Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между дошкольным и школьным образованием»

Выступление на педагогическом совете на тему

«Преемственность между дошкольным и школьным образованием»

«… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее”.

Сухомлинский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Проанализируем преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Совместные форма работы школы и детского сада:

– взаимодействие медицинских работников, психологов детского сада и школы;

– проведение «дней выпускников» в детском саду с посещением учителей;

– встречи родителей с будущими учителями;

– анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

– изучение учителем программ детского сада с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

– беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

– ознакомительная экскурсия в школу «Школьная библиотека»;

– приглашение детей из детского садика на внеклассные мероприятия, проводимые в рамках «Предметных недель начальной школы».

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

-ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребёнка, его «зону ближайшего развития»;

-создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения;

-организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

-подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

-развитие и формирование универсальных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование

личного и общественного поведения.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Я провожу различные виды игр.

Игры, развивающие навыки взаимодействия:

«Выбей предмет мячом» (дети играют по трое – один даёт задание, другой выбивает, третий убирает)

«Найди свою пару» (по цвету, форме, размеру, по событиям, временам года)

Игры, развивающие основные операции мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение)

«Хитрое домино» (соотнеси картинку и букву)

«Восстанови рисунок» (стереть один из элементов и попросить ребёнка восстановить изображение)

Игры, развивающие внимание, память

«Повтори за мной» (один ребёнок рисует на доске, другие повторяют)

«Что изменилось»

Ролевые игры

В основе всех этих игр лежит взаимодействие учителя и детей. Сотрудничество помогает узнать предстоящую учебную деятельность, даёт возможность будущему первокласснику «примерить» на себя новую роль – ученика.

Для всех детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом, поэтому необходимо следить не только за пополнением языка ребёнка новыми словами, но и уточнить смысл слов, которыми он постоянно пользуется.

На первых же занятиях по развитию речи детям предлагаю различные предметные картинки, по которым они составляют рассказы описательного характера. Дополняя друг друга, дети создают достаточно полный образ исследуемого предмета, получая новые сведения от своих сверстников, а учителю остаётся лишь обобщить их ответы.

Для работы по развитию речи хорошо использовать различные тематические энциклопедии. Так, для знакомства с названиями животных, дети отправляются путешествовать в лес, горы, на речку, море, в другие страны.

Большое значение в работе по развитию речи имеют занятия, на которых составляются рассказы по сюжетным картинкам. Для начала детям даются опорные слова, которые они употребляют при составлении рассказа, а затем задача усложняется: «Как вы думаете, что произошло чуть раньше этого момента, а что случилось потом?» Подобные вопросы заставляют их думать, фантазировать, озвучивать только им принадлежащую версию событий.

На следующем этапе в составлении рассказа используются сюжетные картинки, которые нужно расположить в логическом порядке. Справившись с этой работой, дети фактически составили план своего выступления.

Подобная работа по развитию речи в период подготовки к школе даёт возможность узнать индивидуальные особенности учеников и соответственно строить работу с начала учебного года.

В современных условиях большого объёма информации с особой остротой встаёт задача разработки методов обучения, которые обеспечивали бы формирование полноценного процесса мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности способствует росту определённых знаний и умений. К ним относятся методы проблемного обучения – это моделирование, экспериментирование, развивающая игра.

Моделирование – это замена действий с обычными предметами на действия с их уменьшенными образцами. Для детей предшкольного возраста в качестве игровых материалов для моделирования использую математические головоломки «Сложи узор», «Кубики для всех», «Узелки».

Моделирование является универсальным методом, так как делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить новую информацию об объекте.

Следующим, не менее эффективным методом проблемного обучения детей предшкольного возраста является экспериментирование. Я применяю экспериментирование в развитии представлений о геометрических фигурах. На первом этапе использую игру «Сложи квадрат». Усложнения в игре ввожу постепенно: от квадратов, состоящих из двух деталей, до таких, в которых было пять составных элементов. Способ составления квадратов не показывался специально, чтобы дети могли опытным путём найти скрытые связи и отношения исследуемого предмета.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные операции, так как постоянно надо анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивающая игра является одним из эффективных методов умственного воспитания. Это такие игры, как «Я – покупатель», «Подбери нужное», «ЧС». Применение развивающих игр обеспечивает развитие мыслительных операций у детей предшкольного возраста. На основании приобретённых умений дети могут решать нестандартные задачи, они высказывают свою точку зрения, проявляют умственную активность.

При поступлении в школу дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни будущих первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребёнка. Для снятия нагрузки можно посоветовать родителям давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Школа для ребёнка – это новая жизнь, с которой ему не приходилось сталкиваться в предыдущие годы жизни. Это новое, неизведанное всегда вызывает чувство тревоги, неуверенности, страха. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем, знакомство со школой и своими одноклассниками, с которыми придётся общаться на протяжении многих лет.

multiurok.ru

Выступление на педсовете “Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом

Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом

      Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

 Слайд 2

   Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет “Радость детства”. С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

    В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

Слайд3

      Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том что выпускник ДОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения ,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ДОУ. Таким образом, преемственность в учебно – воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Слайд 4,5

   Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:

Слайд 6-10

Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем.

  1. Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.  Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.

2.  Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.

3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.

Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

Слайд 6

  Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.

nsportal.ru

Мини педсовет «Преемственность в работе с детьми на этапе детский сад — школа»



«Преемственность в работе с детьми на этапе детский сад – школа»
По плану работы школы 24 сегодня проходит совещание «Преемственность в работе с детьми на этапе детский сад – школа»(СЛАЙД)
Начать наше совещание я хотела бы словами великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили.(СЛАЙД)
«Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность»
Ш.А. АмонашвилиНа нашем совещании присутствуют воспитатели МДОУ № 10, 15, 26, учителя первых классов, учителя начальной школы выпускных классов.
ПОВЕСТКА РАБОТЫ:(СЛАЙД)
1.Современные подходы к реализации преемственности междудошкольным и начальным звеном системы образования (зам.директора по УВР)
2. Адаптация первоклассников в школе ( психолог
МОУ ОГО «СОШ № 24»
3. Результаты обследования учащихся 1 –х классо( учитель-логопед МОУ ОГО «СОШ № 24»)
4. Выступление учителей, работающих в 1 –х классах
(СЛАЙД) Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированностьих творческого воображения, как направления
личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться совзрослыми и сверстниками.
Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предп

schoolfiles.net

Педсовет о преемственности ДОУ и школы – 30 Апреля 2013

 

24 апреля в детском саду состоялся очередной педсовет, на котором обсуждалась одна из важных сторон содержания непрерывности образования –   преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.

Работа прошла эффективно, т.к.  сотрудничество со школой ведется на протяжении 26 лет.

Хорошая(конкретная подготовка), интересная презентация материала, работа в микрогруппах, творческая атмосфера.

 

Протокол № 3

«О преемственности ДОУ и школы»

Присутствовало:10 педагогов, психолог,

учителя нач. классов Левкина Е.А. Рассоленко Т.В.

 

Повестка дня:

1.Значение преемственности на современном этапе. Троянова Н.В.(зав. ДОУ)

2.Социальная готовность детей к школе. Жукова Е.В. (воспитатель подготовительной группы) 3.Содержание работы по преемственности ДОУ и школы. Желенкова В.А.(старший воспитатель)

4. Успеваемость детей первых классов. Результаты работы школы для малышей. Учителя СОШ №2.

5.Результаты готовности детей к школе. Психолог Белова Н.Ю.

 

Слушали заведующую ДОУ Троянову Н.В. о значении преемственности ДОУ и начальной школы. О задачах современного дошкольного учреждения по осуществлению преемственности.

 

Составление лесенки развития (ступеньки готовности к школе)

Каждый воспитатель выделил и назвал основную линию развития в своей возрастной группе. Кобец Л.А. (1,5-2г) – ознакомление с предметным миром и физическое развитие (культурно-гигиенические навыки).

 Шерстнева Л.Н. (2-3гг) – ознакомление с предметным миром и сенсорное развитие, навыки самообслуживание.

Самохина Л.Н. (3-4г) – экспериментальная деятельность, обобщение, речевое описание. элементарные представления (все через практическую деятельность).

Вулканова А.В. (4-5 л) – нравственно-волевая сфера, связная речь, проектная деятельность. Пижурина Е.В. (6-7 л) – самоконтроль и самоорганизация, творчество, связная речь.

Слушали воспитателя подготовительной группы Жукову Е.В. о социальной готовности детей к школе (сообщение прилагается) Вопрос социальной готовности является одним из основных составляющих при подготовке детей к школе. Воспитатель обратила внимание педагогов на несоответствие теоретических знаний с практическими навыками. Особенно это касается навыков самоконтроля, организации условий к учебной деятельности, самостоятельной работы на занятиях.

Причины выделила следующие:

1.Неустойчивые навыки произвольного внимания.

2.Не сформированность навыков самостоятельной деятельности. Этому способствовали: перевод детей в группу через возрастной этап, отсутствие единых требований ДОУ и семьи, чрезмерная опека со стороны родителей, отсутствие у детей представлений о разных способах работы.

Слушали учителя начальных классов Левкину Е.А. Результаты работы «Школы для малышей». Учителя очень довольны подготовкой детей, ярко выражены умения добывать информацию, работать в парах, работать с карточками схемами. Активную позицию занимают родители будущих первоклассников. У детей есть представления о содержании уроков, о поведении в школе, о работе самой школы. Отметила хорошее взаимопонимание между учителями и детьми. Слушали учителя начальных классов Рассоленко Т.В. – о результатах адаптации бывших выпускников ДОУ. Дети показывают устойчивые результаты при подготовке к урокам, в работе над проектами. Хорошая база дана по формированию математических представлений и развитию связной речи. Поблагодарила всех сотрудников ДОУ за многолетнее сотрудничество. На высоком уровне ведется систематическая работа по каждому разделу программы.

Предложения воспитателям:

При знакомстве с кисточкой и карандашом в раннем детстве формировать правильный зажим. Усилить работу по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Уделить особое внимание самоконтролю, самоорганизации.

 

Работа в микрогруппах.

Составление модели первоклассника.

По результатам обеих команд было 100% совпадение выбранных качеств личности ребенка первоклассника: жизнерадостный, активный, любознательный, умеющий строить взаимоотношения с сверстниками и взрослыми, дисциплинированный и организованный, творческий.

 

Слушали старшего воспитателя Желенкову В.А. о содержании форм работы со школой. Проблемный анализ показал. что  выбранные методы и формы проверены временем, затрагивают все сферы воспитательно-образовательной деятельности.

Желенкова выделила эффективные средства и формы работы с детьми:

Групповые советы. Проектная деятельность,

Работа с блоками Дьенеша,

Экспериментальная деятельность.

Совместное планирование рабочего дня.

 Работа с планом, карточками-схемами.

Работа педагогов в соответствии с тематическим планированием.

Слушали психолога Белову Н.Ю. о психологической готовности к школе.

Остановилась на результатах обследования конкретных детей подготовительной группы. Отметила положительную динамику развития познавательных способностей детей.

 Обратить внимание:

1. На развитие устойчивости внимания.

2. Произвольности поведения.

3. Развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

 

Решения:

1.Признать работу по преемственности удовлетворительной.

2. Провести проблемно-ориентированный анализ и усилить работу по формированию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на всех возрастных этапах.

3. Особое внимание уделить воспитанию нравственно-волевых качеств.

romashka87.ucoz.ru

Единый педсовет по преемственности со школой

05 апреля  на базе БДОУ  «Литковский детский сад» прошел единый педсовет на тему: «Преемственность ДОУ, начальной школы и семьи – основы сотрудничества в подготовке будущих первоклассников» по преемственности дошкольного и начального образования с участием учителей начальных классов школ, воспитателей детских садов и родителей будущих первоклассников

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Занятие по познавательному развитию «Мир вокруг нас». (участники первоклассники и дети подготовительной к школе группы)

Воспитатель 1 кв. категории – Фрицковская М.А.

  1. Тренинг для родителей «Готовность ребенка к школе».

Воспитатель 1 кв. категории – Фрицковская Е.А.

  1. Просмотр видео с участием детей «Разговор о школе».
  2. Круглый стол с обсуждением вопросов:
  • Развитие познавательной активности и творческого воображения как необходимого компонента будущей учебной деятельности;

Учитель начальных классов – Пуц Н.Г.

  • Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками;

Учитель начальных классов – Пуц Н.Г.

  • Мастер–класс «Игровые технологии, помогающие готовить ребенка к школе»

Воспитатель 1 кв. категории – Фрицковская М.А.

РЕШЕНИЕ.

  1. Продолжить совместную работу по преемственности дошкольного и начального общего образования с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса.
  2. Формировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
  3. Продолжить сотрудничество с воспитателями БДОУ «Литковский детский сад», активнее привлекать родителей к совместной деятельности.

dslit.tar.obr55.ru

Выступление на педагогическом совете “Преемственность между дошкольными учреждениями и начальной школой”

Преемственность между дошкольным учреждением и школой

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Переходный период считается наиболее сложным и уязвимым. Для того чтобы он прошёл как можно “мягче”, “безболезненно” необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

 Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

В нашу структуру «детский сад – школа» входят детский сад «Антошка» и детский сад «Родничок».

   Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.

     Задачи: – согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;

     – выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;

  – совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.

      Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.

В нашем комплексе установлены тесные контакты между дошкольными учреждениями и школой. Мы работаем по трём направлениям обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Методическая работаМетодическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Данные формы работы позволяют решать вопросы, которые возникают в процессе работы, выявить недостатки, которые мешают осуществлению преемственности, определить способы усовершенствования учебной работы. Благодаря таким мероприятиям, воспитатели и учителя обогащаются знаниями в нормативно – правовых вопросах, использовании интерактивных форм и методов работы с детьми в детском саду и школе. У нас организовано посещение открытых занятий в подготовительных группах и уроков в первых классах школы. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. В этом году на базе детского сада № 386 «Антошка» было проведено бинарное интегрированное занятие для детей старшей группы, которое совместно подготовили и провели воспитатель – методист Андреева Е. А., и учитель начальных классов, набирающая на следующий учебный год детей. Также воспитатели детских садов в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами, посещая открытые уроки. Также в рамках данной работы состоялись: показ новогоднего спектакля для воспитанников ДОУ «В гостях у сказки», совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», единый День здоровья. Каждое такое совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.

 Работа с детьми. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:

     1. Непосредственно образовательная деятельность. 
     2. Беседы о школе. 
     3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную     тематику. 
     4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. 
     5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. 
     6. Ознакомление с пословицами и поговорками. 
     7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 
     8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. 
     9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».  

       Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю. 

Наша работа ведётся не только в учебном году, но и в летний период. На базе школы был организован лагерь для будущих первоклассников «Дружба». В нем для детей были организованы занятия по развитию внимания, памяти, мышления, речи, а также интерактивные, развивающие игры, отдых детей. Все данные формы и многие другие вызывают интерес у детей пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах. По определению известного педагога «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством».

Работа с родителями. Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. Специально для родителей была оформлена  папка “Скоро в школу”, где они могли найти полезную информацию. В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам:

«Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.   

Нами составлены  памятки для родителей: «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.   Были проведены два родительских собрания. В школе №114 прошло общее родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перемены», на котором родителей будущих первоклассников познакомили с работой школы.  А в феврале 2016 года в детском саду «Родничок» прошло общее родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», на котором рассматривались вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.

Таким образом, реализация принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой в процессе обучения, построение обучения на основе единых методических принципов и с учётом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень готовности при поступлении ребёнка в школу.

kopilkaurokov.ru

Современные подходы к организации преемственности между ДОУ и школой

На современном этапе развития дошкольного и начального образования актуальным становится осуществление непрерывности и преемственности уровней ступеней образования. Преемственность ДОУ и школы является первостепенной задачей образовательной политики, обеспечивающей качество образования и его индивидуализацию.
Для успешного управления процессом преемственности важно понимать основы, проблемы и противоречия, знать основания преемственности и уметь реализовать их на практике. При определении понятия «преемственность» чаще всего используется категория «связь». В зависимости от того, какие связи по содержанию и на каком уровне предлагаются для исследования преемственности, и определяется понимание ее сущности.

В теоретических подходах преемственность рассматривают к трем объектам: к личности (возрастные этапы развития), к образовательным процессам (цели, содержание, методы, формы и средства обучения) и к организационной структуре (сеть образовательных учреждений). В соответствии с этим преемственность рассматривают в трех направлениях, которые учитываются при реализации. Профессор Н.Ф. Виноградова считает, что преемственность между ДОУ и начальной школой «есть, во-первых, определение общих и специфических целей, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)».
Такое понимание преемственности обеспечивает: на дошкольной ступени — сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на начальной ступени — опору на личный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированности интегративных качеств.

В настоящее время в обучении выделяют два блока преемственных связей: содержательный и процессуальный.

К характерным признакам содержательной преемственности относятся: единообразие в трактовке понятий, в терминологии, в используемом языке; постепенное повышение уровня абстракции при развитии понятий; системность в изучении понятий; использование на каждом последующем этапе математических знаний, умений и навыков, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения, то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы для следующего развития.
К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности в каждый период детства; взаимосвязь в методах, формах и средствах обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении в начальной школе; учет в начальной школе тех форм, методов и средств, которые использовались в процессе обучения дошкольников. Таким образом, современные подходы к организации преемственности между ДОУ и школой проходят два уровня преемственных связей.
Детский сад и школа, работая в рамках экспериментальной площадки по организации преемственности, выработали стратегию (концепцию по созданию условий) по четырем направлениям.

Совершенствование процесса непрерывного образования, в детском саду проходит следующим образом:
1. В образовательном процессе:

  • использование проекта – как активизирующего метода;
  • применение игр-путешествий, как формы направленной на развитие познания и коммуникативных навыков;
  • организация совместных тематических мероприятий;
  • введение в режим «Минуток школьника» (реализация проекта «Будущий школьник» по психологической готовности к школе + развитие графических навыков + физическая готовность (специальные игры, задания и упражнения).

2. В развивающей среде ДОУ и школы сохранение единых центров «Книголюб», «Играй-ка», «Умников и умниц»;
3. Осуществление информационного сопровождения родителей, включение в совместную деятельность, просвещение в вопросах обучения
Из вышеизложенного следует, что особенностью преемственности ДОУ и школы является работа по 4-м направлениям, осуществляющаяся на основе нормативно-правовых документов – ФГОС 2-го поколения.

Автор: Королева Лариса Анатольевна, заместитель директора, первой кв. категории, МАДОУ № 27 «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш», г. Богданович, Свердловская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Советы рукодельницам