Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение
Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки — одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова — в древнерусском глаголе «гадати» — думать, размышлять. Размышления требует процесс отгадывания — расшифровка образного, иносказательного описания какого-то явления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.)
Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соединить, сопоставить, зрительно представить описываемый предмет — клубок ниток.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым — длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса — на дворе”.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета — черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание — полезное упражнение для развития образного мышления.
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства. Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:
Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.(сорока)
На дворе горой, а в избе — водой.
(снег)
Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.
(месяц)
Красное коромысло над рекой повисло.
(радуга)
Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)
Висит груша, нельзя скушать.
(лампочка)
У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.
(рубашка)
Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.
(мухомор)
Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).
Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.
Пословицы и поговорки
Пословица — короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое живет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Известный собиратель фольклора и составитель сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл пословицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто:
«Друзья познаются в беде».
Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:
«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».
К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую пословицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: “Нет друга — ищи, а нашел — береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело — гуляй смело”; “При солнышке — тепло, при матери — добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как «Семь пятниц на неделе» или «Положить зубы на полку», это и есть поговорки.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое — сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое — что он свалился как снег на голову.
Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
3. СКАЗКИ
megaobuchalka.ru
Примеры иносказаний в ? пословицах,поговорках,загадках.
И.и. пущину (мой первый друг, мой друг бесценный! )мой первый друг, мой друг бесценный! и я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,печальным снегом занесенный,твой колокольчик огласил.молю святое провиденье: да голос мой душе твоейдарует то же утешенье,да озарит он лучом лицейских ясных дней!
я люблю это стихотворение пушкина и не только за необыкновенное содержание ,высокие поэтические достоинства ,но и за его создания ,за поступок поэта .а дело в том ,что пушкин послал это стихотворение в сибирь ,в тобольск ссыльному другу — декабристу ивану пущину ,своему лицейскому другу.послал тогда ,когда имена декабристов были под запретом ,а общение с ними считалось чуть ли не государственной изменой .жены декабристов ,отправлявшиеся в сибирь к мужьям , переписав стих пушкина,довезли его до адресата .в своих воспоминаниях и .пущин писал о впечатлении ,произведённом на него полученным посланием .оно было написано незнакомым почерком и под холодным небом за колючей проволокой произвело на пущина неизгладимое впечатление .мороз стал не таким жгучим ,а небо не таким низким и серым .стихи согрели и поддержали каторжного друга в самую трудную для него минуту .пущин ,начав читать ,сразу понял ,от кого это письмо .кто мог назвать его первым и бесценным другом? кто мог не побояться царского гнева и передать весточку? кто мог так гениально рассказать о дружбе? только один человек .а .пушкин .
в этом стихотворении поэт вспоминает ,как к нему,сосланному в михайловское, зимой 1825 года (незадолго до восстания) приезжал пущин .какое это произвело на поэта впечатление :
когда мой двор уединенный,
печальным снегом занесенный,
твой колокольчик огласил.
в те дни пущин поддержал друга .а теперь поэт пишет :
да голос мой душе твоейдарует то же утешенье.
и желает ,чтобы эти стихи «озарили лучом лицейских ясных дней»
стихотворение написано ямбом . в нем яркие эпитеты(,»бесценный»»уединенный») ,метафора ( «печальный снег «) .высокая лексика(«святое провиденье» ,»озарит ,огласил»)но это и неважно мне почему — то хочется его повторять вновь и вновь ,как заклинание ,как молитву ,как гимн! гимн настоящей дружбе!
и верно ведь сказал белинский .что «читая произведения пушкина ,можно превосходным образом воспитать в себе человека» .
yznay.com
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. |
Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки — одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова — в древнерусском глаголе «гадати» — думать, размышлять. Размышления требует процесс отгадывания — расшифровка образного, иносказательного описания какого-то явления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.) Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соединить, сопоставить, зрительно представить описываемый предмет — клубок ниток. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым — длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса — на дворе”. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета — черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание — полезное упражнение для развития образного мышления. Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства. Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо: Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.(сорока) На дворе горой, а в избе — водой. (снег) Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут. (месяц) Красное коромысло над рекой повисло. (радуга) Два брюшка, четыре ушка. (подушка) Висит груша, нельзя скушать. (лампочка) У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе. (рубашка) Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (мухомор)
Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог). Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.
Пословицы и поговорки
Пословица — короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое живет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Известный собиратель фольклора и составитель сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл пословицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто: «Друзья познаются в беде». Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно: «Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».
К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”. Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую пословицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься». Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: “Нет друга — ищи, а нашел — береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело — гуляй смело”; “При солнышке — тепло, при матери — добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как «Семь пятниц на неделе» или «Положить зубы на полку», это и есть поговорки. Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое — сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое — что он свалился как снег на голову. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка. 3. СКАЗКИ
|
megapredmet.ru
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки
Дети очень любят увлекательные загадки, мудрые пословицы и поговорки и шутливые скороговорки.
Загадки
Загадка — это замысловатый вопрос, который требует ответа.
Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность. Загадки развивают у детей любознательность, сообразительность, наблюдательность и логику. Загадки воспитывают пытливый ум.
За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами.
(Месяц)Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою — ухо,
Под водою — брюхо.
(Айсберг)С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает.
(Водопад)Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето,а она в смешной
Белой шапке ледяной.
(Горы)От дождей,текучих вод
Он растет из года в год,
Он полей равнинных враг
Как зовут его? …
(Овраг)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)Весной — в цветном сарафане лежит,
Зимой — в белой рубашке спит.
(Поле)Все ломало,
Все срывало,
И пощады не давало.
(Вихрь)Без рук,без ног,
В избу зимой лезет.
(Холод)От солнца я защита —
Для того и сшита.
(Панама)Чёрненько, горяченько,
А все любят.
(Чай)Нагнут меня ребятки —
И дождь пойдет на грядки.
(Лейка)Концами над водой висит,
Середкой на плече сидит.
(Коромысло)
Пословицы и поговорки
Пословицы — это выразительное, образное, краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Пословица всегда несет в себе наставление, поучение, мораль. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети учатся ясно и кратко выражать свои мысли, творчески использовать слово.
Знание пословиц развивает речь, память, умение образно описать предмет, обогащает детей, делает их более внимательными к слову , к языку.
Где смелость, там и победа.
Нельзя взяться за ум, если его нет.
Храбрым счастье помогает.
Умный рассудит, а глупый осудит.
Огромный вырос, да ума не вынес.
Досуг — благо, безделье — напасть.
Ел, да устал, спал, да намаялся.
У безделья и то дело.
В деньгах родства нет.
Того не берут, чего в руки не дают.
Хлебу — мера, деньгам — счет.
Без капусты щи пусты.
Без языка и колокол нем.
В многословии не без пустословия.
Много говорить — голова заболит.
Яйца курицу не учат.
Скороговорки
Скороговорки — это несложный и ритмичный текст, часто шуточный, построенный на сочетании звуков, которые затруднят быстрое произношение слов.
Белые бараны били в барабаны.
Купила бабуся бусы Марусе.
Бобры для бобрят добры.
Бобры храбры идут в боры.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Рукава великану великоваты.
Ева ленива, Вера ревнива.
Ну и ворона вратарь.
Не живут ежи, где живут ужи.
рододендроны из дендрария.
Дарья дарит Дине дыни.
Оса боса и без пояса.
Сел сокол на гол ствол.
Волки рыщут, пищу ищут.
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки позволяют детям разобраться в сложнейших языковых явлениях, помогают развить особенное «чувство языка».
Статья предоставлена сайтом
Skorogovorki.com — материал для развития речи
logoportal.ru
Загадки. Пословицы и поговорки
5 класс
Урок № 5.
Тема. Загадки. Пословицы и поговорки.
Цель:
дать понятие о фольклоре; выявить тематику и семантическую структуру загадок, познакомить с наиболее распространёнными видами загадок; выявить источники происхождения пословиц и поговорок, различия между пословицами и поговорками;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя, выразительного чтения, логического мышления учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: слайдовые презентации.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.
1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.
Устное народное творчество | |
Фольклор | От английских слов folk – народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа. |
Жанры фольклора | Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация). |
Загадки | |
Определение | Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме. |
Что выражается в загадках? | Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны. |
При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки? | Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл». Противопоставление (антитеза). «Из живого — мёртвое, из мёртвого живое». (Яйцо). Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко). |
Виды загадок. | Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами. |
2.Слово учителя.
Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.
В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.
Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.
Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.
3. Отгадывание загадок, определение их тем.
Тема загадок | Примеры |
Человек | Тонок, долог, в траве не видать (волос). |
Одежда | Пять чуланов, одна дверь (перчатка). |
Изба | Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок). |
Пища | Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль). |
Домашние животные | Кто родился с усами? (Котёнок). |
Огород и сад | Алый сапог в земле горит (свёкла). |
Явления природы | Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь). |
Небо и земля | Красна девушка по небу ходит (солнце). |
Время | Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы). |
Грамота | Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга). |
-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.
5. Обращение к домашнему заданию.
— Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.
— Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?
6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)
7. Слово учителя.
Пословицы и поговорки – жанры фольклора.
Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.
Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.
Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.
Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
III. Закрепление изученного.
1.Виды пословиц и поговорок.
— Определите вид пословиц, т.е. их тему.
Вид пословиц | Примеры |
Пословицы, отразившие исторические события | Не вовремя гость хуже татарина. |
Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде | Мужик умирать собирайся, а земельку паши. |
Пословицы, отразившие христианские верования | Бог не в силе, а в правде. |
Пословицы, отразившие семейный быт. | Хозяин в дому, как хан в Крыму. |
Пословицы, отразившие старинное судопроизводство | Не бойся суда – бойся судьи. |
Пословицы о богатстве и бедности | В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется. |
Пословицы, отразившие представления народа о нравственности | Засыпь правду золотом, а она всплывёт. |
Пословицы, отразившие качества характера людей | Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. |
2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.
Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».
Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.
Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.
3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.
IV. Подведение итогов урока.
— Почему необходимо изучать пословицы и поговорки?
V. Домашнее задание.
1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 31-41, часть 1.
2.Составить план сказки.
4
videouroki.net
Конспект урока «Загадки, пословицы и поговорки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Загадки, пословицы и поговорки.
Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна Ивановна
Цели
Образовательные:
Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь, карточки с записанными пословицами
Ход урока.
Орг. момент. Хочу начать наш урок словами:
На урок пришли учиться
Не лениться, а трудиться?
Как вы понимаете их смысл!
Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?
2. Постановка темы урока.
Прочтите записанные на доске слова: Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет?
К какому жанру можно их отнести?
С чем мы уже познакомились?
А что ещё не изучали?
— Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)
— Сформулируйте тему и цель урока.
3. Актуализация и систематизация изученного материала
— Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. — А вы знаете пословицы? Назовите?
— К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
— Все эти произведения называются фольклором
— Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
— Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.
— Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
Признаки пословицы:
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Узнай пословицу по рисунку – работа в группах
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
— Что же такое поговорка?
Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём — увидим».
В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.
Пословицы и поговорки о дружбе
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пословицы об учении
Ученье свет, а неученье тьма.
Повторенье — мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Жить — Родине служить.
ФИЗМИНУТКА Делу время – потехе час, — говорит русская пословица
— В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?
Нет земли краше, чем Родина наша.
— Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
Игра «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.
Что такое загадка?
Отгадайте мои загадки
А какие загадки подготовили вы?
5. Рефлексия: — Вот подходит к концу наш урок.
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
— Что такое пословицы и поговорки?
— О чём бывают пословицы и поговорки?
— Чему учат нас эти мудрые изречения?
Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
infourok.ru
Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение.
Количество просмотров публикации Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение. — 853
Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки — одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова — в древнерусском глаголе ʼʼгадатиʼʼ — думать, размышлять. Размышления требует процесс отгадывания — расшифровка образного, иносказательного описания какого-то явления, которое дает загадка˸ ʼʼМаленькое, кругленькое, а за хвост не поднятьʼʼ. (Клубок.)
Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соединить, сопоставить, зрительно представить описываемый предмет — клубок ниток.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым — длинной девичьей косе˸ “Стоит девица в избе, а коса — на дворе”.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу˸ все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой˸ оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета — черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Данные мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание — полезное упражнение для развития образного мышления.
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства. Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо˸
Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.(сорока)
На дворе горой, а в избе — водой.
(снег)
Над матушкинои̌ избушкой висит хлеба краюшка˸ собаки лают, достать не могут.
(месяц)
Красное коромысло над рекой повисло.
(радуга)
Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)
Висит груша, нельзя скушать.
(лампочка)
У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.
(рубашка)
Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.
referatwork.ru