Понятие социальной ситуации развития — Студопедия.Нет

 

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называют социальной ситуациейразвития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выготский). Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она

полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основновой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Ребенок – часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми (Выготский Л. С.) Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.


 

Проблема обучения и развития в дет психологии. Понятие зоня ближайшего развити.

Существуют 3 подхода к данной проблеме:

1) Детское развитие независимо от процесса обучения. (Фрейд , Пиаже).

2) Обучение и развитие синонимы. (Торондайк , Уотсон , Кофка).

3) Обучение ведет за собой развитие. (Выготский , Эльконин , Давыдов).

Актуальный уровень развития– тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции). То что ребенок умеет самостоятельно.

Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях. Потенциальное развитие ребенка (с взрослым).

 

 

Роль общения в развитии ребенка. Понятие госпитализма.

 

Лисина рассматривала общение как один из ведущих факторов псих разв ребенка. В её концепции понятия общение и комуникативная деятельность — синонимы.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.



 

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии.

 

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью в ходе которого человек удавлитворяет свои потребности.

Ведущая деятельность — деятельность , при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психических новообразований человека , на той или иной ступени его развития. И закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Признаки вед. Деятельности:

1. В ней возникают и дефференцируются другие виды деятельности.

2. В ней перестраиваются основные психические процессы.

3. Происходит изменение психических особенностей личности.

Основные виды деятельности:

1. Непосредственное общение младенца (0-1) со взрослым.

2. Предметно-манипулятивная деят. в раннем возрасте (1-3).

3. Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста (3-6,7).

4. Учебная деят. Школьника (7-11,12).

5. Интимно личностное общение в подростковом возрасте (11,12-15,16).

6. Профессионально-учебная деят. (15,16-20).

7. Трудовая деят. (20-…).

Содежание и форма ведущей деят. зависит от конкретных условий в которых протекает развитие ребенка.

 

studopedia.net

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность


Социальная ситуация развития – это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”. Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским  как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.


Социальная ситуация развития младенца. Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации , связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.


Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра – мы», и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка являются важнейшим фактом психологии младенчества. Это факт говорит о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается по действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.


1-е полугодие жизни — этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во 2-е полугодие.


Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.


При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать
речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка.



biofile.ru

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ это что такое СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ: определение — Педагогика.НЭС

Социальная ситуация развития

совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).

Оцените определение:

Источник: Педагогическая психология

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Ситуация развития социальная

специфическая для каждого возрастного периода сис­тема отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка. С.р.с. обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойст­ва личности и психические новообразования.

Оцените определение:

Источник: Словарь по педагогической антропологии

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С.с.р., во-первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребенку обществом. Во-вторых, С.с.р. определяет особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причем ребенок выражает отношение к своей позиции как приятие или неприятие. С.с.р. ставит на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития личности в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка приходят в противоречие со средой, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. Вновь возникает противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями. Это противоречие разрешается путем опережающего развития психологических особенностей личности. Т.о., скачкообразное изменение С.с.р. выступает одним из существенных компонентов кризисов возрастных.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru

Социальная ситуация развития ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте

Министерство 
образования и науки РФ

Государственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Новгородский
Государственный Университет имени Ярослава
Мудрого»

    Институт 
    непрерывного педагогического образования 

 
 
 
 
 

Контрольная
работа по дисциплине дошкольная педагогика

 

Социальная 
ситуация развития ребенка 
в младенческом,

раннем 
и дошкольном возрасте

 
 
 
 

      Выполнила
студентка 3 курса группы 9666 зу Владимирова
Е.В.

Проверила________________

«____»____________2011
г.

 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ………………4

ГЛАВА
2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….…..9

ГЛАВА
3. СОЦИАЛНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В 
РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………………………11

ГЛАВА
4. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ.………………………………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Положение
о значении социальной среды и 
общения ребенка с взрослыми и
сверстниками для психического развития
и формирования личности является общепризнанным
в современной психологии. Однако вопрос
о механизмах влияния социальной среды
на развитие человека интерпретируется
по-разному в зависимости от теоретической
модели развития, принимаемой в различных
школах и направлениях – бихевиоральной
психологии, теории социального научения,
эпигенетическом подходе, модели экологических
систем, психологии операционального
развития интеллекта, культурно-историческом
подходе. В учение о структуре и динамике
психологического возраста Л.С. Выготский
ввел понятие социальной ситуации развития
как важнейшей характеристике возраста,
раскрывающей отношения ребенка и его
социального окружения. Возрастная специфика
и содержание категории социальная ситуация
развития в стабильных и кризисных возрастах
были подвергнуты глубокому теоретическому
и экспериментальному анализу в работах
отечественных психологов (Л.И. Божович,
В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин,
Д.И. Фельдштейн и др.). Было показано, что
особенности социальной ситуации развития
решающим образом определяют направление,
содержание и характер развития ребенка
в нормативном пространстве возрастного
развития. Вместе с тем в современной детской
психологии все более остро осознается
необходимость конкретизации понятия
«социальная ситуация развития ребенка»
как в теоретическом отношении, так и для
решения неотложных и важных задач оптимизации,
профилактики и коррекции психического
развития детей.

 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ:
    СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
    РАЗВИТИЯ

 

      Одно 
из центральных понятий возрастной
(детской) психологии является понятие
«социальная ситуация развития». Это понятие
было введено Л.С. Выготским, раскрывая
через него понятие «возраст».

      Л.С.
Выготским (1930) была сформулирована идея
социальной ситуации развития, «системы
отношений между ребенком данного возраста
и социальной действительностью как «исходного
момента» для всех динамических изменений,
происходящих в развитии в течение данного
периода и определяющих «целиком и полностью
те формы и тот путь, следуя по которому
ребенок приобретает новые и новые свойства
личности». Этот тезис Выготского принят
как важнейший теоретический постулат
концепции развития личности. В советской
педагогической и возрастной психологии
он не только никогда не опровергался,
но и постоянно использовался как основополагающий
(Л.И. Божович, 1968). По определению Л.С. Выготского,
социальная ситуация
развития – это «совершенно
своеобразное, специфическое
для данного возраста,
исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей
его действительностью,
прежде всего социальной».

     «Социальная
ситуация развития представляет собой
исходный момент всех динамических изменений,
происходящих в развитии в течение данного
периода». Она полностью определяет формы
и пути развития ребенка, виды деятельности,
приобретаемые им новые психические свойства
и качества. В рамках социальной ситуации
развития возникает и развивается ведущий
тип деятельности.

      Чтобы
в полной мере понять мысль Л.С. Выготского,
необходимо рассмотреть представление
о социальной ситуации развития в контексте
его идей о соотношении
реальной и идеальной
форм.

      Как
пишет Л.С. Выготский: «Можно ли себе
представить, что когда самый 
первобытный человек только-только
появляется на Земле, одновременно с этой
начальной формой существовала высшая,
конечная форма – «человек будущего»
и чтобы эта идеальная форма как-то повлияла
на первые шаги, которые делал первобытный
человек? Невозможно себе это представить…
ни в одном из известных нам типов развития
никогда дело не происходит так, чтобы
в момент, когда складывается начальная
форма… уже имеет место высшая, идеальная,
появляющаяся в конце развития, и чтобы
она непосредственно взаимодействовала
с первыми шагами, которые делает ребенок
по пути развития этой начальной, или первичной
формы».

       
Представление об идеальной форме 
сложно и многоаспектно. В несколько
упрощенном виде можно понять его следующим
образом. Современная человеческая культура
есть мир идеальных объектов. Это означает,
что не только материальные «вещи», но
и образы, идеи, символы и знаки – все это
мир культуры, предстоящий человеку. «предстоящий»
означает «стоящий перед». Человек, развиваясь,
встречается не только с реальными людьми,
но и с миром идей, представлений, а также
с миром человеческих действий. Весьма
упрощенно можно проиллюстрировать это
на следующем примере. Семимесячный малыш
ползает, но все окружающие его взрослые
ходят. Развитие моторики ребенка от ползания
к ходьбе происходит не стихийно. В данном
примере ползание есть реальная форма
действия, а ходьба – высшая, идеальная.

      Другой 
пример. В современном обществе весьма
значимой является идея самостоятельности.
Существуют действия, поступки, которые
можно понять и объяснить как самостоятельные.
По мере взросления человек все чаще сталкивается
с требованием самостоятельности. И он
начинает действовать так, чтобы его признали
самостоятельным. Это означает, что его
действия изменяются не стихийно, не случайно,
а относительно некоторой идеи – идеи
самостоятельности.

      По 
мысли Л.С. Выготского, мир идеальных
(высших) форм, мир культуры есть источник,
из которого ребенок черпает образцы или
образы. Идеальные, культурные образы
обнаруживаются, сравниваются с собственными
действиями ребенка. Это сравнение и есть
источник развития.

      Развитие 
происходит не слепо, а целенаправленно.
Л.С. Выготский считает, что детское
развитие, понятое таким образом, есть
уникальный тип развития. Сравним его,
например, с эволюцией по Ч. Дарвину. Там
изменяющиеся условия жизни (например,
резкое изменение климата) требуют быстрого
приспособления. Особи, которым удалось
приспособиться, выживают и дают потомство,
остальные – исчезают. При этом заранее
никогда нельзя сказать, какой именно
тип приспособления будет оптимальным.
В детском же развитии сразу же, исходно,
существует не только реальная форма действия,
но и та, которую ребенку еше предстоит
достичь.

      По 
определению Л.С. Выготского, среда
выступает в развитии ребенка в роли источника
развития, поскольку именно в ней «живут»
идеальные, высшие формы.

      Какова 
роль в этом процессе взрослого? Взрослый
оказывается посредником между ребенком
и миром высших, идеальных, культурных
форм. Он задает образцы действия, которые
ребенок в процессе своего развития осваивает
(присваивает, делает своими). Ребенок,
например, не просто сам учится пользоваться
ложкой. Он прежде видит, как ложкой пользуется
взрослый, затем вместе со взрослым пытается
сделать это самостоятельно. Взрослый
подчас просто берет ручку ребенка с ложкой
в свою, и так они вместе действую ею. И
лишь позже ребенок начинает сам пользоваться
орудиями. Взрослый, таким образом, не
просто помогает ребенку, но и выстраивает
последовательность доступных ребенку
действий по овладению орудием.

      Понятие
социальной ситуации
развития акцентирует 
крайне важное соотношение:
среда (прежде всего 
социальная) и
отношение
ребенка к этой среде.

      Среда
– понятие неопределенное. Среда 
бесконечна, в ней как бы изначально присутствует
все, определяющим же является лишь то,
что «воспринимается» ребенком, к чему
он «относится». Например, над кроваткой
ребенка вешают игрушки уже в конце первого
месяца жизни, тянуться же к ним, видеть
их, «относиться» к ним ребенок начинает
позже. Таким образом, для определения
картины детского развития следует не
просто описать среду, в которой объективно
находиться ребенок, но выделить те компоненты
среды, к которым у ребенка возникло или
лишь возникает некоторое отношение. Итак,
среда – это не обстановка развития, которая
в силу заключенных в ней качеств уже тем
самым определяет развитие ребенка, воздействия
среды сами меняются в зависимости от
того, через какие возникшие психологические
свойства они преломляются.

      Таким
образом, Л.С. Выготский фактически выделяет
две характеристики социальной ситуации
развития: объективную – среду и субъективную
– отношение ребенка к определенным компонентам
среды – и на их сопоставлении строит
свою концепцию возрастного развития.

      Говоря
о социальной ситуации развития, следует
учитывать одно важное обстоятельство.
Социальная ситуация развития – это отношение
ребенка к среде, прежде всего, социальной.
Но если это понятие определяет возраст,
то это означает, что существует последовательность
ситуаций развития, соответствующих отдельным
возрастам. Однако в самом определении
о такой последовательности не говорится.
Если же возраст – это отношение, то отношение
может постепенно меняться, и тогда развитие
– это не последовательность стадий, а
череда микроизменений. Как же тогда возникло
представление об отдельном возрасте?

      С
позиции Л.С. Выготского, в конце 
каждого возрастного периода 
у ребенка возникают возрастные
новообразования: «Выяснив социальную
ситуацию развития, сложившуюся к началу
какого-то возраста и определяемую отношениями
между ребенком и окружающей средой, мы
вслед за этим должны выяснить, как из
жизни в этой социальной ситуации необходимо
возникают и развиваются новообразования,
свойственные данному возрасту». Далее
Л.С. Выготский пишет: «Раз возникшие новообразования
в сознательной личности ребенка приводят
к тому, что изменяется сама эта личность,
что не может не иметь самых существенных
последствий для дальнейшего развития».

      Вводя
представление о новообразовании,
Л.С. Выготский теоретически дает основания
для введения стадиальной структуры онтогенеза.
Действительно, если рассматривать лишь
внешние условия развития, нет основания
настаивать на стадиальности, можно признать
и постепенное изменение этих условий.
Но при введении представления о новообразованиях
вводится еще одно условие развития –
внутреннее строение личности или сознания.

      Таким
образом, социальная ситуация развития
представляет собой сочетание внутренних
процессов и внешних условий, которые
являются типичными для каждого возрастного
этапа и обусловливают как динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и качественно
своеобразные психологические новообразования,
возникающие к его концу.

 


2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ 
РАЗВИТИЯ 

В
МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

      По 
мнению Л.С. Выготского, легко может 
показаться, что младенец совершенно
или почти асоциальное существо. Он лишен
основного средства социального общения
– речи. Его жизнедеятельность исчерпывается
в значительной степени удовлетворением
простейших жизненных потребностей. Он
в гораздо большей степени является объектом,
чем субъектом, т.е. активным участником
социального взаимодействия. На самом
деле внимательное исследование показывает,
что в младенческом возрасте мы имеем
дело в совершенно специфической, глубоко
своеобразной социальностью ребенка,
которая вытекает из единственной и неповторимой
социальной ситуации развития, своеобразие
которой определяется двумя моментами.

      Первый 
из них заключается в том, что 
младенца отличает полная биологическая
беспомощность. Младенец не в состоянии
удовлетворить ни одной своей жизненной
потребности. Самые элементарные и основные
жизненные потребности младенца могут
быть удовлетворены не иначе как с помощью
взрослых, ухаживающих за ним. Предметы
возникают и исчезают из поля зрения ребенка
благодаря взрослому. Ребенок передвигается
в пространстве на чужих руках. Изменение
его положения, даже простое переворачивание,
снова оказывается вплетенным в социальную
ситуацию. Устранение мешающих ребенку
раздражений снова определяется тем же
путем.

      
Таким образом, пути через других,
через взрослых – основной 
путь деятельности ребенка в 
этом возрасте. Решительно все 
в поведении младенца вплетено 
и воткано в социальное. Все 
контакты ребенка с социальной 
действительностью являются целиком и
полностью социально опосредованными.
Благодаря всему этому и возникает такая
единственная и неповторимая зависимость
ребенка от взрослых, слитность ребенка
и взрослого.

student.zoomru.ru

Социальная ситуация развития ребенка

Министерство образования и науки РФ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

Институт психологии, педагогики и управления образованием

Кафедра практической психологии

Курсовая работа

Социальная ситуация развития ребенка

Научный руководитель
:

старший преподаватель кафедры

практической психологии С.М. Колкова

Выполнила
: студентка 2 курса

вечернего отделения

И.Л. Васюкявичюте

Красноярск, 2004

Содержание

Введение

1. Социальная ситуация развития младенца

2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

4. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Заключение

Литература

Введение

Понятие социальная ситуация развития
было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. [4].

Таким образом социальная ситуация развития
является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования:
дети от периода младенчества до подросткового возраста.

1. Социальная ситуация развития младенца

Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей, он скорее является объектом ухода, чем субъектом социальной жизни. Отсюда легко возникает впечатление, что младенец представляет собой чисто биологическое существо, лишенное всех специфических человеческих свойств.

На самом деле младенец живет в совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуации развития
. Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек – взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей. Объективная зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе). Эти отношения всегда опосредованы другими, всегда преломляются через призму отношений с людьми. Поэтому отношение ребенка к действительности с самого начала есть социальное отношение
. В этом смысле Л.С. Выготский [1] называл младенца «максимально социальным существом». Всякое, даже самое простое отношение ребенка к вещам или вообще к внешнему миру всегда осуществляется с помощью или через другого человека.

Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. поэтому удаление его сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. В отсутствии взрослого младенец попадает с ситуацию полной беспомощности: его активность как бы парализована или в высшей степени ограничена. В присутствии взрослого для ребенка открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Вот почему смысл всякой ситуации для младенца определяется прежде всего присутствием взрослого – его близостью, отношением к ребенку, вниманием к нему и т.д.

С объективной социальной ситуацией развития младенца связано и своеобразие ее отражения ребенком. Л.С. Выготский высказал предположение, что физически отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически. Эта слитость с матерью продолжается до конца младенческого возраста, пока ребенок не научается самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступает еще позднее. Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра – мы
», и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Это первоначальное переживание слитости себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я. Эту точку зрения Л.С. Выготский аргументировал двумя известными фактами [1].

Первый факт касается представлений младенца о собственном теле: вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы. Сначала он рассматривает руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.

Второй факт, подтверждающий эту точку зрения, заключается в зависимости реакций ребенка от пространственного положения вещей. физическое отдаление предмета означает и его психологическое отдаление. отдалившись на определенное расстояние, привлекательный ранее предмет теряет всякий интерес для младенца. Предмет на расстоянии как бы вовсе не существует для него. Но интерес оживает с новой силой, как только рядом с предметом – в одном оптическом поле с ним – появляется взрослый человек. Это чрезвычайно важный феномен. Казалось бы, в предметной ситуации ничего не изменилось: ребенок воспринимает предмет столь же удаленным и недостижимым, как и раньше. Но аффективная привлекательность предмета, находящегося на расстоянии, зависит от присутствия взрослого рядом с этим предметом. Причем ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому, чтобы получить нужный предмет. Взрослый здесь нужен не для того, чтобы достать недоступный предмет, а чтобы этот предмет стал привлекательным для ребенка.

Если первый факт характеризует неспособность младенца выделить из окружающего мира и осознать свое собственное тело и свое автономное существование, то второй говорит о том, что социальное отношение ребенка и его отношение к внешним предметам неразделимы для ребенка: предметное и социальное содержания еще слиты для ребенка. Оба факта могут свидетельствовать о том, что собственная психическая жизнь ребенка осуществляется не иначе, как при условии психической общности, в условиях сознания «пра – мы».

Такой взгляд на социальную ситуацию развития младенца коренным образом меняет представление о его развитии. В традиционных научных представлениях младенец рассматривался как совершенно автономное существо, не знающее ничего, кроме себя, и целиком погруженное в мир собственных переживаний. Согласно этому взгляду, неразвитая психика ребенка максимально изолирована, неспособна к социальным отношениям и реагирует лишь на примитивные раздражения внешнего мира. Только в последствии младенец становится социальным существом, социализируя свои желания, мысли и поступки. Л.С. Выготский категорически опровергает такое представление [1].

Психика ребенка с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей и именно через них воспринимает и познает окружающий мир. Младенец живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней общности с другими людьми. Взрослый для младенца не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, но внутренне содержание его психической жизни. Сначала младенец как бы живет в другом, он слит с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенно психологическое отделение его от взрослого.

mirznanii.com

Советы рукодельницам