Презентация по русскому языку 4 класс склонение имен существительных

Содержание

Самоанализ урока

(русского языка по теме: основные типы склонения имен существительных. Изучение нового материала)

Данный урок является в разделе части речи «Имя существительное», сегодняшний урок был изучение нового материала. Главное обоснование этого замысла урока является, то, что детям необходимо делиться своими знаниями и умениями, им нравиться помогать сказочным героям, так они себя чувствуют более успешными. Программные требования и образовательный стандарт в уроке были соблюдены.

  • В ходе урока решали главные задачи:

  • Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.

  • Дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.

  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

  • Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие  интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Структура урока соответствует образовательному стандарту: 1) Мотивация учебной деятельности. 2) Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока учащимися. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

На каждом этапе была работа по развитию УУД (регулятивных, личностных, коммуникативных, предметных, метапредметных) выбрана технология проблемного обучения, игровая. Форма урока была организована групповая, индивидуальная, работа в парах. Использовались наглядный, словесный, практический методы обучения. Все это способствовало достижению запланированных целей и задач.

infourok.ru

Урок русского языка 4 класс с презентацией по теме «3-е склонение имён существительных»

Методическая разработка урока.
Учитель: Доловских Елена Николаевна

Урок: русский язык.

Тема урока: 3-е склонение имён существительных.

Цели: — познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; — формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; — повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих; -воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник «Русский язык» (1 часть) автор В.П.Канакина, доска, карточки, компьютер с телевизором, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез, анализ, сравнение.

Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Приветствие. Начинается урок. (Запись даты.)

II.Актуализация знаний.
1. Игра «Узнай падеж» (Слайд 2)

Форма какого падежа является начальной? И.п.

Без предлога не употребляются какой падеж? П.п.

Вопрос кому? Д.п.

Предлоги без, для, до, из, у, от. Р.п.

Вспомогательное слово нет Р.п.

Предлоги к, по Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в … И.п.

Вопрос кого? Р.п.

Вопрос что? И.п. В.п.

Предлоги о, об П.п.

2. Словарная работа. Выборочный словарный диктант.

Как определить склонение имён существительных в косвенной форме?
Выпишите имена существительные: 1 и 2 склонения, определите падежи этих имен существительных. (Слайд 4)
В библиотеке, из посуды, к вокзалу, о беседе, с пассажиром, без мебели, морковь, про тетрадь, ладонь, столицу, по магазину, в календаре, без газеты, на кровать.

(Коллективная проверка. Самооценка.)

III.Самоопределение к деятельности.
Какие слова вы не выписали? Почему?

Что общего в этих словах? (вопрос, род, основа слова).

Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

Сформулируйте задачи урока. ( Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать их.) (Слайд 4)

IV.Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.
Выполнение упр.169 (с.96). (Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.)
— Какие части речи вы записали?
— Что общего у этих имён существительных?
— Укажите род и число имён существительных.
— Какой ещё общий признак вы заметили?
— Прочитайте сведения о языке на с.97.
— Назовите признаки имён существительных 3-го склонения в начальной форме. (Слайд 5)

Чтение правила на с. 97.

— Сделайте вывод: как распознавать существительные 1-го склонения и 3-го склонения среди существительных женского рода?

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику.

Выполнение упр.170 (с.97)

— Прочитайте имена существительные 3-го склонения. — По каким признакам определили? — Какие из этих слов вы бы поставили рядом со словом совесть? Почему?
— Выпишите эти слова, определите склонение. (Взаимопроверка.)

(Слайд 6) Книги учат нас смелости и дружбе .

Прочитайте предложение. Определите падежи имён существительных.

К какому склонению они относятся? Почему так решили?

(Слайд 7)

2. Выполнение упр. 171 Прочитайте слова. Докажите, что все они относятся к 3 склонению? Образуйте от сущ. 3-го склонения, существительные 1-го склонения. Запишите любые 4 пары слов. (Слайд 8)

VII. Рефлексия.
(Слайд 9)
— Игра «Соберем слова в корзинку- склонение»
— Оцените свою работу на уроке.(«Светофор».) (Слайд 10)

VIII. Домашнее задание. Выполнить упр.172 (с.97.) (Слайд 11)

IX. Подведение итогов урока.
— Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
— Как определить склонение существительных в косвенной форме?

Выставление отметок.

infourok.ru

Склонение существительных 4 класс — русский язык, презентации

28 января. Классная работа.

Минутка чистописания

Ми ма ме ма

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной .

Имя существительное

  • Что обозначает имя сущ., на какие вопросы отвечает?
  • Почему эта часть речи так называется? Примеры.
  • Одушевленные и неодушевленные имена сущ. Примеры.
  • Начальная форма сущ.
  • Однокоренные сущ. и форма слова. Примеры
  • Род существительных. Примеры.
  • Число существительных. Примеры.
  • Какими членами предложения бывают. Примеры.
  • Падежи существительных.
  • Склонение существительных. ???

Тема «Склонение существительных»

Фамилия,имя________________________________________________________

Технологическая карта умений по теме « Имя существительное »

Задание

Выполняю

1.

Умения (в баллах 0 или 1)

Поставь существительные в начальную форму:

в лесу

Прогноз ученика

на природе

по дороге

Прогноз учителя

2.

Определи число:

по тропинке

по лугам

с соседями

3.

Определи падеж:

подошли к речке

купались в озере

4.

Запиши три однокоренных сущ.

5.

Запиши три собственных сущ.

Умение работать с таблицей ______

Умение выполнять многофункциональное задание ______

Тема «Склонение существительных»

Цель ученика:

Цель учителя:

Тема «Склонение существительных»

Работа в группах

  • Найти существительные
  • Определить род
  • Выделить окончание
  • Вывесите сущ. на доску

Алгоритм определения склонения 1. Определить род 2. Выделить окончание

Применение новых знаний

И к склонению сейчас перейти нам в самый раз!

Применение новых знаний

Дети идут в школу.

В школу – (вопрос) часть речи, нач. ф., род, скл., падеж, число, неодуш. или одуш., нариц. или собств., член предл.

Дети идут в школу.

В школу – (куда? во что?) сущ., нач. ф.-школа, ж.р., 1 скл., В.п., ед. ч., неодуш., нариц., втор. чл.

Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель : зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке

Учитель

Ученик

  • Подведем итог нашего урока.

В каком задании было общее затруднение

  • Почему оно возникло?
  • Какие цели ставили перед собой?
  • Достигли мы этой цели?
  • Каким способом искали новое правило?
  • Как определить склонение у сущ?
  • У какого были затруднения? Смогли вы с ними справиться?
  • Оцените свою работу на уроке .

Итог урока

Дом. задание

1 уровень – упр.159. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень —   Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

kopilkaurokov.ru

Урок + презентация по русскому языку на тему «Третье склонение имён существительных» (4 класс)

Русский язык (Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)

Тема: «Третье склонение имён существительных»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

20 ноября 2014 год 4 класс

Учитель: Лисицина Татьяна Васильевна

Задачи:

  • Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;

  • Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;

  • Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  • Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • Участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД

  • Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,

  • Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

Формировать умения:

  • Осознавать познавательную задачу;

  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,

  • Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

  • Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

Коммуникативные УУД

Формировать умения:

  • Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Оборудование урока: 
     · компьютер, медиапроектор, экран 
     · учебник русского языка 
     · презентация к уроку 
     · листы — пособия для работы в группах 
     · карточки со словами-помощниками 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация знаний

  1. Девиз: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». (Слайд 2)

  2. (Слайд 3) Выполнить задание: Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

Ель, пыль, мышь, дверь, ночь

Обратите внимание: Как вы думаете, на что вы должны обратить внимание?

— Читают девиз урока

— читают и записывают слова

— Высказывают своё мнение. Рассуждают, на что они должны обратить внимание.

Мотивация познавательной деятельности

Проблемный вопрос: Можно ли определить склонение имён существительных?

Проверим предположение по учебнику с. 97 и поставим учебную задачу.

Слайд 4. Тема урока:

Учебная задача:

Заполните таблицу:

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Источник информации

Высказывают своё мнение. Предполагают, что это существительные 3 склонения.

Читают тему урока, ставят учебную задачу: узнать признаки имён существительных 3 склонения, учиться находить имена существительные 3 склонения.

Самостоятельно заполняют таблицу.

Организация познавательной деятельности

(Слайд 5) Наблюдение над именами существительными.

  1. Как определить склонение имён существительных?

  2. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

(Слайд 6 – 7 – 8 -9)

  1. (Слайд 10) Работа в парах. Словарная работа: Отгадайте ребусы и запишите словарные слова

Метель, телефон, картина, желать, беседа, горизонт, погода.

— У всех слов определили склонение? Почему? (Желать – глагол). Докажите.

(Слайд 11)

  1. Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.

  • Телеграмма для______________.

  • Рассказ о __________________.

  • Сидит на __________________.

  • Сок из _____________________.

  • Гулял в ____________________.

(Слайд 12) Самопроверка

  1. (Слайд 13) Прочитайте. Докажите, что данные слова – имена существительные 3 склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.
— Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

Сельдь (3 скл.) – селёдка (1 скл.)

  1. (Слайд 14) Работа в парах.

Упражнение №173 с. 98 (по заданию учебника)

Высказывают своё мнение

Читают памятку и вывод

Отгадывают ребусы и записывают слова

Записывают слова и определяют склонение.

Доказывают правильность выполнения задания.

Самостоятельная работа. Выбирают и планируют задание.

Комментируют после окончания.

Проводят самопроверку и самооценку.

Образовывают и доказывают, делают выводы.

Обсуждают, являются ли выделенные слова именами существительными 3 склонения. Как определить?

Продолжают формулировку: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3 склонению, надо…»

Разбирают предложение по членам.

Подведение итогов

(Слайд 15)

я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

(Слайд 16)

(слайд 17) Вот и прозвенел звонок

Спасибо, дети, за урок.

Домашнее задание: Составить сообщение на тему: «Третье склонение имён существительных»

Выполнить упр. 170 с. 97

Отвечают на вопросы.

Отмечают своё настроение.

Рассматривают задание. Составляют план выполнения.

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку русского языка в 4 классеОсновные типы склонения имён существительных. Первое склонение.

Цели:

  • формировать представление об основных типах склонения имён существительных;

  • подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о существительных, которые относятся к первому склонению;

  • развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;

воспитывать интерес к  русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 4 классеОсновные типы склонения имён существительных. Первое склонение. »

Презентация к уроку русского языка в 4 классе Основные типы  склонения имён существительных. Первое склонение .

Казанчи Оксана ,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №9 а. Вочепший

Тема урока: « Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение »

Словарная работа

Ур…жай, ур…жай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого г…роха!

гурцы как на подбор!

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный п…мидор!

Пробежишься …г…родом –

Съешь м…рковку мимоходом!

Ур о жай, ур о жай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого г о роха!

О гурцы как на подбор!

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный п о мидор!

Пробежишься о г о родом –

Съешь м о рковку мимоходом!

Лексическое значение слов

  • Коллекция – собрание однородных предметов.
  • Вокзал – здание для обслуживания пассажиров.
  • Победа – 1) успех в бою; 2) успех в соревнованиях.
  • Хозяйство – 1) всё то, что необходимо в быту; 2) работы по дому (занимаюсь хозяйством).

1

М. р.

2

Ж. р.

3

-а, -я

Ср. р.

-а, -я

С ь на конце

-о, -е

1

М. р.

Ж. р.

склонение

-а, -я

2

-а, -я

дедушк а

склонение

3

Ср. р.

стран а

склонение

Иль я

земл я

С ь на конце

-о, -е

холод

доч ь

озер о

мыш ь

плать е

Определи склонение существительных

  • пробежал через рощу
  • висит на стене
  • пригнул к земле
  • подошёл к папе

kopilkaurokov.ru

Презентация по русскому языку «3-е склонение имен существительных» (4 класс)

Конпект урока по русскому языку

4 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Капсамун Елена Александровна

Тема: 3-е склонение имён существительных.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Формируемые УУД: п.— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к.— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль,коррекция, оценка действий партнера; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Этап урока

Действия учителя

Ответы учеников

I Оргмомент

II Актуализация

знаний

Запись словарных слов.

Здравствуйте, ребята!

Поздоровайтесь друг с другом и пожелайте удачи!

Запись в тетради: число, классная работа.

-С какой частью речи мы работаем?

-Что мы знаем о имени существительном?

-Назовите признаки имени существительного.

-Вспомните, что значит лексическое значение слова?

-Запишем словарные слова по его лексическому значению.

1) Тоже что и разговор.

2) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции.

3) Книгохранилище.

4) Упакованные в дорогу вещи.

5) Срок в семь дней.

6) Крупное морское судно.

-Проверяем. У кого так же записаны слова?

Поставьте на полях + если записали правильно.

-Что общего у этих слов?

-По каким признакам отличить 1 скл. от 2 скл.?

Желаю удачи

Большой

Всегда

И везде, здравствуй!

С существительным.

Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос Кто? Что?

ПРИЗНАКИ: собственные, нариц,

Одуш., неодушевл.

М.р., Ж. р., Ср.р.,

Ед.ч., Мн.ч.,

Изменяются по падежам,

склонение у сущ. 1 и 2

То, что слово обозначает.

Беседа

вокзал

библиотека

багаж

неделя

корабль

Имена существительные в нач. форме.

1 ск. М.р. -а, -я,

Ж.р. -а, -я,

2 скл. М.р. Нулев. Оконч.

Ср.р. -о, -е,

Слайд 1

III Самоопределение к деятельности

IV Работа по теме

Слайд 2

Слайд 3

-Определите склонение у существительных.

-Проверяем. У кого так ? Поставьте на полях +

-Отгадайте слово:

Что за серенький зверёк,

хвостик длинный, как шнурок,

только кошку увидал,

сразу в норку убежал?

-Кто запишет слово?

-Какая орфограмма в этом слове?

-Как вы думаете, в какую группу мы отнесем существительное мышь, к 1 скл или 2 скл?

— Докажите.

— Кто знает, как называется 3 группа с такими существительными?

— Что мы хотим узнать?

-Кто может предположить, какие имена существительные относятся к 3 скл?

-Давайте проверим ваше предположение в учебнике на стр.97

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Сформулируйте задачи урока.

-Прочитайте слова:

Сельдь, метель, мышь, ночь, кость.

-Докажите, что это существительные 3 скл.

— Образуйте от каждого существительного однокоренное слово 1 скл. Запишите парами слова по образцу.

-Проверяем. У кого так? Поставьте +

Беседа 1 скл

вокзал 2 скл

библиотека 1 скл

багаж 2 скл

неделя 1 скл

корабль 2 скл

мышь

У существительных ж. р. после шипящих на конце слова пишется ь знак.

Ни к какому

Это сущ. ж.р. с нулевым окончанием.

3 скл

Какие существительные относятся к 3 скл?

Думаю сущ. Ж.Р. с нулев. окончанием.

Читают правило.

3 скл. имен существительных

Будем учиться распознавать существительные 3 скл.

Познакомимся с особенностями сущ. 3 скл.

Сущ. Ж.Р. с нулевым окончанием

сельдь-селедка

метель- метелица

мышь-мышка

ночь-ночка

кость-косточка

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

V домашнее задание

Слайд 7

— Какой способ словообразования вы использовали?

Вывод: как распознавать существительные 1 и 3 скл среди существительных женского рода?

-Прочитайте слова.

-Что общего в написании существительных?

-Чем отличаются существительные?

-Выпишите сначала существительные 3 скл, а затем существительные 2 скл. Выделите окончания.

-Проверяем. У кого так? Поставьте +

-Упр. 173. с. 98

-Запишите первое предложение.

-Что показывает цифра 4 в конце предложения?

-запись предложения у доски и в тетрадях.

-выпишите существительные 3 скл.

-Как определить склонение имен существительных в косвенной форме?

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

-Продолжите фразу «Я могу…

Я знаю….»

-Оцените свою работу на уроке.

Запись д/з

Суффиксальный

По окончанию

1ск -а, -я

3скл -нулев оконч.

Конь, дверь, огонь, мелочь, сирень, портфель.

На конце слов пишется ь знак.

Существительные женского и мужского рода.

Дверь конь

мелочь огонь

сирень портфель

Разобрать предложение по членам.

Золотой метелью мчится жёлтый лист.

Метелью- метель

Надо поставить существительное в начальную форму, выделить окончание.

Существительные ж.р. с нулевым окончанием.


infourok.ru

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Склонения имен существительных»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Склонения имен существительных»»

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

Склонения имён существительных

2 склонение

с. р.

1 склонение

м.р. ж.р.

3 склонение

ж.р.

-о -е

-а -я

ь

м.р.

тетрадь

берёза

картина

яблоня

аллея

заяц

месяц

горизонт

Пошел он к своей землянк…,

а землянк… нет уже и следа.

Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Костарева Галина Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 21 г. Кунгура

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

кого?

чего?

(откуда? куда? где? )

От, до, из, у, без, для,

около, с,

кроме, возле

Р.п.

кому?

чему?

(куда? где?)

Д. п.

К, по

.

Исследовательское задание

Падеж

1 скл.

Р. п.

-ы(-и)

Д. п.

2 скл.

-а(-я)

3 скл.

-у(-ю)

лиса

конь

степь

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-а(-я)

-у(-ю)

кого?

чего?

(откуда? куда? где? )

От, до, из, у, без, для,

около, с,

кроме, возле

Р.п.

кому?

чему?

(куда? где?)

Д. п.

К, по

.

Пошел он к своей землянк е ,

а землянк и нет уже и следа.

ЛЕДЯНАЯ ГОРА

И КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА

Итог урока

За что я могу себя похвалить?

Что нужно запомнить?

Где в жизни могут пригодиться эти знания?

Что нового узнали на уроке?

Над чем работали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Стр. 107,113 выучить таблицу окончаний;

Р.т. стр.63 упр.147-149

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам