Лекция, семинар, тренинг отличия и особенности POINT-V.RU

Содержание

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

  Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция — наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Особенности лекции

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы — слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.

Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Особенности тренинга

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг — специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык — в чем разница и где их получить

Знание — это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание — более системное, обоснованное и глубокое.

Умение — это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык — это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара — вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.

Успехов!

Андрей Осадчий

Аналитик, консультант, тренер. Помогаю выявлять реальные внутренние проблемы организаций, повышать производительность работы и снижать расходы.

Latest posts by Андрей Осадчий (see all)

Смотрите также

point-v.ru

Какие бывают виды семинаров | superiorseller

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Весь смысл жизни заключается в завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше  

Эмиль Золя

Сегодня далеко не все знают, что такое семинар и для чего он нужен. Понятие «семинар» пришло из латинского языка и дословно означает «рассадник».

Семинар (определение) – это форма обучения практического характера, которая направлена на углубленную проработку теоретического материала.

Семинары способствуют формированию у участников самостоятельности суждений, учат выражать и отстаивать собственные взгляды и мысли, а так же аргументировать их, опираясь на конкретные научные факты. Вот для чего нужны семинары.

Какие бывают семинары?


Сегодня различают три основных вида семинаров – это учебный семинар, научно-практический семинар и бизнес-семинар. Стоит рассмотреть виды семинаров более подробно, чтобы понять особенности каждого.

Учебные семинары


Учебные семинары проводят, в основном, в различных учебных заведениях – школах, колледжах и университетах. Выступление на семинаре студента начинается с информации о плане по основному вопросу семинара, а потом излагается уже сам материал. Основная цель учебных семинаров – закрепление учебного материала в памяти участников, формирование у них познавательной активности, помощь в выражении своих мыслей и повышение  интеллектуального развития.

Преподаватель во время проведения семинара воспитывает у своих учеников такую важную черту в характере, как толерантность, то есть терпение. Здесь имеется в виду терпение к чужим соображениям, высказываниям и мнениям. Учебные семинары учат глубоко мыслить, анализировать суждения других людей, высказывать свои мысли, суждения и отстаивать их. Они формируют у участников научное мировоззрение, культуру общения и систему поиска истины.

Следует отметить, что учебные семинары имеют свои разновидности. Их достаточно много и этому можно уделить отдельную тему. Довольно часто после уже состоявшегося семинара проводят анализ семинара. Цель анализа – выявить негативные и положительные моменты прошедшего занятия, а также альтернативные возможности на будущее.

Научно-практические семинары


Научно-практические семинары проводятся в научных группах и коллективах, они предназначены для повышения квалификации сотрудников через уже имеющиеся научные данные или ознакомление с различными новыми работами коллег. На научно-практических семинарах публично обсуждаются какие-либо научные сведения, информация, более подробное рассмотрение которых, формирует у участников компетенцию в данной теме. Посещение семинара позволяет его участникам расширить свои знания и значительно повысить их уровень.

В самом лучшем случае семинар проводят с предоставлением информации и материалов до его начала, когда сам доклад содержит только довольно краткую обзорную, даже можно сказать реферативную форму, задавая тем самым главную тему обсуждений, при этом  темы могут быть самые различные.

Научно-практический семинар, собственно, представляет собой перенос  частных, неформальных обсуждений в публичную форму  семинара, который может протоколироваться и (или) фиксироваться на видеокамеру.

Бизнес-семинары


Под понятием «бизнес-семинар» одни люди понимают общение и обмен своим опытом, другие – обучение, ну а третьи видят в нем установление новых прочных деловых связей. А между тем, это все вместе взятое – интерактивное обучение, строящееся в форме дискуссии, обмен деловой информацией, знаниями, опытом и общение, а так же приобретение новых деловых связей в определенной сфере бизнеса. Сегодня это достаточно популярные семинары.

Бизнес-семинар позволяет его участникам обсудить самые актуальные темы в бизнес-сфере, решить какие-либо конкретные задачи, узнать позиции и мнения других людей. Кроме того, такие семинары позволяют освоить  саму теорию современного бизнеса и узнать от профессиональных практиков многие важные тонкие нюансы в определенном виде деятельности.

Деловые семинары позволяют в дальнейшем использовать полученные знания и информацию на практике, тем самым выходить победителями в конкурентной борьбе.

В зависимости от аудитории, для которой их собственно и проводят, цели бизнес-семинаров бывают различными. Если взять закрытый корпоративный семинар, то есть тот семинар, который проводится внутри компании только для ее сотрудников, то основной задачей такого мероприятия является повышение квалификации и компетенции его участников.

Если же взять семинар открытый, то есть тот, в котором могут участвовать все желающие, то он собирает, в основном, круг представителей какой-то одной конкретной профессии. Здесь основная цель семинара – это обмен своими мнениями и имеющимся опытом. Следует отметить, что проведение такого семинара, в каком-то роде является еще и рекламой компании, которая его организовала.

Это основные виды семинаров, позволяющие понять, какие бывают семинары вообще, для чего они нужны и какие цели преследуют.

Статьи по теме

superiorseller.com

Что такое семинар и зачем они нужны

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар

Семинар – форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось  на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит  при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство  цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей обрести профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров: 7 разновидностей знаний

Вебинары

Новая форма проведения онлайн-занятий. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность  пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология отношений  – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории.  Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний.  Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные  советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

Женские и мужские семинары

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены.  Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.

Минусы: семинары проводятся только в больших городах.

Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить»)  товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи  – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня.  Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно  – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работе самих тренеров.

Обучающие

Обучение чему угодно темы от «Наука рыбной ловли» до «Подготовки детей дошкольного возраста». Удивительные, вроде «Как правильно сделать селфи» или «Эзотерические способы привлечения денег». Желание человека овладеть новыми навыками вызывает уважение и желание поделиться накопленным опытом. Спортивное питание и здоровый образ жизни, способы выживания в экстремальных ситуациях и основы робототехники – как говорится «я на семинар пойду, пусть меня научат».

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи».  Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары

Каждая встреча – это обмен энергией. Чем еще готовы поделиться присутствующие на мероприятии:

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.

 

wikigrowth.ru

Как провести семинар-практикум ? практикум что это ? Школы

Тренинги сегодня являются довольно популярным методом обучения. С помощью успешного тренинга можно значительно повысить качество работы сотрудников компании, а также дать им возможность закрепить полученные в ходе обучения навыки. Существуют определенные критерии создания по-настоящему эффективных тренингов.

1. Актуальность темы. Тема тренинга должна быть востребованной у слушателей. В противном случае ваш тренинг не будет иметь желаемого успеха. Люди заинтересованы в том, чтобы получить полные ответы на интересующие их вопросы. Одними из самых востребованных тем на рынке тренинговых услуг являются личностный рост, развитие бизнеса, развитие управленческих умений и лидерских качеств.

2. Программа. Необходимо заранее продумать программу тренинга. Если вы уже проводили тренинги раньше, вы можете организовать новые занятия на основе старой программы. Но если вы начинающий тренер, вам придется создать принципиально новую программу. Для этого обозначьте цели и задачи своего тренинга, и на основе этого выстраивайте теоретическую и практическую часть занятий. Программа тренинга должна полностью соответствовать его теме.

3. Новизна и оригинальность информации. Слушатели должны узнать из вашего тренинга как можно больше новой и полезной информации. Рынок тренинговых услуг сегодня очень широк, поэтому для тренера важно создать уникальный и полезный материал. В противном случае тренинг не будет востребованным у аудитории.

4. Личный опыт тренера. Тренинг обязательно должен основываться на вашем личном опыте. Чего вы достигли и как вы добились желаемых результатов в выбранной вами сфере деятельности? Слушателям всегда будет интересно узнать больше из опыта другого человека.

5. Интересная подача материала. Тренинг должен быть не только предельно информативным, но и интересным. Это во многом будет зависеть от личностных качеств тренера. В первую очередь создатель тренингов должен уметь хорошо выступать на публике и организовывать дискуссии между участниками. Лучше чтобы тренер лично показывал аудитории, как выполнять то или иное упражнение. В тренере всегда приветствуется артистизм, харизма, непринужденность, юмор и остроумие.

Лучше всего проводить тренинги в просторных помещениях, где можно легко установить необходимую вам аппаратуру (видеомагнитофон, музыкальные проигрыватели и т.д.). Сидения для слушателей должны быть комфортными. Это очень важно, так как в неудобных и тесных тренинг-залах слушатели не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на занятиях.

Решить проблему с помещением для тренинга можно двумя способами: арендовать подходящий зал или договориться с заказчиком о предоставлении вам специального кабинета на время тренинга.

Вышеназванные критерии и требования помогут вам создать по-настоящему качественный тренинг. Не жалейте также времени для поиска новых идей и свежей актуальной информации по теме. Тогда слушатели с удовольствием будут посещать организуемые вами занятия.

www.kakprosto.ru

Семинар — это… Что такое Семинар?

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.

История

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин

Значения

В наше время семинар употребляется часто в следующих значениях:

  1. учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.
  2. бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных
  3. семинары он-лайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме ВЕБ-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать (Skype, TrueConf, ooVoo, Сервис видеоконференций iMind). Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.

См. также

dic.academic.ru

Практический семинар «Профессиональное развитие педагога» на тему «Интерактивные методы и формы работы в образовательном учреждении»

Наталия Валерьевна

Марина Султановна

Здравствуйте, уважаемые коллеги – такие посвежевшие и отдохнувшие…  Однако не стоит забывать, что на носу новый учебный год и мы уже вышли из отпуска. Пора начинать работать!
Но мне, кажется, что нашим педагогам их профессия не позволяет отдохнуть так, как это делают белые люди: всё лето они пишут рабочие программы, приводят кабинеты в порядок… Ну, ладно, ладно! Сегодня мы и поговорим о методах, которые помогут облегчить  нашу участь. «Мозговой штурм», «аквариум», «корзина знаний» – вам это ни о чём не говорит?
Конечно, – это интерактивные формы и методы обучения, о которых сегодня и пойдёт речь на нашем практическом семинаре На протяжении всех 3,5 часов перед вами будут выступать авторы этого семинара – Наталия Валерьевна и Марина Султановна!
Да! В традиционной манере это выглядело бы именно так, но интерактивность предполагает совсем другое.  Наталия Валерьевна! Мне припоминается случай, когда на одной из конференций   старшая коллега  достала тетрадь и начала скрупулезно конспектировать речь докладчика. Я удивилась и спросила её: «Зачем Вы записываете?» Повернушись к Н.В., рассуждает. Может это надо для отчёта или задать вопросы после выступления. На что был дан неожиданный для меня ответ: «Пишу, чтобы не заснуть!»
Приложение 1 (слайд 1)
Вот! Вот! Чтобы сегодня коллеги не заснули, мы с вами будем обобщать наш лично накопленный опыт использования интерактивных методов и форм обучения, а не материал из интернета и за более короткий срок, чем предполагалось ранее.
Приложение 1 (слайд 2)
Да, Наталия Валерьевна! Мы должны соответствовать требованиям нашего времени. Ведь современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться.
Приложение 1 (слайд 3)
Используя интерактивные методы и формы в своей педагогической деятельности, мы столкнулись с рядом проблем: вместо 3-4 учеников как это заведено в Гарварде (откуда пришло большинство интерактивных методов) нам приходится порой преобразовывать эти методы для трёх параллелей, состоящих из 3 классов, в каждом из которых по 25 учеников.
– классно-урочная система, изобретённая ещё Каменским, входит в прямое противоречие с такими интерактивными методами, как проектный, эвристическая беседа, деловая игра и многие другие.
Проблемы существуют всегда и нам важно сегодня наметить конструктивные пути их решения. Приложение 1 (слайд 4)
Итак, задания для групп. 1-й и 2-й группам предлагаем распределить из общего перечня, указанных в раздаточном материале  1 (Приложение 2),  признаки традиционного обучения и интерактивного.
Приложение 1 (слайд 5)
А 3-я и 4-я группы готовятся к дебатам, где им предстоит  защитить данную позицию, используя раздаточный материал  2 (Приложение 3). Для этого группам отводится 7 минут.
Приложение 1 (слайд 6)
Так как сегодня мы говорим об интерактивных методах, то и будем использовать интерактивные средства, которые нам помогут снизить временные затраты на подведение итогов.
Слово предоставляется педагогам, которые занимались выбором признаков традиционного обучения. Ну, вот и чудненько! Таким образом, коллегам, которые должны были выявить признаки интерактивного обучения представился случай отдохнуть!
Не тут-то было, Марина Султановна! На уроке, где используют интерактивные методы, работать должны все, поэтому педагог должен продумать досконально весь ход урока, а также его неожиданные повороты. Так и у нас на семинаре для вас мы заготовили секретное спецзадание. Приложение 1 (слайд 7) ХА! Тест – это что ни на есть традиционная форма проверки знаний! И где здесь, Наталия Валерьевна, Ваша интерактивность? Она неуместна на нашем инновационном семинаре!
Марина Султановна! А знаете Вы, что привычный тест может  быть использован как один из интерактивных методов. Для этого педагоги должны не только выбрать вариант схемы интерактивного обучения, но и объяснить свой выбор. Итак, ваш ответ с объяснением. Приложение 1 (слайд 8)
В ходе работы мы с вами увидели, что полностью организовать интерактивное обучение в условиях даже современной школы практически невозможно без применения уже узнаваемых, родных традиционных методов. Хороша золотая середина. А так ли это – послушаем наших коллег из 3 и 4 групп? Опять же, Наталия Валерьевна,  а коллеги из 1, 2 группы будут  отдыхать?
Приложение 1 (слайд 9)
Нет, для них секретное задание 2: группам 1  и 2 необходимо оценить  по данным уже критериям (Приложение 4) работу групп.
Итак, начнём наши дебаты. Правила таковы:
  • на сообщение дается 1 минута,
  • на аргумент-контраргумент – 2 минуты.
Спасибо, уважаемые соорганизаторы, уже так можно нас с вами назвать, а теперь самый интригующий момент –  оценки в студию! В непринуждённой обстановке, почти на одном дыхании, мы успели применить несколько интерактивных форм и методов: работа в малых группах, элементы ролевой игры, дебаты, интерактивные тесты, используя на всём протяжении интерактивные средства.
В своей педагогической  практике мы тоже активно используем эти методы и формы. Сложность в том, что прежде чем их применить, необходимо продумать основательно – что в итоге мы желаем получить. Сам факт применения какой-нибудь интерактивной  техники не решит ни одной из известных нам проблем образовательного процесса. Более того, неуместно использованный метод может только усугубить их. Вот уже несколько лет мы с Наталией Валерьевной активно внедряем в свою педагогическую практику интерактивные методы и формы. И хотели бы сейчас с вами поделиться своим опытом использования данных техник, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Идёт показ ролика Наталии Валерьевны.

Готовясь к очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь все азы науки химии или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном и непростом на сегодня день мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надёжнее в окружающей жизни, побудили ли их к творчеству, активному их применению?
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала – интерактивные и считаю, что данные методы, как  никакие другие способствуют формированию практических навыков у учащихся, однако, доминирование интерактивных методов, не означает, что я не использую  всем известные – традиционные методы
Например, в начале урока для  обеспечения высокого уровня мотивации хорошо идут техники, типа «Мозговой штурм», «Блиц-опрос» и т.д.
Для того, чтобы теоретический материал сделать продуктивным, можно использовать форму мини-лекции. На протяжении всего процесса учитель задает вопросы: «А как вы считаете?, Как вы предлагаете это сделать? И тем самым в ней из пассивных слушателей – ученики  превращаются в участников. 
Свои мысли учащиеся могут  выражать неординарно, а ресурс интерактивных форм и методов дает нам, педагогам возможность,  помочь ребятам самовыразиться в коллективе сверстников, что для подростков является актуальным и необходимым.
Использование интерактивных методов обучения однозначно предусматривает  коллектив, в котором присутствуют взаимопонимание, сотрудничество, адекватность, восприятие точки зрения другого и именно работа в парах, в малых группах позволяет достичь желаемых результатов.
По традиционной системе обучения, результатом урока стали бы знания учащихся, которые оценились бы по стандартной системе и всё.  В интерактивном обучении –  принципиально другой подход. Учащиеся имеют возможность  выразить результат своей работы через эмоциональную сторону,  продукт проектной деятельности или выполнения творческого задания.  Случай из моей практики, может быть, подвигнет  тех, кто еще не применял  такой метод проверки полученных знаний как синквейн. На заключительном этапе урока я решила проверить насколько хорошо дети усвоили новый материал, касающийся истории фотографии, с помощью составления синквейна. Успешные ученики справились с заданием быстро, но стереотипно, рассказав о современной цветной фотографии. Удивил ученик с низкой учебной мотивацией, который составил синквейн, используя нестандартное мышление. Он рассказал о старой потёртой фотокарточке.
Таким образом, в урочной деятельности можно  применять интерактивные формы и методы, тем самым, оптимизируя образовательный процесс и делая его более эффективным.

Идёт показ ролика Марины Султановны.

Особенности внеурочной деятельности особенно располагают к использованию интерактивных форм и методов. Нет временных рамок, больший спектр ресурсов и средств. Ученики по собственному желанию посещают, предлагают, разрабатывают, участвуют. Но сегодня время-то у нас ограничено и я расскажу только о  том, к чему привела меня игра. Игра – это одна из интерактивных форм, наиболее часто используемых из-за своей пластичности и адаптивности соответственно школьному возрасту. 
В своей педагогической практике я  активно использую данную форму.  В 5 классе ребята уже сами изготавливают, а также апробируют на своих одноклассниках и сверстниках  игры, типа «ходилок», «гонок», «догонялок» и т.д. Они с энтузиазмом рисуют игровое поле, иллюстрации к вопросам и т.д. К 7-8 классу совместно с учителем информатики мы интегрируем компьютерные и коммуникативные техники и ребята уже изготавливают компьютерные игры, в которые с удовольствием играют как в школе, так и дома. Мы с ребятами и не заметили как познавательная игра «Вся сила в правде» – переросла в большой городской социальный проект «Мои права– мое богатство».
Мы с ребятами не устаем играть, ведь учебных игр – большое множество. Очень широко используется такая форма – как ролевая игра, фрагментами данной техники мы и сегодня на семинаре неоднократно пользовались. Реже мы с вами используем форму деловой игры, возможно из-за того, что подготовка к ней затратна по времени и трудоемка в целом. В традиционной методологии деловая игра– рассматривается как форма модельного семинара. Чаще всего она применяется для взрослых. Но мы рискнули: четыре педагога и представители нашей администрации. Сценарий деловой игры «Муниципальное самоуправление: история и современность» был разработан совместно с учениками. Инициативная группа учащихся на себе в течении нескольких недель апробировала сложную правовую информацию и преобразовывала ее для своих сверстников. Школьники на игре совместно с представителями администрации искали ответ на вопрос: «Почему органы самоуправления испытывают трудности в своей деятельности?».  Процесс игры увлек всех участников, были выдвинуты гипотезы, предложены идеи выхода из проблемных тупиков. Сотрудники администрации отметили необходимость и полезность таких мероприятий. Возможно, и эта игра станет для инициативной группы ребят первым шагом к крупному социальному проекту.
Мои ученики взрослеют, становятся серьезнее и наши игры, превращаясь  сначала в школьные, а затем и городские проекты.
Вся наша жизнь – игра!
Мы вам предоставляем такую возможность – поиграть с нами, поиграть между собой. Каждой группе выдается задание, которое необходимо будет представить в виде рекламного ролика (Приложение 5).

Очень важно создать условия на окончательном этапе, чтобы каждый ученик отрефлексировал себя, подвёл итоги и оценил свой вклад в общее дело. Мы предлагаем сейчас вам отрефлексировать себя, но не каждому выпадет такой случай в целях экономии времени, а лишь тому, кто найдёт под своим стулом стикер.
Приложение 1 (слайд 11)
А о  том, достигла ли  реклама своей  целевой аудитории , мы увидим с  помощью элементов так называемой  интерактивной доски.
Одним нажатием кнопки  вы сможете выразить свое мнение, а мы– увидим, достигнута ли цель  нашей совместной работы с вами в целом на семинаре,
где вы из просто слушателей стали  соорганизаторами. Давайте поругаем или похвалим себя!  
Приложение 1 (слайд 12)
Несмотря на все опасности  и трудности, которые могут возникнуть при использовании интерактивных форм и методов обучения
Приложение 1 (слайд 13)
Эффективность от применения их не вызывает сомнений.
Приложение 1 (слайд 14)
Ведь они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся
Приложение 1 (слайд 14)
И являются условием для самореализации их личности.
Приложение 1 (слайд 15)
Спасибо за сотрудничество!
Благодарим за внимание!
Материалы вы можете получить в методическом кабинете  в электронной версии.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как проводить семинар успешно и эффективно: мои фишки

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Частенько мы оказываемся пред пристальным взглядом аудитории. Некоторые с этим не хитрым делом, связаны узами работы, для кого-то, это может быть хобби или приятное времяпрепровождение, поскольку есть чем поделиться с группой людей.

И в том, и в ином случае, нам хочется эффектно блеснуть навыками. Поразить знаниями и расположить к себе слушателей. Доводилось ли вам краснеть на выступлении, за свой внезапный ступор или вещание полной ахинеи в момент волнения?

Если да, то моя сегодняшняя статья, будет крайне полезна для вас. Ведь мы будем пытаться найти ответ на незамысловатый вопрос. Как проводить семинар ярко и результативно? Каким образом приручить панику и, открывшись людям, заряжать их полученными знаниями и положительной энергией?

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Заработать звание «успешный спикер», не так уж и просто. Для этого нужно приложить определенные усилия, овладеть хитрыми фишками и конечно же, применять усвоенные азы на практике.

Вам ведь нравится слушать искусного мастера словотворства? Намного приятней следить за человеком, понимающим что он говорит, как и главное зачем! Если вопрос построения структуры семинара до этого был проигнорирован вами, то, думаю, после сегодняшнего материала, вы станете более грамотно относиться к правильной организации своего публичного выступления.

Итак, семинар — это очень популярный способ обучения и трансляции информации. К тому же, это касается различных областей знаний. Если вам в скором времени доведется провести нечто подобное в группе людей, а вы не знаете как это сделать, то воспользуйтесь советами, которые я для вас подготовила.

 

Совет 1. Планирование

Идеальное соотношение разделов в семинаре — это деление на три основных этапа. Я опущу часть приветствия и знакомства, а упомяну теоретическую часть, практику и конечно же практические упражнения.

Понятное дело, что соотношение этих рубрик, будет напрямую зависеть от темы вашего предлога собраться и сложности усваиваемого материала. В особых случаях, можно попробовать заменить тренировочные задания и практику, двусторонним общением, что компенсирует нехватку коммуникации с слушателем.

И еще один важный аспект. Прежде, чем расписывать и наполнять материалом ваш личный сценарий мероприятия, стоит заранее определиться с формой повествования: это клубный семинар или мастер-класс? А быть может, это вебинар? Тренинг или презентация?

Подумайте над тем, как вам будет легче раскрыть тему и какими инструментами стоит воспользоваться?

 

Совет 2. Организация пространства

Перед тем, как начать выступление, следует внимательно проверить необходимое оборудование. Вам уж точно понадобятся стулья, вода в бутылках, канцелярские принадлежности для анкет или заметок.

Если вы выбрали форму вебинара, нужно заранее установить на ноутбук соответствующие софты или программы по примеру Skype. Это сделает выступление более динамичным, современным и познавательным.

Для семинара клубного, который традиционно проводится за чашкой ароматного кофе или чая, потребуется подготовить провиант и продумать вкусные припасы.

И учитывайте, что вам скорее всего пригодиться дополнительное, а главное надежное оборудование. Если аудитория будет насчитывать огромное количество людей, то в отсутствии микрофона, вы рискуете быть неуслышанным и сорвать голос. Неплохо смотрится и трибуна, поднимающая спикера над основной массой людей, позволяя не упускать малейшие нюансы.

 

Совет 3. Начало начал

Что касается начала вашего выступления. Прежде всего, необходимо представиться аудитории. Помимо ФИО, я посоветую вам назвать регалии и представляемую компанию или должность.

Если на вашем мероприятии присутствует около 10 человек, попросите их представиться аналогичным способом. Во-первых, это создаст более дружелюбную и домашнюю атмосферу, во-вторых, на групповых заданиях или упражнениях им будет комфортней общаться друг с другом.

Если встреча предназначена для более широких масс, то, увы, возможности познакомиться с ними у вас не предвидится.

 

Совет 4. План встречи

Конечно же, каждому из присутствующих, хочется понимать программу, на которую они пришли, выделив определенное количество времени. Растекаться по древу и превращать план в полную импровизацию, я вам не посоветую.

Огласите основные рубрики семинара, дабы в начале подготовить людей к тому, что ей предстоит услышать.

Если вы заранее сделали программку и разложили по посадочным местам, все равно бегло пройдитесь по ключевым этапам встречи.

 

Совет 5. Следите за фокусировкой

Наблюдения исследователей, говорят нам о том, что удерживать фокусировку и внимание людей более чем 20-30 минут очень трудно. Аудитория не воспринимает аудио поток и откровенно устает.

Для того, что бы избежать такого нюанса, я посоветую вам, перебивать собственный монолог заданиями и практическими упражнениями.

Так же, прекрасно рекомендуют себя ответы на вопросы. Иногда тема дискуссии может касаться сложных вещей и уяснить ее сразу, может быть сложно. Поэтому, выделяйте время для общения со слушателем.

Выбирайте те вопросы, ответы на которые предотвратят возникновение второстепенных и вытекающих. Таким образом вы исключите возможность повторений и еще раз разжуете материал.

Каким бы интересный контент не был, помните о том, что выступление рассчитано не для вас, а для пришедших в аудиторию людей. Следите за реакциями, репликами и всеобщим настроением.

Старайтесь подавать сводки интересно и в форме живого рассказа. Читать с листа я вам не рекомендую. Это привнесет в зал чувство роботизированности и замкнутости, а так же неуверенности спикера.

Тренируйтесь излагать материал интересно. Так, если бы вы презентовали его близким или своим детям. Отсекайте стремление халтурить и не выкладываться на полную. Разнообразьте диалог видео сюжетами, разминками и перерывами для юморных перебивок или воспоминаний из жизни по теме.

 

Совет 6. Задания

Подготовьте задания для присутствующих заранее. Например, в распечатанной форме. Таким образом вы сэкономите время, разложив их на стуле гостей.

Задействуйте всех членов мероприятия. Распределите коллективные и индивидуальные упражнения так, чтобы у аудитории не возникло ощущение «одних и тех же игроков на поле».

Не выделяйте личностей из общего числа пришедших. Такой прием говорит о некомпетентном поведении и раздражает людей. Держитесь уверенно, добродушно и как можно отзывчивей.

 

Совет 7. Бумажное подтверждение

Особым, ритуальным свойством обладает сертификат или свидетельство о том, то слушатель успешно прошел тот или иной курс дополнительного обучения выбранной темы.

Я советую вам оставить свои личные контакты и post-материалы, в которых вы обозначите программу на дальнейшие встречи, тренинги или мастер-классы.

Обязательно поинтересуйтесь по окончанию семинара у аудитории, что конкретно им понравилось? Какая информация была наиболее полезной и ценной? И что следует улучшить? Обратная связь в таком поприще не просто важна, она основополагающая!

 

Друзья, вот и подошла к концу сегодняшняя статья.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вам удавалось проводить подобные мероприятия? Какие инструменты помогали вам реализовать семинар успешно? И с какими сложностями доводилось сталкиваться?

До встречи на блоге, пока-пока!

elenarou.ru

Советы рукодельницам