Гласные звуки


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Презентация к уроку обучения грамоте

по программе «Школа 2100»

Кунделева Оксана Евгеньевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 276,

г. Гаджиево,

Мурманская область.


Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу!

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах!

Мур-мур-мур…

Пугаю кур.

Кра-кра-кра!

Завтра дождь с утра!

Му-у-у, молока кому?


Ух!

Ой!

Ай!

Эх!


голос

глас

гласные


На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…

Посреди двора стоит копна: Спереди вилы, сзади метла.




Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

Баран




Молодцы!

videouroki.net

Русский язык ” Школа 2100″ “Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласным буквами. ” конспкт+ презентация

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»

ЦЕЛИ: -закрепление знаний обучающихся о мягкости согласных;

-формирование умений обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами;

-формирование умения работать в группах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

– предупредить нарушение осанки и нарушение зрения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.

РАЗМИНКА ДЛЯ УМА ( обучающиеся стоят и отвечают)

  1. Какое сегодня число?

  2. Какой день недели?

  3. Какой месяц?

  4. Какое время года?

  5. Какой сейчас урок?

  6. Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

  7. Сколько букв в русском алфавите? (33)

  8. Буквы мы (пишем)

  9. Звуки мы (произносим)

  10. Какие буквы не обозначают звуков?

  11. Сколько гласных букв?

  12. Сколько гласных звуков?

  13. Какие гласные обозначают твёрдость согласных?

Дыхательная гимнастика “Радуга, обними меня”

И.п. – стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки вперед, скрестить перед грудью (обнимая), одна рука идет под мышку, другая – на плечо.

2. Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

-Учитель читает сказку «Хвастун»

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

Кто поставил хвастунишку на место?

– Почему согласные и без него стали мягкими?

– Какая тема урока?

Постановка целей урока учителем.

3. Минутка чистописания.

-Отгадайте загадку.

Когда ненастье я гуляю,

А в ясный день в углу скучаю (зонт)

-Зонт спасает нас от дождя и неприятностей.

Нарисуем в тетради зонтики .

– Определите тему чистописания. Написание каких букв мы будем повторять?

  • Напишите эти буквы.

  • Напишите сочетания и слова.

  • Подчеркните слово, состоящее из одного слога.

  • Обведите в зелёный овал то слово, которое нельзя перенести.

  • Пропишем их.

4. Словарная работа.

-Посмотрите на экран. Что вы видите? Что это за слова? Что еще заметили? (ударения стоят не правильно в некоторых словах)

-Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

Алфавит, воробей, сапог, сапожник.

Проверьте себя. Выделите безударные гласные.

Проверка. Посмотрите внимательно на все слова, что вы заметили? Какие слова мы можем назвать однокоренными? Выделите корень.

Рефлексия.

-Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

Распустились три цветка,

Спорят с ночи до утра,

Кто красивее, нежней,

Рассудите их скорей!

Лучшие буквы определите,

Красным кружком их обведите!

5.Организация восприятия и осмысления новой информации:

Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялОзаписано на доске

Запись в тетрадях и на доске (смена зрительной дистанции)

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)

-Какую функцию выполняет буква Е ? (Обозначает мягкость . согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: Выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Е ё и ю я

Это буквы второго ряда

-Когда после согласных пишутся данные буквы? (Когда согл. слышится мягко)

5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении.

Режим поиска

Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На доске записано разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра.

ЗАДАНИЕ: Отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Проверка: дети называют слово, учитель вставляет шар с нужной буквой в слово.

6. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач:

Работа в парах ( У каждой пары за партой капелька с заданием)

ИГРА В ПРЯТКИ

-Лучшей умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Найдите между строк название животного, птицы или насекомого.

  1. Вдали сарай, за ним забор,

Он окружает птичий двор.

  1. Как хорошо после дождя,

телята рады, рад и я!

  1. Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки.

Проверка: Какие слова нашли?

7. Работа по учебнику.

Упр. 24, стр. 24.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний:

ВЫВОД: Какие гласные, обозначают мягкость согласных?

9.Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Кто запомнил, какие гласные указывают на мягкость согласного звука, улыбнётся мне и посмеётся.

Кто ещё не запомнил, тот – подойдёт ко мне после урока и шепнёт мне об этом на ушко.

infourok.ru

Презентация по русскому языку на тему “Повторяем гласные звуки и их буквы.”(1 класс)

Русский язык “Школа 2100” 1класс 2 урок

Ι. Актуализация знаний. Повторение

Каллиграфия

1. – Рассмотрите рисунки на с. 3. Кто это? (Индейцы.) Элементы каких букв напоминают юбка и головной убор индейцев? (Элементы строчных букв и, ц, ш, щ.)

– Нарисуйте такие юбки, как показано в образце.

Один ученик рассказывает о последовательности.

– Прочитайте буквы и соединения на второй строчке.

– Почему буквы даны в такой последовательности? (От простого к сложному.) Запишите их.

2. – Прочитайте слова про себя. Какие слова состоят из одного слога? Какие слова являются однокоренными?

– Обратите внимание на соединение букв. Запомните слова, диктуйте себе по слогам. Подчеркните сочетание ши. Как оно пишется?

– Выделите корень в однокоренных словах (цирк, циркачи).

3. Самоконтроль:

– Интересно, куда спешит индеец в лодке? Укажите ему путь.

 

Спешит индеец Луч Заката

Поскорей доплыть до брата.

Через лучшие буквы, слова этот путь

Постарайся скорей протянуть.

 Ученики определяют лучшие буквы, слоги, слова и ведут через них синим карандашом «путь» от индейца в лодке к другому индейцу. У кого путь длиннее, у того больше правильно написанных букв, слов.

– Что мы сейчас делали?

– Что уже повторили?

4. Повторение изученного о звуках и буквах.

 Беседа по вопросам:

– Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые, гласные и согласные.)

– Сколько гласных звуков? Назовите их. (Их 6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].)

– Согласных звуков 36. Назовите все глухие согласные звуки; звонкие согласные звуки (твёрдые и мягкие).

– Сколько букв в русской азбуке? Расскажите алфавит все вместе хором.

– Назовите первые звуки и буквы в словах-названиях учеников-игрушек. (Дракончик – [д], буква «дэ», обезьянка – звук [а], буква «о» и т.д.)

ΙΙ. Применение  знаний

 Работа в учебнике 

1. Упр. 3, с. 5. Выполняется по «шагам»-заданиям (от точки до точки).

Ученики выписывают слова с буквой Э, проводят звуко-буквенный анализ слов эму и ем, находят предложение к иллюстрации, а затем самостоятельно списывают и проверяют третье предложение.

Читают статью из толкового словаря о слове вольер.

Дополнительное задание: подчеркнуть букву мягкий знак.

– Какую «работу» он выполняет в словах?

– Какую кличку вы бы дали страусу? Как бы её написали?

 2. Работа по рисункам (с. 6–7).

– Чем занята обезьянка?

– Правильно ли записаны имена людей?

– Какое правило надо знать, чтобы в записи имён не допустить ошибки?

– Что это за новая ученица? Как её зовут? (Эля.)

– Как вы думаете, что говорит учитель Карандаш?

– А как зовут котика? (Мы не знаем.)

– С какого звука может начинаться его кличка-имя? (Со звонкого согласного, именно эта схема-человечек протянула к нему руки.)

– Приведите примеры таких кличек. (Барсик, Мурзик…)

 3. Упр. 4, с. 6.

Сначала заполняется кроссворд. Затем имена записываются в тетрадь в строчку. Выполняются все задания по «шагам» («шаги» обозначены точками).

 Самооценка по алгоритму:

 – Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под текстом справа внизу.

 4. Упр. 5, с. 7.

– Рассмотрите верхний рисунок на с. 7.

– Составьте предложение по картинке.

Затем выполняется упражнение «по шагам».

Образец записи: Экскава/тор, эскимо/с, эскимо/, экра/н, поэ/т, э/хо, эх.

                             ●     ● ●   ●     ●  ●  ●    ●   ●  ●   ●   ●     ●●      ●  ●  ●

Красной точкой обозначаются гласные звуки.

– Сравните слова поэт и поёт.

– В слове поэт 4 звука, 4 буквы. В слове поёт 5 звуков и 4 буквы, так как буква ё обозначает два звука [й’о]. (Стоит после гласного.)

Вопросы после выполнения упражнения:

– Значения каких слов объясняет рисунок? А толковый словарь?

– Какие слова нельзя объяснить с помощью рисунка, а можно

услышать? (Эхо, эх.)

Работа в тетради (на зелёной полосе), с. 3.

– Какие буквы гласных обозначают два звука и когда?

– Обведите их в красный кружок.

– С какой буквы гласного не начинаются слова?

 – Обведите её в коричневый кружок. (Буква ы.)

– Почему гласные звуки так называются?

– Что нового вы узнали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙII. Итог

– Что нового узнали?  

– Какие знания повторили?

– Какие бывают гласные звуки в слове в зависимости от ударения?

– Назовите все гласные звуки; все буквы гласных звуков.

 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Чем, на ваш взгляд, отличаются уроки по «Букварю» от уроков русского языка? 

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку русского языка “Гласные, согласные звуки и буквы”




Урок русского языка .

Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ № 10

Пащенко

Татьяна Анатольевна.


Цель урока:

– Развивать умение распознавать

гласные и согласные звуки и буквы

по их существенным признакам:

Развивать умение наблюдать

за произношением речи,

проводить их звуковой анализ.






Прочтите вопросы, найдите ответы!

Кто читает книгу про Гулливера?

Кто не пьёт кефира?

Кто смотрит мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

Кто морщится от запаха бензина?

Кто поёт про гардемарина?

Назовите одним словом. Это …

Вера

Марина

Даша

Ира

Зина


Ребенок или

подросток женского пола.


Звуковой анализ слова

Д Е В О Ч К А

– 7 букв

[ девачка ]

-7 звуков


Разгадайте РЕБУС .

А

И

ДЕ

В

О

ЧКИ

А

  • Что держит девочка на иллюстрации?
  • На какую букву похож обруч?


Прочитайте внимательно стихотворение Е. Солдатовой

В О зле девочки стоит

Д О брый д О ктор Айболит.

Девочка открыла р О т.

Врач микстуру ей дает.

  • Кто заболел?
  • Кто лечит девочку?
  • Как девочка принимает лекарство?


Молодец!

о

дев…чка

А

О


Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.


Домашнее животное, используемое для охраны, охоты и других целей..


Звуковой анализ слова

– 6 букв

СО БА КА

[ сабака ]

– 6 звуков


Название своё она получила

от древнего корня СОБ- ,

родственного слову собственный

«существа, имеющее хозяина,

принадлежащее хозяину».

С

БА

К

А

С О БСТВЕННЫЙ


Жила-была когда-то давно Бака.

Она умела лаять, вилять

хвостом, сторожить дом и любила

выть на круглую луну, которая немножко

похожа на букву «О».

И грызть бублик, похожий на букву «О».

А ещё она любила смотреть на круглое облако и

на круглое солнце, похожие на букву «О», любила осень,

которая начинается с буквы «О».

В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму

букву «О».

А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

И стали её писать с «О». Вот так: с О бака.

В. Агафонов


Молодец!

о

с …бака

А

О


Кто всегда тебе поможет,

Словом ласковым поддержит,

Что не понял — растолкует,

За успех тебя похвалит?

Кто не любит ссор и шума?

Кто вранья не переносит?

Кто сердито хмурит брови,

Коль не выучишь урока?

Кто с улыбкою поставит

Долгожданную пятерку?

Кто всегда и сам расстроен,

Если ты заслужишь двойку?


Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель.


Звуковой анализ слова

– 7 букв

У ЧИ ТЕЛЬ

[ уч’ит’эл’ ]

– 6 звуков


Чудесный выдался денёк,

А я учу уроки…

Я должен твёрдо знать урок:

учит строгий!

А. Шибаев

У нас


Молодец!

е

учит…ль

И

Е


Очень любят ноту « ре »

Брать ребята на зар е .

Знают взрослые и д е ти,

П е ть пол е зно на рассв е те!

Разгадайте ребус

БЯТА

РЕ


Группа детей или молодёжи


Звуковой анализ слова

– 6 букв

РЕ БЯ ТА

[ риб’ата ]

– 6 звуков


Найдите в четверостишии слова – синонимы.

  • Впишите эти слова в клеточки кроссворда.

Очень любят ноту « ре »

Брать ребята на зар е .

Знают взрослые и д е ти,

П е ть пол е зно на рассв е те!

Д

Я

А

Т

Е

Р

Б

Т

И


Молодец!

Е

р … бята

И

Е










Итог урока

 

Дыхание свободно в каждой гласной

В согласной прерывается на миг

И только тот гармонии достиг,

Кому чередование подвластно.

kopilkaurokov.ru

Презентация – Звуки [ с ], [ с ]

Слайд №2
Звуки
гласные согласные
Слайд №3
Гласные звуки
ударные безударные
Слайд №4
Согласные звуки
звонкие глухие
Р
Слайд №5
Согласные звуки
твердые мягкие
Слайд №6
Характеристика звука
Слайд №7
А О У Ы И
П ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
Г ГА ГО ГУ ГЫ ГИ
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
Слайд №8
А О У Ы И
Р РА РО РУ РЫ РИ
Н НА НО НУ НЫ НИ
К КА КО КУ КЫ КИ
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
с
с
с
Слайд №13
Характеристика звука
Слайд №14
С
Слайд №15
а
о
у
ы
и
э
с
са
со

сы
си
Сс
Слайд №16
са со су сы си

Са-са-са – в лесу бегает лиса
Со-со-со — у Вовы колесо
Су-су-су — было холодно в лесу

Слайд №17
СОПКА – НЕБОЛЬШАЯ ГОРА
Слайд №18
Использованные ресурсы:
http://images.yandex.ru/ — на что похожа буква с
http://pictures.ucoz.ru/photo/animacija_detskie_kartinki/animirovannaja_azbuka_dlja_detej_bukva_s_s/4-0-1449 — аннимированые картинки с буквой с
http://images.yandex.ru — смайлики

volna.org

Советы рукодельницам