Урока изобразительного искусства в 7 классе «Национальные традиции в культуре народа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРАСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Национальные традиции
в культуре народа»
Урок-путешествие
Класс: 7
Дата проведения: 24.10.
Учитель изобразительного искусства:
Дюмина Лариса Николаевна
Курасово
Открытый урок по изобразительному искусству.
Класс: 7
Дата проведения: 24.10.
Учитель: Дюмина Л.Н.
Тема: « Национальные традиции в культуре народа».
Урок – путешествие.
Комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
Развивающая: Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.
Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Прививать интерес к русской народной культуре.
Оборудование и материалы:
иллюстрации с изображением крестьян в национальной одежде,
выставка репродукции,
выставка книг,
приложение 1, 2, 3 на каждого рбучающегося,
презентация « Русский народный костюм»,
русская народная музыка,
бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,
русские народные костюмы.
Ход урока.
Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.
(А. С. Пушкин)
I. Организационная часть урока
Приветствие.
Проверить готовность учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Да, верно, тема урока: «Русский народный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным костюмом.
–На уроке мы узнаем историю русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.
III. Объяснение нового материала (презентация).
История русского народного костюма.
У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа
Русская народная одежда различалась:
по назначению: будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная.
по возрасту: детская, молодёжная, одежда старых крестьян.
Как правило при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Декор. Приложение 1.
Работа по карточкам.
Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.
Мужской костюм.
Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.
Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником (отсюда загашник). Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба (шуба, которая не покрыта тканью).
Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья.
Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Женский костюм.
Основными частями женского народного, были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник.
Женская рубаха. Шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передние, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIXв. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани- синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, кружевом. Силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.
По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.
Верхняя женская одежда была запона — накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.
Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.
В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сом обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.
Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы шелковой сеткой. Поверх носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Заключение.
В конце XIXв. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочатся с требованиями городской моды.
В картинной галереи.
Просмотр репродукций картин русских художников (И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин).
Образ русского костюма в народных сказках.
Просмотр иллюстраций народных сказок.
IV. Работа со словарём.
Обучающиеся вклеивают в словарик новые термины.
Сарафан — высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, основной элемент русского женского костюма.
Епанечка — нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху).
Понёва (панёва, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») -элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.
Передник — предмет одежды, надеваемый поверх какой-либо одежды (повседневной и верхней) и оберегающий от загрязнения; фартук.
Кокошник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани.
V. Работа по карточкам. Приложение 2.
Обучающимся предлагается записать названия деталей, из которых состоит предложенный им костюм.
VI. Практическая работа.
Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.
«Выполнение элемента орнамента для украшения костюма».
Обучающиеся выполняют росписи на ткани. Звучат русские народные песни.
VII. Выставка работ обучающихся.
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок и отметок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?
Что запомнилось больше всего?
IX. Домашнее задание.
Изобразить фигуру человека в русском народном костюме.
Главное условие – наличие орнамента в одежде.
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
infourok.ru
Приложение к уроку изобразительного искусства в 7 классе «Национальные традиции в культуре народа»
Приложение 1
Виды орнамента
Травный Зооморфный Геометрический
Элементы орнамента
Обереги
Богиня — хранительница духа рода, посредник между богом и Человеком
Приложение 2.
Женский костюм
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник – оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
Наряды женщин из северных и южных областей
1.И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
2
.Крестьянки Юга – те предпочитали.Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Словарик «Русский народный костюм»
Кафтан (тюрк. кафтан — верхняя одежда, халат) — первоначально только верхняя мужская одежда. Материалом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Стал предметом широкого употребления.
Сарафан — высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, основной элемент русского женского костюма.
Епанечка — нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху).
Понёва (панёва, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») -элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.
Передник — предмет одежды, надеваемый поверх какой-либо одежды (повседневной и верхней) и оберегающий от загрязнения; фартук.
Кокошник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани.
Словарик «Русский народный костюм»
Кафтан (тюрк. кафтан — верхняя одежда, халат) — первоначально только верхняя мужская одежда. Материалом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Стал предметом широкого употребления.
Сарафан — высокая юбка с лямками или цельное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи, основной элемент русского женского костюма.
Епанечка — нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху).
Понёва (панёва, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») -элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом.
Передник — предмет одежды, надеваемый поверх какой-либо одежды (повседневной и верхней) и оберегающий от загрязнения; фартук.
Кокошник (от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани.
infourok.ru
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе на тему»Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе на тему»Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе» Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда:Светские и традиционные Увеселения в дворянском обществе Искусство Силуэта
2 слайд Описание слайда:Из истории: Бал-часть светской жизни общества. Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 г: «Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно , но обстоятельно сказать: вольное ; в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела; друг друга видеть и о всякой нужде переговорить так же слушать , что где делается, при том же и забава». Иллюстрация Т. Роуландса, 1790г. Портрет Петра 1 И.Н. Никитин
4 слайд Описание слайда:Традиции: Князья Юсуповы – Шереметевы учредители, хозяева Бала-Маскарада Д.Г. Левицкий
5 слайд Описание слайда:Усадебные театры дворян
6 слайд Описание слайда:Художники-декораторы К.А. Сомов «Арлекин и Дама» А.Н. Бенуа «Китайский павильон. Ревнивец» 1906г.
Кто веселит публику? Клоун Шут Арлекин
8 слайд Описание слайда:Образ Арлекина К.А. Сомов
9 слайд Описание слайда: Образ Арлекина 10 слайд Описание слайда:АРЛЕКИН – персонаж из детства А.Н. Бенуа «Итальянская комедия» 1906г. «Я уже был знаком с личностью Арлекина и чувствовал к этому маскированному повесе какую-то восхищенную нежность…Мне самому хотелось сделаться Арлекином…»
11 слайд Описание слайда:МАСКАРАДНЫЙ костюм Л.С. Бакст
12 слайдКостюм К.А. Сомов
13 слайд Описание слайда:Светский костюм А.Н. Бенуа
14 слайд Описание слайда:Черно-белая Графика «Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты…» А.С. Пушкин «Биржа» Остороумова-Лебедева
15 слайд Описание слайда:ГРАФИКА Вид изобразительного искусства. Станковая графика(эстамп, лубок…) Оттиск (линогравюра, офорт, ксилография) Карандаш Тушь-перо Пастель
16 слайд Описание слайда:СИЛУЭТ Вырезанные из черной бумаги портреты , жанровые сценки, пейзажи. Они больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки – рассказы на религиозные и бытовые темы. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании даже существуют школы и музеи силуэта.
17 слайд Описание слайда:«Силуэт» — термин Возник в XVIII веке во Франции, связан с фамилиейгенерального контролера финансов при дворе короля Людовика XV Этьена де Силуэта (1709-1767). Однажды кто-то из придворных нарисовал на него карикатуру в виде теневого профиля и подписал «Силуэт». По другой версии , Этьен де Силуэт сам любил создавать теневые портреты. Так фамилия Силуэт стала нарицательной. СИЛУЭТ — плоские изображения , которые словно тени повторяют контуры предметов. Наибольшенго расцвета искусство силуэта достигло в XIX веке.
18 слайд Описание слайда:Силуэтные Иллюстрации В XX веке силуэтными вырезками из бумаги часто иллюстрировали книги. Эмиль Лозе-немецкий художник –вырезальщик создал иллюстрации к сказкам «Белоснежка и семь гномов» и «Бременские музыканты». Хорошо известны иллюстрации художника Н.В. Ильина к призведениям А.С. Пушкина, выполненные в технике силуэтного вырезания.
19 слайд Описание слайда:Цзяньчжзи Вырезание узоров из бумаги-древнее искусство, зародилось в Китае 105 году. Более 2000 лет назад в Древнем Китае , Индии, Персии и других странах Азии таким образом изготавливали персонажей театра теней.(«китайские тени») В России бытовые предметы из бересты украшались ажурным прорезным орнаментом. Ножницы в России появились еще в х веке.
20 слайд Описание слайда:Композиция БАЛА-МАскарада «Какой восторг! Как все играет! Все скачет, пляшет и поет…» Г.Р. Державин
21 слайд Описание слайда:Ахроматика
22 слайд Описание слайда:Коллективная работа Сюжетная композиция силуэтного характера – панно Творческая работа
23 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-565842
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация «Многообразие культуры народов России»
Культура каждого народа неповторима
Мы узнаем
-каковы особенности национальных
культур народов России;
-какое влияние на культуру
оказывает религия.
Можно ли понять особенности жизни народа, его верования и обряды, если узнать: как человек строил дом, как одевался, какие носил украшения, что ел?
Что нам стоит дом построить…
В яранге живут чукчи, коряки. эвены. юкагары
В чуме живут ненцы, кеты, якуты. эвенки
Юрта- жилище кочевых народов степей и полустепей
Такая изба была традиционна для жителей Центральной России
В таком доме тепло и уютно было жителям Русского Севера.
Такие дома(мазанки) ещё можно встретить на Юге России.
Русские художники на Кавказе.
Селение как часть горы.
Жилище может многое рассказать о том, в каких условиях живет человек, каким трудом занимается.
Почему национальные костюмы народов России такие разные?
Заглянем в бабушкин сундук
Украшения одежды и обуви.
Марийское женское нагрудное украшение
К. Маковский Девушка в венке
Сравните орнаменты.
Национальная одежда отражает традиции народа, его отношение к природе, к окружающему миру и семейному хозяйству.
Приглашаем к праздничному столу.
Кухня каждого народа
имеет свои уникальные блюда
и способы их приготовить .
Почему в поваренных книгах разных народов можно встретить одно и тоже блюдо?
маца-пресные
лепешки
цимес.
В Стожаров. Натюрморт с хлебом
Почему так много пословиц и поговорок о хлебе?
Без отрубей хлеба не бывает. (чувашская)
Без соли, без хлеба — половина обеда. (русская)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. (русская)
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт. (русская)
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши. (русская)
Свой чёрный хлеб лучше чужих пирогов. (татарская)
Национальная кухня может многое рассказать не только о народных традициях, но и о том, как обогащалась культура питания каждого народа, живущего в России.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение на любую тему:
- Жилище любого народа России.
- Одежда любого народа России.
- Национальное блюдо любого
народа России .
multiurok.ru
Презентация к уроку МХК на тему «Национальные традиции гостеприимства у разных народов»
В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры — художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинарии. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.
Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях — все это сделало традицию средством передачи культуры народа. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Плохое отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. «Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни» (см. 1, стр. 49). Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать.
Традиционные формы культуры в основном распространялись в те периоды истории общества, когда социальное развитие шло медленным темпом, жизнь подчинялась заведенному порядку. Усилению роли традиций способствовали замкнутость культурной жизни, ограниченность перемен, отсутствие или слабое развитие письменности. В этом смысле традиционные формы культуры выражали «социальный консерватизм и были выгодны правящему классу эксплуататоров, ибо поддерживали устойчивость власти» (см. 2, стр. 51, 52). Поэтому культурный прогресс, развитие общественной жизни были связаны с преодолением традиции, которые сковывали «инициативу и творчески-преобразовательную деятельность народа». (см. 2, стр. 52). К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами животных». (см. 2, стр. 119).
Традиции всегда выражали интересы определенных классов или социальных групп и имели прогрессивное или реакционное содержание. «Косность, психологическая инерция, сопротивление новому, передовому, закрепление архаичных форм жизни, пережитков прошлого проявляются в отсталых традициях. Именно они тяготеют как «кошмар над умами живых»» (см. 2, стр. 52).
Но было бы неправильным видеть в традициях только негативный смысл, в них искать «корень зла» и «нигилистически» (см. 2, стр. 52) относиться ко всем традициям вообще. Вполне очевидно, что такое «отрицание социально-позитивной роли традиций не только не соответствует исторической реальности, но может оказать пагубное воздействие на общественное сознание, отношение к истории и культуре. Как всякая крайность, подобная позиция приводит к глубоким идеологическим просчетам.
В основе традиции лежит длительный опыт социальной группы. Нормы, символы, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определенных ситуациях. Заложенный в них смысл гарантирует правильность действий, предостерегает от неверных поступков, обеспечивает надежность поведения.
Интересно, что даже новое, чтобы утвердиться в жизни, тоже должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию. Поэтому так неточно упрощенно-схематическое противопоставление традиции и новаторства. Любой производственный почин должен иметь последователей, художественное творчество — создавать направление, научные открытия иметь школу и т.д.» (см. 2, стр. 52).
Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.
Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.
Традиция проявляется в разнообразных «стереотипизированных действиях» (см. 2, стр. 53), соотносится с такими близкими, но не совпадающими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет, мода. Все они содержат определенные программы поведения в той или другой ситуации. Например, «всеобщность традиции гостеприимства сочетается с разнообразными ритуалами действий у разных народов. Традиционные формы приобретают национальную самобытность, неповторимость, уникальность» (см. 2, стр. 53).
Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности.
Создание новых обрядов бракосочетания, юбилейных семейных праздников, праздников урожая, проведение соревнований по профессиям предполагают использование богатого культурного наследия, народных традиций. Когда создаются исторически неоправданные, надуманные ритуалы и обряды, они не достигают нужного психологического и эмоционального влияния на личность. «Случайные сценарии, заимствование инородных норм и эталонов ведут к дискредитации культурных традиций, могут породить цинизм и скептицизм.
Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом этнического самосознания. Они содействуют возникновению у людей национально-этнического «притяжения», сходных переживаний, укрепляют чувства патриотизма и национальной гордости» (см. 2, стр. 54). Приобщение к прогрессивным традициям необходимо при воспитании молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению авторитетов. Поэтому культурные традиции имеют значение для педагогической науки, всей практики воспитания.
Таким образом, выявляется всеобщее значение традиций, в котором выражается способность культуры, как к созданию «нового, так и к воспроизведению прошлого опыта в социальной практике общества и личности» (см. 2, стр. 54).
Традиция является одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах — в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.
Особый интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение и популярность. Традиции могут сжиматься до минимума, почти исчезать, а затем в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние на современников. Этот загадочный феномен угасания и возрождения традиций всегда вызывал споры.
Иногда традиции под натиском различных обстоятельств разбиваются на мелкие части. В памяти и народном обиходе остаются лишь осколки, останки прошлых ритуалов, обычаев и обрядов. И эти отдельные, разрозненные «атомы» традиций обретают новую жизнь, включаясь в современные события. Контакты приводят к тому, что в такую рекомбинацию традиций включаются также элементы культур других народов и возникает новая форма.
Для динамического развития культуры нужно располагать «богатым культурным фондом, который способствует разнообразию духовной жизни. Прогрессивные культурные традиции, весь объем культурного наследия представляют основу для культурного развития, взаимообогащения культур и культурных контактов.
Прогрессивные традиции включаются в современность, способствуют укреплению национального самосознания, чувства любви к Родине и гордости за ее историю.
Традиции — важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия, и обращаться с ним нужно бережно и умело. Историческая миссия и интернациональный долг народов мира состоят в постоянном приобщении все новых и новых поколений к культурным ценностям, в обогащении и пополнении сокровищницы мировой культуры.
Рассмотрим традиции некоторых народов мира в разные периоды времени — от древности до настоящего времени.
В Древнем Риме в III — I вв. до н.э. проводились римские гражданские праздники, которые представляли собой игры.
По традиции игры длились от 14 — 15 дней до 6 — 7 дней. Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.
Каждый праздник состоял из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, которое называлось помпой; 2) непосредственно состязания в цирке, конские скачки и т.д.; 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления пиром, массовым угощением порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Конечно, выданных из казны денег не хватало, и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги.
У восточных славян в VIII — IX вв. традиции были совсем другие. Они в основном были связаны с праздниками. Одним из этих праздников является праздник Коляды. По представлениям восточных славян в день этого праздника начиналась новая жизнь солнца. Традиции празднования этого праздника были связаны с огнем. В домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Традиционным был праздник весеннего равноденствия. В этот день по традиции славяне сжигали чучело зимы, холода, смерти.
Одной из традиций у славян было призывание дождя для того, чтобы быстрее поспевал урожай. Это призывание проходило 23 июня, когда отмечался всенародный праздник Купалы. Призыв дождя на землю заключался в том, что самых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой. По традиции в купальскую ночь наступал ритуал очищения. Юноши и девушки прыгали через купальские костры, потому что очищению помогал священный огонь.
Традиционными у славян были дни рождения, свадьбы, похороны. Известен похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи, это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство, в могилу воина клали останки боевого коня, оружие, украшения. Затем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась языческая тризна: родственники и соратники поминали умершего. Согласно традициям проводились воинские состязания после похорон во время «печального пиршества» (см. 3, стр. 33).
В настоящее время традиции не только народные, национальные, но и семейные. Эти традиции бывают ежегодными, ежемесячными и ежедневными. Например, вся семья собирается целиком, чтобы вместе встретить Новый год, — это ежегодная традиция, т.е. каждый член семьи должен соблюдать эту или другую традицию. Точно также и с ежедневными и ежемесячными традициями. Семейные традиции в нашей стране не столь популярны как в странах Запада, где такие традиции наиболее актуальны.
Еще одним важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность — это «свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни) ;
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.) ;
б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.) ;
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность) ;
г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.) ;
3) партикулярные:
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту) » (см. 1, стр. 47).
Одной из интересных систем культурных ценностей является система средиземноморской римской империи в I — II вв.
Римская средиземноморская культура является закономерным продолжением римско-италийской. Она была новым историческим явлением. В рамках новой «мировой» культуры в римской империи формировалась своя система культурных ценностей, которая пронизывала составные части и направления культурной жизни, философию и религию, литературу и искусство, архитектуру и науку. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, который включал в себя довольно благоустроенный городской быт, известный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетельную для всех подданных власть Рима, «апелляцию к некоторым общечеловеческим ценностям» (см. 4, стр. 236).
По мере укрепления имперской власти и её центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проникновения во все поры общества формируются «мировоззрение и психология подданного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданного, его духовные ценности нашли великолепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом capre diem — «лови день», романе Петрония «Сатирикон» с его жуткой картиной морального разложения общества, в сатирах Ювенала, сформулировавшего главное правило римского паразитизма panet et circenses — «хлеба и зрелищ»» (см. 4, стр. 237).
Для системы культурных ценностей, которая сложилась в I — II вв., характерно глубокое противоречие между достаточно высоким уровнем цивилизации и потребительским характерам культуры, который ведет к «паразитизму, моральному опустошению и общей апатии» (см. 4, стр. 237). Конечно не все слои и классы сложной общественной структуры римского Средиземноморья разделяли такую систему ценностей. Можно сказать, что она подходила для большей части городских жителей, в то время как сельское население, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей, а также низшие слои свободного крестьянства руководствовались другой « системой жизненных координат» (см. 5, стр. 238), другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.
В разнородном римском обществе нельзя выделить какую-либо одну ведущую мировоззренческую систему. Можно выделить три различных типа мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла философия позднего, или римского, стоицизма, который представляется такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Согласно Сенеке, «весь видимый мир есть порождение вселенского божественного разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в котором так или иначе заключена частица мирового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневным делами, погоней за внешними благами, властью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от божественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование». Только лучшие люди, особенно те, кто познал законы природы, устройства мира, как бы разжигают искры божественного разума, которые заключены в них, «освобождаются от давления жизненные обстоятельств, затягивающей трясины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование.
Мудрец должен стремиться к преодолению внешних соблазнов, быть равнодушным как к привалившему счастью, так и терпеливо сносить обрушившееся на него несчастье, бедность, болезни, даже порабощение. Согласно учению стоиков, мудрый человек не может отделяться от мира, он должен жить в обществе и выполнять свои обязанности, ревностно и ответственно рассматривая их как свой нравственный долг. Не имеет значения, какое место в обществе занимает человек: является ли он вельможей, как Сенека, жалким отпущенником, как Эпиктет, или всемогущим императором, как Марк Аврелий, он должен выполнять свой жизненный долг на том месте, которое указано ему божественным промыслом. Понятия божественного разума — создателя мира, единства человеческого рода как его творения, законности зла в мире и необходимость выполнения нравственного долга — важнейшие мировоззренческие установки римского стоицизма, оказавшие влияние на многие сферы культурной жизни высших классов имперского общества» (см. 4, стр. 239).
Для многих римских подданных, принадлежащих к средним классам, стоицизм был слишком «абстрактной, оторванной от жизни, сложной системой» (см. 4, стр. 240). Их мировоззрением была официальная идеологическая доктрина, которая стала вырабатываться еще при Августе и представляла собой своеобразную смесь «римского эпикурейства, философии наслаждения настоящей жизнью и официальной религии, предполагающей почитание царствующего императора и богини Ромы, как олицетворения могучего и процветающего Римского государства» (см. 4, стр. 240).
Именно эта практическая философия потребительства и политической лояльности к существующему правительству ближе всего подходила к господствующей системе культурных ценностей и была как бы выражением наиболее типичной античной идеологии I — II вв. «Далекие от сложных проблем античной философии, тонкостей рафинированного искусства, наиболее глубоких творений античной литературы, средние прослойки римского населения как носители практической мировоззренческой системы были образованны, обладали достаточно высоким благосостоянием, психологической уверенностью в будущем. Именно они диктовали господствующее направление развития античной культуры и были в то же время основными потребителями создаваемых в Империи культурных ценностей» (см. 4, стр. 241). В целом мировоззрение средних слоев, к которым относились широкие круги муниципальных собственников, рабовладельцев и землевладельцев, отличалось известным оптимизмом, ясностью своих идеологических установок, направленностью на уверенное наслаждение жизненными благами. Их оптимизм базировался на уверенности в «провиденциальном» (см. 4, стр. 241) назначении Рима, благодетельности и прочности императорской власти, на известном личном благосостоянии, которое им обеспечивала Империя.
Другой была мировоззренческая система (или системы) низших классов римского общества. Благодаря тяжелому труду основных производителей материальных благ, рабам, колонам, крестьянам, ремесленникам, низшим прослойкам античной интеллигенции в I — II вв. для Римской империи характерны стабильность и процветание, а также благосостояние высших и средних классов общества. Для низших слоев как «абстрактные истины стоицизма, утонченные представления о благом вселенском разуме, противоречивое представление о внутренней свободе и тяжелом внутреннем долге, так и официальный оптимизм и радостная лояльность к предержащим властям, сугубо потребительское отношение к жизни и погоня за материальными благами оказались в конечном счете неприемлемыми».
Основные производители римского общества, занятые тяжелым трудом на полях и в мастерских, создавали свою систему мировоззренческих ценностей, в которой преобладали черты здравого смысла и народной религии. Народные массы разных провинций огромной Империи верили в своих традиционных богов как под местными, так и под римскими именами, среди которых были особенно популярными такие божества-труженики, как Геркулес, Меркурий, Сильван, или близкие природе человека божества добра и милосердия (Добрая Богиня). В целом в системе народного мировоззрения низших слоев в I — II вв. можно увидеть интенсификацию религиозных начал.
В народной среде пользовались большим уважением традиционные моральные ценности — уважение к своей семье, дому, соседям. Среди низших слоев трудового населения было широко распространено мнение, согласно которому трудовая нравственная жизнь угодна богам и получит с их стороны посмертное воздаяние. В своей повседневной жизни свободные крестьяне и ремесленники, зависимые колоны и вольноотпущенники, бесправные юридически рабы познавали несложную истину о природном равенстве людей, об относительности юридических перегородок между ними, приходили к познанию высшей ценности добродетели, милосердия, нравственных отношений между людьми, истин, к которым римские стоики приходили сложным умозрительным путем.
Простые труженики, которые живут в условиях жестоко имперского управления со своими повседневными заботами, связанные с ближайшими муниципальными, а иногда с сельскими, как правило, избираемыми ими же самими, властями, «воспринимали власть провинциального наместника, а тем более божественного императора в Риме, как далекую абстракцию и относились к ним как к некому чуждому символу, власти которого нужно подчиняться, но какого-либо горячего чувства поклонения, конечно, не испытывали» (см. 4, стр. 242). Именно в этой среде постепенно вызревали и укреплялись первые элементы христианской религии, которая стала «аккумулятором» (см. 4, стр. 242) различных народных мировоззренческих систем.
С философской точки зрения культура определяется то ли как ценность, то ли как суверенный дух. Рассмотрим определение культуры как ценность.
В 1910 году в журнале «Логос» вышла статья В. Виндельбанда (1848 — 1915) «Философия, культура и трансцендентальный идеализм». В этом же году вышло второе расширенное издание книги Г. Риккерта (1863 — 1936) «Науки о природе и науки о культуре». Эти две работы и стали изложением программы неокантианской философии культуры.
Неокантианство представляет собой науку «о необходимых и общезначимых определениях ценностей — ценности истины, ценности блага, ценности красоты. Это критическая по методу наука об общеобязательных ценностях. Виндельбанд проводил различие между суждениями и оценками: если первые выражают связь двух представлений сознания, то вторые — отношение оценивающего сознания к своему предмету. Объектом философии является оценки, но она не должна их ни объяснять, ни описывать. Эти оценки и предстают как утверждение высших ценностей, определяющих меру и ценность вещей.
Согласно Виндельбанду, культура — это совокупность общезначимых ценностей и норм, функция которых заключается в том, чтобы служить обоснованием единства многообразных форм культурного творчества и выявлять единые механизма априорного синтеза чувственно многообразного в различных сферах культуры — от науки до религии.
Г. Риккерт также исходит из того, что наряду с миром реальных вещей существует и мир ценностей. Он не приемлет отождествления ценности и оценки, отмечая, что в таком случае ценности становятся частью психического бытия, а психология — способом обоснования ценностей. Продолжая линию Виндельбанда, он также критикует психологизм, который выводит ценности из психических актов оценивающего субъекта и превращает психологию в способ обоснования всей культуры и всех наук о культуре.
Согласно Риккерту, ценность обладает значимостью и «может обладать значимостью даже и при отсутствии акта оценки, выражающего то или иное к ней отношение». Царство ценностей автономно и независимо от субъектов и объектов: «Они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». Из оценок нельзя вывести мир ценностей. Скорее, наоборот, самостоятельное царство ценностей позволяет понять и акты оценок, и природу оценивающего субъекта, и их взаимоотношение с миром вещей. Философия, по Риккерту, и есть теория ценностей, которые претендуют на значимость. Культура — царство общезначимых ценностей: «только в сфере культуры можно непосредственно встретиться с действительностью, связанной с такого рода значащими ценностями». Философия определяется Риккертом как чистая теория ценностей, которая разграничивает различные ценности друг от друга, постигает особенности каждого из них, взаимоотношения между ними и строит систему ценностей. Эта система ценностей до конца не может быть построена, требование ее построения остается неким идеалом, к которому устремляется философия, но который не может быть осуществлен в силу многообразия культурно-исторического материала им неизбежной незаконченности исторического процесса.
Риккерт выделяет три области — действительность, мир ценностей и мир смыслов и соответственно три метода их постижения — объяснения, понимание и истолкование. Действительность и методы ее объяснения лежат по ту сторону мира смыслов и ценностей. Мир смыслов — всегда мир оценок, активности и воли субъекта. «Только исходя из ценностей можно проникнуть в смысл субъекта и его актов». Иными словами, мир ценностей оказывается более фундаментальным слоем, который позволяет постичь организацию мира смыслов. Философия, по Риккерту, не только расширила понятие о мире, включив в него помимо действительности мир ценностей и смыслов, но и позволила понять все многообразие культурных благ и систему ценностей, лежащую в основе культуры.
Культура — совокупность благ, которые воплощают в себе общезначимые ценности и оценки» (см. 5, стр. 42, 43, 45, 46, 47).
Традиции и ценности необходимо хранить, так как они имеют огромное значение. Если исчезнут традиции, то нависнет большая угроза над будущем развитии культуры. Однако, несмотря на это, все же забывается многое. Примером может служить «горестная судьба деревянного зодчества в Кижах: перевелись на Русской земле мастеровые — плотники, знакомые со всеми премудростями сооружений из дерева. Умирают старики, помнящие народные песни, рецепты народной кухни и врачевания, утрачиваются древние промыслы… Беднеет наша культура» (см. 6, стр. 373).
videouroki.net
Конспект урока по ИЗО 5 класс «Национальные традиции в культуре народа»
Конспект урока
Изобразительного искусства
5 класс
Тема:
«Национальные традиции в
Культуре народа»
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
— давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;
— описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
УУД :
Личностные:
— Знание народных традиций;
— Чувство гордости за русскую культуру;
— Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
—Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
— Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
— Устанавливать причинно следственные связи.
— Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)
Тип урока: урок-вариация
Оборудование: методические таблицы по выполнению эскизов современной одежды; схема трехъярусного строя одежды; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы
Зрительный ряд: экспонаты школьного музея; презентация по национальному и современному костюму.
Литературный ряд: стихи, фольклор
Музыкальный ряд: музыка, фольклорная песня.
Ход урока:
Введение учащихся в атмосферу урока-3мин
Здравствуйте. Добры молодцы и красны девицы! «Здравствуйте» — значит «Будьте здоровы, счастливы». С давних времен живет это приветствие среди русского народа. Оно стало традицией. Что же такое «традиция»?
(Учащиеся дают ответ). Какие существуют традиции? (Учащиеся отвечают).
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с традициями в современной одежде.
Роль одежды как спутника людей на всех этапах их жизни велика.
Одежда спасала их от холода, болезней. Украшала. Свидетельство этому – пословицы, поговорки, песни.
(Звучит фольклорная песня)
Работа над новым материалом урока
Одежда – древний вид декоративно-прикладного искусства.
Проследим, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.
Поработаем со словарем урока. На ваших столахсловарики.
Прочитайте слова и их лексическое значение (2мин)
Просмотр презентации «Красота народного костюма» -4 мин (озвучивает слайды учитель)
Русская одежда очень открыта, раскрывает богатую душу человека.
Одежда Северных и Южных районов России имела свои особенности.
А) В Северных центральных районах России и Сибири женщины и девушки носили сарафаны. Сарафаны были длинными, разного покроя, из различных тканей. Мягкие складки подчеркивали форму тела и делали женщину похожей на лебедя.
Головным убором девушек-северянок был венок (открытый головной убор). Замужние женщины носили закрытый головной убор – кокошник. По головному убору можно было определить возраст женщины, семейное положение, откуда она родом.
Дополнением служили аксессуары: серьги, пуговицы, сделанные из камней и металлов.
Б). Женская одежда Южных районов России была иной. Девушки носили длинную домотканую рубаху, предник, пояс, головной убор – повязку. Женщины поверх рубахи надевали шерстяную юбку-поневу, что значило оберечь себя на тяжелую работу в семье. Поверх поневы носили кофты, передники. Пояс считался обязательной принадлежностью, т.к. был оберегом. Голову украшали убором, который назывался сорокой, или платком.
В). Мужской костюм был менее затейлив, но имел также свои особенности. Главной частью была рубаха-косоворотка из белого, синего или красного цвета. Украшались вышивкой, подпоясывались поясом. Штаны были широкими из черного или синего сукна. Праздничные штаны шили из сукна в полоску, украшались вышивкой.
II . Групповые мини-проекты -5 мин
Задание: создать художественный образ костюма в технике аппликация
1гр. Девушек-северянок
2гр. Девушек – южанок
3гр. Женщин-северянок
4гр. Женщин-южанок
Подготовить защиту своих мини-проектов.
III Орнамент в народном искусстве (показ слайдов, практическое задание по определению вида орнамента) – 3 мин
А) Стихотворение (читает ученица):
На вид орнемент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Б). Виды орнамента. Орнамент растительный, анималистический, каллиграфический, фантастический, символический, геометрический.
В). (Девочки в кокошниках раздают салфетки, полотенца, платки – экспонаты школьного музея).
Ученица: Уж ты, Марьюшка, свет души моей,
Свет души моей.
Поутру вставай да поранешенько,
Да поранешенько.
Ввечеру сиди да попозднешенько,
Да попозднешенько.
Вышивай дары да чистым золотом,
Да чистым золотом.
Задание: определить какие виды орнамента использовали народные умельцы.
Учитель: использованы экспонаты музея.
IV. Мотивы традиционной национальной одежды в современной моде 3 мин
А теперь проследим, сохраняются ли национальные традиции в современной моде. (Слайлы)
Стиль блузки 21 века заимствован у рубахи «Рукава» 19 века.
А перелина 19 века трансформировалась в современные накидки модных фасонов.
Ничего нет актуальнее в одежде современной женщины, чем юбка, выполненная на основе элементов традиционного костюма.
Мы видим, насколько гармонично слияние элементов современной и национальной одежды.
Ребята, как вы думаете, какие еще элементы традиционной одежды используются в современных моделях?
Физминутка – 1мин
Эй, девчоночки-девчушки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы!
Встаньте дружно, не ленитесь, потянитесь, улыбнитесь!
Все вниманье! Не зевайте!
И движенья повторяйте!
Практическая часть -22 мин
Перейдем к творческой части нашего урока.
Задание:
Выполнить эскиз современной одежды по мотивам национальных костюмов.
Ваша задача: через обращение к традиционным элементам народной одежды на основе их свободной интерпретации осуществить свой творческий замысел. Осуществить ваш замысел вам помогут шаблоны, образцы современных моделей, маршрутные листы, находящиеся на партах.
Задание группе «Модельеры – фантазеры»:
Создать ансамбль современной праздничной одежды. Приготовить его представление.
Целевые обходы учителя:
Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль за качеством и объемом выполненной работы.
Подведение итогов
А). Представление ансамбля современной одежды группой «Модельеры-фантазеры»
Б). Мини-вернисаж (просмотр работ, взаимооценка работ учащимися, оценка учителя)
6. Подведение итогов урока – 3 мин
Работы очень оригинальны. Ограничения рамками традиций не помешали вам выразить свою творческую индивидуальность.
Чем дальше в будущее смотрим!
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!
Спасибо за сотрудничество!
Приложение к уроку
infourok.ru
Презентация по изобразительному искусству «Народный праздник» (7 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Народный праздник» (7 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Народный праздник
2 слайд Описание слайда:Рождество Христово со святками. Нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок. На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Способов гадания знали множество. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И под чашей пели в лад Песенки подблюдны.
3 слайд Описание слайда:Ночное гаданье Автор: Юрий Сергеев
4 слайд Описание слайда:Святочное гадание.. Кожин Семён.
5 слайд Описание слайда:Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой: Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою… Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться: …Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами…
6 слайд Описание слайда:КОЛЯДКИ На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественские песенки- колядки Наша-то Коляда Ни мала, ни велика, Она в дверь не лезет И в окно не шлет, Не ломай, не гибай, Весь пирог подавай!
7 слайд Описание слайда:В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.
8 слайд Описание слайда:Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Костюмы и маски ( хари ) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба — вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки — мужиками. И те и другие рядились стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных — лошадь с седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза
9 слайд Описание слайда:Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник — Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны. Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста. На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось катание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Каждый день Масленичной недели имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомки, четверг — разгул, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — проводы Масленицы, прощенный день. Суриков Василий Иванович : Взятие снежного городка
12 слайд Описание слайда:Б. М. Кустодиев «Масленица»
13 слайд Описание слайда:Кустодиев Б.М.Масленичное катание
14 слайд Описание слайда:«Масленичное гулянье» 1919г
15 слайд Описание слайда:Пасхальный обряд Встреча. Пасхальный день
16 слайд Описание слайда:Особенно большим праздником на Руси считался день Благовещение Пресвятой Богородицы, который праздновался 25 марта по старому стилю (7 апреля). В этот праздник никаких работ не производилось по поверию: В этот день даже птица гнезда не завивает .Исстари существовал обычай выпускать в этот день на волю птиц. Для этого крестьяне из ближайших сел привозили целые садки с овсянками, снегирями, синичками. В этот день на деревьях, окружающих площадь рынка, можно было увидеть множество птиц, их щебетание в веселый солнечный день висело в воздухе над шумной толпой рынка. Лоточники же в большом количестве продавали испеченных из белой муки фигурки жаворонков
17 слайд Описание слайда:Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе — Семик, Троица и Иван Купала. В старинной песне так и поется: Как у нас в году три праздника, Первый праздник — Семик честной, Другой праздник — Троицин день, А третий праздник — Купальница. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли – зеленой. Сам праздник проходил в лесу или роще, среди деревьев и цветов.
18 слайд Описание слайда:Кустодиев Б.М. Троицын день 1920.
19 слайд Описание слайда:В центре внимания в эти дни была березка — особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялиль в березовую рощу, находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами. Под этим деревцем девицы водили хоровод и пели песни: На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки гадали — пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок — все сложиться счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок — расстроится свадьба. Ну а если вдруг потонет — быть беде, умрет кто-нибудь из близких.
20 слайд Описание слайда:Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание.
21 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-093916
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru