☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения

Содержание

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Особенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.

  5. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  6. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  7. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  8. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  9. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

detki.guru

Правила этикета для детей | Все о детях, все для родителей

Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета.

Что представляют собой правила этикета для детей? Это такие правила поведения, зная которые и главное, соблюдая их, Вы не попадете в неудобную ситуацию, и будете выглядеть воспитанным, вежливым.

Что такое этикет?

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:


Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)

Сегодня в цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально.

В чем состоит важность детского этикета?

Основы поведения человека, привычки, черты характера закладываются именно в детстве. Поэтому от знаний, которые ребенок получил в детстве, зависит его образование, успешность, карьера и многие другие важные факторы. А этикет открывает дверь в общество. Культура поведения и общения помогает малышу в дальнейшем быть услышанным и понятым. С воспитанным ребенком приятно иметь дело. Если он знает и соблюдает правила этикета, начинает понимать, что такое совесть, нравственность, мораль, ответственность.

Думаю, всем известно, что дети лучше всего учатся в игровой форме, поэтому в процессе обучения рекомендуется использовать ролевые игры. Используя куклы, обыгрывайте ситуации, когда Вы посетили театр, к Вам пришли гости и т. п.

Игры в освоении этикета

Самые простые методы обучения детей — это просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, напевание песен, использование настольных игр по этикету. Можно рассматривать картинки (карточки) с изображением плохого и хорошего поведения.

Кроме того, чтобы ребенок понимал, как вести себя в том, или ином заведении, нужно посещать их вместе с ним: театры, кафе, разнообразные праздники.

Основы этикета

Дети не смогут соблюдать все правила поведения, которые должны соблюдать взрослые, но, есть основные, о которых не стоит забывать, воспитывая ребенка.

Самое первое правило хорошего тона — это уважение ко всем людям и взрослым, и детям. Из этого правила плавно вытекают все остальные, ведь, по своей сути правила этикета — это и есть правила уважительного отношения к другим.

Этикет за столом

Что нужно делать:

• Обязательно перед едой мыть руки.
• Садиться за стол и приступать к еде вместе со всеми.
• Кушать аккуратно.
• Есть молча.
• Не класть на стол локти.
• Не ковыряться руками в тарелке.
• Нельзя чавкать.
• После еды вытереть губы салфеткой.
• Поблагодарить взрослых за еду.

Чего делать нельзя:

• Играть едой.
• Набивать полный рот.
• Торопиться.
• Кушать из чужой тарелки.
• Использовать в еде чужие ложки, вилки.
• Разговаривать с полным ртом
• Баловаться во время еды.

Правила хорошего тона для детей в общении

• При встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, а при расставании – прощаться.
• При необходимости использовать «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «приятного аппетита».
• К взрослым обращаться по имени-отчеству и на «Вы».
• Со сверстниками можно общаться на «ты».
• Нельзя обижать, унижать других детей, обзывать их.
• Не следует обижаться, жаловаться, ябедничать.

Этикет для детей в гостях

Что нужно делать:

• Обязательно поздороваться с хозяевами дома.
• Вести себя спокойно.
• Перед уходом поблагодарить за гостеприимство.
• Уходя, попрощаться.

Чего делать нельзя:

• Приходить в гости без приглашения.
• Трогать и брать без разрешения чужие вещи.
• Засиживаться в гостях допоздна.
• Напрашиваться на чай, угощения, обед.
• Шуметь и бегать.

Правила этикета для детей в общественном месте

Что нужно делать:

• В транспорте следует уступать место старшим.
• Перед тем как зайти в магазин либо транспорт, сначала нужно предоставить дорогу выходящим.
• Нужно соблюдать чистоту на улице и в помещении.

Чего делать нельзя:

• Нельзя громко кричать, петь песни.
• Нельзя заходить в общественный транспорт с едой или напитками.
• Нельзя тыкать пальцем.
• При разговоре не перебивать других людей.

Невоспитанный, грубый ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не будут ставить в пример взрослые. А для развития личности это важно. Поэтому соблюдать правила хорошего тона нужно постоянно и везде.

Не пропустите интересные статьи:

karapysik.ru

Правила поведения для детей | Советы здравомыслящей женщины

Вам доводилось встречать детей, закативших истерику в магазине, шумящих и бегающих по театру во время спектакля? Наверняка, вы тогда задавались вопросом, неужто родители не могут объяснить детям правила поведения в общественных местах, научить хорошим манерам.

Когда у вас появится свой малыш, со всей ответственностью подойдите к эмоциональной стороне воспитания и развития. Придется искать правильный стиль, подходящий вашему чаду. Разработано много теорий, рассказывающих как вырастить ответственного и нравственно здорового человека. Новорожденный, как чистый лист. Не зря их часто сравнивают с губкой, впитывающей знания и поведение окружающих с огромной скоростью. Процесс воспитания детей является одной из самых трудоемких задач.

Молодые родители не до конца понимают принципы свободного от стресса обучения, позволяя делать все, что захочется. Взрослые, как правило, для ребенка «друзья». Когда сорванец ведет себя плохо, они не реагируют. Объясняют свою позицию, что кроха еще мал, многие вещи поймет с возрастом. Они также полагают, что таким образом дети будут иметь высокую самооценку и без лишних трудностей вольются в мир. Произойдет ли это?

Подходы к воспитанию детей и целесообразность наказания

В 70-80-х годах прошлого века в скандинавских странах получила популярность идея свободного от стрессов образования. Для отечественных школ ее начали внедрять ориентировочно с конца 90-х. С тех пор пролетело почти двадцать лет. Эта концепция характеризуется полным отказом от наказаний. Требования к поведению детей минимальны. По мнению современных специалистов отсутствие границ между разрешенным и запрещенным стимулировало появление целого поколения эгоистичной, беспомощной и ориентированной на потребление молодежи.

Уроки хороших манер и правила социального поведения формируются с пеленок, копируются именно у вас — родителей. Не обманывайте себя, что они просто маленькие дети. Не успеете оглянуться, как они вырастут, а поведение глобально не изменится. Процесс перевоспитания всегда протекает тяжело, сопровождаясь семейными конфликтами и даже проблемами со здоровьем членов семьи. Чтобы не испытывать мучительную неловкость за свое чадо, прививайте ему правила поведения в семье, с другими детьми в школе, детском саду, дома и на улице.

Хочу предостеречь от применения телесных наказаний в отношении малышей (физических), это неэффективный метод воспитания. Родители, которые практикуют подобное, разгружают свой собственный стресс и эмоции, показывая свою беспомощность и некомпетентность. Телесные наказания оказывают негативное и непосредственное влияние на психологическое развитие. Последствием «штрафов» становятся заниженная самооценка, чувство стыда и вины, чрезмерный уровень агрессии (даже членовредительство), отторжение, тревожность и гиперактивность.

Нормы общественного поведения детей попали под пристальный интерес, потому что учат быть внимательными к близким. Помогают переключиться от собственных потребностей и желаний на окружающих. Приучая к этому с рождения, вы облегчите будущую жизнь. Станет проще адаптироваться в коллективе сверстников, социуме в целом. Ведь эгоизм нигде не приветствуется.

Правила не внедряются в одночасье, они достигаются со временем. Развитие социальных навыков ребенка — это процесс, длиною в жизнь, начинающийся с младенчества. Благодаря простому обмену игрушками мальчики учатся быть заботливыми мужьями, а девочки женами. Развивается сострадание, верность и дружба. Если каждый родитель задумается над этим вопросом, то совокупность правил поведения для детей и хорошие манеры станут понятиями, присущими всему обществу, а не только классу под названием «элита».

Культура поведения ребенка

Необходимы четкие объяснения и свод правил. Вот основные их них:

  1. Учите детей пользоваться словами вежливости. Когда ребенок чего-то хочет, то должен помнить про слово «пожалуйста». Приучайте говорить это не только взрослым, но и сверстникам. «Дай мне, пожалуйста, свою игрушку» — тогда волшебные слова войдут в привычку. Естественно говорить «спасибо» в знак благодарности за полученное. Если ваш ребенок причинил неудобства: наступил на ногу, въехал на велосипеде, разбил кружку — необходимо сказать «мне очень жаль», «простите», «извините». Такой культурой поведения демонстрируется уважение к окружающим.
  2. Никогда не отзываться плохо о людях и событиях публично. Дети должны знать, что не красиво вслух комментировать, что у тети толстый живот, а встречная девочка круглая, как колобок. Нельзя высмеивать своих сверстников. Объясните истину, что цвет кожи, красота, физические данные, какие-то внешние пороки даны природой и Богом. Это не должно становиться причиной унижения другими людьми. Тоже касается имен, возраста, отсутствия отца, работы родителей приятелей. Докажите наличие моментов и событий во внешнем мире, не подвластных человеку. Здесь очень актуальна поговорка, что лучше промолчать, чем говорить гадости.
  3. Приветствовать других и не забывать прощаться. Это покажется мелочью для взрослых, потому что естественно для нас. Но дети, озадаченные своими многочисленными делами и заботами, постоянно забывают об этой детали. Такая культура поведения выглядит минимум грубой, особенно с годами. Растолкуйте необходимость здороваться со знакомыми и родственниками, отвечать на приветствия друзей. Пожимание руки, улыбка и контакт глаз — часть общепринятого этикета. Также нельзя игнорировать процесс прощания, что выражает невежество по отношению к гостям. Когда посетители уходят, естественно им улыбнуться и сказать «до свидания». Детям следует осознать, что каждый заслуживает элементарного уважения и вежливости.
  4. Представиться перед знакомством или общением по телефону. Телефонный этикет важен, однако некоторые основные правила остаются за обочиной. Когда звонишь, сперва нужно представиться, а потом продолжить беседу. Нельзя неожиданно бросать трубку, кричать и кривляться.
  5. Не трогать принадлежащие другим вещи. Приучите детей не брать чужие вещи, какое бы их не одолевало любопытство. Проведите черту между своим и чужим как можно раньше, с самого детства. Игрушки, вкусняшки, одежду нельзя отбирать, воровать. Это касается и походов к бабушке или знакомым. Нельзя трогать предметы без разрешения хозяина. Более того, пресекайте любые истерики по поводу отказа в получении желанного, если его не разрешили забрать домой. В противном случае, ребенок быстро найдет рычаг воздействия на вас.
  6. Поддерживать порядок в квартире, игрушках и одежде. Взяв, например, кухонную утварь для развлечения или стакан воды в свою комнату, пусть вернет все на место. Следить за состоянием одежды, складывать ее в шкаф, не развешивать по стульям, не разбрасывать колготки. Возможно, вашему сыну не попадется жена, которая как вы будет с любовью собирать его носки по всему дому каждодневно, убирать гору посуды, скопившуюся возле компьютера. Организованные дети, вырастают ответственными и хорошо воспитанными. Сохраните будущую семью, воспитав культуру поведения заранее.
  7. Благодарить за полученные подарки. Подарочный этикет играет существенную роль потому, что малыши получают много подарков в процессе их взросления. Бабушки, дедушки, тети, дяди преподносят всякие приятные сюрпризы. Все презенты должны быть оценены по достоинству. Может случиться, что подарок не понравится, или он не тот, что хотелся. Нужно все равно поблагодарить дарителя, ведь человек потратил силы на выбор, пытался сделать приятное, но не угадал вкус и пристрастия.
  8. Учите ребенка не жадничать. Прививайте правило угощать окружающих сладостями, или хотя бы предлагать их. Эта норма поведения распространяется и на игрушки, книги.

Все дети пытаются форсировать события, воздействуя плачем и криками. Обращая внимание на неподобающие поведение, говорите спокойным, сдержанным голосом. Нет необходимости нервничать, не пытайтесь перекричать ребенка. Только тихий, четкий разговор позволит сосредоточиться на обсуждаемой теме. Будьте последовательны в своих действиях. Родителям нельзя противоречить друг другу, когда один разрешает, а другой запрещает.

Общепринятые основы поведения

Перечислим еще несколько общепринятых основ поведения детей:

  1. Стучаться перед тем, как войти. В общественном месте, перед тем как войти, например, в кабинет учителя или врача, необходимо постучать в дверь. Такой культуре поведения детей дошкольного возраста начните учить уже дома, тогда они станут более подготовленными.
  2. Не перебивать. Грубо прерывать фразу собеседника, неважно сверстника или взрослого, бестактно. Следует высказаться после того, как другой закончит свою речь. Также обращайте внимание на необходимость поддержания визуального контакта во время беседы, неприятно, когда с вами разговаривают «спиной».
  3. Не шептаться прилюдно. Когда вы вместе находитесь в гостях, некрасиво шептаться, это выглядит неуважительно к присутствующим. Если нельзя произнести вслух, лучше отозвать человека в сторонку.
  4. Прикрывать рот при кашле. Дети забывают про это, когда чихают. Напоминайте, что при кашле микробы попадают на окружающих. Покажите, как пользоваться салфетками, а не страдать от насморка. Такое воспитание культуры весьма полезно для личного самочувствия и здоровья соседей.

Нормы и правила поведения ребенка за столом

Учить хорошим манерам и правилам поведения за столом во время приема пищи необходимо начинать с досадовского возраста. Ведь когда он пойдет в ясли или школу, то уже не будет под пристальным присмотром. Не факт, что тетя-воспитатель возьмет на себя ответственность за привитие правил и обучение вашего малыша. Хотите ли вы, чтобы за спиной тихонько посмеивались, когда ребенок пьет суп из тарелки или отжимает руками пакетик чая в чашку.

Более того, ребенок может поставить вас в неловкое положение в гостях. Не списывайте все на детский возраст, вы удивитесь, узнав, что некоторые одногодки ведут себя совершенно по-другому. Помните, что проще учить, нежили переучивать. В процессе воспитания важная роль отводится грамотной мотивации детей, помогающей направить их поведение в нужное русло. Об этом читайте в моей отдельной статье на женском блоге.

Некоторые основные моменты поведения за столом:

  • Необходимо мыть руки перед приемом пищи, а после еды сполоснуть рот, вымыть лицо и руки.
  • Пользоваться вилкой во время еды (правило для старших, которые умеют адекватно с ней обращаться).
  • Брать на тарелку столько, сколько ребенок сможет съесть.
  • Извиняться в случаях падения еды, если что-то случайно разбилось или пролилось.
  • Поблагодарить хозяина за приготовленную трапезу.

Что нельзя делать за столом.

  • Жевать с открытым ртом, чавкать, срыгивать.
  • Говорить с набитым ртом.
  • Баловаться с едой и столовыми приборами.
  • Выражать неприязнь и отвращение к подаваемым блюдам.
  • Сутулиться над столом во время приема пищи.
  • Сидеть, облокотившись на стол локтями.
  • Ковыряться в зубах у всех на виду.
  • Выплевывать на скатерть еду.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями и ближайшими людьми. Но ваше влияние как родных более авторитетно, поэтому наставляйте на путь собственным примером. Учите ребенка правилам поведения, занимаясь ролевыми играми. Можно обыграть различные сценки, изображая распространенные ситуации, обучая реакции на них. Одновременно объясняйте, почему важно сказать то-то или сделать так-то.

Очень познавательна в этом плане для малышей будет игра «хорошо — плохо». В специализированных магазинах и интернете полно обучающих видео и карточек о правилах поведения и хороших манерах. Скачайте специальные презентации с фото и картинками. Вспомните классика Маяковского с произведением «Что такое хорошо, что такое плохо». Постоянно хвалите детей за достижения. Таким образом поощряя к закреплению навыков.

vidzimo.ru

» Правила этикета для детей

Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми. Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

Правила хорошего тона

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

«Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».

Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

«Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».

 

Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

Объясняйте ребёнку, что некрасиво:

  • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
  • не приветствовать членов семьи утром и вечером
  • громко топать, кричать, хлопать дверями
  • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
  • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
  • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
  • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
  • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
  • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
  • очень громко разговаривать, болтать без умолку
  • волочить ноги при ходьбе
  • жевать жевательную резинку на людях.

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

 

Как вести себя за столом

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

«Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».

Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
  • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
  • сильно набивать рот
  • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
  • класть локти на стол
  • брать пищу руками (ковыряться)
  • выплёвывать еду
  • откидываться и раскачиваться на стуле
  • сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  • помыть руки перед едой
  • приступать к еде со всеми вместе
  • кушать молча
  • пользоваться салфетками
  • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

«Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».

Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

Идём в гости

Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

  1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
  2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок — «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
  3. При встрече следует с радостью поздороваться.
  4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
  5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
  6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
  7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
  8. Нехорошо напрашиваться в гости.
  9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
  10. Не нужно забывать прощаться.

Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.

 

«Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Правила выходного, столового, гостевого и других этикетов для детей и подростков

Этикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше, нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом )
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях )
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример — это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету

Кого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией. Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.

Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.

Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения. Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.

В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.

Как организовать уроки этикета для детей и подростков

Следует учить детей хорошим манерам постоянно, использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.

Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.

Как обучить ребенка столовому этикету

Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.

Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:

  • — принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
  • — по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.

Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:

  • Начинать трапезу можно, только когда все сели за стол
  • Перед началом приема пищи, нужно обязательно пожелать приятного аппетита, всем кто находиться за столом
  • Кушать нужно молча, ни в коем случае не баловаться у стола
  • Употреблять еду необходимо с закрытым ртом
  • Слишком большие кусочки еды, нужно разделить при помощи столовых приборов, не нужно напихать полный рот
  • Неприлично за столом чавкать, тарабанить приборами, ковыряться между зубами
  • Нельзя облизывать посуду, даже если еда была невероятно вкусной
  • Неприлично тянутся через весь стол к блюду, которое стоит далеко, стоит попросить кого-то, чтобы подал его ближе
  • Нельзя оставлять локти на столе
  • По окончании приема пищи, следует обязательно поблагодарить, сказав «Спасибо!»

Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях

Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:

  • Самое важное правило похода в гости – это всегда предупреждать о своем везите заранее. Неожиданные гости часто приносят хозяевам лишние хлопоты и беспокойства
  • Идти в гости следует с гостинцем или подарком, прийти в гости без ничего считается неприличным
  • Стучать или звонить в дверь можно не больше двух раз
  • Неприлично без спроса брать вещи хозяев, открывать тумбочки шкафов, заходить в закрытые комнаты
  • Запрещается бегать, прыгать, шуметь, следует вести себя тихо и спокойно
  • Неприлично критиковать обстановку в доме, например, намекать на беспорядок или неприятный запах
  • Если хозяева пригласят к столу, необходимо вести себя аккуратно
  • Засиживать долго в гостях, считается неприличным
  • Перед тем как уйти из гостей, следует обязательно поблагодарить за прием
  • Приглашать к себе в дом гостей нужно заблаговременно
  • Всем приглашенным нужно оказать должное внимание
  • Обязательно поблагодарить гостей, перед тем как они уйдут

Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах

Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:

  • Вначале нужно пропусти выходящих людей из транспорта, а потом только заходить
  • Мальчики и мужчины всегда должны пропускать вперед девочек и женщин
  • Неприлично толкаться локтями, чтобы добраться до свободного места
  • Обязательно нужно уступить свое место старикам, пассажирам с детьми, беременным, и инвалидам
  • При входе в общественный транспорт нужно снимать рюкзаки и ранцы, чтобы не помешать остальным людям
  • Нужно пройти вглубь салона, если не нужно выходить на ближайшей остановке
  • Нельзя в общественном транспорте кушать, чисть одежду от грязи, дождя или снега
  • В общественном транспорте неприлично шуметь и громко разговаривать
  • Некрасиво детально рассматривать остальных пассажиров общественного транспорта
  • Нельзя перевозить животных без специальных сумок, а на собаке должен быть надет намордник
  • Следует заранее готовиться к выходу
  • Обходить любой вид общественного транспорта нужно сзади, впереди обходят только трамвай

Правила выходного вида этикета

Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:

  • Нужно иметь опрятный вид, нельзя быть в рваной или грязной одежде
  • Нужно приходить заблаговременно, чтобы до спектакля успеть сдать верхнюю одежду в гардероб и привести себя в порядок
  • Нужно заранее найти свое место в зале, чтобы потом не пришлось толкаться с остальными зрителями
  • К своему месту нужно продвигаться только вперед лицом к сидящим зрителям, и при этом извиняться за предоставленные неудобства
  • Неприлично во время представления разговаривать и шуметь, поделиться впечатлениями можно во время антракта
  • В зале нельзя пить и есть
  • Необходимо сидеть смирно, дабы не помешать тем, кто сидит позади

Какие есть правила общения между людьми

Правила приличного общения с людьми существуют для всех. С раннего детства детей уже нужно учить, что:

  • Знакомых людей нужно обязательно приветствовать
  • К старшим людям нужно говорить на «Вы»
  • Неприлично перебивать разговоры взрослых, или комментировать их
  • Обязательно прощаться при расставании
  • Нужно благодарить за любую оказанную помощь или услугу
  • Если провинился, нужно просить прощение
  • Категорически нельзя обзываться или унижать окружающих
  • Неприлично часто повторять слова-паразиты
  • Не следует ябедничать и жаловаться
  • Если вдруг собеседник стал вести себя неприлично, нужно сделать корректное замечание и ни в коем случае не уподобляться ему
  • Крайне нетактично во время разговора обсуждать или критиковать остальных людей

Правила этика для школы

Есть некоторые правила поведения в школе, которые должны знать все дети:

  • Проявлять уважение к учителю
  • Приходить в школу лучше раньше на 15 минут, до уроков
  • У школьника должно быть обязательно выполнено домашнее задание
  • Нельзя забывать школьные принадлежности и спортивную форму
  • Если во время урока у школьника есть необходимость выйти, нужно спросить разрешение у педагога, предварительно подняв руку
  • Пропускать занятие можно лишь в случае крайней необходимости
  • Начинать урок нужно стоят, так приветствуют учителя
  • Если возник вопрос, то следует поднять руку и ждать пока учитель обратит на это внимание
  • Если прозвенел звонок, нужно дождаться пока преподаватель закончит урок
  • Во время перемены не следует бегать, шуметь, нарушать школьный порядок
  • Нужно поддерживать порядок на рабочем столе

Правила семейного этикета

В семье тоже существуют правила приличного поведения:

  • Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
  • Нельзя спорить и повышать голос на родственников
  • Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
  • Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
  • Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи

mama.guru

Необходимые правила этикета для детей – Развитие ребенка

Советы рукодельницам