Полхов-Майданская роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

История

Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Матрёшки из Полх Майдана Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. 

Самоварчик Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Пистолет пробочный. Полхов Майдан. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Изменения росписи

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.

Поставок с Полхов-Майданской росписью Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года — масляные красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Артель «Красная заря»

В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.

Чудо-колокольчики, фрагмент росписи Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.

Трещётка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Классическая Полхов-Майданская матрёшка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

Детская балалайка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0

Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Магазин «Русские ремёсла»

Аутентичные матрёшки Полх Майдана можно купить в магазине «Русские ремёсла».

ru.russianarts.online

Полхов-майданская роспись. Художественная роспись по дереву

В последние десятилетия наметилась тенденция к возрождению и развитию многовековых народных промыслов. Одним из интереснейших ремесел русских мастеров является полхов-майданская роспись. Картинки на посуде и предметах обихода, раскраска игрушек-тарарушек яркие, притягивающие к себе взгляды. Это о них говорят: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется». Действительно, эти удивительные поделки народных умельцев словно светятся изнутри, создают атмосферу праздника и поднимают настроение. Их все чаще выбирают для оригинального подарка или покупают в качестве сувенира.

История возникновения ремесла

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.

Первые мастера вырезали все изделия вручную. Позже, когда появились токарные станки, процесс значительно упростился, но это никоим образом не сказалось на качестве товара. С течением времени полхов-майданская роспись получала все большее распространение и известность в разных уголках России.

Создание поделок

Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность.

Последние штрихи – покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается полхов-майданская роспись.

Элементы рисунка

Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков.

Чем же так необычна полхов-майданская роспись? Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой — черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение — краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Как узнать майданскую тарарушку

Полхов-майданская роспись обычно хорошо узнаваема, так как есть ряд признаков, характерных только для нее.

  1. В раскраске преобладает сочетание следующих цветов: желтый и темно-синий или холодно-красный и зеленый.
  2. Самый распространенный цветок – роза в разных вариациях, а также мак, шиповник, георгин.
  3. Приоритетный фон для изображения растительного орнамента – желтый. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный черный контур.

Полхов-майданская матрешка

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-майданская народная кукла во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней овальный передник, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Художественное ремесло сегодня

В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов-Майданская роспись». Здесь игрушки и предметы быта вытачивают не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах. В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки. Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: полхов-майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.

Особая гордость жителей района — Музей матрешки. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.

В селах Вознесенского района Нижегородской области: Полховский Майдан, Вознесенское, Крутец – до сих пор существуют семейные артели, занимающиеся изготовлением местной достопримечательности. Детей этому учат с раннего детства, и полхов-майданская роспись продолжает жить.

fb.ru

Русские народные промыслы. Полхов-Майданская роспись

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Холуйскую миниатюру:https://id77.livejournal.com/2097791.html, ну а сегодня о поговорим немного о Полхов-Майданской росписи
Названию промыслу дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе. Полхов-Майдан — это один из самых известных центров не только росписи по дереву,но и вообще деревообработки в этом регионе. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Хотя, справедливости ради надо отметить,что известность роспись приобрела уже после Революции.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, птички — свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи — «наводка» (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

В основном местные игрушки, или, как их называют, «майданские тарарушки», отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить — на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив — это так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение «»Полхов-Майданская роспись»» В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи следующая…
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов — майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой.

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью немного другая. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 — 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 — 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками.
Вот такие дела.
Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

Полхов-Майданская роспись — nezhnaya4you

Полхов-Майданская роспись
Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду

В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин


Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.





До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей.

Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.








С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.



В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полохов-Майданская роспись». Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.





Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки.

В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики



Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое
История вещей
Фотографии
Народные промыслы

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

nezhnaya4you.livejournal.com

Российские росписи: Полхов-Майданская роспись

Полхов-Майданская роспись             На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.           С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.          Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.          Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, птички — свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
         
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
         Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи — «наводка» (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают.  Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.           В основном местные игрушки, или, как их называют, «майданские тарарушки», отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить — на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.           На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив — это так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.            В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера.  В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение «»Полхов-Майданская роспись»» В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Технология росписи
           Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.            Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.           Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.


Урок первый – рисование цветов, ягод и фруктов.

Задание к первому уроку – коробка или коробочка. Форма коробки может быть квадратная или прямоугольная. Материал: акварель, гуашь, акрил, круглая кисть. Время выполнения: три недели с 1 по 20 октября. Фото отчет. Урок второй – композиция. Задание ко второму уроку – роспись на круглом деревянном изделии. Это может быть солонка, ваза, туесок. Если деревянного изделия у вас нет, то попробуйте роспись на баночке, бутылке или на тарелке можно предварительно загрунтованной, а можно и не грунтовать. Материал: акриловые краски, круглая кисть. Можно попробовать витражные краски, если планируете роспись по стеклу.

Время выполнения: четыре недели с 21 октября по 10 ноября. Фото отчет.

severros.blogspot.com

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Народный промысел, сформировавшийся в с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) в 1920-е годы. Один из самых молодых художественных промыслов России, представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.

История возникновения промысла в Полховском Майдане во многом легендаризирована. Не сохранилось ни первых игрушек, ни документов, связанных с их происхождением.

Согласно наиболее распространенной версии, крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду в своих мастерских, в конце XVIII века. Первые токарные изделия не расписывались.

Свое развитие промысел получает в 1910-1920-х годах. Известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат. Возможно, под влиянием аналогичных изделий сергиевских мастеров посуду и игрушки начинают покрывать выжженным контурным рисунком.

Вскоре контур начинают раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов на смену им приходят более яркие анилиновые красители, разведенные на спирту. Постепенно выжженный контур заменяет рисунок тушью. С начала 1980-х годов начинает применяться роспись по обожженному паяльной лампой фону.

В 1928 – 1930 годах отдельные мастера объединились в артель «Красная заря». В 1960 году артель была преобразована в Полх-Майданскую фабрику игрушек. Согласно другой группе источников, артель возникла в 1969 году по инициативе мастеров П.Е.Казакова и Г.А.Авдюкова. Так или иначе, в период расцвета на фабрике работало около 500 человек, при ней была своя экспериментальная лаборатория. Однако в 1990-х годах фабрика была закрыта, и промысел полностью перешел в частные руки.

Изготовлением аналогичных токарных расписных предметов занимаются и в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Промысел распространяется и на поселок Вознесенское: там в 1972 году возникает производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», в котором работают профессиональные художники.

Однако в первую очередь Полхов-Майданский промысел основан на семейном производстве. Мужчины вытачивают форму, женщины наносят роспись. Среди токарных изделий Полховского Майдана можно выделить две группы: первая – предметы утвари и шкатулки; вторая – матрешки (местное название – «тарарушки»), детские игрушки, свистульки, пасхальные яйца. Изделия покрываются орнаментальной и сюжетной росписью. Основных красок четыре: синяя, зеленая, красная и желтая; пятый цвет – белый – создает сам деревянный фон. Обязательный прием майданской росписи – «наводка» (обводка рисунков черных цветом). Среди художественных мотивов – цветы, птицы, животные, сельские пейзажи. Полхов-Майданских матрешек легко отличить по более вытянутым пропорциям, нежели у сергиевских или семеновских игрушек, и полушалку с крупным цветком шиповника – так называемой «розой». В качестве одной из разновидностей существует и бесконтурная роспись.

Самая большая коллекция изделий Полхов-Майданского промысла хранится в Вознесенском историко-краеведческом музее. В выставочном зале музея представлено около 1500 матрешек.

w.histrf.ru

Сказочная роспись Полховского Майдана — изо, презентации

Сказочная роспись Полхова Майдана

Учитель ИЗО и МХК , 1 квалификационной категории, МБОУ гимназии № 30 г.Ульяновска: Бутузова Наталья Витальевна.

.

Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

  • Яркая и пышная, Роспись необычная, Крупные цветочки, Зеленые листочки

Изделия мастеров Полхова-Майдана

История промысла.   Село Полховский Майдан – лесная, удалённая от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремёсла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалёку от Дивеева монастыря. Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, оседали вблизи монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.

ПОЛХОВ МАЙДАНСКАЯ

РОСПИСЬ — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное слово, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, игрушки, так называемое «белье». Полхов-майданские сувениры – это погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке, грибочки, копилки, матрешки, пистолеты-хлопушки. Все эти изделия называли забавным словом «тарарушки».

Точили так же посуду ложки, солонки, кубки, поставки, вазы, тарелки и миски, бочонки, шкатулки.

Веселое сказочное царство расписных игрушек и посуды приковывает внимание изобретательностью и разнообразием форм, радует своей праздничной красотой.

Яркими узоры эффектно сочетались с светлым фоном дерева.

Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками.

В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

Пишут анилиновыми красками по загрунтованной крахмалом поверхности.

В росписи используют разнообразные приемы:

«цветы с наводкой»- цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром пером и тушью с последующей заливкой плоскостей цветом.

«цветы без наводки» или «травки» — роспись без контура

Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Ш ироко распространен прием «Пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками, точками, прямыми и зигзагообразными линиями, завитками, сцепленными в один ряд.

А чтобы изделия глаз радовали, их стали расписывать яркими узорами, которые эффектно сочетались с светлым фоном дерева. Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

Пишут анилиновыми красками по загрунтованной крахмалом поверхности.

В росписи используют разнообразные приемы:

«цветы с наводкой»- цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром пером и тушью с последующей заливкой плоскостей цветом.

«цветы без наводки» или «травки» — роспись без контура

Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Ш ироко распространен прием «Пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками, точками, прямыми и зигзагообразными линиями, завитками, сцепленными в один ряд.

При росписи применяют чистые яркие краски: желтую, малиновую, переходящую в и розовые оттенки, синюю, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета.

Краски при росписи следует наносить в один слой. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем — более темными.

После росписи изделие лакируют.

Стиль полхов майданской росписи, контрастный по цвету, с пышным и ярким узором , хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.

Та-ра-рушки,  Та-ра-рушки – Это русские игрушки,  Очень славные, Да забавные, да нарядные, не – на – глядные…

Из — под рук струятся стружки, получаются игрушки

Матрешка из Полхов-Майдана

Любимый растительный мотив росписи: «Розаны» и шиповник

«Цветочная наводка», «пестрение» Разживка листьев

Разживка на цветах

Мотивы росписи Полхова –Майдана. Композиция росписи: * Направление сказочной веточки зависит от формы посуды. * Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами. * Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.

Последовательность выполнения росписи.

* Сначала наметим силуэт узора простым карандашом. Волшебная веточка красиво изгибается. * В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки. Цветовое решение узора. Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана? (желтый, красный, зеленый, синий) Посмотрите последовательность работы над узором в цвете 1. Заливка желтым цветом

2. Проработка другими цветами 3. Завершающий этап – обводим контур черным цветом. Самостоятельная работа. Выполнить роспись посуды по традициям Полхова-Майдана

Рефлексия. Заверши фразу:

Мы узнали нового на уроке о…….

Все изделия делали из…..

В селе Полхов-Майдан изготавливали ……..

Основные мотивы росписи посуды это….

Мастера используют в росписи основные цвета…..

Необычное в этой росписи то, что…..

— Кому эта роспись понравилась больше, чем те, с которыми мы уже были знакомы раньше?

 

kopilkaurokov.ru

Советы рукодельницам