Как правильно подготовить домашних условиях ребенка к школе с 4 -6 лет

Содержание

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение.

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

distance-teacher.ru

Подготовка к школе.Как и чем заниматься с ребёнком четырёх лет? (простые и полезные занятия)

        Продолжаем наш разговор  о  том,  как   надо  заниматься   с  ребёнком    определённого  возраста.Сегодня   мы   поговорим  о  4-х летках. Про  то,  как   заниматься    с  ребёнком   3-х  лет,  я  рассказывала   в этой статье .
  1.  Сегодня    я   хочу   начать   с  просто  пламенного  призыва: Родители, пожалуйста, читайте     детям  книги! Сейчас  происходит  что-то страшное — растёт число  детей, которым  родители  НЕ  ЧИТАЮТ!  Эти  дети  не  знают  ни  ритмичных стихотворных   сказок   Корнея   Чуковского, ни трогательных стихотворений  Агнии Барто, ни Незнайки, ни  Буратино,  никого! У меня   был шестилетний  ученик, он так смеялся, когда я ему  рассказывала «Колобка»! Он  его  услышал  в  первый  раз,  и  ему  показалась  песенка  Колобка  такой   смешной! А  мне  вот  было  совсем  не  смешно, потому  что  дело-то  не  в  «Колобке», а , в  том,  что  родители (для меня  только  так — родители, а не детский  сад), не  дали  ребёнку  даже  минимальных   знаний  об  окружающем, не  познакомили  даже  со  сказками.Этот  бедный  мальчик, назовём  его  Иван, не знал  очень  многих  элементарных  вещей, отсутствие  сведений  о  литературе -лишь  один  из  многих  пробелов.  Родители! Ответственность  за  интеллектуальное  развитие  ребёнка  лежит только  на  вас  —  не  на детском  садике,  не   на   телевидении, не   на  компьютере! Не  забывайте   об  этом! 
  2.      Напишу    сейчас  вещь,  для  многих  очевидную,  но  очевидную  не  для  всех!  С   ребёнком  надо   гулять! Вы  не  поверите,  но   я  работала  в   нескольких  семьях, где   неработающие   мамы,  имеющие   домашних (не   посещающих   сад  детей), практически    с   этими  детьми     не   гуляли. Так  и  сидели  в    четырёх  стенах  целыми  днями  —  мама  в    компьютере,  ребёнок  в  телевизоре. Продукты  папа  вечером  приносит…. Ну   не  нравилось  им  гулять  с  ребёнком,  было  неинтересно,  а   думать  о  пользе  прогулок  для  ребёнка  как-то  не  хотелось. Одна  мама  была  очень  увлечена  постоянным  наведением  чистоты  и  порядка  в  квартире  и  приготовлением  очень  сложных   блюд,  на  прогулки  не   было  ни  времени, ни  сил (но  вместо  этого  были  репетитор, логопед, массажист, кружки — безусловно,  от  всего  этого  огромная  польза  для  ребёнка,  но, согласитесь,  другая,  прогулок  всё   это  заменить  не  могло,  в  результате  мальчик  ПОСТОЯННО   БОЛЕЛ).     
    Прогулка
     —  это  свежий    воздух,  это  движение,  это    больше  свободы   физической  и  поведенческой  (можно  бегать, прыгать, кричать —   то   есть  всё  то,  чего  нельзя   делать  дома). Прогулка — это   общение,  это  игры,  это  качели, карусели, лесенки, турники.Прогулка — это  велосипед, самокат, ролики, санки! Песок  или  снег, камешки, палочки, листики ! Небо, солнце, трава, деревья!  Сколько  всего  интересного  можно   увидеть  и  узнать  —   как   чистят   проезжую  часть  от  снега,  как  мусорная  машина  выгружает  контейнеры,  как  в  магазин  привозят  продукты!  Можно  покормить  птиц,  можно  изучать  породы  встретившихся  собак! Можно  рисовать  мелками  на  асфальте,  можно  пускать  мыльные  пузыри! Да  мало  ли,  что  можно  придумать!
    Поделитесь  с  нами  в  комментариях,  а  что  интересного   делаете  вы   с   ребёнком  на  прогулке?      
  3.   Ведущий   вид  деятельности  в  жизни  ребёнка — это  игра!  Ведущий  вид  деятельности — это  психологический    научный   термин. Ведущая  деятельность — это  деятельность,  которая  более  всего  подходит  человеку  этого  возраста  и  в  процессе  которой   формируются   все  психические   новообразования,  которые  необходимы  личности   для  дальнейшего  развития. В  игре   развиваются   речь, мышление, внимание, память,  воображение; в  игре   ребёнок  получает  опыт   формирования  социальных  связей  и  отношений,  игра  расширяет  кругозор  ребёнка. Поэтому  родители  должны   создавать   детям  возможности  для  игр. Игрушки  мы  детям  все  покупаем,  это  понятно. Но  бывает,  что  ребёнок   настолько  перегружен  разными  кружками  и  занятиями,  что  у  него  просто  нет  времени  поиграть. И  вечером,  после  сада   и   очередного   занятия   в  очередном  кружке,  вместо  расслабления   с  любимыми   куклами  или  машинками,  ребёнок  усаживается  перед  телевизором,  или,  того  хуже,  берёт  в   руки   очередное   электронное   новшество (некоторые  родители  по  недомыслию  очень  гордятся,  что  их  ребёнок  очень  ловко  играет  в  стрелялки!)
  4.   Особо  хочу   выделить  игры    настольные. Для   них  ребёнку  нужен  компаньон, но  есть  и  такие   занятия,  которыми   ребёнок   может  заниматься  и  сам,  если  в  начале  вы   потратите  время  и  заинтересуете  его,  научите  играть. Думаю,  пазлы  можно  отнести  к   настольным  играм,  многие  дети  с  удовольствием  их  собирают,  и  это  очень  полезное  занятие.  А   чем  полезны  игры —  «бродилки» ?  Сейчас  расскажу. Очень  важный   момент  — то, что   это  игра  «по  правилам». Значит,  ребёнок,  даже  если  ему  очень  хочется   выиграть,  должен   соблюдать  правила (на  первых   порах  это  не  у  всех   получается,  дети  начинают  немного  хитрить,  но  не  зацикливайтесь  на  этом,  повторяйте,  что  так  делать  нельзя,  но  более серьёзных  мер  не  предпринимайте,  это  проходит  у  всех  детей). Развивать  в  ребёнке  умение  принимать  и  выполнять  правила — это  важная  ступень  в  подготовке  к  школе.  Почему?  Потому  что  умение  соблюдать  правила  напрямую  связано  с  развитием   у  ребёнка  произвольности,  т.е.   умения  делать  не  то,  что  хочется,  а  то,  что  надо. Без  этого  умения  себя  контролировать  и  себя » заставлять» в  школе  ой — ой  как  тяжело!  Видите,  какие  серьёзные   вещи  формирует  на  первый   взгляд   несерьёзная   детская  игра! Кроме  того,  в  «бродилках»   развиваются  математические   представления,  память,  внимание (особенно   способность  к   длительной  концентрации  внимания). Будет  ли   развиваться  при  этом  кругозор  —  зависит  от  вашего  выбора  игры,  прежде  чем  купить  её ,  постарайтесь  вникнуть  в  её   содержание (сейчас  игры  выпускают  все,  кому  не  лень  и  много  игр  бесполезных, даже  вредных). 
5.  Про   обучение   в   этом  возрасте  я  напишу    отдельно. Пора   уже  начать   учить    цифры (постепенно, нельзя  давать  все  сразу),разумеется,  соединяя  цифры  с  количеством  предметов, потихонечку   разучивайте  буквы,   разберитесь  для   себя ,  в  чём  разница    между  звуками   и  буквами   и  учите  ребёнка   различать  и  называть  звуки   речи. Всё    это    делать  можно   только   в  хорошем  настроении,  при  желании  ребёнка  и  в  игровой  форме,  например, вот так.. С  детьми,  у   которых  хорошо  развито  внимание,  можно  потихонечку  складывать  слоги,  читать  и  писать  короткие  слова. Обязательно  рассказывайте  ребёнку  обо  всём,  что  вас   окружает,  расширяйте  словарь,  объясняйте  назначение   предметов,  причины  явлений. Говорите   с  ребёнком  как  можно  больше  и  на  самые  разные  темы,  особенно  о  том,  что  вы  сейчас  можете  видеть,   наблюдать,  и  обязательно  уделите  время  и  внимание   тому,  что  ребёнка  заинтересовало,  о  чём  он  вас  расспрашивает.
  6.Рисование,  лепка,  аппликация   должны   стать    частью  жизни  вашего  ребёнка. Даже  если  вас  пугают  последствия  рисования  красками (ой  я  насмотрелась  на  таких   мамаш — чистюль!),  всё   равно  придумайте,  как  организовать  рабочее  место   малыша  и   дать  ему    возможность  ощутить  СЧАСТЬЕ (именно  так)  рисовать  красками. Ну  а  уж   карандаши  (фломастеры  лучше  не  давать  детям   до  5-6  лет,  потому  что  важнее  «подружиться »  с   карандашами,  а   они  для  детей  часто  становятся  совсем  непривлекательными,  если  есть  фломастеры) , восковые  мелки,  пластилин  должны  быть  у  ребёнка  «под  рукой»   всегда! Вместо  того,  чтобы  мучить  ребёнка  в 6,5  прописями,  лучше   в   1,5   дать  ему  в  руки  карандаши  и  бумагу!
 7.   Продолжаем,  развиваем  и    усложняем  всё,  что  делали  с  трёхлеточками! Напоминаю,     о   том,  как    заниматься   с детьми   3-х  лет,  написано  в этой статье.

   Думаю,  наши  продвинутые  мамочки  поделятся   своими   находками   и   наработками   и  продолжат  мой  список. Желаю  вам  приятного  общения  с  вашими  детишками!                                                                                               

www.podgotovkakshkole.ru

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях?

Если вы решили самостоятельно воспитывать малыша до школы, не пользуясь услугами няни и гувернантки, то вам пригодятся мои советы преподавателя, воспитателя и родителя в одном лице. Это советы о том, как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях.

 

 

Когда и с чего начинать?

 

Итак, первый вопрос: когда лучше начинать обучение и подготовку к школе? Самый благоприятный возраст для этого 3,5-4 года. Процесс подготовки должен быть непрерывным и доставлять ребёнку удовольствие. Наказания и упрёки непозволительны!

Эффективно в домашних условиях подготовить ребёнка к школе можно только максимально приблизив эти самые условия к школьным. Поэтому сначала составьте план и расписание занятий, а чтобы ваши «уроки» имели системный характер, распланируйте темы по 1 на каждое занятие. В день должно быть не более 2-3 «уроков» по 15 минут в первый год обучения с перерывами между ними не менее 20, но не более 30 минут. Занятия следует проводить компактно и сразу после завтрака, так, как это предусмотрено школой.

С этого момента у ребёнка должно быть оборудовано место для занятий: столик, где будут лежать его книги для чтения, тетради, альбом, карандаши и краски для рисования, ручки и линейки. Это место всегда должно содержаться самим ребёнком в порядке, как «настоящее» рабочее место.

Теперь настало время поговорить об учебных предметах и областях знаний, которые вы должны будете помочь освоить своему будущему первокласснику. Итак, как ребёнка подготовить к школе в домашних условиях и не упустить ничего важного в этом процессе?

 

 

 

Уроки чтения

 

Первым уроком планируйте чтение — чем быстрее ребёнок выучит буквы и научится читать, тем быстрее и успешнее пойдёт процесс обучения.

 

  1. Изучать буквы следует в алфавитном порядке, и первые уроки начинайте с чтения небольших сказок, отрывков из сказок и рассказов.
  2. Предложите ребёнку найти все встречающиеся в тексте буквы, которые вы изучаете на уроке или уже изучили.
  3. Прочитайте небольшой текст и попросите ребёнка рассказать то, о чём вы прочитали.
  4. Задайте ему 2-3 вопроса по тексту, требующие короткие ответы.

 

Ровно через 15 минут занятие должно закончиться и ребёнок должен иметь возможность поиграть в подвижную игру. Первый перерыв между занятиями должен быть не более 20 минут.

 

 

Уроки математики и письма

 

Вторым можно поставить «урок» математики или правописания, или иностранного языка. Правописание букв лучше тоже начинать в алфавитном порядке и изучать именно ту букву, которую вы изучили на уроке чтения. Таким образом, усвоение материала будет проходить более успешно. Начиная со второй и последующих букв алфавита можно тренировать в чтении слогов и даже небольших слов. То же касается и правописания. Этот способ не совсем традиционен, но смею вас заверить, не менее эффективен. Уже в 5 лет ваш ребёнок будет нормально читать, и писать не хуже первоклассника.

Не стремитесь сразу научить писать ребенка прописными буквами, сначала научите его писать печатными, чтобы облегчить освоение навыка чтения. Но уже с начала следующего года обучения переходите к прописным буквам. При этом следите, чтобы малыш «видел» линейки в тетради для письма и клеточки в тетрадях для математики, чтобы он аккуратно выполнял ваши задания.

Учить считать нужно начинать с мелких игрушек, счётных палочек и даже конфет. Оперировать в первый год обучения рекомендую только целыми числами. А задачи представлять только на наглядном материале – игрушках. Числа можно изучать по парам: 1 и 2, 3 и 4 и так далее. Каждую пару ребёнок должен на уроке прописать и запомнить. На следующий день 5 минут выделите для повторения, а потом изучайте следующую цифру.

Геометрические формы лучше начинать изучать с печенья разнообразной формы, постепенно переходя к начертанию их в тетради с помощью треугольника и линейки. Рекомендую сначала изучить цифры от 1 до 10, а потом перемежать математику с геометрией в течение недели.

 

 

 

Творческое развитие

 

На уроках рисования, лепки и аппликации закрепляйте изучение геометрических фигур, предлагая предварительно ребёнку определить, что яблоко и солнце будет похоже на круг, дом – на квадрат, а крыша – на треугольник. Учите ребёнка пользоваться красками так, чтобы они не сливались в одну бурую массу, а заштриховывать рисунок учите в одном направлении.

 

 

Иностранный язык

 

Изучение иностранного языка начинайте с красочных иллюстраций и выбирайте только тот язык, который изучали сами. Это будет полезно и вам и поможет в дальнейшем вашему малышу. Все 15 минут этого урока общайтесь с ним только на иностранном языке и все свои слова или изучаемые понятия сопровождайте действиями. Эта форма изучения иностранного языка наиболее эффективная в дошкольном и школьном возрасте. В конце такого урока закрепить материал можно демонстрацией мультфильма или его отрывка на 3-4 минуты.

 

 

Физическая и психологическая подготовка

 

Процесс обучения должен не только умственно, но и физически, и психологически подготовить малыша к школьной жизни, и поэтому занятия нужно проводить 5 дней в неделю подряд, а затем давать 2 дня отдыха.

 

Расписание занятий предлагаю сделать следующим:

 

  • в понедельник – чтение, правописание;
  • во вторник – рисование, математика;
  • среда будет более загруженной — правописание, математика, лепка;
  • в четверг день тоже напряжённый – чтение, иностранный язык, аппликация;
  • пятница должна, как и в школе быть более свободной – чтение, иностранный язык.

 

С 5 лет занятия математикой и иностранным языком должны увеличиваться до 20 минут, а правописание, чтение и рисование до 25 минут. При этом перерывы должны сокращаться до 20 минут между занятиями.

 

Это основные советы о том, как подготовить к школе ребёнка в домашних условиях. Попробуйте такой метод подготовки детей к школе дома и успех вашему малышу обеспечен! Говорю это со знанием дела, потому что мои дети, обучаясь по моему методу, не только получили высший балл на вступительных экзаменах в первый класс престижной гимназии, но и успешно её окончили, не имея проблем с усвоением материала и не переживая психологического стресса в перестройке организма к школьному периоду их жизни.

 


 

Как подготовить ребенка к школе и не отбить охоту учиться — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

☀ Развивающие интересные ☀ занятия для детей 4 5 лет ☀

Занятия для детей 4 лет обязательно должны быть не только развивающими, но и захватывающими. Помните, что в 4 года малыш еще не способен долго сидеть на одном месте (обычно рутинные тесты, требующие для прохождения более 40-50 минут, служат тяжелым испытанием для ребенка), поэтому наличие физкультминуток (приблизительные упражнения можно посмотреть ниже) обязательно. Какие же мероприятия рекомендованы ребенку 4 лет?

Занятия с ребенком 4-5 года будут интересными и родителям

Математические

Именно в этом возрасте стоит заняться подготовкой ребенка к школе. Чтобы уроки в учебном заведении легко усваивались детьми, рекомендуется потратить время на освоение следующих тем:

Базовая геометрия

Развивающие занятия должны быть направлены на изучение основных геометрических фигур (обязательно знание круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала и треугольника) и их положения в пространстве (например, если фигуры расположены в ряд, то малыш должен уметь сказать, какая фигура находится до или после выбранной).

Изучение геометрических фигур

Материалы, которые помогут для занятий: рисунки геометрических фигур по точкам, красочные таблицы геометрических фигур с примерами из жизни (например, треугольный кусок торта, круглая пуговица и так далее), таблицы с группами геометрических фигур, игра «найди лишнюю фигуру».

Цифры и числа

Ребенку необходимо научиться считать, как минимум, до десяти (лучше, если в прямом и обратном направлении), а также писать числа максимально аккуратно. Обычно для обучения дома используются следующие материалы: прописи, пазлы, несложные примеры. Для того, чтобы научить ребенка соотносить абстрактное число с реальными предметами, лучше использовать любимые игрушки детей (например, машинки для мальчиков и куклы для девочек), либо специальные счетные палочки, из которых можно складывать всевозможные фигурки.

Изучение счета с помощью разноцветных цифр

Равенства и неравенства

Малышу требуется понять основные принципы сравнения (больше, меньше или равно) и научиться самостоятельно создавать равные множества. Как и в предыдущем случае, лучше использовать не скучные черно-белые развивающие тесты, а любимые игрушки, активно используемые детьми (например, можно разыграть с детьми сказку, в которой главные герои попадают на праздник, где есть только два стола, и надо разделить всю группу на две равные части).

Логические

Развитие логики крайне важно, поскольку ребенку осталось 2-3 года до школы (согласно мнению психологов, 4 года — это наиболее подходящий возраст для освоения ребенком необходимых логических понятий).

Задание Логические ряды

Педагоги рекомендуют родителям выполнять развивающие упражнения по следующим темам:

Похожи или отличаются

Малыш должен уметь находить на картинке совпадения или различия. Очень хорошим материалом для занятий на эту тему послужат любые картинки (желательно с небольшим количеством элементов, чтобы не путать ребенка), аккуратно исправленные в графическом редакторе, прослужат Вам 1-2 года (необходимо просто заменять элементы на исходном изображении).

Если Вы не хотите изготавливать материалы самостоятельно, можно приобрести специальные развивающие книжки.

Найти общее

Малыш должен находить общее качество какой-то группы предметов (посуда, предметы голубого цвета, предметы на определенную букву и так далее), а также вычислять лишний предмет (например, дикое животное из группы домашних). Для занятий дома в качестве материалов обычно используется комплект развивающих карточек. Если же вы хотите проводить уроки на природе, то используйте в качестве примеров всю окружающую среду: например, зеленая ель будет лишней в группе желтых берез.

логическое задание «Найди отличие»

Найти ошибку

Малыш должен находить ошибки как на картинках, так и в произносимом тексте (например, «летом я люблю кататься на санках»). В качестве обучающих материалов можно использовать как самостоятельно изготовленные рисунки (лучше брать картинки для возраста 2-3 года, поскольку они не содержат много мелких деталей), так и специальные развивающие пособия.

Концентрация внимания и памяти

Малыш не должен отвлекаться от выполняемого ими задания в течение 5-10 минут (при этом уроки по продолжительности не превышают 40-50 минут), кроме того, малыш должен помнить недавно прочитанную или услышанную информацию. Если вы хотите заниматься дома, то можно использовать самостоятельно сделанные карточки (желательно, чтобы изображения были максимально простыми. Для начала подойдут разноцветные или черно-белые геометрические фигуры): сначала малыш некоторое время смотрит на них, а потом по памяти перечисляет изображенные предметы.

Карточки на запоминание предметов

Для занятий на улице дополнительные материалы не понадобятся: в любое время года можно воспользоваться окружающими Вас предметами: зимой — слепленными снеговиками, осенью — разноцветными листьями.

Речевые

В 4 года малышу особенно необходимо общение. Именно поэтому стоит обратить внимание на выполнение упражнений по следующим темам:

Понятная речь

Ребенку необходимо владеть, как минимум, тысячей слов (если вы не уверены в словарном запасе малыша, можно пройти тесты на его определение), а также построением несложных предложений. Удобно заниматься этой темой с помощью словесных игр (например, загадки, шарады, данетки и так далее).

Задания на развитие речи

Соблюдение грамматических норм

Малыш не должен путаться в предлогах, родах и числах предметов. Если Вы наблюдаете у ребенка «западающие» слова, то лучше всего исправлять ошибки с помощью использования карточек.

Изучение и написание букв

Переход к иностранному языку

Если ребенок делает успехи в родном языке, можно начать заниматься с ним основами иностранного (обычно родители решают учить вместе с ребенком английский или немецкий). Иностранный язык можно изучать как дома, так и в специальных группах для дошкольников.

Спортивные

Спортивное развитие малыша обязательно должно присутствовать, поэтому, если у Вас нет возможности отдать сына или дочку в спортивную секцию, то выполняйте развивающие упражнения дома.

Спортивные занятия дома

Рекомендуются игры с мячом, выполнение зарядки, несложных танцев и подвижных игр.

Помните, что все дети развиваются в разном темпе, поэтому, если у малыша что-то не получается, не стоит ругать его. Лучше предложите ребенку интересные игры, с помощью которых он сможет развить тот или иной навык.

Видео. Интересные занятия с детьми 4-5 лет

detki.guru

Подготовка к школе для детей 4-7 лет • Детский клуб «Классики»

У нас действуют такие группы по подготовке к школе:

  • Три года до школы
  • Два года до школы
  • Один год до школы
  • Летние экспресс-курсы для детей от 4,5 до 7 лет

Также возможны индивидуальные занятия по подготовке к школе, интенсивному обучению чтению и улучшению техники чтения, логопедии.

Возможное расписание:

  • Понедельник и пятница во второй половине дня. Дети приходят 2 раза в неделю, занимаются по одному академическому часу.
  • Среда во второй половине дня. Дети приходят 1 раз в неделю и занимаются 2 академических часа с перерывом.
  • Суббота в первой половине дня. Дети приходят один раз в неделю и занимаются 2 академических часа с перерывом.

C каждым годом в Москве требования к детям, которые приходят в первый класс, становятся всё выше. Особенно это касается хороших, элитных школ города, руководство которых гласно или негласно проводит отбор и принимает в свои классы только самых сильных детей.

Речь уже идёт не только о том, что дети должны уметь читать. Зачастую требования гораздо выше – требуется умение посчитать количество слогов в слове, определить ударный слог, определить твёрдый или мягкий согласный звук.

Мы с гордостью можем сказать о выпускниках нашего курса «Подготовка к школе» (особенно это касается трехлетней программы): их умения превосходят ожидания «приёмных комиссий».

Как это получается?

Во-первых, у нас очень сильный педагог. Юлия Петровна Саломатова – преподаватель, который последние 12 лет занимается только подготовкой детей к школе. Юлия Петровна имеет два высших образования, она педагог начальных классов и логопед. Также она является научным сотрудником Института Семьи и Воспитания РАО (Российской Академии Образования). Юлия проводит обучение молодых специалистов, по ее авторской программе работают десятки детских центров в России и странах ближнего зарубежья.

Юлия Петровна – профессионал с большой буквы, а по характеру – болтушка и хохотушка, обожающая детей. У нее получается быть для них и строгой учительницей, которая приучает к дисциплине даже самых непоседливых детей, и другом, которого они обнимают и целуют при встрече.

Во-вторых, наши занятия очень сфокусироанные. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (80 часов за учебный год). Один час посвящен обучению чтению и развитию речи, грамоте, письму. Второй – математический.

На занятиях у Юлии Петровны есть короткие физминутки, но нет творчества, ритмических блоков, музыкальных пауз. Всё это — замечательные вещи, и те родители, которые считают их важными, приводят к нам детей отдельно на музыку, танцы, рисование. (Например, многие родители оставляют у нас детей в субботу после подготовки к школе на занятие по ИЗО).

То есть, мы тратим боль

klassiki-club.ru

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях: советы для родителей

Поступление в школу — это довольно волнительное время для любого родителя, ведь их ребенок переходит на новый этап развития и социализации! Как именно все пройдет? Получится ли у маленького справиться со школьными предметами? Сможет ли он адаптироваться к новой среде?

Чтобы все прошло гладко, можно подготовить ребенка к школе заранее. Давайте детально разберемся в том, когда нужно приступать к занятиям, какими именно они должны быть, и стоит ли отдавать малыша в подготовку или можно сделать это самостоятельно на дому.

Когда начинать подготовку?

Психологи говорят, что начинать подготовку к школе можно уже с 3,5-4 лет, тем более, что первые шаги к образованию вы уже, скорее всего, сделали: начали учить малыша читать и считать.

Именно в 3,5-4 года в ребенке формируется яркая личность. Конечно, он еще многого не умеет и не знает обо всем на свете, забрасывая вас вопросами: «Почему?» и «Как?».

Но именно сейчас в нем активно развивается логическое и пространственное мышление и активизируется память, потому упускать этот благодатный период крайне нежелательно.

Психологическая готовность

Любой ребенок должен быть подготовлен к школе не только умственно, но и с точки зрения психологии. Это значит, что в нем все должно находиться в равновесии, а именно:

  • личностная и социальная готовность;
  • волевая сфера;
  • явная мотивация к обучению.

Другими словами, юный ученик должен стремиться к походу в школу сознательно. Он должен желать получения новой информации, думать об этом этапе взросления и хотеть учиться выстраивать отношения в новом коллективе.

Что за чудо — школа?

В первую очередь стоит объяснить малышу, что такое школа, чем она отличается от садика, что означает на практике загадочное слово «уроки» и почему так важно слушать то, что говорит учитель.

Попытка визуализации

Необходимо понять внутренние ощущения ребенка и узнать, как он относится к школе. Для этого попросите его нарисовать ее в деталях и рассказать о том, какая она.

Какие уроки проходят в школе? Большие ли там перемены? Получают ли ученики оценки и нравится ли им там находиться? Пусть ребенок расскажет вам, какая там работает учительница — строгая или добрая, нравится ли ему она или нет.

Во время повествования вы получите ответы на свои вопросы: чего боится ребенок, из-за чего тревожится, чего опасается. Все эти моменты стоит обсудить с ним после рассказа и разыграть варианты выхода из разных ситуаций.

Пугать нельзя!

Не давите на ребенка психологически, не пугайте строгой дисциплиной или тем, что станете ругать его за плохие отметки. Это явно не стимулирует его к хорошему восприятию нового места обучения.

Лучше расскажите ребенку о том, что ему предстоит узнать о мире много интересного, а если в этот период он столкнется с трудностями, то всегда сможет рассчитывать на вас.

Для чего ребенку школа?

Объясните малышу, что его главной задачей станет не получение хороших оценок (хотя и это важно), а получение новых знаний, которые он в дальнейшем будет использовать в свое благо.

Например, сможет устроиться на работу, получать заработную плату и покупать то, что захочется — то есть, стать по-настоящему взрослым.

Все и сразу?

Не пытайтесь напичкать малыша обилием информации и дать ему все и сразу: много знать не означает любить учиться. Лучше развивайте в нем любознательность и умение подходить к урокам творчески. В результате малыш поймет, что учиться — это довольно увлекательно и вообще не страшно.

Самостоятельность — всему голова!

Очень важно, чтобы малыш овладел такими важными качествами, как ответственность и самостоятельность. Специальных тренировок для этого проводить не нужно — это же не армия! Достаточно доверять ребенку несложные задания и давать шанс справиться самостоятельно с тем, что ему по силам.

Можно, к примеру, поручить ему уход за цветами, которые вы купите вместе с ним. Обсудите с малышом правила и особенности заботы о растениях и объясните, что случится с цветочком, если его не поливать и не окучивать.

Чтобы малыш не забывал этого делать, прикрепите бумажку с напоминанием на холодильник.

Похвала — лучшее благо

Обязательно хвалите малыша за успехи, подчеркивая тот факт, что он знает уже очень много. Только ни в коем случае не приводите в пример других, более «развитых» детей, чтобы малыш не чувствовал себя не слишком успешным на фоне их достижений.

Он должен знать, что если у него что-то не получается, нужно попробовать сделать это еще раз.

Идем за знаниями: расписание занятий

Итак, психологическая подготовка малыша идет полным ходом, пора браться и за учебный процесс. Для этого развивайте в ребенке усидчивость, умение жить по графику и строгую дисциплину.

Собственно уроки стоит проводить 5 дней в неделю, а два последующих дня отдыхать и резвиться.

Расписание занятий может быть, например, таким:

  1. Понедельник: правописание и чтение;
  2. Вторник: рисование и математика;
  3. Среда: снова математика, снова правописание и, как бонус, аппликация;
  4. Четверг: чтение, английский (или другой иностранный язык) и лепка;
  5. Пятница: чтение и иностранный.

Сколько заниматься?

Ближе к пятилетнему возрасту занятия такими трудными предметами, как математика или английский, в домашних условиях должно проходить не более 20 минут. На остальные уроки можно отвести чуть больше времени — минут 25.

При этом переменки между уроками нужно сокращать: если сначала они будут большими — по часу, то потом стоит сделать их двадцатиминутными. Это поможет ребенку хорошо усваивать материал, не испытывая стресса от перестройки к новой жизни.

Методика обучения: как проводить уроки?

Давайте разберемся в том, как именно стоит учить ребенка. Советы по обучению малышей на дому для удобства приведены на примере особо значимых уроков.

Уроки чтения

Как только ваш ребенок изучит буквы и слоги, можно переходить к чтению, чтобы весь дальнейший процесс подготовки проходил успешнее.

Изучение букв стоит проводить в алфавитном порядке, а чтение — со знакомства с маленькими сказками. Для начала малыш может находить в тексте уже изученные буквы.

Пересказывайте ему прочитанное и просите повторить это еще раз, но уже самостоятельно. В помощь к изложению — 3 вопроса, на которые малыш должен коротко ответить.

Уроки правописания

Уроки правописания лучше проводить в таком же порядке, как и чтение, чтобы усвоение пройденного проходило успешнее. По мере ознакомления с материалом можно переходить к чтению простых слогов, чтобы потом попробовать их написать.

Если вы не будете отступать от этих принципов обучения, к 5 годам малыш станет довольно хорошо читать и писать. Обязательным условием является и то, чтобы ребенок работал с тетрадями для письма в линейку, а для математики — в клетку.

Уроки математики

Осваивать счет лучше всего на примере конфет, игрушек и членов семьи, при этом сначала стоит изучить целые числа. Несложные задачки по математике тоже лучше приводить на наглядном материале — на тех же конфетах.

Также можно учить числа сразу парами: 3 и 4, 5 и 6. Ребенок должен не только запоминать их, но и пытаться написать впоследствии. Обязательно повторяйте пройденный материал на следующий день, только не очень долго — не более пяти минут.

Различные геометрические фигуры лучше учить на примере того же печенья, которое сейчас выпускается в самых разных формах. Постепенно вы перейдете от «продуктов питания» к начертанию фигур в тетрадке.

Уроки ИЗО

Уроки рисования — отдушина для ребенка, потому проводить их нужно обязательно. Это может быть не только творчество в альбомах, но и аппликация, и лепка.

Здесь же можно заниматься изучением геометрических фигур, о которых мы говорили выше, и рисовать их в альбоме.

Учите малыша пользоваться красками, чтобы картины при этом не выглядели промокашкой непонятного цвета. Показывайте, как можно заштриховать рисунок карандашом или освоить технику рисования мелками.

Уроки иностранного языка

Залог успеха в изучении языка — использование ярких картинок и иллюстраций. Лучше всего, если вы начнете осваивать тот язык, который сами изучали в школе, иначе придется воспользоваться услугами репетитора.

Урок может длится минут 15, во время которого вы должны говорить с малышом на иностранном языке, сопровождая свои слова действиями. Такая форма обучения считается наиболее действенной для дошкольного возраста.

Как только урок подойдет к концу, закрепите пройденное показом мультфильма на иностранном языке.

Советы на закуску

Добровольные знания

Никогда, и это очень важно, не занимайтесь подготовкой малыша к школе «из под палки». Надо ли объяснять, что ни к чему хорошему это в итоге не приведет?

Поиграем в школу

Заинтересуйте ребенка, а еще лучше создайте вокруг него целый учебный коллектив. Например, пригласите в гости деток того же возраста и поиграйте в школу.

Требования по графику

Как только вы увидите, что малыш достиг каких-то успехов, аккуратно начинайте требовать от него результатов — сначала ненавязчиво, потом более активно. Такой подход к учебе пойдет малышу на пользу.

Стоит ли отдавать ребенка на подготовительные курсы?

Многие родители, дети которых приближаются к школьной поре чудесной, постоянно думают о том, как подготовить ребенка к школе дома. Не лучше ли будет отдать его для этого на подготовительные занятия?

Успокойтесь, ведь вы сами можете сделать это — было бы только желание!

Каких детишек стоит отдать на курсы обязательно?

В группу исключений, для которых курсы будут предпочтительней, чем домашняя подготовка к школе, входят:

  1. Малыши, которые не ходили в садик, мини-центры и любые другие дошкольные учреждения, так как социальная адаптация для них еще даже не началась.
  2. Застенчивые ребятишки и особенно в том случае, когда подготовительные занятия ведут те же учителя, кто в будущем станут для них преподавать предметы в младшей школе.
  3. Дети, у которых мало друзей. На подготовительных уроках малыши найдут для себя настоящих товарищей и при переходе в школу смогут избежать возможных стрессов.

Если же ваш ребенок отлично адаптирован к социуму, можно не прибегать к помощи подготовительных групп. Тем более, что в наши дни во всех садиках начинают готовить детей к школе задолго до поступления.

Ваши же занятия на дому станут для малыша хорошим подспорьем, которое поможет ему подготовиться к школе неспеша, интересно и очень результативно.

otvetprost.com

Подготовка к школе по системе «Русская классическая школа» (дети 4-6 лет)

Евангельское чтение:
Мф. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Евангельское чтение от Марка, положенное в Крестопоклонную неделю, ставит нас перед необходимостью осознать для себя важное обстоятельство, имеющее отношение к тому духовному деланию, без которого невозможно движение к Небесному Царству. Речь идёт о данной Богом человеку заповеди, требующей осознанного желания идти за Богом. Без этого желания движение к свету невозможно. Вторым важным пунктом будет отвержение себя, отвержение того мнения и восприятия земной жизни, небесного мира, духовного делания, которое складывается у нас в силу земного, человеческого понимания того, что мы называем житейской мудростью. Постепенно возрастая, человек учится искусству жизни в миру. Соделывая здесь храм своего тела, он настолько прилепляется к земному, что для небесного у него не хватает ни сил, ни времени. И когда мы доживаем до дня Крестопоклонной седмицы, то, хоть в малой степени воздерживаясь, учимся искусству жизни со Христом.

В этом стремлении человек должен быть последовательным, потому что без системности движение дальше невозможно. Перед нами открывается небесное окно, в которое Господь предлагает войти вместе с Ним. Горизонты духовной жизни только по мере внутреннего ощущения сердца становятся для нас реальными.

Как же быть? Каким образом отречься от себя самого? Как говорит Симеон Новый Богослов, каждый из нас самолюбив. А по слову святителя Игнатия Брянчанинова, каждый из нас находится в прелести, то есть в высшей степени льсти к себе. Мы добиваемся некоторых внешних побед, и нам кажется, что мы хороши. Мы получаем от Бога дары и приписываем их себе. Не преуспев в искусстве внутренней жизни, в малой степени что-то обретая, ощущаем, что уже чего-то достигли. Но ведь как только мы соприкасаемся с людьми, то явственно видим, чего мы стоим. Преподобный Авва Дорофей утверждает: «Войди в келью своего сердца, помолись там, а потом выйди и посмотри, что поднимается в тебе. Негодование, раздражение, гнев. Ты находишься в поиске объекта, на который можно излить своё раздражение и гнев, в поиске того, кого считаешь виноватым в своих недостатках. Ты ищешь кого-то виноватого, но не себя».

Перед нами очень важное обстоятельство, требующее духовного трезвения, ибо без него внутреннее делание невозможно. Как же быть? Как отказаться от того, что так дорого, так близко и срослось с нашим естеством? Стало нашей привычкой, особенностью характера, способностью, которой мы дорожим. Как писал преподобный Паисий Святогорец, едва тебя задели – ты уже готов растерзать того, кто перед тобою. Но ты сдерживаешься, потому что испытываешь страх от наказания, если совершишь преступление. Мы с вами оказываемся перед необходимостью важного выбора, потому что без понимания того, что есть духовные ориентиры, достичь спасения невозможно. Ведь есть различные задачи в этой жизни, но есть и главная цель, к которой можно вообще не подойти, потому что суета и внешние заботы настолько поражают сердце человека и его ум, что он не стремится к другому. Он порабощён состоянием, в котором находится очень давно, не замечая духовного одичания.

По святоотеческому слову, движение в нужную сторону предполагает необходимость объекта внимания, которому мы должны передать то, что Он же нам и дал. Речь идёт о Боге. Если мы не направляем свой внутренний взор в сторону Божественного глагола, если мы не погружаемся умом и сердцем в состояние доброделания, которое связано с важностью смирения, мы тратим свои силы понапрасну. Потому что перед нами есть конкретная поставленная Богом задача. Более того, Он её высказал апостолам, говоря о том, как молиться, дав молитву «Отче наш», завершающуюся призывом отвергнуться своей воли. Потому что главное духовное делание, связанное с возрастанием в вере, предполагает отвержение себя. Мы не можем подняться выше, если не отвергнем своего личного восприятия того, что происходит в этом мире.

В жизни каждого человека есть состояния, которые ему дороги и близки, и именно от них и требует отказаться Господь. Совершается это постепенно, но если мы не видим перед собою цели, если наша свободная воля направляется только в сторону того, что нам удобно, близко, дорого, то мы совершаем преступление в отношении Того, Кто дал нам эту жизнь для определённой цели. Об этой цели можно даже не задуматься, потому что в нашей жизни есть другие задачи – мы их ставим перед собой основательно и относимся к ним всерьёз. И входим в состояние родства с земным и ничтожным, и небесное начинает казаться нам далёким и пустым, своеобразным и безумным, не имеющим к нам никакого отношения. Но ведь жизнь идёт. Так или иначе, каждый из нас встанет перед смертью, перед определённым состоянием, после которого нам придётся испить чашу Божественной Правды. Страшный суд потому Страшный, что справедливый. Судить нас будет не Господь, а совесть – судить по состояниям, в которых мы находились регулярно, каждый день, пренебрегая Божьим призывом отвергнуть себя, порабощаясь постепенно и входя в рабство бесовской силе, ставшей нашим богом. Мы воспитываем в себе своеволие, сребролюбие, тщеславие и славолюбие, пустословие и скверномыслие и настолько напитались этим, что любое маленькое движение к Божественному Слову, обращённое через другого человека к нам, чтобы нас хоть немного встряхнуть, вызывает негодование. Неудобство, которое мы испытываем, вызывает ненависть, ярость и готовность причинить боль тому, кто вызывает у нас подобные чувства. Заметьте, это всё происходит по Божьей милости, чтоб мы увидели, чего стоим, ужаснулись состоянию своего внутреннего страшного, яростного, нечеловеческого, бесовского делания. Мы навыкаем и тренируемся в этом, мы каждый день понуждаем себя вставать в это положение и, находясь в нём, идём по жизни, привыкая к нему и воспитывая в этом негодовании и немирном духе своих детей.

Если посмотреть на каждый день нашей жизни, если подсчитать, сколько минут мы посвящаем духовному деланию и добромыслию и сколько отдаём состояниям ненависти, гнева, раздражения, пустословия, праздного времяпрепровождения, цифры будут страшные. Перед нами открывается перспектива, за которую человек будет судим. Ему даны годы жизни, но как он их проводит? Диавол создал другую культуру, целый мир, который человек принимает, которому он присягает. И вот уже человек принимает диавольские помыслы: «Это они виноваты! Я не могу. Я очень занят, мне тяжело, трудно, страшно относиться к духовной жизни по правде, я живу в обмане, привыкая к нему, в состоянии мягкотелости и постепенного остывания той малой веры, которую Господь дал мне, ожидая хоть малого движения в сторону благих плодов духовной жизни».

Мы читаем у апостола Павла о благости, мире, кротости, нестяжании, милосердии, но насколько мы в своей жизни являем готовность потрудиться в эту сторону? Предложение жить добродетельно порой вызывает у нас раздражение. Мы ищем причину, чтобы этого не делать, находим массу оправданий, препятствий, которые ставит лукавый диавол и которые мы привыкли принимать как само собой разумеющееся, как наши мысли. И эта калитка открывается так быстро и стремительно, что мы принимаем диавольский помысел, как свой, и действуем.

Крест предлагает человеку остановиться. Задуматься над тем, как он живёт. Осознать для себя, что завтрашнего дня может и не быть. Для каждого человека есть свой срок, который Начальник этого мира отмерил по Своим часам. Он знает, когда кого позвать, когда исполнится срок и когда закончится наша жизнь. Что мы успеем? Что принесём к Его алтарю? Мы с вами получили от Господа величайший дар: в каждого из нас Господь вдохнул бессмертную душу. Она страдает и скорбит, распинаемая нами же. И на кресте нашей жизни мы часто распинаем ближнего, но не себя, потакая своим страстям и забывая о важности движения к покаянию, предполагающего не только признание своей вины, но и готовность менять себя самого. Прямая задача в общении с людьми – понимая свою греховность, взаимодействовать с ними, служа им. Потому что без единства с людьми невозможно единство с Богом, без воспитания любви к людям невозможна любовь к Богу. Иначе это иллюзия, ложь и обман: «Если кто брата своего не любит, тот человекоубийца», – говорит нам апостол Иоанн Богослов. Есть задача, и можно попытаться её выполнить. Будет тяжело, но попытаться надо. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

www.dmdonskoy.ru

Советы рукодельницам