Движение Земли вокруг своей оси и Солнца

ТЕМА УРОКА: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.

Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.

Задачи урока:

Обучающая:

  • Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.

Развивающая

Воспитательная

 Воспитание инициативности и уважения друг к другу.

Оборудование: Модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, раздаточный материал

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и целей урока.

  3. Изучение нового материала:

Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.

  • Что такое Вселенная? Галактика?

  • В какой Галактике находится наша планета?

  • Какие небесные тела движутся вокруг Солнца? Какие планеты вам известны? Какую форму имеют планеты Солнечной системы?

  • Вам уже известно, что Земля совершает оборот вокруг своей оси. Как называется оборот вокруг своей оси (Сутки).

  • За какой период Земля совершает оборот вокруг Солнца? Как называется оборот вокруг Солнца (Год).

  1. Земля-часть Вселенной.  Работа с текстом (стр8-9).

  2. Земля-часть Солнечной Системы.

А) Сообщение учащегося об уникальности Земли (Презентация: слайд 5)

Б) Работа с учебником по схеме на стр.12-13

Земля- третья планета т Солнца, форма Земли — геоид.

Земля удалена от Солнца на 149 млн. км.

Орбита Земли-элипс (930 млн. км), близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Расстояние в афелии (наибольшее)-152 млн. км.

Расстояние в перигелии (наименьшее)-147 млн. км.

  1. Вращение Земли вокруг своей оси.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток против часовой стрелки (если смотреть с Полярной звезды, рис.8, стр.10). Кроме того земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50

  1.  Показ модели Земли: «Вращение вокруг своей оси». 

  2. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. (Ребятам предлагается работа в парах с текстом учебника, результатом работы являются основные выводы).

  • Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км.

  • Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево.

  • Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки).

  • Смена часовых поясов.

  1. Движение Земли вокруг Солнца .

  2. Вы уже знаете, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за год = 365суток, 6 часов,9 минут. Земля движется, по орбите со скоростью 30км\сек. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50 и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года.

  3. Работа с «Моделью  вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

  4. Положение Земли в разные сезоны года, распределение солнечного света и тепла на Земле.

Учитель ставит модель в летнее положение (1) для северного полушария:

  • Какая часть Земли получает больше тепла? (северное полушарие)

  • Где сейчас лето? (северном)

  • На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (с.т.)

Эта воображаемая линия-параллель 23,50 с.ш. и ю.ш. называется тропиками.

Самостоятельно находят тропики и дают определение.

Тропик-линия, над которой Солнце бывает в зените.

Зенит-наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.

  • Где на земном шаре день равен ночи круглый год (экваторе).

  • Где на Земле Солнце не заходит за горизонт? (на полюсах).

Учитель обращает внимание учеников на такое явление: полярная ночь и полярный день.

Ученики самостоятельно находят полярные круги и дают определение.

Полярный круг-параллель 66,50. В области от полярных кругов до полюсов наблюдается полярная ночь.

  1. Закрепление (работа с таблицей, задача, тесты)

Составление таблицы: «Освещение Земли Солнцем в разное время года»

ДАТА

СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ

ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ

22 июня — день летнего солнцестояния

В северном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)

На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день 

В южном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь

23 сентября – день осеннего равноденствия

День=ночи.

Солнце в зените над экватором

День=ночи.

Солнце в зените над экватором

22 декабря – день зимнего солнцестояния

В северном полушарии — зима.

День короче ночи.

На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь

В южном полушарии — лето

День длиннее ночи

Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)

На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день 

21 марта–   день осеннего равноденствия

День=ночи.

Солнце в зените над экватором

День=ночи.

Солнце в зените над экватором

ТЕСТЫ:

1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь?

1) 80 ° с.ш                3) 45 ° ю.ш

2) 45 ° с.ш.                 4) 80 ° ю.ш

2. Солнце бывает в зените над экватором

1) 22 декабря и 21 марта            3) 21 марта и 23 сентября

2) 23 сентября и 22 июня                4) 22 декабря и 22 июня

3. 22 декабря Солнце находится в зените

1) 23,5 ° с.ш         3) 10 ° ю.ш

2)10 ° с.ш                4) 23,5 ° ю.ш

4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените

1) 20 ° ю.ш                2)65 ° с.ш

3) 40 ° с.ш                4) 80 ° ю.ш

5. 22 июня световой день длиннее на:

1) северном тропике        2)экваторе

3) южном тропике                4) северном полярном круге

6)  на какой из  перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи?

1)60 ° с.ш                3)2 ° с.ш.

2) о °.ш                4) 20 ° ю.ш

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: (Вариант разноуровневых дифференцированных заданий)

«3»- параграфы 3,5 и ответы на вопросы.

«4»- Выделить основные положения, связанные с вращением Земли вокруг Солнца и оси и  их географические следствия (пар.3,5).

«5»- подготовить сообщения о Земле как уникальной планете, подготовить презентацию, итоговые задания

kopilkaurokov.ru

Урок «Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Урок «Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

 Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день  ночью и сформировать понятие  о смене времён года.

 1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Организационный момент .

    Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле — Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть  текст  и составить синквеин  о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство  Солнца с другими звёздами?

— Какое значение имеет Солнце для жизни  на Земле?

— Что было бы  с нашей планетой без Солнца ?

— Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

  Вступительное слово учителя.

 На прошлом  уроке  мы с вами  узнали , что Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. А сегодня  на уроке мы с вами увидим , как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле  сменяются день и ночь.  Страница №1

Практическая работа.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится  прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается  вокруг Солнца).

— А что ещё заметили?  (Земля вращается  сама).

— Земля вращается вокруг своей  оси , и Солнце освещает  сначала одну сторону , а затем другую.

Вывод . Там где  солнечные лучи  освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь. Страница №2

— Вы открыли  тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и  вращается вокруг своей оси.

 Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

— Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей  имеет вращение Земли вокруг своей оси?

3. Физкультминутка  танцевальная физ.минутка  «Времена года»

 

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

 Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

 Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето. Страница №3-4

 

4.  Работа учебником

    (Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

— Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

— Бывает ли такое  положение  Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

— От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

—  Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное  и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина  таких перемен заключена  в движении Земли вокруг Солнца.

 

   6. Итог урока.

— Что происходит на Земле  из-за вращения  её вокруг своей оси ?

— Почему Солнце по-разному  освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один  полный  оборот  вокруг Солнца?

Найди правильный ответ .Страница №5

 

1. Одна шестая часть суток составляет…

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

2.В трёх сутках …

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с>240c, б)7 мин30с>730с

в)2суток<12 ч

7. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитать текст .

Исследовательская работа.»Почему  многие  восточные народы  празднуют Новый год(Наурыз)22 марта?»

 

    

 

Просмотр содержимого документа
«Урок «Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» »

Урок «Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

 Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день  ночью и сформировать понятие  о смене времён года.

 1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Организационный момент .

    Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле — Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть  текст  и составить синквеин  о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство  Солнца с другими звёздами?

— Какое значение имеет Солнце для жизни  на Земле?

— Что было бы  с нашей планетой без Солнца ?

— Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

  Вступительное слово учителя.

 На прошлом  уроке  мы с вами  узнали , что Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. А сегодня  на уроке мы с вами увидим , как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле  сменяются день и ночь.  Страница №1

Практическая работа.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится  прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается  вокруг Солнца).

— А что ещё заметили?  (Земля вращается  сама).

— Земля вращается вокруг своей  оси , и Солнце освещает  сначала одну сторону , а затем другую.

Вывод . Там где  солнечные лучи  освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь. Страница №2

— Вы открыли  тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и  вращается вокруг своей оси.

 Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

— Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей  имеет вращение Земли вокруг своей оси?

3. Физкультминутка  танцевальная физ.минутка  «Времена года»

 

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

 Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

 Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето. Страница №3-4

 

4.  Работа учебником

    (Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

— Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

— Бывает ли такое  положение  Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

— От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

—  Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное  и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина  таких перемен заключена  в движении Земли вокруг Солнца.

 

   6. Итог урока.

— Что происходит на Земле  из-за вращения  её вокруг своей оси ?

— Почему Солнце по-разному  освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один  полный  оборот  вокруг Солнца?

Найди правильный ответ .Страница №5

 

1. Одна шестая часть суток составляет…

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

2.В трёх сутках …

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с240c, б)7 мин30с730с

в)2суток

7. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитать текст .

Исследовательская работа.»Почему  многие  восточные народы  празднуют Новый год(Наурыз)22 марта?»

 

    

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по познанию мира на тему «Движение Земли вокруг Солнца» (4 класс)

Кистнер Татьяна Дмитриевна

ГУ «Люблинская средняя школа»

Учитель начальных классов 1 категории

Познание мира 4 класс

Тема: Движение Земли вокруг Солнца.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: путешествие.

Аннотация к уроку познания мира.

Урок разработан в соответствии с ГОСО. На данном уроке прослеживается использование всех 7 модулей. Используются следующие инновационные методы: ИКТ, метод проекта, проблемное обучение. Урок построен с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.

SMART цель: за урок учащиеся узнают особенности движения Земли вокруг Солнца.

Ресурсы урока: презентация, научный фильм «Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года». Отрывок из мультсериала Фиксики «Глобус», тестовые задания, сумки помогаторы, ободки с изображением и названием Фиксиков, картинки с изображением вещей, 4 маленьких пакета,клей, 2 ватмана, картинки солнца (8шт), картинки «Времена года»(по 2), «Роза ветров», кружочки по количеству учащихся, медали.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует гостей, учащихся. Читает стихотворение. Формирует группы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

— Здравствуйте уважаемые гости , ребята! Сегодня урок у нас пройдёт в не обычной школе, а в школе для Фиксиков. Для того чтобы войти в класс, мы должны одеть на голову вот такие ободки с названиями Фиксиков «Нолик» и «Симка», наши уважаемые гости -«Дедус», а я буду «Учителиусом» -проводником в школе.

-Ну что готовы, заходим.

— А вы знаете, для чего нам нужны эти красивые сумки?

— Как и у Фиксиков, у вас на уроке будут помогаторы. Что такое помогатор- это набор инструментов необходимые для нашего урока.

— Дети, вам тепло? (Да)

— В классе светло? (Да)

— Прозвенел уже звонок? (Да)

— Значит, закончился урок? (Нет)

— Только начался урок? (Да)

— Хотите учиться? (Да)

— Значит, можете садиться.

2 Проверка домашнего задания.

Учитель задаёт вопросы учащимся. Показывает отрывок из мультсериала Фиксики, отрывок из серии «Глобус». Организует работу с тестом по теме «Вращение Земли вокруг своей оси». Показывает слайд.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Смотрят отрывок серии «Глобус». Выполняют тестовое задание. Взаимопроверяют рабочие листы с ответами учащихся по слайду.

— Ребята, над какой темой вы работали на прошлом уроке?

— Правильно «Вращение Земли вокруг своей оси».

— Я вам предлагаю посмотреть отрывок мультсериала Фиксики «Глобус», для дальнейшей работы на уроке.

— Посмотрели, а сейчас вы выполните тест. Тест состоит из 6 вопросов, на каждый вопрос только один правильный ответ. Будьте внимательны. Время пошло

Тест.

  1. Как называется планета, на которой мы живём?

а) планета Земля;

б) планета Марс;

с) Луна.

2. Как движется Земля?

а) вокруг Луны;

б) вокруг своей оси;

с) вокруг других планет.

3. Благодаря чему все предметы не улетают с Земли?

а) сила присасывания;

б) сила притяжения;

с) сила отрывания.

4. Сколько оборотов делает за сутки Земля?

а) 1

б) 3

с) 4

5. Из- за чего происходит на Земле смена дня и ночи?

а) кручения;

б) стояния;

с) вращения.

6. В какой части света восходит Солнце?

а) на юге;

б) на западе;

с) на востоке.

Взаимопроверка.(сопровождается показом слайда)

Критерии оценки:

«5»- 6б

«4»- 5б

«3»-4б

«2»-3б

-Поднимите руки, у кого за работу оценка «5», «4», «3», «2».

— Умницы, вы порадовали меня, гостей и Фиксиков своими знаниями.

3 Сообщение темы урока.

Учитель загадывает загадки. Задаёт вопросы учащимся.Показывает слайд с изображение времён года.

Учащиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.

— Отгадайте загадку.

Без него плачемся,
А как появится – 
От него прячемся.
(Солнце)
— Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На Земле будет темно и холодно.)
— Какое ваше самое любимое время года? Хотелось бы вам, чтобы лето длилось круглый год? Но так на свете не бывает. После жаркого лета что наступает?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
— После осени?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
— Что приходит на смену снегу и метелям?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
— Какое время наступает после весны? (Опять лето.) И так происходит из года в год.
— Сформулируйте тему нашего урока. 
— Да, сегодня мы объясним причину смены времен года.

4.Формирование новых знаний.

Учитель показывает научный фильм «Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года». Задаёт вопросы. Показывает слайд с изображением солнечных лучей.

Учащиеся смотрят научный фильм. Отвечают на вопросы учителя.

— Я предлагаю посмотреть научный фильм «Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года», который поможет нам узнать из- за чего происходит смена времён года.

– За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

— Что происходит в это время на земле? (Смена времён года)

– Какое время года будет, когда Солнце освещает поверхность?
– Какое время года будет, если Солнца нет?
– Какое время года будет на участке земной поверхности , которая отклонена от Солнца? (Зима)
– Какое время года будет на участке земной поверхности , которая повернута к Солнцу? (Лето)
– Какие еще времена года бывают на Земле? Почему? (Когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушарие- весна и осень).

5 Физминутка «Непоседа»

Учитель проводит подвижную игру под музыкальное сопровождение.

Учащиеся выполняют задания учителя.

6. Закрепление изученного.

Учитель организует работу групп. Знакомит учащихся с заданием. Организует проверку. Показывает слайды.

— Для вас Фиксики приготовили задание.

Ситуация: «Наступили зимние каникулы. Алмата и Вику родители отправили в путешествие. Алмат полетел в Астану, а Вика – в Австралию. Помогите ребятам собрать вещи в чемодан».

Список вещей: пальто, купальник, солнечные очки, зимние ботинки, шарф, варежки, сланцы, панама, шорты, майка, шапка».

Учащиеся работают в группах. Выполняют задание учителя. Объясняют свой выбор.

Сообщение «Между прочим…»

Учитель организует и слушает сообщения учащихся.

Учащиеся: 4 ученика рассказывают за раннее подготовленный материал. Остальные учащиеся внимательно слушают.

В жарких странах тоже бывает смена времен года, она только выражается по-иному, не как у нас, в средних широтах.

В Индии зима — это время жестокой засухи, от которой страдает все живое. В это время дуют зимние муссоны — с суши на море. Весной, муссоны меняют направление, они начинают дуть с моря на сушу, приносят с собой влагу, обильную, напитывают влагой высохшую, жаждущую землю. Природа оживает. Наступает сезон дождей. А дожди там льют как из ведра — не отдельными струями, а сплошным потоком!

Мало отличаются друг от друга времена года на Крайнем Севере — в Арктике, или на Крайнем Юге — в Антарктике. Там всегда стоит зима. Настоящего тепла никогда не бывает, и снег только кое-где оттаивает сверху, обнажая мерзлую землю. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом Солнце ходит по небу круглыми сутками, не опускается за горизонт, но лучи его хотя светят хорошо, а греют плохо: они падают косо, как бы скользят по поверхности.

И все же под высокими северными широтами бывает что-то похожее на наши весну и лето, кое-где даже распускаются скромные северные цветы, а на скалистых островах северных морей гнездятся морские птицы.

В Антарктике в это время зима, жесточайшие морозы и ветры. Стоит полярная ночь. Летом туда приходит солнце, и там оно светит день и ночь, но тепла от этого не прибавляется. В Южном полушарии под высокими широтами климат куда суровей, чем в Северном. Выше нуля температура никогда не поднимается.

7. Проектная деятельность.

Учитель организует работу групп. Объясняет выполнения задания (проект). Проводит ТБ работы с клеем.

Проект «Времена года»

ТБ с клеем. Помогатор (клей, рисунки, ватман)

На столе у вас лежит ватман, он разделён на четыре части.

— Как вы думаете почему? (4 времени года)

— Правильно, вы должны будете распределить картинки по временам года. Расположить солнце, по отношению к временам года, а в этом вам поможет. И объяснить свой выбор.

Учащиеся составляют проекты в группах. Защищают свои проектные работы.

Защита проектов.

8. Рефлексия.

Учитель показывает плакат «Роза ветров». Объясняет задание учащимся.

Перед вами «Роза ветров». Она состоит из линий ,на каждой линии есть высказывание об уроке

1линия — Я усвоил и могу рассказать другу.

2 линия — Я усвоил, но другу помочь не смогу.

3 линия — Мне ещё раз надо объяснить.

4 линия -Я ничего не усвоил.

Учащиеся работают с кружочками на плакате «Роза ветров».

9. Итог

Учитель подводит итог урока. Задаёт вопросы учащимся. Вручает медали. Показывает слайд. Объясняет домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы. Принимаю медали. Записывают в дневники домашнее задание.

— Одинаково ли солнечные лучи согревают село Люблинка весной, летом, осенью, зимой? Почему?

— В школе Фиксиков вы узнали много нового, но нам пора возвращаться в нашу школу.

— Друзья наши Фиксики прощаются с нами и на память о нашем уроке они хотели вручить медали об успешном окончании школы «Фиксиков»

— До свидания.

— Вот мы и дома, в стенах родной школы.

— Вам понравился урок в школе «Фиксиков»?

Оценки за урок.

10.Д\З прочитать параграф и составить викторину не менее 5 вопросов.

Спасибо за урок.

Учитель объясняет выполнение д/з. Учащиеся записывают в дневники.

infourok.ru

Урок по окружающему миру «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.»

Тема:  Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

                         2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

                         3) воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

а) подготовка класса к уроку;

       б) эмоциональный настрой детей;

— Нас с вами ждёт интересный урок.

— Вы боитесь трудностей?

— К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю).

в) сообщение темы и цели урока;

— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

2. Работа над материалом урока

   1) Вступительное слово учителя.

 

—   Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.  

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

    Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются  и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.

   Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.

   2) – Как же образовалась Солнечная система?

  — Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.

   Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.  

   3) Фильм «Образование Солнечной системы»

   4) Рассказ детей о планетах

— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.

   

  5) Презентация «Планеты»

   Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

   Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.  

   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.

— Кстати, продолжительность года:

Меркурий – 88 земных дней

Венера — 222  земных дня

Земля — …..     земных дней

Марс – 687 земных дней

Юпитер – 4 333 земных дня

Сатурн – 10 759 земных дней

Уран – 30 685 земных дней

Нептун – 60 190 земных дней

Плутон – 90 800 земных дней

3. Физкультминутка

  — Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.

— Земля вращается вокруг Солнца (И)

— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)

— В високосном году 365 дней (Л)

— В Солнечной ситеме 9 планет (И)

— На Венере есть жизнь (Л)

— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)

4.  Работа с частью текста на стр. 54-55.

    (Чтение текста по цепочке)

   Какие выводы можем сделать?

 

— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

      Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.

      По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

      Мы живём в Северном полушарии.

      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

      В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

— Чем это можно объяснить?

5.  Практическая работа

— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.

 6. Итог

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

     

multiurok.ru

Конспект урока на тему «ращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему «ращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» для предмета : География. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок «Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

 Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день  ночью и сформировать понятие  о смене времён года.

 1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

Ход урока:

1.       Организационный момент .

    Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле — Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть  текст  и составить синквеин  о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство  Солнца с другими звёздами?

— Какое значение имеет Солнце для жизни  на Земле?

— Что было бы  с нашей планетой без Солнца ?

— Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

  Вступительное слово учителя.

 На прошлом  уроке  мы с вами  узнали , что Солнце – источник тепла и света  для всего живого на земле. А сегодня  на уроке мы с вами увидим , как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле  сменяются день и ночь.  Страница №1

Практическая работа.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится  прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается  вокруг Солнца).

— А что ещё заметили?  (Земля вращается  сама).

— Земля вращается вокруг своей  оси , и Солнце освещает  сначала одну сторону , а затем другую.

Вывод . Там где  солнечные лучи  освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь. Страница №2

— Вы открыли  тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и  вращается вокруг своей оси.

 Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

— Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей  имеет вращение Земли вокруг своей оси?

3. Физкультминутка  танцевальная физ.минутка  «Времена года»

 

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

 Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

 Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.   Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.  За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.      Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года. В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето. Страница №3-4

 

4.  Работа учебником

    (Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

— Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

— Бывает ли такое  положение  Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

— От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

—  Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное  и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина  таких перемен заключена  в движении Земли вокруг Солнца.

 

   6. Итог урока.

— Что происходит на Земле  из-за вращения  её вокруг своей оси ?

— Почему Солнце по-разному  освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один  полный  оборот  вокруг Солнца?

Найди правильный ответ .Страница №5

 

1. Одна шестая часть суток составляет…

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

2.В трёх сутках …

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с>240c, б)7 мин30с>730с

в)2суток

7. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание.

Прочитать текст .

Исследовательская работа.»Почему  многие  восточные народы  празднуют Новый год(Наурыз)22 марта?»

 

    

docbase.org

Урок познания мира 4 класс «Движение Земли вокруг Солнца»

КГУ «Шуйская средняя школа отдела образования Атбасарского района»

Практика ценностей второй этап интегрированный урок

Познание мира Самопознания

«Познание мира сердцем

или

Движение Земли вокруг Солнца.

Смена времён года» .

Подготовила

Учитель начальных классов

Баринова И.В.

2016год

План проведения интегрированного урока познания мира и самопознания

Дата:17.02

Школа: Шуйская Класс: 4 Кол-во уч-ся: 13 Педагоги: Баринова И.В.

Тема: «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года»

Ценность: Любовь:

Качества: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к животным, не быть эгоистом, дружба, помощь другим

Цель урока:сформировать понятие о смене времен года.

Задачи урока:

Образовательные

— знакомить учащихся с движением Земли вокруг Солнца.

Развивающие

— Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы

Воспитывающие

— Воспитание любви и бескорыстного исполнения обязанностей

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Тип урока: интегрированный.

Методы: частично – поисковый, логический, самостоятельная работа

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний.

  5. Задание на дом, подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Сегодня мы будем изучать не просто познание мира, а у нас сегодня познание мира сердцем

Позитивный настрой  Концентрация на свет. (музыка  «Хрустальная  грусть»)

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать  всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света  и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее  и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.  Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

      Вопрос:

   — Расскажите, что вы чувствовали?

-Сегодня мы будем изучать не просто познание мира, а у нас сегодня познание мира сердцем.

СлайдВидео «Притча о солнце и ветре»

(Притча-это рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины.)

— Солнцеи Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца,  повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем суть данной притчи?

2.Почему солнце оказалось сильнее ветра?

3. А в вашей жизни был пример того что получалось лучше с помощью доброты, а не силы?

Учитель:Солнце – это пример безусловной любви и терпения. Солнце светит всем одинаково, без различия цвета кожи, нации, религии. Когда люди прячутся в дома, оно остаётся за дверью и терпеливо ждёт, чтобы немедленно появиться, как только в нём возникнет необходимость. Солнце – это великий пример чистой бескорыстной любви. Чистая любовь любит всех одинаково и не просит ничего взамен, она терпелива, и если твоё сердце открыто, то она немедленно войдёт туда.

— Сегодня нам предстоит ответить на очень интересный вопрос: «А одинаково ли Солнце согревает землю?

  1. Повторение

1.- Что такое глобус? Это модель Земли

2.- Как выглядел первый глобус? «Земное яблоко» металлический шар, обтянутый географической картой.

  1. — Кто создал глобус? Немецкий путешественник и географ Мартин Бейхамв 1492 г.

  2. — Что такое сутки? Вращение земли вокруг своей оси за 24 часа называется сутками

  3. — Сколько часов в сутках?

  4. — Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

  5. Как происходит смена дня и ночи? В результате вращения Земли вокруг своей оси.

Изучение нового материала.Научный фильм

Учитель:Итак, оказывается, что смена времён года происходит на Земле потому, что ось вращения Земли наклонена к пути, по которому Земля движется вокруг Солнца.

А если бы не было наклона земной оси, если бы она была расположена к пути Земли вокруг Солнца под прямым углом? То что бы было?

Ответ

В любом месте на Земле суточный путь Солнца над горизонтом оставался бы в течение года неизменным. И не было бы тогда ни весны, ни лета, ни осени, ни зимы. Весь год погода в отдельных местах на Земле была бы приблизительно одинаковая: у земных полюсов всего холоднее, на экваторе всего жарче. Но смены времён года не существовало бы.

Творческая работа.Работа в группахоформление проектов (солнышко трех цветов)

Что происходит в природесо сменой времен года?

  1. В жизни животных

  2. В жизни растений

  3. В жизни людей

Защита проектов

Учитель: Земля – это пример бескорыстного исполнения своих обязанностей. Каждые сутки Земля поворачивается вокруг своей оси на 360 градусов, обеспечивая людям свет для работы днём и создавая ночь для отдыха. Также Земля поворачивается вокруг солнца,определяя смену сезонов, что важно для сбора урожая, для обеспечения людей пищей. Земля – это великий пример служения людям. Бескорыстного и чёткого выполнения своих обязанностей.

Цитата. Что излучаешь то и получаешь.

Задание на дом Чтение текста «Вращение Земли вокруг Солнца». Ответить на вопросы. Исследовательская работа «Почему многие восточные народы празднуют Новый год (Наурыз) 22 марта?

Групповое пение «Солнышко»

Рефлексия

Закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы открыли для себя на

уроке, мы говорили о Движение Земли вокруг Солнца о Смене времён . о томкак важно совершать добрые дела, что вам необходимо быть добрыми, дружными любить родных, свою землю. Сохраите это в своем сердце.

Удовлетворены ли вы результатам своей работы сегодня?

Спасибо за урок! Жду вас на следующем уроке!

infourok.ru

Урок 6. Движения Земли

Урок 6. Движения Земли

Цели урока:

— объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

— составить и проанализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси», «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».

Оборудование: глобус, теллурий, учебник, таблица «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси».

Когнитивный компонент урока: осевое и орбитальное движения Земли; Северный полюс; Южный полюс; экватор; високосный год.

Деятельностный компонент урока: составление и анализ таблиц «Следствия вращения Земли вокруг своей оси»; на основе анализа схемы орбитального движения Земли давать объяснение смены времён года.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунком, терминами.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Докажите, что Солнечная система составляет лишь малую часть Вселенной.

2. Объясните вклад польского астронома Николая Коперника в науку.

3. Перечислите и покажите на карте полушарий материки и океаны, а также части света. 4. Путь Земли вокруг Солнца называется: а) галактикой; б) орбитой; в) окружностью.

5. Земля — … по счёту планета Солнечной системы: а) третья; б) восьмая; в) первая.

Изучение нового материала Главный проблемный вопрос, обсуждаемый на уроке: как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Вначале с помощью глобуса, рисунка учитель объясняет, как Земля вращается вокруг своей оси. Движение во- круг своей оси называется осевым. Полный оборот вокруг

своей оси Земля совершает примерно за 24 часа. Этот период называется сутками. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что земная ось наклонена под углом к плоскости орбиты (рис. 14 учебника). Что Земля – шар, все конечно слышали, но далеко не все смогут ответить на вопрос: а как это можно доказать? В древности люди по-разному представляли Землю. Некоторые народы считали, что Земля держится на трёх китах. Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположена Вавилония. Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. С развитием простейших астрономических наблюдений, увеличением путешествий и мореплаваний стали накапливаться сведения о форме Земли. Впервые высказал предположение о шарообразности Земли в VI веке до н.э. великий древнегреческий учёный Пифагор Самосский. По некоторым сведениям, эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Первым привёл доказательство шарообразности Земли в IV веке до н.э. знаменитый древнегреческий учёный Аристотель. Для доказательства он использовал наблюдения за лунными затмениями. Во время затмений Земля бывает повёрнута к Луне разными сторонами, но только шар всегда отбрасывает круглую тень. Продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли во II веке н.э. древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ Клавдий Птолемей. Он создал свою систему мироздания и считал, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве. Позже Аристарх Самосский, выдающийся астроном древнего мира, высказал мысль, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. К сожалению, у него было мало доказательств этой мысли. После того, как прошло около 1700 лет, польскому учёному Копернику удалось доказать вращение планет вокруг Солнца.

Первым измерил величину земного шара Эратосфен. Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной около 40000 км, что близко к действительности.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет следующие размеры:

Экватор – 40 076 км

Экваториальный радиус – 6 378км

Полярный радиус – 6 357км.

Земля совершает одновременно годовое движение по круговой орбите вокруг Солнца (против часовой стрелки) и суточное вращение вокруг своей оси (с запада на восток).

Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 9 минут, или один год. Через четыре года наступает високосный год (366 дней в году, добавляется в календаре дата 29 февраля).

Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одним полушарием, то другим. Период вращения равен 24 часам, или одним суткам. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° и всё время сохраняет постоянное направление на Полярную звезду. Учёные пока не могут объяснить причины вращения Земли и такую направленность земной оси.

Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения называют географическими полюсами (северный и южный). Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси на нашей планете происходит смена времён года, и разные части Земли получают разное количество тепла от Солнца.

Отметьте правильные высказывания словом «ДА», неправильные – словом «НЕТ».

  1. Земля имеет форму шара — ?

  2. На поверхности Земли есть всего две точки, которые не совершают осевого вращения — ?

  3. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает ровно за 365 суток — ?

  4. Земля имеет форму близкую к шарообразной — ?

Ось суточного вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты на угол, равный 66,5° — ? С помощью учителя учащиеся дают определение земной оси — воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара. Точки пересечения оси с земной поверхностью — Северный и Южный полюсы. Объяснение учителя сопровождается рисунком. Важно выявить причинно-следственные связи.

Причина Следствие Осевое вращение Земли Смена дня и ночи Для усвоения географических следствий вращения Земли вокруг своей оси учащиеся составляют схему:

Вследствие того, что Земля совершает движение вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси, на нашей планете наблюдается смена времён года.

Характерно, что наклон земной оси к плоскости земной орбиты на протяжении всего года остается постоянным.

Ежегодно наша планета занимает четыре особых положения, по которым астрономы ведут хронологический счёт времён года.

Астрономическая весна наступает в Северном полушарии 21 марта. В это время на всей Земле, кроме районов, расположенных около полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов точно на востоке, а заходит точно на западе в 18 часов. На экваторе в полдень 21 марта Солнце находится в зените, т.е. в точке, расположенной над головой наблюдателя. На Северном полюсе полярный день начинается в тот момент, когда центр Солнца не заходит за горизонт. Весна в Северном полушарии заканчивается 22 июня. В этот день здесь начинается астрономическое лето. В день летнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён в сторону Солнца. 22 июня солнечные лучи падают отвесно на линии Северного тропика. Тропиками (от греческого – «поворот») называют воображаемые окружности на поверхности Земли, расположенные на одинаковом расстоянии к северу и к югу от экватора. 22 июня Солнце в полдень находится в зените над Северным тропиком (тропик Рака), а 22 декабря – над Южным тропиком (тропик Козерога).

22 июня в день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт к северу от Северного полярного круга, а в день зимнего солнцестояния – не восходит.

Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи.Далее учащиеся в § 6 учебника находят текст, объясняющий, в чём состоит уникальность полюсов нашей планеты. Учитель говорит, что одновременно с вращением во-

круг оси Земля вращается и вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. Для объяснения этого явления используют теллурий и рис. 13 учебника. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток и 6 часов. Этот период называется годом. Далее объясняется, что такое високосный год. Затем класс вместе с учителем работает с рис. 13 (с. 23). Для этого используется текст рубрики «Шаг за шагом». При изучении рис. 13 учебника учащиеся устанавливают следующие причинно-следственные связи:

Причины Следствие

Орбитальное движение Земли; Смена сезонов года

неизменный наклон земной оси

к плоскости орбиты;

неизменное положение оси

вращающейся Земли

в пространстве

Определив по рис. 13, что происходит на Земле 22 июня,23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу, позволяющую лучше усвоить сложный материал, причём две последние колонки таблицы заполняются на следующем уроке.

Траектория, по которой Земля вращается вокруг Солнца, называется орбитой. По форме орбита близка к окружности. 21 марта, в день весеннего равноденствия, в северном полушарии начинается весна, а в южном – осень. В этот день Солнце находится над экватором и солнечные лучи падают на Землю под прямым углом. Продолжительность дня на всей планете равна ночи. 22 июня Земля обращена к Солнцу северным полюсом, поэтому северное полушарие освещено лучше, чем южное и получает больше тепла. В северном полушарии наступает лето и на северном полюсе начинается полярный день. В южном полушарии наступает зима и на южном полюсе начинается полярная ночь. В это время Земля проходит через афелий, точку в орбите, в которой она наиболее всего удалена от Солнца. Лето в северном полушарии заканчивается 23 сентября в день осеннего равноденствия. В это время лучи Солнца вновь падают на экватор под прямым углом. В Европе наступает осень, а в Австралии – весна. 22 декабря Земля обращена к Солнцу южным полюсом, поэтому южное полушарие освещено лучше, чем северное и получает больше тепла. В южном полушарии начинается лето, в то время как в северном полушарии в свои права вступает зима. На северном полюсе наступает полярная ночь, а на южном – полярный день.

Перед вами невыдуманная история. Итак, слушаем…

…Был полный штиль. Паруса бригантины бессильно обвисли. Капитан Флинт и боцман Билли Бонс сидели на нагретой палубе и от скуки рассказывали друг другу всякие небылицы. Попугай Пиастр тоже нашёл себе занятие – он с удовольствием уличал пиратов во лжи.

— Вот когда я учился в школе, — начал свой рассказ капитан Флинт. – У меня по географии была твёрдая пятёрка!

— Не вер-рю! – радостно закричал попугай и замахал крыльями.

Капитану Флинту ничего не оставалось, как обиженно нахмуриться.

— А вот у меня был как-то один случай… — мечтательно начал боцман.

— Вер-рю! – встрепенулся попугай Пиастр.

— Погоди. Я не закончил, — успокоил его боцман. _ Так вот. Плыли мы как-то по Индийскому океану в сторону Африки. Жара была, как сейчас. Даже жарче. Правда, ветерок был. Ну, им-то мы и воспользовались. Развернули корабль точно на юг и через пару часов оказались в настоящей зиме. Холод жуткий!

— Не вер-рю! – подал голос попугай Пиастр.

— Да, извини. Немного приврал, — согласился боцман. – Холода не было, а вот зима была самая настоящая. А когда она нам тоже надоела, мы поплыли на север и снова вернулись в лето. И так, меняя курс, мы пять раз за один день оказывались в зиме, и пять раз у нас наступало лето.

— Я, конечно, не знаю, но мне кажется, он врёт, — неуверенно произнёс капитан Флинт и посмотрел на попугая.

Однако попугай почистил клюв и подумал. Потом ещё немного подумал, пожал плечами, сунул голову под крыло и громко захрапел.

Вопрос: А как вы считаете, правду ли сказал боцман Билли Бонс?

Ответ: каждый раз, пересекая экватор, судно боцмана Билли Бонса перемещалось из Южного полушария в Северное и наоборот, а времена года в них не совпадают.

А сейчас проверим как вы усвоили материал. Тест

1. День 22 июня в Северном полушарии называется днём:

А) летнего равноденствия

Б) летнего солнцестояния

В) осеннего равноденствия

Г) весеннего равноденствия

2. Когда Солнце одинаково освещает как Северное, так и Южное полушарие?

А) только в день осеннего равноденствия

Б) только в день весеннего равноденствия

В) в дни весеннего и осеннего равноденствия

Г) никогда

3. В Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня:

А) осенью и зимой

Б) весной и летом

В) летом и зимой

Г) осенью и весной

4. В Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи:

А) летом и зимой

Б) осенью и зимой

В) весной и осенью

Г) летом и весной

5. На нашей планете наблюдается смена времён года благодаря:

А) движению Земли вокруг Солнца

Б) вращению Земли вокруг своей оси

В) сохранению наклона к оси

Г) всему перечисленному

Ответы: 1 – Б, 2 –В, 3 – А, 4 – Г, 5 – Г.

«5» — верных пять ответов

«4» — верных четыре ответа

«3» — верных три ответа

В завершение урока учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времён года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей.

В конце урока с целью закрепления изученного материала учитель проводит словарный диктант.

Сутки — это … .

Год — это … .

Орбита — это … .

Экватор — это … .

Тропики — это … .

Полярные круги — это … .

Домашнее задание

1. Изучить § 6.

2. Выполнить задания 1—9.

multiurok.ru

Советы рукодельницам