Презентация «Наши имена»по курсу «Этика: азбука добра»

«И у мамы есть,

И у папы есть.

И у дочки есть,

И у внучки есть.

И у всех есть!

А чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Н АШИ ИМЕНА

  • Зачем человеку имя?
  • Что оно обозначает?
  • Какие формы имён бывают?
  • Какие имена встречаются в сказках, пословицах и поговорках?
  • Какие растения носят человеческие имена?

Давайте познакомимся!

Фразы этикета для знакомства:

  • Давай познакомимся!
  • Мне хочется с тобой познакомиться.
  • Я очень хочу с тобой (с Вами) познакомиться.
  • Рад нашему знакомству!
  • Рад с тобой познакомиться!
  • Очень приятно было

познакомиться!

Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, чтобы различать людей.

О чём пословицы?

Живут на свете имена, Большая сила им дана.

Не имя красит человека, а человек имя.

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена.

Среди сотен самых разных

Удивительных, прекрасных.

В каждом имени есть свет

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрослым дарят море света

Этим светом все согрето.

Когда появляется на свет человек, то родители хотят видеть своего сына или дочь сильными, красивыми, воспитанными, и дают имена.

  • Дарья – сильная, побеждающая.
  • Виктория – победа.
  • Марина – морская.
  • Татьяна – устроительница.
  • Михаил – подобный богу.
  • Юрий
    – земледелец.

«Между живущих людей безымянными никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…»

(Гомер)

Сколько имён у подружки Вали?

Сколько имён у подружки Вали?

Как бы, друзья, не запутаться тут!

Валя зовут эту девочку в школе,

Валечкой папа и мама зовут,

Валюша – тётя её называет,

Валька ! – кричит озорник во дворе

Кто же, скажите-ка, мне подсчитает

Сколько имён у подружке моей?

Подберите неполную форму имени:

Владимир

Вова, Володя, Вовочка, Вовчик.

Елена

Лена, Леночка, Алёна, Алёнушка.

Миша, Мишенька, Мишутка.

Михаил

Надежда

Надя, Наденька, Надюша.

Подберите полную форму имени:

Виктор

Витя, Витенька, Витёк.

Катя, Катенька, Катюшка.

Екатерина

Ванечка, Ванюша, Ванятка.

Иван

Даша, Дашенька, Дашутка.

Дарья

«Восемь Тань»

В 1 классе восемь Тань –

Это прямо наказание!

Ведь у них куда ни глянь –

Всюду Таня, Таня, Таня.

Если скажут: «Таня, встань!» –

Встанут сразу 8 Тань!

А ведь можно очень просто

Разобраться в девчонках?

Фамилия

это семейное имя, объединяющие родственников.

Отчество

от слова ОТЕЦ ,

это имя отца, включённое

В ваше полное имя.

По имени и отчеству называют людей пожилых, уважаемых, чтобы выразить им своё уважение, почтение.

А

Ребусы

си

Слез он с печки, оделся, обулся, взял вёдра да и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь, и увидел он в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

Отпусти меня в воду,

я тебе пригожусь…

?

Имена героев сказок:

Пословицы и поговорки:

1. По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

(Сенька – Арсений, Тимошка – Тимофей)

2. У лентяя Федорки всегда отговорки.

(Федорка – Фёдор)

3. А Васька слушает да ест.

(Васька – Василий)

4. Рад Яков, что пирог с маком.

5. Такой-сякой Пантелей, а вместе веселей.

Растения и имена

Иван-да-марья

Иван-чай

Растения и имена

Лилия

Роза

Растения и имена

Анютины глазки

Растения и имена

Георгин

Нарцисс

Рефлексия

трудно

хочу спросить

легко, интересно

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие «Я и моё имя» (1 класс)

Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цели:

1.Углубить знания детей об именах.

2.Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами.

3.Формирование уважения к людям иной культуры, языка, веры.

Оборудование: презентации, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово учителя.

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и скажите, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

И у мамы есть,

И у папы есть.

И у дочки есть,

И у внучки есть.

И у всех есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух его назвать.

( Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

— Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

— Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

— Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )

Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.

2.Имя имеет смысл! 

Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен

Учитель: Отгадайте загадку.

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это – доктор…

Дети: Айболит.

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Дети: Ай и болит.

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.

Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу …

Дети: Золушка.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

Учитель: 

Следующая загадка.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?…

Дети: Незнайка.

Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.

Учитель: Отгадайте последнюю загадку.

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Та девочка спала.

Вот такая девочка!

Как она мила!!!

Дети: Дюймовочка.

Учитель: Как вы узнали?

3. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвуч­ным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

В нашей республике живёт много национальностей. И у каждого народа свои традиции, свои обряды. Мы сегодня говорим об имени, и узнаем, как же выполняют обряд имянаречения у народов, которые живут среди нас.

Родители учеников рассказывают об обряде Имянаречения.

Имянаречение у народов мари.

В марийских семьях имя ребёнку давали иногда сразу же после рождения или через полгода-год со дня рождения. Было много способов наречения имени ребёнку.

— ребёнку давали имя первого вошедшего в дом в день его рождения;

— ребёнку имя давал карт (старец).Он брал плачущего ребёнка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребёнок переставал плакать, то ему и давали;

— ребёнка могли назвать в зависимости от дня недели.

Правильно выбранное имя ребёнка обеспечивало его благополучие в жизни.

4.Что же означают наши имена?

Учащиеся нашего класса подготовили первый проект «Я и моё имя». Сейчас некоторые из них расскажут, о чём же говорят их имена.

Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

5.Колыбельные.

Дети рождаются маленькими, беспомощными. И кто за ними ухаживает день и ночь? Чтобы ребёнка успокоить, чтобы он спал, не плакал, что делает мама? Да, мама поёт колыбельную песню. Для маленького крохи нет ничего роднее маминого голоса, маминых объятий. Укладывая своего малыша спать, и напевая ему колыбельную песню, мама вкладывает в него всю свою любовь, заботу и нежность. Конечно же, это передаётся ребёнку, и он в своём подсознании запомнит эти моменты на всю свою жизнь. Слушая колыбельную песню, ребёнок знакомится со своим родным языком.

25 ноября – День Матери в России. Это праздник, к которому никто не остаётся равнодушным. Ребята, постарайтесь каждый день мамам говорить тёплые слова, не расстраивайте их. Пусть на лицах всех мам светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах. Берегите своих мам!!!

Колыбельные песни наши мамы тоже поют на разных языках.

Исполнение колыбельных песен мамами на татарском, марийском языках.

Песня «Спи моя радость, усни»

6.Частушки про имена

1.Начинаем петь частушки

Просим не смеяться

Тут народу очень много

Можем застесняться.

2.Есть у нас молчун Адамка

Добрый ласковый, как хомка

Очень щедрый он у нас

Всё последнее отдаст.

3.Полина вовсе не тихоня

Хоть и кажется такой

Если надо вмажет смело

Даже глазом не моргнёт.

4.Кто завёлся и помчался

Словно быстрый самолет

Это Альмир в нашем классе

Марафонский бег сдаёт

5.Катя – добрая душа

Всем приятна, хороша.

Любит школу, любит труд

И всем в классе верный друг.

6.А серьёзней всех Дамирчик

Он хороший кавалер

И воспитанный и скромный

Надо брать с него пример.

7.Для чего скажите дети

Существуют книги

Чтобы била Илюза

Всех мальчишек ими.

8.У Ахмада всё по полкам

В голове разложено

Всё расскажет с чувством, с толком

Даже о мороженном.

9.Как у нашего Артура

Вечно всё ломается

И во рту его замок

Никак не закрывается.

10.Заболел Азатик наш

Не приходит долго в класс

Ты, Азатик, как-нибудь

Дорогу в школу не забудь

11.Мы частушки вам пропели

Все старались от души

Ведь ребята в нашем классе

Очень даже хороши.

7.Итог занятия

  1. Каждое имя имеет глубокий смысл, свою историю и Родину.

  2. В имя люди вкладывали качества, которые хотели бы передать его владельцу.

  3. Имена нам дают папы и мамы, бабушки и дедушки. Некоторые из имен даются в память о наших предках.

  4. Своё имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить его плохими поступками.

infourok.ru

Презентация проекта Тайна имени 1 класс

Муниципальноеобщеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная

школа № 11имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина г. Люберцы

ПРОЕКТ:

«ТАЙНА ИМЕНИ»

1 класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ЗАРИПОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

2017 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1.Название проекта:«ТАЙНА ИМЕНИ»

2.Руководитель проекта:Зарипова Елена Юрьевна

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

литературное чтение

4.Учебные дисциплины, близкие теме проекта:русский язык.

5.Возраст учащихся, на который рассчитан проект:7 — 9 лет

6.Состав проектной группы:весь 1 «В» класс

8.Гипотеза:

  • Мы думаем, что имя человека возникло не случайно.
  • Существует прямая связь между именем человека и его судьбой.

9. Проблемные вопросы:

  • Много ли я знаю о происхождении своего имени?

10.Цель проекта:

  • раскрыть тайны наших имён,выявить происхождение имён ребят нашего класса, узнать больше сведений о тайнах имен.11.Задачи проекта:
  • В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.
  • 2. Найти чёткое определение понятия «имя».

12.Вопросы учебной темы

  • Из какого языка пришло мое имя?
  • Каков перевод и значение моего имени?
  • Кто дал мне такое имя?
  • Какие формы моего имени существуют?

13.Необходимое оборудование: литературные источники, компьютер для поиска информации,в т.ч. сеть интернет.

14.Аннотация проекта:

Что такое имя? Имя- это название, наименование, особенное слово.

Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека. По словарю В.И. Даля:

«Имя — это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика.

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

В России вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим

У древних славян был обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков, качеств.

Этот проект приоткроет тайну наших имён.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные результаты:

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

— сформированность мотивации к познанию, мотивация к творческому труду, работе на результат;

— ценностно-смысловые установки учеников;

— усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;

— сформируются навыки работы с книгой и компьютером.

Метапредметные результаты:

— овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоят некоторые способы решения проблем творческого и поискового характера;

— сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— сформируются умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности, и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоят некоторые начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

Предметные результаты:

-освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

— научатся начальному использованию полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

— Какую тайну хранит моё имя?

Проблемные вопросы

— Как появилось мое имя?

— Какое значение имеет мое имя?

15. Продукт проекта:презентации по теме, проектные работы в форме докладов.

16.Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта

17 апреля

2.

Планирование деятельности по реализации проекта

Составление развёрнутого плана работы, этапов реализации проекта:

1.Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени.

2.Творческие работы.

Консультация с руководителем проекта

17 апреля

3.

Сбор информации.

Структурирование информации.

Работа по анализу и систематизации материалов по проекту.

Определение технических характеристик проекта

17-21

апреля

4.

Изготовление продукта. Оформление продукта

Систематизация теоретического материала по теме. Определение конструктивных особенностей модели, технических характеристик. Изготовление презентации, докладов.

25

апреля

5.

Выбор формы презентации.

Подготовка презентации.

Самооценка и анализ

Подготовка чистового варианта

29 апреля

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

1 этап. Постановка проблемы.

Урок по предмету «Литературное чтение» (учебник Литературное чтение авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М.).

2 этап. Планирование деятельности по реализации проекта.

На этом этапе учащиеся готовят план работы над проектом

Ознакомление с понятием «Имя»

Сбор информации о происхождении имён разных народов. Подбор материала к презентации или докладу.

3 этап. Сбор информации.

Структурирование информации.

(Работа презентуется на уроке литературного чтения)

На этом этапе учащиеся представляют свои доклады,творческие находки, связанные с темой проекта.

4 этап. Изготовление продукта. Оформление продукта.

На внеурочной деятельностисоставляется презентация по проекту.

Оформляются индивидуальные проекты обучающихся.

5 этап. Выбор формы презентации. Подготовка презентации.

Самооценка и анализ.

На данном этапе совместно с руководителем проекта составляется презентация личных проектов. Презентация проводится на уроке литературного чтения. Представляются личные проекты или доклады.

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.


Александр Бобров


Проект проводится на индивидуальной основе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайны,

И таинство есть имянареченье.

  1. Урок по литератуному чтению «Тайна имени» — презентация к уроку:
  2. Обсуждение происхождения имён в разных странах.
  3. Работа над проблемными вопросами в группах.
  4. Распределение работы обучающихся по проекту.
  5. Оформление проекта: «ТАЙНА ИМЕНИ»
    РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Наши предки относились к именам оченьбережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени –болван».

В нашем классе преобладают имена греческого и арабского происхождения.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегдаостаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. «Не имя красит человека, а человек имя»

ВЫВОДЫ:

В ходе исследования мы узнали, как и откуда появились разные имена, какое значение они имеют для каждого из нас.

“Дорожите именем своим!”

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком спросонок.
Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого , друзья , не обижайте…

Дорожите именем своим!

В.Агапова

infourok.ru

Классный час в 1-м классе «Что означают наши имена»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие инициативы и творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков.

Ход занятия

Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Наша страна – многонациональное государство. Имена людей, населяющих ее, имеют разнообразные корни. Наверняка каждому хочется знать, в чем тайна имени, которое дали ему родители, с которым он связан всю свою жизнь….. Сегодня мы все вместе узнаем, какова история и происхождение имен, какие исторические и общественные события оказали влияние на происхождение имен в России, а так же много интересного и необычного, что связано с понятием имени. (Слайд 3)

Посмотрите внимательно на доску. Здесь вы видите имена наших одноклассников. Какое разноцветье имен! Каждому из нас от рождения родители дали имя, которое делает нас особенными, подчеркивает нашу индивидуальность. А ведь у каждого имени есть свое значение. Наверно каждый из вас хоть раз задумывался, откуда взялось ваше имя, почему вас именно так назвали. Давайте все вместе посмотрим историю происхождения имен. (Слайд 5)

Для начала давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых встречаются имена. Кто вспомнит больше? Дети приводят пример пословиц и поговорок, а так же прочитывают примеры с доски. (Слайд 6) Какие необычные имена вы вспомнили? Есть ли среди ваших друзей и знакомых люди с такими именами? Какие из имен распространены сегодня, а какие встречаются редко?

В давние времена, в первобытном обществе у людей не было ни имен, ни фамилий. Чтобы как то выделиться, людей называли по каким либо внешним ярким признакам, которые отличали именно этого человека. Это могло быть все что угодно, все то, что бросается в глаза: высокий или маленький рост, цвет волос, отличительная черта характера и даже место жительства, внешнее сходство с каким либо животным или растением. Перед вами картинки хорошо знакомых нам предметов и явлений. (Слайд 8,9) Подумайте какое имя бы дали человеку в первобытном обществе, если бы он каким либо образом был связан с этими предметами.

После принятия христианства на Руси положение изменилось. В русской православной церкви были особые книги, в которых за каждым днем в году были закреплены имена святых, которых в этот день чтит церковь. Такие книги назывались святцы. (Слайд 10, 11) Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Если родители ребенка не соглашались ни с одним из имен в святцах и вопреки обычаю называли его по — своему, то говорили, что у такого человека нет ангела-хранителя, и это могло грозить ему немалыми бедами. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов.

Иностранцы часто называли русских людей – “русский Иван”.

А теперь давайте поиграем и вспомним название русских народных сказок, в которых встречаются имена. (Слайд 12-14) Дети приводят примеры названия сказок или зачитывают примеры с доски.

После великой октябрьской социалистической революции старые общественные порядки были упразднены и даже запрещены, в моду вошли совершенно новые имена. Регистрацию новорожденных детей теперь производили Загсы (что расшифровывается как “запись актов гражданского состояния”). Теперь родители могли выбрать любое имя, а некоторые из них были так воодушевлены новыми общественными переменами, предвкушением всеобщего счастья и достатка, новыми научными открытиями, что частенько придумывали свои собственные имена. Порой такое “придуманное имя” совсем не подходило человеку и не сочеталось ни с его отчеством, ни с фамилией. (Слайд 15) Бывали случаи, что человек всю жизнь стеснялся своего необычного имени и скрывая его, при первой же возможности старался его поменять. Что из этого получилось, очень хорошо характеризует следующее стихотворение С.Я Маршака “В защиту детей”.

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Много лет сердита.

А один оригинал,
Прочитав газету,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям…

(Слайд 16) особо необычные имена встречают по всему миру, чаще всего в южных странах. Такие имена очень часто переводятся на русский язык целыми предложениями.

В российском городе Нижний Тагил родители назвали свою дочь, которая родилась в день независимости Россия. В России встречаются так же Ангел, Ветер, Воля, Луна.

Мы вновь возвращаемся к нашей игре. Вспомните пожалуйста как можно больше названий песен, в которых встречаются имена. (Слайд 17). Дети называют свои варианты или вспоминают песни, названия которых приведено на доске.

А теперь давайте попробуем разучить несколько скороговорок, в которых встречаются имена. (Слайд 18)

Наши имена могут быть популярными и не очень, модными и не очень, нравиться нам и не очень. Имя, данное нам при рождении родителями, так или иначе, влияет на нашу жизнь, привнося в нее особый смысл, который мы стараемся понять всю жизнь. Мы должны с особым уважением относиться к нему, беречь его.

Наше занятие хочется закончить четверостишием:

Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.

5.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исследовательская работа ученика 1 класса Постнова Романа на тему «Я и моё имя»

Я и моё имя

Исследовательская работа

ученика 1 класса

МОУ Шарловская СОШ

Постнова Романа

Руководитель: Судакова И.Б.

Цель исследования: узнать всё о своём имени.

Задачи:

* выяснить, кто и почему дал мне это имя; *изучить происхождение и значение моего имени, дату именин;

* узнать, кто из известных людей являются моими тёзками;

* выявить наиболее популярные имена в настоящее время;

* разработать правила выбора имени для ребёнка

5/27/17

Методы исследования:

  • подумать самостоятельно
  • посмотреть книги о именах и их значениях
  • спросить у взрослых
  • провести эксперименты

5/27/17

Какое разнообразие имён встречается вокруг нас и каждое имя имеет свою историю.

Имя присваивается человеку при рождении.

5/27/17

Меня зовут Роман. Почему меня назвали именно так?

5/27/17

  • Из книг я узнал, что Роман – означает «римский»( имя Роман латинского происхождения). Короткое значение имени Роман: Рома, Романка, Ромаша, Ромаха, Ромася, Ромуля. Обладает творческой одарённостью, широтой интересов, остроумием, иногда упрямство, дерзость, гордость, болтливость.

5/27/17

И менины – это праздник имени. По христианской традиции ребёнку давали имя одного из святых. Не всегда он совпадает с днём рождения, хотя некоторые родители стремятся назвать младенца таким именем, чтобы дата рождения и именины совпадали. Поздравляя с именинами, воздавали почести святому, по которому назван человек. Считается , что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения. Одни имена встречаются в календаре имён только раз, другие очень часто. Именинами считается в таком случае день, ближайший ко дню рождения .

5/27/17

Имя Роман – не самое распространённое. У меня есть тёзки, т.е. люди , которые носят такое же имя. Самые известные из них:

Роман Виктюк, Роман Балаян – режиссёры театра и кино

Роман Карцев – эстрадный артист

Роман Костомаров – фигурист

Роман Кармазин – чемпион по боксу

Роман Абрамович — олигарх

5/27/17

Я провёл несколько экспериментов на тему «Имена» (мальчиков в школе 50 человек)

Мужское имя

Количество носителей

Олег

 

4

Данил

2

Дмитрий

4

Илья

4

Артём

1

Михаил

1

Никита

4

Павел

Сергей

1

1

Максим

6

Дамир

1

Рустам

1

Владислав

3

Георгий

1

Тимофей

1

Антон

1

Денис

2

5/27/17

Учителя и сотрудники:

Имена

Количество

Николай

1

Александр

2

Юрий

1

Владимир

2

Виктор

1

5/27/17

Если же рассматривать самое распространённые мужские имена в нашей школе, в целом, т.е. брать имена и учеников и взрослых, то рейтинг будет выглядеть так:

1 место-Максим( 6 человек)

2 место-Олег, Александр, Никита, Дмитрий, Илья( по 4 человека)

3 место-Владислав, Андрей ( по 3 человека)

Я узнал, что за всю историю школы в ней обучались- 2 Романа( Камалетдинов и Лещенко), получается я ( Постнов)- третий по счёту.

Вместе с мамой и бабушкой , мы выяснили, что в нашем селе в настоящее время имя Роман ношу я не один: ещё есть Роман Голуб и есть семья с фамилией Романовы.

5/27/17

  • Артём, Максим, Иван, Дмитрий, Данил, Никита, Кирилл, Денис.
  • Из мужских имён наиболее часто встречались(за последние 3 месяца) такие имена как Артём, Матвей, Максим, Михаил, редко – Ян и Филипп.

5/27/17

Ещё мне захотелось узнать, какие мужские имена нравятся моим друзьям и знакомым. Я провёл опрос, в котором участвовали 5 взрослых и 10 моих одноклассников. Они назвали по 2 любимых мужских имени. Предпочтения были отданы следующим именам:

Имена

Никита

Число голосов

Артём

8

9

Данил

Вадим

6

Кирилл

9

7

5/27/17

Имена

Происхождение

Мама-Елена

Именины

греческое(светлая, сияющая)

Бабушка-Прасковья

 

3 июня

Дедушка-Виктор

греческое(ожидание, приготовление)

2 апреля

римское(победитель)

Тётя -Ирина

13 февраля

древнегреческое(мир, покой)

Дядя- Владимир

26 февраля

слав-ское(властелин мира)

Сестра-Юлия

Данил

7 февраля

греческое(волнистая,

пушистая)

31 мая

греческое(мой судья –Бог)

Артём

20 апреля

греческое (обладающий безупречным здоровьем)

Олег

26 февраля

славянское (избавляющий)

Павел

3 октября

латинское (маленький)

17 января

5/27/17

  • Я составил правила выбора имени для ребёнка :
  • Прежде всего, оно должно быть не слишком длинным и трудным
  • Во- вторых, имя обязано звучать красиво
  • Очень важно и третье: у каждого есть своё , личное представление о красоте, свои собственные вкусы. Однако, выбирая имя, нельзя считаться только с собственным вкусом: ведь носить имя будете не вы, а судить о нём – не только вы.
  • Четвёртое: у русских тройные имена, т.е. само имя, а так же отчество и фамилия. И выбирая имя, никак нельзя забывать, что ему придётся звучать рядом с этими соседями. Постарайтесь ,чтобы имя сочеталось с отчеством и фамилией.

5/27/17

5/27/17

  • СПАСИБО
  • ЗА
  • ВНИМАНИЕ!

5/27/17

kopilkaurokov.ru

Проект 1 класса «Наши имена»

МКОУ «Восяховская СОШ»

« Наши имена »

Над проектом работали

учащиеся 1 класса.

Имена, имена, имена – в нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна эта страна –Так и имя – загадка и тайна.

  Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

По словарю В.И. Даля:

« Имя — это слово, которым зовут,

означают особь, личность »

Цель: раскрыть тайны наших имён.

Задачи:

1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

2. Найти чёткое определение понятия «имя».

3. Познакомиться с книгами, в которых можно узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

  • Выяснить являются ли именины и День рождения тождественными понятиями.
  • Познакомиться с биографиями знаменитых «тёзок».
  • Изучить списки учащихся школы с целью определения частоты употребления имён.

Описание действий:

  • Анкетирование и опрос обучающихся школы.
  • Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов.
  • Творческие работы.
  • Проведение социологического исследования: выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и тоже имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления, какие редко встречаются.
  • Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.
  • Презентация проекта.

Работа над проектом.

1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

2. Знаешь ли ты значение своего имени?

3. Знаешь ли ты происхождение своего имени?

4. Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

5. Доволен ли ты своим именем?

Таня, Тамара,Ксюша,Настя,Диана, Денис,

Андрей, Данил, Никита.

Результаты анкетирования

Недовольны своим именем:

Настя, Тамара.

Всего в нашей начальной школе 35 учеников. 18 мальчиков и 17 девочек.

На 1 месте- имена Никита – 4

Андрей – 3

Среди девочек – Лена – 3

Лера – 2, Настя — 2

Происхождение моего имени. Таня Андрей Данил Ксюша Денис Тамара Настя Диана Никита

Расскажи мне обо мне.

Волшебный стул.

Поиграем.

Ксюша – читает книжку.

Андрей – делает зарядку.

Данил – «медведь».

Таня – «лисичка».

Настя – «зайчик».

Тамара – прыгает.

Диана – танцует.

Никита – сидит.

Денис – бегает.

Мы- дружные.

Рефлексия.

Вывод: 

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.  Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.  Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени — часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. 

Какие бы имена мы не носили, что бы

ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только

от нас зависит какой след оставит наше

имя на земле.

« Не имя красит человека,

а человек имя. »

kopilkaurokov.ru

Я и моё имя. Презентация.

«Я и моё имя»

1-Б класс

МОУ «Кекоранская СОШ»

2015 год

Кирилл

« господин»

Снежана

«снежная»

Ульяна

«кудрявая, счастливая»

Антон

«вступающий в бой»

Данил

«божий суд»

Рома «сильный»

Слава «славный»

Глеб

«любимый богами»

1 сентября

1 Б к л а с с

compedu.ru

Советы рукодельницам