической, возрастной м маргинальной и заканчивая расовой, гендерной, межклассовой и политической.

Религия и толерантность

У каждого этноса есть своя религия, которая несёт в себе особый сакральный компонент, который отличает её от иных конфессий. В прошлые века многие правители считали свою религию единой, поэтому предпринимали попытки стереть с лица земли другие народы, а вместе с ними и их верования. Что же такое религиозная толерантность сегодня? Каждый человек имеет право выбрать любую религию, которая принята в стране, даже если она не относится к главенствующим религиям. Однозначно, есть терпимость к иной вере, и она выступает залогом мирного взаимодействия между разными людьми.

Проявление толерантности к инвалидам

Очень важно, чтобы человек проявлял ко всему живому, что его окружает милосердие, искреннее сострадание. Благодаря правильному воспитанию в детстве в сознании постепенно откладывается правильная манера поведения. Поэтому, необходимо проявлять толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями из-за своего здоровья. Это качество характеризует вас как зрелую личность, которая способна к состраданию. Со стороны государства проявлением толерантности по отношению к инвалидам будет предоставление рабочих мест, а также инклюзивное образование для каждого, кто захочет его получить.

Об этнической толерантности

Этнической идентичностью называют принадлежность к своему этносу, к своему народу с так называемым усвоением многовековых традиций, ценностей и опыта. Вопрос толерантного отношения в адрес представителей других национальностей можно рассматривать в контексте уважительного и доверительного отношения к тому, какой образ жизни ведут люди и каких принципов придерживаются. Дело в том, что основной проблемой толерантности в полиэтнических на территории полиэтнических стран приобретает глобальное значение. Обратной стороной этого понятия можно назвать интолерантность, то есть нетерпимость, которая является ещё одним поводом для споров, а также межнациональных разногласий.

Что такое гендерная толерантность?

Важно относиться уважительно и общаться на равных с человеком, не зависимо от его половой принадлежности – это и есть гендерная толерантность. На самом деле это понятие является весьма и весьма неустойчивым в обществе, так как с годами большинство гендерных стереотипов изменяются и это становится причиной негативной реакции в обществе, и развитием многочисленных фобий. Например, существует понятие интолерантность к другому полу, то есть сексизм, по сути выступающий особым видом дискриминации.

О политической толерантности

Рассматривая толерантность в политике, следует обозначить, что она выступает готовностью правительства, к ведению так называемого конструктивного диалога с другими государствами. На все 100% реализоваться может политическая толерантность только на просторах государства, которое приняло демократичный режим власти и оно выражается в так называемой процедуре урегулирования межнациональных споров и конфликтов, в соблюдении прав человека, а также уважительном отношении к различным политическим убеждениям, которые в свою очередь не противоречат действующему законодательству. Можно смело называть политическую толерантность глобальным процессом, от которого во многом зависит мир на планете Земля.

Сама по себе толерантность и так называемая политкорректность понятия взаимопроникающие в современном обществе. Впервые стали рассматривать вопросы политкорректности на территории Соединённых Штатов Америки, когда афроамериканцы выдвинули требования исключить из английского языка слово, которое по их мнению звучало весьма оскорбительно и характеризовало расу – «black». Политкорректность это в первую очередь запрет на употребление  оскорбительных слов, которые можно применить в адрес лица, которое принадлежит к другому полу, национальности или сексуальной ориентации. За последние годы всё чаще вспыхивают в разных уголках США протесты, основанные на политической толерантности.

Для характеристики личности часто используют несколько подвидов толерантности:

  • ситуативная, то есть применение исследуемого, по отношению к какому-то конкретному человеку. Например, может быть использована фраза низкого уровня «как же она меня бесит», среднего уровня « мне не всегда удаётся её понять» или высокого уровня « с тобой всегда так легко и комфортно»;
  • типологическая, это отношение исследуемого к какой-то определённой категории, или же типу людей. Это может быть разделение по этнической принадлежности, политическим взглядам, либо же национальному признаку;
  • профессиональная, то есть отношение исследуемого к окружающим тебя людям: клиенты, коллеги по работе, сотрудники. Вы должны контактировать и поддерживать с ними связь в связи с ведением профессиональной деятельности;
  • общая, проявление коммуникативной толерантности на основе всех вышеперечисленных критериев.

Общие признаки интолерантности и терпимости

Не всегда стремление человека вести себя толерантно может привести к так называемой нравственной толерантности. Обычно, в большинстве случаев оно заканчивается на так называемой моральной составляющей термина «толерантность» и в процессе подавления внутреннего своего неприятия. Любое проявление интолерантности или наоборот, толерантности будет свойственно не только по отношению к каким-то глобальным проблемам, например социальным проблемам и т.д.

Отличия в жизненной позиции и в чертах характера людей:

  • чувство юмора. Оно обязательно должно быть здоровым и в отличие от толерантного человека у интолерантного оно отсутствует и такая персона просто не может посмеяться над своими недостатками, в ней отсутствует нотка самокритичности и любые шутки в адрес своей персоны человек будет воспринимать как критику;
  • самореализация. Толерантные люди стремятся самореализоваться по жизни, оно готовы «грызть гранит науки», весьма любознательны и всегда рады помочь ближнему своему. Для интолерантной личности такая манера поведения совсем не свойственна, они не могут сопереживать и не знают, чего хотят от жизни;
  • адекватная оценка своей значимости. Благодаря толерантному настрою можно смело предположить, что под толерантностью стоит рассматривать осознание собственных недостатков. Человек себя оценивает адекватно и знает достоинства которыми стоит гордится, и минусы с которыми стоит бороться. Интолерантные люди постоянно выступают с обвинительной позицией в адрес отношения недостатков другой персоны, часто выпячивая напоказ свои достоинства;
  • чувство защищённости. Интолерантные люди часто не разбираются в ситуации, поэтому всё незнакомое кажется им угрозой и посягает на безопасность;
  • ответственность. Толерантный человек знает, в какие моменты стоит взять на себя ответственность и он не обвиняет окружение в том, что они что-то враждебное задумали против него. Причины неудач всегда стоит искать только в себе.

psihter.ru

«Толерантность в современной жизни» | Социальная сеть работников образования

Введение

Изменения, происходящие в мире и в Российской Федерации на протяжении последних лет, с особой остротой ставят проблему взаимоотношений между людьми. Отсутствие четкой национальной политики государств, направленной на разрешение межэтнических конфликтов, послужило поводом к проявлениям взаимной нетерпимости. Неуклонный рост диапазона различий между людьми, этносами, религиями, культурами в историко-эволюционном процессе свидетельствуют, что природа и история воспринимают толерантность как уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития. Не случайно государства – члены ООН, наряду с заверениями о распространении идей толерантности и ненасилия посредством политики в сфере образования и специальных программ, объявили 16 ноября ежегодным международным Днем Толерантности.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.

Проблемы формирования толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из актуальных в современном многонациональном российском обществе. Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе». Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция «Я и общество», складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательной процесса.

Значение толерантности для современного общества очень велико.

Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации».

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.  В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Таким образом, основная  цель моей работы: выработать  правила толерантного общения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций .

Задачи:

Изучить понятие «толерантность».

Определить  уровень  толерантности у обучающихся нашей школы.

Ознакомить с полученной информацией своих сверстников.

Тип проекта: исследовательский

Работа  проводилась в два этапа:

Первый этап – поисково-теоретический. Изучение научной литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы.

Второй этап – опытно-экспериментальный.


1. Научно-теоретические основы формирования толерантного поведения подростков

Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках[1].

Понятие «толерантность» рассматривается с позиций гуманистического, когнитивного и диалогического подходов.

Гуманистический подход трактует толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную толерантность. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Диалоговый подход обусловливает важный тип толерантности – межличностная толерантность – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности – как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.

К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др.

Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова tolerantia – терпение. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках,  акценты в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования.

Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Иван Иванович Бецкой. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием».

В условиях развития российского общества в тот период, когда в соответствии с требованиями «Домостроя» требовалось «беспрекословное подчинение родителям, мужчине – главе семьи, когда для воспитания детей рекомендовались суровые меры подавления воли, телесные наказания «учтивость и тихость» в воспитании были инновацией в духовно-нравственном становлении личности, новыми ценностными педагогическими идеалами.

В настоящее время в российском обществе практически отсутствуют объективные условия для воспитания толерантности у молодежи. Связано это, в первую очередь, с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры, нации в целом. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся: криминализация общества; сокращение возможностей для «честного труда»; распространение бедности;  кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей; универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества.

К субъективным факторам мы относим индивидуальные особенности человека: его психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные и личностные характеристики, степень образованности и квалификации, практический жизненный опыт, профессиональное мастерство, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.

1.2 Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность

Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства и т.д.;

внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию (управлению), различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению[2].

Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интолерантной значительно выше.

Толерантная личность отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость).

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

Таким образом, определяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Исходные принципы толерантности

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  1. отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
  2. добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести»;
  3. умение принудить себя, не принуждая других;
  4. подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности;
  5. принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Регламентирующие правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, которые в толерантной среде основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризуются равенством (равным доступом к получению образовательных услуг, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.).


2. Диагностическое исследование степени коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)

Путь к толерантности – это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений, на мой взгляд, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности[3].

В этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность,  позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

Наше первоначальное исследование сформированности толерантных представлений у подростков проводилось на базе МОУ «Красноселькупская открытая (сменная) общеобразовательная школа». В нем приняли участие обучающиеся 10–11 классов. В ходе исследования были использованы тесты коммуникативной толерантности и выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко на определение уровня толерантности.

Средний балл:

  1. всей группы – 67,33 (б)
  2. группы 10 класса – 61,6 (б)
  3. группы 11  класса – 63 (б)
  4. группы состоящей из девочек – 71,3 (б)
  5. группы состоящей из мальчиков – 61,3 (б)

        Из результатов   видно, что у группы учащихся 11 класса толерантность выше, чем у группы учащихся 10  класса.

У девочек толерантность выше, чем у мальчиков.

2.2 Диагностическое исследование толерантности на основе экспресс – опросника «Индекс толерантности» по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой

Для диагностики общего уровня толерантности  был разработан экспресс – опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Опрос проводился среди обучающихся 10 -11 классов .

Результаты анкетирования следующие:

Из учеников 10 «А» класса средний уровень толерантности показали человек. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и  присутствия нетерпимости в характере. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять нетерпимость.

Высокий уровень толерантности не показал никто.

Низкий уровень толерантности показали 3 человека. Такие результаты свидетельствуют о высокой нетерпимости  человека и наличии у него выраженных «нетерпимых»  установок по отношению к окружающему миру и людям.

Из 8  учеников 11  класса средний уровень толерантности показали 7 человек. Высокий уровень толерантности 1 человек, а низкий уровень толерантности не показал никто.

У девушек уровень толерантности  незначительно, но выше, чем у юношей.

По результатам анкетирования видно, что в 10 классе индекс этнической толерантности самый низкий, т.е  обучающиеся нетерпимо относятся к представителям других этнических групп (национальностей). Социальная толерантность и толерантность как черта личности находятся на среднем уровне, что говорит о возможности проявления нетерпимости к разным социальным группам (нищим, психически больным и т. д.).

  В 11 классе самый низкий индекс показала толерантность, как черта личности, т.е  у обучающихся недостаточно сформированы личностные установки и убеждения, которые влияют на отношение человека к окружающему миру. Этническая  и социальная толерантность находятся на среднем уровне. Высокий уровень не показал никто.


Заключение

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи . В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

В среднем по результатам исследования у подростков 10-11 классов толерантность находится на среднем уровне.  Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, опираясь на опыт родителей, старших братьев и сестёр.

У подростков 10–11 классов уровень нетерпимости по отношению к людям без определённого места жительства и безработным также очень низок, только 30% всех опрошенных учеников отметили сочувствие и готовность предложить помощь вышеотмеченным группам населения.

Я выработал несколько правил толерантного общения, на основе принципов толерантности.

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Стремись учитывать интересы других.

Прощай

Уважай права другого

Уважай человеческое достоинство

Принимай другого таким, каков он есть

Сострадай

Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый  шаг в этом направлении.

Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы  будете пользоваться.


Список использованных источников

  1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М. – 2001. – 243 с. 
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1999. – 341 с. 
  3. Козлова С.А. Я – человек [текст] / С.А. Козлова. Москва. «Школьная пресса». 2004. 114 с.
  4. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] /Л.И. Семина: Семья и школа. 2001. №№11–12, с. 36–40.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноселькупская открытая (сменная) общеобразовательная школа

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  

на тему:

«Толерантность в современной жизни»

Выполнил:

Сафаров Х.,

обучающийся 11 класса

Руководитель:

Т.А. Ермакова,

 учитель этики

Красноселькуп, 2011


[1]         Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев.- М.- 1983.- 453 с

[2]         Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. — М.- 2003-523 с

nsportal.ru

Пример толерантности, достойный подражания

#hijabuppropet (протест за хиджаб)

В минувшую субботу, согласно данным шведской полиции, в Стокгольме один злоумышленник напал на 27-летнюю мусульманку на седьмом месяце беременности, ударил ее головой об капот автомобиля, и всячески оскорбляя, кричал ей: «Мы не потерпим в нашей стране мусульман с покрытыми головами!» Вся в крови девушка была срочно госпитализирована, но сейчас ее жизни, слава Аллаху, ничего не угрожает.

Данное нападение на беременную мусульманку в хиджабе вызвало широчайший общественный резонанс и подняло на ноги всю Швецию. После обнародования факта нападения тысячи шведов, женщины и мужчины, люди различных культур и верований, среди которых есть телеведующие и депутаты от правящей партии, сфотографировались в хиджабах и выставили данные фото в социальных сетях, этим самым они сумели привлечь внимание к проблеме и показать достойный пример ее решения не только в Швеции, но и далеко за пределами своего государства.

Почему же в авангарде защиты прав религиозных меньшинств оказалась Швеция, а не Франция и не Германия, например? Дело в том, что в отличие от других своих европейских соседей, эта страна имеет прочные социал-демократические традиции. Она сумела пережить вторую мировую войну, и напрямую не поддерживая ни одну из сторон конфликта, соблюдала нейтралитет. Пока остальная часть Европы была охвачена пожаром войны, Швеция спокойно и уверенно развивалась. Несмотря на происходящие время от времени изменения в раскладе политических сил в стране (например, на последних выборах победу одержал правый демократический блок), Швеция демонстрирует верность идеалам всеобщего равенства и общественного благополучия, как главных приоритетов своей внутренней политики. В ситуации с хиджабами она показала всем достойный пример того, каким образом необходимо пресекать акции ксенофобии и нетерпимости.

Почему такие попытки надо пресекать, и что в этом плохого?

В Швеции народ и правительство понимают, что путь национальной, этнической и религиозной сегрегации – это путь в никуда, и что единственным способом сохранения социально-политической стабильности является недопущение каких-либо конфликтных ситуаций не только во внешней, но и во внутренней политике. Общенациональное единство является важнейшим приоритетом, и достигается оно через проявление уважения по отношению ко всем слоям населения, вне зависимости от вероисповедания, расы и культурных предпочтений. Наверное, про такие страны как Швеция говорил в свое время Мухаммад Абдо: «Я видел на Западе Ислам без мусульман, а на востоке мусульман без Ислама». (Последнее было сказано о странах мусульманского Востока, однако далеко отошедших от идеалов Ислама, но об этом поговорим в другой теме).

А что касается создания гетто и резерваций для «других», «чужих», дискриминационного разделения людей по этническому и религиозному признаку, что наблюдается сегодня во Франции и некоторых других странах – так другими словами как «проявление неофашизма» это не назвать. На протяжении истории такие меры неизменно приводили целые государства к упадку. В Коране этот механизм саморазрушения ярким образом демонстрируется в ситуации с Фараоном: «Воистину, Фараон возгордился на земле (египетской) и разделил ее жителей на (разные) части (т. е. сословия). Одних он ослаблял, убивая их (новорожденных) сынов и оставляя в живых (новорожденных) женского пола. Воистину, он был из тех, кто творил нечестие. Но Нам было угодно оказать милость тем, кто был унижен на земле (египетской), сделать их предводителями и наследниками (богатств Фараона)» (28:4,5). Согласно Священному Корану, униженные и оскорбленные в один день могут стать хозяевами той земли, на которой подвергались дискриминации со стороны сильных мира этого. Ведь сегодня они сильные, а завтра ситуация может кардинальным образом измениться, деспоты и унижаемые могут поменяться ролями! Но, к сожалению, сегодня немногие прислушивается к вечной мудрости, и вообще извлекают уроки из истории. Похоже, что Швеция как раз относится к этим немногим.

Между тем, размещенная под хэштегом #hijabuppropet (протест за хиджаб) кампания набирает обороты. Активисты пытаются показать всему миру, что «шведским мусульманкам гарантируется право на свободу вероисповедания» у себя в стране.

«В стране, где растет количество преступлений на почве расовой ненависти в отношении мусульман и где мусульманки потуже завязывают свои платки, чтобы их никто не сорвал, уже назрела необходимость, чтобы к их проблемам прислушался премьер-министр и другие политики, и остановили марш фашизма», — написали активисты в местной газете Aftonbladet.

В ответ, министр юстиции Беатрис Аск подтвердила, что «такие нападения необходимо рассматривать серьезно».

А коалиционное правительство Швеции выступило со следующим заявлением: «Все, кто живут в Швеции, имеют право одеваться так, как захотят. Кто выступит против этого и применит насилие, тот встретит нас на своем пути. Мы желаем потерпевшей мусульманке скорейшего выздоровления и поддерживаем акции в поддержку хиджаба, распространившиеся по всей Швеции. И мы предпримем все возможное, чтобы такие инциденты более не повторялись».

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Проблема толерантности: аргументы из художественной литературы. Что такое толерантность: определение, синонимы

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность – это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин — синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово «толерантность» обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность – это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • Локальные войны обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Свобода выбора. Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации – уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, – это любовь.

Герои романа – Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой — любили друг друга. Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются – низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже – сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» — это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в светское общество. И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он — инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность – это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

fb.ru

Советы рукодельницам