Тренировочные диктанты по русскому языку | 1 класс

Содержание

Тренировочные диктанты — это короткие тексты из связанных по смыслу простых предложений.

Диктанты по русскому языку для первого класса призваны развить восприятие устной речи, координацию слуха и руки, закрепить навыки чистописания.

Тексты диктантов для 1 класса просты и понятны. В принципе сочинить подобный отрывки можно и самим. Приведенные здесь тексты служат ориентиром для родителей, их можно использовать для повторения и закрепления  пройденного материала в период летних каникул.

Тексты расположены в порядке возрастания сложности. Чуть сложнее диктанты по письму для второго полугодия.

Диктанты для 2 класса смотрите здесь.

Контрольные диктанты для 3 класса с заданиями выложены здесь.

Контрольные диктанты с заданиями для 4 класса здесь.

 

Диктанты по русскому языку для 1 класса.

 

Первое полугодие

***

У Бори кот. Барсик катал клубок. Мы были в парке. Там липа и сосны. Зина мала. У Зины кукла.

***

Рома мал. Он сам мыл руки. Вот куры. Иван кормит кур. Вот сок. Дана пила сок.

Ключ

Алеша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алеша пил воду.

***

Пролетело лето. В лесу красиво. У нас краски и кисти. Нина и Лена рисовали сосны. Антон рисовал кусты.

Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята ищут в лесу шишки.

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.

Рысь

На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь.

Новый дом

У нас идет большая стройка. Сёма и Яша едут в новый дом. В доме пять этажей. У крыльца машины. Мальчики рады.

Слова для справок: большая, этажей, у нас.

Игрушки

У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. У Любы и Маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!

Слова для справок: у нас, сделал.

Шиповник

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Два товарища

Ученик Юра Чайкин решал задачу. Задача была трудная. Пришёл Слава Щукин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог товарищу.

Мой друг

Мы живем в новом доме. Алёша — мой друг. Он ходит в школу. Алёша любит читать. Он учит меня. Я уже знаю все буквы.

Слова для справок: друг, меня, в новом.

Наша школа

Наша школа новая. Она светлая и красивая. Около школы растут клёны и липы. Мы любим свою школу. Наши ученики живут дружно.

Слова для справок: около, растут, ученики.

Мой дядя

Утром люди идут на работу. Дядя Сёма работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Дядя Сёма хороший рабочий.

Слова для справок: утром, завод, рабочий.

На фабрике

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты. Умные машины облегчают их труд.

Слова для справок: фабрика, облегчают, труд.

Ясли

Бабушка Рая водит Люду и Никиту в ясли. Малыши любят там играть. Никита строит дом. У Люды красивый шар. В яслях много разных игрушек.

Слова для справок: любят, игрушек, много.

Наш дедушка

Я и мой брат Петя жили у деда. Мы помогали деду сушить сеть. Дедушка Семён учил нас чинить сети. Я любил работать с дедом.

Дымок

У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу.

Розы для мамы

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сёма и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

Бабушка и внуки

У Димы и Сережи была бабушка. Бабушка купила внукам букварь. Они рады. Мальчики стали учить буквы. Скоро они будут читать книги.

Книга

Я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я читаю стихи о лисе.

Слова для справок: картинки, читаю.

***

Я и мой брат Игорь любим маму. Наша мама добрая и ласковая. Маму все уважают. Она учит детей. Мама любит слушать музыку.

Слова для справок: уважают, ласковая, она.

Наш двор

Наш двор большой. Я и мой брат Алёша сделали горку. Хороша каша горка. Малыши были рады. Быстро мчат они на санках с горки.

Для друзей

Саша и Тимоша вышли из дома. Они идут гулять. Вот двор. Играют малыши. Мальчики стали делать для них горку. Малыши рады.

Трудное время

Январь открывает год. Это суровый месяц. Завывают вьюги. Снег закрыл весь корм в лесу. Птицы летят к жилью человека. Ты помоги им!

Зима в лесу

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Зимой

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега. Таня катит ком снега. Вот и снежная баба.

Слова для справок: весело, катит.

Зимой

Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.

Слова для справок: весело, они.

Зимой

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц. Слова для справок: кормят, кормушка.

Первый снег

Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.

Слова для справок: выпал, снег, во двор.

Корм для птиц

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом. Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

Зайка

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка. Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.

Слова для справок: снег, трудно.

Встреча

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег. Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.

Слова для справок: стоит, заметил, лежит

Ель

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.

Слова для справок: снег, стоит.

Розка

Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку. (По Л. Толстому)

На горе

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи. Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

Заяц и лиса

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

Зима

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.

Снег

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

Олени

В больших лесах живут олени. Олень -очень красивое животное с большими рогами. На лесной полянке устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

Роща

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу.

Наш пёс

Рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочки играли в прятки. Мурка У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

Друзья

Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

Москвичи

Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском. Моя бабушка живёт в селе Степанове Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.

Товарищи

Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка. Он жалобно скулил. Шура и Егор взяли щенка домой. Щенка назвали Снежок.

Игрушки

Дети готовят украшения. Звёзды вырезает Миша Лужин. Хлопушки клеит Саша Чудин. Фонарики делает Лена Яшина. Орехи раскрашивает Аня Чайкова. Скоро ёлка.

В парке

Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки. Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

Киев

Мы живём в Киеве. Киев — столица Украины. Наш город большой и красивый. Он стоит на берегу Днепра. В Киеве много улиц, парков и площадей. Наш дом стоит на улице Артёма.

Сосна

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Вороны жили в нём. Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумят деревья.

Слова для справок: в нём, пришла.

На лыжах

Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу. На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.

Слова для справок: блестит.

Ёлка

В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки. У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!

Шашки

К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей. Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.

Яблонька

Около дома росла маленькая яблонька. Под нялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.

Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.

Дюймовочка

Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.

Слова для справок: Дюймовочка, заметила.

Второе полугодие

***

Диктант на чк, чн, чт

Банщик, птичник, отличник, бетонщик, зеленщик, барабанщик, фонарщик и сварщик плыли в солнечный день на речном пароходе. У дочки была привычка терять ручку, колечко, гречку, овечку и Жучку. Ночная бабочка нянчит птенчика.

***

Тренировочный диктант на жи\ши, ча\ща

Очаровательные ежи в тишине чащи шипят на шишки. Мыши решили сшить чалму для чайки. Птичка везёт колючку на тачке. У Наташи и Гриши чаепитие. Наши малыши ищут перчатки и карандаши.

Зимой

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.

Слова для справок: кататься.

***

Прошла хмурая осень. Весело закружились в воздухе снежинки. Они засыпали всю землю. На рябине висели сочные ягоды. Стайка дроздов подлетела к дереву. Хорош корм для птиц !

В лесу

Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт ?

Слова для справок: из-под

На реке

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.

Слова для справок: побежал, не упал, поспешили

Утром

Весело закружились в воздухе снежинки. Ночью выпал снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов.

Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А чей след ведет к саду ?

Слова для справок: оставили

Ягоды

Засыпало всю землю снежком. Трудно зайцу найти пищу. А на рябине висели сочные ягоды. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Крупные ягоды упали на снег. Зайка рад. Сыт пушистый зверёк.

Слова для справок: засыпало, рябина, висели

Вот и обед

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще. Всюду белым ковром лежал снег. Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.

Слова для справок: отправился, заметил, обед

Во дворе

Ночью был сильный мороз. На воде — лёд. Утром выпал пушистый снег. На дворе весело и шумно. Алёша запряг в сани Тома. Ребята гурьбой бежали за собакой.

Слова для справок: выпал, запряг, бежали

Весна

Земля покрыта снегом. В полях и лесах бродит зима. С горки ветер сдул белый наряд зимы. Показалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегом журчит светлый ручей. Песня птиц разнеслась по глухим тропам.

Слова для справок: показалась, разнеслась

Лед идет

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.

Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке

Сходит снег

Вот и весна. Сходит снег с гор. Быстрые талые воды бегут к озеру. У воды стоят голые кусты. Грязные сугробы снега осели. Мутные струйки воды заполнили все ямки. Всюду лужи. Ребята играют у крыльца. Там сухо.

Слова для справок: бегут, стоят

Настала весна

Грязь со снегом хлюпают под ногами. Но как кругом весело! Солнышко светит ярко. Тёплые лучи играют в лужах с галками и воробьями. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и весна настала.

Слова для справок: потемнела, дышат

Первые дни весны

Настали первые дни весны. Солнышко светит и греет. Тёплые лучи рушат снежные крепости. У крыльца лужи. Всюду звенит капель. На ветках набухли душистые почки. Распустились кустики ивы. На ветку клёна села ворона. Она хрипло кричит. Галка ищет место для гнезда.

Слова для справок: крепость, звенит, кричит, ищет.

Лодочка

Пришла тёплая весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки и сделали лодочку. Лодка плыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали. Они не смотрели под ноги. Дети попали в лужу.

Утро

Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка — самое веселое место. Хороши летние дни!

Васька

Коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, стальные. Когти выпускные, глазки большие, зубки-то кривые. У Васьки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт. Мышка попалась — не прогневайся.

Кап! Кап!

Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей — сверкающий дождь! Начнёт пить, и капелька из-под самого носа — кап! Воробей к другой, другая — кап! Скок, скок воробей, кап, кап капельки!

Дружная работа

Дедушка привёз воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.

Слова для справок: привёз, складывать, помогал.

Лиса

Поехал дед на речку за рыбой. Наловил он рыбки полный воз. Едет дед домой. На дороге лежит лисичка, как мёртвая. Старик взял лису и положил её на сани.

Слова для справок: наловил, едет, положил.

Март

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.

Слова для справок: осели, царствует, засыпаны

На реке

Мы с дедушкой жили на берегу реки. У деда была лодка. Мы часто бегали на реку ловить рыбу. Пёс Шарик весело встречал нас с уловом. Он любил свежую рыбу.

Слова для справок: встречал

Дятел

Вижу, на одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

Весна

Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.

Слова для справок: ходить, светит

Собака Рябка

Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.

Слова для справок: у нас, стояла, сторожила

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

kidside.ru

Диктанты по русскому языку 1 класс

ЗИМА

Зиму мы ждали. Зиму мы звали. У дома сугробы. Ольга катит ком снега.
Таня катит ком снега. Вот и снежная баба. У Саши и Даши лыжи. Всем весело.
Слова для справок: весело, катит.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Выпал снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор.
Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк.
Слова для справок: выпал, снег, во двор.

ЗИМОЙ

Вот и зима. Дети рады. У Алёши дом из снега. Ваня взял санки.
Петя надел лыжи. Они идут на горку. Там всем весело.
Слова для справок: весело, они.

ЗИМА В ЛЕСУ

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей.
Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра.
Вот сугроб. Там спит медведь.

ЗИМОЙ

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц.
У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц.
Слова для справок: кормят, кормушки.

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ

Кругом пушистый снег. Он тихо падает на землю. Старый пень весь закрыт снегом.
Юра идёт в лес. В руках у мальчика корм для птиц.

ЗАЙКА

Вот и наступила зима. Кругом снег. У зайца зимой белая шкурка.
Трудно лисе зайку найти. Сел он у куста и спит.
Слова для справок: снег, трудно.

ВСТРЕЧА

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег.
Ком снега упал на старый пень. Ваня заметил зайца. Зайка скрылся в кустах.
Слова для справок: стоит, заметил, лежит.

ЕЛЬ

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег. На краю леса стоит ель.
В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега.
Слова для справок: снег, стоит.

РОЗКА

Миша, Таня и Петя жили в деревне. У них была собака розка.
Розка жила на дворе. У неё были щенки. Дети любили Розку.

НА ГОРЕ

У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Ильи и Ольги лыжи.
Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.

ЗАЯЦ И ЛИСА

Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса.
Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

ЗИМА

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле.
Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они пищу ищут.

СНЕГ

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке.
Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали пушистые и белые.

ОЛЕНИ

В больших лесах живут олени. Олень — очень красивое животное с большими рогами.
На лесной полянке устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

РОЩА

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши.
Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любил пугать птиц.
Мальчики и девочки играли в прятки.

МУРКА

У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие.
Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

ДРУЗЬЯ

Льёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом.
Илья завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.

МОСКВИЧИ

Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Жукова. Летом мы были в селе Ильинском.
Моя бабушка живёт в селе Степаново. Там есть речка Быстрая. Мы часто ходили на речку удить рыбу.

ТОВАРИЩИ

Шура Лунин и Егор Чалов — товарищи. Мальчики живут дружно. Летом ребята нашли в лесу щенка.
Он жалобно скулил. Шура и Егор вяли щенка домой. Щенка назвали снежок.

ИГРУШКИ

Дети готовят украшения. Звёзды вырезает Миша Лужин. Хлопушки клеит Саша Чудин.
Фонарики делает Лена Яшина. Орехи раскрашивает Аня Чайкова. Скоро ёлка.

В ПАРКЕ

Был ясный день. Вот парк. Тут растут пушистые ели и сосны. Лёня и Яна искали шишки.
Это корм для птиц. В шишках семена. На ель прыгнула белка.

КИЕВ

Мы живём в Киеве. Киев — столица Украины. Наш город большой и красивый.
Он стоит на берегу Днепра. В Киеве много улиц, парков и площадей.
Наш дом стоит на улице Артёма.

СОСНА

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Вороны жили в нём.
Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый и мрачный. Тихо шумят деревья.
Слова для справок: в нём, пришла.

НА ЛЫЖАХ

Я бегу на лыжах по лесу. На снегу следы птиц и маленьких зверьков. Зимой хорошо в лесу.
На ёлках блестит снег. Большой ком снега упал с сосны.
Слова для справок: блестит.

ЁЛКА

В школу привезли красивую ёлку. У нас был урок труда. Мы делали игрушки.
У Кати конь и зайка. У Ольги и Даши бумажные бусы. Хороши наши игрушки!

ШАШКИ

К Коле Чайкину пришли гости. Ребята играли в шашки. Ваня Ёлкин играл с Колей.
Андрей Кружин следил за игрой. Потом играли Андрей и Ваня. Бабушка Клава давала всем чай.

ЯБЛОНЬКА

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её.
Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
Слова для справок: около, яблонька, ломать, подвязал.

ДЮЙМОВОЧКА

Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля.
Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
Слова для справок: Дюймовочка, заметила.

***

Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова. (17 слов)

***

Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. (16 слов)

***

Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб. (17 слов)

***

Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)

***

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу.
Чувствую, щука клюёт. Я её тащу.
Когда вытащу – схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу своему другу. (30 слов)

***

Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши.
Пруд и река покрыты льдом.
Ольга идёт на каток. Дядя Яша учит всех кататься на коньках.
Слова для справок: кататься.

***

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду.
Хрупкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили к дому.
Слова для справок: побежал, не упал, поспешили.

***

Днём я с собакой Тимкой отправился в рощу. Хорошо было в роще.
Всюду белым ковром лежал снег.
Вот на старую ель прыгнула белка. На сучке висел сухой гриб. Зверёк его заметил. Вот и обед.
Слова для справок: отправился, заметил, обед.

***

Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода.
Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака.
Быстро понесла вода льдину к берегу.
У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Слова для справок: понесла, берег, спаслась, к речке.

Диктанты по русскому языку 1 класс 2 полугодие 3 четверть

7oom.ru

Предложение в русском языке 1 класс

Предложение – это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

 

Сравните две строки:

 

Кот, квадратный, хорошо, пишет.

 

Кот, рыжий, спит, крепко.

 

Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

 

Попробуем составить предложение из слов второй строки:

 

Рыжий кот крепко спит.

 

Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.

 

Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?

 

Крепко спит рыжий кот.

 

Кот рыжий спит крепко.

 

Мысль осталась прежней. Её можно образно представить.

 

Найдите предложения:

 

Весна, ребята, каникулы, солнце.

 

Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

 

В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.

 

1-е: Весна уже пришла.

 

2-е: Дует тёплый ветерок. 

 

Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

 

Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

 

Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

 

Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

 

Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

 

Таня, не плачь!

 

В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

 

Ребята ходили в субботу в кино?

 

Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. 

 

Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.

 

В конце таких предложений стоит восклицательный знак.

 

Мама приехала!

 

Это очень интересная книга!

 

Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

 

Потренируйтесь.

 

1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

 

Ребята ходили в субботу в кино.

 

2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

 

Ребята ходили в субботу в кино!

 

3. Прочитайте побудительное предложение.

 

Ребята, сходите в субботу в кино!

 

4. Прочитайте вопросительное предложение.

 

Ребята ходили в субботу в кино?

 

по цели высказывания

повествовательное

 

побудительное

 

вопросительное

по интонации

восклицательное

 

невосклицательное

Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать. 

 

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

 

Кто из вас, ребята, знает,

Отчего собака лает?

Чем собака недовольна:

Может, кто-то стукнул больно,

Может, лапу отдавили,

Может, кошки задразнили,

Может, ласки захотела,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страшна её вьюга,

Может, потеряла друга?

Отчего собака лает?

Может, голос проверяет?

Голос звонок! Даже очень!

Может быть, сказать нам хочет:

— Посмотрите, умоляю,

Как же я прекрасно лаю!

 

В этом стихотворении вы увидели ещё один знак – запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

 

У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

 

Прочитайте предложение:

 

На диване лежит котёнок.

 

Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

 

На диване лежит котёнок.

 

Теперь выделим голосом (поставим логическое ударение)  слово «лежит». Задача речи – сообщить, что котёнок не прыгает, не ест, а именно лежит.

 

Прочитайте:

 

На диване лежит котёнок.

 

Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения – сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

 

Прочитайте:

 

На диване лежит котёнок.

 

Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

 

Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания

 

вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Задания по русскому языку 1 класс: для самостоятельной работы

Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.

Задания по теме «Слово. Предложение»

Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.

Задание 1.

Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?

Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.

Задание 2.

Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.

крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.

Задание 3.

Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.

Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.

Задание 4.

Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.

Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк

Ответ: заяц, кот, лисица, волк.

Задание 5.

В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.

Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.

Ответ:

Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.

Задание 6.

Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.

Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.

Задание 7.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.

Задание 8.

Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.

Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.

Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»

В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.

Задание 1.

Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.

Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.

С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.

Задание 3.

Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.

[– о –]
[= о – о]
[– о – о]
[– о = о]

Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.

Примеры слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Примеры слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, лоси и т.д.

Задание 4.

Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.

Огурец, Перец, Морковка, Помидор.

Задание 5.

Составить предложения по предложенным ниже схемам.

I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.

Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.

Задание 6.

Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.

Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.

Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.

Задание 7.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.

Задание 8.

Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.

Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж,  Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.

Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.

Задание 9.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Селится ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.

Задание 10.

Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.

Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Ответ:

Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»

Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.

Задание 1.

Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.

Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!

Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».

Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.

Задание 2.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».

Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Лоси приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.

Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.

Задание 4.

Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».

Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.

Сделать звуковой анализ выписанных слов.

Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.

Задание 5.

По предложенному образцу дописать недостающие слова.

Образец: колос – колосья.

Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).

Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.

Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»

Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.

Задание 1.

Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).

Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.

Задание 2.

Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.

Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.

Задание 4.

Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.

Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.

Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

childage.ru

Упражнения по русскому языку для 1 класса

Упражнения по русскому языку для 1 класса… 

Упражнение 1.

Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт

Упражнение 2.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Дома, около, сад, дедушки, фруктовый

Деревья, в, растут, какие, саду

Сливы, рядом, яблони, и, растут

Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

Упражнение 3.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана

Упражнение 4.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них

Упражнение 5.

Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

Упражнение 6.

Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.

Первый, это, кузнечик

Так, кто, трещит, в, звонко, траве

Зеленеет, как, ярко, травка, молодая

Упражнение 7.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Какие цветы в вазе это розы великолепные розовые и красные розы их поставила в вазу мама

Упражнение 8.

Разделите текст на предложения. Спишите их. Подберите название к тексту.

Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Упражнение 9.

Прочитайте и выпишите только предложения.

Наступила осень. На  птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Упражнение 10.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду

Упражнение 11.

Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.

Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной

Упражнение 12.

Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните главные члены предложения.

Корова ест мясо. Собака ест траву.

Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.

Упражнение 13.

Спишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.

Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.

Упражнение 14.

Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.

Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.

Упражнение 15.

Спишите, исправив ошибки.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.

Упражнение 16.

Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам.

Упражнение 17.

Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

Упражнение 18.

Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася.

Сочетания ЖИ-ШИ

Упражнение 19.

Спишите слова, выделяя опасные места. Разделите слова на слоги.

 Камыши, снежинка, жизнь, кувшин, шишки, вершина, машина, жители, живность, наживка, ширма, тишина, ковшик, чертежи, малыши.

Упражнение 20.

Напишите слова во множественном числе. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.

Ёж- …, карандаш- …, крыша — …, лыжа — …, ковш — …, камыш — …, ландыш — …, лужа — …, чертёж — …, гараж — …, пляж -…, афиша — …, клавиша — … .

Упражнение 21.

Спишите пословицы и поговорки. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.

Кто не спеш…т, от того не убеж…т. Конь беж…т, земля дрож…т. Ош…бка не обман. Он бьёт баклуш…, а ты развесил уш… .

Упражнение 22.

Спишите. Выделите опасные места.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! На стеблях цветы.

Упражнение 23.

Спишите. Выделите опасные места.

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята.

Упражнение 24.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Ёж…к, у, ж…веет, Маш…

Ёж..ку, девочка, в, каш…, полож…ла, ковш…к

Спеш…т, зверёк, на уж…н

Упражнение25.

Спишите. Выделите опасные места.

У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.

Упражнение 26.

Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.

Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … .Цветные … . Густые … .

Слова для справок: ёж, камыш, карандаш, мышь, ландыш, стриж.

Упражнение 27.

Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.

Коровы … . Сороки … . Мыши … . Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

Упражнение 28.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите опасные места.

Дети ищ…т грибы. Я уч… уроки.

Упражнение 29.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… . там озеро у берега кач..лись камыш…  над водой летали ч…йки и стриж… ребята рвали щ…вель.

Упражнение 30.

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, свеж…й, ч…жой, ж…раф, свеч… .

Упражнение 31.

Замените выделенные слова близкими по значению.

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная

Упражнение 32.

Замените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра. Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч..н, печ…лься

Упражнение 33.

Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.

Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.

Упражнение 33.

Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.

Для зелёного борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.

Упражнение 34.

Напишите полные ответы на вопросы. В ответах используйте слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Какие цветы расцветают в мае?

Что растёт на соснах и елях?

Как называется дикая роза?

Скачать все упражнения Здесь

33 упражнения для индивидуальной работы Скачать

 

www.klass39.ru

Примерные диктанты и тексты для списывания по окончанию 1 класса – Дидактический Материал – Каталог файлов

Примерные диктанты для дополнительной
работы с первоклассником по окончанию учебного года.

Письмо
под диктовку в 1 классе покажет, насколько осознанно учащимися усваивается
материал, поможет проанализировать, какие типичные ошибки допускает ребёнок при
письме.

Кот и щука.

Алеша поймал щуку. Рыба плавала в тазу. Подкрался кот
Тишка. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры.

Вот и весна.

Лучи солнца плавили снег. Частые капли падали с лап
ёлки. Звонко пела птица. С бугра прыгал ручей. Лес ожил.

На фабрике.

Тётя Оля и тётя Галя работают на фабрике. Тётя Оля
вяжет пушистые шарфы. Тётя Галя вяжет теплые кофты.

Ясли.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть.
Юра строит красивый дом. Юля смотрит

интересную книгу.

Грибки.

У реки лес. Там большие ели. Тётя Люба и Лёва нашли
там много маслят. А Ольга Петровна нашла боровик.  Хороши были грибы!

Шмель.

Юра и Серёжа зашли в тёмный лес. Загудел грозно шмель.
Дети испугались. Они сели под ель и заплакали.                                                                        

                                                                             ***

Воробей сел на ветку клёна. В дупле клёна был дятел.
Он стучал по стволу. Так дятел ищет корм.

Пушок.

У Лёвы и Пети жил котик Пушок. Кот был белый и
пушистый. Лапки и хвостик серые. Мальчики любят котика.

Весной.

Идёт весна. Тает снег. Бегут, журчат ручейки. У дома
лужи. Дети рады теплу. Ребята ждут крылатых друзей.

Рыбаки.

Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот
река. На льду много людей. Наши рыбаки стали ловить рыбу. Дядя Игорь поймал
леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет уха!

 

Помощники.

Ребята пришли к дедушке Андрею. Дедушка жил один. Таня
стала мыть пол. Коля принёс хлеб и молоко. На плите кипел чайник. На столе мёд.
Все пили душистый чай. Дедушка был рад гостям.

 

Весной.

Хороша роща весной. Слышны песни птиц. Дятлы звонко
стучат по стволу. Вот прыгнул под куст заяц. Они ищут пищу. Кругом цветы. Вот
цветет душистый ландыш.

В школе.

Витя и Коля – ученики. Они
пришли в класс раньше всех. Мальчики сели за парты. Вошла учительница. Идёт
урок. На уроках Вера Ивановна учит ребят читать, писать и любить книгу.

 

Дождь.

Всё небо в тучах. Идёт сильный дождь. Вот он кончился.
У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из
лужи. Мальчики смотрят на Ваську.

 

Зимой.

Ясный день. Дети взяли коньки и лыжи. Они идут гулять.
А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. На крыльце Шарик. Собака
ждёт Яшу.

Братья.

Братья Гриша и Илья – большие друзья. Старший брат
Илья помогает брату в ученье. В семье братья помогают старшим. Они носят сучья
и прутья в сарай.

Вьюга.

Зимой бушует вьюга. Ветер в саду качает деревья. Сучья
тополя стучат в окно. Хлопья снега бьют в лицо.

 

Примерные тексты для списывания первокласснику по
окончанию учебного года.

Предлагаемые
тексты для контрольного списывания выдержаны в соответствии с программными
требованиями. Контрольное списывание позволяет обучающимся отрабатывать
каллиграфию письма, орфографическую зоркость, повышается скорость письма.

В лесу.

Братья Илья и Толя пошли в
лес. Толя собирал шишки и сухие сучья, Илья – ягоды. Мальчики сели отдыхать у
ручья под тенью деревьев. Тетя Марья сварила варенье из свежих ягод.

Оляпка.

Ночью был мороз. На льду реки
весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это
оляпка. Перья ее покрыты жиром. Вскоре птичка вскочила на лед и запела.

Помощники.

Летом мы жили в деревне.
Часто ходили полоть траву в сад или на огород. Мы помогали деду Архипу. Он
давал нам лошадь, и мы с луга везли стог сена в сарай. Луг был похож на цветной
ковер. Сено пышное, душистое, сухое.

 

Весна.

Первые ручейки смывают грязь
и льдинки. Я люблю ходить весной в рощу или парк. Поют чижи, дрозды. За долгую
зиму глаз отвык от яркого. Весной все рады первым цветам. Как красивы первые
тюльпаны на клумбах!

 

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой
реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет свое гнездо. Вечером
они садились на рябину под окном и пели. Днем они работали в саду. Скоро
появятся птенцы. Надо их кормить.

 

На островке.

Заяц жил на островке. По
ночам он глодал кору с осин. Днем зверек прятался в кустах. Вода в реке стала
быстро прибывать. Заяц спокойно спал под кустом. Он проснулся. Вокруг зайчишки
была вода. Зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева.

 

Гроза.

С утра хмурилось небо. Из –
за леса выплыла туча. Закружилась столбом пыль. Глухо ударил гром. Быстро
промчалась по озеру волна. Упала первая капля дождя. И вдруг вода полилась, как
из ведра. Началась гроза.

 

Наступила весна.

Теплые лучи согрели землю.
Заплакал сугроб. Побежали быстрые ручьи. На реке Быструхе надулся лед. Он стал
тонким. Опасно ходить по тонкому льду. Сестры Ивановы идут в школу дальней
дорогой. Там мост.

На горе.

У школы большая гора. Весь
день на горе толпа детей. Всюду большие сугробы. Поля и холмы покрыты пушистым
снежком. У Гриши и Саши большие сани. Они катают малышей. Быстро катят с горы
сани.

Скворцы прилетели.

Село стоит на берегу красивой
реки. Вернулись на родину птицы. Каждая птица обновляет своё гнездо. Вечером
они садились на рябину под окном и пели. Днём они работали в саду. Скоро
появятся птенцы. Надо их кормить.

 

artemovich.ucoz.ru

Диктанты для 1 класса

МБОУ «Изобильненская СОШДС»

Методическая разработка

Тексты диктантов для 1 класса

Подготовила

учитель начальных классов


Усатая Алла Анатольевна

Цель: – проверить умения писать текст под диктовку с изученными орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком, большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных.

ЛИСА И МЫШИ

Жили у пруда мыши. Пришла вес­на. Мыши ушли на горку. А там жила лиса. Лиса была рада, что пришли мыши. Она их ела.

МЫШИ

Жили в норе мыши. Мыши грызли сало и крупу. Тетя Оля дала нам кошку. Кошка стала ловить мышей. Мыши ушли в другую норку.

ЧИЖИК

У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Маль­чик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ

Кричат иволги. Трещат дрозды. Скачут сороки. Стучат дятлы. Птицы ищут свои гнезда.

ЕЖИК И МЫШИ

Митя принес из лесу ежика. В чу­лане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.

РОЩА

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу. Наш пес Рыжик любил пугать птиц.

В ЛЕСУ

Пушистый снег укрыл зимний лес. Хищные звери ищут пищу. Я иду в чащу леса на звук дятла. Пест­рый дятел стучит по дубу. Рядом старая ель. Под елкой лежат шишки. Это пища для птиц.

ЛЕТОМ

Мы приехали на дачу. Дача была у леса. Весь день звучали песни птиц. Утром Митя и папа пошли на речку. Речка была широкая. Над водой кружились чайки. Рыбаки поймали щуку и два леща.

ДВА ТОВАРИЩА

Ученик Юра Чайкин решал за­дачу. Задача была трудная. Пришел Слава Щу­кин. Друзья вместе решили задачу. Так Слава помог то­варищу.

НАШИ РОЩИ

Хороши наши рощи. Красивы там березы. Сколько в рощах птиц! Стучат пестрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.

ВЕСНОЙ

Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. В рощах кричат грачи.

ЛЕТО

Настало лето. Дети едут на дачу. Около дачи роща. Дети часто ходят в рощу.

ГРОЗА

Коля и Федя были на лугу. Темная туча за­крыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

РЫБАКИ

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Я чищу рыбу. Мы бу­дем варить уху.

САД

У нас чудесный сад. Там растут груши и яблоки. Я угощу товарища сочными плодами.

МЫШИ

В углу кто-то зашуршал. Это мыши. Они давно живут под полом. Кот Пушок часто сидит возле их норы. Он ждет мышей.

МАРУСЯ

Однажды бабушка ушла на рынок. Маруся решила похозяйничать. Она вымыла все чашки, ложки, кружки.

Потом надумала сшить своей кукле платье. Бабушка застала ее за работой.

СНЕГ

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

ОЛЕНИ

В больших лесах живут олени. Олень — очень красивое животное с большими ро­гами.

На лесной поляне устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени.

В ЛЕСУ

Был теплый день. Ребята пошли в лес. Юра и Ольга зашли в чащу. Там тень. Оля села на пень. Под ку­стом был пушистый зайка. Прыгнул зайка и был таков. Целый день гуляли дети. Хорошо в лесу!

СОБАКА

Жила в лесу собака. Скучно ей одной жить. Пошла она себе товарища искать.

Идет собака по лесу, а навстречу заяц бежит. Собака и говорит: «Давай жить вместе». Стали они жить вместе. Весело живут и до сих пор.

Дети

Люся и Лёня играют. У Люси юла. У Лёни утята. Ребята не шалят.

Месяц

Стало темно. На небе появились первые звёзды. Вот выглянул первый месяц. Сёстры Света и Галя спят.

Ястреб

Летит ястреб. Он несёт еду для птенцов. Птенцы сидят в гнезде. Оно на верхушке ели.

Ель

Вот старая ель. Юля села под ель. На ели сидит белка. У неё в лапках гриб.

Котёнок

На крыльце котёнок Пушок. Лена кормит его. Котёнок играет с ниточкой.

Енот

Вот енот Тишка. Этот зверь любит чистоту. Даже всю свою еду он моет в воде.

Ключ

Тёплый денёк. Люся и Люба пошли на луг. Там из земли бил ключ.

Перемена

В школе перемена. Люда и Яна рисуют яблоню. Андрюша и Федя бегают. Алёна и Витя читают.

Книга

Тётя Рая купила Юле книгу. Вот карась. Вот лиса. Интересная книга.

Озеро

В зелёном парке озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши играют. Они увидели Алёшу и спрятались.

Сестрёнка

У Вити есть сестрёнка Ляля. Он её любит. Мальчик читает Ляле весёлые книжки.

Шалун

У Коли и Сени есть котёнок Мурзик. Он очень мил. Котёнок любит шалить. Он разбил люстру.

Кот

У нас есть кот Вася. У Васьки мягкая шерсть. Он любит спать и мурлыкать.

Сентябрь

Сентябрь. В сёлах молотят хлеб. Мчатся за моря птицы. Скоро придёт сентябрь.

Осень

Пришла осень. Поспели орешник и рябина. Дети Тёма и Лёша идут в лес. Они несут домой лесные плоды.

Рыбаки

Я люблю удить рыбу. Ко мне идёт Петя. Он несёт удочку. Надо накопать червяков.

На фабрике

Тётя Нина и тётя Оля работают на фабрике. Тётя Нина вяжет пушистые шарфы. Тётя Оля вяжет тёплые кофты.

Ясли

Бабушка Рая водит Люду и Ниночку в ясли. Малыши любят там играть.

Розка

Миша, Таня, Петя жили в деревне. У них была собака Розка. Дети любили Розку.

Зима пришла

Покрыла зима снегом поля и реки. Засыпала она сугробами леса. Посылает зима мороз за морозом.

Два друга

Лёня и Яша – два друга. Яша принёс краски. Лёня взял бумагу. Мальчики рисуют. У Лёни пушистая ёлка. У Яши красивый домик.

Новый дом

Наш дом был старый. Его сломали. Теперь дом новый, красивый. У дома посадили клёны. За домом видны краны. Скоро и там будут красивые дома.

Все работают

Дядя Василий и тётя Катя сажают лук. И дети тут. У Юры грабли. У Игоря лейка с водой. Малышка Лёля сидит на маленькой скамеечке.

За мир

У нас идёт большая стройка. Мы строим новые города, заводы, школы. Мы не хотим войны. Мы за прочный мир! Мы за светлый мир!

Праздник

Был тёплый и ясный день. Ярко светило солнце. Наш город украсили флагами. Играла музыка. Андрей и Сергей несли шары. Весёлый был праздник.

Ночь в лесу

Наступила ночь. В кустах заливается соловей. Носятся летучие мыши. Журчат лесные ручейки. Пахнут душистые фиалки.

Чижик

У Гриши жил чижик. Он хорошо пел. Мальчик давал чижу корм. Чижик жил у Гриши всю зиму. Весной Гриша открыл клетку. Чижик улетел.

Доктор

За рекой еловая роща. Мы зашли в глухую чащу. Саша увидел на ели дятла. Он стучал по дереву. Мы стояли и слушали этот стук. Дятел – хороший доктор леса.

Шиповник

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Зима

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу.

Подарки

Старшие школьники принесли малышам подарки. У Серёжи карандаши. У Лены пенал. У Лёни Шишкина маленькая машина. А у Наташи книга. Хороши подарки!

Пушок

В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

Гроза

Стоял тёплый день. Вдруг набежала большая туча. Ударил гром. Упали первые капли. Полил сильный дождь.

На реке

Витя и Коля пошли ловить рыбу. Коля закинул удочку. Клюёт! На крючке вертелся карась.

Русский язык

Как богат русский язык! Это язык мира и дружбы. Внимательно изучайте русский язык.

Наш гость

Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анбта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить душистый чай.

Весна

Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки.

 Утро

Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть.

  Летом

Лето. Вот деревня Чайка. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щуку и леща.

 Май

Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка.

 Весной

Настали чудные деньки. Журчат ручейки. У крыльца уже травка. Школьники идут гулять в рощу. Там поют птички. На лужайках Андрюша и Соня рвут цветы. Мальчики Ваня и Алёша бегут к реке. Дети рады весне.

 Весна

Наступила дружная весна. Сильней греют лучи солнышка. На улицах лужи и ручейки. Летят наши крылатые гости. Шумят на полях машины. Сеют хлеб. Школьники работают в лесу. Весь день в лесах поют птички. На лугах цветут цветы.

Литература

Сборник диктантов для начальной школы, Мигус, С.-Петербург, 1994

Сборник диктантов 1-4 кл., Канакина В.П., Щеголев Г.С., М. «Просвещение» 2014г.

infourok.ru

Советы рукодельницам