Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания
Разделы: Спорт в школе и здоровье детей
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.
В настоящее время отмечаются позитивные изменения в сфере физической культуры и спорта.
Укрепление здоровья школьников и оптимизация физического развития – это приоритетные цели системы физкультурного образования и спортивной подготовки. Физическая культура и спорт играют в системе образования важную социальную роль.
Для формирования личности учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия. Успехи физического воспитания учащихся в большей мере зависят от правильного сочетания различных форм занятий и подбора таких средств и методов, которые отвечают требованиям умственного и физического развития младшего школьника и являются неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы, решая образовательные, воспитательные, развивающие и лечебно-оздоровительные задачи, учитывающие требования, предъявляемые к организму детей в этом возрасте.
Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
- цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
- какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
- посильна ли она для учащихся;
- все ли учащиеся будут в ней участвовать;
- что даст игра каждому ребенку.
Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в
играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более
строгим становится судейство, чаще используются
полюбившиеся игры. В играх ярче
Организуя обучение, учитель должен стремиться:
- воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
- укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
- содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.
Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.
28.10.2010
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов
Библиографическое описание:
Рахматов А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов // Образование и воспитание. 2018. №5. С. 33-34. URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3630/ (дата обращения: 15.04.2019). В системе всестороннего развития личности физическое воспитание ребенка занимает важное место. В младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Ведущая роль в этот период принадлежит игровой форме организации учебно-воспитательного процесса. Особое место отводится различным подвижным играм. Данное обстоятельство связано с тем, что особенности функционирования основных систем организма младшего школьника в наибольшей степени характерны именно игровой деятельности.
Понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, которая отражает поведение человека в границах заранее определенных условностей. Одна из основных функций игры — педагогическая: она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Монотонность и шаблонность в занятиях с детьми младшего возраста приводит к быстрому утомлению школьников. Возникает необходимость строить уроки более разнообразно, насыщать их увлекательными новыми движениями, вызывающими положительные эмоции у детей.
Подвижные игры имеют огромное значение в осуществлении оздоровительных и воспитательных задач при обучении младшеклассников. Игры помогают правильному росту и формированию детского организма, способствуют его всестороннему развитию. Через игровые задания дети познают окружающий мир. Поэтому на уроках физической культуры рекомендуется использовать такие игры, которые обеспечивают должный уровень двигательной активности.
Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий. В играх ребенок находит все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, лазание, элементарные гимнастические упражнения, что и создает, в конечном итоге, основу всестороннего физического совершенствования. Кроме того, для нее характерна высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач. Это важный фактор развития координационных и других двигательных способностей. Ценность игровой формы организации занятий и в том, что она содержит неограниченные возможности для формирования у детей ориентировки в пространстве, закрепляя ранее приобретенные умения и навыки.
Игра — самая свободная, естественная форма двигательной активности детей, в которой осознается, изучается процесс физического воспитания, проявляется личное творчество, самопознание, самовыражение ребенка.
Играя, ребенок удовлетворяет свойственную ему потребность в движениях, полностью раскрывает отрицательные и положительные черты своего характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. В играх больше, чем в физических упражнениях, участники могут выполнять двигательные действия так, как им хочется, что способствует более полному раскрытию их индивидуальных особенностей.
Характерной особенностью игрового метода является ярко выраженное соперничество и эмоциональность. Он позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. Даже командные соревнования, например, в беге или прыжках, не создают столь многогранных ситуаций между участниками, сколько появляется их в игре. Участие в игре побуждает ребенка полнее и глубже использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде.
Подбор подвижных игр к урокам физической культуры необходимо осуществлять таким образом, чтобы они помогали овладению и закреплению необходимых знаний, умений и навыков, способствовали развитию организма и укреплению здоровья учащихся.
Подвижные игры лучше применять в комплексе с другими средствами физического воспитания: с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. Для повышения эффективности урока физкультуры, рекомендуется насыщать применяемые в нем игры подходящими элементами современных систем физических упражнений, которые обладают высокой мотивационной ценностью и актуальностью (популярные виды единоборств, аэробики и т. п.).
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроке определяется, прежде всего, включением в него комплексов вспомогательных и подводящих игр на развитие физических качеств.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него включают вспомогательные игры с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, преодолением сопротивления соперников. Содержательные компоненты таких игр — перетягивания, выталкивания, элементы борьбы, приседания и отжимания, бег и прыжки с посильными отягощениями, метания различных предметов на дальность. Примером таких игр могут быть: «День и ночь», «Бой петухов», «Перетяни черту», «Далекий бросок».
На развитие ловкости оказывает непосредственное влияние применение подвижных игр, которые требуют проявления точной координации движений, быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, например, «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Встречи на скамейке», «Скалолазы».
Играм для развития быстроты характерны мгновенные ответные реакции на различные сигналы: периодические ускорения в сочетании с внезапными остановками, стремительные рывки, бег на короткие отрезки за минимальное время, действия по опережению соперника («Вызов номеров», «Линейные эстафеты», «Салки с приседом», «Сигнал», «Займи свое место»).
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с большой затратой сил, с частыми повторами движений, продолжительной непрерывной деятельностью, которая заведомо установлена правилами игры. Среди таких игр: «Рыбак и рыбки», «Челнок», «Удочка».
С помощью таких простых, но весьма эффективных специализированных игр можно целенаправленно осуществлять физическую подготовку, исключая монотонные и неинтересные физические упражнения. Это, в свою очередь, поможет не только разнообразить уроки физической культуры, но и повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями.
Литература:
- Абрамович В. Б., Майский А. Б. Урок физической культуры // Учебн. пособие для студентов заочного обучения. Набережные Челны, 1999: Филиал ВГИФК.
- Аксенова О. Н. Рост скелета таза у лиц школьного возраста. // Архив анат. гистол. и эмбриол. 1997, Т.53, № 9.
- Альмуханов В. У. Вариативность учебных программ по физической культуре (на примере младших классов сельских школ Казахстана): Автореф. дис….канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1994.
- Арестов Ю. М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: Автореф. дис…….канд.биол.наук.- М., 1997.
- Арефьев В. Г., Мунтянов В. В. Влияние соматотипологических различий на уровень проявления двигательных качеств девочек младшего школьного возраста // Функциональная морфология. Новосибирск, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровой метод, физическое воспитание, физическая культура, игровая деятельность, правило игры, действие, упражнение, ребенок, урок.
Похожие статьи
Игровые методы в физическом воспитании | Статья в сборнике…
Игровые методы в физическом воспитании. Автор: Ториев Асхат Шерзатович.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего школьного возраста.
игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок…
Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А. В. Луначарский. Игра — один из древнейших, и, тем не менее…
игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок…
Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе.
Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей старшего
умение, физическая культура, игра, качество, двигательное действие, формирование, легкая…
Игровые технологии национальных и подвижных игр…
В работе приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: национальные игры; игровая деятельность, игровая мотивация…
игра, физическая культура, игровой метод, физическое…
Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко
Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.
Игровые технологии национальных и подвижных игр в физическом воспитании детей…
Организация игр и игровых занятий по физической культуре
В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на
Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии
ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение, здоровый образ жизни…
Обоснование технологии использования национальных…
Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура, классификация, оздоровление, физическая нагрузка. Национальные и подвижные игры с элементами спорта вызывают у детей интерес к занятиям физической культурой.
игра, игровая деятельность, физическое воспитание…
Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени…
Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство…
игра, народная подвижная игра, игровая деятельность, игровая культура, физическая культура, повышение уровня, возможность выбора, область игры. Похожие статьи. Воспитание детской игровой культуры через…
moluch.ru
Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания
Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания
Учитель физической культуры Коломыцева Ю.В.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.
В настоящее время отмечаются позитивные изменения в сфере физической культуры и спорта.
Укрепление здоровья школьников и оптимизация физического развития – это приоритетные цели системы физкультурного образования и спортивной подготовки. Физическая культура и спорт играют в системе образования важную социальную роль.
Для формирования личности учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия. Успехи физического воспитания учащихся в большей мере зависят от правильного сочетания различных форм занятий и подбора таких средств и методов, которые отвечают требованиям умственного и физического развития младшего школьника и являются неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы, решая образовательные, воспитательные, развивающие и лечебно-оздоровительные задачи, учитывающие требования, предъявляемые к организму детей в этом возрасте.
Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.
Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
посильна ли она для учащихся;
все ли учащиеся будут в ней участвовать;
что даст игра каждому ребенку.
Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры.
Проведение подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.
Организуя обучение, учитель должен стремиться:
воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы. Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.
Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.
infourok.ru
2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
Я.А. Коменский – высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом», т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.
К. Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
П. С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.
Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры.
А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.
Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.
Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
1) цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
2) какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
3) посильна ли она для учащихся;
4) все ли учащиеся будут в ней участвовать;
5) что даст игра каждому ребенку.
6) Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи. Это особенно важно, поскольку детей начинают интересовать игры с соревнованием между целыми игровыми коллективами.
Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом).
Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а так же военизированные игры на местности.
Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет увеличиваются. Более строгим становится судейство, чаще используются полюбившиеся игры. В играх ярче
Проведение подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.
Организуя обучение, учитель должен стремиться:
1. воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
2. содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Обучение подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока младшие школьники потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию отсутствия инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию ведущего, места проведения, по элементам разметки пространства, по общему сюжету и т.д.
Индивидуальные, одиночные подвижные игры создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Такие игры носят преимущественно сюжетный характер, с распределением ролей в соответствии с сюжетом и часто применяются педагогами для расширения психологических задач, включая реабилитационные. В этой связи такие игры носят название ролевых.
Коллективные подвижные игры называются так по признаку одновременного участия в игре определенного количества играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.
Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях. Особенностью некомандных игр с водящим является по ролевым функциям игроков противоборство с водящими и противодействие игроков одной команды водящим из другой путем взаимодействия с партнерами по команде или при их поддержке и непосредственной физической помощи.
Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.
В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков наличествует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды. Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд по функциям играющих подразделяются: на индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи.
Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный, или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.
Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:
— выполнением ритмических движений — проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;
— перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;
— скоростного действия выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;
— прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;
— проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.
Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.
В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности — привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов — музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.
Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.
studfiles.net
Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников».
РЕФЕРАТ
Тема:
«Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников».
Реферат подготовил: Беляева Маргарита Юрьевна
Должность: Учитель физической культуры
Место работы: Московская область. Г. Королев
ул. Кооперативная д. 1
МАОУ гимназия №9
2016г.
Московская область г. Королев
Российская Федерация
Оглавление.
Введение_______________________________________________________2
Глава 1. Игра – исторически сложившееся общественное явление.
Значение занятий играми_________________________________4
Место подвижных игр в системе образования младших школьников_____________________________________________6
Глава 2. Педагогическая характеристика подвижных игр.
2.1 Классификация игр______________________________________8
2.2 Требования к подбору игр________________________________9
2.3 Подвижные игры на уроке физической культуры в школе_____10
2.4 Подвижные игры во внеклассных спортивно-массовых мероприятиях__________________________________________________13
Глава 3. Физиологические основы физического воспитания
3.1 Значение физических упражнений________________________16
3.2 Понятие о физическом развитие__________________________16
3.3 Развитие двигательной функции у детей младшего школьного возраста_______________________________________________________17
3.4 Особенности занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возрасти____________________________________18
Глава 4. Развитие в играх физических качеств_______________________21
Заключение____________________________________________________24
Приложение 1__________________________________________________26
Приложение 2__________________________________________________27
Список используемой литературы_________________________________29
Введение.
Современное государственное, экономическое переустройство общества требует преобразование многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Складывавшаяся десятилетиями отечественная система физического воспитания детей в школе по своей логике построения научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических качеств человека справедливо считается одной из лучших в мире.
Однако общество в современном мире развивается очень быстрыми темпами, требуя и от отечественной системы физического воспитания совершенствования и модернизации. Одним из важнейших разделов физвоспитания, особенно в начальной школе, являются подвижные игры. Благодаря большому разнообразию их содержания и игровой деятельности, всесторонне влияющие на организм и личность ребенка способствуя решению основных педагогических и специальных задач физического воспитания.
Цель работы – раскрыть значение подвижных игр, которые способствуют правильному физическому воспитанию детей, обучают их жизненно важным двигательным и гигиеническим навыкам, а также воспитывают основные физические и морально-волевые качества. В своей работе я использую источники литературы авторов, которые очень точно и конкретно описывают значение подвижных игр.
Игра должна оказывать непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и социальное поведение. Эффект социально ориентированной игры заключается в том, что с ее помощью формируются здоровые привычки. Самоконтроль своих ощущений, отказ от агрессивного поведения и умение уклоняться от агрессивных посягательств.
Современная концепция содержания физической культуры, обязательным минимум содержания образования. Требования к уровню подготовки учеников определяют, что развитие личности в целостности и единства своего многообразия становятся сегодня определяющими принципом образования в школе.
Особое внимание в направляющих нормативных документах уделяется следующим задачам учебного предмета «Физическая культура»:
— формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнования:
— формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающие ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы:
— расширение двигательного опыта посредством ус
schoolfiles.net
Подвижная игра как средство физического воспитания детей
Подвижная игра как средство физического воспитания детей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
кафедра коррекционной педагогики
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Выполнил: студент 44 группы
Семенко А.Н.
Проверил:
Кузьмина Л.А.
Новосибирск 2011
Введение
Физическое воспитание подростающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь целью народного образования является подготовка всесторонне развитых строителей коммунистического общества, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Подвижные игры — одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детва. Младший и средний школьный возраст — наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.
По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.
В средней школе занятия играми способствуют решению образовательных и оздоровительных задач, подготовке учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. В детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке юных спортсменов. Много внимания уделяется подвижным играм в период зимнего и летнего отдыха учащихся, в практике работы специальных медицинских и культурно-просветительных учреждений.
подвижный игра ребенок половой возрастной
ПОНЯТИЕ О ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.
Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.
«Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств.
Таким образом, под понятием «игровой метод» мы имеем в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся.
ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ О ЗНАЧЕНИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Я.А. Коменский — высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я.А.Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т.е. или развитием здоровья, или отдыхом для ума.
К. Д. Ушинский — XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
П. С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних — треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.
В. Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.
Подвижную игру В. Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх — до спортивной игры.
А. С. Макаренко. По его мнению, игры — средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.
ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРОСТОВ
Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся и т.д.
Подвижные игры детей младшего школьного возраста
У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7-9лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.
Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх («Октябрята» и др.), что доставляет детям большое удовольствие.
Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.
У детей в возрасте 7-9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений, а также длительных статических положений тела. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса.
Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела.
У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В тоже время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве («Команда быстроногих»), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча («Гонка мячей»), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения («Салки»).
Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную игру, делятся впечатлениями («Мяч капитану», «Борьба за мяч»).
Восприятие детей 10-11 лет постепенно совершенствуется. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания.
Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию. Например («Передача мячей в колоннах»).
В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11 летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера.
Для детей 10-11 лет соответствуют подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок (эстафета по полосе препятствий и т.п.).
Подвижные игры подростков
Мышление и речь детей 12-14 лет становится более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, «Мяч капитану») требует расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций.
Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.
Мышечная система продолжает развиваться, но ещё отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.
Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.
Подвижные игры юношей и девушек
Подвижные игры в старшем школьном возрасте помогают здоровому содержательному отдыху, укрепляют физические силы занимающихся. При педагогически оправданном применении они способствуют развитию у 15-17 летних школьников целенаправленного восприятия, последовательности и логичности суждений, живости воображения, помогают проявлению волевой двигательной активности, интереса к занятиям спортом.
К 15-17 годам юноши и девушки обладают значительным опытом участия в разнообразных подвижных играх.
На уроках физической культуры применение некоторых подвижных игр указывается программой в качестве вспомогательных упражнений: при изучении метания по легкой атлетике, волейболу, баскетболу.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Выбор игры
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.
В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек.
При выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, занятие отряда, праздник, прогулка). Если на уроке и перемене время ограничено, то время прогулки не ограничено; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются главным образом массовые игры, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовки.
Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В небольшом зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют поочерёдно. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности.
При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.
Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может не состояться
Подготовка места для игры
Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зелёную площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длинной не менее 12. Желательно, чтобы на расстоянии 2 м от поля были расположены скамеечки.
Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.
При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Оконные стёкла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой. Перед проведением игр на местности руководитель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Объяснение игры
Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, руководитель обязан ясно представить себе всю игру.
Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме.
Рассказ должен быть логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
- название игры;
- роль играющих и их места расположения;
- ход игры;
- цель игры;
- правила игры.
Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.
Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение учащихся. Заметив, что их внимание ослабло, руководитель должен сократить объяснение или оживить его.
Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует напомнить только основное содержание.
Распределение на команды
- Играющие распределяются по усмотрению руководителя в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам (при проведении сложных спортивных игр).
- Играющие распределяются на команды путём расчёта.: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые — другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются на уроках физической культуры. Но при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.
- Разделение путём фигурной маршировки или расчёта движущей колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры. Состав команд при этом способе бывает случайным и часто не равным по силе.
- Распределение на команды по сговору. Дети выбирают капитана, разделившись на пары, сговариваются кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям. При таком распределении команды почти всегда равны по силам. Его можно применять только в тех случаях, когда игра не ограничена по времени.
- Распределение по назначению капитанов. Дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди выбирают игроков себе в команду. Этот способ довольно быстрый, и команды по силам бывают равны. Отрицательной стороной является то, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам.
- Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.
Выбор капитанов команд
Капитаны — непосредственные помощники руководителей. Они организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.
Капитанов выбирают сами играющие или назначает руководитель. Когда капитана выбирают играющие.
Они приучаются оценивать друг друга по достоинству и, выражая доверие своему товарищу, побуждают его к большей ответственности. Если играющие недостаточно хорошо организованы или плохо знают друг друга, то командира назначает руководитель.
Иногда он назначает капитанами пассивных игроков, способствуя тем самым воспитанию необходимых черт характера. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.
Выделение водящих
Желательно, чтобы в роли вод, чтобы в роли возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:
- По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива играющих. Руководитель назначает водящего в том случае, когда дети не знают друг друга. При назначении руководитель должен кратко объяснить свой выбор.
- По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто используют способ считалки, метания — водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.
- По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных ведущих. Хорошо устанавливать очерёдность в выборе ведущего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.
- По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.
Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и количества играющих и их настроения.
Дозировка в процессе игры
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий — игры с меньшей интенсивностью).
Надо учитывать, что, с увеличением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим школьникам надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали потребности в отдыхе.
Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать число повторений. Можно увеличивать подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.
Желательно, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.
Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными. Направление в игре зависит от размера площадки, и чем она больше, тем больше направлений получают участники.
Перетягивание через черту
Подготовка. Две команды играющих встают одна против другой вдоль черты, проведённой между ними. Мальчики стоят против мальчиков, а девочки против девочек, примерно равных по физическим силам. В четырёх шагах за каждой командой стоят игроки, выделенные для подсчёта очков.
Содержание игры. По команде учителя игроки сближаются у средней линии и берутся за одну (или две) руку. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, где стоят помощники. Игрок, которого перетянули, дотронувшись ладонью до игрока, подсчитывающего очки, может снова уйти за черту и опять играть за свою команду. Каждый перетянутый игрок приносит перетянувшей его команде одно очко.
Команда, получившая за время игры большее число очков, побеждает.
Правила игры: 1. В ходе игры разрешаются захваты только за руки. 2. Разрешается перетягивать поодиночке, парами, несколькими игроками одновременно.
Эстафета с палками и прыжками
Подготовка. Играющие делятся на две-три равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в трёх-четырёх шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, в руках у головного игрока гимнастическая палка.
Содержание игры. По сигналу учителя первые номера бегут до установленной в 12-15 м булавы (набивного мяча), обегают её и, вернувшись к своим колоннам, передают палку одним из концов вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят её под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остаётся в конце своей колонны, а второй бежит к стойке, огибает её и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д. Игра заканчивается, как только все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает её вверх.
Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.
Правила игры: 1. Запрещается отпускать концы палки, когда её проносят под ногами. 2. Запрещается ронять палку. 3. Все игроки обязаны перепрыгнуть через палку.
Эстафета с чехардой
Подготовка. Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Интервалы между командами 3-4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8-12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый упирается руками в одну ногу и, наклонившись вперёд, прячет голову.
Содержание игры. По сигналу учителя игроки, стоящие в колоннах впереди, бегут вперёд и выполняют опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и затем встают на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд.
Получившие касание рукой бегут вперёд, выполняют опорный прыжок и остаются в кружках и т.д. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, т.е. игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечёт линию старта, откуда игроки начинали бег.
Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.
Правила игры: 1. Запрещается выбегать за начальную черту, пока возвратившийся игрок не коснётся ладонью очередного игрока. 2. Игроку, через которого прыгают, нельзя изменять позу во время игры и стоять за пределами кружка (квадрата).
Петушиный бой
Подготовка. На полу чертится круг диаметром 2 м. се играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга (одна напротив другой).
Содержание игры. Играющие выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них стоит на одной ноге, другую подгибает, а руки кладёт за спину. В таком положении участники поединка (по сигналу) начинают вытаскивать плечом и туловищем друг друга из круга, стараясь не оступиться.
Побеждает игрок, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться, тем самым принеся команде победное очко. Побеждает команда, игроки которой одержали большое количество побед.
Правила игры: 1. Правилами запрещается снимать со спины руки. 2. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга одновременно. 3. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли бойцов. 4. Капитаны также сражаются между собой (последними).
Снайперы
Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга — команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).
Содержание игры. По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно) метают мячи в городки из положения тоя, с колена или лёжа, по условиям игры. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника — на шаг ближе.
Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.
Правила игры: 1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.
Заключение
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Литература
1.Былеева Л.В., Коротков И.М. — Подвижные игры, М: 1982 г.
2.Коротков И.М. — Подвижные игры в школе, М: 1979 г.
.Коротков И.М. — Подвижные игры для детей. М: 1978 г.
.Яковлев В.Г., Ратников В.П. -Подвижные игры, Пр.: 1977г.
diplomba.ru
Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания»
«Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания»
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.
В настоящее время отмечаются позитивные изменения в сфере физической культуры и спорта.Укрепление здоровья школьников и оптимизация физического развития — это приоритетные цели системы физкультурного образования и спортивной подготовки. Физическая культура и спорт играют в системе образования важную социальную роль.
Для формирования личности учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия. Успехи физического воспитания учащихся в большей мере зависят от правильного сочетания различных форм занятий и подбора таких средств и методов, которые отвечают требованиям умственного и физического развития младшего школьника и являются неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы, решая образовательные, воспитательные, развивающие и лечебно-оздоровительные задачи, учитывающие требования, предъявляемые к организму детей в этом возрасте.Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.
Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.
Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.
При подборе игры продумываются следующие вопросы:
— цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
— какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
— посильна ли она для учащихся;
— все ли учащиеся будут в ней участвовать;
— что даст игра каждому ребенку.
Подведение итогов должно быть простым и четким.
Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Учащимся 1-2 классов ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертыванием от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.
У детей 9-10 лет (3-4) классы, заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость, выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию.
В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные такти
schoolfiles.net